Открытый урок по теме: "Художественная культура Европы эпохи Просвещения"
план-конспект урока по истории (7 класс) на тему

Лукина Ольга Николаевна

Пояснительная записка; сценарий урока; приложения; самоанализ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dlya_konkursa_konspekt.docx39.78 КБ

Предварительный просмотр:

Сценарий урока

Этап учебного занятия

Время

Используемые цифровые образовательные ресурсы

Организационный момент, мотивация

2 минуты

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Проверяет готовность учащихся к уроку, приветствует учащихся, создает эмоциональный настрой

Взаимодействуют с учителем во время опроса, осуществляемого во фронтальном режиме, контролируют правильность ответов учащихся.

Коммуникативные УУД: слушать  собеседника, соблюдать простейшие нормы речевого этикета: здороваться, понимать.

Регулятивные УУД: уметь слушать,

осуществлять самоконтроль

Этап учебного занятия

Время

Целеполагание

1 минута

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Озвучивает тему урока, формулирует цель урока.

 

Слушают, с помощью учителя определяют, что необходимо узнать на уроке.

Личностные УУД:

формирование учебно-познавательной мотивации и интереса к учению.

Регулятивные УУД:

принимать и сохранять учебную цель и задачи.

Коммуникативные:

Умение выслушивать другого

Этап учебного занятия

Время

Актуализация знаний и проверка домашнего задания

7 минуты

Деятельность учителя

Деятельность ученика

1.Предлагает  ответить на вопросы по предыдущей теме

2.Предлагает выполнить  в паре работу по карточкам.

1. Отвечают на вопросы учителя с опорой на записи в тетради

2 Парнаяр работа учащихся по карточкам 

Познавательные

УУД:умение структурировать знания 

Коммуникативные УУД: самоконтроль.

Регулятивные УУД: самостоятельно оценивать правильность выполнения действия, вносить необходимые коррективы, взаимоконтроль.

Этап учебного занятия

Время

Используемые цифровые образовательные ресурсы

Изучение нового материала

3 минут

Слайд с портретом Даниелья Дефо

Деятельность учителя

Деятельность ученика

1.Рассказ учителя о Даниеле Дефо..

2.Задает вопросы по рассказу

Выслушивают учителя, заполняют таблицу.

Познавательные УУД: формирование умения работать с таблицей; умение составлять исторический портрет деятеля эпохи Просвещения

Коммуникативные УУД: слушать собеседника

Регулятивные УУД: самоконтроль.

Время

Используемые цифровые образовательные ресурсы

5 минут

Слайд с портретом Джонатана Свифта

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Контроль и коррекция

Работают по предложенному учителем тексту, заполняют таблицу

Познавательные УУД: формирование умения работать с таблицей и записывать информацию, умение составлять исторический портрет деятеля эпохи Просвещения

Коммуникативные УУД:

взаимоконтроль.

Регулятивные УУД:

Вносить коррективы в действия после его завершения

Время

Используемые цифровые образовательные ресурсы

3 минуты

Слайд с портретом Жана Батиста

Слайды с картинами

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Контроль и коррекция

Доклад учащегося

Заполняют таблицу

Познавательные УУД:

произвольное и осознанное построение речевого высказывания.

Коммуникативные УУД:

 Уметь слушать  

Регулятивные УУД:

Адекватно воспринимать предложения учителя и  товарищей по исправлению ошибок

Время

Используемые цифровые образовательные ресурсы

5 минуты

Слайд с портретом Иоганна Баха

Презентация учащегося

 Звукозапись пьеса «Шутка»

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Контроль и коррекция

Заполняют таблицу

Познавательные УУД: произвольное и осознанное построение речевого высказывания.

Коммуникативные УУД: уметь слушать   

Регулятивные УУД: Адекватно воспринимать предложения учителя и  товарищей по исправлению ошибок

Время

Используемые цифровые образовательные ресурсы

4 минуты

Слайд портрет Уильяма Хогарта

Слайды с картинами

Деятельность учителя

Деятельность ученика

 Предлагает заполнить таблицу по материалу учебника на стр.184

Читают материал в учебнике ,с184

Заполняют таблицу

 

Познавательные УУД: формирование умения работать с таблицей

Коммуникативные УУД: слушать собеседника

Регулятивные УУД: самоконтроль.

