Исследовательская работа по краеведению:"Если быть, то быть лучшим!"
творческая работа учащихся по истории по теме

Проект занял призовое место на районом конкурсе исследовательских работ "Отечество".

В нашей деревне можно найти немало интересных людей, судеб и семей. Часто мы ищем героев, где-то вдалеке от нас, порой,  не замечая  скромных тружеников, достойных внимания и почета.  

Нам  хочется рассказать о тех, кто всегда  находятся  рядом, и о которых мы часто забываем, потому что привыкли к их повседневной  заботе, как к чему-то естественному и необходимому. Мы  решили посвятить свою работу зам. директору по безопасности  Комиссарову Геннадию Валентиновичу и его  семье. Презентация скачать

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Проект исследовательской работы351.5 КБ

Предварительный просмотр:

«Кто сказал, что миссия  эмиссара   невыполнима? Она просто сложна…»  Виктор Тарнавский. «Время жить. Эмиссары».

ВВЕДЕНИЕ

Часто мы ищем героев, где-то вдалеке от нас, порой,  не замечая  скромных тружеников, достойных внимания и почета.  

Нам  хочется рассказать о тех, кто всегда  находятся  рядом, и о которых мы часто забываем, потому что привыкли к ним, как к чему-то естественному и необходимому. Мы  решили посвятить свою работу  Комиссарову Геннадию Валентиновичу и его  семье.

Это идея родилась случайно.  Уже три года как я занимаюсь  в историческом кружке,  и,  по привычки,  часто обращаюсь к нему за помощью.   Он знает многое  из прошлого нашей деревни.  Мы постоянно  консультировались, когда писали биографии наших земляков. С ним интересно общаться.

Он - бывший офицер.  Служил  на Дальнем Востоке.   Много ездил по стране. Был за рубежом. У него крепкая и дружная семья. До сих пор, будучи на заслуженном отдыхе,  продолжает работать в школе. Поэтому мы поставили цель узнать как можно больше о нем самом и его семье.

Задачи:

  1. Провести опрос среди сверстников;
  2. Собрать информацию о жизненном и трудовом пути Комиссарова Геннадия  Валентиновича, о его семье и предках;
  3. Взять интервью у близких людей, учителей, знакомых;
  4. Изучить и систематизировать сведения из семейного  архива;
  5. Рассмотреть имеющийся материал  в школьном музее;
  6. Создать презентацию работы;
  7. Сохранить собранную информацию для потомков в школьном сайте.

Практическая значимость.. Результаты опроса показали, что мы не достаточно хорошо знаем о людях, которые живут рядом с нами и радуют заботой каждый день. (Приложение 1). 

Поэтому, свою  исследовательскую работу мы считаем полезной. Собранная информация позволит больше узнать  об истории школы через изучение  его педагогов, сохранит память о старейшинах педагогов школы.  

Как показал опрос сверстников, мы не достаточно хорошо знаем о людях, которые радуют заботой каждый день.(Прил. 1).

Собранная информация позволит больше узнать  об истории школы через изучение  его педагогов, сохранит память о старейших педагогов школы.  Считаем, что очень важно сохранять память о прошлом, о людях, которые творили историю. Это  всегда актуально.

.

  1. СЕМЕЙНАЯ ХРОНИКА КОМИССАРОВЫХ

Семья Комиссаровых из Подмосковья, пережила всё то, что происходило с нашей  страной в 20-м веке. Прошла через две мировые войны, революцию, гражданскую войну, репрессии 30-х годов и коллективизацию. История их судеб и страны тесно переплелись.        

Члены его семьи были люди разных сословий. В мирное время они были крестьянами, учителями, а в военное – солдатами и офицерами.        Фамилия Комиссаров им досталось от деда Якова. Именно с него мы и начнем историю рода по мужской линии.

Комиссаров Яков Михайлович родился в 1898 году в деревне Малое Грызлово.  В семье было 11 детей. Яков был самым младшим.  Оставишь

круглым сиротой, он  хотел учиться и выучился в церковно-

приходской школе. Это характеризует его как любознательного и волевого

человека. Впоследствии стремление к знаниям будет отличительной чертой

всех мужчин семьи Комиссаровых.

Воевал в финской войне.  В  1941 года Яков Михайлович был отправлен

на фронт Великой Отечественной войны. Был сержантом, командиром зенитной батареи.  Погиб в ноябре 1943 года при освобождении Киева.

