Интеллектуальная игра "Если быть, то быть первым!"
методическая разработка (6 класс)

Ленкова Татьяна Евгеньевна

 

Интеллектуальная  игра "Если быть, то быть первым" со школьниками 6-8 классов, посвященная  90-летию со дня рождения Ю. А. Гагарина.

Цель: Расширение знаний о первом в мире "космическом" человеке Юрии Алексеевиче Гагарине и стремление быть похожим на него.

Задачи: Привитие любви и гордости к Родине, воспитании чувства патриотизма и национальных ценностей. Развитие движения патриотических отрядов, воспитание в них чувства товарищества, сплоченности и коллективизма, показать значение семьи и школы в деле воспитании патриотов.

Заочный этап:

а) Подготовка к игре на классных часах

б) Спортивный этап на занятиях по физкультуре

в) Подготовка домашнего задания.

Очный этап: проведение игры.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл viktorina_o_gagarine.docx46.57 КБ

Предварительный просмотр:

 

План

Проведения интеллектуальной игры "Если быть, то быть первым" со школьниками 6-8 классов, посвященной 90-летию со дня рождения Ю. А. Гагарина.

Главная цель: Расширение знаний о первом в мире "космическом" человеке Юрии Алексеевиче Гагарине и стремление быть похожим на него.

Цели: Привитие любви и гордости к Родине, воспитании чувства патриотизма и национальных ценностей. Развитие движения патриотических отрядов, воспитание в них чувства товарищества, сплоченности и коллективизма, показать значение семьи и школы в деле воспитании патриотов.

Время и дата проведения: 29.02  в 13.20

Заочно:

а) Подготовка к игре на занятиях по профессионально-психологической подготовке по выбору профессий, на 7 часе занятий, по четвергам

б) Спортивный этап на занятиях по физкультуре

в) Подготовка домашнего задания:

- Стихотворение  о  космонавте;

-  Бортовой журнал отряда с фотографиями;

- Представление домашних заданий по экипажам в ходе игры;

- Проверка знаний членов экипажа по знанию всего, что связано с Гагариным;

 - Конкурс капитанов и их дублеров.

Блиц опрос "Хочу всё знать".

Место проведения и ответственные:                                          

заочный этап

а) по классам(Кл. рук)

б) спортзал (уч. физ-ры)

очный этап:

актовый зал - завуч, готовность к 10:00    __.02.24

Материальное обеспечение:  

  1. Интерактивная доска;
  2. Компьютер;
  3. Доска с мелом;
  4. Карта России;
  5. Карта Мира;
  6. Свисток, секундомер.

Для каждой команды: 1 стол + 4 стула

Для жюри: 1 стол + 5 стульев

Для ведущего и его помощников: 1 стол + 3 стула

Нарукавные повязки - 2шт (Капитан и дублер капитана)

Участники игры: от каждого класса - экипаж из 4х человек, в том числе капитан и его дублер (избираются классом). Центр управления полетом: класс во главе с кл. руководителем.

Состав жюри:

  1. Зам.директора по воспитательной работе
  2. Уч. Географии и истории
  3. Учитель физики (для 7-8)
  4. Учитель русского языка и литературы
  5. Учитель физкультуры

Ведущий: полковник в отставке Царьков В.В.

Третейский судья: Директор школы – Звонарева Д. Г.

Определение победителей и награждение:                          

Победители определяют по сумме баллов на всех этапах                                   по шаблону подготовленную ведущим

Победители награждаются почётными грамотами и ценным подарком (баскетбольный мяч) и благодарственным письмом родителям, переходящим кубком и книгой о Гагарине

Алгоритм игры в актовом зале

  1.  Представление (вступительное слово) директора (завуча) и назначение помощников из 10 класса;
  2. Вступительное слово ведущего (представление жюри, команды + участников, условия);
  3. Игра;
  4. Подведение итогов;
  5. Награждение;
  6. Уборка, расстановка мебели;
  7. Стенная газета с итогами

 Подготовка к игре

За 1.5-2 месяца до начала игры организатор, он же ведущий председатель совета ветеранов ракетчик СВКИУ 1972 г.в. полковник Царьков Владимир Викторович (т.8-905-384-80-22) уточняет и утверждает у директора лицея план проведения игры, который доводится завучем до всех учеников игры под подпись. Для исполнения и подготовки команд (экипажей) классные руководители во время занятий "О важном"; о выборе профессий по четвергам, а также во время внеклассной работы с привлечением родительских комитетов готовят весь класс к интеллектуально-патриотической игре, отбирая лучших 4+3=7 чел. Желающие участвовать подают заявки завучу и жюри 16 февраля в 14:00 в которой указывают желание участвовать и представляют Первый Бортовой журнал в распечатанном виде в тетради.

