Урок-игра Эпоха Петра Великого
план-конспект урока по истории (7 класс) на тему

Заключительный, обобщающий урок в форме игры "Счастливый случай".

Скачать:


Предварительный просмотр:

                Заключительный урок - смотр знаний

            в  форме игры «Счастливый случай»

            по теме «Эпоха Петра Великого»

                                                                            Конспект урока истории в 7 классе

                                                                            учителя истории МБОУ СОШ № 2

                                                                            ст. Крыловской МО Крыловский район

                                                                            Крикус Нины Владимировны.

Обобщающий урок в 7 классе по теме: «Эпоха Петра Великого».

Цели урока:

- обобщить и повторить изученный материал;

- закрепить у учащихся навыки отбора необходимых фактов из всей массы имеющихся знаний, развивать логическое мышление через проблемные задания, применение пословиц и высказываний, демонстрация межпредметной связи;

- воспитывать чувство гордости за свою страну, поддерживать интерес к теме и к истории через обсуждение деятельности Петра I и его личностных качеств, с помощь. Игры вселить искры патриотизма, гордость за дела предков.

Задачи урока:

- добиться, чтобы учащиеся расширили свой кругозор;

- способствовать тому, чтобы в процессе деятельности между участниками игры установились отношения взаимной ответственности и взаимопомощи;

- дать возможность детям задуматься над многими проблемами и раскрыть их при обсуждении, сделать для себя выводы;

- укрепить у ребят чувство справедливости, честности и порядочности, уважение к труду и желание укреплять свою силу воли.

Форма урока:

Урок: игра- соревнование

Тип урока:

Обобщение. Смотр знаний в форме игры «Счастливый случай»

Оборудование:

Презентация, карта «Россия с конца XVII в. по 60-е годы XVIII в.», портрет Петра I, выставка книг, посвященная Петру Великому и его времени, выставка рефератов учащихся по теме.

Учащимся заранее известна тема, к которой они готовятся. Месяц работают над написанием рефератов по теме с использованием дополнительной литературы. На протяжении изучения темы  в кабинете действует стенд «Это интересно», где помещены кроссворды, ребусы, исторические тексты с ошибками, шифрограммы, логические задания.

                                                                ХОД УРОКА.

Учитель: Урок наш будет проходить в виде игры. Соревноваться будут две команды (от каждого класса по команде). Каждая из команд выбрала себе название, девиз  и капитана.  Болельщики (оставшаяся часть из каждого класса) во время игры могут принести команде своего класса баллы. Представление жюри.  Встречаем команды.

           1.Конкурс.           Разминка.

Учитель задает каждой команде одни и те же вопросы (сначала одной, затем другой). За правильный ответ – 1 балл.

            1.Начало правления Петра 1 (1682)

2.Постоянная армия, профессионально-обученная, единообразно вооруженная, иначе …(регулярная)

3. Год основания С-Петербурга (1703)

4. Битва у деревни Лесной (1708)

5. Политика покровительства отечественной промышленности (протекционизм)

6. Принятие «Табели о рангах»  (1722)

7. Высший законодательный, распорядительный и исполнительный орган при царе (Сенат)

8. Название первой русской печатной газеты (Ведомости)

9. Как звали брата Петра первого, с которым они вместе правили (Иван)

10. Какого роста был Петр Первый?(2м 04 см)

2. Конкурс. Представление команд.

Жюри оценивает    а) название команды  (до 5 баллов)

                                 б) девиз команды   (до 5 баллов)

                                 в) эмблема команды (до 5 баллов)

Учитель: (в присутствии команд поясняет цели урока и говорит об эпохе Петра на фоне слайдов). Эпоха Петра Великого охватывает три десятилетия. Об этом времени историки спорят до сегодняшнего дня. С.М.Соловьев писал: Никогда ни один народ не совершал такого подвига, какой был совершен русским народом в первую четверть XVIII века. Человека, руководящего этим  народом, можно назвать величайшим историческим деятелем».

Слайд № 2.

                 

Это был незаурядный, гениальный человек. В нем было все необычайно: огромный рост, простота в одежде, поведение, разносторонние способности, масса симпатичных и отталкивающих черт характера, - и это все делало его личность неординарной. Петр не останавливался перед трудностями. Он разрушал традиции и вводил новые формы организации и устройства государственного аппарата, армии, флота, используя даже самые решительные, варварские способы.