Его женой была  Кудрякова  Евдокия  Федотовна.  Они поженились в 1921 году.  Её отец Федот был первым сельским учителем в округе. Он похоронен на церковном кладбище в деревне Митинке. В то время около церквей хоронили только значимых и выдающихся людей.

 До революции Евдокия работала у местной помещицы. После 1917 года и до замужества работала в домашнем хозяйстве. С  1921 года до выхода на пенсию проработала в колхозе. Мечта стать учителем так и не сбылась.

Из всех детей, родившихся в семье Евдокии и Якова Комиссаровых, выжили  трое. Его сын - Комиссаров Валентин Яковлевич, родился в деревне Малое Грызлово. Там  была единственная школа в округе, и дети ходили туда пешком. Но это обстоятельство не пугала любопытного паренька,  и он окончил семь классов в Балковской школе с отличием. Потом поступил в школу ФЗУ, но не успел его закончить из-за Великой Отечественной войны (ФЗУ - прообраз современных училищ).

В октябре 1941 года, когда немцы подошли к Серпухову, Валентину Яковлевичу исполнилось 17 лет. Он  вступил добровольно в истребительный батальон  на базе партизанских отрядов. Тогда патриотизм был не показной,  и каждый мальчишка мечтал идти на фронт.

28 августа 1942 года  был призван в Красную Армию и отправлен  в Сталинград. Был сержантом, миномётчиком. В январе 1943 года получил ранение правой голени, признан непригодным. Вернувшись домой,  в 1943 году стал счетоводом в колхозе «Светлый путь».

 В 1950 году женился на Зайцевой Марии Алексеевне. 11 февраля 1951 родился  Комиссаров Геннадий Валентинович. А 25 февраля 1951 его отец - Валентин Яковлевич умер от туберкулёза.

         Матери Геннадия Валентиновича - Марии Алексеевне  тоже выпала нелегкая доля… Она, рассказывала, как их,  13-летних девчонок, отправляли в декабре 1941 ломами долбить рвы под Серпуховым. Но из-за  малосилья девочек, работа не шла,   и их  отправили обратно в колхоз.

Работы были тяжелые.  В годы войны не было ни лошадей, ни тракторов. В плуг впрягали коров, а иногда и самих женщин.  Вручную мололи муку. Все  отправляли  на фронт. Голодали. Мерзли. Но не сдавались.

Всю  войну  она  проработала почтальоном.  По рассказам Марии Алексеевн, она боялась ходить в те семьи, куда приходили похоронки.

С конца войны до выхода на пенсию работала в совхозе «Балковский» бухгалтером. Умерла в 2001 году.

Такова  краткая история двух  поколений  Комиссаровых,  крепких духом людей, среди которых были и  крестьяне, и учителя,  и военные. Все эти три  рода деятельности причудливым образом сплетутся в судьбе нашего главного героя – Комиссарова Геннадия Валентиновича.

  1. ОСНОВНЫЕ СОБЫТИЯ (ЭТАПЫ) ЖИЗНИ КОМИССАРОВА ГЕННАДИЯ ВАЛЕНТИНОВИЧА.

Комиссаров Геннадий Валентинович родился 11 февраля 1951 года в больнице д. Пущино. Эта больница была размещена в здании бывшей помещичьей усадьбе 18 века.  В этом здании бывал декабрист и друг А.С. Пушкина - Кюхельбекер и известный русский учёный - агроном Болотов. Здесь написал своего знаменитого «Соловья» композитор Алябьев.

А в годы советской власти этот памятник был превращён в больницу.

Одновременно с этим  в этой же больнице, только на другом этаже, умирал от увечий, полученных на фронте, его отец, Комиссаров Валентин Яковлевич. Практически одновременно семья потеряла самого старшего по мужской линии своего члена и получила самого младшего.  

       С малых лет дети вынуждены были помогать взрослым в домашнем хозяйстве. С  5  лет пас  корову, помогал сажать и полоть картошку. Это было трудное время, как для всей страны, так и для его семьи. Семья жила бедно. Люди в колхозе работали за трудодни, денег не получали. Лишь в конце года колхозники на заработанные трудодни получали натуроплату (рожь, гречиху и др.) при условии, если был выполнения  плана  государственных поставок.

       Для того, чтобы как-то выживать, его семья, как и остальные жители деревни, вели домашнее хозяйство: держали коров, свиней, овец, кур, имели 0,4 га огорода, где выращивали картофель и овощи. Вся эта продукция до 1954 года обкладывалась натуральным налогом. Так что семье оставалось не так уж много. Детям одежду перешивали из того, что оставалось от взрослых. А об игрушках и не было речи.                    

