Реализация технологии деятельностного метода на уроках разной целевой направленности.
методическая разработка (химия) на тему

Евтушенко Надежда Николаевна

В статье  описывается методический подход к структуре урока открытия нового знания.

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon deyatelnostnyy_metod_obucheniya.zip664.68 КБ

Предварительный просмотр:

Реализация технологии деятельностного метода на уроках разной целевой направленности

В настоящее время стремительно возрастает объем информации, которая используется для практической жизни и научных исследований. В этих условиях человеку необходимо обладать не только некоторой фиксированной суммой знаний, умений и навыков, но, главное, уметь ориентироваться в информационном пространстве, быть способным ставить перед собой цель, достигать ее, не ущемляя прав окружающих его людей, уметь адекватно себя оценивать и прогнозировать развитие дальнейших событий. Другими словами, в современном обществе сформировались объективные условия, требующие от человека способностей к самореализации на основе сохранения целостности социальной структуры.

Эти цели не являются новыми для системы образования, их сформулировали и обосновали великие деятели российской и мировой культуры на протяжении нескольких последних веков. О приоритете развития личности ребенка в процессе обучения, формирования у него деятельностных способностей писали В.Г. Белинский и Д.И. Писарев, Л.Н. Толстой и К.Д. Ушинский, П.Ф. Кап-терев, С.Л. Рубинштейн, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, П.Я. Гальперин, Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов, Л.В. Занков и др.

«Надо учить, не содержанию науки. - читаем у В.Г. Белинского, - а деятельности по ее освоению»1. «Обучение и воспитание, - писал В.В. Давыдов, - предполагают собственную деятельность учащихся в процессе усвоения ими многообразных духовных ценностей; учащийся является подлинным субъектом учебно-воспитательного процесса»2. Таким образом, исторический опыт развития педагогики доказывает, что реализация современных целей образования возможна только в деятельности самого ребенка.

Однако отличительной особенностью нынешней ситуации является то, что сегодня эти цели нормативно закреплены Законом РФ «Об образовании» (статья 14). Главной целью образования становится «обеспечение самоопределения личности, создание условий для ее самореализации».

Приоритет деятельностных целей требует новых подходов к организации процесса обучения, новой системы взаимодействия между учителем и учеником, метода работы, который реализует поставленные цели. Современной психолого-педагогической наукой накоплен богатый опыт в решении целого ряда новых образовательных задач. Сегодня трудами многих поколений российских педагогов и психологов создана целостная система организации учебной деятельности, в том числе и учебной деятельности на уроках математики (Л.В. Занков, В.В. Давыдов, Л.Г. Петерсон, Д.Б. Эль-конин и др.).

На основании проведенного теоретического и эксперимен
тального исследования в Центре системно-деятельностной педа
гогики «Школа 2000...» в рамках эксперимента под научным ру
ководством Л.Г. Петерсон, проведенного на базе АПК и ППРО
РФ и Департамента образования г. Москвы, построена
дидакти
ческая система деятельностного метода,
ориентированная на
ценности саморазвития личности, и концепция, реализующая эту
систему в практической деятельности школ.

Современная сфера образования переживает период перехода от обучения, ориентированного прежде всего на «усвоение всей сумм мы знаний, которые выработало человечество»6, к обучению, в процессе которого формируется человек, способный к самоопределению и самореализации и сохраняющий в процессе деятельности целостность гражданского общества и правового государства.

В соответствии с этапами построения системы уроки деятельностной направленности по целеполаганию можно распределить в четыре группы:

  1. уроки открытия нового знания;
  2. уроки рефлексии;
  3. уроки общеметодологической направленности;
  4. уроки развивающего контроля. Сформулируем основные цели урока каждого типа.

1.        Урок открытия нового знания.

Развивающая цель: формирование способности учащихся к новому способу действия.

Обучающая целЬ: расширение понятийной базы за счет включения в нее новых элементов.

2.        Урок рефлексии.

Развивающая целы формирование способности учащихся к коррекции способа действия и реализации коррекционной нормы. Другими словами, формирование способности к фиксированию собственных затруднений в деятельности, выявлению их причин, построению и реализации проекта выхода из затруднений.

Обучающая целы коррекция и тренинг изученных понятий, алгоритмов и т.д.

3.        Урок общеметодологической направленности.
Развивающая целы формирование способности учащихся к

новому способу действия, связанному с построением структуры изученных понятий и алгоритмов.

Обучающая целы выявление теоретических основ построения содержательно-методических линий.

4.        Урок развивающего контроля.

