повторительно-обобщающий урок по эпохе Петра Великого
методическая разработка по истории (7 класс) по теме

В игровой форме можно провести повторение по эпохе Петра Великого.

Урок проходит незаметно, активность детей высокая, результативность тоже.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otkryt.urok_petr1.doc153.5 КБ

Предварительный просмотр:

Повторительно-обобщающий  урок  по  теме  «Образование  Российской  империи. Эпоха  Петра  Великого»

     Цель  урока: проверить  знания  учащихся  и  степень  усвоения  материала  о  периоде  правления  Петра  Первого. Вместе  с  детьми  сделать  общие  выводы, касающиеся  значения  петровских  преобразований  для  нашей  страны.  Оценить  масштаб  личности  самого  царя.  Обобщить представление  об  эпохе  Петра  Первого.

     Общеобразовательные  задачи:  усиление  гражданской  направленности  исторических  знаний, способствование  закреплению приобретенных  знаний  исторического, эстетического,  гуманитарного  характера, привитие умения  применять  их  в  жизни,

     Развивающие  задачи:  укрепление  познавательного  интереса  к  истории, историческим  личностям  и  их  деяниям (в данном  конкретном  случае -   к Петру Великому);  развитие  логического мышления  (анализа, сравнения,  обобщения,  объяснения  исторических  терминов).

     Воспитательные  задачи: продолжить воспитание  исторической  грамотности,  патриотизма в детях,  уважения  и  гордости  к  истории  своего  Отечества.

     План  урока:

1. Вступительное  слово  учителя  с  объяснением  целей    урока.

2. Обратить  внимание  детей  на  доску:  зачитать  эпиграф к уроку,  объяснить  схему и смысл   проводимой  игры «Историческое  лото»

3. Работа – индивидуальная.  По  следующим  направлениям:

-  ВНЕШНЯЯ  ПОЛИТИКА  ПЕТРА  ПЕРВОГО   (событие, дата),

- РЕФОРМЫ,

- ОРГАНЫ  ГОСУДАРСТВЕННОГО  ВЛАСТИ,

- КУЛЬТУРА

4. Совместная  работа   всего  класса  по  обобщению  и   выявлению  значения  петровских  преобразований   для  России.

5. Оценка  каждого  ответа  осуществляется  сразу  с  помощью  жетонов.

6. Подведение  итогов  работы  детей  (подсчет  заработанных  жетонов),  выставление  оценок.

Оборудование: карта                               ,   репродукции  картин «Петр1»

Ив. Никитина,  «Петр1»  В.Серова,  иллюстрация Меншиковой башни И.Зарудного,  кроссворд,  схема-таблица по 4 направлениям работы, жетоны  разных  цветов, новогодняя  открытка.

                                                 

                                                   Явился   Петр…

                                                   Он сквозь  бурю и волны устремился  к  своей  цели,

                                                   Достиг – и все  переменилось!..

                                                  Сильною рукою  дано новое  движение  России,

                                                  Мы  уже не  возвратимся к старине!..

                                                                                                                  Н.М.Карамзин

     Ребята, у нас сегодня  повторительно-обощающий урок по эпохе Петра Великого.  В игровой  форме (историческое лото и кроссворд) мы проверим с вами  степень  усвоения  пройденного материала,  попытаемся сделать необходимые  выводы и дать оценку реформам Петра1. От вас требуются: сосредоточенность,  правильные ответы, активность и умение  показать себя и свои  знания.

     Вам  будут  розданы  карточки с номерами  вопросов и жетоны разных цветов: красный – ответ на «5», зеленый – ответ на «4»,  синий – ответ на «3»,  белый – нет ответа, желтый – ответ на чужой вопрос или очень  существенное дополнение.

На доске: карта                                      , таблица –схема  и  кроссворд (таблицу и кроссворд  нам с вами предстоит заполнить.

1.Таблица-схема.

ВНЕШНЯЯ  ПОЛИТИКА

РЕФОРМЫ

СОБЫТИЕ

ДАТА

ОРГАНЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ

КУЛЬТУРА

2. Кроссворд  в  приложении.

                   

                  -  красный жетон – ответ на «5»

               -  зеленый  жетон – ответ на «4»

                  - синий жетон – ответ на «3»

                 - желтый жетон – ответ на чужой вопрос или существенное дополнение

                 

               - нет   вариантов  ответа или ответ неверен.

     Итак, мы начинаем игру.

1. Внешняя политика.  События указаны, даты называют дети

СОБЫТИЕ

ДАТА

  Великое посольство

  Северная война

  Битва при д. Лесной

  Полтавская битва

  Гангутский бой

  Гренгамское сражение

  Ништадтский мир

1697-1698

1700-1721

28.09.1708

27.06.1709

27.07.1714

27.07.1720

30.08.1721

2. Реформы

ВОЕННАЯ

ОБЛАСТНАЯ

ГОРОДСКАЯ

ЦЕРКОВНАЯ

ДЕНЕЖНО-НАЛОГОВАЯ

3.  Органы государственной  власти

Вопрос из кроссворда

1- по горизонтали – СЕНАТ

Коллегии 1718-1720

ПЕРВЕЙШИЕ

ФИНАНСОВЫЕ

ТОРГОВО-ПРОМЫШЛЕННЫЕ

4. КУЛЬТУРА

Репродукции картины В. Серова  «Петр 1» и иллюстрация Меншиковой башни И.Зарудного.

Вопросы  кроссворда.

Вопросы и ответы  по  внешней политике.

1. Какие цели преследовала поездка Великого посольства? Когда она состоялась? Итог?

Ответ. Великое посольство  состоялось в 1697-98гг., преследовало следующие цели: создание антитурецкого союза,   обучение  молодых  дворян наукам, опыту зарубежных стран, приглашение мастеров, ученых, военных  в Россию.

Побывали в Англии, Голландии, , Кенигсберге, Курляндии,  Вене, Посетить Италию не удалось.  Антитурецкий союз не  создан.

