Организационные структуры управления воспитательным процессом в классном коллективе гимназического образования
статья по теме

Безбородова Татьяна Борисовна

 

Основная цель программы развития гимназии – создание среды для формирования личности, способной к саморазвитию, самореализации на основе учета ее индивидуальных особенностей. Духовно – нравственный компонент проходит через всю программу развития гимназии, как насущнейшая потребность сегодняшнего дня: нельзя не знать истории, культуры, духовных основ своей страны и быть при этом достойным гражданином своего Отечества.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon doklad.doc49.5 КБ

Предварительный просмотр:

Безбородова Татьяна Борисовна

Организационные структуры управления воспитательным процессом в классном коллективе гимназического образования.

         Основная цель программы развития гимназии – создание среды для формирования личности, способной к саморазвитию, самореализации на основе учета ее индивидуальных особенностей. Духовно – нравственный компонент проходит через всю программу развития гимназии, как насущнейшая потребность сегодняшнего дня: нельзя не знать истории, культуры, духовных основ своей страны и быть при этом достойным гражданином своего Отечества.

Главное назначение классного руководителя – помочь взрослеющему человеку быть субъектом своей жизни, способным на сознательный выбор, на разумный отбор своей жизненной позиции. А для этого необходимо опираться на основные особенности взросления в данный период. Поэтому выделяю следующие задачи воспитания в подростковом возрасте:

  1. формировать социально-ответственное поведение, подготовить  к участию в деятельности на пользу общества;
  2. создание психологического климата для развития творческих способностей учащихся;
  3. помочь создать свою систему ценностей, через духовно – нравственное направление в воспитании: этических ориентиров в поведении и жизни,
  4. формировать культуру межличностных отношений в совместной деятельности коллектива;
  5. активизировать работу по профориентации через часы общения, досуга.

Принципы, на которых основано мое сотрудничество, как классного руководителя с учащимися:

  1. безусловное принятие каждого ученика, его сильных и слабых позиций;
  2. беспристрастность в оценке поступков учащихся;
  3. терпение и терпимость в достижении результатов педагогического воздействия;
  4. умение управлять своим настроением;
  5. умение признавать свои ошибки.

У нас в классе существует традиция обратной связи, когда в конце каждой четверти и в конце учебного года учащиеся пишут записки – «Узелки на память», в которых говорят о том, что получилось в работе классного руководителя и ученика, а что нет; задают вопросы; могут написать о наболевшем, о чем не могут сказать вслух. А со стороны классного руководителя – своеобразные «Теплые письма»: письмо-поддержка, письмо-одобрение, благодарственное письмо тоже  по итогам четверти или года.

В  работе с классом ориентируюсь  на использование современных образовательных технологий  в процессе воспитания. Наиболее значимые,  на мой взгляд:

1. Технология саморазвития личности – проведение классных часов группой учеников (по желанию), проведение КТД, посещение внутришкольных и внешкольных объединений, создание учащимися коллажа по итогам четверти школьной жизни или значимого мероприятия, и т.д.;

2. Технология технологического сопровождения воспитательного процесса –  создание презентаций («Увиденное объективом видеокамеры»); создание плаката по теме, путем предложения мини-сочинений отдельными учащимися или подготовки фотосюжетов, подготовка проектов к классным собраниям и классным часам;

3. Технология гуманного коллективного воспитании (по Сухомлинскому). С использованием данной технологии в классе проведен ряд мероприятий: нравственные беседы («Божественная тайна доброты»), введение в план воспитательной работы обществоведческого курса «Мой выбор», диалоговые турниры, анализ афоризмов (согласны ли вы с утверждением А. Шопенгауэра о том, что «здоровый нищий счастливее больного короля?») и другие.

Проведенные мероприятия с использованием данных технологий способствуют формированию ценностного отношения школьников к предмету обсуждения. Важно, конечно, чтобы высказанные идеи, суждения нашли свое дальнейшее применение в жизни.

Я как классный руководитель стараюсь организовывать разнообразную деятельность учащихся: познавательную, трудовую, эстетическую, – а также свободное общение учащихся, являющееся частью их досуга. Для работы с классом я определила рад значимых направлений воспитательной работы:

1. здоровьесберегающее направление – «В здоровом теле – здоровый дух»

Цель: использование педагогических технологий и методических приемов для демонстрации учащимся значимости их физического  и психического здоровья для будущего самоутверждения.

Виды деятельности: сотрудничество с мед.персоналом гимназии, родителями, социально-психологической службой гимназии, организация спортивно-оздоровительных  мероприятий: соревнования на первенство гимназии, «Орлята России», спортивно-игровые турниры, легкоатлетический кросс «Безопасное колесо», Президентские состязания, «Кросс нации», «Лыжня России». В классе 12 человек занимаются в спортивных секциях, спортивных школах, поэтому спортивные мероприятия пользуются успехом.