Развивающая целы формирование способности учащихся к осуществлению контрольной функции.

Обучающая целы контроль и самоконтроль изученных понятий и алгоритмов.

Отметим, что теоретически обоснованный механизм деятельности по контролю предполагает:

1) предъявление контролируемого варианта;

  1. наличие понятийно обоснованного эталона, а не субъективной версии;

  1. сопоставление проверяемого варианта с эталоном по  оговоренному механизму;
  2. оценка результата сопоставления в соответствии с заранееобоснованным критерием.

Таким образом, уроки развивающего контроля предполагают организацию деятельности ученика в соответствии со следующей структурой:

  1. написание учащимися варианта контрольной работы;
  2. сопоставление с объективно обоснованным эталоном выполнения этой работы;
  3. оценка учащимися результата сопоставления в соответствии с ранее установленными критериями.

Отметим, что воспитательные цели образования формулируются в соответствии с каждым этапом обучения.

Подготовка и проведение уроков деятельностной направленности является на сегодняшний день для педагогов одной из наиболее актуальных проблем. Как построить и провести урок, чтобы ученик стал субъектом учебной деятельности? Как организовать процесс обучения, чтобы ученик в результате своей деятельности достиг желаемых целей и результатов? Освоение нового метода работы требует подробного планирования уроков. Остановимся более подробно на структуре уроков открытия нового знания, уроков рефлексии и уроков развивающего контроля.

Уроки открытия нового знания имеют следующую структуру: 

1)этап самоопределения к деятельности;

 2) этап актуализации знаний и фиксации затруднения в деятельности;

 3) этап постановки учебной задачи;

4) этап построения проекта выхода из затруднения;

5) этап первичного закрепления во внешней речи;

 6) этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону;

7) этап включения в систему знаний и повторения;

 8) этап рефлексии деятельности.

Основной целью этапа самоопределения к деятельности является включение учащихся в учебную деятельность на личностно значимом уровне.

Для реализации этой цели необходимо:

  1. создать условия для возникновения внутренней потребности включения в деятельность («хочу»);
  2. исходя из решенных ранее задач, выделить содержательную область изучаемого материала, создать ориентировочную основу действий («могу»).

При выполнении первого условия данного этапа учитель может высказать добрые пожелания учащимся, выразить поддержку и т.д. Могут применяться самые разные приемы проведения этого этапа. Второе требование можно выполнить в процессе диалога, сообщения, самопроверки домашнего задания по готовому образцу и т.д.

Результатом данного этапа является положительное самоопределение каждого учащегося к учебной деятельности на уроке, что существенно отличает этот этап от этапа организационного момента традиционного урока.

Этап самоопределения к деятельности занимает 1-2 минуты урока. Несмотря на небольшую продолжительность данного этапа, он является очень важным и не должен проходить формально. Этот этап необходим не только для успешной работы на уроке каждого учащегося, но и для тренировки способности учащихся к самоопределению, что является приоритетной целью на этапе обучения в средней школе.

Основной целью этапа актуализации знаний и фиксации затруднения в деятельности являются,, подготовка мышления учащихся и осознание их потребности к построению нового способа действий.

Для этого необходимо, чтобы учащиеся:

1)        воспроизвели знания, умения и навыки, достаточные для
построения нового способа действий;

2)        активизировали соответствующие мыслительные операции,
• внимание, память и т.д.;

  1. попытались выполнить индивидуальное задание, требующее нового способа действия;
  2. зафиксировали возникшее затруднение.

Продолжительность данного_этапа составляет 5-6 минут. Вместе с тем он является достаточно насыщенным по содержанию и по объему работы. Для того чтобы данный этап не был затянут, можно предлагать многофункциональные задания, то есть задания, на которых решается целый ряд поставленных задач. Также важно помнить, что предлагаются только необходимые для построения нового способа действий задания. На этом этапе не ставится задача повторения пройденного материала. Она является здесь второстепенной.        

Подбор заданий для второго этапа является достаточно сложной задачей для учителя, но без тщательного их подбора у учащихся могут возникнуть проблемы на этапе построения проекта выхода из затруднения. Важно помнить, что нужно повторить только ЗУНы, необходимые для самостоятельного построения детьми нового способа действия.

На рассматриваемом этапе урока можно использовать разные формы работы. Например, актуализацию знаний можно проводить в форме коммуникативного взаимодействия как со всем классом, так и по группам, таким образом, используя и фронтальную, и групповую  формы работы.

