Работа с исторической картой на уроках истории
методическая разработка по истории (5 класс) на тему

Палей ЛарисаАлексеевна

Работа содержит следующие элементы:

Содержание картографических знаний и умений;

памятки для работы с картой;

приёмы формирования умений в разных классах.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Работа с картой52.14 КБ

Предварительный просмотр:

Содержание.

1.Введение_______________________________________2 2.Школьная историческая карта_____________________3

3.Картографические знания и умения________________4 - 7

4.Приёмы формирования умений работы с исторической картой_________________________________________7 - 12

5.Работа с контурными картами_____________________13

   6.Литература_____________________________________14

Введение

«Историческое событие, ход которого я смогу провести по карте,

врезывается в мою душу гораздо прочнее и вызывается из неё гораздо легче,

чем то, которое совершается… в каких-то неопределённых пространствах»

К.Д.Ушинский.

Одна из главных задач исторического образования – формирование пространственных представлений у учащихся. На уроке все события рассматриваются и во времени, и в пространстве. Формированию у учащихся пространственных представлений способствует работа с исторической картой. Но, к сожалению, учащиеся показывают недостаточные навыки работы с картой. Школьники неохотно выходят работать с картой, путаются в условных обозначениях либо используют карту как «шпаргалку» для ответа, как неумелое дополнение к своему рассказу. Это объясняется отсутствием у школьников интереса и потребности работы с этим наглядным учебным пособием. Но работа с картой является неотъемлемым элементом урока истории, учащиеся должны ориентироваться в пространстве исторической карты, уметь «читать» её.

Цель моей исследовательской работы – изучить приёмы формирования пространственных представлений у учащихся на уроках истории.

Задачи:

- определить место и значение работы с исторической картой на уроках истории;

- охарактеризовать картографические знания и умения;

- изучить приёмы формирования умений работать с картой;

- определить методы мотивации учащихся для поддержания интереса к данной работе.

Итогом исследовательской работы должно стать обобщение материала, который поможет учителю истории показать учащимся приёмы работы с картой, научить их получать из неё необходимую информацию, осознанно воспринимать события и явления истории.

                              Школьная историческая карта

Историческая карта «изображает поверхность Земли или её часть на плоскости в уменьшенном и обобщённом виде и отражает особенности природы и общества в какой-либо момент». Она служит для наглядного пространственного изображения тех событий, явлений и процессов, знакомство с которыми осуществляется в рамках преподавания истории. Основная функция таких карт – пространственная локализация некогда произошедшего.

Когда учитель истории может и когда должен работать с картой? Карта должна присутствовать на уроке практически всегда.

Во-первых, карта помогает установить, где и когда произошло то или иное событие, т.е. локализовать его. Локализация в узком смысле означает определение местонахождения. Но для понимания исторической ситуации локализация событий должна сопровождаться демонстрацией картины или словесным описанием ландшафта (например, на уроках истории древнего мира при формировании у пятиклассников представления, что «Египет – дар Нила» или описания берегов Ганга в Древней Индии).

Во-вторых, карты уместны в ходе фронтальной работы со всем классом. Особенно эффективно одновременное использование настенной карты и атласов, которые находятся на руках у школьников, при обучении чтению карт. Атласы, помимо иных функций, служат справочными пособиями (наподобие словарей), а также, если это необходимо, облегчают выполнение домашних заданий.

На протяжении урока историческая карта выполняет различные функции. Она может использоваться в самом начале урока – как отправной пункт для размышлений, как своеобразное введение в материал и как иллюстрация. В таком случае разумно ещё раз обратиться к той же самой карте в конце урока, когда она будет восприниматься уже на ином уровне, более осмысленно.

Историческая карта может стать хорошим подспорьем в ходе всего объяснения нового материала, а в других случаях – на завершающей стадии объяснения, при закреплении изученного и при применении новых знаний. Пока ученики ещё не вполне свободно ощущают себя у карты, учителю целесообразно сначала продемонстрировать приёмы работы с картой, затем проделать эту работу вместе со школьниками и таким образом подготовить их к самостоятельному выполнению заданий.

Необходимость более основательного знакомства с картами определяется важной педагогической задачей – помочь учащимся ориентироваться в исторических и современных политических реалиях.

Картографические знания и умения.