2. Назовите причины Северной войны.  Какие страны  входили в Северный  союз?

Ответ. Для  экономического и политического развития России необходим был выход в Балтийское море, которое контролировала Швеция.  Кроме того,  под  властью Швеции  оказались территории,  веками принадлежавшие  России.

В 1699 году сформировался  Северный союз, куда вошли: Россия, Дания и Саксония. Однако первый этап войны и для нас, и для наших союзников был крайне неудачен.

3. Вопрос из  области реформ.  ВОЕННАЯ.

    Благодаря срочно проведенным  реформам,   российская армия  вскоре начала одерживать победы в Северной войне.  Назовите  эти реформы.

Ответ. Армия стала регулярной.  Вводился рекрутский набор  Семеновский и Преображенский полки стали школами по подготовке офицеров, морских офицеров стали готовить в Навигацкой школе. Были открыты  математическая, инженерная, хирургическая, иностранных языков школы. Приняты Устав воинский, Устав морской.

На Урале были построены металлургические заводы, открывались мануфактуры  для обеспечения армии оружием,  боеприпасами  и  обмундированием.

4. Какое сражение Петр1 назвал «Матерью Полтавской баталии»?

Ответ.  Битва при Лесной. Она состоялась 28.09.1708г.  Здесь был  разбит  14-тысячный корпус Левенгаупта (7 тысяч подвод с продуктами и боеприпасами), который двигался на воссоединение с основной армией Карла Х!!. В результате шведский корпус понес большие людские потери, а обоз  почти весь уничтожен

5. Литературно-историческая задача.

   …Швед, русский – колет, рубит, режет,

    Бой барабанный, клики, скрежет,

    Гром пушек, топот, ржанье, стон…

   И смерть, и ад со всех сторон…»

О каком сражении идет речь?  Когда и где оно произошло и чем закончилось?

Ответ. Полтавская битва состоялась 27.06.1709г.  Карл Х!!  оказался на Украине, рассчитывая на серьезную помощь Гетмана Мазепы.  Весной 1709 года шведы осадили Полтаву,  которая героически   оборонялась  на протяжении 2 месяцев. Петр1 решает здесь дать генеральное сражение.. Русская армия в составе 40 тысяч  человек во главе с  полковниками  Б.Шереметьевым, А.Меншиковым, Н.Репниным выступили против шведов.  Шведская армия в составе 30 тысяч человек оказалась зажатой  под Полтавой.  И кавалерийская, и пехотная атаки шведов оказались неудачными.  Штыковая атака опрокинула шведов. Петр1 сам участвовал в этом сражении и показал себя храбрым и талантливым полководцем.  Карл Х!! и Мазепа бежали в Крым. Под Полтавой шведы потеряли более 9 тысяч убитыми и около 3 тысяч ранеными. Потери  русских – в 7 раз меньше.

6. Работа с картой.  Это  была  первая  крупная морская   победа  молодого  русского  флота.  Петр 1  разработал хитроумный  план,  и  он  удался.  О чем  идет  речь?

Ответ. 27.07.1714 года  русский  флот  разгромил  шведскую эскадру у мыса Гангут. Швеция лишилась всех судов, участвующих в этом сражении. На полуострове Ханко есть узкое место – 2-2,5км,. Петр1 придумал хитрость, будто бы собираясь перетащить на бревнах часть своих кораблей на западное побережье полуострова.

Шведы вынуждены были разделить свой флот, т.е. они попались на уловку Петра1.  На беду шведов на море начался штиль, тяжелые парусные корабли остались без движения, русские налегли на весла и стали обходить шведов,  вести прицельный огонь, а затем брать их на абордаж.

7. Работа с картой. Ровно  через  шесть  лет  после  Гангута,  день  в  день  произошла   еще  одна  крупная  победа на  море?  Когда? Где?  Чем  закончилось?

Ответ. 27.07.1720 года произошло Гренгамское сражение у Аландских островов. Шведам решили оказать помощь англичане и  ввели  свой флот в Балтийское море, но у России уже  был  Балтийский  флот  – 21 линейный  корабль. Притворным отступлением  русские заманили шведские корабли в прибрежные шхеры, где нанесли  шведскому флоту сокрушительное поражение.

8. Каков  итог Северной  войны?  В  чем  проявилось  историческое  значение   победы России  в Северной  войне?

Ответ. 30.08.1721г.  в Ништадте  было подписано перемирие России со Швецией.

Россия получала: Лифляндию, Эстляндию,  Ингерманладию, т.е.  балтийское побережье  от Выборга до Риги и выход в Балтийское море.

Авторитет  России на международной арене резко возрос.

Вопросы из области РЕФОРМ

9.  Для  усиления  местного  аппарата власти  в деле управления   страной  была  проведена  областная  реформа.  Охарактеризуйте  ее.

Ответ.  В  1708 году территория России была разделена на 8 губерний,  во главе которых стояли губернаторы, назначаемые царем и обладавшие административной, военной и судебной властью. Губернии были разделены на уезды,  а позднее – на провинции, во главе с воеводой.

10. Росли  города  и  численность  городского  населения.. Для  их  экономического  подьема  была  проведена  городская  реформа.   Расскажите  о  ней.

Ответ. Посадское население находилось в ведении  Бурмистерской палаты в Москве,  в других городах – выборных бурмистеров.  Для управления ими в  1721 году в Петербурге был  учрежден Главный магистрат. Горожане теперь делились на регулярных (богатые купцы и люди «свободных профессий») и  «подлых» (ремесленники и торговцы).

11. «Наши  монахи  зажирели.  Врата  к небесам -  вера, пост и молитва. Я очищу  им  путь  к раю  хлебом  и  водою, а  не  стерлядями  и вином…» - говорил  Петр1. В результате  была  проведена  церковная  реформа. Охарактеризуйте  ее.

