Ролевая игра «Историческая дуэль» 8 класс. Перемены в быту дворян в первой половине XIX века.
план-конспект урока по истории (8 класс) на тему
1.Тема урока сформулирована как проблема, позволяющая увидеть в известном материале новый аспект.
2. Тип урока:
По соотношению структурных звеньев обучения – урок изучения нового материала.
По ведущему методу - урок-игра.
По характеру деятельности - проблемный урок.
По характеру материала – урок изучения фактов.
3. Форма урока: ролевая игра историческая дуэль.
Данный урок проводится в рамках тематического планирования.
В современной системе российского образования (не только исторического) возрастает значение деятельностного подхода. Об этом говорится, в частности, в последних стандартах, переносящих центр тяжести со «знаниевого» уровня на деятельностный. Поэтому выбор данного типа и формы урока вполне оправдан.
4. Мотивация. Положительная мотивация создается проблемной ситуацией, от которой делается логический переход к целеполаганию.
5. Цели урока:
- познакомить учащихся с условиями жизни дворян в первой половине XIX века;
- развивать мыслительную активность, умения определять и объяснять понятия, навыки самостоятельной работы в группах;
- формировать коммуникативные умения и навыки.
6. Методы и приёмы: вовлечение в прошлое, изучение справочных материалов, наглядность (музейные материалы-презентационные листы), использование информационных технологий программы Power Point, вопросно-ответный метод.
7. Оборудование: ТСО, справочные материалы-презентационные листы, оценочные листы.
Ролевая игра «Историческая дуэль» основана на материале отечественной истории первой половины XIX века и посвящена анализу перемены в быту основных сословий населения в первой половине XIX века.
На выбор учителя предлагается два варианта урока:
1 вариант
Класс делится на ролевые группы в начале урока, (представляя, таким образом, сословие Российской империи: дворян, ) в ходе урока отвечает на вопрос: какие перемены произошли в быту дворян в первой половине XIX века? Работая со справочными материалами (презентационными листами), каждая группа получает карточку с заданием:
1. Охарактеризуйте положение дворян в обществе их
права и обязанности. Составьте распорядок дня дворянина
а) в усадьбе
б) в столице.
2. Опишите, как выглядел дом в усадьбе и в столице, расскажите об их внутреннем убранстве.
3. Составьте меню званного обеда. Поделитесь рецептом изысканного блюда.
4. Как одевались дворянки в различное время дня? Какие модные вещи и принадлежности должны были быть у щёголя XIX века?
5. Как дворяне проводили свой досуг?
6. Сделайте вывод, отвечая на вопрос: какие перемены произошли в быту дворян? Отличается ли жизнь дворян от жизни других сословий данной эпохи?
2 вариант (для более сильного и подготовленного класса)
Даётся опережающее задание, прочитать параграф 18 ДК Раздаются справочные материалы для подготовки групп к ролевой игре – «дуэли». Оформляются презентационные листы, или слайды в программе Power Point. Историческая дуэль проводится между учителем (который представляет сословие крестьян) и учащимися(которые представляют – дворян).
9. Домашнее задание. Является продолжением работы на уроке, дает возможность закрепить и развить полученные знания и умения.
10. Ожидаемые результаты:
- Класс активен, каждый ученик включён в работу.
- Отсутствует комплекс при ролевой игре.
- Высокая организация труда при работе в парах и индивидуально.
- Правильно работают со слайд. листами
11. Предполагаемые риски:
- Не активны, мало инициативны.
- Комплексуют при проведении ролевых игр.
- Говорят тихо не выразительно.
- Неудовлетворительная дисциплина.
12. В ходе урока старалась:
- Создать атмосферу доброжелательности и активного творческого труда.
- В сферу учения вовлечь не только интеллект школьников, но и эмоции, другие стороны личности.
- Соблюдать дидактические принципы: обучать на высоком уровне трудности; включать класс в исследовательско-поисковую деятельность; принцип ведущей роли теоретических знаний с применением практической деятельности.
Очень важно, что данная тема будет изучаться в курсе История России XIX век в конце учебного года. Имея определённые навыки с данного урока восьмиклассникам будет легче дать анализ изменениям в быту других сословий данной эпохи.
Материалы к уроку составлены на основе книги Короткова М.В. Путешествие в историю русского быта.- М.: Дрофа, 2003.
Скачать:
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок в 8 классе "Обобщающее повторение по теме "Россия в первой половине XIX века"
Урок истории в 8 классе по теме "Обобщающее повторение: Россия в первой половине IX века", содержит тестовые задания, исторические задачи....
Разработка урока истории в 8 классе по теме "Золотой век" российской культуры первой половины XIX века.
Первая половина XIX века вошла в историю как начало "золотого века" русской художественной культуры. Стремительная смена художественных стилей и направлений, взаимообогащение и взаимосвязь...
Разработка урока "Культура первой половины XIX века" для 8 класса по истории
Урок-виртуальная экскурсия содержит основной материал для учителя истории при проведении урока "Культура в первой половине XIXвека"...
Тема дуэли в русской литературе первой половины 19 века
разработка конспекта урока...
Урок обобщения в 6 классе по теме: "Русь в IX - первой половине XII века"
Конспект предназначен для проведения урока обобщения в 6 классе по разделу "Русь в IX - первой половине XII века"...
Презентация к уроку литературы "Русская литература первой половины XIX века. Романтизм- ведущее направление русской литературы первой половины XIX века".
Презентация к лекции....
Урок «Путешествие в прошлое» повторно- обобщающий урок по истории России в 6 классе по теме "Русь в IX- первой половине XII века"
Цели: Обобщить, систематизировать и закрепить знания учащихся по истории Древнерусского государства в IX-XII вв. (домонгольский период); дать оценку деятельности исторических личност...