Разработка урока "Государственные символы Российской Федерации"
план-конспект урока по истории (5 класс) на тему

Киреева Елена Валерьевна

Урок истории для учащихся 5 класса

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_rastim_patriotov_rossii.docx21.64 КБ

Предварительный просмотр:

Урок истории   «Я – гражданин России»

5  класс

Образовательное учреждение – Муниципальное общеобразовательное учреждение «основная общеобразовательная школа №8»

Адрес: Республика Коми, г.Ухта, ул.Кирпичная, д.23

Учитель истории – Киреева Елена Валерьевна

Тема урока  «Государственные символы Российской Федерации»

Образовательная цель урока: раскрыть понятие «символы Российской Федерации».

Развивающая цель урока: развивать умения сопоставлять, анализировать, делать выводы, рационально решать познавательные и проблемные задачи.

Воспитывающая  цель урока: формировать у учащихся отношение к своей стране.

Планируемые предметные результаты: раскрытие сущности государственных символов России.

Планируемые метапредметные результаты: развитие умения анализировать различные источники информации. Формировать и формулировать собственную точку зрения, творчески интерпретировать выводы и результаты аналитической деятельности, схематизация информации.

           Планируемые личностные результаты: развитие критического мышления, креативности.  Сформировать патриотическое сознание на основе усвоения исторических национальных духовно-нравственных ценностей и стремление воплощать их в повседневной практической деятельности.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран, презентация, возможна интерактивная доска.

Тип урока: урок изучения нового материла

Процесс получения новых знаний: урок – беседа с элементами предварительной групповой работы (при необходимости), с практической работой.

План урока.

1. Вводно-мотивационный этап. Постановка проблемы, цели урока, актуальность данной темы. Актуализация опорных знаний.

2. Изучение основных идей и понятий подтемы.

2.1. Государственный герб Российской Федерации.

2.2. Государственный флаг Российской Федерации.

2.3. Государственный гимн Российской Федерации.

3. Практическая работа.

4. Рефлексия деятельности.

Ход урока.

1. Вводно-мотивационный этап. Постановка проблемы, цели урока, актуальность данной темы. Актуализация опорных знаний.

- Здравствуйте, ребята! Послушайте песню, постарайтесь сопоставить её с темой сегодняшнего занятия.

(звучит песня «Я люблю тебя, Россия», сл.М.Ножкин, музыка Д.Тухманов – продолжительность 3 мин. 37 сек.)

- Определите тему занятия? (учащиеся предлагают темы)

- Да, мы поговорим о России.

- Посмотрите на слайд. Что вы видите?

(слайд 1. Изображения герба, флага России)

(ответы учащихся).

- А как назвать это одним словом? (символы)

(слайд 2)

- Определите цели занятия.

(ответы учащихся, затем слайд 3)

- Почему мы будем говорить о символах России? (ответы учащихся)

- Мы живем в России, значит, должны знать о ней, любить её.

          2. Изучение основных понятий занятия.

2.1. Герб Российской Федерации.

(Слайд 4)

- Ещё в средние века, 1 500 лет назад  рыцари стали придумывать для себя герб. Как вы думаете, для чего они это делали? (ответы учащихся)

- Когда рыцарь выходил на битву или на ристалище (это соревнование рыцарей в силе, ловкости), он был полностью спрятан под латами, голова защищена шлемом, тело кольчугой или латами. Узнать рыцаря было практически невозможно, все они были одинаково защищены. Вот тогда то и стали рыцари изображать на щите символ, герб. Изображали зверей (лев, тигр, леопард, медведь), птиц (орел, сокол, беркут). Появились флаги с изображением этого же герба. Теперь рыцаря легко было распознать среди других рыцарей.

Этот герб становился символом всей семьи, передавался по наследству.

- А почему изображали именно таких зверей и птиц? (ответы учащихся)

- Да, это означало силу, мужество, ловкость рыцаря.

- Кроме зверей на щите размещали и другие символы – растения, знаки отличия и т.д.

- С тех пор и повелось, что главный символ страны (государства) – герб.

(Слайд 5)

- Мы живем в Российской Федерации. Какой герб в России?  (ответы учащихся)

- Государственный герб Российской Федерации имеет форму французского щита,  представляет собой четырёхугольный, с закруглёнными нижними углами, заострённый в оконечности красный геральдический щит.  Красный цвет означает силу и могущество России. На гербе изображен золотой двуглавый орёл. Одна его голова смотрит на Европу, а другая на Азию. Орёл охраняет границы России. Орёл увенчан двумя малыми коронами и — над ними — одной большой короной, соединёнными лентой. Они обозначают, что в нашем государстве три власти: законодательная власть, исполнительная власть и судебная власть.

В одной лапе орёл держит скипетр. Это защита суверенитета (независимости) государства. В другой лапе – держава. Она обозначает единство государства.

Столица России – город Москва. Поэтому на груди орла герб Москвы. На нем нарисовано, как всадник пронзает змея, добро побеждает зло.

2.2. Флаг России.

(Слайд 6)

- Кроме герба есть другой символ – флаг.