Первое знакомство школьников с картой происходит в начальной школе. В ходе изучения курса «Окружающий мир» происходит первое знакомство учеников с планом местности, картами, глобусом. В ходе практической деятельности дети усваивают элементарные приёмы чтения плана, карты (в первую очередь географической). Ученики, оканчивающие начальную школу, согласно требования к уровню их подготовки, должны уметь показывать на карте, глобусе материки и океаны, горы, равнины, моря, реки; границы России, некоторые города России (столицу, краевой центр, ещё 1-2 города).

В основной школе работа с картой должна вестись систематически, как при изучении нового материала на уроке, так и при его закреплении. Формирование у школьников картографических знаний и умений начинается с простейших действий, со знакомства с отдельными странами, затем изучается история единого мира в тот или иной период. Карта становится одним из важнейших средств извлечения сущностных знаний. На заключительном этапе школьники поднимаются от знаний исторической топографии и умений ею оперировать к представлениям о динамике геополитического положения государств, цивилизаций.

Содержание картографических знаний и умений

Класс

Знания

Умения

5

История древнего мира

Знакомство с системой условных обозначений (легендой) исторической карты;

представления об условности отражения исторических объектов на карте (например, показ изменения границ древних государств в рамках оговорённого на карте периода);

знакомство с картосхемой и её условными обозначениями;

знакомство с элементарными требованиями по заполнению контурной карты.

Знать, что название карты указывает на тему, на основное содержание карты;

Что тематические исторические карты «накладываются» на географический «фон»;

Что исторические карты рассказывают о прошлом;

Что условные знаки расшифровываются в легенде карты.

.

Пользоваться картой как источником знаний – на основе легенды извлекать информацию о географическом положении различных стран и вытекающих из него занятии людей;

описывать границы государства, направления военных походов;

показывать на исторической карте местонахождение древнейших цивилизаций и государств, торговых путей, мест сражений и военных походов и др., сопровождая показ словесным описанием (остров, полуостров, материк, какими морями омывается, с какими странами граничит, какие реки протекают по территории государства и т.д.);

заполнять контурные карты по предложенным заданиям.

Уметь:

узнавать и называть изображённое на крте географическое пространство;

воспринимать масштаб;

сравнивать расстояние на карте с известными расстояниями;

правильно читать содержащуюся в легенде информацию и воспроизводить её средствами обычной речи;

находить на карте и называть включённые в легенду знаки;

находить изображённую на небольшой карте территорию на картах, охватывающих большее пространство.

6

История средних веков

История России с древности до конца XVI в.

Закрепление знаний, необходимых для чтения исторической карты и работы с контурными картами

Показывать на карте направления наиболее значительных передвижений людей (Великое переселение народов, завоевания, крестовые походы); местоположение государств средневекового мира.

Пользоваться картой как источником знаний – описание границ, направления завоевательных походов, мест сражений;

Элементарный анализ карты, извлечение разнообразной информации на основе изучения легенды карты и вопросов учителя ( о природной среде и соответственно о занятиях населения, о территориальном росте, о последствиях монголо-татарского нашествия, различиях между раздробленным и единым государством);

Показывать на исторической карте территории расселения восточнославянских племён, границы Древнерусского государства к концу XI в., основные древнерусские города, торговые пути, крупнейшие самостоятельные центры периода политической раздробленности, основные центры «собирания» русских земель, места наиболее значительных сражений в ходе борьбы с завоевателями, военных действий, территориальный рост Российского государства XV – XVI вв.;

Работать с контурными картами, в том числе и по заданиям краеведческого характера;

Соотносить карту страны (определённого периода) и родного края.

7

Новая история

История России XVII – XVIII вв.

Закрепление и развитие знаний, полученных на уроках истории и географии: по работе с картой, о Великих географических открытиях, географическом положении, природе и населении стран мира.

Закрепление знаний, необходимых для чтения исторической карты и работы с контурными картами

Использовать историческую карту как источник знаний; показывать на картах направление Великих географичесих открытий, складывание колониальных империй и т.д.

Использовать историческую карту как источник знаний – об изменении территории России, причинах и последствиях отдельных войн, различий между восстанием и крестьянской войной;

действий, необходимых при работе с контурными картами;

умения: использовать содержание исторической карты и картосхемы в рассказе о событиях истории Отечества XVII-XVIIIвв.; показывать на карте рост территории России в XVII-XVIII вв., походы русских землепроходцев и мореходов, крупнейшие центры торговли и мануфактурного производства, ход военных походов, кампаний и войн, районы народных движений.

8

Новая история XIXв.

История России XIX в.