Время

Используемые цифровые образовательные ресурсы

5 минут

Слайд с портретом Амадея Моцарта

Деятельность учителя

Деятельность ученика

1.Рассказ учителя об Амадее Моцарте..

2.Задает вопросы по рассказу

. Выслушивают учителя, заполняют таблицу.

Познавательные УУД: формирование умения работать с таблицей; умение составлять исторический портрет деятеля эпохи Просвещения

Коммуникативные УУД: слушать собеседника

Регулятивные УУД: самоконтроль.

Этап учебного занятия

Время

Первичное закрепление нового материала

5 минуты

Деятельность учителя

Деятельность ученика

  1. Задает вопросы по таблице
  2. 2.Предлагает выполнить самостоятельно работу по карточкам. -тесты

. Отвечают на вопросы учителя с опорой на записи в тетради

2.Работа учащихся по карточкам - тесты

Познавательные УУД: воспринимать информацию на слух с опорой на текст.

Коммуникативные УУД: самоконтроль.

Регулятивные УУД: самостоятельно оценивать правильность выполнения действия, вносить необходимые коррективы, взаимоконтроль.

Этап учебного занятия

Время

Рефлексия деятельности на уроке, выставление оценок

2минут

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Объявляет оценки,

Вопросы учителя

Познавательные УУД: воспринимать информацию на слух

Коммуникативные УУД: осуществлять взаимный контроль

Регулятивные УУД: самостоятельно оценивать правильность выполнения действия, вносить необходимые коррективы, взаимоконтроль

Этап учебного занятия

Время

Используемые цифровые образовательные ресурсы

Домашнее задание

2 минуты

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Предлагает записать д\з и объясняет его.

Списывают домашнее задание.

П.20 доделать таблицу

Пояснительная записка

Тема урока

Художественная культура Европы эпохи Просвещения

Цель урока

Создание условий для развития познавательной активности учащихся

Задачи урока

1.Образовательная:

  • способствовать освоению учащимися понятия «Эпоха Просвещения»
  • отрабатывать умений составлять характеристики деятелей эпохи  Просвещения

2.  Развивающая:

  • способствовать формированию положительного интереса  к изучению Всеобщей истории
  • развивать внимание, память, мышление;
  • развивать коммуникативные способности.

3. Воспитательная:

  • способствовать формированию толерантности ;
  • воспитывать культуру общения.

Планируемые результаты изучения материала

Учащиеся узнают, что XVIII столетие — яркая страница истории мировой культуры. Выдающиеся творцы литературы, изобразительного искусства, музыки стремились к просвещению людей, мечтали с помощью искусства исправлять человеческие нравы. Их произведения вселяли в человека уверенность в собственных сила, утверждали могущество Разума, способность выдержать любые испытания, преодолеть все трудности и невзгоды.

Методы обучения и формы организации учебной деятельности

 Методы: Иллюстративно-репродуктивный, частично поисковый .

 

Форма урока: комбинированный урок

.

Приемы деятельности учителя: объяснение, рассказ, беседа.

Развитие умений учащихся

Знакомство с художественной культурой Просвещения позволит ученикам обогатить уже приобретенные ранее умения и навыки освоения историко-культурного материала: 1. Общение с произведениями искусства поможет реконструировать многомерный и противоречивый образ эпохи: увидеть, что искусство воспринималось просветителями как важнейший способ воздействия на общественное сознание и процесс формирования ценностей, соответствующих новой эпохе.

2. Погружение в мир искусства XVIII в., «общение» с художественными произведениями, их обсуждение способствуют дальнейшему формированию специфических навыков, необходимых грамотному читателю, зрителю, слушателю.

 3. Знакомство с произведениями просветителей создает условия для освоения художественных особенностей языка искусства Просвещения, понимания причин некоторой его нравоучительности, назидательности, социальной направленности.

