Открытый урок в 10 классе "Россия в эпоху Петра -Великого"
план-конспект урока по истории (8 класс)

Юсупова Ирайдат Омаровна

 Сценарий проблемно-эвристического урока   

 по истории в 10 классе  

на тему:

«Россия в эпоху Петра Великого»

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 4.1.1-4.1.2_urok_1.doc173.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «средняя общеобразовательная школа №34»

Сценарий проблемно-эвристического урока

по истории в 10 классе

на тему:

«Россия в эпоху Петра Великого»

Проблема: Петр Великий- злой гений или отец нации?

Автор : учитель истории и обществознания

МБОУ СШ №34 г. Махачкала

Юсупова Ирайдат Омаровна

г. Махачкала.

2021г.

Проблема: Петр Великий- злой гений или отец нации?

Урок «Россия в эпоху Петра Великого» выстороен с учетом принципов взаимодействия педагога и учащихся в субъект-субъектной парадигме. Субъектный подход в организации образовательного процесса предполагает, что ученик сам учится добывать знания, постоянно находится в ситуации выбора- для чего, что и как делать. Ученик становится субъектом образования, включаясь в совместную с преподавателем работу по преобразованию изучаемого материала.

Формы организации познавательной деятельности:

фронтальная, индивидуальная, умение вести диалог.

ЗАДАЧИ:

#1054;бразовательные:

-через оценку личности Петра I и характер его правления подвести учеников к осмыслению исторической эпохи; систематизация знаний.

-продолжить формирование у обучающихся умения определять задачи урока, организовывать себя, оценивать свою работу.

#1042;оспитательные:

- создание ситуации, требующей от учеников занять собственную гражданскую позицию по отношению к методам правления Петра I. помощь в определении собственного отношения к ключевым явлениям истории, вести культурную дискуссию.

-содействовать нравственному воспитанию и профилактике утомляемости обучающихся.

#1056;азвивающие:

развивать и обогащать речь учащихся, развивать логическое мышление и познавательный интерес к истории.

Методы: частично-поисковый, эвристическая беседа, технология проблемного обучения.

Оборудование: компьютер с мультимедийным оборудованием

Планируемые результаты:

-предметные: научиться осмысленно объяснять сущность проблемы и поиск вариантов альтернативного решения

-метапредметные: научиться работать с различными источниками знаний, мыслить, сравнивать, выстраивать логические цепочки, умение вести диалог.

-личностные: проявлять уважение к истории Отечества , саморазвитие учащихся, формирование и осознание чувства патриотизма, любви к родине и уважения к ее истории.

Ход урока.

#1054;рганизационно-мотивационный этап.

Музыкальная заставка песня «Хохлома»(2 минуты),автор Ю. Таран

Учитель .

Ребята ,сегодня наш урок ……..

Наш разговор я начну с исторической загадки. Попробуйте угадать, о какой исторической личности пойдет речь на уроке:

Когда он появился на свет, в Москве говорили, что на небе зажглась новая яркая звезда, для него специально заказывали тетради с красочными изображениями воинов, иноземных кораблей и городов, он был великан, без малого трех аршин ростом, целой головой выше любой толпы.

(…ответы уч-ся)

-Кто же он Петр1?

(ученик о Петре) Патя Гаджиева

Из Интернета. Личность Петра 1. (4 минуты) (источник – )

Пётр I Великий (Пётр Алексеевич; 30 мая [9 июня] 1672 года — 28 января [8 февраля] 1725 года) — последний царь всея Руси из династии Романовых1682 года) и первый Император Всероссийский1721 года).

Пётр был провозглашён царём в 1682 году в 10-летнем возрасте, стал править самостоятельно с 1689 года[1]. С юных лет проявляя интерес к наукам и заграничному образу жизни, Пётр первым из русских царей совершил длительное путешествие в страны Западной Европы (1697—1698 годы). По возвращении из них, в 1698 году, Пётр развернул масштабные реформы российского государства и общественного уклада. Одним из главных достижений Петра стало решение поставленной в XVI веке задачи: расширение территорий России в Прибалтийском регионе после победы в Великой Северной войне, что позволило ему принять в 1721 году титул первого императора Российской империи.