Слайд №3.  

               

Конечно, все положительные стороны деятельности Петра не должны заслонять отрицательные черты его характера – пренебрежение к отдельной человеческой личности и жестокость. Но нельзя забывать, что Петр Великий был не просто глава государства, а прежде всего самодержец. И этот самодержец с одинаковой неистощимой энергией работал как топором на верфи, так и пером. Над выработкой морского Устава Петр I трудился в течение 5 месяцев, по 4 дня в неделю: с 5 часов утра до полудня и с 4 часов дня до 11 вечера. Нам бы его трудолюбие, волю, энергию, желание и чувство любви к Родине.

3. Конкурс. «Заморочки из бочки».

(Команды по очереди достают бочонки-лото с номерами заданий и отвечают на вопросы под этими номерами.  Начинается конкурс с задания «Ты мне, я тебе», во время которого команды задают по 2 вопроса друг другу.).

«Ты мне, я тебе» (каждая команда задает по два вопроса) – по 2 балла за полный ответ.

  1. Для чего Петр 1 велел на рукава мундиров своих солдат пришивать дополнительную пуговицу ближе к краю?

(Ответ: чтобы отучить солдат утираться рукавом – 4 балла)

  1. Невский проспект в Петербурге заканчивается Александро-Невским монастырем. Царь Петр лично определил место, где быть монастырю. Он сам подбирал монахов, заботился о материальном обеспечении. Подумайте, где и почему было выбрано место для монастыря?

(Ответ: место битвы А.Невского со шведами в 1240 г. – 3 балла)

       

  1. Почему во время поездки за границу в 1697-1698 гг. Петр был вынужден вернуться в Москву? (ответ: произошло восстание стрельцов – 1 балл)

  1. Черный ящик.

                        Петр изменил не только обычаи, армию, промышленность, азбуку, но и внешний вид русских людей. То, что лежит в этом ящике, желал приобрести любой боярин, и это было реальностью, которая влияла на их внешний вид. Что лежит в черном ящике?  (Ответ: бородовой знак – 5 баллов)

  1. Что сравнивал Петр 1 с руками человека? (Ответ: армию и флот – 2 балла)

  1. На берегу пустынных волн

Стоял он, дум великих полн.

И вдаль глядел. Пред ним широко

Река неслася, бедный челн

По ней стремился одиноко.

По мшистым, топким берегам

Чернели избы здесь и там,

Приют убогого чухонца;

И лес, неведомый лучам

В тумане спрятанного солнца,

Кругом шумел.  И думал он…

Кто думал? О чем думал? Откуда эти строки? (Ответ: Петр 1 – 1 балл; Отсель грозить мы будем шведу, здесь будет город заложен…- 1 балл, словами, 2 балла за продолжение стихами; А.С.Пушкин «Медный всадник»  – 3 балла; всего за полный ответ можно получить  - 5 баллов.)

                  4. Конкурс.  Вопрос    болельщикам «Подумай!»

Утром 19 ноября 177 г. в Нарвском сражении шведские войска атаковали русские полки и вынудили их отступить к мосту через реку. Но мост рухнул, и войска лишились переправы. Семеновский и Преображенский полки, действовавшие на флангах армии, стеной стали перед наступающими шведами и три часа стоя по колено в крови, неся потери, отбивали их атаки. Благодаря мужеству и самоотверженности гвардейцев часть армии была спасена. За этот подвиг офицеры полков были награждены нагрудным знаком с надписью «1700 ноября 19».

Внимание! После этого сражения Петр I повелел гвардейцам изменить элемент своей форменной одежды и считать это своеобразной наградой  (в знак того, что они сражались у переправы по колено в крови.) Что это был за  измененный  элемент одежды?

(Ответ: носить вместо зеленых чулок красные в знак того, что они сражались у переправы по колено в крови.)

5. Конкурс капитанов.

(Капитаны отвечают на вопросы письменно, и сдают ответы на листочках жюри. Один вопрос  1 балл).

