Реализация технологии деятельностного метода на уроках информатики
учебно-методический материал по информатике и икт по теме

Толстикова Светлана Борисовна

Обучать в деятельности - значит делать учение мотивированным, учить ученика оптимально организовывать свою деятельность, помогать сформировать умение контроля и самоконтроля, оценки и самооценки.  Любая деятельность начинается с постановки цели, личностно значимой для учеников, когда эта цель «присвоена» учеником, он может понять и сформулировать задачу. Для  формирования у учащихся познавательного интереса, необходимо  создать проблемную ситуацию, для решения которой необходимо и достаточно выполнить ряд учебные действий. На фоне ситуации успеха.

 

 

Для того, чтобы знания обучающихся были результатом их собственных поисков, необходимо организовать эти поиски, управлять, развивать их познавательную деятельность.

Обучение через деятельностный метод предусматривает такое осуществление учебного процесса, при котором на каждом этапе образования одновременно формируется и совершенствуется целый ряд интеллектуальных качеств личности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Памятка

в помощь участнику

мастер-класса

Совокупность методических приемов, с помощью которых метод может быть реализован, входит в понятие «технология деятельностного метода».

Обучать в деятельности - значит делать учение мотивированным, учить ученика оптимально организовывать свою деятельность, помогать сформировать умение контроля и самоконтроля, оценки и самооценки.  Любая деятельность начинается с постановки цели, личностно значимой для учеников, когда эта цель «присвоена» учеником, он может понять и сформулировать задачу. Для  формирования у учащихся познавательного интереса, необходимо  создать проблемную ситуацию, для решения которой необходимо и достаточно выполнить ряд учебные действий. На фоне ситуации успеха.

Для того, чтобы знания обучающихся были результатом их собственных поисков, необходимо организовать эти поиски, управлять, развивать их познавательную деятельность.

Позиция учителя: к классу не с ответом (готовые знания, умения, навыки), а с вопросом.

Позиция ученика: за познание мира, (в специально организованных для этого условиях).

Учебная задача – задача, решая которую ребенок выполняет цели учителя. Она может совпадать с целью урока или не совпадать.

Учебная деятельность – управляемый учебный процесс.

Учебное действие – действие по созданию образа.

Образ – слово, рисунок, схема, план.

Оценочное действие – я умею! У меня получится!

Эмоционально – ценностная оценка – Я считаю так то…. (формирование мировоззрения)

Вместо простой передачи знаний, умений, навыков от учителя к ученику приоритетной целью школьного образования становится развитие способности ученика самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения, иначе говоря, умение учиться.

Обучение через деятельностный метод предусматривает такое осуществление учебного процесса, при котором на каждом этапе образования одновременно формируется и совершенствуется целый ряд интеллектуальных качеств личности.

1. Мотивация к учебной деятельности.

Безусловно, одним из важнейших моментов является начало урока.  На данном этапе возможно использовать девизы, пословицы, стихи, поговорки  для активизации внимания, памяти, интереса к уроку; актуализировать требования к ученику со стороны учебной деятельности (“надо”); создавать  условия для возникновения внутренней потребности включения в учебную деятельность (“хочу”); устанавливать тематические рамки (“могу”).

2.Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии.

   На данном этапе организуется подготовку и мотивацию учащихся к надлежащему самостоятельному выполнению пробного учебного действия, его осуществление и фиксация индивидуального затруднения.

3. Выявление места и причины затруднения.

На данном этапе  ученикам предлагаются задания, где они  выявляют место и причину затруднения. Ученики восстанавливают  выполненные операции и фиксируют  операцию, где возникло затруднение; затем  соотносят  свои действия с используемым способом действий (алгоритмом).

4. Построение проекта выхода из затруднения.

На данном  этапе учащиеся определяют цель урока, согласовывают тему урока, выбирают способ, строят план достижения цели и определяют средства-алгоритмы, модели.

5. Реализация построенного проекта.

Согласно алгоритму дети выполняют задание с проговариванием вслух, которое первоначально вызвало затруднение.  В завершение уточняется общий характер нового знания и фиксируется преодоление возникшего ранее затруднения.

6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

На данном этапе учащиеся в форме коммуникации (фронтально, в группах, в парах) решают типовые задания на новый способ действий с проговариванием алгоритма решения вслух.

7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

При проведении данного этапа необходимо использовать индивидуальную форму работы: предлагается применить новое учебное содержание в типовых условиях самостоятельно, затем выполнить самопроверку, пошагово сравнивая с эталоном.

8. Включение в систему знаний и повторение.

На данном этапе учащиеся выявляют границы применимости нового знания и выполняют задания, в которых новый способ действий предусматривается как промежуточный шаг. Для этого подбираются такие  задания, в которых тренируется использование изученного ранее материала, имеющего методическую ценность для введения в последующем новых способов действий.

9. Рефлексия учебной деятельности на уроке.

В конце урока организуется работа с «Лесенкой успеха»,  по которой учащиеся оценивают собственную  учебную деятельность. В завершении соотносят цель и результаты, фиксируется степень их соответствия, и намечаются дальнейшие цели деятельности.

Технология деятельностного метода дает возможность детям вырасти людьми, способными понимать и оценивать информацию, анализировать ее на основе системы теоретических знаний, людьми, обладающими навыками к применению этих знаний в нестандартных условиях, способными  принимать решения на основе проведенного анализа. Ученики включаются на уроке в деятельность, позволяющую самостоятельно преодолевать затруднения, «вести» за собой других. Использование деятельностного подхода в обучении младших школьников успешно решает главную задачу – достижение оптимального общего развития каждого учащегося при сохранении здоровья.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока по теме Технология деятельностного метода на уроке анг. яз.

Домашнее задание по пройденногму курсу Петерсон "Технология деятельностного метода при изучении англ. яз....

Технология деятельностного метода на уроках химии в школе

Статья раскрывает возможности применения технологии деятельностного метода на уроках химии в школе...

технология деятельностного метода для урока «открытия» нового знания включает в себя следующие шаги:

технология деятельностного метода для урока «открытия» нового знания включает в себя следующие шаги:...

Реализация технологии деятельностного метода на уроках разной целевой направленности.

В статье  описывается методический подход к структуре урока открытия нового знания....

Реализация технологии деятельностного метода на уроках математики

Реализация технологии деятельностного метода на уроках математики...

Конструктор разработки урока в условиях реализации технологии деятельностного метода в образовательном процессе

Конструктор разработки урока в условиях реализации    технологии деятельностного метода в образовательном процессе...

Применение технологии деятельностного метода на уроках информатики: цели, порядок использования, результаты

Из опыта работы. Применение технологии деятельностного метода на уроках информатики: цели, порядок использования, результаты...