Закрепление знаний, необходимых для чтения исторической карты и работы с контурными картами

Умения: использовать историческую карту как источник знаний об экономическом и социальном развитии стран мира и России в XIX в.; показывать на кртах страны Европы и США, страны Латинской Америки, Азии и Африки в новое время; территорию Российской империи в XIX в., её изменения, центры промышленности и торговли, места военных действий и походов.

9

История России XX-XXI вв.

Новейшая история

Умения: проводить поиск необходимой информации на основе одной-двух карт, анализировать и систематизировать их данные и применять при рассказе и характеристике исторических событий, процессов ( о социально-экономическом развитии стран, о внешней политике и т.д.); сравнивать данные разных карт, выявляя сходство и различия.

Когда в V классе начинается систематическое преподавание истории, учитель должен определить уровень знаний и умений, необходимых для работы с картой. При этом нужно ориентироваться на реальные знания и умения, а не на предполагаемые учебной программой. Если такие знания и умения отсутствуют вовсе или присутствуют лишь фрагментарно, нужно их формировать заново. Иначе к выпускному классу карты вообще и исторические карты в частности будут восприниматься как малозначительная декорация, а то и как источник негативных эмоций.

В 5 классе учащиеся первоначально (после объяснения учителем тех или иных действий, напоминания, что собой представляют условные обозначения на карте и т.д.) действуют по образцу: находят тот или иной объект, границы страны на карте атласа, учебника, показанные учителем на настенной карте; повторяют словесное описание местонахождения той или иной страны и т.д. затем они самостоятельно: 1) находят объект на карте по словесному описанию, данному учителем; 2) определяют словами местонахождение показанного на карте и названного учителем объекта. Кроме того, пятиклассники учатся пользоваться картой как источником знаний: на основе легенды извлекать информацию о географическом положении различных стран и вытекающих из неё занятий людей; описывать границы государства, направления военных походов и др. Всё это делается под руководством учителя, на основе вопросов и заданий учебника, рабочей тетради и других учебных пособий.

Для эффективности работы учащиеся могут пользоваться памяткой.

Памятка «Как работать с исторической картой».

Школьник должен знать,

что название карты указывает на тему, на основное содержание карты;

что исторические карты рассказывают о прошлом;

что условные знаки расшифровываются в легенде карты.

Школьник должен уметь

узнавать и называть изображённое на карте географическое пространство;

воспринимать масштаб;

сравнивать расстояния на карте с известными расстояниями;

правильно читать содержащуюся в легенде информацию и воспроизводить её средствами обычной речи;

находить на карте и называть включённые в легенду знаки;

находить изображённую на небольшой карте территорию на картах, охватывающих большее пространство;

передавать содержание карты устно и на контурных картах.

           

           

Приёмы формирования умений работы с исторической картой.

Умение читать историческую карту – одно из главных умений работы с картой. Без этого умения немыслима никакая серьёзная работа с картой на уроках истории. Одним из важнейших направлений в работе с картой является обучение школьников умению ориентироваться в ней. Оно включает поиск нужных объектов, правильный показ на основе точных ориентиров и словесное их проговаривание. В качестве ориентиров при показе по карте нужно использовать знакомые детям объекты -- города, реки, моря, части суши. Умение ориентироваться по карте предполагает оценку взаимного расположения объектов, расстояний, площадей. Для этого надо обучать школьников пользоваться масштабом карты

Это умение опирается на ряд навыков учащихся и привычку правильно выполнять определённые требования учителя.

Первое требование - систематически обращаться к легенде карты, опираться на её ориентиры. Учащиеся должны знать значение условных знаков, уметь пользоваться ими при работе с картой.

Второе требование – определять географическое положение изучаемых стран. Школьники под руководством учителя определяют местоположение страны, устанавливают связь географического положения с климатом, растительным и животным миром, хозяйством. Например: «Египет расположен в северо-восточной части Африки в долине реки Нил». При этом учитель объясняет, что необходимо указывать ориентиры: материки, океаны или моря, реки, озёра, горы, а иногда и соседние страны.

Третье требование – устанавливать, какое время (века, годы) и какую территорию охватывает карта. Учащиеся должны использовать название карты, уметь соотносить век и год, указанные на карте.

Умение пользоваться картой как источником знаний. Важнейшим умением, помимо ориентирования, является чтение исторической информации в самой карте, ибо она является важным и особым источником знаний о прошлом. С 5 класса эта работа должна приобрести систематический осознанный характер. Учитель даёт установку к анализу карты: «Определите, о каких сторонах исторического прошлого различных народов можно «прочитать» по данной карте», - и школьники извлекают разнообразную информацию: о природной среде и вытекающих из неё занятиях населения различных стран, о причинах и последствиях войн, о существенных различиях между раздробленными и централизованными государствами, между локальным восстанием и крестьянской войной, об изменениях в территориальном составе различных государств. На основе, извлекаемой из карты информации, учитель учит детей анализировать, сравнивать карты и выполнять преобразующие задания. 