Ответ. В 1700 году умер патриарх Адриан.  Петр1 запретил проводить новые выборы. Местоблюстителем патриаршего престола он назначил Стефана Яворского.  Вскоре  после окончания Северной войны был учрежден  Святейший Правительствующий синод.  Во главе   которого стоял обер-прокурор, назначаемый царем.  Кроме того, служители церкви должны были присягать на верность царю и в случае угрозы государству, нарушать тайну исповеди. Численность священников сократилась, «лишние» стали крепостными крестьянами. Так разрешился давний спор между светской и духовной властями.  Церковь подчинилась государству!

12. Эти  две  реформы  увеличили  бюджет  государства  в   3  раза.  Назовите  эти  реформы.

Ответ.  Денежно-налоговая реформы.  В 1700 году  была разрешена  разработка Нерчинского серебряного рудника.  Были  введены новые виды монет, в том числе и медные.  1711 год – новая денежная реформа.  В монетах было снижено содержание серебра  (примерно на 20%).  В 1718-24 года вместо налога со двора стали  взимать подушную подать.  Только с «мужской души»;  с государственных крестьян – 1 руб 14 коп., с крепостных -  74 коп. в год, что составило  55% доходов поступающих в казну.

13. Когда  был  издан  указ  о  единонаследии?  В  чьих  интересах  он  работал?

Ответ. В 1714 году  был подписан Указ о единонаследии, по которому все  недвижимое  имущество  можно было передать одному из сыновей, остальные вынуждены были идти служить.  Кроме того, стиралась грань между дворянскими поместьями и боярскими вотчинами.

14. Эта  система  давала  возможность  служебного  роста  любому  человеку  вне  зависимости  от его  происхождения.  О какой  системе  идет  речь?

Ответ.  В 1722 году был принят Табель о рангах.  Служба делилась на военную и гражданскую.  Всего было 14 рангов.   Самым высшим в военной службе считался  1 чин – фельдмаршал и генералиссимус, в гражданской – канцлер.  Человек, дослужившийся до 9 чина, получал личное дворянство, до 8 -  потомственное.

Действовал принцип – равных возможностей!

15. Вопрос  из  кроссворда.  1 – по  горизонтали. Высшее  правительственное  учреждение. Когда  основано?  Какими  функциями  обладало?

Ответ. В 1711 году был создан Правительствующий сенат, который  обладал  законодательной,  распорядительной, судебной и контролирующей функциями.  В Сенат входили 9 человек. Их контролировал генерал-прокурор («око государево»)   Первым генерал-прокурором был назначен  П.И.Ягужинский.

16. Петр1  упразднил  громоздкую систему приказов… А  что  взамен?  Назовите  первейшие.

Ответ. Вместо громоздкой системы приказов постепенно были учреждены коллегии в  1718-20гг.  к первейшим относились:  военная  коллегия (возглавлял А.Меншиков);  адмиралтейская (возглавлял  Апраксин);  иностранная коллегия (возглавлял канцлер Головкин).

17. Перечислите  финансовые  коллеги.  Назовите  их  функции.

Ответ. Камер-коллегия (сбор доходов);  щтатс-коллегия (расходы);  ревизион-коллегия  (контроль двух первых).

18. Какие  коллегии  относились  к  торгово-промышленным? За  что  отвечали?

Ответ. Коммерц-коллегия отвечала за торговые дела;  Берг-коллегия – за тяжелую промышленность; мануфактур-коллегия – за легкую промышленность.

Вопросы из области КУЛЬТУРЫ

19. Вопрос  из  кроссворда.  1 – по вертикали. Первый  русский  музей, собрание для редкостей. Когда и где  открыт?

Ответ. В 1714 году в Петербурге по указу Петра1 был основан первый русский музей Кунсткамера, куда следовало привозить все, что «зело интересно». С 1719 года его открыли для свободного посещения. Там можно было увидеть:  древние монеты, собрания минералов,  скелеты вымерших животных,  несколько земных и небесных «глобусов», монстров (заспиртованных уродов).  Здесь хранились древние рукописи, и была большая библиотека (11 тысяч томов).

20. Есть   у  одного  знаменитого  поэта  такие строки:

                             И  думал он:

           Отсель грозить мы будем  шведу.

           Здесь  будет ……. заложен

           Назло  надменному  соседу.

           Природой  здесь  нам суждено

           В Европу  прорубить  окно.

           Ногою  твердой  стать   при   море

           Сюда  по  новым  им  волнам

           Все  флаги  в  гости  будут  к  нам,

           И  запируем  на  просторе…

Объясните,  о  чем  идет  речь?    Откуда  эти  строчки?  Кто автор?  

Ответ. 17 мая 1703 года на  берегу Невы был заложен город Петра Петербург. Это означало закрепление России на берегах Балтики. Для защиты города с моря построили крепость Кронштадт.  Строки из поэмы А.С.Пушкина «Медный всадник».

21. Вопрос  кроссворда. 6 – по  вертикали.  М.В.Ломоносов  назвал  ее «вратами  своей  учености». Другие считали энциклопедией  определенных знаний  того  времени.  Что  это?

Ответ. Это учебник «Арифметика», написанный в 1703 году Л.Магницким. Впервые цифровой текст был написан не буквами, а арабскими цифрами. По этому учебнику учился М.В.Ломоносов.

22. Вашему  вниманию  представлен  выдающийся  архитектурный  памятник,  о котором  говорили так:  «Она стала сестрою Сухаревой башне…» Посмотрите  внимательно и назовите этот  исторический памятник.  Кто  архитектор?  Дайте краткую характеристику.

Ответ. Речь идет о  церкви Архангела Гавриила, за которой в народе закрепилось название Меншикова  башня. Она была построена на средства А.Меншикова. По замыслу должна была превосходить высотою Ивана Великого (81м). И действительно на 3 метра она оказалась выше. Архитектор И.Зарудный. В этом сооружении особенно прослеживается стиль, названный русским барокко или нарышкинским. Очень богато украшена, особенно западный фасад (балконы, портики, лепнина). Но во время грозы молния  уничтожила  шпиль и верхний ярус, современный вид  башня  получила в конце 18 века.

