Конспект внеурочного занятия "Профессии от А до Я"
план-конспект урока (5 класс) по теме

Толстикова Ирина Николаевна

Конспект заянятия во внеурочной деятельности по составлению алфавита профессий.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan-konspekt_tolstikova_in.docx27.2 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение села Новая Кармала муниципального района Кошкинский Самарской области

План-конспект

занятия внеурочной деятельности  «Профессии от А до Я (профессии в моей семье)» для учащихся 5 класса

Автор

Толстикова Ирина Николаевна

учитель истории, краеведения

с. Новая Кармала 2014

Тема «Профессии от А до Я (профессии в моей семье)»

Форма занятия: игра-путешествие.

Цель: формирование представления о профессиях и истории их происхождения (составления алфавита профессий)

Задачи:

Образовательная: ознакомить с профессиями наших предков, родителей, современной России.

Развивающая:  развивать у учащихся речь, мышление, память, умения и навыки коллективной работы; ловкость, силу, смекалку, координацию

Воспитательная: воспитывать уважение к культуре и историческому наследию, уважение к труду.

Продолжительность занятия: 40 минут

Оборудование и материалы:

Проектор, ноутбук, экран, цветные карандаши, листы А4 для всех учащихся, алфавит

Предварительная работа учащихся: Подготовить рисунок из 4 эпизодов – профессии в моей семье (профессии родителей, бабушки, дедушки и т.д.)

Ход занятия.

Этап занятия

время

Содержание этапов

Средства обучения

Деятельность

педагога

Деятель-ность

учащихся

1. Оргмомент

1

 В мире много интересного
Нам порою неизвестного
Миру знаний нет предела
Предлагаю вам я тему 
Так скорей, друзья, за дело.
Хоть немного знаем все мы:
Книги, чашки, стол и дом
Создал человек трудом.

Вот о тех, кто создаёт,
Строит, учит иль поёт,
Мы сейчас поговорим
И свое занятие  им посвятим.
Тема наша вам ясна
?

О профессиях она.

Сегодня ребята мы окунемся в мир профессий.

2. Основная часть

Путешествие в прошлое профессий

10-12 мин

Профессий много на земле. А кто знает, что такое профессия? Профессия – это трудовая деятельность, для выполнения которой человек должен обладать определенными знаниями и навыками, иметь специальные способности и развитые профессионально важные качества.

Ребята, а у наших предков были профессии? Чем занимались? Наши предки-славяне занимались земледелием, охотой, рыбалкой и т.д. Чем занимались земледельцы?  Обрабатывали землю, сеяли пахали, убирали урожай.

Охота, рыбалка, промыслы, бытовые сценки и многое другое, составляющее повседневные занятия людей в старину дошло до наших дней в многочисленных играх-отражениях. Глядя на которые совсем нетрудно себе представить, чем и как жили наши предки.

Невод

Игра проходит на ограниченной площадке, пределы которой нельзя пересекать никому из играющих. Двое или трое игроков берутся за руки, образуя невод. Их задача – поймать как можно больше плавающих рыб, т.е. остальных игроков. Задача рыб – не попасться в невод. Если рыбка оказалась в неводе, то она присоединяется к водящим и сама становится частью невода. Игра продолжается до того момента, пока не определится игрок, оказавшийся самой проворной рыбкой.
Детали:

Рыбки не имеют права рвать невод, т.е. расцеплять руки у водящих.

Какая профессия связана с неводом?


Удочка

Играющие образуют круг. Водящий, стоя в центре, вращает веревочку с привязанным на конце мешочком с песком – удочку. Играющие перепрыгивают через веревочку, когда она проходит под ногами, стараясь не задеть ее. Коснувшийся веревки становится водящим.
Детали:

Вращение веревки должно производится не выше уровня колен.


Птицелов

Играющие определяют одного игрока, который становится птицеловом. Оставшиеся выбирают себе названия птиц, крику которых они могут подражать и становятся птицами. Птицы встают в круг, в центре которого – птицелов с завязанными глазами. Птицы ходят вокруг птицелова и произносят нараспев:
В лесу, во лесочке,
На зеленом дубочке.
Птички весело поют,
Ай! Птицелов идет!
Он в неволю нас возьмет,
Птицы, улетайте!

