Урок-игра для старших классов "Столыпин Петр Аркадьевич".
презентация к уроку по истории (9 класс) на тему

Линева Татьяна Ивановна

В 2006 году мы отметили 100 лет с момента начала аграрной реформы П.А.Столыпина, в этом году прошли в Киеве торжества, связанные со 100-летием со дня его трагической» гибели. Существует медаль и премия имени Столыпина.  Государственный деятель, оценки которого столь разнообразны от «великого реформатора» до «ярого реакционера, обер-вешателя», будоражит умы ученых и политиков и в наше время. До сих пор не утихают споры о том, что было бы с Россией, если бы не трагическая гибель П.А.Столыпина. «Реформы Столыпина» и в первую очередь «Аграрная реформа» являются очень важными в курсе истории России.

 Данный урок может проходить и как турнир эрудитов, и как урок обобщения и закрепления материала. Количество заданий составлено с избытком, поэтому в зависимости от уровня подготовки учеников они могут быть использованы полностью или частично.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igra_stolypin.docx357.95 КБ

Предварительный просмотр:

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА

С УГЛУБЛЕННЫМ ИЗУЧЕНИЕМ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА

№ 1246 ВОУО МДО

Учитель истории и обществознания Линева Татьяна Ивановна

Урок – викторина в 11 (9) классе.

П.А.Столыпин.

В 2006 году мы отметили 100 лет с момента начала аграрной реформы П.А.Столыпина, в этом году прошли в Киеве торжества, связанные со 100-летием со дня его трагической» гибели. Существует медаль и премия имени Столыпина.  Государственный деятель, оценки которого столь разнообразны от «великого реформатора» до «ярого реакционера, обер-вешателя», будоражит умы ученых и политиков и в наше время. До сих пор не утихают споры о том, что было бы с Россией, если бы не трагическая гибель П.А.Столыпина. «Реформы Столыпина» и в первую очередь «Аграрная реформа» являются очень важными в курсе истории России.

 Данный урок может проходить и как турнир эрудитов, и как урок обобщения и закрепления материала. Количество заданий составлено с избытком, поэтому в зависимости от уровня подготовки учеников они могут быть использованы полностью или частично.

Оборудование урока: мультимедийная установка и подготовленная компьютерная презентация, сопровождающая весь ход урока; карточки («звездочки») для награждения; карточки – номера команд; 4- 5 столов  для команд.

Цели и задачи урока: 

- Образовательные:

  • реформы П.А.Столыпина;
  • жизнь и деятельность П.А.Столыпина;
  • оценка личности и деятельности П.А.Столыпина;
  • историческая эпоха, исторические персоналии начала XX века.

- Развивающие:

  • развитие коммуникативных навыков (взаимодействие в команде, навыков устной речи);
  • развитие таких мыслительных операций, как анализ, выделение существенных признаков и ключевых понятий;
  • активизация самостоятельной работы и самостоятельного поиска информации;
  • развитие логического мышления, памяти.

- Воспитательные:

  • повышение гражданской культуры учеников,
  • воспитание навыков командной работы, воспитание ответственности за свою работу, за свою команду;
  • формирование личностного отношения к событиям и историческим деятелям России;
  • формирование активной гражданской позиции.

Подготовка урока. На  предшествующих уроках истории были обозначены основные темы викторины: а) биография П.А.Столыпина; б) реформы Столыпина; в) оценка личности и деятельности Столыпина; г) речи П.А.Столыпина.

 Часть этих вопросов рассматривается в курсе истории России. Некоторые вопросы были даны учащимся для самостоятельной подготовки.

На уроке, предшествующем игре были сформированы 5 команд по 5-6 человек, выбраны капитаны. Командам были даны рекомендации распределить темы и вопросы между участниками для лучшей подготовки.

Игровая форма урока была выбрана, так как она дает наибольшую возможность включить в работу всех учеников. В ходе игры участники должны сами находить правильный ответ в процессе обсуждения. В то же время работа в командах снимает определенное волнение и напряжение.