 4. Историко-культурный материал способствует формированию собственного доказательного и обоснованного мнения, выработке личностного отношения к культурному наследию

Источники информации.

Учебник, § 20

   Образовательное пространство расширяется за счет использования альбомов по искусству, художественной и научно-популярной литературы.

Для повышения интереса у учащихся к уроку использую парную форму организации работы на уроке, что повышает учебную и познавательную мотивацию у учащихся. Такая форма работы значительно снижает уровень тревожности у детей, страх оказаться неуспешным. При совместном выполнении задания происходит взаимообучение, каждый ученик вносит свою лепту в общую работу. Парная форма работы на уроке позволяет в течение всего урока поддерживать активность и внимание учащихся. При подведении итогов  учитываю не только результаты выполнения заданий, но и работу пары.

      Так же  на уроке применяю современные, инновационные методы обучения: ИКТ, проблемный и исследовательский методы. Для успешного достижения цели урока мной продуманы и формы организации познавательной деятельности:

-фронтальная беседа;

-индивидуальные сообщения;

-парная работа;

-практическая работа;

-индивидуальная деятельность у доски.

   

 Формы и методы соответствуют психофизиологическим и индивидуальным особенностям учащихся .В классе обучаются 9 человек: 5 мальчиков, 4 девочки. Все ученики с ограниченными возможностями здоровья 7 вида. У данного контингента  детей преобладает наглядно-образное мышление, поэтому урок насыщен необходимым для работы оборудованием, наглядностью, дидактическим и раздаточным материалом. Использование на уроке компьютера позволяет не только усилить наглядное представление изучаемого материала, но и способствует более осмысленному его усвоению. Слайдовая презентация содержит весь необходимый, наглядный и практический материал . Все это позволяет увеличить плотность урока и оптимально увеличить его темп.


Приложение №1

     Джонатан Свифт  родился в городе Дублине – столице Ирландии. Его родители

мечтали о том, что он станет священником и определили его изучать богословие в Дублинский университет. Однако Джонатан  Свифт стал литературным секретарем.

     Самый известный роман Джонатана Свифта  «Путешествие Гулливер»         Главный герой романа Гулливер совершает путешествия в «отдаленные страны» .Страной лилипутов, где побывал Гулливер,  правит крошечное ничтожное существо, которое именует себя «отрада и ужас Вселенной». Читатель мог угадать в Лилипутии карикатуру на современную писателю английскую парламентскую монархию.

      В стране Великанов Гулливер знакомится с мудрым и добрым королем-ученым, который осуждает войны, любит искусство, покровительствует наукам, стремится установить разумный порядок. Но и ему не одолеть глупость и жадность своих подданных.                             


Самоанализ:

На каждом этапе учебного занятия учитель оказывает помощь и поддержку учащимся в учебной деятельности. При этом учитель учитывает индивидуальные, возрастные и психологические особенности учащихся. Упражнения носили личностно-ориентированный, проблемный характер. Выполнение заданий урока носило коммуникативную направленность и осуществлялось через индивидуальную, парную и фронтальную работу. Это способствовало решению воспитательных задач урока, таких как обучение сотрудничеству, воспитанию толерантного отношения друг к другу. Урок проводился с использованием презентации, были использованы авторские слайды для иллюстрации заданий. Красочный наглядный материал и слайды стимулировали эмоциональную сферу учащихся, способствовали лучшему запоминанию материала урока, а также развитию навыков всех видов речевой деятельности.  Выбор активных методов обучения был целесообразен и способствовал повышению познавательной активности на уроке, высокой работоспособности класса. Все этапы урока  были логически связаны, работали на основной и подготовили учащихся к выполнению домашнего задания. Психологическая атмосфера на уроке была очень доброжелательная, яркое оформление создало положительный эмоциональный климат на уроке.

В целом урок удался, намеченный план выполнен, поставленные задачи реализованы. 

Приложение №2

Иоганн  Себастьян Бах – великий немецкий композитор. Он играл на  музыкальных инструментах: клавесине, органе, скрипке. Был замечательным музыкальным педагогом, пел в хоре. Его имя стало символом мудрости и совершенства.