Птицелов хлопает в ладоши, играющие останавливаются на месте, и водящий начинает искать птиц. Тот, кого он нашел, подражает крику птицы, которую он выбрал. Птицелов угадывает название птицы и имя пойманного. После чего этот игрок сам становится птицеловом. Если птицелов ошибается – игра продолжается в тех же ролях.
Детали:

Играющие не должны прятаться за предметы, встречающиеся на пути. Игроки обязаны останавливаться на месте точно по сигналу.

 Какая профессия ассоциируется с этой игрой?

Ребята, какие профессии славян мы запомнили? Давайте мы запишем эти профессии в наш алфавит. На алфавите появляются земледелец, рыбак, охотник, птицелов. А как эти профессии называются сейчас. Кто работает на земле?  С животными на ферме? (В алфавите появляются  -агроном, фермер, доярка, скотник, тракторист, комбайнер).

Учащиеся отвечают на вопрос. Вместе с учителем формируют понятие.

Возможные варианты ответов-земледелие, рыбалка, охота, скотоводство, ремесленники

Учащиеся играют.

Ответ- рыбак

Учащиеся играют

Ответ учащихся – пцицелов, охотник

Агроном, комбайнер, доярка, фермер, тракторист

Основная часть

Профессии в моей семье

5-6

Ребята, вы получили  предварительное задание нарисовать коллаж «Профессии в моей семье».

Рассказы учащихся, выставка работ. Дополнение алфавита профессиями родителей

Основная часть

Игра

5-6

Мы продолжаем знакомиться с профессиями.  Проведем игру «Крокодил». Один  из учащихся получает задание на листочке (профессии –маляр, банкир, доктор-врач, фокусник) и без слов показать, изобразить человека заданной профессии.

А следующую игру мы осложним. Учащийся на листочке получает задание (имиджмейкер, юрист, космонавт) и использует для характеристики этой профессии слова – существительные, глаголы, прилагательной, не использовать однокоренные слова.

Ребята играют, участвуют все.

Основная часть.

Современные профессии

2-3

Времена меняются, меняются и профессии. Некоторые исчезают (птицелов, земледелец и т.д.), некоторые появляются. Как вы думаете, чем может заниматься человек с такой профессией:

-риэлтор,

- мерчандайзер,

-логистик.

А какую профессию вы хотите получить? Кем вы хотите работать? Чем будете заниматься?

Примерные ответы учащихся  с помощью учителя: агент по продаже недвижимости, продвижение товаров, реклама, статистика

Опрос каждого учащегося

Закрепление

Своя игра

7

Игра состоит из разделов: кому принадлежит фраза,

Каждый учащийся выбирает категории

Компьютер,

экран, проектор.

Подведение итогов

1-2

Подумайте, что было бы,

Когда б сказал портной:

– Шить платья мне не хочется,

Устрою выходной!

И все портные в городе

За ним ушли б домой.

Ходили б люди голые

По улице зимой.

Подумайте, что было бы,

Когда сказал бы врач:

– Рвать зубы мне не хочется,

Не буду, хоть ты плачь!

Больным врачебной помощи

Не стало б никакой.

А ты б сидел и мучился

С подвязанной щекой.

Подумайте, что было бы,

Когда б сказал шофер:

– Возить людей не хочется! –

И выключил мотор.

Троллейбусы, автобусы

Засыпало снежком,

Рабочие на фабрики

Ходили бы пешком.

Сказал учитель в школе бы:

– Мне в нынешнем году

Учить детей не хочется,

Я в школу не приду!

Тетради и учебники

Валялись бы в пыли,

А вы бы неучеными

До старости росли.

Подумайте, какая бы

Случилась вдруг беда!

Но только так не сделает

Никто и никогда,

И люди не откажутся

От нужного труда:

Учитель обязательно

Придет наутро в класс,

А пекари старательно

Хлеб испекут для вас.

Любое дело выполнят,

Что им ни поручи,

Портные и сапожники,

Шоферы и врачи.

Мы все семьею дружною

В одной стране живем,

И каждый честно трудится

На месте на своем.

– Какой вывод вы сделали из этого стихотворения? О чем оно заставило вас задуматься?

