Эпоха Петра Великого. 7 класс.
методическая разработка (история, 7 класс) по теме

Повторительно-обобщающий урок "Эпоха Петра Великого" проводится  в игровой форме, может быть проведен в рамках предметной недели как внеклассное мероприятие. К конспекту урока прилагается презентация "Эпоха Петра Великого"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon epoha_petra_velikogo.7_klass..doc41 КБ

Предварительный просмотр:

Повторительно-обобщающий урок. 7 класс.

Тема урока: Эпоха Петра Великого

Цели:

Повторить и закрепить изученный ранее материал в игровой форме с выполнением творческих заданий.

Развивать умение применять свои знания на практике, аргументированно высказывать и отстаивать свою позицию.

Воспитывать  уважение к прошлому, к истории своей страны, гордость за свою страну, толерантное отношение к людям.

Класс делится на 2 команды. Урок может быть проведен между двумя 7 классами, которые представляют по одной команде. Урок может быть также проведен как внеклассное мероприятие в рамках предметной недели.

Оборудование: презентация с заданиями, мультимедийное оборудование, интерактивная доска.

Ведущий:

Начнем мы сегодняшнюю нашу встречу строками М.А.Волошина:

Великий Петр был первый большевик,

Задумавший Россию перестроить,

Склонениям и нравам вопреки,

За сотни лет к её грядущим далям.

Ведущий: Чтобы окунуться в атмосферу тех лет, вам предлагается вспомнить как можно больше изменений, которые произошли в России за годы царствования Петра I.

Конкурс 1. Аукцион изменений

Команды по очереди называют изменения, произошедшие в России при Петре I.Побеждает тот, кто последним назовет какое – либо изменение.

Конкурс 2.Рыбалка (конкурс капитанов)

Сегодня мы попробуем прожить обычный день вместе с первым русским императором Петром I. Утро царя, как и любого человека начинается с завтрака. Чего только не было на царском столе!

Но любимое блюдо Петра- уха. И сейчас мы отправимся на царский пруд удить рыбу.

От каждой команды приглашается по одному участнику(капитану команды) к импровизированному водоему, в котором плавают «рыбки» с вопросами. Участники вылавливают магнитной удочкой «рыбку», читают вопрос и без подготовки на него отвечают.

 (1 балл за каждый правильный ответ)

  1. Сколько лет длилась Северная война? (21 год)
  2. Какое главное сражение решило исход Северной войны на суше ?            (1709 год, Полтавская битва)
  3. С какой целью и при каком царе велась Северная война? (При Петре I за выход в Балтийское море)
  4. Какую фамилию носил Петр I? (Романов)
  5. Первый император России? (Петр I)
  6. Какой памятник является достопримечательностью

Санкт-Петербурга? (Медный всадник)

  1. Как назывался первый русский музей, появившийся при Петре I? (Кунсткамера)
  2. Назовите дату основания Санкт-Петербурга. (1703 год)
  3. Назовите дату Полтавской битвы. (1709 год)
  4. Как назывался новый высший орган управления церковью? (Синод)
  5. Как назывался документ, устанавливавший в России 14 чинов и разрядов? (Табель о рангах)
  6. Кто такие рекруты?
  7. Где и когда был подписан мирный договор между Россией и Швецией? (Ништадтский мирный договор в 1721 году)
  8. Когда Россия перешла на новое летосчисление?(1700 году).

Конкурс 3. Текст с ошибками.

После завтрака император начинает работать с государственными бумагами.

Каждая команда получает текст с ошибками. Их задача – найти и исправить ошибки.

Петр I стал первым русским царем. Посетив Европу, он хотел демократизировать систему управления и для этого создал первый российский парламент, который назвал Сенатом. Многие бояре не спешили принимать новшества: носить европейское платье, брить бороды. Одним из них был близкий друг Петра – Александр Меншиков.

