Реализация технологии деятельностного метода на уроках математики
статья по алгебре на тему

Котельникова Лада Вячеславовна

Реализация технологии деятельностного метода на уроках математики

Скачать:


Предварительный просмотр:

Гайдук Л.В.

ГБОУ СОШ №1909 г.Москва

РЕАЛИЗАЦИЯ ТЕХНОЛОГИИ  ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО  МЕТОДА

 НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ

Самой острой проблемой школы на сегодня является снижение интереса учащихся к учению. Это ведет к росту неуспеваемости, падению качества знаний, умений и навыков, неудовлетворенности учителей результатами своего труда. По моему мнению, особенно сложным оказалось преподавание математики, так как для нее характерны сильные внутрипредметные связи: если ученик плохо усвоил предшествующий материал, то он еще хуже усвоит последующий. Известно, что, не получив на каком-либо этапе необходимой математической подготовки, ученик оказывается не в состоянии продолжать успешно учиться, а также трудным становиться изучение смежных предметов.

Пытаясь снять остроту этой проблемы, многие учителя выбирают наиболее рациональные формы обучения, осмысливая главные закономерности, которые лежат в их основе. Этот нелегкий путь неизбежен, если хочешь быть специалистом и получать хорошие результаты. Изучая педагогический опыт, я пришла к выводу, что только в системе методы, приемы и средства обучения приобретают дидактическое и общепедагогическое значение, т.е. здесь необходима технология обучения.

Учащиеся легко привыкают к определенной технологии, зная порядок протекания деятельности, они все внимание сосредотачивают не на форме, а на содержании педагогической ситуации. Поэтому для учителя математики, например, важным может стать выбор системы процесса обучения. Успешность процесса обучения зависит от многих факторов, среди которых, на мой взгляд, огромную роль играет обучение с учетом способностей и возможностей ученика.

Главной задачей на сегодня является переход от пассивного усвоения готовых знаний к самоорганизации, самореализации и самооценке. Важно, чтобы у ученика возникла внутренняя потребность в учебной деятельности, чтобы в нем проснулось осознанное творчество. Например, исследователь творческого мышления Д. Айян сердцевиной творчества считает ЯДРО:

Я – я хочу знать (любознательность)

Д – действенность (энергичность)

Р – риск (готовность рисковать)

О – открытость новому.

Думаю, что изменение содержания образования состоит в постепенном переходе от учебно-предметной, основанной на усвоении основ наук, знаний и навыков парадигмы к ориентации на овладение каждым с учетом особенностей личности совокупности умений. Происходит изменение требований к работе учителя: от умения транслировать и информировать программный объем знаний – к умениям решать творческие задачи, формировать многомерное сознание, развивать способности к самоактуализации.

Технология деятельностного метода обучения на уроках математики состоит в следующем. В сущности деятельности необходимо выделить те ее виды, которыми должен овладеть ребенок и построить структуру урока и дидактические условия его реализации, при котором обеспечивается формирование способностей детей к осуществлению всех видов деятельности.

Основными этапами деятельностного метода обучения являются:

  1. Этап постановки учебной задачи;
  2. Этап открытия нового знания учащимися;
  3. Этап первичного закрепления;
  4. Этап самостоятельной работы с проверкой в классе,
  5. Этап решения задач на повторение;
  6. Этап решения тренировочных упражнений;
  7. Этап контроля.

Как известно, любой процесс человеческого познавания начинается с импульса, который и даёт толчок - необходимо удивление, восторг, эмоциональный всплеск, идущий от сопричастности к этому явлению. Поэтому нужно дать учащимся задания, актуализирующие их знания. В список заданий включается проблемный вопрос или создается проблемная ситуация, формирующая у него потребность усвоения того или иного понятия. Одним словом, необходима мотивация, побуждающая ученика к вступлению в деятельность.

  1. «Открытие» детьми нового знания.
  2. Первичное закрепление.
  3. Самоконтроль и самооценка.
  4. Решение тренировочных упражнений.
  5. Контроль.

Деятельностный метод обучения имеет свои особенности. Одной из главных является четкое определение целей. С учетом этапов данного метода построены структуры уроков разных типов и для разных этапов обучения, обеспечивающих непрерывность образовательного процесса, как по горизонтали, так и по вертикали.

Уроки по целенаправленности можно разделить на четыре группы: 1) Уроки - «открытия» нового знания. 2) Уроки рефлексии. 3) Уроки общеметодологической направленности. 4) Уроки развивающего контроля.

Примером применения деятельностного метода обучения структура урока введения нового знания может быть следующей.