В старших классах формируется наиболее общее умение учащихся: систематизировать, обобщать и использовать в своих ответах фактические данные, извлечённые путём анализа содержания карт со сложной нагрузкой, в первую очередь тематических: «Революция 1905 – 1907 гг. в России», «Установление Советской власти в России», «Великая Отечественная война», «Карта мира после Первой мировой войны» и т.д.

Чем чаще и интенсивнее тренируются школьники ориентироваться в изображённом на различных, всё новых картах, тем проще им будет в дальнейшем.

Итак, от класса к классу, с изменением возраста учеников, усложняются их действия при работе с картой, растёт уровень самостоятельности.

Методические приёмы

Преодолению многих трудностей при ориентировании по карте способствует ряд методических приемов.

  • Полезным методическим приемом в этой работе является «путешествие по карте»: ребятам предлагают двигаться по течению рек, пересекать страны и континенты, плыть в морях и океанах.
  • Изготовление «компасов» со сторонами света из бумаги. Вспомогательным способом нахождения и локализации исторического объекта. является четкое усвоение сторон горизонта. Регулярное наложение «компасов» способствует преодолению трудностей по определению сторон горизонта и препятствует появлению негативных формулировок в обозначении объекта типа: «выше--ниже», «вправо--влево».
  • Прием «живой» картой или «оживление» карты. Прикрепление силуэтов, фигурок способствует запоминанию мест исторических событий. Полезно также их передвижение по карте. Например, передвигают фигурку варвара на границе Римской империи, изображение верблюда вдоль Великого Шелкового пути, каравеллу на путях Великих географических открытий. С помощью «живой» карты учитель получает возможность вычленить, подчеркнуть нужные элементы исторической карты, сосредоточить внимание школьников на важнейших объектах, облегчая процесс запоминания.

Приём ознакомления с легендой карты. Для понимания роли легенды как опоры в действиях с картой возможен такой вариант ознакомления с условными обозначениями карты: «Карта начинается с легенды – таблички в нижней её части. Познакомьтесь с каждым условным значком легенды, прочитайте его – и вы легко отыщете на карте то, что вам нужно. Вы должны запомнить порядок работы с картой». Ученик не должен беспомощно и бессистемно искать тот или иной нанесённый на карту значок; направлять подобные поиски – задача учителя. При этом следует использовать указания на известные ученику элементы изображённого на карте ( «Найди Нил, двигайся вниз по течению» или «На какой реке расположен Вавилон?»). Важно, чтобы учитель, предлагая наводящий вопрос, пользовался правильной терминологией («Ищи восточнее Афин» или «Ищи выше по течению Евфрата»). За предварительными поисками следует показ на настенной карте, а также правильное называние найденного (Нил течёт не «тут», а из Эфиопии на север через пустыню в Средиземное море).

  • Составление легенды карты. Современная методика исходит из того, что меняющиеся в историческом времени легенды вместе с картами лучше усваиваются учениками, если они сами участвуют в их создании. Рисование условных значков ученики выполняют с большим удовольствием. Такая работа приучает детей к мысли, что наличие различных подходов к отображению истории на картах -- нормальное явление. В рабочих тетрадях регулярно детям предоставляется такая возможность.
  • В этом смысле полезны и другие приемы и упражнения. Школьникам предлагаются две одинаковые карты или картосхемы, но с условными знаками разных легенд. Им нужно подписать города, страну, определить время, озаглавить карту. Одинаковые по контурам карты представляют разные экономические процессы, поэтому легенды карт также различны. Работа с ними убеждает детей в разных подходах к составлению легенд.
  • Прием локализации исторических событий для решения проблемных и творческих заданий. Вот примеры: Объясните, как человек разумный смог освоить землю, «не замочив ног»? Определите с помощью карты, в каких районах земли в качестве денег X--IV тысячи лет тому назад могли использовать: морские раковины, перья экзотических птиц, мешочки с какао-бобами, шкурки пушных зверьков, бруски железа?  
  • Игра «Собери карту». Игра построена по принципу детских кубиков. Раздаточный материал могут подготовить учащиеся по заданию учителя. Разрезается карта атласа (в зависимости от размеров кубиков нужны будут 2 – 3 атласа) и её основные фрагменты наклеиваются на кубики. Возможна работа без кубиков ( лучше её проводить в 6 – 7 классах), с разрезанной контурной картой. Цель игры: школьники должны как можно быстрее собрать карту в единое целое. Игра может быть индивидуальной и групповой.
  • «Найди ошибку». Этот приём можно использовать не только для проверки усвоения учащимися материала, но и при изучении новой темы.