Всего было подготовлено 5 тем по 8 вопросов. Поэтому для проведения викторины необходим спаренный урок (2 академических часа). Количество и сложность заданий можно менять в зависимости от уровня подготовки классов и учебного времени. Игра – викторина построена по тому же сценарию, что и известная телевизионная викторина «Своя игра».

Условия игры:

  • команды сами выбирают тему и номер вопроса;
  • команды отвечают на вопросы по очереди в соответствии с жеребьевкой;
  • на обсуждение вопроса команда получает 30 секунд;
  • если ответ неполный или неверный, то право дополнить или ответить на вопрос получают другие команды;
  • дополнение или право ответа не на свой вопрос получает та команда, которая первая подняла карточку со своим номером;
  • в каждой теме по 8 вопросов, вопросы распределены по степени сложности от 1 к 8;
  • за правильные ответы даются разные баллы в зависимости от сложности вопроса;
  • в конце игры подводятся итоги и определяется команда – победитель.

Ход игры:

  1. Капитаны команд приглашаются для жеребьевки. Таким образом определятся номер команды и порядок ответа на вопросы. Команды занимают столы в соответствии с вытянутым номером.
  2. Ведущий (учитель) объясняет правила игры и предлагает 1 команде выбрать тему и номер вопроса. На экране появляется вопрос, который одновременно зачитывает ведущий. Через 30 секунд команда дает свой ответ. Далее на экране появляется правильный ответ, который одновременно зачитывается ведущим. После этого объявляется количество заработанных баллов, и команда получает соответствующее количество «звездочек». Следующей выбирает вопрос команда №2. Игра идет по кругу, пока не будут открыты все 40 вопросов.
  3. Подведение итогов игры. Подсчет баллов. Определение команды – победителя.

Задания и ответы.

Тема 1. Биография П.А.Столыпина.

  1. Петр Столыпин родился 2 (14) апреля в … С.-Петербурге, Дрездене, Вильно (Пётр Столыпин родился  в столице Саксонии Дрездене, куда ездила к родным его мать. Спустя полтора месяца — 24 мая — был крещён в дрезденской православной церкви.)
  2. В 1881 году 19-летний Пётр окончил Орловскую гимназию и получил аттестат зрелости. Он уехал в Санкт-Петербург, где 31 августа поступил на естественное отделение физико-математического факультета Санкт-Петербургского Императорского университета. Во время обучения Столыпина одним из преподавателей университета был знаменитый русский учёный … (Дмитрий Иванович Менделеев. Он принимал у Столыпина экзамен по химии и поставил «отлично».)
  3. В разные годы местом службы П.А.Столыпина были: Ковно, Гродно, Саратов, Киев. Какой город здесь лишний? (В 1899 П.А.Столыпин назначен ковенским губернским предводителем дворянства; вскоре П.А. Столыпин был выбран почетным мировым судьей по инсарскому и ковенскому судебно-мировым округам. В 1902 П.А.Столыпин назначен в Гродно губернатором. С февраля 1903 по апрель 1906 являлся губернатором Саратовской губернии. Лишний – Киев)
  4. Троюродным братом П.А.Столыпина был выдающийся русский поэт. Дочь Петра Аркадьевича Столыпина, Мария, в своих воспоминаниях пишет: «(…), бабушка которого была Столыпина, оставил по себе много воспоминаний в нашей семье. Родные его не любили за невыносимый характер. Особенно одна тётушка моего отца настолько его не терпела, что так до смерти и не согласилась с тем, что из-под пера этого «невыносимого мальчишки» могло выйти что-нибудь путное». (Михаил Юрьевич Лермонтов) 
  5. Переживший революцию и четыре покушения Столыпин пытался отказаться от этой должности.

На это государь ответил:

— Пётр Аркадьевич, я вас очень прошу принять этот пост.

— Ваше величество, не могу, это было бы против моей совести.

— Тогда я вам это приказываю.

 Примечательно, что двое из его предшественников на этом посту были убиты революционерами.