В 1954 году был отменён натуральный налог, а в 1957 году в колхозе ввели денежную форму оплаты труда. В колхозе появились тракторы и автомашины. Семья стала жить лучше, появились деньги для покупки самого необходимого. В семье работала  одна  мама, а бабушка занималась уходом  за двумя детьми, так как в колхозе не было детского сада.

      В 1958 году Геннадий Валентинович пошёл в 1 класс Волоховской начальной школы. Каждый день он должен был ходить по 6 км в любую погоду, а вечером при свете керосиновой лампы делать уроки. Малое Грызлово, как и десятки окрестных деревень, не была электрифицирована.

      В конце 1960 года в деревню пришло электричество, и у соседей появился первый телевизор. Можно бы было радоваться, но в это время Н. Хрущёвым объявило курс на опережение США по производству мяса и молока, и началась  «кукурузная эпопея». Из личных хозяйств изымались  все коровы, запрещалось  иметь более одной овцы или поросёнка, «урезались » до 0,15 га приусадебные участки. Всею высвободившуюся землю засеивали  кукурузой. Семья лишается своей кормилицы - коровы.

       Его мама в это время получила 50 рублей заработной платы и 12,5 рублей пособия на детей по потере кормильца. Вот на эти деньги и жила семья из 4-х человек. Бабушка пенсию не получала, потому что колхозникам пенсия не полагалось.                                                

После окончания начальной школы  Геннадий Валентинович поступает в среднюю школу в деревне Балково, что в 12 километрах от Малого Грызлова. Осенью и весной на велосипеде, а зимой на лыжах проделывал он путь в школу и обратно. Но большую часть учёбы он жил в школьном интернате.

В 1964 году за отличную учёбу премируется путёвкой во Всесоюзный пионерский лагерь «Артек». В это же время своим жизненным девизом он сделал слова В.П. Чкалова «Если быть, то быть лучшим», которому он и следовал всю свою жизнь. Окончив школу с серебряной медалью, Геннадий Валентинович поступает в Тульское артиллерийское училище.    

         В день ввода Советских войск в  Чехословакию в августе 1968 года он надевает военную форму. После четырех лет учебы он становится офицером - ракетчиком.  Города Львов, Славута на Западной Украине были  первые места службы.

В 1974 году  Геннадий Валентинович участвует в испытании ракет с химическими боеголовками. В результате неисправности одной из ракет весь боевой расчёт получает отравление. Но медицинское заключение неумолимо - воспаление органов дыхания, поскольку Советский Союз по официальной версии не производит и не испытывает химическое оружие, а следовательно люди и не могли получить поражение.

В том же 1974 году Геннадий Валентинович женился на Анисимовой Александре Дмитриевне - кубанской казачке. В 1975 году родилась дочь - Анжела. В 1976 году семья переезжает к новому месту службы в город Владимир-Волынский. Собственного жилья нет, семья снимает комнату в частном доме.

 В июле 1977 года Геннадий Валентинович получает назначение на Сахалин. На сборы дают сутки. Служба - в посёлке Леонидово в северной части острова. Забытый богом и начальством край. Впечатление такое, как будто только что закончилась война, хотя прошло уже 32 года. Семьи офицеров живут в домах, построенных ещё во времена японской оккупации. Вода подаётся 2 раза в сутки по 1 часу, печное отопление, удобства на улице (при морозах ниже 30 градусов). Зимой дома засыпает по самые крыши снегом,  и помимо выполнения служебных обязанностей,  приходилось заниматься заготовкой дров, расчисткой снега. Об этом времени Геннадий Валентинович с улыбкой говорил: «Офицерское троеборье; вода, дрова, помои».

Через год ракетное подразделение, которым командует Геннадий Валентинович, становится лучшим в Дальневосточном округе, а затем и во всех ракетных войсках СССР. Он получил -  именные часы, благодарность главкома Сухопутных войск и одно время фотографию в Центральном музее Вооружённых Сил в Москве.                        

В 1982 году Геннадия Валентиновича переводят в город Бобруйск Могилёвской области в Белоруссии. А 26 апреля 1986 года произошла страшная авария на Чернобыльской АЭС, недалеко от места службы Геннадия Валентиновича.  Офицеры и солдаты занялись  эвакуацией жителей из 30-километровой зоны; встречей  и провозкой подразделений, прибывших для ликвидации аварии. Первый месяц люди работали без средств защиты. Официальная пропаганда убеждала население, что ничего страшного не произошло.  А  27 мая 1986 года родился сын Роман.                        