Подведем итог нашего занятия. Что нового о профессиях вы узнали сегодня?

– Очень важно, чтобы каждый человек выбрал себе дело по душе. Счастлив тот человек, который занимается любимым делом, кто правильно выбрал себе профессию. О таком человеке говорят, что он на своем месте или что у него золотые руки.  

– Можно быть кем угодно: прекрасным, знающим врачом, водителем, писателем, грузчиком, но если у вас злое сердце, если вы завистливы, эгоистичны, вы никому не принесете радости своим трудом. Поэтому я прежде всего желаю вам быть добрыми и отзывчивыми людьми.

Домашнее задание. Заполните профессиями буквы, которые мы оставили пустыми.

Список использованных источников

1. Аленкина О. А. Классные часы по профориентации, М., Планета, 2011 г.

2. Борисова Е. М. Индивидуальность и профессия, М., Знание, 1991 г.

3. Прощицкая Е. Н. Выбирайте профессию, М., Просвещение, 1991 г.

4. Пряжников Н. С. Профориентация в школе и колледже, М., ВАКО, 2006г.

5. Резапкина Г. В. Секреты выбора профессии, М., Генезис, 2002 г.

6. Савченко М. Ю. Профориентация. Личностное развитие, М., ВАКО, 2006 г.

Приложение 1.

А –                      К -        

Б –                       Л -

В –                       М –

Г –                        Н -

Д –                        О - охотник

Е –                         П - птицелов

Ж –                        Р - рыбак

З –земледелец       С-

И –                         Т -

 Приложение 2.

А – агроном       К -   комбайнер      У -

Б –                       Л -                           Ф - фермер   

В –                       М –

Г –                        Н -

Д – доярка           О - охотник

Е –                         П - птицелов

Ж –                        Р - рыбак

З –земледелец       С- скотник

И –                         Т - тракторист

 

Приложение 3.

А – агроном       К -   комбайнер      У -учитель

Б –                       Л -                           Ф - фермер   

В – ветеринар    М –

Г –                        Н -

Д – доярка           О - охотник

Е – егерь              П – птицелов, почтовый работник

Ж –                        Р - рыбак

З –земледелец       С- скотник

И –                         Т - тракторист

 

Приложение 4.

А – агроном       К -   комбайнер      У -учитель

Б –                       Л -                           Ф - фермер   

В – ветеринар    М –

Г –                        Н -

Д – доярка           О - охотник

Е – егерь              П – птицелов, почтовый работник

Ж –                        Р - рыбак

З –земледелец       С- скотник

И –                         Т - тракторист


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект внеурочного занятия по физкультуре 1 класс

Конспект открытого внеурочного занятия по физкультуре в 1 классе (по стендартам второго поколения)...

Конспект внеурочного занятия "Занимательный английский" 1 класс

Конспект внеурочного занятия в 1 классе по теме "Мои любимые игрушки"...

Конспект внеурочной деятельности КВН 5 класс

Конспект занятия внеурочной деятельности КВН в 5 классе. Практическое занятие: выбор шуток для разминки....

Конспект внеурочной деятельности "Мы волонтёры" 5 класс

Разработка занятия внеурочной деятельности "Мы волонтёры". Регламентируем деятельность. Для учащихся 5 класса. В рамках реализации ФГОС...

КОНСПЕКТ ВНЕУРОЧНОГО ПРАКТИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ ПО ВОЛЕЙБОЛУ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 10-11-Х КЛАССОВ.

конспект  X Всероссийский конкурс «Мастер педагогического труда по учебным и внеучебным формам физкультурно-оздоровительной и спортивной работы»НОМИНАЦИЯ«Специалисты физической культуры и сп...

Конспект внеурочной деятельности по английскому языку в 3 классе. Тема: "Названия частей тела".

Цель: ученик научится составлять краткую характеристику персонажа.Формирование Коммуникативных УУД: 1. Договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности. 2.Строить понят...

Конспекты внеурочных занятий по английскому языку. Программа внеурочной деятельности по английскому языку 1-4 классы.

Представлены конспекты мероприятий для начальной школы (начальный этап изучения английского языа) и программа внеурочной деятельности по английскому языку для 1-4 классов....