О каком назначении идет речь? (Министр внутренних дел)

  1. Вот как описывается это событие: Взрыв был очень большой силы. Комнаты первого этажа и подъезд были разрушены, обрушились верхние помещения. Бомба унесла жизнь 24 человек, среди них террористов, адъютанта А. Н. Замятнина, агентов охранки, няни сына Столыпина Аркадия. От взрыва также пострадали сын и дочь премьер-министра — Аркадий и Наталья. Что это за событие? (12 (25) августа 1906 года произошло очередное покушение на П.А.Столыпина, сопровождавшееся большим количеством жертв. Теракт произошел в особняке премьер-министра на Аптекарском острове в С.-Петербурге. Во время взрыва сам Столыпин не пострадал).
  2. Дмитрий Богров: «Я ненавижу одного человека, которого никогда не видел…Быть может, оттого, что он самый умный и талантливый из них, самый опасный враг, и всё зло в России от него». Какую роль сыграл этот человек в судьбе П.А.Столыпина? (В  конце августа 1911 года император Николай II с семьёй и приближёнными, в том числе и со Столыпиным, находились в Киеве по случаю открытия памятника Александру II. 1 (14) сентября 1911 года император и Столыпин присутствовали на спектакле «Сказка о царе Салтане» в киевском городском театре. Во время второго антракта к Столыпину приблизился Богров и дважды выстрелил: первая пуля попала в руку, вторая в живот, задев печень. Около 10 часов вечера 5 сентября Столыпин скончался).
  3. Где П.А.Столыпин завещал похоронить себя? (В первых строках вскрытого завещания Столыпина было написано: «Я хочу быть погребённым там, где меня убьют». Указание Столыпина было исполнено: 9 сентября Столыпин похоронен в Киево-Печерской лавре).

Тема 2. Реформы П.А. Столыпина.

  1. Аграрная реформа П.А.Столыпина имела две цели: краткосрочную и долгосрочную. Попробуйте их сформулировать. (Краткосрочной целью реформы было разрешение «аграрного вопроса» как источника массового недовольства (в первую очередь, прекращение аграрных волнений, «успокоение» страны), долгосрочной целью — устойчивое процветание и развитие сельского хозяйства и крестьянства, интеграция крестьянства в рыночную экономику, превращение слоя зажиточных крестьян в социальную опору власти).
  2. 9 ноября 1906 года выходит главный законодательный акт реформы — указ «О дополнении некоторых постановлений действующего закона, касающихся крестьянского землевладения и землепользования»

Сформулируйте  главное положение указа. (Указ провозглашал право крестьян на закрепление в собственность их надельных земель: «каждый домохозяин, владеющий землей на общинном праве, может во всякое время требовать укрепления за собой в личную собственность причитающейся ему части из означенной земли»).

  1. Одним из главных направлений реформы стала борьба с  чересполосицей.

Объясните, что это такое. (Вся земля общины делилась на несколько больших полей, в зависимости от качества. Каждое крестьянское хозяйство получало узкие полоски земли на каждом поле. Крестьянам приходилось обрабатывать по 20-40, а в некоторых случаях до 100 таких полосок).

  1. Одним из направлений реформы было поощрение покупки частновладельческих (прежде всего помещичьих) земель крестьянами, через разного рода операции… Какой банк выдавал ссуды крестьянам на покупку земли? (Крестьянский поземельный банк. В августе 1906 года в распоряжение банка были переданы удельные земли и часть казенных земель, для последующей их продажи крестьянам. Начиная с 1908 года земля из фондов банка могла продаваться только единоличникам).
  2. «Нельзя создавать общий закон ради исключительно уродливого явления, нельзя убивать этим кредитоспособность крестьянина, нельзя лишать его веры в свои силы, надежды на лучшее будущее, нельзя ставить преграды обогащению для того, чтобы слабые разделили с ним его нищету... Но главное, что необходимо, это, - когда мы пишем закон для всей страны, - иметь в виду …, а не пьяных и слабых...»  

На каких крестьян делало ставку правительство по словам П.А.Столыпина? (Правительство, проведя закон 9-го ноября 1906 года,  делало ставку на разумных и сильных).