Принципиальным отличием данного этапа от традиционной актуализации знаний является создание индивидуального затруднения в деятельности с фиксацией этого затруднения, что явля ется мотивом к его решению к преодолению возникшего затруднения;_Для реализации этой задчи  необходимо  использовать индивидуальные формы работы: математический диктант, задание для самостоятельного выполнения и т.д. Для фиксации возникшего затруднения можно в громкой речи проговорить различные варианты решения предложенного задания и зафиксировать отсутствие изученных способов действий для их обоснования.

Также в отличие от традиционного метода осуществляется подготовка мышления учащихся к самостоятельному построению нового способа действий, тогда как в традиционном уроке речь в основном идет о повторении материала, пройденного на прошлом уроке.

Основная цель этапа выявления причин затруднения и поста
новки
цели деятельности заключается в выявлении места затруд-
нения,  его причины и в постановке цели урока.        

Для реализации этой цели необходимо, чтобы учащиеся:        

  1. соотнесли свои действия с используемым способом и опре делили место затруднения;        /
  2. выявили и зафиксировали в речи причину затруднения, то есть ответили на вопрос: «Почему оно возникло?»;
  3. на этой основе поставили цель деятельности и предложили . свои варианты формулировки темы урока, которую учитель может уточнить.

Продолжительность данного этапа составляет 4-5 минут. На этом этапе можно использовать побуждающий или подводящий диалог, включить эмоциональный компонент: «яркое пятно», похвалу и т.д. Отметим, что на данном этапе происходит самоопределение учащихся к той учебной задаче, которую им предстоит решить. И то, насколько эффективно каждый учащийся включится в деятельность по построению нового способа действий, зависит от того, насколько четко будет проведен данный этап. Принципиальным отличием данного этапа от формулировки темы и цели урока является то, что результатом этапа должно стать осознание учащимися необходимости в решении той или иной задачи, постановка своей деятельности и включение в деятельность по ее решению на личностно значимом уровне.

Основной целью этапа построения проекта выхода из за-
труднения
являются построение детьми нового способа действий
информ
ирование способности к его выполнению.        

Для реализации этой цели необходимо, чтобы учащиеся:

  1. выбрали метод построения нового способа действий - метод дополнения или метод уточнения;
  2. выбрали метод, на котором будет основано решение учебной задачи, - определение понятия, свойство, алгоритм и т.д.;
  3. на основе выбранного метода выдвигали и обосновывали гипотезы;
  4. использовали предметные действия с моделями, схемами и т.д.;
  5. зафиксировали новый способ действия в речи и знаково;
  6. преодолели возникшее затруднение с помощью нового способа действия.

Продолжительность данного этапа 7-8 минут. Для того чтобы все задачи данного этапа были решены, необходимо тщательно продумать организацию деятельности учащихся на этапе. Принципиальным его отличием от этапа объяснения нового материала в традиционном уроке_является то, что учашиеся выводят новый способ действия в результате собственной деятельности. Вместе с тем учитель на данном этапе обучения занимает активную позицию организатора этого процесса. Для успешного результата на данном этапе можно продумать подводящий диалог - то есть такую систему вопросов, которая гарантированно приведет учащихся к решению поставленной учебной задачи, побуждающий диалог, мозговой штурм и т.д. Возможна как фронтальная форма работы, так и групповая. Но именно на этом этапе групповая форма работы наиболее эффективна и интересна для учащихся.

Подчеркнем, что результатом данного этапа является фиксация решения поставленной учебной задачи - вербальная и знаковая фиксация нового способа дёйствия. Знаковая фиксация нового способа действия, которая является эталоном, необходима не только для лучшего усвоения нового способа, но и для организации грамотной самопроверки своего решения на этапе самостоятельной работы с самопроверкой. Также эталоны используются на уроках рефлексии и на уроках развивающего контроля.

Основной целью этапа первичного закрепления во внешней речи является усвоение учащимися нового способа действия.

Для реализации этой цели необходимо, чтобы учащиеся решали типовые задания на новый способ действия с проговариванием вслух определения, алгоритма, свойства и т.д.

Продолжительность этого этапа составляет 4-5 минут. Вместе с тем важно так организовать деятельность учащихся но данном этапе, чтобы каждый из них проговорил новый способ действий с опорой на  его знаковую фиксацию максимальное число раз. Для этого можно использовать такие формы организации учебной деятельности, как «цепочки», работа в парах и т.д. Можно организовать работу на этом этапе, используя игровые ситуации и соревнования.

Результатом данного этапа являются решенные с комментированием типовые задания на новый способ действия.