С сентября 1986 по сентябрь 1989 года –  командировка в Сирийскую Арабскую Республику для оказания помощи в создании ракетных войск САР. За заслуги в укреплении обороноспособности Геннадий Валентинович награждён высшим военным орденом САР.

       В 1988 году его  семья наконец-то получила собственную квартиру. Первую за двадцать лет службы.                        

В Советском Союзе в это время шла горбачёвская перестройка. Шло сокращение ракетных войск, выводились советские войска из других стран. Шло сокращение офицерских кадров.

 В апреле 1990 года, вернувшись из Сирии, Геннадий Валентинович попал под сокращение. И семья переехала на постоянное место жительства в деревню Большое Грызлово Серпуховского района Московской области.        На этом военная карьера Геннадия Валентиновича закончилась. За время службы он  был награждён медалями: «За боевые заслуги»; «За воинскую доблесть»; тремя медалями «За безупречную службу» и другими (всего 8 медалей и один орден).        

После увольнения в запас он работал инженером, главным инженером, заместителем директора сначала в совхозе «Балковский», а потом АОЗТ (акционерное общество закрытого типа) «Балковское».                                В 1995 году перешёл на работу в Большегрызловскую среднюю школу, где и работает до сих пор заместителем директора по безопасности. И уже здесь он был награждён медалью «850- летие Москвы»,  почётной грамотой губернатора Московской области и двумя значками «За  заслуги перед   Серпуховском районом» 2-й  и 3-й степени.

Младшим школьникам Геннадий Валентинович знаком  тем, что он участвует в ежегодных митингах 9 мая, он отвечает за охрану труда и безопасность. Принимает активное участие в районных и областных соревнованиях. Участвует в организации военно-спортивных игр «Зарница», «Орленок», «Смотр строя и песни». А старшеклассникам он преподавал в разные годы географию, экономику, историю. О нем вспоминают как о требовательном, но справедливом учителе.

  1. ОТЗЫВЫ БЛИЗКИХ И КОЛЛЕГ ПО РАБОТЕ. 

                        «РЯДОМ КАЖДЫЙ ДЕНЬ»

Чтобы лучше узнать о Геннадии Валентиновиче,  я побеседовал с учителями нашей школы и  близкими ему людьми. Вот что о нем говорят:

Тамара Григорьевна Баскакова, бывший директор  школы.

Геннадий Валентинович  был еще моим учеником. Он только пришел в Балковскую школу, а я уже ушла.

Очень старательный, ответственный, скромный ученик. Таким и остался по жизни. Он патриот. Патриот не на словах, а на деле. Патриот своей Родины, своего дела, всего того, чем он занимается. Он во все вникает, все знает. Очень грамотный специалист. Не любит выпячиваться, хотя всегда берет на себя львиную долю работы. Никогда не останавливается на достигнутом. Нового не боится. Если возникает новое проблема – вникнет, и решит. Хороший управленец. Надо - рассчитает  зарплату учителей, надо – разберется в законодательных нормах. Вообще, он очень  комфортный  и добрый человек. Безотказный.  Всем подскажет. С  чувством юмора. А Александра Дмитриевна - настоящая боевая подруга. Она  заботливая и верная жена. Долго работала в сельском Совете. А потом, когда Геннадий  Валентинович пришел к нам на работу, я ей предложила должность социального педагога. И не ошиблась. Человек оказался на своем месте.

Татьяна Николаевна Готовцева, бывший учитель истории.

Первое что приходит на ум, это его безотказность. Геннадий Валентинович всегда готов помочь. Это первое, что вспоминается, когда думаешь о нем. Если он разговаривает с человеком, то всегда остановится, посмотрит прямо в глаза. И ты чувствуешь, что это не простая  вежливость. Готовность  прийти на помощь и человеколюбие - вот  его основная черта.  С ним надежно. Как бы занят не был, даже если он не может в данную минуту помочь, он обязательно  оговорится, назовет другое время, но всегда придёт на помощь. Это – офицерское!

Татьяна Владимировна, учительница русского языка

Как молодой  специалист, хочу сказать слова благодарности в адрес Геннадия Валентиновича. Он всегда готов прийти на помощь.  Отзывчивый. Поддержит. Даст ценные советы. Курирует  меня постоянно по собственной инициативе, ненавязчиво.  Наставник  по призванию.  Очень грамотный и интересный человек. С ним можно и о русском языке поговорить, и о географии, и об истории. У него на все есть собственное мнение. Он много знает. Геннадий Валентинович  и Александра  Дмитриевна интересные люди. С ними просто приятно пообщаться.  