  1. Имя матери Петра Первого  (Наталья Нарышкина)
  2. Длительность Северной войны (21 год)
  3. Год поражения под Нарвой (1700)
  4. Годы жизни Петра Первого (1672 – 1725 гг)
  5. Крепость, с которой начался С-Петербург (Петропавловская)
  6. Что назвал Петр «матерью Полтавской битвы»? (Победу у д.Лесной)
  7. Главная улица С.Петербурга (Невский проспект)
  8. Центральные государственные учреждения созданные Петром 1 (коллегии)
  9. Русский механик петровского времени, изобретатель токарного, винторезного и токарно-копировального станков? (Нартов) 
  10.  На сколько губерний первоначально Петр разделил страну? (8)

              6. Конкурс.    «Знайки»

  1. Один человек от команды решает задачу.

     Реши выражение и назови все события,  которые произошли в этом году.

           (А : 2 + С) Х 2 – 10 = Х,    где

А – год битвы у деревни Лесной.

С – первоначальное количество губерний, на которые Петр I разделил страну.

(Ответ:  (1708:2+8) Х 2-10=1714   - указ о единонаследии

                                                     - сражение у мыса Гангут (Гангутское сражение)

                                                     - проведена ревизии переписи

                                                     - основание Кунсткамеры, первого музея

                                                     - основаны Военно-морской и Артиллерийский музей

                                                     - открытие научной библиотеки в Петербурге

                                                     - открытие Рябовым первого источника  минеральных лечебных  

                                                                  вод в Петрозаводске

                                                     - указ Петра о запрете жениться тем дворянским детям,  

                                                            которые не закончили школу

За каждый правильный ответ по 1 баллу – максимально 8 баллов.

  1. Один человек от болельщиков работает с терминами (вставляет буквы)

Вставь нужные буквы в слова:

Ассамблея (1б),       посессионные крестьяне (2 б),

 Кунсткамера (2 б),          меркантилизм (3 б),   аристократия (2 б),          абсолютизм (1 б).

(Максимальный балл – 11б.)

  1. Вся команда в это время работает с пословицей. (Угадай пословицу и объясни, как она соотносится с нашим уроком)

                                                              C:\Users\Intel CORE\Pictures\2013-03-21 й\й 001.jpg 

   (Ответ: Ученье –  свет, а не ученье – тьма)

  1. Все остальные болельщики читают ребус и затем объясняют значение и связь с уроком.

Слайд № 4.

  1. Конкурс.  «Друг в беде не бросит».

Показ слайдов с памятниками Петру Великому в различных городах, за правильное объяснение болельщиками,  почему поставлен памятник в данном городе  – 1 балл.

Слайд № 5.

                         

Слайд № 6.                       

Слайд № 7.

                   

Слайд № 8.

                 

Слайд № 9.

                     

А) Учитель рассказывает и демонстрирует слайды, на которых денежные купюры разных лет с изображением Петра Великого.

                     

Далее представители от болельщиков рассказывают о наградах времен Петра Великого.

Б) Орден Андрея Первозванного

В) Орден Святой Екатерины            

Г) Учитель рассказывает об Андреевском флаге  и    Ордене Александра Невского.

Д) Вопрос к командам (за правильный ответ – 2 балла)

После победы в Полтавском сражении (27 июня 1709 года)  Петр для награждения своих солдат-победителей отдал приказ отчеканить золотые и серебряные медали «За Полтавскую баталию» и одну особую медаль для Иуды. Пожалуй, самая загадочная награда в истории наградной системы России, созданная русским мастером Матвеем Алексеевым на втором Московском монетном дворе в 1709 г. Весила она 10 фунтов ( 1 фунт = 0,4 кг , 10фунтов=4 кг)

 Внимание! Кому предназначалась эта награда?

(Ответ (с пояснением учителя):  Медаль предназначалась предателю – украинскому гетману Ивану Степановичу Мазепе, после его поимки с тем, чтобы публично возложить ее на грудь изменнику и затем «предать его анафеме».

Украинский гетман Мазепа с самого начала царствования Петра I пользовался большим доверием государя и в знак его расположения был награжден одним из первых, после генерал-адмирала Ф.А. Головина, в 1700 г. орденом Андрея Первозванного с девизом «За веру и верность». Измена Мазепы была вызвана вторжением армии Карла XII в пределы Украины, и главное – неверием в силы Петра: «… чего учинил новый Иуда Мазепа, ибо 21 год быв в верности, ныне при гробе стал изменник и предатель своего народа», – возмущался государь.