Основной целью этапа самостоятельной работы с самопроверкой по эталону являются интериоризация (восприятие идей и целей) нового способа действия, индивидуальная рефлексия достижения цели и создание ситуации успеха.

Для реализации этой цели необходимо:

  1. организовать самостоятельное выполнение учащимися заданий на новый способ действия;
  2. организовать самопроверку учащимися своих решений по эталону;
  3. создать ситуацию успеха;
  4. для учащихся, допустивших ошибки, предоставить возможность для выявления причин ошибок и их исправления.

Продолжительность данного этапа составляет 4-5 минут. Важно отметить, что в соответствии с принципом минимакса учащийся должен усвоить содержание на уровне государственного стандарта знаний, поэтому задания, предлагаемые в самостоятельной работе, должны соответствовать обязательному уровню. Самостоятельная работа может представлять собой письменную работу небольшого объема узкой типовой направленности. Важно отметить, что именно на этом этапе происходит обучение учащихся грамотному самоконтролю своей работы, поэтому одним из условий его проведения является наличие объективно обоснованного эталона. Эталон также позволяет каждому учащемуся не просто формально исправить допущенную ошибку, но определить причину этой ошибки и обосновать правильное решение данного задания. Самопроверка по эталону позволяет сильному ученику пошагово «проговорить» свое решение, опираясь на способ действия каждого шага, а слабому - научиться определять место своей ошибки, ее причину и исправить эту ошибку, опираясь на известный способ действия.

Переживание ребенком ситуации успеха способствует формированию у него положительного самоопределения к дальнейшему обучению.

Основной целью этапа включения в систему знаний и повторения являются включение нового способа действий в систему знаний, повторение и закрепление ранее изученного.

Для реализации этой цели необходимо:

1) предлагать учащимся задания, в которых новый способ действий связывается с ранее изученным;

2) системно включать задания на тренировку и доведение до уровня автоматизированного навыка ранее сформированных способностей, на коррекцию ошибок, на подготовку к изучению следующих тем.

Продолжительность данного этапа составляет 7-8 минут. Этот этап можно проводить в форме коммуникативного взаимодействия преимущественно в группах или в парах. Целесообразно предоставлять возможность выбора заданий учащимися, включать элементы проектирования, игровые ситуации и т.д.

Основной целью этапа рефлексии деятельности являются самооценка результатов деятельности, осознание метода построения и границ применения нового способа действия.

Для реализации этой цели:

  1. организуется рефлексия и самооценка учениками деятельности на уроке;
  2. учащиеся фиксируют степень соответствия результатов деятельности и поставленной цели;
  3. планируется дальнейшая деятельность и определяются задания для самоподготовки (домашнее задание с элементами выбора, творчества).

Продолжительность данного этапа составляет 2-3 минуты. Вместе с тем именно на этом этапе все звенья урока соединяются в единую систему, тренируется способность к рефлексии своей деятельности.

При организации данного этапа разбираются вопросы: где возникло затруднение; какова причина затруднения; каким способом преодолели возникшее затруднение; что нового узнали; достигнута ли цель урока; где используется новый способ действия; каковы результаты деятельности класса, собственные результаты; что необходимо сделать в дальнейшем и т.д. Для обозначения степени достижения поставленной цели деятельности можно использовать специальные сигналы - цвет, знак, шкала и т.д.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока по теме Технология деятельностного метода на уроке анг. яз.

Домашнее задание по пройденногму курсу Петерсон "Технология деятельностного метода при изучении англ. яз....

Технология деятельностного метода на уроках химии в школе

Статья раскрывает возможности применения технологии деятельностного метода на уроках химии в школе...

технология деятельностного метода для урока «открытия» нового знания включает в себя следующие шаги:

технология деятельностного метода для урока «открытия» нового знания включает в себя следующие шаги:...

Реализация технологии деятельностного метода на уроках информатики

Обучать в деятельности - значит делать учение мотивированным, учить ученика оптимально организовывать свою деятельность, помогать сформировать умение контроля и самоконтроля, оценки и самооценки....

Реализация технологии развивающего обучения на уроках различной целевой направленности

В докладе раскрывается использование  технологии   развивающего   обучения   на   уроках  рефлексии позволяет реализоват...

Реализация технологии деятельностного метода на уроках математики

Реализация технологии деятельностного метода на уроках математики...

Конструктор разработки урока в условиях реализации технологии деятельностного метода в образовательном процессе

Конструктор разработки урока в условиях реализации    технологии деятельностного метода в образовательном процессе...