Первая российская революция 1905-1907 гг.
план-конспект урока по истории (9 класс) по теме

Игнатова Маргарита Виленовна

Урок проводится в 9 классе. Является пятым темы "Россия на рубеже XIX-XX вв. В ходе урока учащиеся работают в группах, решают проблему, заполняют хронологическую таблицу. Цель урока -сформировать у учащихся представление о том, что первая российская революция была обусловлена  неразрешенностью основных социально-экономических и политических противоречий, которые обострились на фоне неудач русской армии в войне с Японией; подвести учащихся к пониманию того, что революция 1905 – 1907 гг.  стала попыткой решить коренные проблемы российской действительности; раскрыть характер и итоги  революции,  а также определить ее значение для дальнейшего развития страны.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon problemnyy_urok_pervaya_russkaya_revolyutsiya.doc51.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока : Первая Российская революция 1905-1907 гг.

Цели урока:

          Образовательные:  сформировать у учащихся представление о том, что первая российская революция была обусловлена  неразрешенностью основных социально-экономических и политических противоречий, которые обострились на фоне неудач русской армии в войне с Японией; подвести учащихся к пониманию того, что революция 1905 – 1907 гг.  стала попыткой решить коренные проблемы российской действительности; раскрыть характер и итоги  революции,  а также определить ее значение для дальнейшего развития страны.

          Развивающие:  способствовать формированию умений и навыков учащихся:

- по систематизации,  обобщению и анализу исторического материала;

- самостоятельной работы  с материалами учебника, документами  и   дополнительной литературой;

- по выявлению причинно-следственных связей и делать самостоятельные логические выводы;

- преодолевать трудности в учении, используя проблемные ситуации и творческие задания

         Воспитательные: 

- патриотическое воспитание на материале урока

ПЛАН  ИЗУЧЕНИЯ  НОВОГО МАТЕРИАЛА:

1.Причины революции, её характер.

2. Начало революции. Манифест 17 октября 1905 г.

3. Декабрьское вооружённое восстание.

4. Поражение и итоги революции.

№  этапа

Содержание этапа

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1.

Организация работы

Приветствует учащихся, раздает цветовые указатели и прости занять место согласно полученному обозначению: «Аналитики», «Политологи», «Хронисты», «Практики»

Сообщает тему, записанную на доске. Ставит проблему: «Почему революция не привела к падению существующего режима?»

Принимают участие в целеполагании

Что мы должны будем изучить, чтобы ответить на вопрос? Нужно изучить события, а значит узнать даты революции, издания Манифеста, значение.

Для решения поставленной проблемы мы разбились на группы. У каждой группы будет свое задание.

Далее учитель знакомит учащихся с заданиями, с инструкцией по организации работы в группе.  Обращает внимание учащихся на то, как будут подводиться итоги работы групп, определяет регламент.

Знакомятся с инструкцией по организации работы в группе, с бланком-заданием, с дополнительным методическим комплектом Распределяют роли организатора, историков- исследователей и высту- пающего в группе (см. инструкцию по организации работы в группе)

2.

Изучение нового материала

Обходит класс, следит за работой в группах, помо- гает учащимся при за- труднениях, напоминает о регламенте

Изучают материал по учебни- ку, ДМК, мультимедиа, запол няют бланки-решения, готовятся к выступлению у доски, оценивают работу каждого из группы

3.

Ответы групп у доски

Слушает, корректирует ответы, следит за регла- ментом, оценивает работу групп. Предлагает запол-нять по ходу прослушивания таблицу

Демонстрируют бланки- решения, отвечают у доски, в ходе прослушивания ответов заполняют таблицу, отгадывают кроссворд

4.

Выводы, решение проблемы

Обращает вновь внимание на поставленную проблему, предлагает обсудить и сделать вывод. Поощряет группы за участие в обсуждении. Подводит итог, сообщает результат

Обсуждают в группе свое выступление, выступают с решением проблемы

5.