Бортовой журнал

Приблизительное содержание:

  • Фото экипажа и центра управления (4+4=8чел) во главе с капитаном и классным руководителем;
  • Девиз экипажа;
  • О подготовке экипажа;
  • Бейдж;
  • Отличительные черты формы одежды экипажа;
  • Рассказ о выполненных делах при подготовке к 90-летию Ю. Гагарина (с фото);
  • Стихотворение , связанное с космосом;
  • Образец нагрудного бейджика экипажа (фото или рисунок);

26-27 февраля директор своим приказом сообщает о допуске классов (болельщиков) экипажей и центров управления полетов к конкретной дате, места и время проведения игры и допущенных участниках.

С классами (экипажами), допущенными к участию в игре, на уроках физкультуры будут проводиться занятия по определению физической готовности к участию в полете с выставлением баллов с подачей результатов зам.директора по ВР.

Критерии отбора членов экипажа к участию определяет член жюри преподаватель _________________________

Интеллектуально-спортивная познавательная игра будет проводиться по вопросам, посвященным Ю.А Гагарину по разделам:

  1. Место рождения, семья, детство, юность;
  2. Учёба в школах, ремесленном училище, техникуме, военном училище, академия;
  3. Военная служба в авиации, семья, дети, друзья;
  4. Служба в отряде космонавтов, подготовка к полёту;
  5. Полёт;
  6. Триумфальное приземление;
  7. Заграничные и внутренние поездки с дружескими визитками;
  8. Спортивная подготовка Ю. А. Гагарина до и после полёта;

с использованием предметов: истории, географии, физкультуры и ОБЖ (для старших классов: физики, химии, математики, астрономии, биологии)

А. Рекомендуется  учителям при проведении предметных уроков обращать внимание на знания, необходимые для полета в космос (по классам)

Например:

История, обществознание:

названия страны тогда и сейчас и т.п.

География:

умение показать на карте места учёбы и жизни Ю. А. Гагарина

Биология:

возможности человека

ОБЖ:

техника безопасности при подготовке к полёту

Физкультура:

ГТО

Математика:

отношение Пифагора к космосу

Астрономия:

названии планет и.т.д.

Русский язык:

знания и умение говорить и писать о космосе.

Используя при этом элементы мнемотехники для лучшего запоминания

Для организации игры потребуются помощники старшеклассники: 1 - эвм, 2 - для построения, 3 - для отсчёта времени, 4 - для связи экипажа с центральной частью.

Б. Рекомендованная литература

  1. Ю. А. Гагарин «Дорога в космос»;
  2. В. А. Шаталов «Гагарин всегда с нами»;
  3. В. Н. Гагарина «108 мин и вся жизнь»;
  4. А. С. Кириллов «Тот памятный апрель 1961г»;
  5. А. Т. Гагарин «Слово о сыне»;
  6. Л. Обухова «Любимец века»;
  7. Россошанский «О Гагарине» (Директор Саратовского народного музея)
  8. Я. Е. Комейко (Саратовский Обл. Военком) – «Устные воспоминания о Гагарине»
  9. В. Высоцкий «Баллада о Гагарине»

Ход игры

1. Директор начинает игру и представляет слово ведущему Царькову В.В. полковнику, начальнику кафедры подготовка молодёжи к военной службе и проф. психологического отбора

2. Ведущий объявляет тему, цели, задачи.

Дорогие ребята: участники и болельщики, главная цель будет достигнута если каждый из вас независимо от пола, поймет душу и устремление Ю. Гагарина, поймет, за счет чего он стал героем ВЕКА, как ему в этом помогла семья и школа, как нужно было верить в себя, в мечту, в семью и школу. Любить Родину, чтобы простому рабоче-крестьянскому парню из многодетной семьи сделать себя самому и подняться не только над другими, но поднять вместе с собой страну и всю эпоху!