Учитель.

28 января 1725 года умер первый российский император – Пётр Алексеевич Романов.

На слайде

«…Кого хороним?.. Петра Великого хороним. Закатилось солнце земли Русской» - эти слова произнёс Феофан Прокопович, один из самых преданных сподвижников Петра. «Солнце земли Русской» - неправда ли, высочайшая оценка.

Л. Н. Толстой сказал о нем:

« Гениальный…, но зверь. Царь, прорубивший окно в Европу, но дравший по три шкуры с трудового крестьянства». Установите противоречие в данных высказываниях.

«То академик, то герой, то мореплаватель, то плотник» так характеризовал императора А. С. Пушкин, а писатель 19 века А. И. Герцен - « Гений…, но палач». В чем вы видите здесь противоречие?

Русский народ: «Антихрист!», когда Петр срывал с церквей колокола.

- Я предлагаю вам определить тему урока.

-Вы правильно определили проблемную тему, я внесу лишь коррективы:

Кто же был Пётр Великий? Злой гений или отец нации? --В чем он был прав и в чем он был виноват – вот главные вопросы наших дебатов.

Видеофильм о Петре

Учитель.

Чтобы дать объективную Оценку……….

Работа с документами

(высказывания историков..)

Учитель.

Давайте поговорим о деятельности Петра……

Ученик Алишка

Всю внутреннюю государственную деятельность Петра условно можно разделить на два периода: 16951715 годы и 17151725.

Особенностью первого этапа были спешка и не всегда продуманный характер, что объяснялось ведением Северной войны. Реформы были нацелены прежде всего на сбор средств для ведения войны, проводились насильственным методом и часто не приводили к желаемому результату. Кроме государственных реформ на первом этапе проводились обширные реформы с целью модернизации уклада жизни. Во втором периоде реформы были более планомерными.

Учитель.

Ключевский говорил…………..

-В чем была революция Петра,?

Ученица Зайнаб

Петром была проведена реформа государственного управления, преобразования в армии, был создан военный флот, была осуществлена реформа церковного управления, направленная на ликвидацию автономной от государства церковной юрисдикции и подчинение российской церковной иерархии Императору. Также была осуществлена финансовая реформа, предпринимались мероприятия по развитию промышленности и торговли.

После возвращения из Великого посольства Пётр I повёл борьбу с внешними проявлениями «устаревшего» образа жизни (наиболее известен запрет на бороды), но не менее обращал внимание на приобщение дворянства к образованию и светской европеизированной культуре. Стали появляться светские учебные заведения, основана первая русская газета, появляются переводы многих книг на русский. Успех по службе Пётр поставил для дворян в зависимость от образования.

Патя Дамаданова

Пётр ясно сознавал необходимость просвещения, и предпринял с этой целью ряд решительных мер. 14 января 1700 года в Москве была открыта школа математических и навигационных наук. В 1701—1721 были открыты артиллерийская, инженерная и медицинская школы в Москве, инженерная школа и морская академия в Петербурге, горные школы при Олонецких и Уральских заводах. В 1705 была открыта первая в России гимназия. Целям массового образования должны были служить созданные указом 1714 года цифирные школы в провинциальных городах, призванные «детей всякого чина учить грамоте, цифири и геометрии». Предполагалось создать по две такие школы в каждой губернии, где обучение должно было быть бесплатным. Для солдатских детей были открыты гарнизонные школы, для подготовки священников создана сеть духовных школ 1721. Указами Петра было введено обязательное обучение дворян и духовенства, но аналогичная мера для городского населения встретила яростное сопротивление и была отменена. Попытка Петра создать всесословную начальную школу не удалась (создание сети школ после его смерти прекратилось, большинство цифирных школ при его преемниках были перепрофилированы в сословные школы для подготовки духовенства), но тем не менее в его царствование были заложены основы для распространения образования в России.