После предательства Петр надеялся взять Мазепу живым и заранее дал указание сделать медаль «весом в десять фунтов» с изображением повесившегося на осине Иуды. Однако государь не успел вручить награду предателю, так как Мазепа скончался. Чтобы не отправлять медаль на переплавку, Петр наградил ею алчного на серебро своего шута князя Шаховского, повелев носить эту «награду на большой серебряной цепи, надевавшейся кругом шеи…» На аверсе изображен Повесившийся на осине Иуда, «внизу десять Серебреников лежащих и при них мешок…». Справа по кругу расположена надпись: «Мазепе за предательство». На реверсе надпись: «Треклят сын погибельный Иуда еже за сребролюбие давится».

           

  1. Конкурс.    ГОНКИ  ЗА  ЛИДЕРОМ.

Вопросы задаются по очереди, начиная с команды-лидера, за правильный ответ 1 балл.

1.Победа русского флота у острова Гренгам (1720)

 2. Подписание Ништадского мира (1721)

3.Вымышленное имя царя во время «великого посольства» (урядник Петр Михайлов)

4.Общественное собрание в петровское время (ассамблея)

5. Первый естественный музей в России (Кунсткамера)

6. Духовная коллегия или…(Синод)

7. Преобладание вывоза товара над ввозом с целью накопления денежных средств внутри страны (меркантилизм)

8. Образование Сената (1711)

9. Год выхода первых Ведомостей (1703)

10. Год введения гражданской азбуки (1710)

11.Издание указа о престолонаследии (1722)

12. Остров, на котором была заложена Петропавловская крепость (Заячий остров)

13. Земляные укрепления … (редуты)

14. Книга, пользующаяся большим успехом у молодых дворян и состоятельных горожан  (Юности честное зерцало)

15.Кем была создана первая русская подводная лодка (Никонов)

16. Вслед за 7207 годом при Петре наступил… (1700)

Заключительное слово учителя: Одни историки считают, что реформы привели к полному и бесповоротному разрыву с прошлым, что своими действиями Петр прервал шедшую из глубины веков цепь исторической преемственности, нарушил самобытность России. Другие, наоборот, убеждены, что Петр Великий вывел страну на цивилизованный уровень. Но урок в том, что брать и учиться можно у всех, но нужно уметь отобрать необходимое, полезное не только для себя, но и для общества.

Слайд со словами: Жить для пользы и славы государства и Отечества, не жалеть здоровья и самой жизни для общего блага».

                     

Подведение итогов, вручение грамот, вручение приза лучшему знатоку петровского времени.

       


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Эпоха Петра Великого «То академик, то герой, то мореплаватель, то плотник» А.С.Пушкин.

Слайд 2

«Никогда ни один народ не совершал такого подвига, какой был совершен русским народом в первую четверть XVIII века. Человека, руководящего этим народом, можно назвать величайшим историческим деятелем». С.М.Соловьев

Слайд 3

Радищев признавал Петра «мужем необыкновенным», но отмечая его заслуги, упрекал его в усилении крепостного гнета. Чернышевский видел в Петре «идеал патриота», вместе с тем указывал, что преобразования не изменили положение трудового народа.

Слайд 4

Ь 3 в Т Д ах ,, а ,,, , о в О А ЬТ х

Слайд 5

Этьен Фальконе Памятник Петру I , 1768 — 1770гг . гранит , бронза . Высота: 10,4 м Сенатская площадь

Слайд 6

Памятник Петру I в г. Петрозаводске

Слайд 7

Памятник Петру Первому в г.Азове

Слайд 8

Памятник Петру Великому в г.Воронеже

Слайд 9

Памятник Петру I —работа скульптора М. М. Антокольского , установленный в Таганроге в 1903 г.

Слайд 10

1898 г . 1912 г .

Слайд 11

1995 г .

Слайд 12

Памятник Петру I —работа скульптора М. М. Антокольского , установленный в Таганроге в 1903 г.

Слайд 14

Орден Андрея Первозванного

Слайд 15

Андреевский флаг

Слайд 16

Орден Святой Екатерины

Слайд 17

Орден Александра Невского Орден Александра Невского. Учрежден в 1942 г. для награждения командного состава за выдающиеся заслуги в организации и руководстве боевыми операциями и за достигнутые в результате этих операций успехи в боях за Родину.