2. интеллектуальное направление – «Ученье свет, а неученье тьма»

Цель: оказание помощи ученикам в развитии способностей проявлять свои интеллектуальные умения в окружающей среде.

Виды деятельности: изучение результативности учебной деятельности учащихся класса, организация и проведении внеклассных мероприятий: интеллектуальные марафоны в классе и на параллели, школьные НОУ (участвовали 2 чел.), математическая игра «Кенгуру» (участвовали 8 чел) и другие; сотрудничество с внешкольными учреждениями: интеллектуально-творческий конкурс «Через тернии к звездам» (участвовали 7 чел) и т.д.

3. обществоведческое – разработана программа курса «Мой выбор»

Цель: формирование культуры выбора у обучающихся  в различных социальных ситуациях.

Курс «Мой выбор» является практико-ориентированным. У каждого ученика есть пособие и рабочая тетрадь по данному курсу. Примерное тематическое планирование интегрированного обществоведческого курса «Мой выбор» для учащихся 8 класса имеется в плане воспитательной работы (приложение)

4. ценностно-ориентированное

Цель: помочь учащимся осознать нравственные нормы и правила, развитие интереса к внеклассной деятельности.

Виды деятельности: отслеживание занятости в кружках, секциях и других детских объединениях, праздничные поздравления одноклассникам, педагогам, родителям, сюрпризные моменты, этические беседы, акции «Милосердие», помощь ветеранам войны, нравственные вестники «Как вести себя в гостях», «Культура речи» и др., экскурсии по городу: «Архитектура города Омска», «В гости ко всем религиям», музея К.Белова, Омского государственного историко-краеведческого музея (приложение: представлен отзыв о сотрудничестве с ОГИК); посещение театров; традиционные  КТД гимназии и класса – самые любимые детьми  – это конкурс «Мисс гимназия», Фестиваль детского творчества «Радуга талантов», «Смотр строя и песни», День самоуправления «Шиворот-навыворот» и другие; экскурсии по области: Ачаирский монастырь, фабрика деревянной игрушки с. Подгородка.  За активное сотрудничество в реализации детских программ имею благодарственное письмо от туристической компании «Три кита».

Все эти направления не изолированы друг от друга, они взаимосвязаны.

На становление жизненных позиций школьников особое влияние имеет такой компонент воспитательной системы, как детское самоуправление. Поэтому, создавая органы самоуправления, мы ставили перед собой цель: привлечение каждого ребенка к участию в общественной жизни класса, повышение социальной активности, творческого потенциала детей. Для того чтобы определить, какие поручения будут выполнять учащиеся в классе, им нужно вначале помочь определить сферу приложения своих сил. Для этого в начале года на классном собрании выписываем на доске слова, которые являются знаковыми для определения будущих поручений: библиотека, столовая, гардероб, спортивный зал, редколлегия, совет школы, концерты, общественные организации и т.д. Ребята выбирают какое постоянное поручение хотели бы выполнять. Ребята в большей степени ответственно подходят к выполнению своих обязанностей и это очень помогает в работе классного руководителя. Для того, чтобы выбрать старосту класса проводим тест «Могу ли я быть лидером – организатором», при этом  я всегда напоминаю ребятам «Великий лидер существует для себя, а достойный – для других».

Дополнительную информацию о личности каждого ученика в классе получаю, используя диагностические методики:

1. Диагностика, направленная на изучение личности ученика: «Мое состояние»: Цель: изучение внутреннего мира ученика, суть значимых поступков. Результат: 45% уверенны в себе – почти всегда следуют поставленной цели, на все есть свое мнение, их трудно переубедить; 31,3 – неуверенность: поведение ребенка зависит от окружающих, легко падает духом, на него оказывает влияние окружающая обстановка, слишком эмоционален; 42,6 – могут совершать безрассудные поступки из-за собственного упрямства; 34,4 – таким ребятам трудно отказываться от своих принципов, умеют быть упорными, но с трудом признают превосходство над собой.

2. Диагностика, направленная на изучение учебной мотивации: «Интересные предметы». Цель: выяснить познавательный интерес учащихся, уяснить какие предметы вызывают трудности. Результат: учитель имеет представлении о мотивации учащихся на учебные предметы. Знакомство с результатами данной диагностики  родителей с целью обратить внимание на предметы, вызывающие затруднение у учащихся.