 

23. Вопрос  кроссворда. 6 – по горизонтали.  Собрание-бал,  введенный  специальным  указом Петра1.

Ответ. С 1718 года специальным указом Петр  ввел ассамблеи, которые устраивались в домах знати. Приходить следовало всей семьей – с женами и дочерьми, закончилось затворничество  женщин. Участники: сановники, офицеры, духовенство, богатые купцы.  Здесь велись светские беседы, играла музыка, устраивались танцы, а заканчивалось все грандиозным ужином.

24. Посмотрите  на  картину В.Серова «Петр1» и  объясните, какие  перемены, касающиеся  быта  произошли  в  результате  указов Петра1.  Назовите  эти  указы.

Ответ. Дети должны обратить внимание на строящиеся корабли, на стремительную походку Петра1,  на трость в его руках, которая скорее напоминала дубинку, он нередко пускал ее в ход, если видел небрежность  и брак в работе. К тому же все одеты в европейское платье, отсутствуют бороды. Специальными указами 1698-99гг (брадобритие) и  1700 г. ( о обязательном ношении европейского платья), Петр  резко изменил внешний вид русского человека.

25. Скоро  замечательный  праздник, который любят и взрослые и дети. Посмотрите на эту открытку.  Как  все   сказанное  можно связать с Петром1?

Ответ. Указом Петра1 в 1700 году  вводилось новое летоисчисление, не с 1 сентября, а с 1 января. По случаю празднования Нового года следовало дома украшать еловыми или сосновыми ветками, стрелять из пушечек, пускать фейерверки и поздравлять друг друга.

                  ВОПРОСЫ ИЗ КРОССВОРДА.

26.  Вопрос  кроссворда. 3 – по горизонтали.

         Экономическая политика государства, проявляющаяся в поддержке отечественной  торговли … Продолжите мысль и назовите  эту политику.

Ответ. Для преобладания вывоза товаров из страны над  ввозом для концентрации денежных средств  внутри страны. Для этих целей в 1724 году был утвержден Таможенный тариф.  Была установлена 75% пошлина на  ввоз в страну тех товаров, которые у нас имелись в изобилии, на остальные – в пределах от  12 до 57% и взимались в иностранной валюте по выгодному для нас курсу.

27. Вопрос  кроссворда 4 – по горизонтали.  Кто  такой  отходник?

       И  чей   еще  труд   использовался  на мануфактурах?

Ответ. Отходники – это крестьяне, вынужденные уходить на заработки из родных мест на мануфактуры. На мануфактурах использовался труд приписных и посессионных крестьян.

 28. Вопрос  кроссворда 3 – по горизонтали. Как называлась  экономическая политика  государства, направленная  на  поддержку  отечественного  производства?

Ответ. И вывоза товара за границу.  Эта политика называлась протекционизм. Владельцы предприятий получали существенную поддержку со стороны правительства, льготы. Например, купцы Демидовы.  Кроме того, из-за  нехватки рабочих рук  к  предприятиям  разрешили  приписывать  крестьян, и   даже целые деревни.  А также власти передавали  государственных крестьян для работы на предприятиях.

29. Вопрос  кроссворда 2 – по вертикали.  Судно-факел.  Что  это?

Ответ. Судно, нагруженное горючими и взрывчатыми веществами, которое в ходе сражения поджигали и пускали по ветру на неприятеля.

30. Эти предприятия  считались  первыми капиталистическими. Как они  назывались? Дайте определение. Самые  основополагающие  во  времена Петра1

Ответ. Мануфактура – первое капиталистическое предприятие, основанное на разделение труда, с использованием наемной рабочей силы, но  с  применением ручного труда.  При Петре 1 было построено 200 мануфактур. Самые основные  - металлургические, оружейные, текстильные.

31. Вопрос  кроссворда. 4 – по вертикали.  Высший  ранг  чиновника  в  гражданской  службе.

Ответ.  1класс или ранг – канцлер.

32. Вопрос  кроссворда. 5 – по вертикали. При Алексее Михайловиче эта форма феодального государства только начинала закладываться. При Петре1 уже утвердилась. Это даже выразилось в одном из тостов Петра1: «Да здравствует тот, кто любит  Бога, меня и Отечество!». Как называлась эта форма феодального государства? Что ей было свойственно?

Ответ. Абсолютизм, в России он еще назывался самодержавием.  Означало абсолютную, никем и ничем неограниченную власть монарха, опирающуюся на чиновничий аппарат.

33. Как  называлось  пособие с правилами хорошего тона,   составленными  самим царем?

Ответ. В 1717 году  Петром1 была написана книга, получившая название «Юности честное зерцало». Это были правила поведения за столом и в обществе.

34. Назовите первый печатный орган времен Петра1.

Ответ. С 1703 года стала выходить в свет первая печатная газета «Ведомости», из которой можно было не по наслыше узнать новости о ходе Северной войны, а также зарубежные новости.

35. Он  недолго  просуществовал при Алексее Михайловиче, а  при  Петре1 он стал общедоступным. О чем  идет  речь?

Ответ. В 1704 году на Красной площади была построена Комедиальная храмина – общедоступный театр.  Билеты назывались ярлыками, а зрители – охотными смотрельщиками. Поначалу в театре играли иностранные  актеры, спектакли на библейские сюжеты., но позже появились и русские актеры.

36. Вопрос  кроссворда. 2 – по  горизонтали. Назовите  титул  Петра1  и сделайте  из  этого  выводы.

Ответ. В 1721 году Сенат  просил  Петра1 принять титул   «Отца Отечества, Петра  Великого,  Императора  Всероссийского» Россия стала империей. Это были основы  подлинно независимого существования России.

Вместе всем  классом  подводим итог и перечисляем  значение  реформ  Петра Великого.