И поможет нам в этом эта соревновательная игра, которую будут оценивать «судьи» (жюри), под председательством завуча ______________________

Учителя физики _______________________________

Учителя истории __________________________________

Учителя физкультуры ____________________________________

Учителя рус/яз и литературы ______________________________________

Учителя географии _______________________________________

На сцену вызываются команды (экипажи) и центры управления под руководством капитанов и классного руководителя и строятся в две шеренги "Первая ЦУ, вторая экипаж

Команда 6а       __________________                    

Кл.рук - Руков Ц.У.   ____________________________          

                                      ____________________________          

                                      ____________________________  

                                      ____________________________        

                                      ____________________________                      

Команда 6б      ______________

Кл рук                          ____________________________

                                      ____________________________

                                      ____________________________          

                                      ____________________________          

                                      ____________________________          

                                      ____________________________                            

Команда 6в      «Искандер»

Кл рук                          ____________________________          

                                      ____________________________

                                      ____________________________          

                                      ____________________________          

                                      ____________________________          

команда 6г

Кл рук                          ____________________________          

                                      ____________________________          

                                      ____________________________          

                                      ____________________________          

                                      ____________________________

Для «разогрева» экипажа проверим дом. задание 

         

  1.   Лозунг (девиз)
  2. Стихотворение  (начинают по очереди)

Выставляют оценки за: бейдж, девиз, стих, журнал

Все экипажи и ЦУ готовы - начинаем

Я сейчас прочитаю вопрос, какой экипаж будет готов к ответу поднимает флажок и в течение 30 сек. отвечает, ещё 10 сек. он может просить помощь у ЦУ, отвечает капитан.

Ответ «стоит» 3 балла, минус 1 балл за помощь ЦУ (или подсказку). Время фиксирует помощник с секундомером и свистком.

В случае если ответ неправильный, то ответ дает другая команда за 2 балла и т.д.

Готов ли ЦУ для того, чтобы обеспечить безопасность полёта экипажа к новым знаниям и благополучное возвращение в родной класс. Роль этого центра трудно переоценить! Так двенадцатого апреля, когда Гагарин находился в капсуле ракеты и за ним уже был закрыт болтами люк, сработали датчики, показывающие разгерметизацию кабины, т.е. технически полёт был не возможен, его нужно было отменять. Однако ЦУ во главе с ЭС.ПЭ принял решение, которое «обеспечило возможность полёта и триумфальное возвращение его на Землю».

Кто такой начальник ЦУ ЭС.ПЭ?

Да, именно ЦУ под руководством Сергея Павловича Королева, за 2 часа до старта принял правильное решение и дополнительно затянул болты на крышке люка.

ЦУ обязан при ответе своего экипажа на вопрос быть готовым доложить географическое место нахождении, указанного в вопросе. Например, в данном случае место старта корабля. Всем известна роль капитана и его дублера. Они должны уметь ориентироваться на местности и вообще отлично знать географию.

Прошу капитанов и дублеров подойти «к доске»

Вопрос для всех один: Капитан пишет название 4 космодромов России, а Дублер показывает их на карте по команде ведущего.

Дополнительный вопрос для определения победителя: На какой денежной купюре (России) изображен один из космодромов.

 

Юра Гагарин родился в 30-х годах многодетной крестьянской семье в деревне западной области СССР. Сельхоз и промышленность начали развиваться небывалыми темпами. Люди верили в торжество социализма, верили в себя в страну и хотели своим трудом принести как можно больше пользы Родине, а потом уже себе. Не хватало техники и особенно специалистов. Это заменялось самоотверженностью и самоотдачей людей, верой в светлое будущее.

В семье родился третий ребенок и царило уважение и любовь между родителями и детьми, непререкаемый авторитет отца. Сегодня этому мальчику могло бы быть 90 лет.

Классному  руководителю

 Интеллектуальная  игра "Если быть, то быть первым" со школьниками 6 классов, посвященная 90-летию со дня рождения Ю. А. Гагарина.

Дата проведения:    29.02. в 13.20 (на 7 уроке).

Участники игры: от каждого класса - экипаж из 4-х человек, в том числе капитан и его дублер (избираются классом).

Центр управления полетом: класс во главе с кл. руководителем.