Учитель рисует на доске схему с ошибками. Учащиеся, опираясь на карту, должны за одну минуту найти все ошибки.

  • Выполнение творческих заданий:

- это составление собственных маршрутов,

- проложение путей,

- прогнозирование хода битв, 

- отыскание родины привычных для нас предметов, продуктов питания, одежды и др. Усложняя задания такого типа, можно предложить ребятам объяснить, как эти вещи попали с Востока в Западную Европу, из Европы в Россию, из Америки в Европу.

Например, из Нового Света были завезены в Западную Европу: кукуруза, земляной орех, ананас, фасоль, подсолнух, картофель, помидоры, индейка, ваниль. Можно проследить пути их распространения в Европе. Такую же работу можно провести при изучении Крестовых походов, когда в Европу попали многие виды продуктов, организовать «путешествия» китайского чая и лапши.

  • «Юные картографы». Пример такого рода деятельности: «Представьте себе, что вы картограф XVI в. Один из заказчиков попросил изготовить для него точную карту Европы, так как он хотел отправить своих людей в Аугсбург и Геную и проложить для них более безопасный путь. Второго заказчика привлекала торговля пряностями, и он попросил выполнить для него такую карту, на которой можно бы было проложить маршрут для экспедиции к островам Тихого и Индийского океанов». Ученикам предлагаются заготовки карт
  • Меловые картосхемы. Методическое преимущество картосхемы заключается в том, что она содержит ограниченную и необходимую информацию для определенного урока. В настенной же карте детям порой трудно бывает выделить картографические объекты, необходимые для данного урока. Второе преимущество заключается в том, что информативная нагрузка увеличивается в такой схеме постепенно, на глазах учащихся, и легче усваивается ими.

Примерные задания для работы с картами.

5 класс «История древнего мира»

Тема «Первобытность»

  1. Определите: в каких частях света жили древнейшие люди? В каких частях света следы их жизни не обнаружены? В какой части Африки найдены самые древние стоянки людей?
  2. Определите район возникновения земледелия. Попробуйте догадаться, почему именно здесь люди стали впервые заниматься земледелием.

Тема «Древний Египет»

  1. В какой части Африки течёт река Нил? В какое море впадает Нил? Найдите на карте Москву. Сравните местоположение Москвы и Египта. Определите, где расположен Египет относительно Москвы (севернее, южнее, западнее, восточнее)? Сделайте вывод о климате Египта. Где могли жить египтяне? Каким занятиям способствовало местоположение Египта?
  2. Рассмотрите карту учебника. Что означают чёрные стрелки? Какая страна к югу от Египта была окончательно покорена войсками фараона? Какие страны были захвачены в Азии к северо - востоку от Египта? До какой реки доходили владения Тутмоса на севере?

Тема «Передняя Азия в древности»

  1. Для определения местоположения Междуречья совершим путешествие из Мемфиса на восток. (На стыке Африки и Азии необходимо сделать остановку) Здесь проходит граница между двумя частями света. Назовите их… Итак, мы в Азии ( указка движется на северо-восток). Определите, через какой полуостров лежит наш путь? Территорию какой страны нам нужно пересечь? Итак, мы достигли Междуречья. Какие две реки здесь протекают? Где они берут начало? Куда они впадают? Где расположено Междуречье относительно Египта? Каким занятиям населения способствует  расположение около рек?
  2. Определите по карте, какие государства древности были покорены персами. Какие водные пространства являлись границами Персидского царства? Какие города соединяла Царская дорога?

Тема «Древняя Индия и Китай»

  1. После показа на карте Индии предложить следующие задания: покажите на карте Индию и скажите, где она расположена. Найдите на карте Междуречье и определите, в каком направлении (на север, на юг) надо двигаться, чтобы попасть в Индию. Сравните размеры Индии и Египта и сделайте вывод. Как называются горы, расположенные на севере Индии? Какой океан омывает полуостров с трёх сторон? Какие две крупные реки протекают по Индии? На берегу какой реки возникли первые индийские города?
  2. Найдите Китай на карте и опишите его местоположение. (В какой части света расположен Китай? В какой части Азии?) С какой древней страной можно сравнить Китай по размерам? Какое море омывает Китай? Какую часть Китая омывают моря?