  1. В 1910 году Столыпин вместе с главноуправляющим земледелием и землеустройством Кривошеиным совершили инспекционную поездку в Западную Сибирь и Поволжье.

С какой целью была совершена эта поездка? (Политика Столыпина относительно Сибири состояла в поощрении переселения на её незаселённые просторы крестьян из европейской части России. Это переселение было частью аграрной реформы. В Сибирь переселились около 3 млн. человек. Только в Алтайском крае во время проводимых реформ было основано 3415 населённых пунктов, в которых поселились свыше 600 тысяч крестьян из европейской части России, составивших 22 % жителей округа).   

  1. Пётр Столыпин за время своего премьерства 4 раза выступал с речами относительно этой территории. В них он указывал на неприемлемость некоторых особенностей власти на этой территории. Он подчёркивал, что несогласованность и неподконтрольность многих  учреждений верховной власти приводит к неприемлемым для единой страны результатам: «Ввиду этого революционеры, перешедшие границу, находили себе  (…), на территории русской империи, самое надёжное убежище, гораздо более надёжное, чем в соседних государствах, которые с большой охотой приходят в пределах конвенций и закона на помощь нашей русской полиции».  Что это за территория? (Великое княжество Финляндское).
  2. 10 декабря 1906 года в письме Николай II отверг предложенный ему законопроект с мотивировкой «Внутренний голос всё настойчивее твердит Мне, чтобы я не брал этого решения на себя». В ответ Столыпин, не согласный с решением императора, написал ему о том, что слухи о данном законопроекте уже попали в прессу, и решение Николая вызовет кривотолки в обществе: «Теперь для общества… вопрос будет стоять так: Совет единогласно высказался за отмену некоторых ограничений, но Государь пожелал сохранить их». В том же письме он указывал: «Исходя из начал гражданского равноправия, дарованных манифестом 17 октября, евреи имеют законные права домогаться полного равноправия». Что это был за законопроект? (Николаю II был направлен журнал Совета министров, в котором высказывалось приводился законопроект об отмене черты оседлости для евреев).

Тема 3. Столыпин говорит.