3. Диагностика, направленная на изучение коллектива класса: «Социометрия». Цель: изучение взаимоотношений учащихся в коллективе и определение лидеров в классе. Результат: 33% учащихся имею высокий уровень самооценки, большая часть класса – 41,1 средний, 18,5 – низкий. Результат: предпочтения в выборе классного самоуправления, беседы и занятия по повышению уровня самооценки:

  1. Проводила психологический практикум «Борьба с конфликтами», Цель: научить ребят оценивать конфликты и свое участие в них.
  2. Администрацией гимназии проводилась диагностика по выявлению степени удовлетворенности учащимися МОУ «Гимназия № 12» образовательным процессом.

Работа  классного руководителя интересна и  многогранна, вместе со своими учениками я многому учусь сама. Конечно, немало и проблем, но мы совместными усилиями стараемся их преодолевать. Главное  – поддержка и понимание, вера в достижении поставленных целей.

Во всей работе отчетливо реализуется идея сотрудничества, она способствует обогащению жизни детей, укрепляет и развивает отношения: «Педагог – ученик», «Ученик – родитель», «Педагог – родитель». Взаимодействие и сотрудничество педагогического, ученического и родительского сообществ – важное направление функционирования воспитательной системы в классе. Работа с родителями ведется по двум направлениям:

 А) повышение психолого – педагогических знаний и Б) вовлечение их в учебно – воспитательный процесс. В рамках последней проводятся собрания в виде деловой игры – беседы «Я помогаю вам – вы помогаете мне». Сообща находим решение в трудных ситуациях по воспитанию детей. Родители участвуют во всех наших праздниках. Только с помощью совместных дел родители могут стать союзниками, так как перестанут относится к школе как наблюдатели. Повышение уровня психолого – педагогических знаний реализуется через индивидуальные и тематические консультации, открытые уроки и внеклассные мероприятия, общешкольные конференции для родителей и классные родительские собрания: «Гармония общения – залог психического здоровья ребенка», «Как помочь ребенку учиться, если такая проблема возникла» и т.д.

         Проведенная диагностика по выявлению степени удовлетворенности учащимися МОУ «Гимназия № 12» образовательным процессом показала, что мои ученики любят свою гимназию, у них есть любимые учителя и любимые школьные предметы. Нормы и правила, отражающие ценностные  ориентиры нашего класса  сформулированы в виде заповедей и размещены в классном уголке:                

Познай себя – это интересно!

                        Сотвори себя – это необходимо!

                        Утверди себя – это возможно!

                        Прояви себя – это реально!

Быть классным руководителем –  значит быть помощником ребенку в его жизненном самоопределении, только здесь по-настоящему понимаешь, что наша профессия самая лучшая, самая нужная и самая важная.

Список литературы

  1. Зимняя И.А. Педагогическая психология: Учебник для вузов. Изд. Второе, доп., испр. и перераб.-М.: Логос, 2004. – 384с.
  2. Хуторской А.В. Ключевые коптетентности. Технология конструирования//Народное образование.-2003, №5

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектная деятельность – как один из факторов изменений в управлении воспитательным процессом

 Человек сам должен прийти к желанию искать, пробовать, ошибаться. И только тот, кто готов отстаивать свое право творить, способен на настоящее творчество, а наша   с вами задача, дорогие коллеги, - м...

Управление воспитательным процессом в системе качества СОШ

Появление в педагогике понятия «воспитательный процесс» обусловлено влиянием на теорию и практику воспитания идей системного подхода, получивших широкое распространение в современной науке. Это поняти...

Заседание МО классных руководителей старшего звена. «УПРАВЛЕНИЕ ВОСПИТАТЕЛЬНЫМ ПРОЦЕССОМ НА ОСНОВЕ ДИАГНОСТИКИ»

Цель: показать актуальность и значимость диагностики в воспитательном про­цессе; дать методические рекомендации классным руководителям по проведению диа­гностики ценностных отношений учащихся к себе, ...

План воспитательной работы с классным коллективом 5 класса на 2012 – 2013 учебный год Классный руководитель: Иванова Л.А.

ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ  ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА:    Цели и задачи воспитательной работы.  Цель:      Воспитание Человека и Гражданина на основе нравств...

Организационная структура управления МБОУ ДОД «ДШИ»

оргструктура составлена в виде таблицы, где мы можем увидеть всю организационную деятельность школы.........

Управление воспитательным процессом в ОУ на примере ГБОУ ЦО №162 Кировского р-на Санкт-Петербурга

Общие сведения о проекте управления воспитательным проессом в ГБОУ ЦО №162 Кировского района Санкт-Петербурга на основе процессного подхода В данном  параграфе работы мы хотим представить управле...

Общественно-политический и научно-методический журнал "Образование в современной школе": статья "Особенности управления воспитательным процессом в школе" (№3-4, 2016)

В статье рассматриваются вопросы управления воспитательным процессом в школе. Авторы рассказывают о внеаудиторной деятельности в школе как сознательно организованном и управляемом процессе, делятся оп...