Дети должны называть не только положительные, но и отрицательные  моменты. Характеристика должна быть объективной.

В конце урока идет подсчет жетонов, выставляются оценки. Наиболее отличившихся необходимо отметить.

Повторительно-обобщающий  урок  по  теме  «Образование  Российской  империи. Эпоха  Петра  Великого»

     Цель  урока: проверить  знания  учащихся  и  степень  усвоения  материала  о  периоде  правления  Петра  Первого. Вместе  с  детьми  сделать  общие  выводы, касающиеся  значения  петровских  преобразований  для  нашей  страны.  Оценить  масштаб  личности  самого  царя.  Обобщить представление  об  эпохе  Петра  Первого.

     Общеобразовательные  задачи:  усиление  гражданской  направленности  исторических  знаний, способствование  закреплению приобретенных  знаний  исторического, эстетического,  гуманитарного  характера, привитие умения  применять  их  в  жизни,

     Развивающие  задачи:  укрепление  познавательного  интереса  к  истории, историческим  личностям  и  их  деяниям (в данном  конкретном  случае -   к Петру Великому);  развитие  логического мышления  (анализа, сравнения,  обобщения,  объяснения  исторических  терминов).

     Воспитательные  задачи: продолжить воспитание  исторической  грамотности,  патриотизма в детях,  уважения  и  гордости  к  истории  своего  Отечества.

     План  урока:

1. Вступительное  слово  учителя  с  объяснением  целей    урока.

2. Обратить  внимание  детей  на  доску:  зачитать  эпиграф к уроку, разъяснить правила игры.

3. Подвести итог проведенного урока, пояснить оценки.

Оборудование: карта «Россия в ХУШ веке» ,  мультимедиа с  репродукциями картин:

Ив. Никитина,  «Петр1»  В.Серова,  кроссворд, «черный ящик».

                                                 

                                                 

                                                    Явился   Петр…

                                                   Он сквозь  бурю и волны устремился  к  своей  цели,

                                                   Достиг – и все  переменилось!..

                                                  Сильною рукою  дано новое  движение  России,

                                                  Мы  уже не  возвратимся к старине!..

                                                                                                                  Н.М.Карамзин

     Ребята, у нас сегодня  повторительно-обощающий урок по эпохе Петра Великого.  В игровой  форме мы проверим с вами  степень  усвоения  пройденного материала,  попытаемся сделать необходимые  выводы и дать оценку реформам Петра1. От вас требуются: сосредоточенность,  правильные ответы, активность и умение  показать себя и свои  знания.

Вы заранее разбились на команды, таким образом, у нас сегодня состоится командная баталия. Но будет отмечен и индивидуальный вклад каждого ученика в победу его команды.

1 тур – разминка.

        Начну я сегодняшнюю  игру строками М.А. Волошина:

  Великий Петр был первый большевик,

  Задумавший Россию перестроить,

  Склонениям и нравам вопреки,

   За сотни лет к её грядущим далям.

 Разминку я назвала «Аукцион изменений»

Чтобы окунуться в атмосферу тех лет, нам необходимо вспомнить как можно больше изменений, которые произошли в России за годы царствования Петра 1.

 

1. Вопрос из  области реформ.  ВОЕННАЯ.

    Благодаря срочно проведенным  реформам,   российская армия  вскоре начала одерживать победы в Северной войне.  Назовите  эти реформы.

Ответ. Армия стала регулярной.  Вводился рекрутский набор  Семеновский и Преображенский полки стали школами по подготовке офицеров, морских офицеров стали готовить в Навигацкой школе. Были открыты  математическая, инженерная, хирургическая, иностранных языков школы. Приняты Устав воинский, Устав морской.

На Урале были построены металлургические заводы, открывались мануфактуры  для обеспечения армии оружием,  боеприпасами  и  обмундированием.

2. Для  усиления  местного  аппарата власти  в деле управления   страной  была  проведена  областная  реформа.  Охарактеризуйте  ее.

Ответ.  В  1708 году территория России была разделена на 8 губерний,  во главе которых стояли губернаторы, назначаемые царем и обладавшие административной, военной и судебной властью. Губернии были разделены на уезды,  а позднее – на провинции, во главе с воеводой.

3. Росли  города  и  численность  городского  населения.. Для  их  экономического  подьема  была  проведена  городская  реформа.   Расскажите  о  ней.

Ответ. Посадское население находилось в ведении  Бурмистерской палаты в Москве,  в других городах – выборных бурмистеров.  Для управления ими в  1721 году в Петербурге был  учрежден Главный магистрат. Горожане теперь делились на регулярных (богатые купцы и люди «свободных профессий») и  «подлых» (ремесленники и торговцы).

4. «Наши  монахи  зажирели.  Врата  к небесам -  вера, пост и молитва. Я очищу  им  путь  к раю  хлебом  и  водою, а  не  стерлядями  и вином…» - говорил  Петр1. В результате  была  проведена  церковная  реформа. Охарактеризуйте  ее.

Ответ. В 1700 году умер патриарх Адриан.  Петр1 запретил проводить новые выборы. Местоблюстителем патриаршего престола он назначил Стефана Яворского.  Вскоре  после окончания Северной войны был учрежден  Святейший Правительствующий синод.  Во главе   которого стоял обер-прокурор, назначаемый царем.  Кроме того, служители церкви должны были присягать на верность царю и в случае угрозы государству, нарушать тайну исповеди. Численность священников сократилась, «лишние» стали крепостными крестьянами. Так разрешился давний спор между светской и духовной властями.  Церковь подчинилась государству!

5. Эти    реформы  увеличили  бюджет  государства  в   3  раза.  Назовите  эти  реформы.

