Технология деятельностного метода на уроках химии в школе
статья по химии по теме
Статья раскрывает возможности применения технологии деятельностного метода на уроках химии в школе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 42.27 КБ |
Предварительный просмотр:
Лисаченко Юлия Сергеевна, учитель химии
МАОУ «Гимназия им. Н.В.Пушкова», г.Троицк
ТЕХНОЛОГИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО МЕТОДА НА УРОКАХ ХИМИИ
1.Введение
При разработке федеральных государственных стандартов второго поколения приоритетом дополнительного образования становится формирование общечеловеческих и профессиональных умений и навыков, а также способов деятельности, уровень освоения которых в значительной мере предопределяет успешность всей последующей жизни ребенка в социуме.
В настоящее время всё более актуальным в образовательном процессе становится использование в обучении приёмов и методов, которые формируют умения самостоятельно добывать новые знания, собирать необходимую информацию, выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения. Общая дидактика и частные методики в рамках учебного предмета призывают решать проблемы, связанные с развитием у детей умений и навыков самостоятельности и саморазвития. А это предполагает поиск новых форм и методов обучения, обновление содержания дополнительного образования.
В результате применения различных обучающих технологий, мы пришли к мнению, что ребенок оптимально закрепляет изучаемую тему, если сам участвует в ее разработке. Идет самостоятельным путем открытий. Для того, чтобы встать на этот путь, ребенка надо направить, т.е. предложить проблему, которая будет решена в совместном творчестве: педагога и детей, в совместной деятельности.
Высокие результаты закрепления знаний с одновременной дальнейшей заинтересованностью ребенка в дальнейшем обучении показала технология, разработанная одним из ведущих педагогов России – математиком Людмилой Григорьевной Петерсон. Технология деятельностного метода обучения «Школа 2000…», это экспериментально апробированный в содержании математического образования метод и его эффективность в изучении других предметов на сегодняшний день уже доказана.
Деятельностный метод обучения помогает конструктивно выполнить задачи образования 21 века. Данная дидактическая модель позволяет осуществлять:
- формирование мышления через обучение деятельности: умение адаптироваться внутри определенной системы относительно принятых в ней норм (самоопределение), осознанное построение своей деятельности по достижению цели (самореализация) и адекватное оценивание собственной деятельности и ее результатов (рефлексия);
- формирование системы культурных ценностей и ее проявлений в личностных качествах;
- формирование целостной картины мира, адекватной современному уровню научного знания.
Идея использования деятельностного метода простая: в универсуме деятельности выделить те ее виды, которыми должен овладеть выпускник объединения, и построить структуру занятия и дидактические условия его реализации, при которых обеспечивается системное формирование способностей детей к осуществлению выявленных видов деятельности во всей полноте.
2. Технология деятельностного метода
Для планирования и проведения занятий в образовательных учреждениях предлагается следующая схема:
Основные этапы
Остановимся более подробно на каждом из этапов работы в этой технологии обучения. На схеме в качестве примера приведена структура урока «открытия» нового знания для учащихся средней школы.
1. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности.
Данный этап процесса обучения предполагает осознанный переход обучающегося из жизнедеятельности в пространство учебной деятельности.
С этой целью на данном этапе организуется мотивирование ученика к учебной деятельности на уроке, а именно:
1) создаются условия для возникновения у ученика внутренней потребности включения в учебную деятельность («хочу»).
2) актуализируются требования к ученику со стороны учебной деятельности и устанавливаются тематические рамки («надо», «могу»).
В развитом варианте здесь происходят процессы адекватного самоопределения в учебной деятельности и самополагания в ней, предполагающие сопоставление учеником своего реального «Я» с образом «Я - идеальный ученик», осознанным подчинением себя системе нормативных требований учебной деятельности и выработки внутренней готовности к их реализации.
2. Актуализация и пробное учебное действие.
На данном этапе организуется подготовка и мотивация учащихся к надлежащему самостоятельному выполнению пробного учебного действия, его осуществление и фиксация индивидуального затруднения.
Соответственно, данный этап предполагает:
1) актуализацию изученных способов действий, достаточных для построения нового знания, и их обобщение;
2) тренировку соответствующих мыслительных операций;
3) мотивирование учащихся к пробному учебному действию («надо» - «могу» - «хочу») и его самостоятельное осуществление;
4) фиксация учащимися затруднений в индивидуальном выполнении ими пробного учебного действия или его обосновании.
3. Выявление места и причины затруднения.
На данном этапе организуется выход учащегося в рефлексию пробного действия, выявление места и причины затруднения. С этой целью:
1) выполняется реконструкция выполненных операций и фиксация в языке (вербально и знаково) шага, операции, где возникло затруднение;
2) учащиеся соотносят свои действия с используемым способом действий (алгоритмом, понятием и т.д.), и на этой основе выявляют и фиксируют во внешней речи причину затруднения - те конкретные знания, умения или способности, которых недостает для решения исходной задачи и задач такого класса или типа вообще.
