Особенности представлений умственно отсталых учащихся о историческом времени
статья по теме

Росторгуева Татьяна Викторовна

Выдержка из атестационной работы на тему "Формирование времнных и пространственных представлений на уроках истории в специальной (коррекционной) школе VIII вида"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doc.1.docx23.58 КБ

Предварительный просмотр:

Особенности представлений умственно отсталых учащихся о историческом времени

        Одним из условий изучения исторического материала является соотнесение события к соответствующим времени м месту.         Исторические события и явления, которые учащиеся получают на         уроках, зачастую отдалены от сегодняшнего дня на годы, десятилетия,         века, поэтому с трудом воспринимаемыми учениками специальной         (коррекционной) школы нередко остаются абстракциями.

        В связи с эти справедливо отмечала Е.Т. Голикова «…учитывая, что основным недостатком познавательной деятельности умственно         отсталых детей является нарушение отвлечения и обобщения, т. е.         таких процессов, которые являются первостепенными при восприятии         исторических знаний, можно понять сложность обучения         историческому         материалу наших учащихся».[1] 

        Изучение истории требует умения представлять факты во времени.

        События в общественно-историческом процессе совершаются в пространстве и во времени. Локализация фактов во времени требует от учеников знания хронологии.

Учащиеся специальной (коррекционной) школы испытывают большие

трудности в образовании представлений и понятий о времени. Среди причин можно отметить следующие.

1.Они не в состоянии понять отдаленность исторических событий, их длительность. Нарушения познавательной деятельности не позволяют учащимся специальной (коррекционной) школы должным образом воспринимать и осмысливать многие явления и события общественной жизни, особенно если они отдалены во времени. В связи с этим  у них часто происходит смешение событий и даже нелепая перестановка. Лучше всего они ориентируются в настоящем, но с большим трудом представляют себе прошлое и будущее.

2. Школьники с нарушением интеллекта мыслят конкретно и имеют небольшой запас представлений об историческом времени. В истории счет событий ведется по годам и векам, тысячелетия упоминаются редко. Что такое «год», ученики уже представляют (в году 365 дней, начался новый учебный год и т. д.), знают они и что такое «век» (это 100 лет), но тем не менее это понятие остается для них абстрактным. Век – это 100 лет, значит иначе можно сказать – «столетие». Много это или мало? Если для ученика четырнадцати лет это очень большой отрезок времени, то для истории – это всего лишь миг.

3.У учащихся специальной (коррекционной) школы до начала обучения истории круг исторических представлений чрезвычайно узок и беден, а сами представления фрагментарны, неточны, порой искажены или вовсе отсутствуют, поскольку социальный опыт детей ограничен рамками личных потребностей.

4.События исторического прошлого неповторимы и невоспроизводимы, поэтому они не могут быть преподнесены учащимся как предмет непосредственного чувственного восприятия. Исторический материал преподносится учителем в опосредованной форме (в устном изложении учителя, в тексте учебника, в средствах наглядности).

5. Учащиеся специальной (коррекционной) школы не представляют глубины исторического времени. К началу изучения истории в 7 классе имеют представления о времени, однако в основном они сводятся к житейским представлениям о днях, неделях, месяцах, годах; знают и единицы измерения времени. Поэтому овладение хронологией – временными историческими представлениями - дается им не сразу.

        Можно добавить также, что школьники испытывают значительные трудности в усвоении исторических знаний. Это объясняется тем, что исторические факты, с которыми знакомятся школьники на уроках, не опираются на наблюдения и непосредственный опыт детей, картины прошлого приходится воссоздавать в их воображении; кроме того, исторический материал содержит много таких понятий, которые для детей  остаются просто абстракцией.

        Таким образом, исходя из особенностей временных представлений умственно отсталых учащихся необходимо вырабатывать понимание единиц измерения исторического времени  - год, век, столетие, тысячелетие, период, эра, эпоха. Учащиеся также должны понимать временные отношения  - «давно», «недавно», «до», «после», «раньше», «позже», «сначала», «потом», «в настоящее время».

        Учащиеся специальной (коррекционной) школы так же, как и ученики общеобразовательной школы, должны уметь ориентироваться в настоящем, знать прошедшее и иметь представления о перспективах ближайшего будущего, поэтому обучение истории занимает большое место в формировании у них временных представлений и понятий.


[1] Голикова Е.Т. Особенности понимания исторического материала учащимися старших классов вспомогательной школы. В сб.: Вопросы обучения и воспитания умственно отсталых школьников / Отв. ред. Г.И. Данилкина. Л., 1971. С. 16–23.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

доклад«Особенности воспитательной работы по профориентации с умственно отсталыми учащимися»

В докладе отражены виды профориентационной работы в коррекционной школе, нацеленные на актуализацию профессионального самоопределения учащихся.  Существует ряд серьезных проблем, нерешенность кот...

Роль и значение интерактивной доски в формировании пространственно-временных представлений у умственно отсталых учащихся на уроках истории России

Выдержка из аттестационной работы на тему "Формирование временныx и пространственныx представлений на уркаx истории России в специальной (коррекционной) школе VIII вида....

Психофизиологические особенности умственно отсталых учащихся в профессионально-трудовом обучении и применение специальных методик для их обучения

Анализ психофизиологических особенностей детей с нарушением развития и выбор методов и методик их профессионально-трудового обучения...

Особенности усвоения временных представлений умственно отсталых детей младшего школьного возраста

Умственно отсталые дети плохо ориентируются в окружающей обстановке, это является следствием низкого уровня сформированности временных представлений и понятий. Дети не знают дней недели, почти не влад...

Доклад « Особенности изучения нового материала, закрепления, повторения, проверки и оценки знаний умственно отсталых учащихся»

В специальной ( коррекционной) школе 8 вида существует три этапа процесса обучения:1.- изучение нового материала2.- закрепление и повторение3.- проверка и   оценка знаний.В связи с особеннос...

Доклад: «Особенности воспитательной работы по профориентации с умственно отсталыми учащимися»

    В настоящее время возникает проблема в выборе профессии не только нормально развивающихся школьников, но и лиц с умственной отсталостью. В силу личностных особенностей, выпускника...