Рабство в древнем мире
план-конспект урока по истории на тему

Довганич Людмила Дмитриевна

Урок

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема    Урок по теме «Рабство в Древнем Риме»

Автор    Довганич Людмила Дмитриевна, учитель истории и обществознания МКОУ «Хохольский лицей» р.п. Хохольский Воронежской области

Возраст обучающихся  5 класс

Предмет   история

Дата разработки 1 сентября 2014 года

Краткое описание. Урок по программе в рамках раздела «Древний Рим»

Метод: проблемно-поисковый.

Особенности проведения занятия: групповая форма работы.

Тема урока     РАБСТВО В ДРЕВНЕМ РИМЕ

Цель урока: Понимание обучающимися несправедливости общественного строя, основанного на рабстве.

Задачи урока:

  1. Обобщить знания об источниках рабства.
  2. Найти информацию об особенностях отношения к рабам в Древнем Риме.
  3. Сравнить отношение к рабству на разных этапах развития общества.
  4. Приобрести опыт работы в группе.

Ожидаемые результаты:

  1. Использовать понятийный аппарат: амфитеатр, гладиатор.
  2. Сравнивать – выделять общее и различия в положении рабов в Древнем Риме и в Древней Греции.
  3. Высказывать и аргументировать свою точку зрения по изучаемой проблеме.
  4. Формулировать не менее трех вопросов разных видов по источнику информации.
  5. Заполнять  таблицу «Труд раба»
  6. Высказывать свое отношение к рабству.

Основные понятия: рабство, амфитеатр, раб-гладиатор, раб-педагог

План урока:

1.Источники рабства

2.Где применялся труд рабов

3.Отношение к рабству в Древнем Риме и в современном мире

Ресурсное обеспечение: раздаточные материалы для работы в группе, учебник, документы, презентация

ВВОДНАЯ ЧАСТЬ

Мотивация

Вариант 1

Учитель читает стихотворение (слайд №1), задает вопрос:

 «О ком идет речь в стихотворении?»

Он родился свободным

Под отеческим кровом.

Но в железные цепи

Был врагами закован…

Он теперь на чужбине,

Он теперь не свободен –

Никогда не увидит

Он отчизны просторы

Учащиеся отвечают: о рабе

Риск – учащиеся могут назвать конкретного человека

Уточняющий вопрос учителя: О представителе какого класса идет речь?

Вариант 2. Демонстрация фрагмента из фильма «Гладиаторы»

Результат: интерес

Учитель: А какое государство мы сейчас изучаем?

Учащиеся: Древний Рим.

Учитель: Так какая тема нашего урока?

Учащиеся формулируют тему урока (слайд №2)

Формулировка проблемы

Учитель предлагает высказывание римских ученых о рабах

Варрон писал: «Теперь я буду говорить, какими орудиями труда обрабатываются поля. Эти орудия бывают трех видов: говорящие – рабы, мычащие – быки, немые – повозки, лопаты, плуги».

Колумелла писал: «Рабы приносят полям величайший вред. Они пасут скот плохо. Дурно пашут землю. Они не заботятся о том, чтобы семена дали богатый урожай… За это они будут наказаны».

Катон писал: «Если стояла дождливая погода, то вот работы, которые можно делать и в ливень: мыть посуду, прибирать усадьбу, переносить хлеб, выносить навоз наружу, очищать зерно, починять веревки, а также свои одеяла и плащи. По праздникам можно было чистить старые канавы, прокладывать общественную дорогу, вырезать колючие кусты, вскапывать огород…»

Учитель: Что общего в этих высказываниях?

Учитель выслушивает мнение учеников и подводит к выводу о том, что римские ученые не признавали за рабами прав человека.  (слайд№4)

Учитель: А вот высказывание римского сенатора. «Нет ничего совершеннее, чем наше общество. У нас нет ничего, что противоречило бы справедливости и добродетели. Что же касается рабов, то их, собственно, не следует брать в расчет».

Учитель: Согласны вы с этим? Почему?

Учитель: Проведем исследование и аргументировано ответим на вопрос «Почему общество, основанное на рабстве, нельзя назвать совершенным?» (слайд№5)

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

1.Деление учащихся на группы в результате блиц-опроса  

1 вопрос. Какой год считается годом основания города Рима?

Ответ: 753 год до нашей эры.

2 вопрос. На каком полуострове находится Древний Рим?

