Приемы работы с исторической картиной на уроках истории России и формирование визуального образа у младших школьников
статья по истории (6 класс)

Загорий Екатерина Алексеевна

Возможные варианты  работы с исторической картиной  на  уроках истории России в 6-х классах с целью формирования визуального образа.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx23.06 КБ

Предварительный просмотр:

Загорий Е. А.,

студент второго курса магистратуры, институт истории и политики, исторический факультет, кафедра методики преподавания истории,

МПГУ

Приемы работы с исторической картиной на уроках истории России и формирование визуального образа у младших школьников

Аннотация: в статье анализируются приемы и методы работы с исторической картиной на уроках истории России. Автор подробно рассматривает приемы работы с историческими картинами, после чего переходит к практической части – на основании анализа учебников по истории России, входящих в ФПУ, приводит пример включения данной информации в современный урок истории России.  Подводя итог, автор предлагает свое обоснование дальнейшей работе в данном направлении. Поскольку рассмотренные приемы и методы работы с исторической картиной  применяются на уроках истории России в современной школе, то особый интерес данная статья может представлять для учителей и преподавателей.

Ключевые слова: визуализация,  визуальный образ, младший подросток, краеведческий материал.

Младший подросток является достаточно уникальной возрастной группой. Перейдя на среднюю ступень обучения, ребенок попадает на следующий уровень своего развития и обучения. Это имеет свои особенности и некоторую специфичность, потому как подростковый возраст характеризуется изменениями в биологическом, психологическом, социальном плане. В этом возрасте происходят новые, более широкие взгляды осмысления мира и собственных личностных смыслов.

Новый уровень осмысления действительности этого возрастного периода изменяет первоначальное восприятие мира и открывает креативный потенциал для личностного означивания внутренней и внешней действительности (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Д.А. Леонтьев). Важно направить неуемную энергию младших школьников на развитие своей смысловой сферы, так как она оказывается высшей инстанцией, которая подчиняет себе все другие жизненные проявления, и определяет направленность и пристрастность человеческого познания. Д.А. Леонтьев обозначает смысловую сферу личности как динамическую смысловую систему и выделяет различные смысловые образования личностного смысла. На основе анализа источников (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Д.А.Леонтьев, Б.С.Братусь, А.Р.Лурия) выявлены особенности смысловой сферы младшего подросткового возраста: дисгармоничность, рефлексивность, опосредование смысловой сферы общечеловеческими ценностями, децентрация сознания, увеличение вербализированных смыслов [1, с.35]

В младшем подростковом периоде активно участвует сфера восприятия. Для того чтобы удовлетворять свои потребности, общаться, играть, учиться и трудиться, человек должен воспринимать мир, обращать внимание на те или иные компоненты деятельности. Следовательно, без участия психических процессов человеческая деятельность невозможна (Р. С. Немов). Следовательно, восприятие в процессе практической деятельности приобретает свои важнейшие человеческие качества. Оно является результатом деятельности системы анализаторов [2, с.133-138]. Первичный анализ, который совершается в рецепторах, дополняется сложной аналитико-синтетической деятельностью мозговых отделов анализаторов. Таким образом, в процессах восприятия формируется образ целостного предмета посредством отражения всей совокупности его свойств. Однако образ восприятия не сводится к простой сумме ощущений, хотя и включает их в свой состав.

На уроках истории России необходимо тщательно подбирать историческую картину, чтобы она одновременно: показывала, рассказывала  и говорила учащимся о том, какая тема будет на уроке.

Несмотря на многократно увеличивающиеся в современном образовании возможности выйти за рамки словесного метода обучения, расширить спектр средств подачи исторического материала наглядными средствами, эта зона на сегодняшний день является проблемной. В современных школах уже довольно часто используются мультимедийные проекторы, и презентации, в которых нередко присутствуют и карты, и картины, и портреты, и другие виды наглядности, активно входят в обычный урок истории. Казалось бы, учащиеся видят иллюстративные материалы — значит должны запомнить какой-то образ прошлого. Но этого не происходит из-за специфики исторической наглядности. Для того, чтобы бы показать эти особенности, возьмем в качестве примера, исторические картины, как средство обучения истории. Историческая картина, как правило, очень сложна: множество лиц, памятников культуры, много мелких деталей, отражающих определенную эпоху, много информативных пластов. Например, картины В.И. Сурикова: «Утро стрелецкой казни», «Покорение Ермаком Сибири», или картины И.Е. Репина «Арест пропагандиста», «Крестный ход в Курской губернии»... Если эти картины показать, просто, в качестве иллюстраций по соответствующим темам истории, то у учащихся, как правило, остается в памяти лишь цветовое пятно.

