Главные вкладки

    "Работа с исторической картой на уроке"
    методическая разработка по истории на тему

    Губанова Юлия Леонтьевна

    Презентация рассказывает о способах и методах работы с исторической картой на уроке.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Office presentation icon karta_mira.ppt1.84 МБ

    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Подписи к слайдам:

    Слайд 1

    Работа с исторической картой на уроке Презентация учителя МБОУ СО школа п.Уральский Губановой Ю.Л.

    Слайд 2

    Проблемы современного образования проблему перехода от репродуктивного к продуктивному уровню обучения; проблему узкопредметного характера информации и формируемых умений и навыков; проблему отсутствия связи между обучением и социализацией ребёнка.

    Слайд 4

    Задания для работы с контурной картой Репродуктивный уровень Продуктивный уровень 1. Выделите основные районы земледелия; 2. Подпишите столицы Древнего Египта; 3. Обозначьте район пирамид; 4. Покажите границу Египетского государства в 15 в. до новой эры. 1. Выдели наиболее благоприятные территории в Египте для занятий земледелием ( отдели с помощью цвета территории с естественно благоприятными условиями и территории с искусственно созданными условиями ); 2. Раздели территорию Египта на благоприятные и неблагоприятные для занятия земледелием зоны (придумай условные знаки, с помощью которых ты можешь показать это деление на карте); 3. Укажи наиболее опасные, на твой взгляд, участки Нила; 4. На карте обозначена территория государства Верхний Египет. Подумай, где могло находиться государство Нижний Египет? Отметь его на карте. Какое противоречие можно теперь увидеть на карте? Попробуй объяснить причину появления этого противоречия .

    Слайд 6

    Вопросы Какие три самостоятельных государства образовались на территории Карла Великого? Назовите и покажите на карте. Предположи какое отношение к изменениям в империи Карла Великого имеет город Верден. Почему область называется Папская?

    Слайд 7

    В преподавании истории используются различные виды карт: Настенная историческая карта Карта в историческом атласе Карта в учебнике

    Слайд 8

    Школьники должны знать: Что название карты указывает тему (или основное содержание карты). Что тематические исторические карты “накладываются” на географический “фон” Что исторические карты рассказывают о прошлом Что условные знаки расшифровываются на самой карте в разделе “условные обозначения ”

    Слайд 9

    Школьники должны уметь: Узнавать и называть изображенное на карте географическое пространство Воспринимать масштаб Сравнить размеры территорий Находить и правильно называть условные знаки (обозначения).

    Слайд 10

    Алгоритм чтения исторической карты Прочитай название карты (в нём содержится информация о территории, изображённой на карте и времени, к которому относится изображение); Ознакомься с легендой карты (это условные знаки, которые позволят тебе прочитать информацию, изображённую на карте); Чтение информации на карте начинай с самых крупных объектов и постепенно двигайся к более мелким .

    Слайд 11

    а) Определи природно-климатические признаки территории (в какой части света находится, какими морями омывается); б) Определи признаки государства (граница, столица, государства-соседи.); в) Определи деятельность человека, отображённую на карте (это могут быть военные походы, торговые пути). Помни, что движение на карте всегда обозначается стрелкой.

    Слайд 12

    Историческая карта может быть использована на различных стадиях урока: В начале урока, как введение в материал и как иллюстрация В ходе объяснения нового На завершающей стадии для закрепления новых знаний

    Слайд 13

    Организация познавательной деятельности при работе с картой Приемы Локализация исторических событий на карте «Оживление» карты наглядными средствами Задания Покажите объект на карте и словами опишите его местоположение Прикрепление значков, символов, аппликаций

    Слайд 14

    Чтение и составление легенды карты Вычерчивание объектов на карте Придумайте условные значки для игрового сюжета по карте Нарисуйте и подпишите объекты на карте

    Слайд 15

    Задания на анализ содержания исторической карты По карте "Расселение людей в Восточном полушарии 10—4 тыс. лет назад" проследите, как изменялась площадь земледелия 10—7 тыс. лет назад, 7—5..., 5—4... Покажите территорию, где в эти же периоды обитали ското­воды и охотники. Была ли разница в уровне жизни первобытных земледельцев и охотников? Объясните ее на основании карты. Как вы можете объяснить существование "белых пятен" на этой карте?"