Интеллектуально-спортивная познавательная игра будет проводиться по вопросам, посвященным Ю.А Гагарину по разделам:

  1. Место рождения, семья, детство, юность;
  2. Учёба в школах, ремесленном училище, техникуме, военном училище, академия;
  3. Военная служба в авиации, семья, дети, друзья;
  4. Служба в отряде космонавтов, подготовка к полёту;
  5. Полёт;
  6. Триумфальное приземление;
  7. Заграничные и внутренние поездки с дружескими визитками;

VIII Спортивная подготовка Ю. А. Гагарина до и после полёта;

Рекомендованная литература

      1.    Ю. А.  Гагарин «Дорога в космос»;

  1. В. А. Шаталов «Гагарин всегда с нами»;
  2. В. Н. Гагарина «108 мин и вся жизнь»;
  3. А. С. Кириллов «Тот памятный апрель 1961г»;
  4. А. Т. Гагарин «Слово о сыне»;
  5. Л. Обухова «Любимец века»;
  6. Россошанский «О Гагарине» (Директор Саратовского народного музея)
  7. Я. Е. Комейко (Саратовский Обл. Военком) – «Устные воспоминания о Гагарине»

      8.В. Высоцкий «Баллада о Гагарине

Заочный этап игры:

1.Физическая подготовка  (январь –февраль)

А) Подтягивание (мальчики)

Б) Бросок в кольцо (мальчики и девочки)

В) Прыжки в длину (мальчики и девочки)

Г) Прыжки на скакалке (мальчики и девочки)

2.Подготовка домашнего задания:

 1)Представление команды-экипажа

               Название экипажа

               Девиз

                Внешний вид экипажа (бейджики, др.отличительные признаки, капитан должен иметь повязку на руку)

                Стихотворение  о  космонавте

              2) Бортовой журнал  с фотографиями -   сдать  19.02!!

             (название, девиз, фотографии, как велась подготовка к игре  и др.)

Очный этап  

ВОПРОСЫ  ВИКТОРИНЫ

Детство, родные и любимые

Вопрос №1 Где и когда родился Ю. А. Гагарин

Вопрос №2 Какой специальности научил отец маленького Гагарина + Кто был по специальности отец Ю. Гагарина

Вопрос №3 Сколько детей было в родительской семье Гагариных + каким был Юра по старшинству

Вопрос №4 В каком классе учился (!!!) Гагарин в 1942г + обосновать ответ

Вопрос №5 О приобретении какой специальности мечтал в детстве Юра (как его дядя)

Вопрос №6 В каком возрасте Юра уехал из родного дома в Люберцы продолжать образование + после какого класса

Юность

Вопрос №8 Почему Гагарин, мечтая стать токарем после окончания 6 класса поехал в Московскую область поступил в ремесленное училище на специальность литейщика?

Вопрос №9 В каком городе и в каком учебном заведении учился Гагарин для получения обязательного образования 7 класс, (+ доп) сколько нужно окончить классов сейчас для поступления в колледж (техникум)

Вопрос №10 Семья Гагариных жила скромно, у них кроме Юры было 3-ье детей. Откуда Юра взял деньги что бы после окончания Люберцкого ремесленного (ПТУ) с отличием и получением специальности литейщика формовщика поехать за 1000 км для продолжения образования.

Учеба в Саратове

Вопрос №12 В 1951г Гагарина без экзаменов, как отличника зачислили в Саратовский индустриально-педагогический техникум, предоставили общежитие.

И сам вопрос: сколько человек жили в комнате и где занимались Гагарин после выключенного света в комнате.

Вопрос №13 В пятидесятых годах самыми дружными, самыми сплоченными были студенты СИПТ, потому что они жили по комнатам в общежитии, их одевали и кормили за государственный счёт, т.е. они были одной семьей. Они стояли друг за друга стеной. Как их называли в городе?

Вопрос №14 В техникуме царил дух товарищества и взаимопомощи, читали книги, занимались спортом, вместе ходили на набережную, музеи, кино. И так, вопрос. О каких героях особенно любил читать Гагарин.

Вопрос №15 Каким видом спорта в индустриальном техникуме любил заниматься Гагарин и стал капитаном

Вопрос №16 У Гагарина студента совсем не было свободного времени; он отлично учился, играл в оркестре, на трубе, был капитаном баскетбольной команды. Несмотря на эго ему поручил учитель, и он сделал доклад, после которого «заболел». По какому предмету, о чём был сделан доклад и чем «заболел» Гагарин?