Эти люди не разделяли и желание Петра получить выход в Балтийское море. Первые годы Северной войны были неудачными для России.

Война длилась 20 лет. Началась она в 1702 году, а закончилась в 1722 году.

Переломным моментом стала победа русских под Полтавой. Строительство флота способствовало победам на море.

Указать не менее 6 ошибок.

Пока команды готовятся отвечать, зрители могут принять участие

в экспресс-игре  «Было или не было?»

  1. Петр научил русский народ чистить зубы. (Да)
  2. Полтавская битва состоялась в 1708 году. (Нет, в 1709 году)
  3. Мать Петра I звали Натальей Кирилловной. (Да)
  4. Первую жену Петра звали Екатериной. (Нет, Евдокией Лопухиной)
  5. Согласно Табели о рангах, служба была разделена на гражданскую и военную. (Нет, на гражданскую, военную и придворную).

Зрителям предлагается ответить на ряд вопросов:

  1. Какие полки носили название гвардейских? (Семеновский и Преображенский)
  2. Какой знаменитый тост произнес Петр на обеде в честь победы в Полтавской битве? («За здоровье наших учителей, за шведов».)
  3. Где состоялось морское сражение в 1714 году? (У м.Гангут)
  4. Где по Указу 1696 года о строительстве флота создавались судостроительные верфи? (Воронеж и его окрестности)
  5. Как называлась политика поощрения отечественного производства, при которой устанавливаются повышенные таможенные пошлины на импортные товары? (протекционизм).
  6. Как называлась книга, написанная как руководство для обучения молодых людей хорошим манерам? («Юности честное зерцало, или Показание к житейскому обхождению, собранное от разных авторов».)

Конкурс 4. Музей.

Ведущий:

Отгадайте загадку:

Петр диковинки любил,

Собирал их и копил.

Из причуды царской сей

Первый создан был музей.        (Кунсткамера).

Первый русский музей называется кунсткамера, именно туда отправляется сейчас царь, последуем за ним и мы.

На столе разложены предметы, имеющие отношение к эпохе Петра I( картофель, газета, напечатанная гражданским шрифтом, бенгальский огонь, орден Андрея Первозванного, табак), а также предметы более позднего или, наоборот, более раннего времени. Команды должны найти предметы Петровской эпохи и обосновать свой выбор.

Конкурс 5. Письмо. (Максимальное количество баллов-5)

Каким бы живым и деятельным ни был Петр, ему все равно приходилось работать с государственными бумагами. Сейчас капитаны команд должны представить письмо, в котором представители одного из сословий (дворянского, купеческого, крестьянского) жалуются царю на свое положение или благодарят его за новшества, которые изменили их жизнь.

Конкурс 6.Знаешь ли ты историю военного искусства? (5 баллов)

Предлагается фрагмент битвы из  видеофильма «Петр I – первый император России». О  каком  событии идет речь? В каком году произошло?

Конкурс 7. Знаешь ли ты исторического деятеля?(5 баллов)

Предлагаются портреты исторических деятелей. Кто изображен на портрете, чем известен в истории?         

 О каких деятелях петровской эпохи идет речь в отрывках из документов?

А. «В 1702 г. Генерал-фельдмаршал…, разбив шведского генерала Шлиппенбаха войско, одержал над ним победу с получением многих пленных, знамен и всей тяжелой артиллерии, и принудил Шлиппенбаха с достальным войском отступить к Пернову. Царь Петр, получив о сей победе известие сказал: «Благодарение Богу! Наконец достигли мы до того, что шведов уже побеждаем»». (Шереметев)

Б. «Когда о корыстолюбивых преступлениях… представляемо было его величеству докладом, то сказал государь: «Вина немалая, да прежние заслуги более». Правда, вина была уголовная, однако государь наказал его только денежным взысканием, а в токарной тайно при мне одном выколотил его дубиной и потом сказал: «Теперь в последний раз дубина; ей, впредь… берегись!»».(Меншиков)

Конкурс 8. Работа с источниками.(5 баллов)

  1. О каких сражениях Северной войны идет речь в отрывках из документов?