    Слайд 16

    Творческие задания " Проложите по карте путь юного первопроходца, который на самом деле мог 15 тысяч лет назад от реки Амур через остров Сахалин добраться до Курильского архипелага и острова Хоккайдо. Расскажите, каких грозных животных и необычные природные явления увидел он на своем пути? Какие племена ему встретились? Чем они занимались? Поскольку мы сейчас пользуемся искаженными древними названиями рек, озер, долин и т. п., придумайте свои топонимы или объясните по-своему значение сохранившихся названий."

    Слайд 17

    Задание на соответствия Соотнесите имена основателей с названиями городов, ими заложенных: Москва Владимир Мономах Киев Ярослав Мудрый Ярославль Святослав Владимир Кий Юрьев Юрий Долгорукий Переяславль Дмитров

    Слайд 18

    Задания на группировку картографических сведений Отметьте географические пункты, через которые новгородские купцы могли попасть: а) в Черное море, б) в Каспийское море, в) в Балтийское море. Отметьте княжества, связанные с деятельностью: а) Андрея Боголюбского, б) Всеволода Мстиславича, в) Романа Мстиславича, г) Юрия Долгорукого, д) Всеволода Большое Гнездо.

    Слайд 19

    Задания на развитие образного мышления На что похожи контуры: Аппенинского полуострова? острова Сицилия? острова Великобритания? остров Сахалин? Северная часть Персидского залива с устьями рек Тигр и Евфрат? долина Нила?

    Слайд 20

    Картографический диктант На чистых листах бумаги по памяти ученики выполняют одно за другим задания, охватывающие содержание важной темы или раздела. Например, "Восстание рабов под предводительством Спартака": Нарисуйте контуры Аппенинского полуострова и острова Сицилия. На них обозначьте принятыми значками и надпишите: а) г. Рим и реку, на которой он основан; б) город, где находилась школа гладиаторов, в которой Спартак преподавал последние годы; в) первый лагерь восставших рабов-гладиаторов;

    Слайд 21

    Игровые задания "Определите, на какой схеме изображен путь экспедиции Васко да Гама, на какой — Бартоломеу Диаша". Схема №»1 Схема № 2

    Слайд 22

    Критерии оценивания работы с контурной картой Умение точно и правильно выполнить задание по карте; Умение точно и аккуратно нанести объекты и надписи на карту; Наличие в работе условных обозначений и их объяснение (легенда карты); Соблюдение правил работы с картой (использование светлых тонов для закрашивания, работа при закрашивании только цветными карандашами); Отсутствие речевых и грамматических ошибок.

    Слайд 23

    Критерии оценивания работы с исторической картой Умение соблюдать алгоритм чтения карты; Умение точно определить географические ориентиры и продемонстрировать их на карте; Умение преобразовать условную информацию карты в текстовую; Умение использовать название, даты, условные обозначения для соблюдения трёхчастной структуры ответа (вступление (название, дата изображения) – основная часть (описание информации карты или ответ на вопросы по карте) – итог); Речевая грамотность.

    Слайд 24

    Выводы Такой традиционный инструмент историка, как карта, может быть на уроке не только второстепенным или вспомогательным средством усвоения информации, но способен взять на себя ведущую роль и помочь ребёнку мыслить, искать, находить.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Приемы работы с исторической картой на уроках истории

    Такой традиционный инструмент историка, как карта, может быть на уроке не только второстепенным или вспомогательным средством усвоения информации, но способен взять на себя ведущую роль и помочь ребён...

    Работа с исторической картой на уроках истории

    Работа содержит следующие элементы:Содержание картографических знаний и умений;памятки для работы с картой;приёмы формирования умений в разных классах....

    УРОК ГУБЕНИНОЙ Л.Н. "РАБОТА С ИСТОРИЧЕСКОЙ КАРТОЙ"

    PISA – тест включает в себя помимо прочего проверку умения работать с информацией различной типологии (схемы, таблицы, графики и т.п.).   В 2000 году учащиеся российских школ впервые пр...

    Приемы работы с исторической картой на уроках в условиях ФГОС

    Презентация содержит материал, который может быть использован для работы в школе и на педагогических советах. Она содержит методик работы с картой,алгоритм чтения, критерии оценивания и примеры задани...

    Методическая разработка "Методические приёмы работы с исторической картой в условиях реализации ФГОС". Сборник материалов из опыта работы.

    В сборнике приведены примеры методических приёмов работы с картой на уроках истории. Приведённые в сборнике примеры заданий, включающие в себя работу с картой, разработаны в соответствии с ФГОС. Все п...