Нина Михайловна, учитель информатики.

Хороший  человек. Ищущий. Грамотный. Организованный. Дисциплинированный. Современный. Идет в ногу со временем. Компьютер не только сам освоил, но даже помогает односельчанам. Ремонтирует, устанавливает программы. Продвинутый пользователь, как сейчас принято  говорить. В курсе всех политических  и исторических событий. Надежный. Если есть возможность,  всегда поможет. Основной кирпичик в фундаменте школы.

Елена Николаевна, учитель английского языка.

Трудяга. Супер ответственный. Самоотверженный. Несмотря на здоровье,  надо ему отдать должное. Сколько проблем на него наваливаются, он всегда остается джентльменом в лучшем понимании этого слова. Никогда не кричит. Внимательно выслушает. Чтобы его довести,  надо очень постараться. Настоящий русский офицер.  Я бы даже  сказала, прошлого века. Очень интеллигентный. Я не представляю себе, чтобы он прятался за спины солдат. Широко образованный человек. Меня удивляет его постоянная работа над собой. Когда он находит время на самообразование? И еще надо отметить, что он отличный семьянин. Не просто хороший, а отличный. Александре Дмитриевне повезло.

Новожилова Наталия Викторовна, учитель биологии.

О его разносторонности можно говорить очень много. Разбирается и в химии,  и в биологии, и в математики.  Я только приведу один пример. Когда-то  Геннадий Валентинович вел географию. Рассказывая о местоположения полезных ископаемых, он мог сказать, где  находится  магний и написать формулой на доске. Эти знания сохранились у него со школы, которую он окончил давно. При этом он не стоит на месте, а постоянно пополняет свой багаж знаний. Он всесторонне развитый человек.

Александра Дмитриевна, жена.

Геннадий Валентинович очень ответственный человек. Мы посчитали, что последние пять лет  службы  он прожил с семьей  около полтора  года. Постоянные полигоны, командировки.

И так было все время .  27 апреля у нас  - свадьба, а он 26-го только  с учения вернулся. Через 5 дней после свадьбы – опять командировка.

Приведу пример. Когда мы были на Сирии,  поломалось ракетная установка. Муж должен был лететь на материк за запчастями. Я его попросила купить черного хлеба с селедкой. Нам этого не хватало. Но Геннадий Валентинович так и не поехал. Он вместе с другом отремонтировал  машину  за два дня. Начальство очень ценило это его качество - сделать невыполнимое. Его подразделения были самыми лучшим, где бы он не работал… А я так  и осталась без селедки.  В этом весь Геннадий Валентинович. Если надо что-то решить, он выложится полностью и  сделает.  Иногда во вред себе. Но такой уж он человек. Самоотверженный.

 ВЫВОДЫ

На вопрос,  сколько у него наград и какие, он скромно ответил: « Не помню».  А потом нехотя перечислил наиболее памятные,  и  два юбилейных наград. Я уверена, что их больше. Но не такой Геннадий Валентинович человек, чтобы об этом сильно распространяться.  Это обстоятельство еще раз подчеркивает его скромность, не напускной патриотизм.  

С портрета на нас смотрит немолодой военный. Улыбчивый, немного застенчивый взгляд. Эта фото как нельзя лучше характеризует  его как человека. И по жизни он  внутри -  человек железной военной дисциплины, а по отношению  людям – весь предупредительность, мягкость и доброта.

Его подразделения были лучшими в части, в округе,  в вооружённых силах  СССР. Его фотография висела в Центральном музее Вооруженных Сил. Награды,  полученные Комиссаровым Геннадием Валентиновичем в мирное время,  удивляет.

  1. За воинскую доблесть. Курсант.  1970г.
  2. За безупречную службу 3-й степени. – 1978г.
  3. Награды «За боевые заслуги» - 1982г., за пуски ракет (очень высокая степень поражения, за боевую подготовку).
  4. За безупречную службу 2-й степени. – 1982г.
  5. За безупречную службу 1-й степени. – 1988г.
  6. Арабский орден « За боевую подготовку первой степени», 1989г.
  7. «850-летие Москвы», получил в школе.
  8. «70 лет вооруженных сил СССР», 1988г.
  9. Значок "За заслуги перед Серпуховским районом" III  степени, 2007г.
  10.  Значок «За заслуги перед Серпуховском районе», II  степени, 2011г.