Ответ.  Денежно-налоговая реформы.  В 1700 году  была разрешена  разработка Нерчинского серебряного рудника.  Были  введены новые виды монет, в том числе и медные.  1711 год – новая денежная реформа.  В монетах было снижено содержание серебра  (примерно на 20%).  В 1718-24 года вместо налога со двора стали  взимать подушную подать.  Только с «мужской души»;  с государственных крестьян – 1 руб 14 коп., с крепостных -  74 коп. в год, что составило  55% доходов поступающих в казну.

6. Когда  был  издан  указ  о  единонаследии?  В  чьих  интересах  он  работал?

Ответ. В 1714 году  был подписан Указ о единонаследии, по которому все  недвижимое  имущество  можно было передать одному из сыновей, остальные вынуждены были идти служить.  Кроме того, стиралась грань между дворянскими поместьями и боярскими вотчинами.

7. Эта  система  давала  возможность  служебного  роста  любому  человеку  вне  зависимости  от его  происхождения.  О какой  системе  идет  речь?

Ответ.  В 1722 году был принят Табель о рангах.  Служба делилась на военную, гражданскую и придворную.  Всего было 14 рангов.   Самым высшим в военной службе считался  1 чин – фельдмаршал и генералиссимус, в гражданской – канцлер.  Человек, дослужившийся до 9 чина, получал личное дворянство, до 8 -  потомственное.

Действовал принцип – равных возможностей!

8. Петр1  упразднил  громоздкую систему приказов… А  что  взамен?  Назовите  первейшие.

Ответ. Вместо громоздкой системы приказов постепенно были учреждены коллегии в  1718-20гг.  к первейшим относились:  военная  коллегия (возглавлял А.Меншиков);  адмиралтейская (возглавлял  Апраксин);  иностранная коллегия (возглавлял канцлер Головкин).

2 тур – конкурс «главнокомандующих».        Ребята, посмотрите внимательно на картину В.Серова «Петр 1»  и  объясните, какие  перемены, касающиеся  быта  произошли  в  результате  указов Петра1.  Назовите  эти  указы

Ответ. Дети должны обратить внимание на строящиеся корабли, на стремительную походку Петра1,  на трость в его руках, которая скорее напоминала дубинку, он нередко пускал ее в ход, если видел небрежность  и брак в работе. К тому же все одеты в европейское платье, отсутствуют бороды. Специальными указами 1698-99гг (брадобритие) и  1700 г. ( о обязательном ношении европейского платья), Петр  резко изменил внешний вид русского человека.

3 тур – «Рыбалка»

        Сегодня мы попробуем прожить обычный день вместе с первым русским императором Петром1. Утро царя, как и любого человека, начинается с завтрака. Чего только не было на царском столе! Но любимое блюдо Петра – уха. И сейчас мы отправимся на царский пруд удить рыбу.

Импровизированные  «рыбки»  с номерами вопросов.

1. Перечислите  финансовые  коллегии.  Назовите  их  функции.

Ответ. Камер-коллегия (сбор доходов);  щтатс-коллегия (расходы);  ревизион-коллегия  (контроль двух первых).

2. Какие  коллегии  относились  к  торгово-промышленным? За  что  отвечали?

Ответ. Коммерц-коллегия отвечала за торговые дела;  Берг-коллегия – за тяжелую промышленность; мануфактур-коллегия – за легкую промышленность.

3. Есть   у  одного  знаменитого  поэта  такие строки:

                             И  думал он:

           Отсель грозить мы будем  шведу.

           Здесь  будет ……. заложен

           Назло  надменному  соседу.

           Природой  здесь  нам суждено

           В Европу  прорубить  окно.

           Ногою  твердой  стать   при   море

           Сюда  по  новым  им  волнам

           Все  флаги  в  гости  будут  к  нам,

           И  запируем  на  просторе…

Объясните,  о  чем  идет  речь?    Откуда  эти  строчки?  Кто автор?  

Ответ. 17 мая 1703 года на  берегу Невы был заложен город Петра Петербург. Это означало закрепление России на берегах Балтики. Для защиты города с моря построили крепость Кронштадт.  Строки из поэмы А.С.Пушкина «Медный всадник».

4. Есть   замечательный зимний  праздник, который любят и взрослые и дети, мы его отмечали недавно.  Как  все   сказанное  можно связать с Петром1?

Ответ. Указом Петра1 в 1700 году  вводилось новое летоисчисление, не с 1 сентября, а с 1 января. По случаю празднования Нового года следовало дома украшать еловыми или сосновыми ветками, стрелять из пушечек, пускать фейерверки и поздравлять друг друга.

5. Как  называлось  пособие с правилами хорошего тона,   составленными  самим царем?

Ответ. В 1717 году  Петром1 была написана книга, получившая название «Юности честное зерцало». Это были правила поведения за столом и в обществе.

6. Назовите первый печатный орган времен Петра1.

Ответ. С 1703 года стала выходить в свет первая печатная газета «Ведомости», из которой можно было не по наслыше узнать новости о ходе Северной войны, а также зарубежные новости.

7. Он  недолго  просуществовал при Алексее Михайловиче, а  при  Петре1 он стал общедоступным. О чем  идет  речь?

Ответ. В 1704 году на Красной площади была построена Комедиальная храмина – общедоступный театр.  Билеты назывались ярлыками, а зрители – охотными смотрельщиками. Поначалу в театре играли иностранные  актеры, спектакли на библейские сюжеты, но позже появились и русские актеры.

8. Должность губернатора он ухитрился получить за восемь лет до реформы, после которой в России были учреждены губернии. Он, будучи неграмотным, первым из русских стал членом иностранной академии наук, причем извещение об этом ему направил не кто иной, как сэр… Исаак Ньютон.

О ком идет речь?

Ответ (А.Д. Меншиков)

4 тур -  «Текст с ошибками»

Петр 1 много работал с документами. Сейчас я  дам возможность и вам поработать с ними.   «Текст с ошибками». Найти и исправить.

        

        Петр 1 стал первым русским царем из династии Романовых.

Посетив Европу, он хотел  демократизировать систему управления и для этого создал первый российский парламент – Сенат.