Закрепление

Учитель обращает внимание на таблицу

Учащиеся соотносят свою за- полненную таблицу

Отвечают на вопросы учителя

6.

Домашнее задание

Сообщает домашнее задание: § 5, скоррек- тировать таблицу «Революция 1905-1907 гг.», решить кроссворд, выполнить задания в рабочей тетради.

Записывают д/з в дневник

7.

Рефлексия

Учитель предлагает учащимся высказать свое мнение по поводу урока, насколько комфортно они себя чувствовали, что понравилось или не понравилось на уроке

Учащиеся высказывают свое мнение об уроке

ИНСТРУКЦИЯ

Организация работы в группе

1. Ознакомьтесь с заданием для группы.

2. Выберите организатора обсуждения.

Задача организатора — координировать работу всех членов группы; объективно оценивать работу каждого, заносить результаты в экспертный лист и сообщать учителю о готовности группы.

3. Выберите историков-исследователей, которые должны выполнить задания 1 и 2 из бланка-задания

4. Определите выступающего. Его задача - сообщить результат работы всей группы.

5. Далее обсудите выполненное задание, решите задание 3 и 4 из бланка-задания и подготовьте выступление продолжительностью 2 минуты. (Время работы -5 минут.)

Приложение 1

Бланк-задание «хронистам»

1. Вычленить главные даты, касающиеся:

а) начала революции;

б) Декабрьского вооруженного восстания;

в) заключительного этапа революции.

2. Соотнести даты с событиями.

3. Составить хронологическую таблицу.

 (Время для принятия решения - 10 минут, для оглашения решения -2 минуты.)

Приложение 2

Бланк-задание «политологам»

1. Изучить Манифест. Как изменилась система государственных органов власти в ходе первой революции?

2. Как осуществлялось принятие законодательных решений?

3. Мог ли император принимать решения в обход Государственной Думы?

4. Можно ли считать, что после появления Государственной Думы Россия превратилась в конституционную монархию?

 (Время для принятия решения -10 минут. Для оглашения - 2 минуты.)

Приложение 3.

Бланк-задание «аналитикам»

1. Выбрать данные:

а) причин революции;

б) расстановке сил, ход революции;

в) итогов революции.

2. Проанализировать данные.

3. Показать на настенной карте ключевые позиции революции.

(Время для принятия решения -10 минут. Для оглашения -2 минуты.)

Приложение 4.

Бланк-задание «практикам»

1. Найти новые слова, понятия, термины, фамилии.

2. Определить их значение.

3. Составить кроссворд по теме  «Революция 1905-1907 гг.».

(Время для принятия решения - 10 минут. Для оглашения -2 минуты)

Использованная литература.

  1. А.А.Данилов, Л.Г. Косулина, М.Ю.Брандт История России XX- начало XXI века. 9 класс - М.: Просвещение, 2010
  2. Т.А. Корнева Поурочные планы по учебнику А.А. Левандовского, Ю.А.Щетинова История России XX- начало XXI века, - Вологда: Учитель, 2010


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку "Первая российская революция 1905-1907 гг."

Презентация к уроку по новейшей отечественной истории "Первая российская революция"...

План-конспект урока "Первая российская революция 1905-1907 гг."

В данном уроке представлены следующие педагогические технологии: групповые технологии (В.К. Дьяченко), технология уровневой дифференциации (В.В. Фирсов), компьютерные технологии (новые информационные ...

Конспект урока истории в 9 классе по теме "Первая Российская революция 1905-1907 г.г."

Разработка урока, цели, задачи, карточки для самостоятельной работы обучающихся...

Первая русская революция 1905 - 1907 гг.

Проблемный урок, посвященный событиям Первой русской революции...

Первая Российская революция 1905-1907 г

презентация по истории России на тему "Первая Российская революция 1905-1907 г"...

Тема урока: "Первая Российская революция 1905-1907 г.г."

Данная разработка позволит сформировать у учащихся представление о том, что первая российская революция была обусловлена  неразрешенностью основных социально-экономических и политических противор...