Учитель.

-Так преобразователь ли он или разрушитель?

Терпугова К.

Уже первые шаги Петра как самостоятельного правителя дают представление о его будущем политическом курсе: жестокое подавление оппозиции внутри страны. Петр беспощадно расправлялся со своими противниками. От его руки летели отрубленные головы приговоренных к смерти стрельцов. Петр не пощадил даже своего сына Алексея, когда узнал о его участии в заговоре бояр и духовенства против царя.

Учитель.

-Есть другое мнение?

Хизриев

Я хочу представить точку зрения В. О. Ключевского (копии есть у учащихся на партах), какие же задачи стояли перед Россией в то время: «…Вот важнейшие части этой программы: 1) мир и даже союз с Польшей, 2) борьба со Швецией за восточный балтийский берег, с Турцией и Крымом за южную Россию, 3) завершение переустройства войска в регулярную армию, 4) замена старой сложной системы прямых налогов двумя податями, подушной и поземельной, 5) развитие внешней торговли и внутренней обрабатывающей промышленности, 6) введение городского самоуправления с целью подъема производительности и благосостояния торгово-промышленного класса, 7) заведение школ не только общеобразовательных с церковным характером, но и технических, приспособленных к нуждам государства. Легко заметить, что совокупность этих преобразовательных задач есть не что иное, как преобразовательная программа Петра…»

Крымские походы 1687 и 1689 годов, а позже Азовские походы 1695 и 1696 годов показали военное отставание России. У государства отсутствовал парусный военный флот. Без боеспособной армии было невозможно решить проблему выхода к Балтийскому и Черному морям.

Вспомним, что Северная война началась с разгрома российской армии. Однако Петр сумел сконцентрировать силы страны, создать боеспособную армию. Возросшее военное и экономическое могущество России вылилось в разгром шведов в Полтавском сражении. Россия победила в Северной войне одну из ведущих держав – Швецию. Россия становится гегемоном в Восточной Европе, одной из «великих держав» Европы. Русская армия во всей полноте проявила свои прекрасные боевые качества. Отныне Россия входит в «оркестр» европейских государств полноправным и уважаемым членом.

Учитель.

Недаром Пушкин и Ломоносов считали его идеальным монархом,не жалевшим себя ради цели, но при этом отмечали в нем такие качества как- жестокость, резкость и деспотизм

Магди 10 в

Отметим, что реформы императора носили насильственный характер. Все новое в экономике, политике, культуре насаждалось только сверху, от лица государства. В годы петровского правления произошло усиление крепостного права, а не раскрепощение крестьян, как на Западе в период буржуазных преобразований. Встает вопрос и о "цене" реформ. "Цена" была слишком дорогой. Страна продвигалась вперед благодаря крайнему напряжению материальных и людских сил, угнетению и эксплуатации народа. Историк П.Н. Милюков приводит, например, такой факт: за время правления Петра численность населения России сократилась на 20%. Слава и величие Санкт-Петербурга, нашей новой столицы выросли на костях почти ста тысяч, погибших при его строительстве.

Магомедова Зайнаб

Петр кардинально перестроил систему органов центрального и местного управления. На смену Боярской думы пришел Сенат. Громоздкая и запутанная приказная система была заменена 12 коллегиями. Коллегии строились по отраслевому принципу.

