Главные вкладки

    Технология деятельностного метода на уроках химии в школе
    статья по химии по теме

    Лисаченко Юлия Сергеевна

    Статья раскрывает возможности применения технологии деятельностного метода на уроках химии в школе

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл deyateln.metod_.docx42.27 КБ

    Предварительный просмотр:

    Лисаченко Юлия Сергеевна,  учитель химии    

     МАОУ «Гимназия им. Н.В.Пушкова», г.Троицк

    ТЕХНОЛОГИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО МЕТОДА НА УРОКАХ ХИМИИ

    1.Введение

    При разработке федеральных государственных стандартов второго поколения приоритетом  дополнительного  образования становится формирование общечеловеческих и профессиональных умений и навыков, а также способов деятельности, уровень освоения которых в значительной мере предопределяет успешность всей  последующей жизни ребенка в социуме.

         В настоящее время всё более актуальным в образовательном процессе становится использование в обучении приёмов и методов, которые формируют умения самостоятельно добывать новые знания, собирать необходимую информацию, выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения. Общая дидактика и частные методики в рамках учебного предмета призывают решать проблемы, связанные с развитием у детей умений и навыков самостоятельности и саморазвития. А это предполагает поиск новых форм и методов обучения, обновление содержания дополнительного образования.                

    В результате применения различных обучающих  технологий, мы пришли к мнению, что ребенок оптимально закрепляет изучаемую тему, если сам участвует в ее разработке. Идет самостоятельным путем открытий. Для того, чтобы встать на этот путь, ребенка надо направить, т.е. предложить проблему, которая будет решена в совместном творчестве: педагога и детей, в совместной деятельности.

      Высокие результаты закрепления знаний с одновременной дальнейшей заинтересованностью   ребенка в дальнейшем обучении показала технология, разработанная одним из ведущих педагогов России – математиком Людмилой Григорьевной Петерсон. Технология деятельностного метода обучения «Школа 2000…», это экспериментально  апробированный в содержании математического образования метод и его эффективность в изучении других предметов на сегодняшний день уже доказана.

    Деятельностный метод обучения помогает конструктивно выполнить задачи образования 21 века. Данная дидактическая модель позволяет осуществлять:

     - формирование мышления через обучение деятельности: умение адаптироваться внутри определенной системы относительно принятых в ней норм (самоопределение), осознанное построение своей деятельности по достижению цели (самореализация) и адекватное оценивание собственной деятельности и ее результатов (рефлексия);

     - формирование системы культурных ценностей и ее проявлений в личностных качествах;

     - формирование целостной картины мира, адекватной современному уровню научного знания.

    Идея использования деятельностного метода  простая: в универсуме деятельности выделить те ее виды, которыми должен овладеть выпускник объединения, и построить структуру занятия и дидактические условия его реализации, при которых обеспечивается системное формирование способностей детей к осуществлению выявленных видов деятельности во всей полноте.

    2. Технология деятельностного метода

       Для планирования и проведения занятий в образовательных  учреждениях предлагается следующая схема:

    Основные этапы

     

     Остановимся более подробно на каждом из этапов работы в этой технологии обучения. На схеме в качестве примера приведена структура урока «открытия» нового знания для учащихся средней школы.

    1. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности.

    Данный этап процесса обучения предполагает осознанный переход обучающегося из жизнедеятельности в пространство учебной деятельности.

     С этой целью на данном этапе организуется мотивирование ученика к учебной деятельности на уроке, а именно:

     1) создаются условия для возникновения у ученика внутренней потребности включения в учебную деятельность («хочу»).

     2) актуализируются требования к ученику со стороны учебной деятельности и устанавливаются тематические рамки («надо», «могу»). 

     В развитом варианте здесь происходят процессы адекватного самоопределения в учебной деятельности и самополагания в ней, предполагающие сопоставление учеником своего реального «Я» с образом «Я - идеальный ученик», осознанным подчинением себя системе нормативных требований учебной деятельности и выработки внутренней готовности к их реализации.

    2. Актуализация и пробное учебное действие.

     На данном этапе организуется подготовка и мотивация учащихся к надлежащему самостоятельному выполнению пробного учебного действия, его осуществление и фиксация индивидуального затруднения.

     Соответственно, данный этап предполагает:

     1) актуализацию изученных способов действий, достаточных для построения нового знания, и их обобщение;

     2) тренировку соответствующих мыслительных операций;

     3) мотивирование учащихся к пробному учебному действию («надо» - «могу» - «хочу») и его самостоятельное осуществление;

     4) фиксация учащимися затруднений в индивидуальном выполнении ими пробного учебного действия или его обосновании.