  1. Мотивация к учебной деятельности.
  2. Актуализация и пробное учебное действие.
  3. Выявление места и причин затруднения.
  4. Целеполагание и построение проекта выхода из затруднений.
  5. Реализация построенного проекта.
  6. Первичное закрепление с комментированием во внешней речи
  7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
  8. Включение в систему знаний и повторений.
  9. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог урока).

Рассмотрим реализацию технологии деятельностного метода на уроках математики с использованием ИКТ.

Один из наиболее естественных и продуктивных способов вводить новые информационные технологии в школу состоит в том, чтобы непосредственно связать этот процесс с совершенствованием содержания, методов и организационных форм обучения. По данным исследований, в памяти человека остается ¼ часть услышанного материала, 1/3 часть увиденного, ½  часть увиденного и услышанного, ¾ части материала, если ученик привлечен в активные действия в процессе обучения. Компьютер позволяет создать условия для повышения процесса обучения. Программное обеспечение учебных дисциплин очень разнообразно: программы-учебники, программы-тренажёры,  справочники, энциклопедии, видеоуроки.

Компьютер может использоваться на всех этапах процесса обучения: при объяснении нового материала, закреплении, повторении, контроле, при этом для ученика он выполняет различные функции: учителя, рабочего инструмента, объекта обучения, сотрудничающего коллектива. Компьютер позволяет усилить мотивацию учения путем активного диалога ученика с компьютером: разнообразием и красочностью информации  (текст + звук + видео + цвет), путем ориентации учения на успех (позволяет довести решение любой задачи, опираясь на необходимую помощь), используя игровой фон общения человека с машиной, и что немаловажно - выдержкой, спокойствием и дружественностью машины по отношению к ученику.

Использование ИКТ на уроках и во время индивидуальных консультаций позволяет формировать и развивать познавательную мотивацию школьников к получению новых знаний, помогает создавать условия успешности каждого ученика на уроке, значительно улучшает чёткость в организации работы класса или группы учащихся.

В работе можно использовать диски «Уроки алгебры в 7-9 классах», «Уроки геометрии в 7-9 классах». Этот программный продукт меня устраивает тем, что его содержание можно включить фактически в любой этап урока: актуализации опорных знаний, постановки учебной задачи, объяснения нового материала, осмысления полученных знаний, рефлексии; самостоятельной работы с последующей проверкой, тесты по многим темам.

Учащимся очень нравится делать различные презентации. Эти презентации можно в дальнейшем использовать на уроках. Например, в 10-м классе на самостоятельной работе учащимся предлагаются задания вида: «Пользуясь графиком, запишите свойства функции у=2cos(5х-1)». Ученик выбирает функцию, заданную в общем виде, вводит коэффициенты и по графику, который он видит на экране монитора, записывает свойства функции в тетради. Таким образом, каждый ребёнок за 10 минут, отведённых на эту работу, исследует 4-5 функций различных видов, что было бы невозможно при самостоятельном построении графиков этих функций.

При подготовке к выпускному экзамену в старших классах на индивидуальных консультациях можно использовать тренинговые тестовые задания диска 1С Репетитор, «Готовимся к ЕГЭ». Это позволяет каждому ученику работать на посильном для него уровне сложности, ребёнок лучше осознаёт свои ближайшие цели и задачи.

Особо хочется остановиться на положительном эффекте применения ИКТ на уроках в 5 классе. Первая трудность, с которой встречаются пятиклассники, – объяснительный текст. Причин несколько – недостаточная техника чтения, малый словарный запас, незнание основных математических терминов, а также и то, что в учебниках для начальной школы такие объёмные научные тексты не встречаются. Поэтому обучающие проявляют большой интерес, когда при объяснении нового материала применяются презентации. Например, при изучении темы «Дроби и доли», красочно оформленная презентация способствует более быстрому усвоению достаточно сложной темы. Даже самые пассивные дети с огромным желанием включаются в работу, с интересом просматривают слайды и отвечают на вопросы. Разумеется, любая презентация для детей интересна и полезна, когда она сопровождается словом учителя. Презентация по математике помогает развивать познавательную активность учащихся, вносит разнообразие и эмоциональную окраску в учебную работу на уроке, а также снимает утомление учащихся, которое может возникнуть при насыщенности уроков математики по новой программе. Презентационное сопровождение работы над задачами помогает избежать возникающих трудностей уже при чтении большого текста. Дети, которые медленно читают, с трудом осмысливают текст задачи. Преимущество при работе над задачами, используя компьютерные анимационные слайды, в том, что учитель может вернуться на начало задачи, остановиться на отдельных фрагментах, побеседовать с учениками, выслушать различные мнения, обсудить различные способы решения. Преимущество получают и дети, которые раньше не могли понять смысл задачи из-за того, что плохо читают, не осмысленно читают, не умеют образно мыслить. Очень хорошо детьми воспринимаются игра – путешествие с героями из мультиков или сказок.