  1. Многие фразы из речей П.А.Столыпина стали крылатыми выражениями. Одна из самых знаменитых фраз  начинается словами: «Дайте Государству…» Закончите цитату. (Дайте Государству 20 лет покоя, внутреннего и внешнего, и вы не узнаете нынешней России).
  2. После выступления Столыпина о программе намеченных реформ представители оппозиции подвергли намерения правительства резкой критике.  Столыпин вновь вышел на трибуну, где произнёс краткую, но ёмкую речь, которая заканчивалась словами: «Эти нападки рассчитаны на то, чтобы вызвать у правительства, у власти паралич и воли, и мысли, все они сводятся к двум словам, обращённым к власти: «Руки вверх!» На эти два слова, господа, правительство с полным спокойствием, с сознанием своей правоты может ответить только двумя словами: …»  Закончите цитату. («…не запугаете»).
  3. В своей речи от 13 марта 1907 года перед депутатами II Думы премьер так обосновывал необходимость действия этого закона: «Государство может, государство обязано, когда оно находится в опасности, принимать самые строгие, самые исключительные законы, чтобы оградить себя от распада... Бывают, господа, роковые моменты в жизни государства, когда государственная необходимость стоит выше права и когда надлежит выбирать между целостью теорий и целостью отечества». О каком законе идет речь? (19 августа 1906 года в качестве «меры исключительной охраны государственного порядка» был принят «Закон о военно-полевых судах», который в губерниях, переведённых на военное положение или положение чрезвычайной охраны, временно вводил особые суды из офицеров. Военно-полевые суды ведали только делами, где преступление было очевидным (убийство, разбой, грабёж, нападения на военных, полицейских и должностных лиц). Предание суду происходило в течение суток после совершения преступления. Разбор дела мог длиться не более двух суток, приговор приводился в исполнение в 24 часа.)
  4. «Отдаленная наша суровая окраина вместе с тем богата, богата золотом, богата лесом, богата пушниной, богата громадными пространствами земли, годной для культуры. И при таких обстоятельствах, господа, при наличии государства, густо населенного, соседнего нам, эта окраина не останется пустынной. В нее прососется чужестранец, если раньше не придет туда русский, и это просачивание, господа, уже началось. Если мы будем продолжать спать летаргическим сном, то край этот будет пропитан чужими соками, и когда мы проснемся, может быть, он окажется русским только по названию...». По какому вопросу выступал П.А.Столыпин в Государственной Думе? (Речь П.А.Столыпина в защиту сооружения Амурской железной дороги).
  5. «Область правительственной власти есть область действий. Когда полководец на поле сражения видит, что бой проигран, он должен сосредоточиться на том, чтобы собрать свои расстроенные силы, объединить их в одно целое. Точно так же и правительство после катастрофы находится несколько в ином положении, чем общество и общественное представительство. Оно не может всецело поддаться чувству возмущения, оно не может исключительно искать виновных. Оно должно объединить свои силы и стараться восстановить разрушенное». В защиту какого проекта выступал П.А.Столыпин? (Речь П.А.Столыпина в защиту воссоздания флота)
  6. Столыпин П.А. изначально дал понять, что «надлежит справедливо и твёрдо охранять порядок в России». Отвечая на упрёки о несовершенстве законов и, соответственно, невозможности их правильного применения, он произнёс фразу, которая получила широкую известность:  «Нельзя сказать часовому: у тебя старое кремнёвое ружьё; употребляя его, ты можешь ранить себя и посторонних; брось ружьё. На это честный часовой ответит…» Закончите цитату. (покуда я на посту, покуда мне не дали нового ружья, я буду стараться умело действовать старым). 
  7. «Там, где деньги — там ...» Закончите цитату. («Там, где деньги – там дьявол).
  8. О чем молился П.А.Столыпин и за что благодарил Бога? «Каждое утро, когда я просыпаюсь, и творю молитву, я смотрю на предстоящей день, как (…), и готовлюсь выполнить все свои обязанности, уже устремляя взор в вечность. А вечером, когда я опять возвращаюсь в свою комнату, то говорю себе, что должен благодарить Бога за (…)»  (Каждое утро, когда я просыпаюсь, и творю молитву, я смотрю на предстоящей день, как на последний в жизни, и готовлюсь выполнить все свои обязанности, уже устремляя взор в вечность. А вечером, когда я опять возвращаюсь в свою комнату, то говорю себе, что должен благодарить Бога за лишний дарованный мне в жизни день).

Тема 4. О Столыпине говорят.

  1. Это слова лидера одной из партий, написанные в 1911 году после смерти П.А.Столыпина: «Столыпин — не только представитель диктатуры крепостников-помещиков; ограничиться подобной характеристикой значит ровно ничего не понять в своеобразии и в значении «столыпинского периода»… Столыпин пытался в старые мехи влить новое вино, старое самодержавие переделать в буржуазную монархию, и крах столыпинской политики есть крах царизма на этом последнем,  мыслимом для царизма пути. ..Помещичья монархия Николая П после революции пыталась опираться на контрреволюционное настроение буржуазии и на буржуазную аграрную политику, проводимую теми же помещиками; крах этих попыток, несомненный теперь даже для кадетов, даже для октябристов, есть крах последней возможной для царизма политики». Кому  принадлежат эти слова?
  2. Отношения с этой партией у П.А.Столыпина не были безоблачными. С одной стороны по мнению некоторых историков эта партия возникла не без поддержки правительства и Столыпина, эта партия оказала поддержку аграрной реформе, рассчитывая на помощь правительства в распространении своего влияния среди земских, крестьянских начальников. С другой стороны Столыпин ответил в циркуляре: «…руководительство всякой политической организацией не только воспрещено начальствующим должностным лицам, в том числе земским начальникам, но не может быть допущено и потому, что отвлекло бы их от правильного исполнения прямых обязанностей…»