6 класс «История средних веков»

Карта «Римская империя и Великое переселение народов»

  1. Найдите территорию Римской империи. Какие изменения произошли с территорией империи в конце 4 в.?
  2. Что обозначают чёрные стрелки на карте? Какая часть империи подверглась вторжениям германцев? Назовите германские племена, расселившиеся на территории Западной Римской империи. Сделайте вывод, что произошло с Западной Римской империей? Что появилось на месте бывшей Западной империи в начале 6 в.?
  3. Какая часть империи сохранилась? Назовите территории, которые входили в состав Восточной Римской империи. Назовите крупные города. Подвергалась ли Восточная империя вторжениям? Кто совершал их? Какая часть империи разорялась славянами?

Карта «Завоевания арабов»

  1. Когда образовалось Арабское государство? В каком веке?
  2. На каком полуострове оно возникло? В какой его части?
  3. Что обозначает жёлтый цвет на карте? Что обозначают коричневые стрелки? Сделайте вывод из полученной информации.
  4. При каждом арабском халифе были учёные и хронографы, ведущие записи происходящих событий. Представим себя в качестве хронографа и отправимся вместе с арабским войском в один завоевательный поход. Ваша задача – следить по карте за маршрутом. Итак, мы вышли из Медины. Дойдя до северных границ Аравийского полуострова, конница повернула на запад. Здесь нам пришлось переправляться через огромную полноводную реку. Какую? Как называется материк, на котором мы оказались? Наш путь лежал по северной границе этого материка, вдоль морского побережья. Мы спросили у местных жителей, как называется это море. Какой ответ мы должны были услышать? И вот перед нами пролив. Как вы думаете, мы его одолели или нет? Захватив полуостров, мы подошли к границе одного европейского государства. Как оно называлось? Здесь состоялась грандиозная битва. Определите, когда и где? Как вы думаете, чем она завершилась для нас?
  5. Второй поход арабов можно назвать северо - восточным. Перед тем, как завоевать Иран, арабы переправились через две великие реки. Какие? До какой реки на востоке дошла арабская конница?
  6. Какие острова в Средиземном море завоевали арабы? Когда? Определите век.

По теме «Образование централизованного государства во Франции» можно сравнительный анализ двух карт «Франция в 11 – 12 вв.» и «Завершение объединения Франции к концу 15 века».

  1. По карте Франция в 11 – 12 вв.» определите, на какие три части можно разделить территорию Франции? Назовите владения короля, владения феодалов, владения английского короля. Как называется подобное государство? Определите главную задачу французского короля.
  2. По карте «Завершение объединения Франции к концу 15 века» определите: как изменились владения французского короля к 15 в.? назовите территории, присоединённые к владениям короля к концу 15 в. Что обозначает сиреневый цвет на карте? Сделайте вывод, исходя из полученной информации. Каким государством стала Франция в конце 15 в.?

Карта «Реконкиста на Пиренейском полуострове»

  1. Докажите, что на карте изображён полуостров.
  2. Какие государства находились на полуострове в 11 в.?
  3. Какие государства объединились к концу 13 в.? какое государство они образовали?
  4. Какое государство было освобождено к концу 15 в.? в какой части полуострова оно располагалось?
  5. Какие государства находились на полуострове к концу 15 в.?

6 класс «История России с древнейших времён до конца XVI в.»

Карта «Русь в 9 – начале 12 в.»

  1. Заполните в тетради таблицу на основе карты.

Основные племенные объединения восточных славян

Крупные города Руси

Важнейшие торговые пути

Соседние племена и племенные объединения

  1. В какие месяцы проходило полюдье? Как происходил его сбыт? По мнению историка Б.А. Рыбакова, полюдье продолжалось 6 месяцев, примерно 180 дней. Скорость перемещения полюдья, по его мнению, составляли 7--8 км в сутки. Объезд был круговым и, если следовать порядку описания племен, двигался по солнцу. Высчитайте, сколько км составлял путь большого полюдья, и нарисуйте, какой мог быть его конкретный путь. Пользуйтесь картой учебника и перечнем городов и городков, которые могли быть становищами полюдья

Карта «Русь в 12 – начале 13 века»

  1. Какое государство изображено на карте: централизованное или раздробленное? По каким признакам вы определили?
  2. Назовите русские княжества 12 века.
  3. Что обозначает знак – город, подчёркнутый линией? Какой вывод можно сделать из этого факта? Что будет происходить с русскими княжествами? Определите, какие княжества появятся на территории Владимиро-Суздальского княжества? Подумайте, с какой опасностью могут столкнуться русские княжества?
  4. На основании карты установите, о каком самостоятельном центре говорится: его владения простирались от Балтики до Приуралья, от Ледовитого океана до междуречья Волги и Оки; он расположен на пересечении торговых путей, идущих в Балтийское и Чёрное моря, на Волгу; на его территории много озёр и рек.