Я заявляю, что Петр совершил переворот в культуре российского общества. Преобразования в экономической и административной сферах требовали большого количества образованных людей. С этим связано внимание Петра к образованию. В 1698 г. Первая группа дворян была направлена на учебу за границу. В 1701 г. Были организованы Навигацкая и Артеллирейская школы, в 1707 г. Возникло Медицинское училище, в 1712 г. – Инженерная школа. Образование имело светский характер: первое место занимали математика, астрономия, инженерное дело и другие предметы. Для обучения использовались новые учебники, например, «Арифметика»» Л. Магницкого. Переход на новый гражданский алфавит в 1708 г. Упростил обучение грамоте и облегчил чтение. В декабре 1699 г. Петр отказался от традиционного летоисчисления «от сотворения мира» и приказал перейти на общеевропейское – от Рождества Христова, началом года считалось не 1 сентября, а 1 января.

Светский характер культуры проявился и в преобладании гражданского каменного строительства над культовым. Символом новой России стал Петербург, первый город в стране, построенный по плану. Летний дворец Петра, Кунсткамера, Гостиный двор, здание двенадцати коллегий олицетворяли европейскую архитектуру.

Учитель.

-Что скажут критики?

Гаджиев Магомед

О чем вы говорите?! При Петре I русская бюрократия оформилась в широкую иерархическую систему, когда ранг определял статус и привилегии человека. Указ Петра I положил начало официальной цензуре. При нем были созданы органы политического сыска. Историки М.М. Щербатов и Н.М. Карамзин обвиняли Петра в том, что он, европеизируя Россию, нарушал ее самобытное развитие (например, ликвидировал институт земских соборов). Философ Н.А. Бердяев считал, что в результате петровских реформ произошел раскол в русском обществе между элитой и народом. Верхушка общества (двор, высшее чиновничество, столичное и в определенной степени провинциальное дворянство) европеизировалась, приобщилась к западной культуре, получила образование. Народ, оставленный в состоянии крепостной зависимости, лишенный образования (Ломоносов - это лишь исключение из правила) в массе своей сохранил старые религиозные верования, не принял и не понял западный образ жизни, западные влияния. Жизненные условия народа были настолько тяжелы, что в его среде сама личность Петра и его преобразования встречали резкое осуждение.

Учитель. Примером наверно служит восстания: Булавина 1707-1708гг, Астраханское восстание 1705г и восстания стрельцов.

Разрешите сделать перерыв в дебатах……..

Вопросы на засыпку

  1. С какого дела начала свою деятельность тайная канцелярия?

(С дела сына Петра I – царевича Алексея, который был осужден за заговор против царя)

2. Какое наказание ожидало учеников петровских школ и училищ, если они прогуливали занятия? (В случае прогулов по указу 1707 года взимались штрафы, причем огромные (за первый прогулянный день – 5 рублей, за второй – 10 рублей, за третий и последующие – 15 рублей. Для сравнения – лошадь стоила 3 рубля, корова – 2 рубля). Несостоятельных же били плетью)

3. По слайду задание

4.Забота о том, кому оставить после себя престол, волновала великого преобразователя, и он во время торжеств, посвященным заключению Ништадского мира, издал указ о наследии престола. Какие мысли, волновавшие Петра I, нашли отражение в указе? (На примерах русской истории и священного писания Петр I доказывал, что отцы лишали своих детей наследства, если они того не стоили. Если такие права даны частному лицу, то тем скорее им должен пользоваться царь)

5.Почему Петра называют Первым, а его отца никогда никто так не называл? (Счет монархов по номерам – французское изобретение XVI века. Петр впервые ввел такой счет в России, что вызвало бурю протестов. Прежде царей и князей именовали по имени отчеству)

6.Карл XII, по словам В.О.Ключевского, принялся помогать Петру I, как только мог, после Нарвской битвы. Объясните эти слова историка. (Карл XII не пошел за русскими войсками. Петра I он явно презирал, недооценив его после легкой нарвской победы. Шведский король отправился в Польшу, а Петр в полной мере использовал передышку)

7.Один из известнейших государственных деятелей России XVIII века был неграмотным, но умудрился стать действительным членом Английского королевского общества наук. О ком идет речь? (А.Д.Меньшиков)

8.Историк В.О.Ключевский писал «Едва ли найдется в истории побоище, которое вывело бы из строя больше бойцов». О каком событии идет речь? (О строительстве Санкт-Петербурга).

