Методическая разработка "Методические приёмы работы с исторической картой в условиях реализации ФГОС". Сборник материалов из опыта работы.
методическая разработка по истории

Литягина Оксана Николаевна

В сборнике приведены примеры методических приёмов работы с картой на уроках истории. Приведённые в сборнике примеры заданий, включающие в себя работу с картой, разработаны в соответствии с ФГОС. Все представленные в сборнике задания направлены на формирование познавательных универсальных действий. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskoe_posobie_lityagina_o_n.docx194.25 КБ

Предварительный просмотр:

О.Н. Литягина

Методические приёмы работы с исторической картой

на уроках в условиях реализации ФГОС

Из опыта работы

https://ds04.infourok.ru/uploads/ex/04bd/000534dc-58ead214/img4.jpg

Называевск, 2018 г.

Литягина О.Н.

Методические приёмы работы с исторической картой на уроках в условиях реализации ФГОС. Из опыта работы– Омская область, Называевск, 2018г.

Настоящий сборник включает материалы из опыта работы Литягиной Оксаны Николаевны, учителя МБОУ «Называевская СОШ № 4» Омской области. В сборнике приведены примеры методических приёмов работы с картой на уроках истории. Приведённые в сборнике примеры заданий, включающие в себя работу с картой, разработаны в соответствии с ФГОС. Все представленные в сборнике задания направлены на формирование познавательных универсальных действий.

Задания для 5 класса

УМК:

  1. Рабочая программа по истории к предметной линии учебников Вигасина А.А, Сороко-Цюпа А.О. Москва.: Просвещение, 2014 г.
  2. Учебник. Вигасин А.М. История древнего мира. М.: Просвещение, 2014 г.

  1. Тема «Древний Египет, 3500–332 гг. до н. э.».

Методический прием: модификация или создание собственных условных знаков.

Задание.

Используя карту Древнего Египта (атлас  «Истории Древнего мира» стр.4), создай новую легенду карты с условными знаками, отличными от представленных в атласе.

Для этого:

  1. Внимательно рассмотри карту и прочитай ее легенду.
  2. Замени представленные в легенде условные знаки новыми.
  3. Обменяйтесь легендами карты  с соседом. Проверьте друг друга.

Познавательные УУД: устанавливать аналогии; использовать предметные знания для реализации цели;добывать, перерабатывать и представлять информацию.

Планируемые результаты (картографические умения): работать с легендой карты;понимать условные обозначения.

  1. Тема: «Государство на берегах Нила».

Методический прием: от общего к частному.

Задание.

  1. Найди дельту Нила на карте мира. Определи, что это за материк, какие моря омывают берега материка.  
  2. Изучи  карту «Египетское царство в середине II тысячелетия до н.э.» в атласе «Истории Древнего мира» стр.3.
  3. Отметь на карте «Египетское царство в середине II тысячелетия до н.э.» географические объекты, которые определил в задании №1.
  4. Заштрихуй на карте мира  один четырёхугольник, образованный градусной сеткой (параллелями и меридианами), в котором полностью или частично располагалось Египетское царство.

Познавательные УУД:осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков.

Планируемые результаты: умение определять место фрагмента карты в пространстве и во времени.

3.Тема: «Военные походы фараонов».

Методический прием: сравнение информации, представленной на нескольких картах.

Задание.

 Сравни карты: « Древний Египет» (атлас «Истории Древнего мира» стр. 4) и «Военные походы фараонов» (атлас «Истории Древнего мира» стр.3).

Ответь на вопросы: Какие новые условные обозначения появились на карте?

Что на карте обозначается стрелками?

Познавательные УУД:извлекать информацию, делать логические выводы; умение сравнивать.

Планируемые результаты (картографические умения): работать с легендой карты.

Задания для 6 класса

УМК:

  1. Вигасин А.А., Сороко-Цюпа А.О. Рабочая программа по истории к предметной линии учебников Вигасина А.А, Сороко-Цюпа А.О. Москва.: Просвещение, 2014 г.

Учебник. Агибалова Е.Ф. История средних веков. М.: Просвещение, 2014 г.