Вопрос №17 Гагарин получал в техникуме повышенную стипендию 35р (х100 = 3500р, к слову билет в музей стоил 10 копеек, а в кино 25 копеек).

Однако позволить себе дорогие покупки и подарки он не мог. И вот в летние каникулы он заработал и купил себе костюм, ботинки, часы, логарифмическую линейку.

Вопрос: где и кем заработал деньги Гагарин

Вопрос №18 Учась в техникуме в 1954г. Гагарин полюбил физику и влюбился в небо, пытался поступить в Краснокутское училище ГФ, но у него не было среднего образования, тогда он одновременно стал учиться в Саратовском аэроклубе ДОСААФ.

Вопрос: На каком самолете совершил свой первый полет студент Гагарин?

Вопрос №19 После окончания 1957г СИПТ (техник-литейщик) и аэроклуба (пилот ЯК-18) с отличием был призывник Гагарин был направлен на дальнейшее обучение. Каким военкоматом и куда был призван Гагарин?

Вопрос №20 После окончания Саратовского индустриального техникума и одновременно Саратовского аэроклуба техник-литейщик при этом пилот самолёта ЯК-18 был направлен для дальнейшей службы в военное училище летчиков. Гагарин сказал: «Прощай Саратов, прощай инженер-литейщик, здравствуй новая мечта летчик-истребитель. Прощай Волга, Здравствуй ?__________». Дополните недостающее название реки и покажите на карте.

Вопрос №21 Какие экзамены сдавал Гагарин при поступлении в летное училище с 2х годичным сроком обучения по специальности летчик

Вопрос №22 Сержанта Гагарина помощника командир взвода, курсанты литейного училища прозвали «службистом» и для того, чтобы он снизил уставные требования, решили наказать его, как?

Вопрос №23  Будучи курсантом военного училища Гагарин на танцах познакомился с Валей  Горячевой с которой встречался 2 года и она стала женой лейтенанта летчика - 3 класса.

Вопрос: Куда отличник Гагарин имеющий право выбора места военной службы привёз жену и почему?

Вопрос №24  На каких самолётах летал Гагарин в истребительной авиации Северного флота?

Подготовка и полет в космос

Вопрос №26  Сколько дочек было у Гагариных и как их называл отец

Вопрос №27 Как назывались ракетный носитель, который вывел в космос Гагарина

Вопрос №28 Как Гагарин поднялся в кабину корабля

Вопрос №29  В какой день недели по распоряжению Главного(СП) не стартуют корабли?

Вопрос №30 Позывной Гагарина

Вопрос №31 Сколько времени провёл Гагарин с момента старта до приземления и сколько витков вокруг Земли он сделал?

Вопрос №32 В каком звании взлетел и в каком приземлился Гагарин?

Вопрос №33 В какой момент полёта Гагарин передал, «Я горю, прощайте, товарищи!»?

Вопрос №34 До какого звания дослужил Гагарин?

Вопрос №35 В связи с неисправностью системы торможения Гагарин приземлился с отклонением на 500 км на север в заволжской степи под Саратовом. Какую первую правительственную награду вручили космонавту?

Вопрос №36  Всем известно, что Ю. А. Гагарин приземлился 12 апреля в Энгельсском районе Саратовской области. А прилетел в Москву на ИЛ-18 и вышел для доклада генсеку ЦК КПСС Хрущёву 14 апреля 1961г в аэропорту Внуково.

Вопрос: где он  провел 2 суток?

Миссия мира

Вопрос №39 Гагарин, в отличии от многих из нас много читал и научных книг, и фантастических, и героических. Одна из них Жуль Верн «Вокруг света за 80 дней» казалось фантастикой. Гагарин мечтал, и его мечта сбылась. Он облетел Землю за 108 минут. За 2 года он посетил более 30 стран. Первой страной стала Чехия (Чехословакия).

Вопрос: Статуэтку человека какой профессии подарили Гагарину, что она напомнила ему о его первой профессии.