9.В XVIII веке в России можно было встретить фендрика. Кто или что это такое? (Фендрик – низший, 14 класс в «Табели о рангах», армейское пехотное звание, впоследствии отменено)

10.В день рождения Петра, когда ему исполнилось 3 года, к маленькому царевичу на поклон с поздравлениями приходили бояре и выборные от сословий люди. Царевича осыпали подарками. Живые глазки малютки с любопытством перебегали по расставленным игрушкам. Как себя повел царевич дальше? ( Когда его глаза остановились на маленьком ружье и красиво сделанной сабле, он весь задрожал, глаза его сверкнули, он схватил одной рукой ружье, другой саблю, прижал их к груди и воскликнул: «Возьмите все, мне ничего больше не надо, дайте мне ружье и саблю, это мне любо»)

11. Петр I много внимания уделял воспитанию подрастающего поколения. Правилам поведения был посвящен специальный учебник, который учил молодого человека, как нужно вести себя в обществе. Что это была за книга? Когда она появилась? (1717 год. «Юности честное зерцало».)

Учитель.

Продолжаем дебаты

Мурадбегова

Петром были созданы новые типографии, в которых за 1700—1725 напечатано 1312 наименований книг (в два раза больше, чем за всю предыдущую историю русского книгопечатания). Благодаря подъему книгопечатания потребление бумаги выросло с 4-8 тысяч листов в конце XVII века, до 50 тысяч листов в 1719 году.

Произошли изменения в русском языке, в который вошли тысячи новых слов, заимствованных из европейских языков.

В 1724 Пётр утвердил устав организуемой Академии наук (открылась в 1725 после его смерти

Учитель.

Да , в Культуре произошло очень много изменений

Сулейманов

Особое значение имело строительство каменного Петербурга, в котором принимали участие иностранные архитекторы, и которое осуществлялось по разработанному царём плану. Им создавалась новая городская среда с незнакомыми прежде формами быта и времяпрепровождения (театр, маскарады). Изменилось внутреннее убранство домов, уклад жизни, состав питания и пр.

Специальным указом царя в 1718 были введены ассамблеи, представлявшие новую для России форму общения между людьми. На ассамблеях дворяне танцевали и свободно общались, в отличие от прежних застолий и пиров. Реформы, проведённые Петром I, затронули не только политику, экономику, но также искусство. Петр приглашал иностранных художников в Россию и одновременно посылал талантливых молодых людей обучаться «художествам» за границу. Во второй четверти XVIII в. «петровские пенсионеры» стали возвращаться в Россию, привозя с собой новый художественный опыт и приобретённое мастерство.

Фатима

30 декабря 1701 г. (10 января 1702 года) Пётр издал указ, которым предписывалось писать в челобитных и прочих документах имена полностью вместо уничижительных полуимен (Ивашка, Сенька и т. п.), на колени перед царём не падать, зимой на морозе шапку перед домом, в котором находится царь, не снимать. Он так пояснял необходимость этих нововведений: «Менее низости, более усердия к службе и верности ко мне и государству — сия то почесть свойственна царю…»Пётр пытался изменить положение женщин в русском обществе. Он специальными указами (1700, 1702 и 1724 гг.) запретил насильственную выдачу замуж и женитьбу. Предписывалось, чтобы между обручением и венчанием был не менее чем шестинедельный период, «дабы жених и невеста могли распознать друг друга». Если же за это время, говорилось в указе, «жених невесты взять не похочет, или невеста за жениха замуж идти не похочет», как бы на том ни настаивали родители, «в том быть свободе»

Учитель.

