Статья "Перспективы использования технологий деятельностного типа на уроках химии в гимназическом образовании школьников"
статья по химии на тему

Родина Ирина Геннадьевна

Статья о применении технологии проблемного обучения на уроках химии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Технология проблемного обучения40.5 КБ

Предварительный просмотр:

Перспективы использования технологий деятельностного типа на уроках химии в гимназическом образовании школьников.

Автор: Родина Ирина Геннадьевна,

учитель химии

высшей квалификационной категории

МБОУ «Гимназия №1»

Рузаевского муниципального района

Республики Мордовия

«Великая цель образования -

 это не знания, а действия»

Герберт Спенсер

Многие годы традиционной целью школьного образования было овладение системой знаний, составляющих основу наук. Память учеников загружалась многочисленными фактами, именами, понятиями. Именно поэтому выпускники российской школы по уровню фактических знаний, заметно превосходят своих сверстников из большинства стран. Однако результаты проводимых за последние два десятилетия международных сравнительных исследований заставляют насторожиться. Российские школьники лучше учащихся многих стран выполняют задания репродуктивного характера, отражающие овладение предметными знаниями и умениями. Однако их результаты ниже при выполнении заданий на применение знаний в практических, жизненных ситуациях, содержание которых представлено в необычной, нестандартной форме, в которых требуется провести анализ данных или их интерпретацию, сформулировать вывод или назвать последствия тех или иных изменений. Поэтому вопрос о качестве образования был и остаётся самым актуальным.

Предмет нашей гордости в прошлом – большой объём фактических знаний – в изменившемся мире потерял свою ценность, поскольку любая информация быстро устаревает. Необходимыми становятся не сами знания, а знания о том, как и где их применять. Но ещё важнее знание о том, как информацию добывать, интерпретировать, или создавать новую. В трудных условиях поиска путей модернизации современного образования всё больше внимания привлекает к себе технология деятельностного типа. Деятельностный метод – это универсальность, гибкость, творчество, системность и непрерывность.

Одной из технологий деятельностного типа является проблемное обучение. В педагогической литературе даются различные определения понятия «проблемное обучение», в той или иной мере отражающие отношение автора к педагогическому процессу и соответствующую иерархию образовательных ценностей. В чём же суть проблемного обучения?  Технология проблемного обучения химии не является новой. В условиях современного обучения, не сами ученики приходят к учителям с вопросами, а идут в школу учиться в соответствии с программой учебной работы. Формирование проблемы и вопросов, которые им нужно выяснить, - дело учителя. Поэтому проблемное обучение, по большей части, явление в школе искусственное, идущее не от ученика, ищущего ответ на интересующий его вопрос, а от учителя, озабоченного тем, как бы заинтересовать учащихся учебной работой, которая к их сегодняшней жизни имеет отношение лишь внешней обязанности, но не внутреннего побудительного фактора.

Преодолевая это положение, учитель сам искусственно создаёт проблемную ситуацию, то есть вызывает такое состояние ученика, когда он в результате сопоставления имеющихся у него знаний с неизвестным фактом обнаруживает несоответствие. Например, дети знают, что индикаторы меняют свой цвет, попадая в кислоту или щёлочь. Но вот учитель при рассмотрении темы «Гидролиз солей», к раствору карбоната натрия добавляет несколько капель фенолфталеина, и раствор приобретает малиновую окраску. Почему фенолфталеин, изменяющий свой цвет в щелочах на малиновый, приобрёл малиновую окраску в растворе соли – карбоната натрия? Ведь это противоречит знаниям, которые были получены ранее! Таким образом, создаётся состояние удивления, озадаченности тем, что факт противоречит ранее усвоенным правильным знаниям: «Такого быть не может, но оно есть». Это заставляет сформулировать проблему в целом: почему индикаторы меняют свой цвет не только в растворах кислот и щелочей, но и в растворах солей? Или дело не в этой закономерности, а в чём-то другом?

Сформулировав проблемный вопрос, сузив проблему до масштабов, соотносимых со знаниями учащихся, учитель рассматривает взаимодействие воды с солями, сообщает новое знание о процессах, происходящих при растворении солей, или привлекает учащихся к деятельности по выявлению нового знания.

Суть проблемного обучения заключается в поисковой деятельности учащихся, которая начинается с постановки вопросов, закладываемых в учебных программах. Этот метод обеспечивает включение учеников в решение волнующей их проблемы. А чтобы учебная проблема стала для них именно волнующей, необходимо создать проблемную ситуацию - определённое психологическое состояние, возникающее при невозможности объяснить заинтересовавшее явление, факт, процесс с помощью известных знаний или выполнить необходимое действие известным способом.

