Программа факультативного курса "История Брянского края"
рабочая программа по истории (8 класс) на тему

Кузьменко Наталья Ивановна

В настоящее время краеведение является одним из важнейших направлений в деятельности специальных (коррекционных) образовательных учреждений. Наряду с решением такой важнейшей задачи как воспитание патриотизма, курс краеведения призван способствовать культурному, эстетическому, нравственному развитию учащихся и, что особенно важно для детей с сенсорными недостатками, готовить их к адаптации в обществе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kraevedenie.docx33.79 КБ

Предварительный просмотр:

                                                 Пояснительная записка.

Программа факультативного курса "История Брянского края" составлена  на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования по истории МО РФ 2004 г., авторской программы В. В. Крашенинникова по «Истории Брянского края»/ изд. БИПКРО,2001 и соответствует учебному плану ГБСКОУ "Трубчевской школы-интерната IV вида"2014-2015 уч.г.

Данный курс ориентирован на изучение вопросов развития исторических процессов родного края с древнейших времён до начала XXI века параллельно с курсом истории России и всеобщей истории того же периода, так как история малой Родины до 10 класса не изучается в основном курсе истории.

В настоящее время краеведение является одним из важнейших направлений в деятельности специальных (коррекционных) образовательных учреждений. Наряду с решением такой важнейшей задачи как воспитание патриотизма, курс краеведения призван способствовать культурному, эстетическому, нравственному развитию учащихся и, что особенно важно для детей с сенсорными недостатками, готовить их к адаптации в обществе.

Чтобы выжить в социальном и духовном отношении, подрастающий человек должен уметь ориентироваться и действовать в постоянно меняющемся мире производства, бизнеса, общественно-политической и культурной жизни, не потеряв при этом своей самобытности, нравственных установок, уважения к себе и другим людям, способности к самопознанию и самосовершенствованию. При этом важным становится ощущение времени, взаимодействия с ним, включающее:

  • связь с прошлым, наличие культурной, исторической, национальной памяти;
  • устремленность в будущее, видение и поиск решения глобальных проблем, прогнозируемых всем ходом развития человечества;
  • полноценную жизнь в настоящем, способность адаптироваться к существующим условиям в органичных для себя, индивидуальных формах, что возможно только при познании своего жизненного пространства, его природной, социо- и культурной специфики, осознание процессов, происходящих рядом.

Программа ориентирована на учебно-методический комплекс:

8 класс.

История Брянского края: с древнейших времён до конца XVII века. Учебное пособие для 8 класса общеобразовательных учреждений / Под общей редакцией Блохина В.Ф.Брянск: Курсив, 2007.

10 класс.

  1. История Брянского края. Часть I: С древнейших времён до конца XIX века/ Горбачёв О.В., Дубровский А.М. и др.- Брянск: Издательство БГПУ, 2001.
  2. История Брянского края. XX век. Учебное пособие для 11 класса.-Клинцы, 2003. (часть II)

Согласно учебному плану ГБС(К)ОУ "Трубчевской школы-интерната IV вида " 2014-2015 уч.г. на изучение факультатива по истории Брянского края отводится:

  • в 8 классе 34 часа (2 час в нед.), из них 4 часа выделено на проведение экскурсий в краеведческий музей и 2 экскурсии по г.Трубчевску с целью ознакомления с историческими архитектурными памятниками.
  • в 10 классе отводится 68 часов (2 часа в нед.), из них выделено 6 часов на проведение экскурсий в краеведческий музей.

10 класс.

Название главы.

Ча сы

Тема экскурсии.

Ча сы

Раздел 1. С древнейших времён до конца XIX в.         (33 часа)

1

Брянский край в древности.

3

2

Брянский край в эпоху Древнерусского государства и феодальной раздробленности.

4

3

Брянщина в ХV-ХVII вв.

6

4

Брянский край в XVIII веке.

7

экскурсия в краеведческий музей "Трубчевск с древнейших времён до конца XVIII в."

1

5

Брянщина в первой половине XIX в.

5

6

Брянщина во второй половине XIX в.

8

Обобщающее повторение по разделу «Брянщина с древнейших времён до конца XIX века.»

1

экскурсия в краеведческий музей "Трубчевск в XIX в."

1

Раздел II. Брянский край в XX - начале XXI веков.      (35 часов)

1

Брянский край в начале XX века.

6

2

В огне революций и Гражданской войны (1917-1920 гг.)

4

3

Брянщина в 1920-е -1930-е гг.

6

4

Брянщина в годы Великой Отечественной войны.

6

экскурсия в краеведческий музей "Трубчевск с начала XX в. До 1945 г."

1

5

Брянская область со времён образования до середины 1980-х гг.

6

6

Брянская область с середины 1980-х годов до начала XXI в.

7

Обобщающее повторение по разделу «Брянский край в XX - нач.ХХ! вв.»

1

экскурсия в краеведческий музей "Трубчевск в послевоенный период до наших дней"

1

Обобщающее повторение по курсу " История Брянского края"

1

Итого - 68 часов.

7


Распределение учебного материала: 8 класс.

Название главы.

Ча

сы

Тема экскурсии.