Предоставим слово критикам

Магомедов Магомед

Крестьяне с царствования Петра I стали разделяться на крестьян крепостных (помещичьих), монастырских и государственных. Все три разряда были записаны в ревизские сказки и обложены подушной податью. С 1724 года владельческие крестьяне могли уходить из своих деревень на заработки и по другим надобностям не иначе, как имея при себе письменное разрешение господина, засвидетельствованное земским комиссаром и полковником того полка, который стоял в данной местности. Таким образом, помещичья власть над личностью крестьян получала ещё больше возможности усиливаться, забирая в своё безотчётное распоряжение и личность, и имущество частновладельческого крестьянина. Это новое состояние сельского работника получает с этого времени название «крепостной», или «ревизской», души.

Учитель.

Вы считаете, что крепостное право усилилось?

(ответы учащихся)

Халилрахман

В целом реформы Петра были направлены на укрепление государства и приобщение элиты к европейской культуре с одновременным усилением абсолютизма. В ходе реформ было преодолено технико-экономическое отставание России от ряда других европейских государств, завоёван выход к Балтийскому морю, проведены преобразования во многих сферах жизни российского общества. Постепенно в среде дворянства складывалась иная система ценностей, мировосприятия, эстетических представлений, которая коренным образом отличалась от ценностей и мировоззрения большинства представителей остальных сословий. В то же время народные силы были крайне истощены, были созданы предпосылки (Указ о престолонаследии) для кризиса верховной власти, которые привели к «эпохе дворцовых переворотов».

Учитель.

Т.е все, что делалось Петром, хотя и жесткими методами -Во благо России

« Не Петру служите ,а России «, говорил Петр

Западники и славянофилы,

Света

Западный опыт может стать существенным подспорьем преобразований. Еще при царе Алексее дипломат А. Ордин-Нащокин (ок.1605-1680) попытался ввести элементы самоуправления по европейскому образцу. Будучи сторонником протекционистских мер, способствующих развитию ремесел и торговли Ордин-Нащокин считал необходимым развязать частную инициативу.

Петр смотрел на мир рационально .Он искренне верил в возможность перенести на русскую почву ,что было уместно в шведской системе административного деления страны.

Загидкадиева К

Петр 1 во многом походил на русских людей 17 века, по словам Ключевского ,пользовались плодами иноземной цивилизации, не заглядывая далеко вперед ,в возможные последствия своих начинаний, и не допытываясь ,какими усилиями западноевропейский ум достиг…технических успехов(Ключевский В.О. соч.Т.3 с.247)

Петр в последние годы своего царствования понимал ущербность реформ, направленных на укрепление государственной власти, и в 1721году говорил о том что настала пора позаботиться о благоденствии подданных. Петр первым из русских монахов осознал, что государство нельзя отождествлять с государем, что государь служит державе, а не только владеет ею.

Агаширинова М

Заключив Ништадтский мир, Россия получила выход к Балтийскому морю и превратилась в великую державу. Вырос авторитет России в Европе, так как многие европейские страны быстро согласились признать Россию империей.

В письме послу Франции в России Людовик XIV так отзывался о Петре:

Этот государь обнаруживает свои стремления заботами о подготовке к военному делу и о дисциплине своих войск, об обучении и просвещении своего народа, о привлечении иностранных офицеров и всякого рода способных людей. Этот образ действий и увеличение могущества, которое является самым большим в Европе, делают его грозным для его соседей и возбуждают очень основательную зависть.

Мориц Саксонский называл Петра величайшим человеком своего столетия.

Восторженную характеристику Петру дал Михаил Ломоносов

«С кем сравню Великого Государя? Я вижу в древности и в новых временах Обладателей, великими названных. И правда, пред другими велики. Однако пред Петром малы. … Кому ж я Героя нашего уподоблю? Часто размышлял я, каков Тот, который всесильным мановением управляет небо, землю и море: дохнет дух Его — и потекут воды, прикоснется горам — и воздымятся».