Лидер партии говорил в итоге по поводу принятия одного закона в обход Государственной Думы: «Я понимаю стремление Столыпина попасть в Бисмарки, но для того, чтобы попасть в Бисмарки, нужно отличаться проницательным умом и государственным смыслом; а в этом поступке нет ни проницательного ума,  ни государственного   смысла… он этим шагом достиг и добился одного - добился полного объединения, за малым исключением, всего благомыслящего русского общества  в одном:  в оппозиции самому себе». Назовите эту партию и её лидера. (Русский народный союз Михаила Архангела. Владимир Митрофанович Пуришкевич).

  1. «Бедный мой сын, как мало у него удачи в людях. Нашёлся человек, которого никто не знал здесь, но который оказался и умным, и энергичным и сумел ввести порядок после того ужаса, который мы пережили всего 6 лет тому назад, и вот — этого человека толкают в пропасть, и кто же? Те, которые говорят, что они любят Государя и Россию, а на самом деле губят и его и родину. Это просто ужасно».

Кому принадлежат эти слова? (Вдовствующая императрица Мария Федоровна. Мать Николая II).

  1. Этот государственный деятель считал, что П.А.Столыпин «украл» у него идею; считал, что Петр Аркадьевич "был человек с большим темпераментом, человеком храбрым", но обвинял его в отсутствии государственной культуры, неуравновешенности…

«последние два-три года своего правления водворил в России положительный террор, но самое главное, внес во все отправления государственной жизни полицейский произвол и полицейское усмотрение», «… произвольно, с нарушением всяких законов, правил Россией". "... Столыпин, - писал он, - обладал крайне поверхностным умом и почти полным отсутствием государственной культуры и образования. По образованию и уму... Столыпин представлял собою тип штык-юнкера". (Сергей Юльевич Витте).

  1. Великий русский писатель выступил в статье против военно-полевых судов: «Ужаснее же всего в этом то, что все эти бесчеловечные насилия и убийства, кроме того прямого зла, которое они причиняют жертвам насилий и их семьям, причиняют еще большее, величайшее зло всему народу, разнося быстро распространяющееся, как пожар по сухой соломе, развращение всех сословий русского народа. Распространяется же это развращение особенно быстро среди простого, рабочего народа потому, что все эти преступления, превышающие в сотни раз всё то, что делалось и делается простыми ворами и разбойниками и всеми революционерами вместе, совершаются под видом чего-то нужного, хорошего, необходимого, не только оправдываемого, но поддерживаемого разными, нераздельными в понятиях народа с справедливостью и даже святостью учреждениями: сенат, синод, дума, церковь, царь». Назовите этого писателя и его статью. (Лев Николаевич Толстой «Не могу молчать»).
  2. 4 июня 1909 года NN встретился с Николаем II в финских шхерах. Во время завтрака на императорской яхте «Штандарт» русский премьер находился по правую руку от высокого гостя, и между ними состоялась обстоятельная беседа. Впоследствии, находясь в эмиграции, NN размышлял о том, как прав был Столыпин, когда предупреждал его о недопустимости войны между Россией и Германией, подчёркивал, что война в конечном итоге приведёт к тому, что враги монархического строя примут все меры, чтобы добиться революции. Непосредственно после завтрака (высокий гость) сказал генерал-адъютанту И. Л. Татищеву, что «если бы у него был такой Министр, как Столыпин, то Германия поднялась бы на величайшую высоту».  Кто был этот высокий гость? (Последний кайзер Германии Вильгельм II).
  3. В знак несогласия с принятием закона о «Земствах в Западных губерниях» в обход Государственной думы этот лидер одной из партий покинул пост председателя Госдумы. В 1917 г. он говорил о Столыпине, что «человек, которого в общественных кругах привыкли считать врагом общественности и реакционером, представлялся в глазах тогдашних реакционных кругов самым опасным революционером» Кто был этот политический деятель и какую партию он возглавлял? (Гучков Александр Иванович, лидер партии «октябристов»).
  4. Этот выдающийся писатель, лауреат Нобелевской премии, один из самых видных почитателей П.А.Столыпина в книге «Август Четырнадцатого» писал, что если бы Столыпин не был убит в 1911 году, то предотвратил бы мировую войну и, соответственно, проигрыш в ней царской России, а значит, и захват власти большевиками, гражданскую войну и миллионы жертв этих трагических событий. Кто этот писатель? (Александр Исаевич Солженицын).