    3. Выявление места и причины затруднения.

     На данном этапе организуется выход учащегося в рефлексию пробного действия, выявление места и причины затруднения. С этой целью:

     1) выполняется реконструкция выполненных операций и фиксация в языке (вербально и знаково) шага, операции, где возникло затруднение;

     2) учащиеся соотносят свои действия с используемым способом действий (алгоритмом, понятием и т.д.), и на этой основе выявляют и фиксируют во внешней речи причину затруднения - те конкретные знания, умения или способности, которых недостает для решения исходной задачи и задач такого класса или типа вообще.

    4. Целеполагание и построение проекта выхода из затруднения.

     На данном этапе учащиеся определяют цель урока - устранение возникшего затруднения, предлагают и согласовывают тему урока, а затем строят проект будущих учебных действий, направленных на реализацию поставленной цели. Для этого в коммуникативной форме определяется, какие действия, в какой последовательности и с помощью чего надо осуществить.

    5. Реализация построенного проекта.

     На данном этапе осуществляется реализация построенного проекта: обсуждаются различные варианты, предложенные учащимися, и выбирается оптимальный вариант, который фиксируется в языке вербально и знаково. Построенный способ действий используется для решения исходной задачи, вызвавшей затруднение. В завершение, фиксируется преодоление возникшего ранее затруднения.

    6. Первичное закрепление с комментированием во внешней речи.

     На данном этапе учащиеся в форме коммуникативного взаимодействия (фронтально, в группах, в парах) решают типовые задания на новый способ действий с проговариванием алгоритма решения вслух.

    7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

     При проведении данного этапа используется индивидуальная форма работы: учащиеся самостоятельно выполняют задания нового типа и осуществляют их самопроверку, пошагово сравнивая с эталоном. В завершение организуется исполнительская рефлексия хода реализации построенного проекта учебных действий и контрольных процедур.

     Эмоциональная направленность этапа состоит в организации для каждого (по возможности) ученика ситуации успеха, мотивирующей его к включению в дальнейшую познавательную деятельность.

    8. Рефлексия учебной деятельности.

    На данном этапе организуется рефлексия и самооценка учениками собственной учебной деятельности на уроке. В завершение, соотносятся цель и результаты учебной деятельности, фиксируется степень их соответствия, и намечаются дальнейшие цели деятельности.

    3. Заключение

    Стремительные социально-экономические преобразования, которые произошли в общества за последние десятилетия, кардинально изменили не только условия жизни людей, но и образовательную ситуацию.

    Сегодня как никогда актуальны слова Д.Писарева: “Надо учиться в школе, но ещё гораздо больше надо учиться по выходе из школы, и это второе учение по своим последствиям, по своему влиянию на человека и на общество неизмеримо важнее первого”.

    Двадцатилетний опыт практической апробации в школах страны дидактической системы деятельностного метода обучения показал, что данная технология даёт реальную многоуровневую основу не только для эффективного обучения учеников базовым навыкам предметов, но и для комплексного своевременного развития многогранной личности гражданина 21 века.

    Принципиальным отличием технологии деятельностного метода от традиционной технологии демонстрационно-наглядного метода обучения является, во-первых, то, что предложенная структура описывает деятельность не учителя, а учащихся. Кроме того, при прохождении учащимися описанных шагов технологии деятельностного метода обеспечивается системный тренинг полного перечня деятельностных способностей.

    Предложенная технология носит интегрирующий характер: в ней синтезированы не конфликтующие между собой идеи из концепций развивающего образования ведущих российских педагогов и психологов с позиций преемственности с традиционной школой.

    Таким образом, методологическая версия теории деятельности позволяет построить последовательность деятельностных шагов, которая может использоваться в современной сфере образования.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    конспект урока по теме Технология деятельностного метода на уроке анг. яз.

    Домашнее задание по пройденногму курсу Петерсон "Технология деятельностного метода при изучении англ. яз....

    Реализация технологии деятельностного метода на уроках разной целевой направленности.

    В статье  описывается методический подход к структуре урока открытия нового знания....

    Технология деятельностного метода на уроках математики в условиях введения ФГОС в основной школе

    Технология деятельностного метода на уроках математики в условиях введения ФГОС в основной школе. Типы уроков при деятельностном методе....

    Формирование универсальных учебных действий в системе технологии деятельностного метода на уроках математики в среднем звене при переходе к ФГОС ООО

    Стандарты второго поколения предполагают переход с объяснительного на деятельностный метод обучения, в основе которого лежит «рефлексия самоорганизации» - возникло затруднение, значит надо прекратить...