     Бах родился 21марта в германском городе Лейпциге.

     Бах происходит из семьи потомственных музыкантов. В его роду было 53 представителя этой профессии. В семье Баха был обычай согласно , которому детей воспитывали музыкантами, а спутников себе они выбирали из городских придворных музыкантов.

     Музыкально одаренными были дети Иоганна Баха .Особенно талантливыми были его четыре сына.

В последние годы жизни Иоганн Бах тяжело болел. Он согласился на операцию на глаза, после которой ослеп. Это не остановило композитора – теперь он диктовал произведения.                                                          

      Самое грандиозное произведение Иоганна Баха «Страсти по Матфею» для хора которые повествуют о страданиях Иисуса, рассказанных учеником Христа Матфеем. Я предлагаю вам прослушать ком позицию Баха, которая называется «Шутка»

      После смерти творчество Баха было забыто на сто лет. В 19 веке стали возрождать его музыку. Во многих городах образ Иоганна Баха увековечен в памятниках. Его имя стало символом мудрости и совершенства.


Приложение №3

Проверка д\з  « Мыслители Эпохи Просвещения»

Задание : Соедини, ответ запиши в таблицу

Мыслители Эпохи Просвещения

Страна, где родился

Его идеи

      1. Вольтер

1. Англия

1.     Феодальный порядок нарушает права личной свободы и частной собственности

      2.Монтескье

2. Швейцария

2.Главный источник благосостояния народа - труд

  1. Смит  

3.Франция

3.Не допускайте ни богачей, ни нищих»

      4.Тюрго

4.Разделение властей на исполнительную, судебную, законодательную

  1. Руссо

5.Король должен быть просвещенным. Менять .общественный порядок можно мирным путем

Правильный ответ:

Мыслители Эпохи Просвещения

Страна, где родился

Его идеи

                1

                2

                3

                4

                5

Приложение №4

Тестовое задание

1.Автор романа «Робинзон Крузо»:

А)Даниель Дефо             Б)Джонатан Свифт        В)Жан-Жак Руссо

2.А втор романа «Путешествие Гулливера»:

А)Даниель Дефо             Б)Джонатан Свифт        В)Жан-Жак Руссо

3.Жан Батист – это

А)художник           Б)композитор          В)писатель

4.Автор композиции «Шутка»:

А) Моцарт             Б)Бах          В) Бетховен

5.Кто написал картину «Девушка с креветками»:

А)Хогарт         Б) Батист            В) Ватто


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Морской бой для учащихся 7 классов по теме"Культура Европы эпохи Просвещения"

Игра рассчитана на урок-обобщение для учащихся 7 класса....

Открытый урок по теме:Художественное моделирование юбок

Одежда должна выражать свою  суть, а не делать себя похожей на миллион девушек-ровесниц. Каждый сезон мода предлагает  бессчетное количество разных актуальных «на сегодня» тонкостей ...

"Художественная культура Европы эпохи Просвещения"

Литература эпохи Просвещения.  Художественное искусство.Музыкальное искусство....

Открытый урок-концерт Тема: Художественные образы в пьесах из альбома современного Российского композитора Владимира Коровицына «Музыкальное путешествие по странам Западной Европы»

Открытый урок-концерт Тема: Художественные образы в пьесах из альбома современного Российского композитора Владимира Коровицына «Музыкальное путешествие по странам Западной Европы»...

План-конспект открытого урока по теме "Художественная интерпретация эстрадно-классического репертуара в классе ансамбля.

Музыкальное произведение, записанное композитором   при помощи нот, однозначно, но в реальном звучании оно существует в бесчисленном количестве разнообразных исполнительских трактовок. Вопло...

Методическая разработка урока по мировой художественной культуре. 10 класс. Урок-дебаты Два взгляда. Русская художественная культура в эпоху Просвещения: формирование гуманистических идеалов.

Сегодня у нас необычный урок. Вы хорошо знакомы с дебатами. Помним правила  – быть уважительными по отношению к мнению оппонентов, быть внимательными, слышать друг друга, задавать воп...