: Русско – Турецкая война 1877- 1878 гг
план-конспект урока по истории (8 класс) по теме

Цели урока: Характеризовать отношение российского общества к освободительной борьбе балканских народов в 1970 –е гг.

Рассказать о ходе русско – турецкой войны

Развивать навыки работы с картой, умения выделить главное в тексте учебника, рассказать прочитанный материал, ставить и решать проблемы

На примере доблести и мужества российской армии воспитывать чувство любви и гордости за Родину.

Урок с презентацией.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:



Предварительный просмотр:

Урок 57.

Тема урока:    Русско – Турецкая война 1877- 1878 гг.                        

Цели урока:

Слайд № 1. Характеризовать отношение российского общества к освободительной борьбе балканских народов в 1970 –е гг. 

Рассказать о ходе русско – турецкой войны

Развивать навыки работы с картой, умения выделить главное в тексте учебника, рассказать прочитанный материал, ставить и решать проблемы

На примере доблести и мужества российской армии воспитывать чувство любви и гордости за Родину

Оборудование:  Интернет, карточка с тестами и картами войны 1877 -1878 гг.,  презентация « Русско –турецкая война 1877 -1878 гг.»

План урока.

  1. Организация класса.
  2. Проверка Д/З Слайд № 2

а) Выполнение теста          10 минут.

№ 1. Противоречия между Россией, с одной стороны, и европейскими державами, Турцией, с другой стороны, из-за влияния на Балканском полуострове, из-за проливов Босфор и Дарданеллы составляли содержание понятия

1)  Континентальная блокада                     2)  антифранцузские коалиции                          

3)  Венская система                                     4)  Восточный вопрос

№ 2. А.И. Желябов, С.Л. Перовская, В.Н. Фигнер возглавляли

1)  «Союз борьбы за освобождение рабочего класса»

2)  организацию «Народная воля»

3)  общество петрашевцев

4)  Южное общество декабристов

№ 3. С 1861 г. и до 1905 г. понятие «крестьянский вопрос» в России включало

1)  отмену выкупных платежей крестьян                      

2)  личное освобождение крестьян

3)  право для крестьян вести торговлю

4)  право для крестьян наниматься на работу без разрешения помещика

№ 4. А.И. Герцен и Н.П. Огарев издавали за границей газету

1)  «Колокол» 2)  «Современник»   3)  «Отечественные записки»         4)  «Трутень»

№ 5. «Новые судебные уставы», предусматривавшие введение открытого, состязательного суда присяжных заседателей, были утверждены

1)  Павлом I       2)  Александром I           3)  Николаем I            4)  Александром II

№ 6. Отмена крепостного права в России в 1861 г. привела к

1)  ликвидации крестьянской общины

2)  развитию капиталистических отношений в деревне

3)  уравниванию имущественного положения крестьян

4)  уменьшению доли вольнонаёмного труда в деревне

№ 7. Согласно «Положению» 19 февраля 1861 г. лично свободные крестьяне до заключения выкупной сделки с помещиком считались

1) удельными2) вольноотпущенными3) посессионными4) временнообязанными

Слайд № 3 Проверь тест:  № 1 (4) № 2 (2) № 3 (1) № 4 (1) № 5 (4) № 6 (2) № 7 (4)

«5»- 7 баллов  «4»- 6-  баллов   «3»- 5- 4 баллов

3.Работа над темой «Внешняя политика Александра II»

А)Рассказ о Горчакове.  Стр. учебника 189 -190 Слайд № 4.

 Александр Михайлович Горчаков (1798—1883) — однин из крупнейших русских дипломатов XIX в. Лицейский товарищ А.С. Пушкина. До Крымской войны выполнял второстепенные дипломатические поручения. В 1854 г. предотвратил вступление Австрии в войну против России, многое сделал для облегчения выхода России из неудачной войны. С 1856 г. — министр иностранных дел, объявил новые принципы внешней политики России, которые ставили на первое место обеспечение внутренней политики страны. В 1870 г. добился отмены невыгодных для России условий Парижского мирного договора 1856 г. В 1875 г. предотвратил угрозу всеевропейской войны. В 1879 г. вынужден был отойти от дел по старости и болезни.

4. Слайд № 5. Б) Уточнение внешнеполитический направлений внешней политики Александра II.

1)усиление позиций России в Европе: нейтрализация Черного моря 1871 год, заключение «Союза трех императоров» (между Российской империей, Германией и Австро-Венгрией в 1873 г.), начало оформления Тройственного союза (1878—1882 гг.)

2) закрепление России в Средней Азии: создание  Кокандского ханства, Хивинского ханства, Бухарского эмирата.

3) усиление позиций на Дальнем Востоке: заключение договора  России  с Японией   (о  «мире  и дружбе» в 1855 г.), заключение Пекинского договора России с Китаем (1860 г.), подписание трактата России и Японии о разделе владений на Курильских островах и острове Сахалин (1875 г.)

  5. Ответьте на вопросы:

  1. Как и когда Россия освободилась от наиболее тяжелых условий Парижского мира? (стр. 192 -194 учебник Данилова и Косулиной)
  2. Что подтолкнуло русскую дипломатию к «Союзу трех императоров»?
  3. Какие международные договоры оформили границу между Россией и Китаем?
  4. Каковы были для народов Средней Азии положительные последствия присоединения к России?

6.Постановка проблемы урока:  Слайд № 7

Проблема:

Какова роль России на Балканах в ходе русско – турецкой войны 1877 – 1878 гг.  международного жандарма или освободителя?

7.Работа над новым материалом. Стр 197 -201.  Слайд № 8.

А) Мозговой штурм:

Какое событие происходит на территории Боснии и Герцеговине весной 1875 г.?