Вопрос №40 Гагарина любили за открытость, кристальную честность, безрассудную смелость, за преданность семье и Родине, и рабочие, и первые лица государств, и даже королевы красоты. Все были покорены его улыбкой, и он доносил до всего света свою мечту о мирном космосе, о мире и дружбе между всеми народами и странами. Так Королева Великобритании назвала его необыкновенным космическим человеком, Фидель Кастро называл его своим братом, ему вручали ключи от Каира (Египет) или восторгалась королева Красоты Брижит Бардо, которую он называл самой яркой звездой, которую не встречал даже в космосе. Французы подарили ему шикарный авто, на котором он стеснялся ездить. А он научил английскую королеву есть салат из омаров по-русски.

Вопрос: В чёрном ящике лежит предмет с помощью которого все королевские гости стали есть омаров «по Гагарински». Что это за предмет?

Спорт

Вопрос №41 Чтобы выдержать космические нагрузки необходимо было иметь идеальное состояние здоровья по природе рождения унаследовавшее от матери и отца, и постоянно заниматься спортивными тренировками.

Вопрос: Где впервые Гагарин стал заниматься спортом, выполнил ГТО и его рекомендовали для продолжения учебы в Ленинградский спортивный техникум

Вопрос №42 Гагарин бегал 100м за 12,8с (12,4), подтягивался от 25 до 40 раз на перекладине, имел 1 разряд по лыжам, но особенно любил баскетбол и был капитаном команды в Саратовском техникуме.

Вопрос: А какую спортивную команду и по какому виду создал Гагарин в звездном городке в 1963г. и стал её капитаном?

Вопрос №43 У Гагарина по большинству видов спорта были первые разряды, но в 1961 году ему присвоили звание заслуженный мастер спорта.

Вопрос: За какие заслуги ему присвоили это звание?

Вопрос №44  Королева Дании подарила Гагарину катер и он увлекся одним из водных видов спорта и проезжал из Ялты в Алушту и обратно в Ялту за 1,5ч без остановок (S≈ 130км). Вопрос: Какой это вид спорта? (8-9кл показать на карте) *

Вопрос №45 Ю. А. Гагарина всю жизнь шёл вперед и постигал новое в учебе. В 1961г. ему было присвоена квалификация летчик-космонавт СССР, но он до сих пор имел гражданское образование техника. В этом же году Гагарин поступил учиться дальше и в 1968г получил квалификацию летчик-инженер-космонавт.

Вопрос: какое учебное заведение окончил Гагарин чтобы получить звание инженер?

Вопрос №46 27 марта 1968г в возрасте 34 годка полковник Гагарин погиб при исполнении служебных обязанностей в результате авиакатастрофы самолета. Где страна увековечила память Гагарина?

 

 Вопросы    

  1. Сколько звёзд в солнечной системе приблизительно или точно?
  2. В каких учебных заведениях учился Гагарин и каких городах?
  3. Какие любимые места были у Гагарина в Саратове?
  4. Через сколько лет после отмены крепостного права Гагарин полетел в космос?

 

                                                                                     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Элективный курс «Педагогические основы организаторской деятельности» («Быть лидером – быть успешным»)

Элективный курс «Педагогические  основы организаторской деятельности» («Быть лидером – быть успешным») предполагает формирование и развитие образованной, творческой, компетентной и конкурентоспос...

Ролевая игра «Историческая дуэль» 8 класс. Перемены в быту дворян в первой половине XIX века.

1.Тема урока сформулирована как проблема, позволяющая увидеть в известном материале новый аспект.   2. Тип урока:По соотношению структурных звеньев обучения –  урок изучения нового...

статья в районной газете "Спорт- это искусство быть первым"

Статья о результатах работы в газете "Красное Знамя"...

Разработка урока "Изменение в культуре и быте первой четверти XVIII века"

Методическая разработка урока по теме "Изменения в культуре и быте  первой четверти XVIII века" для 7 класса, личностно - ориентированный урок, в процессе урока обеспечивается учёт возможнос...

В ПЕРВОМ УЧАТ БЫТЬ ПЕРВЫМИ

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"11713647","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"167","width":"480"}}]]...

Программа работы с одарёнными детьми по географии: "Учись быть первым!"

Программа работы с одарёнными детьми по географии направлена на создание условий для развития школьников на уроках и во внеклассных занятиях по географии...

Рабочая программа «Математические представления» составлена для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (Вариант 2) для первого дополнительного класса.

В повседневной жизни, участвуя в разных видах деятельности, ребенок с тяжелыми и множественными нарушениями развития нередко попадает в ситуации, требующие от него использования математических знаний....