Технологическая карта урока по истории 7 класса "Изменения в культуре и быту в эпоху Петра Великого" (2 урок)
методическая разработка по истории (7 класс) на тему

Иваний Мария Михайловна

Технологическая карта урока по истории России 7 класса по теме "Изменения в культуре и быту в эпоху Петра Великого". Можно использовать как технологическую карту при проведении повторительно-обобщающиего занятия по теме "Петр Великий" для систематизации знаний, перед проведением контроля по теме.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока по истории России 7 класса

«Изменения в быту и культуре в эпоху Петра I» (2 урок).

Соответствует ФГОС ОО                 Учитель истории – Иваний М.М.

Цели урока:

     - погрузиться с эпоху, почувствовать реальность происходящих событий

     - систематизировать отдельные представления, события, даты в единую картину

     - подготовиться к контрольной работе по эпохе Петра I

     - уточнить непонятные моменты.

Ожидаемые результаты урока:

     - систематизировали разрозненные знания в единую картину

     - подготовили учащихся к контрольной работе по модулю

     - уточнили непонятные моменты

Методы работы:

      - интерактивные методы

      - групповая работа

Стратегия учителя:

     - интерактивная модель проведения урока (подходит даже слабым классам с низкими показателями УУД)

      - системно-деятельностный подход. Роль учителя – партнер, координатор

      - компетентностный подход

 Материал этой темы изучается на 9 уроках:

1.По традиционной системе (тема-урок):

Предпосылки петровских преобразований

§12

§13

§ 14  

ТЕСТ

§15

ТЕСТ

§16

§17

ТЕСТ

§ 18-19

§ 12-19

Петр I. Россия на рубеже веков

§13

Северная война (1700-1721)

§14

Реформы Петра I

§15

Экономика России в первой четверти XVIII века

§16

§16

Народные движения в первой четверти XVIII века

§17

Изменения в культуре и быте в первой четверти XVIII века

§18-19

Повторительно – Обобщающий урок.  «Россия при Петре 1-м»

§12-19

2. По модульно-блочной системе (учитель работает по данной системе):

Название урока

§ (параграф)

Характеристика урока

Деятельность учащихся

1.

Вводный урок-лекция

§12-13

Дается характеристика эпохи, основные изменения во всех сферах жизни государства, личность Петра 1; детство будущего императора и двоецарствие, правление Софьи; даются основные даты, термины, рисуется кластер, который будет распаковываться во время рассмотрения материала

Познакомиться с эпохой Петра 1,

Нарисовать кластер, который будет распаковываться во ходу уроков по модулю;

Составить представление по преобразованиям Петра 1, уметь рассказывать об основных событиях эпохи, пользоваться терминологическим аппаратом, анализировать и давать оценку происходящим событиям и личности Петра 1

Работать с исторической картой по теме Северная война и экономическое развитие страны в начале  XVIII века, показывать основные сражения и районы восстаний

Составить кроссворд по терминам эпохи

Заполнить итоговый выпуск газеты «Ведомости»

2.

Северная война

§14

Раскрываются основные этапы Северной войны 1700-1721гг, участники и сражения, значение Полтавской битвы и итоги Ништадского мира 1721г.

Дается характеристика военных преобразований Петра 1.

Рассказывать об основных событиях войны по исторической карте;

Понимать необходимость модернизации армии – введение рекрутских наборов и построения военно-морского флота и т.д.

Делать вывод – что реформы Петра 1 вызваны внешним фактором и начинаются с военных реформ

3-4.

Реформы в сфере управления, в экономике, религии

§15-16

Технология критического мышления. Этап собирания фактов, работа с фактическим материалом, с исторической картой по экономике государства

Заполнить кластер по теме

Уяснить смысл преобразований, понимать, что изменилось в названных сферах

5.

Реформы Петра 1

Работа с историческими источниками по теме, первичный контроль

Анализировать информацию из исторических источников,

Продемонстрировать свои знания в первичном контроле

6.

Народные восстания в 1-й четверти XVIII века

§17

RAFT-технология – погружение в историю, групповая работа по сословиям, выступающим против преобразований

Выяснить причины выступлений и итоги

Собирать факты к ответу на вопрос : «Петр 1 – чудо или чудовище»

Работать в группе по сословиям, выступающим против преобразований, выясняя вопрос – кто выступал против и почему

Понимать причинно-следственные связи процессов

7-8.

Изменения в культуре и быте в эпоху Петра 1

§18-19

1 урок – составление понятийно-терминологической карты для составления кроссворда в программе Hot Potatoes

Составленные кроссворды – заполняют либо дома в качестве домашнего задания, либо на 2 уроке по теме.

2 урок – подготовка к итоговому контролю по модулю – эпоха Петра 1. – составление итогового выпуска газеты «Ведомости» за …..год  (групповая работа)

Уметь рассказывать об основных изменениях в быту и культуре в 1-й четверти XVIII века

Систематизировать основные факты и события в единую картину, составив итоговый выпуск газеты «Ведомости», обобщая полученные данные

Заполнить составленный другой группой кроссворд в программе Hot Potatoes

Взаимоконтроль по понятийно-терминологической карте

9.