Карта «Великое княжество Литовское в 13 – 15 веках»

  1. Какое крупное государство образовалось на западных границах русских княжеств в середине 15 в.?
  2. Определите по легенде карты, почему территория окрашена разными цветами?
  3. Найдите основную территорию Литвы в начале 13 в.
  4. Какие литовские князья расширяли территорию своего княжества?
  5. Назовите русские земли, присоединённые при Миндовге; при Витене и Гедимине; при Ольгерде и Витовте.
  6. Сделайте вывод, как образовалось Великое княжество Литовское.

Карта «Россия во второй половине 15 – начале 16 века»

  1. Определите территорию Великого княжества Московского в 1462 г. каким цветом она окрашена?
  2. Что обозначает зелёная линия? Сделайте вывод, что произошло с территорией княжества.
  3. Назовите княжества, вошедшие в состав Российского государства к 1533 г. в порядке присоединения. Как определить порядок присоединения?
  4. За какие земли России пришлось воевать и с кем? Назовите отошедшие к России города.
  5. Определите государства, с которыми Россия имела общую границу.

7 класс «История России в XVII – XVIIIвв.»

Карта «Россия с конца 17 в. по 60-е гг. 18 в.»

  1. Опишите территорию России в конце 17 в. К каким морям она имела выход?
  2. На основе анализа карты расскажите об Азовских походах в конце 17 в.
  3. Покажите и назовите территории, вошедшие в состав России по Ништадтскому мирному договору.

Поработайте с историческими картами, отражающими территорию России 17 – 18 вв.

  1. Установите, когда (в какой четверти, половине века) перечисленные территории вошли в состав России.

Территории: Крым, Левобережная Украина и Киев, Эстляндия и Лифляндия, Восточная Сибирь и Дальний Восток, Правобережная Украина.

С 7 класса вводятся карты, содержащие информацию по экономике. Например:

определите по карте «Экономическое развитие России в XVII в.”, какие отрасли промышленности в это время получили развитие и в каких городах;

на основе сопоставления данных соответствующих стенных карт сравните экономическое развитие России в 17в. и в 18 в.;

сравните экономическое развитие стран Европы с развитием хозяйства России в 18в.

                       Работа с контурными картами.

Контурные карты – одно из средств практического обучения истории. Работа с контурными картами способствует лучшему осмыслению и закреплению в памяти содержания исторической карты. Она содержит элементы творчества: выбор учениками цветных карандашей, определение размеров надписей, величина условных знаков, придумывание своих условных обозначений.

В 5 классе начинаем с приёма «наложения» карт. Учитель предлагает сопоставить изображение одной и той же местности на двух картах: на исторической карте с условными знаками для изучения данной страны на определённый период и на карте физической, где такие условные обозначения отсутствуют. Так создаётся ситуация затруднения: ученики должны сами убедиться в необходимости соотносить общие ориентиры на обеих картах.

Такой же приём «наложения» применяется при заполнении контурных карт. Сначала школьники, пользуясь картой в учебнике, надписывают географические ориентиры – моря, реки, горы и др., затем обводят государственные границы, обозначают страны, города. Начиная с 6 класса, выполняются более сложные задания, требующие нанести на карту маршруты военных походов, путешествий, районы восстаний, размещение полезных ископаемых.

Контурные карты используются при изучении и закреплении нового материала на уроке, для отработки изученного на предыдущих уроках, в качестве проверочных работ. Возможны коллективные и индивидуальные формы работы. Следует помнить, что большинство учеников 5 – 6 классов не могут быстро выполнять различные практические действия (писать, рисовать, закрашивать). Поэтому некоторые виды работ целесообразно предложить не всему классу, а отдельным ученикам. Кроме того, на уроке можно сделать только часть работы, а другую часть рекомендовать школьникам в качестве домашнего задания. Такой подход возможен и в последующих классах, исходя из объёма задания, насыщенности урока. В 8 – 9 классах целесообразны уроки-практикумы, часть которых может быть посвящена работе с картами.

