Главные вкладки

    Приемы работы с исторической картой на уроках в условиях ФГОС
    учебно-методический материал по истории на тему

    Понамарева Надежда Петровна

    Презентация содержит материал, который может быть использован для работы в школе и на педагогических советах. Она содержит методик работы с картой,алгоритм чтения, критерии оценивания и примеры заданий базового и повышенного уровня с 5по 9 класс.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл priemy_raboty.pptx1.57 МБ

    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Подписи к слайдам:

    Слайд 1

    Приемы работы с исторической картой на уроках в условиях ФГОС

    Слайд 2

    В требованиях к уровню подготовки выпускников старшей школы, планируемых результатах и умениях, к числу основных умений относится умение анализировать историческую информацию, представленную в разных знаковых системах (текст, карта, таблица, схема, аудиовизуальный ряд).

    Слайд 3

    Что такое карта? Карта – на нем.«образец » или «подлинник», на греческом «папирус для письма» Атлас - сборник географических карт. Картограф - специалист по картографии. Картография - наука о составлении карт

    Слайд 4

    2 методики работы с картой. 1) методика Стражева А.И.: а) использование настенных карт; б) учитель организует показ объекта, он должен стоять справа от карты по отношению к классу, указка в правой руке; в) дотрагиваясь указкой до объекта рассказа, учитель должен подбирать словесные ориентиры. 2) методика Тонебаума : а) использование настольной карты учебника или атласа; б) учитель во время проведения урока дает сложные ориентиры, а ученики по ним самостоятельно находят объект; в) вызвать ученика к настенной карте, чтобы он показал; г) учитель формирует в ученике привычку постоянно обращаться к карте в совей учебной работе.

    Слайд 5

    Алгоритм чтения исторической карты. 1. Прочитай название карты (в нём содержится информация о территории, изображённой на карте и времени, к которому относится изображение); 2. Ознакомься с легендой карты (это условные знаки, которые позволят тебе прочитать информацию, изображённую на карте); 3. Чтение информации на карте начинай с самых крупных объектов и постепенно двигайся к более мелким: а) Определи природно-климатические признаки территории (в какой части света находится, какими морями омывается); б) Определи признаки государства (граница, столица, государства-соседи.); в) Определи деятельность человека, отображённую на карте (это могут быть военные походы, торговые пути). Помни, что движение на карте всегда обозначается стрелкой.

    Слайд 6

    Критерии оценивания работы с исторической картой. 1. Умение соблюдать алгоритм чтения карты; 2. Умение точно определить географические ориентиры и продемонстрировать их на карте; 3. Умение преобразовать условную информацию карты в текстовую; 4. Умение использовать название, даты, условные обозначения для соблюдения трёхчастной структуры ответа (вступление (название, дата изображения) – основная часть (описание информации карты или ответ на вопросы по карте) – итог); 5. Речевая грамотность.

    Слайд 7

    Приемы работы с картой Показ и пояснение Работа по 2-м картам для сравнения Прием разборной карты (игра Кто быстрее соберёт карту ) П рием оживления карты (через использование меловых картосхем и цветных аппликаций); Нарисовать контуры карты Вычерчивание карты на доске П рием заполнения контурной карты Историко-географический диктант

    Слайд 8

    Примеры заданий 5 класс Базовый уровень Повышенный уровень Покажите на карте, где, на каком континенте найдены останки австролатипеков 1. На основе карты охарактеризуйте результаты финикийской колонизации в 8-5 веках до н.э. 2. Разъясните, используя карту, когда и почему римляне стали называть Средиземное море «нашим морем» 3. Совершите путешествие из Мемфиса в Нубию. В каких городах и с какой целью вы бы остановились 4.Опишите, используя карту, природные условия полуострова Индостан. Чем эта

    Слайд 9

    6 класс Базовый уровень Повышенный уровень 1.Покажите на карте самостоятельные княжества и земли Руси в 12-13 веках 2.Покажите направления вторжений захватчиков на Русь в 13 веке 3. Покажите на карте территории, присоединенные к Москве во времена правления Ивана 4 1.Покажите на карте самостоятельные княжества и земли Руси в 12-13 веках 2.Покажите на карте «Путь из варяг в греки». Объясните, через какие земли и каких условиях проходили по этому маршруту древние люди 3.Проследиет по карте присоединение земель в Москве в 16 веке. Можно ли сделать вывод, что государство складывалось как многонациональное?

    Слайд 10

    7 класс Базовый уровень Повышенный уровень 1.Покажите на карте территории, присоединенные к России в результате русско-турецких войн 18 века 2.Покажите на карте маршруты экспедиций русских землепроходцев в 17 веке. Какие географические открытия они совершили 1.Используя карту, расскажите о разделах Речи Посполитой 2.Выявите на основе карты, какие изменения произошли в экономике России в 17 веке 3. Рассмотрите карту «Русско-турецкие войны во вт. пол 19 века» и определите, какие внешнеполитические задачи решала Россия

    Слайд 11

    8 класс Базовый уровень Повышенный уровень Покажите на карте территории, присоединенные к России во вт. Половине 19 века. Покажите на карте основные индустриальные центры России конца 19 века. 1.Расскажите, используя карту об основных событиях войны 1812 года. Что дает информацию о причинах поражения армии Наполеона. 2.Проследите по карте поход «Тысячи» Гарибальди в 1860 году. Какое значение этот поход имел для Италии. 3. Используя карту, расскажите, как менялось геополитическое положение Росси на протяжении 19 века.

    Слайд 12

    9 класс Базовый уровень Повышенный уровень Покажите на карте города, оказавшие героическое сопротивление немецким захватчикам в начале войны. Как были увековечены подвиги их защитников Используя информацию карты, раскройте суть понятия «Республика в кольце фронтов» в 1918 году покажите, что изменилось на политической карте Европы и мира после Второй мировой войны Объясните с помощью карты смысл понятия «Биполярный мир». К какому периоду истории оно относится 3. Покажите, как изменилось геополитическое положение России после распада СССР

    Слайд 13

    Интерактивные карты издательства Дрофа https://lecta.ru/atlasplus/35853


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Приемы работы с историческими картинами.

    В работе описаны различные приемы работы с историческими картинами на примере репродукции А.Бенуа "Парад при Павле I". Материал можно использовать на уроках истории по теме "Россия при Павле I"....

    Приемы работы с исторической картой на уроках истории

    Такой традиционный инструмент историка, как карта, может быть на уроке не только второстепенным или вспомогательным средством усвоения информации, но способен взять на себя ведущую роль и помочь ребён...

    Работа с исторической картой на уроках истории

    Работа содержит следующие элементы:Содержание картографических знаний и умений;памятки для работы с картой;приёмы формирования умений в разных классах....

    "Работа с исторической картой на уроке"

    Презентация рассказывает о способах и методах работы с исторической картой на уроке....

    Методическая разработка "Методические приёмы работы с исторической картой в условиях реализации ФГОС". Сборник материалов из опыта работы.

    В сборнике приведены примеры методических приёмов работы с картой на уроках истории. Приведённые в сборнике примеры заданий, включающие в себя работу с картой, разработаны в соответствии с ФГОС. Все п...

    Приемы работы с исторической картиной на уроках истории России и формирование визуального образа у младших школьников

    Возможные варианты  работы с исторической картиной  на  уроках истории России в 6-х классах с целью формирования визуального образа....