Проблемное обучение — организованный преподавателем способ активного взаимодействия ученика с проблемно-представленным содержанием обучения.

Наиболее эффективны следующие три способа организации проблемного обучения:

  • проблемное изложение,
  • поисковая (эвристическая) беседа,
  • самостоятельная поисковая и исследовательская деятельность учащихся.

Проблемное изложение.

Этот способ организации проблемного обучения наиболее уместен в тех случаях, когда учащиеся не обладают достаточным объёмом знаний, чтобы придти к ответу на интересующий вопрос. В этом случае поиск осуществляет сам учитель. Так, например, при изучении темы «Углеводы» можно задать такой проблемный вопрос: почему хлеб, если его долго жевать, приобретает сладкий вкус? Или при демонстрации эксперимента по сравнению свойств глюкозы и фруктозы учащиеся сталкиваются с проблемой: глюкоза реагирует с гидроксидом меди (II), а фруктоза – нет. Почему?

Если же школьники обладают минимумом знаний, необходимым для активного участия в решении учебной проблемы, то применяется поисковая беседа. Эвристической беседой называют систему логически взаимосвязанных вопросов учителя и ответов учащихся, конечной целью которой является решение целостной проблемы.

Например, по теме «Степень окисления» возможна эвристическая беседа такого рода:

Учитель: Водород отдаёт электроны литию или наоборот?

Учащиеся: Электроны отдаёт литий, т.к. у него радиус атома больше.

Учитель: А во что тогда превратился водород?

Мнения разделились: одни учащиеся посчитали, что атом водорода, присоединяя электрон, превратился в атом гелия, т.к. у него два электрона; другие не согласились с этим, возразив, что у гелия заряд ядра +2, а у данной частицы +1.

Так что же это за частица?

Возникла проблемная ситуация, которую можно разрешить, ознакомившись с понятием «ион».

Беседа поискового характера является необходимой подготовительной ступенью к работе учащихся на уровне исследования.

Самостоятельная деятельность учащихся исследовательского характера является высшей формой самостоятельной деятельности и возможна лишь тогда, когда школьники обладают достаточными знаниями, необходимыми для построения научных предположений, также умением выдвигать гипотезы. Так, при изучении свойств щелочных металлов можно предложить следующее задание: «Выявить роль воды в реакциях взаимодействия щелочных металлов с растворами различных солей». Для создания проблемной ситуации учитель может предложить проблемный вопрос: «Каким образом будет происходить реакция между литием и раствором сульфата меди(II)?» При проведении эксперимента и дальнейшем анализе его результатов учащиеся приходят к пониманию сущности протекающих процессов.

Таким образом, этап создания на уроке проблемной ситуации требует от учителя определённого мастерства. Обучающийся занимает активную  позицию в процессе  обучения и, как результат, у него образуются новые знания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование технологии критического мышления на уроках химии

Методическая разработка посвящена теме «Соединения химических элементов» (8-й класс, базовый уровень).  Учащиеся впервые в курсе химии знакомятся с основными классами химических соединений, особе...

Технология деятельностного метода на уроках химии в школе

Статья раскрывает возможности применения технологии деятельностного метода на уроках химии в школе...

ПРОЕКТ профессиональной деятельности учителя химии Дудник Светланы Евгеньевны "Развитие информационных и коммуникативных компетенций обучающихся через использование технологии аргументированного суждения на уроках химии"

Технология аргументированного суждения -  приём, направленный на рефлексию учащихся (создан профессором права Дэйвидом Маккойд-Мэйсоном из ЮАР) [1]. По-английски он пишется следующим образом: PRE...

«Использование образовательных технологий деятельностного типа на уроках истории Донского края в 7 классе».Тема урока: «Наши корни»

Данный урок был подгротовлен ко дню открытых дверей в Верхнедонской гимназии. Моей целью было познакомить коллег с методиками деятельностного типа, испозуемими в моей работе. Учащиеся смогли продемонс...

Применение технологии деятельностного типа на уроках математики. Уроки рефлексии и развивающего контроля.

Современные требования, предъявляемые к организации учебной деятельности и проведению уроков, предполагают не только активную деятельность учащихся, но и непременное развитие самоконтроля, самоанализа...

Обобщение педагогического опыта «Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках и во внеурочной деятельности по биологии с использованием технологий деятельностного типа».

Обобщение педагогического опыта«Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках и во внеурочной деятельности по биологии  с использованием технологий деятельностного типа»....