Тема 5. Память и награды. 

  1. Уже 7 сентября 1911 года, через день после смерти Петра Аркадьевича некоторые депутаты Государственной думы и члены местного земства предложили установить Столыпину памятник. Средства были собраны за счёт пожертвований, которые были столь большими, что буквально через три дня в одном только (…) была собрана сумма, достаточная для создания памятника. Через год после смерти Столыпина, 6 сентября 1912 года на площади возле Городской думы в торжественной обстановке памятник был открыт. В каком городе был поставлен памятник? (В Киеве, снесен в 1917г.)
  2. В этом городе был установлен памятник Столыпину  17 апреля 2002 года в память о 140-летии со дня рождения Столыпина.  Столыпин не хотел переезжать в этот город. Но министр внутренних дел Плеве заявил: «Меня Ваши личные и семейные обстоятельства не интересуют, и они не могут быть приняты во внимание. Я считаю Вас подходящим для такой трудной губернии и ожидаю от Вас каких-либо деловых соображений, но не взвешивания семейных интересов». Что это за город?  (Памятник в г. Саратове, располагается перед Саратовской городской думой. В честь него получила название площадь, ранее безымянная. Автор скульптуры — Вячеслав Клыков. На пьедестале выбиты слова Столыпина «Нам нужна великая Россия!». Окружают памятник фигуры крестьянина, священника, кузнеца и воина).
  3. 26 мая 2008 года была учреждена медаль П. А. Столыпина;  является поощрением за заслуги в решении стратегических задач социально-экономического развития страны, в том числе реализации долгосрочных проектов Правительства Российской Федерации в таких областях народного хозяйства, как промышленность, сельское хозяйства, строительство, транспорт, наука, образование, здравоохранение, культура и в других областях деятельности. Медаль имеет девиз: «ВО СЛАВУ…, ВО БЛАГО…» Заполните пропуски. («ВО СЛАВУ РОССИИ, ВО БЛАГО РОССИЯН»).
  4. В каком регионе России прошли эти торжества?

2010 год. Из новостей: «Торжественные мероприятия прошли сегодня в городе Славгороде и селе Орлово Немецкого национального района. Эти населенные пункты возникли и расцвели благодаря аграрной реформе, которую настойчиво осуществлял в свое время премьер-министр России. В этот день в Славгороде, Ключевском и Немецком национальном районе проходили заседания секций научно-практической конференции «Роль аграрных реформ П.А. Столыпина в освоении Сибири и Дальнего Востока», посвященной 100-летию его визита на …» (Алтай. В Славгороде 20 августа 2010 года состоялся торжественный митинг по случаю открытия памятника Петру Столыпину. На центральной площади города установлена скульптура, выполненная Николаем Звонковым.

Во время торжественной церемонии открытия депутат Государственной Думы Андрей Кнорр подчеркнул, что это памятник не только Столыпину, но и переселенцам, которые по его приглашению отправились в Алтайский край.)

  1. 14 апреля 2002 года, в день годовщины со дня рождения великого российского реформатора в Государственном Историческом музее состоялась презентация национальной премии имени П.А.Столыпина «Аграрная элита России». Общественным советом премии было принято решение награждать не только тех, кто работает на земле, но и тех, кто своим трудом возрождает российские традиции, помогает нашему селу. Одним из первых лауреатов стал народный артист СССР, актер и режиссер, сыгравший роль фермера, ставшего губернатором в трех своих фильмах. (Евгений Семенович Матвеев. Снял фильмы «Любить по-русски» и сыграл в них главную роль).
  2. Период с 14 апреля 2005 года по 14 апреля 2006 года был объявлен (оргкомитетом премии им. Столыпина) годом Петра Столыпина.