  1. Торкунов. А.В. Рабочие программы. История России. М.: Просвещение, 2016 г.

Учебник. Торкунов. А.В. История России. М.: Просвещение, 2016 г.

  1. Тема:  «Политическая раздробленность в Европе и на Руси».

Методический прием:сравнение информации, представленной на нескольких картах.

Задание.

Сравни карты «Русское государство    в  X -  начале  XII века» (атлас «История России» стр.2) и «Русское государство в  XII веке» (атлас «История России» стр.3).

  1. Внимательно прочитай легенду карты.
  2. Определи признаки государства (граница, столица, государства-соседи).
  3. Ответь на вопрос: «Что изменилось в XII веке?»
  4. Предложи свое название для карты «Русское государство в  XII веке».

Формируемые УУД:извлекать информацию, делать логические выводы; умение сравнивать


Планируемые результаты (картографические умения): работать с легендой карты.

  1. Тема: «Восточные славяне и их соседи».

Методический прием: от частного к общему (целостное восприятие )

Задание.

 Рассмотри карту «Восточные славяне в VIII- IX вв.» (атлас «История России» стр.1) Найди город Новгород. Определи на берегах, какой реки он расположен. Найди озеро, в которое впадает эта река.

Формируемые УУД:осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков.

Планируемые результаты (картографические умения):умение находить расположение объекта на любой другой карте.

  1.  Тема: «Восточные славяне и их соседи».

Методический прием: «Юные картографы».

Задание.

 Прочитай текст "Повести временных  лет" и  заполни карту  "Расселение восточных славян" (карта № 1).

Проверь (по картам атласа стр.1) правильно ли ты расселил восточных славян.

Формируемые УУД:произвольно и осознанно владеть общим приемом решения  проблемных ситуаций;осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий.

Планируемые результаты (картографические умения): умение ориентироваться по карте.

ПОВЕСТЬ ВРЕМЕННЫХ ЛЕТ

(Извлечение)

“…Так же и эти славяне пришли и сели по Днепру и назвались полянами,  другие — древлянами, потому что сели в лесах, а другие сели между Припятью и Двиною и назвались дреговичами, иные сели по Двине и назвались полочанами, по речке, впадающей в Двину, именуемой Полота, от нее и назвались полочане. Те же славяне, которые сели около озера Ильменя, назывались своим именем — славянами, и построили город, и назвали его Новгородом. А другие сели по Десне, и по Сейму, и по Суле, и назвались северянами. И так разошелся славянский народ…”

  1. Тема: «Северо-Западная Русь между Востоком и Западом».

Методический прием:«живой» карты или «оживление» карты.

Задание.

Изучи в параграфе ход Ледового побоища. Возьми конверты с фигурками рыцарей и новгородцев. Расположи их на карте (карта №2) соответственно ходу битвы. Проиграйте в паре Ледовое побоище.

Формируемые УУД: извлекать необходимую информацию из текста; осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации.

Планируемые результаты (картографические умения):умение ориентироваться по карте.

  1. Тема: «Батыево нашествие на Русь».

Методический прием:Игра «Четвертый лишний».

Задание.

 Прочитай название городов: Рязань, Козельск, Торжок, Псков. Исключи лишний город. Покажи их на карте. Назови даты событий, связанных с перечисленными городами (атлас «История России» стр.5).

Формируемое УУД:устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы.

Планируемые результаты: умение соотносить даты событий, их место, участников, итоги.

Задания для 7 класса

УМК:

  1. Вигасин А.А., Сороко-Цюпа А.О. Программа. Всеобщая история. Новая история. История нового времени 1500-1800 г.г. М.: Просвещение, 2014 г.

Учебник. Юдовская А.Я. и другие. Всеобщая история. История нового времени. М.: Просвещение, 2014 г.

  1. Торкунов. А.В. Рабочие программы. История России. М.: Просвещение, 2016 г.

Учебник. Торкунов. А.В. История России. М.: Просвещение, 2017 г.

  1. Тема: «Русские путешественники и первопроходцы XVII в.»