Появление возможности применять информационные и коммуникационные технологии на уроке избавляет учителя от рутинной работы и даёт возможность для творчества. Теперь можно составить не только те задачи, которые надо отработать в классе, но и подобрать к задаче те вопросы, которые направлены на формирование учебно-познавательных компетентностей ученика. Отпадает необходимость писать длинный текст задачи на доске (да и ребёнку не просто прочесть и осмыслить текст задачи, написанный на доске). Эффективность уроков с использованием анимационных слайдов при решении текстовых задач очень высокая.

Таким образом, не заменяя учебники или другие пособия, презентационное сопровождение урока создает в то же время принципиально новые возможности для усвоения нового материала. Мультимедийная презентация дает возможность учителю оперативно сочетать разнообразные средства (прежде всего, анимацию, цвет, звук), способствующие более глубокому и осознанному усвоению изучаемого материала, экономит время урока, насыщает его информацией, повышает интерес к предмету.

Для реализации выбранной технологии большую роль играют личные черты и качества учителя, но всегда существуют общие структурные черты, присущие технологии или комбинации нескольких из них.

В результате применения деятельностного метода обучения учащиеся достигают следующих результатов:

1. Повышается активность учащихся, растет  интерес к математике

2. Формируется умение работам с источниками информации.

3. Становится больше увлеченных конкретным делом ребят.

Еще недавно конечной целью школьного образования был выпускник, овладевший знаниями в пределах программы. Современный идеал образованного человека понимается как жизнеспособная личность, обладающая следующими качествами: достаточно развитым интеллектом для овладения социально приемлемыми способностями поведения в обществе; готовностью и способностью сочетать собственные интересы с интересами окружающих, психологической и социальной устойчивостью, нацеленностью на постоянное совершенствование.


 ЛИТЕРАТУРА

  1. Бончарова Г.Д. Обучение на основе технологии. – М.: «Дрофа», 2004.
  2. Корбакова И.Н., Терешина Л.В Деятельностный метод обучения. - Волгоград, издательство «Учитель», 2008.
  3. Кубышева М.А. Реализация технологии деятельностного метода на уроках разной направленности. – М., 2005.
  4. Мельникова Е.Л. Проблемный урок. - Ростов-на-Дону, Витраж, 2006.
  5. Мельникова Е.Л., Технология проблемного обучения // Школа 2100. Образовательная программа и пути её реализации.- Вып.3. - М.: Баласс, 1999. – с. 85-93
  6. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. / Под ред. Полат Е.С. – М.: «Просвещение», 2000.
  7. Педагогический опыт: Сборник научных статей. // Под ред. Тельтевской Н.В. - Саратов 2004.
  8. Уроки учительского мастерства. Математика. Алтухова Е.В. и др. – Волгоград: Издательство «Учитель», 2009.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Реализация технологии деятельностного метода на уроках разной целевой направленности.

В статье  описывается методический подход к структуре урока открытия нового знания....

Реализация технологии деятельностного метода на уроках информатики

Обучать в деятельности - значит делать учение мотивированным, учить ученика оптимально организовывать свою деятельность, помогать сформировать умение контроля и самоконтроля, оценки и самооценки....

Технология деятельностного метода на уроках математики как средство формирования УУД

        Как  обучать в  новых условиях, как научить детей учиться, чтобы помочь им быть успешными в жизни?         Новый стандарт нацелен ...

Технология деятельностного метода на уроках математики в условиях введения ФГОС в основной школе

Технология деятельностного метода на уроках математики в условиях введения ФГОС в основной школе. Типы уроков при деятельностном методе....

Формирование универсальных учебных действий в системе технологии деятельностного метода на уроках математики в среднем звене при переходе к ФГОС ООО

Стандарты второго поколения предполагают переход с объяснительного на деятельностный метод обучения, в основе которого лежит «рефлексия самоорганизации» - возникло затруднение, значит надо прекратить...

Технология деятельностного метода на уроках математики как средство формирования УУД.

Статья  о том ,как  обучать в  новых условиях, как научить детей учиться, чтобы помочь им быть успешными в жизни....

Технология деятельностного метода на уроках математики

Презентация "Технология деятельностного метода на уроках математики" раскрывает особенности урока при реализации ФГОС ООО, типы уроков и принципы деятельности системно-деятельностного подход...