        Нам нужен был выход в Черное море, поэтому и началась Северная война.

Первые сражения были очень удачными для нашей армии.  Война длилась 15 лет, началась она в 1706 году и закончилась в 1721.  Переломным моментом стала победа русских под Полтавой. Строительство флота способствовало победам на море.

Ошибки: Петр 1 – первый император, Михаил Федорович – 1 русский царь из династии Романовых. Сенат – не парламент. Выход не в Черное, а в Балтийское море.  Первые сражения были неудачными – Нарвская конфузия. Война длилась 21 год, началась в 1700 году.

5 тур. Баталии.

1. Какое сражение Петр1 назвал «Матерью Полтавской баталии»? Когда и где оно состоялось?

Ответ.  Битва при Лесной. Она состоялась 28.09.1708г.  Здесь был  разбит  14-тысячный корпус Левенгаупта (7 тысяч подвод с продуктами и боеприпасами), который двигался на воссоединение с основной армией Карла ХП. В результате шведский корпус понес большие людские потери, а обоз  почти весь уничтожен

2. Литературно-историческая задача.

   …Швед, русский – колет, рубит, режет,

    Бой барабанный, клики, скрежет,

    Гром пушек, топот, ржанье, стон…

   И смерть, и ад со всех сторон…»

О каком сражении идет речь?  Когда и где оно произошло и чем закончилось?

Ответ. Полтавская битва состоялась 27.06.1709г.  Карл ХЛ  оказался на Украине, рассчитывая на серьезную помощь Гетмана Мазепы.  Весной 1709 года шведы осадили Полтаву,  которая героически   оборонялась  на протяжении 2 месяцев. Петр1 решает здесь дать генеральное сражение.. Русская армия в составе 40 тысяч  человек во главе с  полковниками  Б.Шереметьевым, А.Меншиковым, Н.Репниным выступили против шведов.  Шведская армия в составе 30 тысяч человек оказалась зажатой  под Полтавой.  И кавалерийская, и пехотная атаки шведов оказались неудачными.  Штыковая атака опрокинула шведов. Петр1 сам участвовал в этом сражении и показал себя храбрым и талантливым полководцем.  Карл Х!! и Мазепа бежали в Крым. Под Полтавой шведы потеряли более 9 тысяч убитыми и около 3 тысяч ранеными. Потери  русских – в 7 раз меньше.

3. Работа с картой.  Это  была  первая  крупная морская   победа  молодого  русского  флота.  Петр 1  разработал хитроумный  план,  и  он  удался.  О чем  идет  речь?

Ответ. 27.07.1714 года  русский  флот  разгромил  шведскую эскадру у мыса Гангут. Швеция лишилась всех судов, участвующих в этом сражении. На полуострове Ханко есть узкое место – 2-2,5км,. Петр1 придумал хитрость, будто бы собираясь перетащить на бревнах часть своих кораблей на западное побережье полуострова.

Шведы вынуждены были разделить свой флот, т.е. они попались на уловку Петра1.  На беду шведов на море начался штиль, тяжелые парусные корабли остались без движения, русские налегли на весла и стали обходить шведов,  вести прицельный огонь, а затем брать их на абордаж.

4. Работа с картой. Ровно  через  шесть  лет  после  Гангута,  день  в  день  произошла   еще  одна  крупная  победа на  море?  Когда? Где?  Чем  закончилось?

Ответ. 27.07.1720 года произошло Гренгамское сражение у Аландских островов. Шведам решили оказать помощь англичане и  ввели  свой флот в Балтийское море, но у России уже  был  Балтийский  флот  – 21 линейный  корабль. Притворным отступлением  русские заманили шведские корабли в прибрежные шхеры, где нанесли  шведскому флоту сокрушительное поражение.

5. Каков  итог Северной  войны?  В  чем  проявилось  историческое  значение   победы России  в Северной  войне?

Ответ. 30.08.1721г.  в Ништадте  было подписано перемирие России со Швецией.

Россия получала: Лифляндию, Эстляндию,  Ингерманладию, т.е.  балтийское побережье  от Выборга до Риги и выход в Балтийское море.

Авторитет  России на международной арене резко возрос.

6. Название этой крепости трижды менялось.  Произнесите эти названия.

Ответ:  Орешек, Нотебург, Шлиссельбург (Ключ-город). Взят 11.10. 1702г.

6 тур -  «Тупичок дат»

1. 1700 г.                              начало Северной войны

2. лето 1704 г.                     взятие Дерпта и Нарвы

3. 28.09.1708 г.                    победа при Лесной

1.  27.06. 1709 г.                  Полтавская битва

2.  07.05.1702 г.                   взятие Ниеншанца

3.  1721г.                              Ништадтский мир.

7 тур.  Кроссворд

1 – по  горизонтали. Высшее  правительственное  учреждение. Когда  основано?  Какими  функциями  обладало?

Ответ. В 1711 году был создан Правительствующий сенат, который  обладал  законодательной,  распорядительной, судебной и контролирующей функциями.  В Сенат входили 9 человек. Их контролировал генерал-прокурор («око государево»)   Первым генерал-прокурором был назначен  П.И.Ягужинский.

2 – по  горизонтали. Назовите  титул  Петра1  и сделайте  из  этого  выводы.

Ответ. В 1721 году Сенат  просил  Петра1 принять титул   «Отца Отечества, Петра  Великого,  Императора  Всероссийского» Россия стала империей. Это были основы  подлинно независимого существования России.

 3 – по горизонтали.

         Экономическая политика государства, проявляющаяся в поддержке отечественной  торговли … Продолжите мысль и назовите  эту политику.

Ответ. Для преобладания вывоза товаров из страны над  ввозом для концентрации денежных средств  внутри страны. Для этих целей в 1724 году был утвержден Таможенный тариф.  Была установлена 75% пошлина на  ввоз в страну тех товаров, которые у нас имелись в изобилии, на остальные – в пределах от  12 до 57% и взимались в иностранной валюте по выгодному для нас курсу.

