Особенности усвоения временных представлений умственно отсталых детей младшего школьного возраста
статья на тему

Ольга Николаевна Шикина

Умственно отсталые дети плохо ориентируются в окружающей обстановке, это является следствием низкого уровня сформированности временных представлений и понятий. Дети не знают дней недели, почти не владеют элементарной терминологией. Они часто не могут представить того, что время течёт не останавливаясь. Только при грамотном построении коррекционного процессе  с опорой на его сохранные стороны, можно добиться положительного результата и помочь ребёнку с умственной отсталостью ориентироваться во времени в повседневной жизни, уметь применить полученные знания в практической деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vremennye_predstavleniya.docx14.61 КБ

Предварительный просмотр:

Особенности усвоения временных представлений умственно отсталых детей младшего школьного возраста

Время- это одна из важных составляющих реальности, в которой мы существуем. Все явления окружающего нас мира представляют собой процессы, закономерно развивающиеся и изменяющиеся во времени. Трудности познания времени в первую очередь связаны с его специфическими особенностями:

  • необратимостью (протекание времени в одном направлении);
  • текучестью (время связано с движением);
  • отсутствием наглядных форм;
  • относительностью словесных обозначений.

Временные представления у детей с нарушением интеллекта развиваются значительно поздно и медленно, но не следует преувеличивать их недоступность. Причинами затруднения усвоения понятий о времени являются: несформированность познавательных процессов, неспособность к образованию отвлечённых понятий, сильные речевые нарушения. Полученные знания, умения и навыки они применяют с трудом, как заученные штампы. Лишь незначительная часть детей с умственной отсталостью могут назвать правильно время года. Они путают названия месяцев, их последовательность, не могут определить время по часам. У детей с умственной отсталостью нет реальных представлений о единицах измерения времени. Они имеют нечеткие представления о длительности отдельных видов деятельности, даже тех, которые связаны с их повседневной жизнью. Отмечаются затруднения в формировании представлений отдалённости событий. Им трудно представить отрезки времени, удалённые на десятки лет.

    Обучаясь по коррекционной программе, умственно отсталые дети в первом классе должны усвоить понятие «неделя», последовательность дней недели. Уточняются представления о частях суток. Вводится понятие «сутки». Они должны овладеть определенной группой слов (рано, поздно, быстро, медленно).

На втором году обучения умственно отсталые дети должны иметь большой запас наблюдений смены дней в течение недели. Они получают понятие о единице измерения времени – часе, знакомятся с прибором измерения – часами. Дети должны научиться различать стрелки, называть их, уметь определить целый час.

В третьем классе умственно отсталые дети учатся определять время с точностью до 5 минут. Знакомятся с понятием «год».

В четвертом классе детьми уточняются временные представления, полученные в предыдущих классах. Необходимо знакомить детей с умственной отсталостью с трудом людей в городе и деревни в разные времена года.

 Всё это возможно только при грамотном построении коррекционного процесса обучения с опорой на его сохранные стороны, используя наиболее эффективные, новые формы и методы, учитывая индивидуальные особенности каждого ребёнка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Диагностика умственного развития детей младшего школьного возраста.

Представлена диагностика уровня умственного развития детей младшего школьного возраста.Диагностические тетради для 1-2классов (Амтхауэра, Антипенко). Есть ещё диагностические тетради для 3-5 кла...

Дипломная работа на тему "Особенности формирования навыков общения у умственно отсталых детей младшего школьного возраста"

документ написан на уровне дипломной работы: 2 главы, исследование проведено с детьми  начальных классов Нефтекамская СКОШ интернат VIII вида....

Формирование лексического строя речи на уроках башкирского языка у умственно отсталых учащихся младшего школьного возраста

Статья "Формирование лексического строя речи на уроках башкирского языка у умственно отсталых учащихся младшего школьного возраста" посвящена  обучению башкирскому языку в условиях специальной ко...

Умственное развитие детей младшего школьного возраста, обучающихся по программе VIII вида, в процессе ознакомления с природой.

статья на тему "Умственное развитие детей младшего школьного возраста, обучающихся по программе VIII вида,  в процессе ознакомления с природой"....

Специфические особенности изобразительной деятельности умственно отсталых детей младшего школьного возраста

Все, что следует передать в рисунке, должно быть не только правильно воспринято и осмыслено. Необходимы еще и специальные графические умения, т.е. умения владеть рукой, подчинять движения контролю рук...

СЦЕНАРИЙ Новогоднего представления «Школа добрых волшебников» (для детей младшего школьного возраста с умственной отсталостью)

Человек, который верит в сказку, однажды в неё попадает, потому что у него есть сердце…Сергей Королев...