Итоговый контроль

Использование компьютера при подготовке учителя к урокам по модулю:

- работа с программой Живая родословная на 1 уроке-лекции, для уяснения вопроса о престолонаследии после Алексея Михайловича

- работа с программой Hot Potatoes на уроке – составление кроссворда и ответы групп учащихся на задания кроссворда другой группы

- подготовка презентации с материалами, способствующими заполнению итогового выпуска газеты «Ведомости» за год (слайд с текстом «Ведомостей», основные события эпохи)

Средства обучения:

 Компьютер, мультимедийный проектор, Программы Живая родословная и  Hot Potatoes, программное обеспечение для создания презентаций

Вид классной доски:

- тема

- надпись: «Итоговый выпуск газеты «Ведомости» за …….. год.»

- внизу доски надпись: «Газета выпускается с ….. года».

- задания для групп (каждой группе дается заполнять итоги уходящего года по всем сферам жизни государства): 1 группа – 1703 года, 2 группа – 1708 год, 3 группа – 1711 год, 4 группа – 1714 год, 5 группа – 1721 год, 6 группа – 1724 год.

- понятийно-терминологическая карта - термины – кунсткамера, ассамблея, «Ведомости», первая подводная лодка, григорианский календарь, европейская одежда…

Каждая группа получает памятку газета отображает официальную точку зрения государства на события (соответственно, отображать события следует с позиций государства)

                                                               - подобрать самые яркие заголовки для событий – новостей, прошедших за год. Например, «Флоту быть!», дабы привлечь внимание потенциальных читателей

                                                               - постараться  сохранять стилистику эпохи (для этого перед учащимися располагается на интерактивной доске источник с газетой «Ведомости» - чтобы посмотреть, как оформляли новости)

                                                                - не просто написать новости-события, но и дать небольшой анализ этого события для государства.

Этапы урока:

Деятельность учителя

Деятельность учащихся на уроке

время

1 этап – Демонстрирует на доске понятийно-терминологическую карту по теме. Задание – взаимоконтроль по понятийной карте

Проводят взаимоконтроль по понятийной карте

2-3 мин.

2 этап – 1) Объясняет задание -  составить итоговый выпуск газеты «Ведомости» за определенный год,

2) организует групповую работу,

3) раздает памятку и демонстрирует выпуск газеты за 1700 год (когда еще не было печатной газеты). Новости по 1700 году – 1. Начало Северной войны

2. Введение григорианского календаря и летоисчисления с Рождества Христова

3. Указ Петра 1 о бритье бород и введении европейской одежды.

4) Приглашает 1 -2 учеников  от группы для заполнения кроссворда на компьютере

5) дает консультации группам, у которых появились вопросы

- Делятся на группы,

разделяют роли по поиску новостей, анализу событий, поиску ярких названий заголовков, изучают памятку, работают над составлением выпуска газеты, выбирают отвечающего

 - Выделяют учеников для заполнения кроссворда в программе Hot Potatoes на компьютере учителя

20 мин. (или 25)

3 этап – Проводит обсуждение заголовков новостей и содержательного блока

Озвучивают свои выпуски газеты, участвуют в обсуждении выступлений других групп, выбирают самые яркие заголовки, аргументируют выступление каждой группы, предлагают свои варианты заголовков на озвученные события и значение событий

15 мин (или 10 мин.)

4 этап – рефлексия – 1) просит учеников провести письменную  самооценку по данному уроку с формулировкой: «Моя оценка за сегодняшний урок - ….., мне удалось, у меня не получилось, так как, и поставить подпись»

2) Озвучивает результаты кроссворда

3) Выставляет оценки, озвученные учащимися

1) Проводят письменную самооценку по проделанной работе, анализируя свою работу в группе

2) Подводят итоги урока – узнал новое, не понял, хотел бы узнать

2-3 мин

5 этап – объясняет домашнее задание – повторить даты, термины, основные персоналии эпохи Петра 1, окончательно заполнить кластер (если у кото-то он еще не заполнен), составить 3 заголовка для всей эпохе Петра Великого

Записывают домашнее задание

2-3 мин.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщающий урок по теме "Эпоха Петра Великого" (с применением ЭОР)

  Данный урок – урок-обобщение изученного материала. По форме – урок-игра с применением ИКТ. Цель урока игры – повторение пройденного материала с применением игровых заданий и развитие навыков пользов...

повторительно-обобщающий урок по эпохе Петра Великого

В игровой форме можно провести повторение по эпохе Петра Великого. Урок проходит незаметно, активность детей высокая, результативность тоже....

Обобщающий урок в 7 классе по теме: «Образование Российской империи. Эпоха Петра Великого».

 Чтобы сделать Петра великим, его     делают небывалым и невероятным.Между тем  надобно изобразить егосамим собою, чтобы он сам собой сталвелик.(В.О. Ключевский)Цели урока: Проверить  знания учеников ...

Урок-игра Эпоха Петра Великого

Заключительный, обобщающий урок в форме игры "Счастливый случай"....

План-конспект урока в 10 классе "Россия в эпоху Петра Великого"

Урок истории в 10 классе естественно-научного  профиля. Базовый уровень....

Тесты истории России для 10 класса на темы:1.Древнерусское государство в IX - XIII вв. Образование единого Русского государства в XIV-XVвв.; 2.Россия в XVI – XVII вв. Россия в эпоху Петра Великого.

Тесты  истории России для 10 класса на темы:1.Древнерусское государство в IX - XIII вв.Образование единого Русского государства в XIV-XVвв.; 2.Россия в XVI – XVII вв. Россия в эпоху Петра В...

Проверочный тест по истории России на тему: "Эпоха Петра Великого"_8 класс

Тест можно использовать при подготовке к контрольной работе по истории России на тему "Эпоха Петра Великого"...