О способностях и талантах  Геннадия Валентиновича в военном деле говорит то, что он  написал несколько учебников по ракетной подготовки для вооружённых сил Сирии.  Надо полагать, что они были очень значимы, если он  получил самую высокую награду САР. Прослеживая его жизненный путь, можно сказать, что девиз Чкалова, однажды принятый как собственный девиз «Если быть, то лучшим» -  исполнен.

Облучение, химическое отравление сказались на здоровье  Геннадия Валентиновича.  «С таким диагнозом не живут, а вы еще и работаете», -  сказал  однажды ему врач. Но Геннадии Валентинович не любит об этом говорить. Он продолжает  работать  так же честно и добросовестно,  как и служил. Кажется, что именно работа спасает и продлевает ему жизнь. Иначе он не может. У  него  нелегкая судьба, временами трагичная, временами героическая, но она вся наполненная трудом на благо семьи и Отечества.

«Это офицерское»,  как сказала о нем  Татьяна Николаевна.  

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Работая над этой темой, мы познакомились  с историей семьи Комисаровых, в которой  нашло отражение  история нашей страны,  нашей деревни. Изучая биографию Геннадия Валентиновича, мы невольно коснулись истоков  одной известной семьи в деревне. Три поколения мужчин были военными. Защищали в трудные годы страну от нападений. Служили в мирное время, охраняя мир в наших домах. Все они оправдали  фамилию Комиссаров (посредник, военный, атташе). (Прил. 4). 

Особую благодарность хочется сказать сыну Геннадия Валентиновича – Роману. Это он помог  нам в написании и систематизации семейного архива. Так же как и отец, он много знает,  простой в общении, и, не по годам,  мудрый. Сейчас он работает в одной из ведущих компаний энергетических ресурсов «Энергосервис» в качестве помощника по связям. В свои 26 лет, он уже  был экспертом по энергетики  в работе Думы  РФ 5-го созыва. (Прил. 5). Роман Комиссаров достойный продолжатель семейной традиции.

Перефразируя писателя Виктора Тарнавского,  можно сказать, что миссия комиссара, которые выполняют мужчины в этой семье,   не только сложна, но и интересна. И заслуживает того, чтобы их жизнь на благо своей малой и большой  Родины  стала ориентиром в современной жизни. 

Рекомендации: Поместить исследовательскую работу на сайте школы.

Использовать ее для  экспозиции  музея посвященной   40-летнему  юбилею школы, который состоится в 2016 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Элективный курс «Педагогические основы организаторской деятельности» («Быть лидером – быть успешным»)

Элективный курс «Педагогические  основы организаторской деятельности» («Быть лидером – быть успешным») предполагает формирование и развитие образованной, творческой, компетентной и конкурентоспос...

Классный час в 11 классе «Кем быть? Каким быть?»

Люди давно ищут формулу счастья. Один добрый и мудрый писатель сказал: «Счастье — это когда утром хочется идти на работу, а вечером хочется идти домой».Цель: самоопределение выпускников в выборе жизне...

Профориентационный урок на тему:"Кем быть?Каким быть?Портрет математика"

Никто не может рассказать о школьной дисциплине и его влиянии на выбор будущей профессии лучше, чем учитель-предметник. Каждый новый учебный год учитель начинает вводным или заканчивает итоговым уроко...

Профориентационная работа с детьми на тему Беседа «Кем быть? Каким быть?»

Беседа:  Кем быть? Каким быть? Цель: расширять знания о профессиях, развивать общий кругозор детей, ориентировать школьников в выборе той или иной профессии, подчёркивая важность каждо...

Мероприятие по спортивно – оздоровительной работе «Если хочешь здоровым быть – надо спорт полюбить!»

Данное мероприятие направлено на достижение следующей цели: пропаганда здорового образа жизни. Форма работы: эстафета, викторина...

Текст песни "Что может быть лучше России"

Текст песни Е. Крылатова "Что может быть лучше России". Из цикла "Песни о родном крае"...

Программа Семинаров-практикумов с педагогическим коллективом «ДОЛЖЕН БЫТЬ ЛУЧШИЙ ПУТЬ»

Цель. Выработать представление о том, в каком направлении и как будет осуществляться развитие школы.Задачи. Пробудить желание двигаться в направлении позитивных изменений, четко видя поставленную цель...