Как действовали турецкие каратели?

Как общественность России отреагировала на данные действия в Боснии и Герцеговине?

Как действовала Россия в октябре 1876 года?

Как вы думаете была ли готова к войне Россия?

Удалось ли с помощью дипломатических переговоров смягчить обстановку на Балканах?

Какого числа был подписан манифест о начале войны с Турцией?

Какие причины войны вы можете назвать?

4 направление - русско – турецкая война 1877 – 1878 гг.

Б) Причины войны:  Слайд № 9

1) Стремление России играть активную роль в международной политике.

2) Поддержка Россией национально-освободительного движения балканских народов против Турции.

3) Отказ Турции выполнить требование России о прекращении войны в Сербии (с 1875 г.).

В) Ход военных действий (Слайд № 10)

       Апрель – май 1877 года Кавказский фронт -

15 июня  1877 г. –

7 июля –

30 августа –

3 октября Кавказский фронт -

28 ноября –

13 декабря –

23 декабря –

27 – 28 декабря –

8 января 1878 года -  

Г) Работа с картой. Слайд № 11.

Д) Продолжение работы по теме.   Слайд № 12

Балканский фронт: русские – 250 тыс.; турки – 338 тыс.

Командующий – Николай Николаевич (брат царя)

Кавказский фронт: Русские -55 тыс., турки – 70 тыс.

Командующий – Михаил Николаевич

15 июня 1877 года русские войска переправились через Дунай и развернули наступление. Болгары восторженно встретили русскую армию.

Слайд № 13. Сдача крепости Никополь

 4 июля 1877 года 

Слайд № 14.

Главных сил армии, переправившихся через Дунай, оказалось недостаточно для решительного наступления через Балканский хребет. Для этого был выделен лишь передовой отряд генерала И. В. Гурко (12 тыс. человек). Для обеспечения флангов были созданы 45-тысячный Восточный и 35-тысячный Западный отряды. Остальные силы находились в Добрудже, по левобережью Дуная или на подходе. Передовой отряд 25 июня (7 июля) занял Тырново, а2 (14) июля перешёл Балканы через Хаинкиойский перевал. Вскоре, 5 июля (17 июля) был занят Шипкинский перевал, куда был выдвинут созданный Южный отряд (20 тыс. человек, в августе — 45 тыс.). Путь на Константинополь был открыт, но достаточных сил для наступления в Забалканье не было. Передовой отряд занял Эски-Загру (Стару-Загору), но вскоре сюда подошёл переброшенный из Албании турецкий 20-тысячный корпус Сулейман-паши. После ожесточённого боя у Эски-Загры, в котором отличились болгарские ополченцы, передовой отряд отошёл к Шипке.

  1. Поиск информации по интернету. Скобелев М.Д. и

  Гурко И.В. с выводом информации на электронную доску.

6. Ответы на вопросы

Какова главная цель русской армии?

Назовите основные сражения войны

7. Итоги войны. Работа по учебнику стр. 201 -202 Слайд № 15.

Проверка по слайду № 15

Слайд № 16. Рассмотрение карты устройства мира после Берлинского конгресса.

8. Итог: Слайд № 17

Какова роль России на Балканах в ходе русско – турецкой войны 1877 – 1878 гг.  международного жандарма или освободителя?

9. Д\З  Слайд № 18

 П.28, стр. 196  - 204  

«3»- заполнение таблицы в ходе урока

«4» -вопросы 1, 2, 3 стр.164

«5» - вопрос 4 стр.164 + дополнительно ответить на вопрос:

Что написал Горчаков А.Н. в записке Александру II после Берлинского конгресса?

Используемая литература  к презентации.

1. Карта русско – турецкой войны http://images.yandex.ru/yandsearch?text=%D1%80%D1%83%D1%81%D1%81%D0%BA%D0%BE%20%D1%82%D1%83%D1%80%D0%B5%D1%86%D0%BA%D0%B0%D1%8F%20%D0%B2%D0%BE%D0%B9%D0%BD%D0%B0%201877%201878&img_url=http%3A%2F%2Foabyk.86gym1.edusite.ru%2FDswMedia%2Frturwar5.gif

2. Иллюстрация

«Переправа русской армии через Дунай у Зимницы 15 июня 1877 г.»

http://commons.wikimedia.org/wiki/File:Pereprava_cherez_Dunaj.jpg?uselang=ru

  1. Иллюстрация  «Сдача крепости Никополь»

http://commons.wikimedia.org/wiki/File:Nikopol_dmitriev.jpg?uselang=ru

4.Карта «Границы балканских государств и России по Сан-Стефанскому мирному договору»

http://commons.wikimedia.org/wiki/File:San-Stefano_borders.jpg?uselang=ru

5.Портрет Горчакова

http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A4%D0%B0%D0%B9%D0%BB:Chancellor_Gorchakov.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Русско-турецкая война 1877-1878 гг

урок - обобщение. Позволяет  обобщить и углубить знания о войне, продолжить формировать умение работы с историческими источниками....

Русско-турецкая война 1877-1878 г.г.

Данный материал знакомит студентов 1 курса  с причинами, ходом войны, на примере мужества русской армии воспитывая чувство гордости за свою Родину. При работе с историческим документом научить вы...

Урок по истории России в 8 классе "Русско-турецкая война 1877-1878 гг"

Данный урок проводится в 8 классе. Для большей эффективности рекомендуется использование различных ИКТ....

"Русско-турецкая война 1877–1878 гг."

"Русско-турецкая война 1877–1878 гг."...

Тема урока: Русско-турецкая война 1877-1878 гг.

Тема урока: Русско-турецкая война 1877-1878 гг.Цели урока: - используя субъектный опыт учащихся, подвести их к...