4. Целеполагание и построение проекта выхода из затруднения.
На данном этапе учащиеся определяют цель урока - устранение возникшего затруднения, предлагают и согласовывают тему урока, а затем строят проект будущих учебных действий, направленных на реализацию поставленной цели. Для этого в коммуникативной форме определяется, какие действия, в какой последовательности и с помощью чего надо осуществить.
5. Реализация построенного проекта.
На данном этапе осуществляется реализация построенного проекта: обсуждаются различные варианты, предложенные учащимися, и выбирается оптимальный вариант, который фиксируется в языке вербально и знаково. Построенный способ действий используется для решения исходной задачи, вызвавшей затруднение. В завершение, фиксируется преодоление возникшего ранее затруднения.
6. Первичное закрепление с комментированием во внешней речи.
На данном этапе учащиеся в форме коммуникативного взаимодействия (фронтально, в группах, в парах) решают типовые задания на новый способ действий с проговариванием алгоритма решения вслух.
7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
При проведении данного этапа используется индивидуальная форма работы: учащиеся самостоятельно выполняют задания нового типа и осуществляют их самопроверку, пошагово сравнивая с эталоном. В завершение организуется исполнительская рефлексия хода реализации построенного проекта учебных действий и контрольных процедур.
Эмоциональная направленность этапа состоит в организации для каждого (по возможности) ученика ситуации успеха, мотивирующей его к включению в дальнейшую познавательную деятельность.
8. Рефлексия учебной деятельности.
На данном этапе организуется рефлексия и самооценка учениками собственной учебной деятельности на уроке. В завершение, соотносятся цель и результаты учебной деятельности, фиксируется степень их соответствия, и намечаются дальнейшие цели деятельности.
3. Заключение
Стремительные социально-экономические преобразования, которые произошли в общества за последние десятилетия, кардинально изменили не только условия жизни людей, но и образовательную ситуацию.
Сегодня как никогда актуальны слова Д.Писарева: “Надо учиться в школе, но ещё гораздо больше надо учиться по выходе из школы, и это второе учение по своим последствиям, по своему влиянию на человека и на общество неизмеримо важнее первого”.
Двадцатилетний опыт практической апробации в школах страны дидактической системы деятельностного метода обучения показал, что данная технология даёт реальную многоуровневую основу не только для эффективного обучения учеников базовым навыкам предметов, но и для комплексного своевременного развития многогранной личности гражданина 21 века.
Принципиальным отличием технологии деятельностного метода от традиционной технологии демонстрационно-наглядного метода обучения является, во-первых, то, что предложенная структура описывает деятельность не учителя, а учащихся. Кроме того, при прохождении учащимися описанных шагов технологии деятельностного метода обеспечивается системный тренинг полного перечня деятельностных способностей.
Предложенная технология носит интегрирующий характер: в ней синтезированы не конфликтующие между собой идеи из концепций развивающего образования ведущих российских педагогов и психологов с позиций преемственности с традиционной школой.
Таким образом, методологическая версия теории деятельности позволяет построить последовательность деятельностных шагов, которая может использоваться в современной сфере образования.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2024/03/17/picture-99493-1710684812.jpg)
конспект урока по теме Технология деятельностного метода на уроке анг. яз.
Домашнее задание по пройденногму курсу Петерсон "Технология деятельностного метода при изучении англ. яз....
![](/sites/default/files/pictures/2016/06/01/picture-285835-1464789408.jpg)
технология деятельностного метода для урока «открытия» нового знания включает в себя следующие шаги:
технология деятельностного метода для урока «открытия» нового знания включает в себя следующие шаги:...
![](/sites/default/files/pictures/2013/10/11/picture-241901-1381511488.jpg)
Реализация технологии деятельностного метода на уроках разной целевой направленности.
В статье описывается методический подход к структуре урока открытия нового знания....
![](/sites/default/files/pictures/2020/10/20/picture-48764-1603175056.jpg)
Реализация технологии деятельностного метода на уроках информатики
Обучать в деятельности - значит делать учение мотивированным, учить ученика оптимально организовывать свою деятельность, помогать сформировать умение контроля и самоконтроля, оценки и самооценки....
Статья "Технология деятельностного метода на уроках русского языка и литературы!
В данной статье рассматривается вопрос, посвященный использованию теории деятельностного метода на современных уроках русского языка, соответствующих требованиям ФГОС. Приложением к статье является ко...
Технология деятельностного метода на уроках математики как средство формирования УУД
Как обучать в новых условиях, как научить детей учиться, чтобы помочь им быть успешными в жизни? Новый стандарт нацелен ...
![](/sites/default/files/pictures/2014/11/11/picture-507641-1415720371.jpg)
Технология деятельностного метода на уроках математики в условиях введения ФГОС в основной школе
Технология деятельностного метода на уроках математики в условиях введения ФГОС в основной школе. Типы уроков при деятельностном методе....