 4 – по горизонтали,  Крестьяне, вынужденные уходить на заработки из родных мест на мануфактуры. На мануфактурах использовался труд приписных и посессионных крестьян.

       И  чей   еще  труд   использовался  на мануфактурах?

Ответ. Отходники

 5 – по горизонтали. Как называлась  экономическая политика  государства, направленная  на  поддержку  отечественного  производства?

Ответ. И вывоза товара за границу.  Эта политика называлась протекционизм. Владельцы предприятий получали существенную поддержку со стороны правительства, льготы. Например, купцы Демидовы.  Кроме того, из-за  нехватки рабочих рук  к  предприятиям  разрешили  приписывать  крестьян, и   даже целые деревни.  А также власти передавали  государственных крестьян для работы на предприятиях.

6 – по горизонтали.  Собрание-бал,  введенный  специальным  указом Петра1.

Ответ. С 1718 года специальным указом Петр  ввел ассамблеи, которые устраивались в домах знати. Приходить следовало всей семьей – с женами и дочерьми, закончилось затворничество  женщин. Участники: сановники, офицеры, духовенство, богатые купцы.  Здесь велись светские беседы, играла музыка, устраивались танцы, а заканчивалось все грандиозным ужином.

 Вопрос  из  кроссворда.  1 – по вертикали. Первый  русский  музей, собрание для редкостей. Когда и где  открыт?

Ответ. В 1714 году в Петербурге по указу Петра1 был основан первый русский музей Кунсткамера, куда следовало привозить все, что «зело интересно». С 1719 года его открыли для свободного посещения. Там можно было увидеть:  древние монеты, собрания минералов,  скелеты вымерших животных,  несколько земных и небесных «глобусов», монстров (заспиртованных уродов).  Здесь хранились древние рукописи, и была большая библиотека (11 тысяч томов).

 2 – по вертикали.  Судно-факел.  Что  это?

Ответ. Судно, нагруженное горючими и взрывчатыми веществами, которое в ходе сражения поджигали и пускали по ветру на неприятеля.

3 –по вертикали.  Эти предприятия  считались  первыми капиталистическими. Как они  назывались? Дайте определение. Самые  основополагающие  во  времена Петра1

Ответ. Мануфактура – первое капиталистическое предприятие, основанное на разделение труда, с использованием наемной рабочей силы, но  с  применением ручного труда.  При Петре 1 было построено 200 мануфактур. Самые основные  - металлургические, оружейные, текстильные.

 4 – по вертикали.  Высший  ранг  чиновника  в  гражданской  службе.

Ответ.  1класс или ранг – канцлер.

 5 – по вертикали. При Алексее Михайловиче эта форма феодального государства только начинала закладываться. При Петре1 уже утвердилась. Это даже выразилось в одном из тостов Петра1: «Да здравствует тот, кто любит  Бога, меня и Отечество!». Как называлась эта форма феодального государства? Что ей было свойственно?

Ответ. Абсолютизм, в России он еще назывался самодержавием.  Означало абсолютную, никем и ничем неограниченную власть монарха, опирающуюся на чиновничий аппарат.

Вопрос  кроссворда. 6 – по  вертикали.  М.В.Ломоносов  назвал  ее «вратами  своей  учености». Другие считали энциклопедией  определенных знаний  того  времени.  Что  это?

Ответ. Это учебник «Арифметика», написанный в 1703 году Л.Магницким. Впервые цифровой текст был написан не буквами, а арабскими цифрами. По этому учебнику учился М.В.Ломоносов.

8 тур. «Дискуссия»

Командам было дано задание – приготовить выступление с  апологетической  и критической оценкой личности Петра 1.  Защита – 2,5 мин.

9 тур – «Черный ящик». В ящике находится то, что появилось в России благодаря Петру 1. Дети должны догадаться, что там находится.

В ящике: чай, кофе, табак, картофель.

        Подведение итогов.

Таким образом, более реальной оценкой личности  и деятельности Петра 1 является компромиссная оценка.  Имя Петра 1 выдвигалось на конкурс «Имя России», что безусловно доказывает тот факт, что он является одним из выдающихся деятелей России.

.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщающий урок по теме "Эпоха Петра Великого" (с применением ЭОР)

  Данный урок – урок-обобщение изученного материала. По форме – урок-игра с применением ИКТ. Цель урока игры – повторение пройденного материала с применением игровых заданий и развитие навыков пользов...

Обобщающий урок в 7 классе по теме: «Образование Российской империи. Эпоха Петра Великого».

 Чтобы сделать Петра великим, его     делают небывалым и невероятным.Между тем  надобно изобразить егосамим собою, чтобы он сам собой сталвелик.(В.О. Ключевский)Цели урока: Проверить  знания учеников ...

Урок-игра Эпоха Петра Великого

Заключительный, обобщающий урок в форме игры "Счастливый случай"....

Технологическая карта урока по истории 7 класса "Изменения в культуре и быту в эпоху Петра Великого" (2 урок)

Технологическая карта урока по истории России 7 класса по теме "Изменения в культуре и быту в эпоху Петра Великого". Можно использовать как технологическую карту при проведении повторительно-обобщающи...

План-конспект урока в 10 классе "Россия в эпоху Петра Великого"

Урок истории в 10 классе естественно-научного  профиля. Базовый уровень....

Положение о конкурсе рисунков «Эпоха Петра Великого», посвящённому 350-летию со дня рождения Петра I

Общие положения.1. 1. Настоящее Положение о школьном конкурсе рисунков (далее – Положение, Конкурс) определяет цели, задачи, условия и порядок проведения Конкурса рисунков, посвящённому 350...

Урок-конференция по теме «Математическая наука в эпоху Петра Великого»

Целью урока было формирование у учащихся опыта самостоятельного поиска информации ,обработки информации, решения проблемных задач, сформировать представление об особенностях и нововведениях в эпоху Пе...