Ответ: На Аппенинском полуострове.

3 вопрос. В каком году была установлена республика?

Ответ 509 г. до н.э.

Первые три учащихся, верно ответившие на вопросы, назначаются консультантами и набирают себе группу. Называют по очереди по одному человеку.

2. Актуализация  ранее изученного материала.

Учитель: Как становились рабами?

Результат. По ходу ответов учащихся на слайде (№6) появляется информация «Источники рабства»

Учитель: Как вы думаете, какой источник характерен для Древнего Рима?

Где использовался труд рабов в государствах, которые мы уже изучили?

3. Задания группам

1 группа   «Рабы в имении»

  1. Учебник,  параграф 49 стр. 238-240 – прочитать п.2
  2. Прочитать документы.
  3. Ответить на вопросы:  
  1. Какие работы выполняли рабы в имении?
  2. Рассмотрите верхний рисунок  на стр. 239

Предположите, как управляющий по приказу господина поступит с рабом-стариком?

  1. Как римляне относились к рабам?

2 группа «Рабы в богатом доме»

  1. Учебник, параграф 49 п.3 стр.240 прочитать

  1. Ответить на вопросы:
  1. Какие обязанности были у рабов в доме?
  2. В чём главное отличие раба от свободного?
  3. После каких событий в домах римских богачей появились образованные рабы?
  4. Как римляне относились к рабам?

3 группа «Рабы-гладиаторы»

  1. Учебник, параграф 49 п.4 стр.240-241 прочитать
  2. Документ «Гладиаторские бои» прочитать (Маркс Э. Римляне. М., 1997 – с.59)
  3. Ответить на вопросы:
  1. Кто такие гладиаторы?
  2. Рассмотрите рисунок на стр.241 и ответьте на вопрос:

Как римляне относились к рабам?

 

Каждому учащемуся в группе дается задание: заполнить таблицу «Труд рабов»

Вопрос

В имении

В богатом доме

Рабы-гладиаторы

Что делали

Как относились к рабам

Выступление групп.

Группы задают друг другу не менее трех вопросов

ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ

  1. Возвращение к проблемному вопросу и ответ на него

Учащиеся: Рабство антигуманно и безнравственно. Человек не может быть вещью. (слайд №7)

Учитель: Существует ли рабство в современном мире? Как вы к этому относитесь?

Учащиеся высказывают свое мнение о рабстве.

Учитель: Что нового узнали на уроке?

ОЦЕНИВАНИЕ

- Все ли удалось выполнить на уроке?

- Оцените работу друг друга. Как работали группы?

- Консультант оценивает работу группы и каждого в группе.

- Учитель собирает заполненные таблицы и оценивает.

РЕФЛЕКСИЯ

Если говорить коротко, то  основным на уроке было…

Как материал урока повлиял на твои взгляды?

Где ты используешь знания, полученные на уроке?

Домашнее задание. Написать рассказ от имени раба.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Cценарий урока истории в 5 классе "Рабство в Древнем мире"

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА           Направление представленной работы: общественные дисциплины Тема урока: «Рабство в Древнем Риме». Характеристика класса: в 5 б...

Тест по теме: Рабство в Древнем Риме. Восстание Спартака

Тест по ИсториИ древнего мира Тема: Рабство в Древнем Риме. Восстание Спартака Предназначен для контроля знаний по теме. Содержит восемь вопросов . Ключ к тесту на последней странице....

Методическая разработка урока "Рабство в Древнем Риме"

Цели:образовательные- дать учащимся представление о жизни римских рабовладельцев и труде римских рабов. ввести новые понятия: триумф. провинция, гладиатор. амфитеатр. развивающие- продолжить форм...

Открытый урок по истории Древнего мира 5 класса по теме: "Рабство в Древнем Риме"

Данный открытый урок относится к традиционным урокам, где среди методов работы - работа с историческим источником, работа с элекстронными образовательными ресурсами - на уроке демонстрируется презента...

Презентация по истории Древнего мира на тему "Рабство в Древнем Риме", 5 класс.

Рабство Древнего Рима – одна из темных страниц в его истории, противоречивый срез общественной жизни нескольких веков до нашей эры. Но современная «работа» во многом происходит ...

Урок истории в 5 классе: "Рабство в Древнем мире"

Данный материал позволит прпоказать работу детей в группе, в парах и индивидуально во время урока....