Работа с исторической картой и приемы формирования пространственных представлений умственно отсталых учеников на уроках истории.
методическая разработка по истории по теме

Приемы работы с исторической картой на уроках истории в коррекционной школе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rab.s.kartoy.docx17.85 КБ

Предварительный просмотр:

Работа с исторической картой и приемы формирования пространственных представлений умственно отсталых учеников на             уроках истории.                           

                                           Учитель истории  Христолюбова Л.А.  МОГОУ СКШ№19 г. Магадана   

Изучение истории требует способности образно представлять, описывать,  представлять - именно при  работе с картой появляются трудности  у учеников. Поэтому перед учителем стоит непростая задача - научить умственно отсталого ребенка, у которого развито, как правило, лишь наглядно- образное мышление.

Одной из важнейших задач в процессе обучения истории является формирование у умственно отсталых учащихся  пространственных представлений, необходимых для понимания  и правильного применения исторической карты на уроках и совершенствование навыков работы с картой.

Невозможно представить себе полноценный урок без исторической карты.

Карта-источник знаний,  реализация  исторических знаний в пространстве. Знание карты помогает установить преемственность между событиями, сформировать представление о единстве исторического процесса. Использование карты в сочетании  речевой работой позволяет

наглядно дать умственно отсталым школьникам   конкретные  представления об изучаемых исторических явлениях, сформировать у них четкие знания, развивать речь учащихся.

С исторической картой учащиеся знакомятся в 7 классе. Работа с исторической картой по следующим направлениям:

1.Обучение правильно стоять около карты: так чтобы не заслонять ее собой. Нужно объяснить ученикам, что  показывать объекты на карте необходимо так, чтобы они были видны отовсюду и  всем учащимся. С той же целью нужно брать указку в ту руку, которая ближе.

2.Обучение умение читать карту, отыскивать необходимые сведения. Карта помогает восстановить в памяти историко- географические названия (Киевская Русь, Галицко- Волынское княжество и др.), дает возможность вспомнить выученную дату и место сражения(сражение на р. Калка, Курская битва). Учащиеся находят необходимый объект  сначала с помощью учителя, а затем самостоятельно. Для этого они должны представлять себе, в какой части карты нужно искать указанное место, знать обозначения, нанесенные на карту, уметь ими пользоваться.

3. Работа учителя должна быть направлена на то, чтобы научить ученика определять направление то одной точки на карте до другой. Для этого полезны задания типа:

-«Вы находитесь в древнем Новгороде. Какое направление надо избрать, чтобы попасть в Киев?».

-«Сравните место расположения Москвы и Киева. Чем оно отличается? Какой из городов расположен наиболее выгодно? Почему?».

4.При работе с картографическими знаками можно использовать следующие задания:

-«Найди на карте место, где объясняются условные знаки. Каким цветом обозначена территория Киевской Руси в IX веке?».

5. Необходимо обратить внимание учащихся на то, что на карте есть знаки, которые всегда одинаковые, не изменяются. Например, город обозначается кружком, граница - линией, направление походов - стрелками, место сражения- скрещенными мечами.

6.Учитель должен показать, какую роль играет условные знаки, цвет на карте, потому что одним и тем же цветом на разных картах могут быть показаны различные объекты.

Наиболее  рациональны задания  для развития пространственных представлений умственно отсталых учащихся (по локализации на карте историко- географического объекта: страны, места сражения, города.)

А) Повторить  действия и слова учителя, связанные с показом на карте.

Например, в процессе  урока возникает необходимость показать на карте исторический объект. «Киев расположен на правом берегу Днепра», -говорю на уроке и предлагаю учащимся:  «Покажите Киев на карте и определите словам его местоположение», т.е.  ученики не только показывают, но словесно поясняют свои действия.

Б) Самостоятельно найти объект на карте по его словесному описанию. Например, изучая тему «Крестьянское восстание под предводительством

С.Разина»,  говорю: «Поплывем вниз по течению Волги к устью реки. Мы достигнем места, где отряд Разина на судах вышел в Каспийское море, затем

дошел до Дербента и Баку, достигнув  иноземных  берегов. Как называется

государство, к берегам  которого доплыли разинцы? Покажите  его на настенной карте». Для успешного выполнения задания учащиеся держат перед глазами карту из атласа, на котором представлены рассматриваемые  объекты.

В) Использование большого плазменного телевизора и компьютера  при работе с картами и схемами битв - для улучшения работы учащихся с картами и схемами.

Г) Использование индивидуального  и дифференцированного подхода к ученикам при работе с картой, а также учитывать  уровни подготовленности учащихся ( I,II,III уровни).

Д) Для лучшего запоминания условных обозначений на исторической карте (при первичном знакомстве с исторической картой), записываю на доске, а ученики в тетради.

 Все это будет способствовать совершенствованию знаний и умений учащихся  при работе с картами.