Приступая к работе с контурными картами, необходимо разъяснить школьникам, как их заполнять. Для этого можно раздать учащимся памятки.

Памятка «Как работать с контурными картами»

1.Пишите разборчиво, небольшими по размеру буквами (можно печатными), чтобы они не занимали много места на карте. Кроме того, название реки не должно закрывать собой её течение или пересекать его. Названия городов следует располагать поблизости от условного знака, который обозначает город, - кружка.

2.Используемые вами условные знаки также должны быть не очень большими и располагаться в пределах той или иной страны, вблизи географических объектов (городов, рек, морей и т.д.), с которыми они связаны.

3.Закрашивайте указанную в задании территорию аккуратно цветными карандашами, а не красками или фломастерами. Закраска не должна быть слишком яркой, иначе не будут видны обозначенные вами объекты: города, реки, торговые пути, места сражений и т.д. Следите, чтобы карандаш не вылезал за закрашиваемый участок территории.

4.На каждой карте (даже если нет таких заданий) обязательно подписывайте основные географические объекты: названия океанов, морей, рек, полуостровов и островов и т.д., контуры которых даны на карте. Они не только помогут вам более наглядно представить тот или иной район земного шара, ту или иную страну, но и дадут ориентиры для выполнения конкретных заданий.

5.В ходе работы с каждой контурной картой необходимо составить её «легенду» (на специально отведённом на карте месте или на полях карты): 1) обозначить условные знаки, которые вы применяли при ответе на вопросы; 2) подписывать, что обозначает каждый из условных знаков. Например, значок, которым вы обозначите места стоянок первобытных людей, вид и цвет стрелки, которой вы обозначаете направления завоевательных походов, цвета закрашенных вами территорий и т.д.

После заполнения пятиклассниками первых контурных карт необходимо проверить их, разобрать ошибки и недочёты, отобрать лучшие работы и устроить выставку. Это поможет школьникам наглядно увидеть, как надо правильно заполнять контурную карту. Такая работа возможна и в 6 классе.

                                                     Литература

  1. А.Колосков. Актуальные вопросы методики обучения истории в средней школе. -Москва, «Просвещение»,1984.
  2. Д.Никифоров. Наглядность в преподавании истории и обществоведения.–М. «Просвещение»,1978.
  3. Г.Годер. Приёмы формирования пространственных представлений. – Преподавание истории в школе, 1983, №5.
  4. Н.Ворожейкина. Формирование пространственных представлений учащихся в основной школе. – Преподавание истории и обществознания в школе, 2004, №9.
  5. В.Фатке. Работа с картой. – Преподавание истории в школе, 1992, № 3-4.
  6. И.Банщикова. Нетрадиционные приёмы для работы учащихся с картой. – История, 2007, №10.

МОКУ СОШ с. Павлофедоровка

Формирование пространственных представлений у учащихся

 на уроках истории

( работа с исторической картой)

Выполнила Палей Л.А.,

учитель истории и обществознания

I квалификационной категории

МОКУ СОШ с. Павлофедоровка

2012 год


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Описание опыта работы "Работа с историческими источниками на уроках истории"

В настоящее время перед школой поставлены требования о повышении качества образования и обеспечение более высокого научного уровня преподавания истории.  Анализ результатов ЕГЭ по истории показал...

Описание опыта работы "Работа с историческими источниками на уроках истории"

В настоящее время перед школой поставлены требования о повышении качества образования и обеспечение более высокого научного уровня преподавания истории.  Анализ результатов ЕГЭ по истории показал...

Приемы работы с исторической картой на уроках истории

Такой традиционный инструмент историка, как карта, может быть на уроке не только второстепенным или вспомогательным средством усвоения информации, но способен взять на себя ведущую роль и помочь ребён...

"Работа с исторической картой на уроке"

Презентация рассказывает о способах и методах работы с исторической картой на уроке....

Работа с историческим источником на уроках истории. Лабораторные работы.

Статья рассказывает о развитии учебных специальных навыков при работе с истороическим источником на уроках. Описываются формы и методы работы с печатным историческим источником. Поступательное развити...

Выступление на ШМО по теме: "Работа с исторической картой на уроках истории"

Презентация к выступлению на школьном методическом объединении по теме: "Работа с исторической картой на уроках истории"...

Доклад на МО учителей истории и обществознания "Опыт работы с историческими источниками на уроках истории"

Материал предназначен для учителей истории, активно работающих на уроке с истрорическими истрчниками....