А почему были выбраны именно эти даты? (Петр Столыпин родился 2(14) апреля 1862 года. В 1906 году П.А.Столыпин был назначен министром внутренних дел, Председателем Совета министров и начал свои реформы).

  1. П.А.Столыпин был награжден орденами Российской империи. Один из этих орденов существует и в современной России. Назовите его. (Орден Святого Александра Невского. Единственный орден, существовавший с небольшими изменениями в наградных системах Российской империи, Советского Союза, а теперь и в современной России. Девиз ордена: «ЗА ТРУДЫ И ОТЕЧЕСТВО»)
  2. П.А. Столыпин имел награды многих иностранных государств. Некоторые из них здесь перечислены. Одно из государств указано неверно. Укажите, какое.
  • Япония
  • Черногория
  • Швеция
  • США
  • Италия
  • Великобритания

  • Орден Восходящего солнца с цветами павловнии 1-й степени (Япония)
  • Орден Князя Даниила I 1-й степени (Черногория)
  • Орден Серафимов (Швеция, 12 мая 1908 года)
  • Орден Святых Маврикия и Лазаря, Большой крест (Италия, 6 июня 1908 года)
  • Королевский Викторианский орден, Большой крест (Великобритания, 16 июня 1908 года)

                   Не было награды США

Подведение итогов. Командам предлагается самим сформулировать свою точку зрения о П.А.Столыпине и попробовать объяснить, почему он остался реформатором-одиночкой.

Учитель делает вывод: причины определённых неудач при проведении реформы нельзя сводить лишь к личности Столыпина. Что может один человек против менталитета всей страны, в которой, по словам философа В.В.Розанова, «вся собственность выросла из выпросил, или подарил, или кого-нибудь ограбил»? А «двадцать лет покоя» — непременное условие успеха преобразований по Столыпину — и поныне остаются для россиян несбыточной мечтой...

       

Иллюстрации.

E:\Столыпин\gerb1[1].jpg            E:\Столыпин\Stolypin[1].jpg

E:\Столыпин\img_2[1].png

 E:\Столыпин\21694126_stoluypin[1].jpg         Картинка 39 из 75

Памятник в Самаре.                  Медаль имени П.Столыпина

  http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/d/d3/Stolypin_grave.jpg/200px-Stolypin_grave.jpg 

Могила П.А.Столыпина в Киево-Печерской лавре.

Картинка 1 из 237 

Знак лауреата премии имени П.Столыпина «Аграрная элита России».

В презентации были использованы и другие иллюстрации: портреты исторических деятелей, изображения наград, фотографии памятников и т.д.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Жизнь и деятельность Петра Аркадьевича Столыпина»

В 2012 году Россия официально отметила  150-летие со дня рождения Столыпина.В образовательных учреждениях  Красноселькупского района  знаменательную дату великого политика и реформатора...

Урок-игра "Служу Отечеству" по теме "Россия при Петре I"

Урок-игра "Служу Отечеству" по теме "Россия при Петре I", 7-й класс...

Петр Аркадьевич Столыпин как личность в истории России

«Россия…нашла своего человека. Этот человек Столыпин. Он призван спасти Россию» В.В.Шульгин. В 2012 году Россия отмечала 150-летний юбилей П.А.Столыпина... Данная презентация выполнена как иллюст...

Презентация к уроку истории 9 класс "Исторический портрет Петра Аркадьевича Столыпина"

В данной презентации содержитсяавтобиографическийматериал,высказывания современников, эссе учащихся по данной теме"...

Столыпин Петр Аркадьевич

Презентация для 11 класса. Тема "Начало парламентаризма в России"....

Урок-игра Эпоха Петра Великого

Заключительный, обобщающий урок в форме игры "Счастливый случай"....

Методическая разработка урока истории "Аграрная политика Петра Аркадьевича Столыпина"

Данный материал поможет учителю провести современный урок истории. В материале пояснительная записка  и презентация урока....