При работе с изобразительной наглядностью важно побуждать учащихся вглядываться в детали, замечать подробности, подчеркивающие исторические реалии, всплывающие в процессе рассматривания. Это может быть поисковая работа, а может быть ин-сайт, озарение, возникающие в процессе внимательного  рассматривания картины.

Предлагаю рассмотреть следующие приемы работы с историческими картинами:

1.Напиши сочинение на заданную тему (тема обычно предполагает рассказ о событии, деятеле и т. п. от лица человека соответствующей исторической эпохи). Данное задание может быть использовано как один из вариантов домашней работы. Сочинения выборочно заслушиваются на следующем уроке, и учащиеся совместно исправляют допущенные ошибки, если таковые были в тексте. Выполняется работа «Найди ошибку».

2. Воображаемое путешествие. Такая ситуация на уроке поможет ярко и образно объяснить новый материал, подробно познакомить учащихся с картой.

3.Оживление картины. Использование этого приема позволяет создать своеобразную декорацию к изучению нового материала помогает почувствовать изучаемую эпоху. В этом случае школьники сами выступают в роли персонажей известных исторических картин, подобранных учителем к уроку. Можно по ходу урока возвращаться к ожившей картине и просить учащихся озвучить тот или иной персонаж, пользуясь материалами учебника, хрестоматии или рабочей тетради (задания на составление диалогов присутствуют в учебнике изд. «Дрофа»).

Конкурс экскурсоводов поможет не только освоить по полной программе предлагаемый материал, но также будет способствовать развитию плавной и грамотной монологической речи учащегося.

Методика развивающего обучения предусматривает применение разноуровневых заданий, что позволяет решить не только образовательные задачи, но и воспитательные. Разноуровневый подход - это и развивающая методика, рассчитанная на сознательное и прочное усвоение знаний и умений, развитие познавательных интересов, навыков мыслительной деятельности. И, что важно, с помощью разноуровневого индивидуально-личностного подхода появляется возможность достижения учебно-творческих целей каждым конкретным классом, каждым конкретным учеником.

Работа с картиной позволяет передать исторический материал через зрительный образ. Глядя на учебную картину, ребенок переносится в то самое время, которое изображено на ней. Он представляет себя живущим в это время, с этими людьми, которых он видит. И это путешествие превращается в сказку, когда учитель эмоционально и оживленно дает описание картины.

Список использованных материалов:

  1. Вяземский Е. Е., Стрелова О. Ю. Уроки истории: думаем, спорим, размышляем. М., 2012,
  2. Груздова О.С. Краеведение в школе как компонент исторического образования / О.С. Груздова // Вестник Академии детско- юношеского туризма и краеведения. – 2015. – №4 (117). – С. 133–138.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование здорового образа жизни младших школьников

Материал презентации рекомендован для педагогического коллектива ОУ...

Формирование здорового образа жизни младших школьников

Материал презентации рекомендован для педагогического коллектива ОУ...

Приемы технологии развития критического мышления на уроках истории как метод формирования исторического мышления

педагогическая концепция учителя истории и обществознанияПриемы технологии развития критического мышления на уроках истории как метод формирования исторического мышления.Главной целью своей педагогиче...

Приемы работы с исторической картой на уроках истории

Такой традиционный инструмент историка, как карта, может быть на уроке не только второстепенным или вспомогательным средством усвоения информации, но способен взять на себя ведущую роль и помочь ребён...

Работа с историческими источниками на уроках истории как средство формирования информационно-коммуникативной компетентности

Использование источников на уроках истории затрудняется выбором соответствующих источников, организацией последовательной и продуктивной работы с ними. Для решения проблемы необходимо рассмотреть комп...