Вольтер писал неоднократно о Петре. К концу 1759 г. выпустил первый том, а в апреле 1763 г. вышел второй том «Истории Российской империи при Петре Великом». Главной ценностью петровских реформ Вольтер определяет прогресс, которого русские добились за 50 лет, другие нации не могут этого достигнуть и за 500. Пётр I, его реформы, их значение стали объектом спора Вольтера и Руссо.

Учитель.

Восторженно характеризует Петра Ломоносов

«С кем сравню Великого Государя? Я вижу в древности и в новых временах Обладателей, великими названных. И правда, пред другими велики. Однако пред Петром малы. … Кому ж я Героя нашего уподоблю? Часто размышлял я, каков Тот, который всесильным мановением управляет небо, землю и море: дохнет дух Его — и потекут воды, прикоснется горам — и воздымятся».

Напият

Н. М. Карамзин, признавая этого государя Великим, сурово критикует Петра за чрезмерное увлечение иностранным, стремление сделать Россию Нидерландами. Резкое изменение «старого» быта и национальных традиций, предпринятое императором, по мнению историка, далеко не всегда оправдано. В результате русские образованные люди «стали гражданами мира, но перестали быть, в некоторых случаях, гражданами России».

Западники положительно оценивали петровские реформы, благодаря которым Россия стала великой державой и приобщилась к европейской цивилизации.

С. М. Соловьёв отзывался о Петре в восторженных тонах, приписывая ему все успехи России как во внутренних делах, так и во внешней политике, показал органичность и историческую подготовленность реформ:

Необходимость движения на новую дорогу была осознана; обязанности при этом определились: народ поднялся и собрался в дорогу; но кого-то ждали; ждали вождя; вождь явился.

Учитель.

Т.е.,историки , дипломаты по разному оценивали Петра.

Так кто же он? Злодей или отец Нации?

(группы обобщая, называют «+» и «-» правления Петра)

Вывод делает Гаджиева Патя

Учитель.

Вывод сделан, Петра узнали с разных сторон

А теперь поработаем по материалам ЕГЭ

(работа по слайдам)

Поднимите руку, кто доволен своей работой на уроке .


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщающий урок по теме "Эпоха Петра Великого" (с применением ЭОР)

  Данный урок – урок-обобщение изученного материала. По форме – урок-игра с применением ИКТ. Цель урока игры – повторение пройденного материала с применением игровых заданий и развитие навыков пользов...

повторительно-обобщающий урок по эпохе Петра Великого

В игровой форме можно провести повторение по эпохе Петра Великого. Урок проходит незаметно, активность детей высокая, результативность тоже....

Обобщающий урок в 7 классе по теме: «Образование Российской империи. Эпоха Петра Великого».

 Чтобы сделать Петра великим, его     делают небывалым и невероятным.Между тем  надобно изобразить егосамим собою, чтобы он сам собой сталвелик.(В.О. Ключевский)Цели урока: Проверить  знания учеников ...

Урок-игра Эпоха Петра Великого

Заключительный, обобщающий урок в форме игры "Счастливый случай"....

Технологическая карта урока по истории 7 класса "Изменения в культуре и быту в эпоху Петра Великого" (2 урок)

Технологическая карта урока по истории России 7 класса по теме "Изменения в культуре и быту в эпоху Петра Великого". Можно использовать как технологическую карту при проведении повторительно-обобщающи...

План-конспект урока в 10 классе "Россия в эпоху Петра Великого"

Урок истории в 10 классе естественно-научного  профиля. Базовый уровень....

Положение о конкурсе рисунков «Эпоха Петра Великого», посвящённому 350-летию со дня рождения Петра I

Общие положения.1. 1. Настоящее Положение о школьном конкурсе рисунков (далее – Положение, Конкурс) определяет цели, задачи, условия и порядок проведения Конкурса рисунков, посвящённому 350...