Слайд 18

«Иудина медаль» (Мазепе за предательство). 1709 г . На аверсе изображен Повесившийся на осине Иуда, «внизу десять Серебреников лежащих и при них мешок…». Справа по кругу расположена надпись: «Мазепе за предательство». На реверсе надпись: « Треклят сын погибельный Иуда еже за сребролюбие давится».

Слайд 19

«Жить для пользы и славы государства и Отечества, не жалеть здоровья и самой жизни для общего блага»



Предварительный просмотр:

(Болельщик)       Вставь нужные буквы в слова:

Ассамблея (1б),       посессионные крестьяне (2 б),

 Кунсткамера (2 б),          меркантилизм (3 б),   аристократия (2 б),          абсолютизм (1 б).

Максимальный балл – 11б.

     Реши выражение и назови все события,                        

    которые произошли в этом году. (Х) (член команды)

     (А : 2 + С) Х 2 – 10 = Х

А – год битвы у деревни Лесной.

С – первоначальное количество губерний, на которые Петр I разделил страну.

(1708:2+8) Х 2-10=1714   а) указ о единонаследии

                                                     б) сражение у мыса Гангут (Гангутское сражение)

                                                     в) проведена ревизии переписи

                                                     г) основание Кунсткамеры, первого музея

                                                     д) основаны Военно-морской и Артиллерийский        

                                                       музей

                                                     е) открытие научной библиотеки в Петербурге

                                                     ж) открытие Рябовым первого источника  

                                                      минеральных лечебных вод в Петрозаводске

                                                     з) указ Петра о запрете жениться тем дворянским  

                                                         детям, которые не закончили школу

За каждый правильный ответ по 1 баллу – максимально 8 баллов.

                               

Класс______________                                                 (Болельщик)       

Вставь нужные буквы в слова:

А…амблея,       п…се…ионные крестьяне,

 К…н…камера,          м…рк…нтлизм,   арсткратия,          абслютизм

Класс______________                                                 (Болельщик)       

Вставь нужные буквы в слова:

А…амблея,       п…се…ионные крестьяне,

 К…н…камера,          м…рк…нтлизм,   арсткратия,          абслютизм

Класс______________                                                 (Бол)       

Вставь нужные буквы в слова:

А…амблея,       п…се…ионные крестьяне,

 К…н…камера,          м…рк…нтлизм,   арсткратия,          абслютизм

Класс______________                                                 (от команды)       

  Реши выражение и назови все события,                        

    которые произошли в этом году - Х

     (А : 2 + С) Х 2 – 10 = Х

А – год битвы у деревни Лесной.

С – первоначальное количество губерний, на которые Петр I разделил страну.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщающий урок по теме "Эпоха Петра Великого" (с применением ЭОР)

  Данный урок – урок-обобщение изученного материала. По форме – урок-игра с применением ИКТ. Цель урока игры – повторение пройденного материала с применением игровых заданий и развитие навыков пользов...

повторительно-обобщающий урок по эпохе Петра Великого

В игровой форме можно провести повторение по эпохе Петра Великого. Урок проходит незаметно, активность детей высокая, результативность тоже....

КРОССВОРД "Эпоха Петра Великого"

Проверка знаний учащихся в игровой форме...

Эпоха Петра Великого. 7 класс.

Повторительно-обобщающий урок "Эпоха Петра Великого" проводится  в игровой форме, может быть проведен в рамках предметной недели как внеклассное мероприятие. К конспекту урока прилагается презент...

Эпоха Петра Великого ( Внутренняя и внешняя политика)

Данная публикация содержит элементы рабочей тетради, которая представляет собой комплекс заданий к учебнику «История Отечества с древнейших времен до наших дней» авторов Артемова В.В.. Лубченкова Ю.Н....

Обобщающий урок в 7 классе по теме: «Образование Российской империи. Эпоха Петра Великого».

 Чтобы сделать Петра великим, его     делают небывалым и невероятным.Между тем  надобно изобразить егосамим собою, чтобы он сам собой сталвелик.(В.О. Ключевский)Цели урока: Проверить  знания учеников ...

Положение о конкурсе рисунков «Эпоха Петра Великого», посвящённому 350-летию со дня рождения Петра I

Общие положения.1. 1. Настоящее Положение о школьном конкурсе рисунков (далее – Положение, Конкурс) определяет цели, задачи, условия и порядок проведения Конкурса рисунков, посвящённому 350...