А. «Воины! Вот пришел час, который решит судьбу Отечества. И так не должны вы помышлять, что сражаетесь за Петра, но за государство, Петру врученное, за род свой, за отечество, за православную нашу веру и церковь. Не должна вас также смущать слава неприятеля, будто бы непобедимого, который ложь вы сами своими победами над ним неоднократно доказывали».

(Полтава)

Б. «Правда, сия победа в то время зело была печально чувственная, и яко отчаянная всякие предь надежды, и за великий гнев Божий почитаемая. Но ныне, когда о том подумать, воистину не гнев, но милость Божию исповедати долженствуем: ибо ежели бы нам тогда… виктория досталась… то в какую бы беду после нас оное счастье вринуть могло…»(Нарва)

В. «Сия у нас победа может первая назваться, понеже над регулярным войском никогда такой не было, к тому ж ещё гораздо меньшим числом будучи пред неприятелем, и поистине оная виною всех благополучных последований России, понеже тут первая проба солдатская была, и людей, конечно, ободрила, и мать полтавской баталии как ободрением людей, так и временем».

Конкурс 9.  Определите, что обозначено цифрами на схеме управления Русским государством к 1725 году

1.

2.

3.

5.

 

4.

 

  1. Глава государстваЗаконосовещательный и контролирующий орган власти
  2. Управление по отраслям
  3. Церковь
  4. Местное управление

Конкурс 10. Узнай по стихотворному отрывку историческое событие.

За каждый правильный ответ- 1 балл

1.Средь петербургских берегов

В гранит она зажата,

Меж разводных течет мостов.

Что за река, ребята?        (Нева)

2.В болоте родился,

Три раза крестился.

(Петербург, Петроград, Ленинград)

3.Я-город-герой

Стою над Невой.        (Санкт-Петербург)

4.Зимний дворец у Невы, посмотри!

Жили когда-то в нем наши цари

Ну, а сейчас в нем огромный музей,

Города гордость и Родины всей.        (Эрмитаж)

5.Там творили Кольцов и Никитин,

Строил храмы Митрофан Святитель,

Помнит город победу и славу,

Как ходили воевать за Державу.

Там колыбель морского флота,

Там пушки лил великий Петр,

Город-крепость, щит России,

Его земля- живая сила. (Воронеж)

Конкурс 11. Составить синквейн про Петра I.

Синквейн  (от французского слова «пять») –короткое пятистишие.

  1. В первой строчке указывается тема стихотворения, для этой цели обычно используется существительное.
  2. Во второй строке в двух словах (двумя прилагательными) дается описание темы.
  3. В третьей строке тремя словами дается описание действия в рамках этой темы.
  4. Четвертая строка – это фраза из четырех слов, показывающая отношение автора к теме, его чувства.
  5. Последняя строка – это одно слово, по сути своей синонимичное тому, с которого синквейн начинается.

Лермонтов

Сильный, мужественный

Пишет, воюет, восхищает.

Ты прожил не зря

Поэт!

                                

                        Ломоносов

Умный, любознательный

Находит, открывает, делает

Я удивляюсь твоим знаниям

Ученый.

Конкурс 12.Знаешь ли ты искусство?

Представляется картина.

В.Суриков «Утро стрелецкой казни»

Указать автора и название  картины.

О каком событии идет речь в данной картине.

В каком году происходило событие, изображенное на картине?

(В1698 году, после возвращения Петра из Великого посольства, т.е. из первой поездки за границу).

Конкурс 13.Домашнее задание.

Если позволяет время, можно дополнить игру инсценировкой любого яркого эпизода из жизни Петра (с этой целью они могут использовать книгу  

С. Алексеева «Небывалое бывает»).

В заключение подводятся итоги конкурса капитанов и общие итоги игры.