Ролевая игра «Историческая дуэль» 8 класс. Перемены в быту дворян в первой половине XIX века.
план-конспект урока по истории (8 класс) на тему

Кончакова Светлана Павловна

1.Тема урока сформулирована как проблема, позволяющая увидеть в известном материале новый аспект.

 

 

 

2. Тип урока:

По соотношению структурных звеньев обучения –  урок изучения нового материала.

По ведущему методу  - урок-игра.

По характеру деятельности  - проблемный урок.

По характеру материала – урок изучения фактов.

 

3. Форма урока: ролевая игра историческая дуэль.

Данный урок проводится в рамках тематического планирования.

В современной системе российского образования (не только исторического) возрастает значение деятельностного подхода. Об этом говорится, в частности, в последних стандартах, переносящих центр тяжести со «знаниевого» уровня на деятельностный. Поэтому выбор данного типа и формы урока вполне оправдан.

 

4. Мотивация. Положительная мотивация создается проблемной ситуацией, от которой делается логический переход к целеполаганию.

 

5. Цели урока:

- познакомить учащихся с условиями жизни дворян в первой половине XIX века;

- развивать мыслительную активность, умения определять и объяснять понятия, навыки самостоятельной работы в группах;

- формировать коммуникативные умения и навыки.

 

6. Методы и приёмы: вовлечение в прошлое, изучение справочных материалов, наглядность (музейные материалы-презентационные листы), использование информационных технологий программы Power Point, вопросно-ответный метод.

 

7. Оборудование: ТСО, справочные материалы-презентационные листы, оценочные листы.

 

Ролевая игра «Историческая дуэль» основана на материале отечественной истории первой половины XIX века и посвящена анализу перемены в быту основных сословий населения в первой половине XIX века.

 

 

 

 

На выбор учителя предлагается два варианта урока:

1 вариант

Класс делится на ролевые группы в начале урока, (представляя, таким образом, сословие Российской империи: дворян, ) в ходе урока отвечает на вопрос: какие перемены произошли в быту дворян в первой половине XIX века? Работая со справочными материалами (презентационными листами), каждая группа  получает карточку с заданием:

1.      Охарактеризуйте положение дворян в обществе их  

 права и обязанности. Составьте распорядок дня дворянина

                   а) в усадьбе

                   б) в столице.        

 2. Опишите, как выглядел дом в усадьбе и в столице, расскажите об                                       их внутреннем убранстве.

3.     Составьте меню званного обеда. Поделитесь рецептом изысканного блюда.

4.  Как одевались дворянки в различное время дня? Какие модные вещи и принадлежности должны были быть  у щёголя XIX века?

5.     Как дворяне проводили свой досуг?

6.  Сделайте вывод, отвечая на вопрос: какие перемены произошли в быту дворян? Отличается ли жизнь дворян от жизни других сословий данной эпохи?

 

2 вариант (для более сильного и подготовленного класса)

Даётся опережающее задание, прочитать параграф  18 ДК Раздаются справочные материалы для подготовки групп к ролевой игре – «дуэли». Оформляются презентационные листы, или  слайды в программе Power Point. Историческая дуэль проводится между учителем (который представляет сословие крестьян) и учащимися(которые представляют – дворян).

 

 

9. Домашнее задание. Является продолжением работы на уроке, дает возможность закрепить и развить полученные знания и умения.

 

10. Ожидаемые результаты:

- Класс активен, каждый ученик включён в работу.

- Отсутствует комплекс при ролевой игре.

- Высокая организация труда при работе в парах и индивидуально.

- Правильно работают со слайд. листами

 

11. Предполагаемые риски:

- Не активны, мало инициативны.

- Комплексуют при проведении ролевых игр.

- Говорят тихо не выразительно.

- Неудовлетворительная дисциплина.

 

12. В ходе урока старалась:

- Создать атмосферу доброжелательности и активного творческого труда.

- В сферу учения вовлечь не только интеллект школьников, но и эмоции, другие стороны личности.

- Соблюдать дидактические принципы: обучать на высоком уровне трудности; включать класс в исследовательско-поисковую деятельность; принцип ведущей роли теоретических знаний с применением практической деятельности.

 

Очень важно, что данная тема будет изучаться в курсе  История России XIX век в конце учебного года. Имея определённые навыки с данного урока восьмиклассникам будет легче дать анализ изменениям в быту других сословий данной эпохи.

Материалы к уроку составлены на основе книги Короткова М.В. Путешествие в историю русского быта.- М.: Дрофа, 2003.

Скачать:

Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок в 8 классе "Обобщающее повторение по теме "Россия в первой половине XIX века"

Урок истории в 8 классе по теме "Обобщающее повторение: Россия в первой половине IX века", содержит тестовые задания, исторические задачи....

Разработка урока истории в 8 классе по теме "Золотой век" российской культуры первой половины XIX века.

Первая половина  XIX века вошла в историю как начало "золотого века" русской художественной культуры.  Стремительная смена художественных стилей и направлений, взаимообогащение и взаимосвязь...

Разработка урока "Культура первой половины XIX века" для 8 класса по истории

Урок-виртуальная экскурсия содержит основной материал для учителя истории при проведении урока "Культура в первой половине XIXвека"...

Урок обобщения в 6 классе по теме: "Русь в IX - первой половине XII века"

Конспект предназначен для проведения урока обобщения в 6 классе по разделу "Русь в IX - первой половине XII века"...

Урок «Путешествие в прошлое» повторно- обобщающий урок по истории России в 6 классе по теме "Русь в IX- первой половине XII века"

Цели:  Обобщить, систематизировать и закрепить знания учащихся по истории Древнерусского государства в  IX-XII  вв. (домонгольский период); дать оценку деятельности исторических личност...