Методический прием: путешествие по карте.

Задание.

 Открой контурную карту «Рост территории России в XVIIв.» (контурные карты по истории России стр.9) Попробуй самостоятельно (не привлекая карт атласа) наметить путь русских землепроходцев С. Дежнева и Ф. Попова от устья реки Колымы до Северного Ледовитого океана и далее на восток. Проверь (по картам атласа стр.13) правильно ли ты наметил путь.

Формируемые УУД:произвольно и осознанно владеть общим приемом решения  проблемных ситуаций;осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий.

Планируемые результаты (картографические умения): умение ориентироваться по карте.

Задания для 8 класса

УМК:

  1. Юдовская А.Я. Программы общеобразовательных учреждений. Новая история. 7-8 классы. М.: Просвещение, 2014 г.

Учебник. Юдовская А.Я. и другие.  Всеобщая история. История нового времени. М.: Просвещение, 2014 г.

  1. Данилов А.А., Косулина Л.Г. А.В. Рабочие программы. История России. М.: Просвещение, 2014 г.

Учебник. Данилов А.А. История России ХIХ в. М.: Просвещение, 2014 г.

  1. Тема: «Великая Северная война 1700-1721 гг.».

Задание.

 Расположи с севера на юг города Москву, Новгород, Полтаву, Шлиссельберг (Нотебург), Санкт- Петербург, Нарву, Смоленск. Правильную последовательность запиши на листе бумаги. Покажи города на карте (атлас «История России» стр.16). Назови события Северной войны, связанные с перечисленными городами.

Формируемые УУД:устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы.

Планируемые результаты (картографические умения):умение ориентироваться по карте.

Задания для 10 класса

УМК:

Торкунов. А.В. Рабочие программы. История России. М.: Просвещение, 2017 г.

Учебник. Горинов М.М., Данилов А.А. История России. М.: Просвещение, 2018 г.

  1. Тема: «Российская империя в годы Первой мировой войны» 10 класс

Методический прием:деление карты на сегменты.

Задание.

Рассмотри карту «Россия в годы Первой Мировой войны» (атлас «История России» стр.34) и мысленно раздели её на 4 сегмента: северный, западный, юго-западный, юго-восточный. К каждому сегменту подбери события; географические объекты и личности, которые связаны с перечисленными событиями.

Формируемые УУД:устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы.

Планируемые результаты: умение соотносить даты событий, их место, участников, итоги.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Преподавание биологии и химии на базовом уровне в контексте подготовки к ЕГЭ и реализации ФГОС общего образования» (из опыта работы).

В данном докладе представлен опыт преподавания биологии и химии в 10 и 11 классах на базовом уровне в контексте подготовки к ЕГЭ и реализации ФГОС общего образования.Обосновывается необходимость ...

Система работы общеобразовательного учреждения в условиях реализации ФГОС НОО

Система работы общеобразовательного учреждения в условиях реализации ФГОС НОО...

Управленческий проект «Творческие союзы педагогов (ТСП) как элемент усовершенствования модели управления методической работой в школе в условиях реализации ФГОС»

Данный проект подготовлен для муниципального конкурса "Новая волна" (конкурс для молодых заместителей директора школы)...

Выступление на методическом совете на тему: «Система оценивания в условиях реализации ФГОС».

В соответствии с требованиями Федеральных государственных образовательных стандартов меняется система требований к результату образования и система оценивания достижений учащихся.Школа, ориентированна...

Проектирование и организация работы с родителями в условиях реализации ФГОС " Семья и школа: традиции и инновации в организации взаимодействия( из опыта работы учителя информатики)

Консультации и инструкции нужны не только родителям детей неблагополучных групп или групп риска. Они необходимы и благополучным семьям -- растущие потребности общества предъявляют к семье все новые тр...

Современные подходы в преподавании математики (сборник материалов из опыта работы учителя математики)

В сборнике представлены статьи, мастер-класс, конспекты урока и внеурочного мероприятия, посвященные обсуждению актуальных вопросов математического образования в школе. Считаю важным научить  шко...