- О нем нам расскажет группа ребят, которые заранее нашли материал к сегодняшнему уроку.

(Поиск данного материала был предложен нескольким ребятам заранее. Материал, найденный ребятами, учитель заранее проверил и отредактировал. Если такое задание детям дано не было, то учитель сам рассказывает о флаге России)

- Государственный флаг РФ представляет собой прямоугольное полотнище из трех равновеликих горизонтальных полос: верхней – белого, средней – синего и нижней – красного цвета. В настоящее время чаще всего используется следующая трактовка значений цветов флага России: белый цвет означает мир, чистоту, непорочность, совершенство; синий – цвет веры и верности, постоянства; красный цвет символизирует энергию, силу, кровь, пролитую за Отечество.

- Ребята, вспомните, когда вывешивают государственный флаг России? (ответы детей).

(слайд 7)

2.3. Гимн Российской Федерации.

- Есть ещё не менее важный символ государства. Кто догадался, о чем я говорю? (предположения детей).

- Да, это государственный гимн Российской Федерации.

(Слайд 8)

- Кто знает слова гимна целиком или несколько строк? (ответы учащихся).

- Послушайте гимн.

(учитель включает запись Государственного гимна РФ)

- Кто слышал, в каких случаях звучит гимн Российской Федерации? (ответы учащихся)

- Да, мы слышим гимн в новогоднюю ночь. Его включают, когда награждают спортсменов, занявших первое место в спортивных состязаниях, тогда гимн звучит в честь страны, чьи спортсмены завоевали золотую медаль. Гимн звучит на торжественных мероприятиях, посвященных важным событиям в стране.

- Какие чувства вы испытывали, когда слушали гимн сейчас? (ответы учащихся)

3. Практическая работа.

- Вы сказали о том, что символы используются во время праздников. Проверим, как вы знаете государственные праздники России.

1)  (Слайд 9)

На слайде размещены названия праздников и их даты. Нужно соединить их в пары.

Материал для работы:

Новый год

1 января

Праздник Весны и Труда

1 мая

День защитника Отечества

23 февраля

День Победы

9 мая

День народного единства

4 ноября

День независимости России

12 июня

Международный женский день

8 марта

2) (Слайд 10)

А теперь поработаем с пословицами о Родине. Также соединим в пары.

Береги землю родимую

как мать любимую.

Родина – мать,

умей за неё постоять.

Кто за Родину горой,

тот истинный герой.

Нет ничего краше,

чем Родина наша.

- Объясните пословицы  (ответы учащихся).

Примечание. Если в образовательной организации имеется интерактивная доска, то практическую работу лучше проводить с использованием интерактивной доски.

4. Рефлексия деятельности.

- Подведем итог занятия.

- Назовите на ваш взгляд самый важный из этих символов. (ответы учащихся)

- Сейчас вы назвали все символы. О чём это говорит?

- Государственные символы России одинаково важны. Они говорят о том, что наша страна могущественная, единая. Символы государства выражают особенности исторического пути страны, еѐ отличия от других стран. Ко всем существовавшим и существующим ныне символам государства надо относиться с уважением, чтить их как памятники прошлого и достояние современности.

- Что бы вы хотели в этой теме «Символы государства» узнать ещё?

(Учащиеся могут предложить изучить по аналогии символы Республики Коми; провести исследование с написанием реферата или созданием презентации (альбома) на одну из тем - «История Государственного гимна России», «История Государственного герба России» и т.д. По выбранной теме строится дальнейшая работа).

(слайд 11)

 - Спасибо за урок!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок обществознания в 6 классе по теме "Государственные символы Российской Федерации"

В представленной  разработке урока формируются знания  учащихся о понятиях «гимн», «герб», «флаг» («знамя»), воспитываются  чувства уважения к символам  Российского  Государст...

Классный час "Символы Российской Федерации"

Классный час раскрывает особенности госсимволики Российской Федерации...

Презентация. "Символы Российской Федерации"

Даную презентацию можно использовать на классном часе в 5-7 классах при обсуждении темы: "Символы России". Она поможет продемонстрировать наглядный материал и увлечь учащихся интересными заданиями....

Символы Российской Федерации и Чувашской Республики

Каждое государство имеет свои государственные символы. Они олицетворяют систему его государственных и духовных ценностей, отражающих особенности исторического развития  общества, сложившиеся в не...

Методическая разработка классного часа на тему: "Символы Российской Федерации".

Классный час на тему «20-летие Конституции Российской Федерации» Цель: знакомство обучающихся с устройством и законами своей страны в доступной форме с элементами игры.Задачи:дать основ...

Методическая разработка "Внеаудиторное мероприятие "Государственные символы Российской Федерации".

Внеаудиторное мероприятие "Государственные символы Российской Федерации" имеет большое познавательное и воспитательное значение. К государственным символам страны относятся, прежде всего, го...

Методическая разработка урока "Государственные символы Российской Федерации"

Данная методическая разработка может быть полезна учителям истории и обществознания, работающим в 6-8 классах....