Ча

сы

1

Брянский край в составе Киевской Руси в IХ-ХII вв.

7

Трубчевск с древних времён до конца XII века.

1

2

Брянское княжество во второй половине ХIII-ХVI вв.

7

Трубчевское княжество во второй половине ХIII-ХVI вв.

1

3

Брянский край в составе Московского государства (ХVI-ХVII вв.)

10

Трубчевск в ХVI-ХVII вв.

1

Экскурсия по г.Трубчевску «Архитектурные памятники г.Трубчевска XVII века»

1

4

Брянский край в XVIII веке.

10

Трубчевск в XVIII веке.

1

Экскурсия по г.Трубчевску «Архитектурные памятники XVIII века»

1

Итого

34

6

Изучение курса истории Брянского края направлено на достижение следующих целей:

1.        формирование у учащихся гордости за своих земляков и сознательную
преемственность поколений;

  1. освоение учащимися комплекса знаний человечества в контексте с историей родного края;
  2. ознакомление с достижениями культуры родного края;
  3. овладение умениями и навыками поиска, систематизации и анализа информации; комплексной работой с различными типами исторических источников;
  4. развитие исторического мышления;
  5. воспитание у     учащихся национальной     идентичности,     демократизма, толерантности, уважения;
  6. формирование историко-коммуникативной компетентности у учащихся.

Достижение    поставленных    целей    происходит    через    реализацию    следующих образовательных и воспитательных задач:

Коррекционные задачи курса обусловлены спецификой познавательной деятельности учащихся в условиях зрительной депривации, которая приводит к ограничению возможностей познания слабовидящими детьми окружающего мира.

Задачи курса:

-        Глубже ознакомить учащихся с вопросами развития общественной мысли и культуры
Брянского края в период с древнейших времён до начала XXI в.;

  • Привлечь внимание учащихся к выдающимся личностям, внесшим весомый вклад в культуру и политическую жизнь Брянского края и всей России;
  • Сформировать интерес к изучению истории Брянского края в её различных сферах.
  • Активизировать работу по изучению родного края, охране природы, памятников истории и культуры, традиции и обычаев местных жителей.

В ходе изучения курса следует обратить внимание на формирование следующих умений и навыков:

  • понимать исторические источники;
  • оценивать факты, ориентировать свою точку зрения и делать выводы;
  • критически подходить ко всем материалам;
  • понимать, что событие может иметь более чем одно истолкование;
  • ставить уместные вопросы и, отвечая на них, делать аргументированные умозаключения;
  • анализировать различные виды информационных сообщений и свидетельств и оперировать извлеченными из них фактами;
  • заниматься самостоятельной исследовательской деятельностью.

В результате изучения истории Брянского края ученик должен:

  • знать основные этапы и ключевые события истории Брянского края с древнейших времен до начала XXI века и выдающихся деятелей истории;
  • знать важнейшие достижения культуры и системы ценностей, сформировавшиеся в ходе исторического развития;
  • знать изученные виды исторических источников;
  • уметь определять последовательность и длительность важнейших событий истории Брянского края;
  • уметь использовать текст исторического источника при ответе на вопросы, решении различных учебных задач; сравнивать свидетельства разных источников;
  • владеть навыками устной и письменной речи, вести диалог, грамотно строить монологическую речь, формулировать вопрос, сжато давать ответ;
  • уметь рассказывать о важнейших исторических событиях и их участниках, показывая знание необходимых фактов, дат, терминов; давать описание исторических событий и памятников культуры на основе текста и иллюстративного материала учебника, фрагментов исторических источников в связной монологической форме;
  • использовать приобретенные знания при написании творческих работ, сообщений, докладов, рефератов, рецензий;
  • выявлять существенные черты исторических процессов, явлений и событий;
  • объяснять смысл изученных исторических понятий и терминов;
  • уметь анализировать исторические явления, процессы факты;
  • группировать исторические явления и события по заданному признаку;
  • уметь дать на основе конкретного материала научные объяснения сущности фактов и связей между ними;
  • выявлять общность и различия сравниваемых исторических событий и явлений;
  • определять на основе учебного материала причины и следствия важнейших исторических событий;
  • объяснять свое отношение к наиболее значительным событиям и личностям истории Брянского края с древнейших времен до начала XXI века и достижениям культуры;

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной

жизни для:

  • понимания исторических причин и исторического значения событий и явлений современной жизни;
  • высказывания собственных суждений (в споре, дискуссии и т.п.) об историческом наследии народов мира;
  • объяснения исторически сложившихся норм социального поведения;
  • использования знаний об историческом пути и традициях народов мира в общении с людьми другой культуры, национальной и религиозной принадлежности;
  • уметь осуществлять самоконтроль и самооценку.

Список литературы.

  1. Взгляд через столетия : очерки истории Брянского края. - Тула : Приок. кн. изд-во, 1990.
  2. Из истории селений Брянского района. - Брянск : Придесенье, 1999.
  3. Из истории селений Брянского района. - 2-е изд., перераб. и доп. - Брянск : Изд-во БГУ, 2004.
  4. Исайчиков Ф.С. По старому Брянску с почтовой открыткой. -Брянск, 1996.
  5. Свенский монастырь. - Брянск : Придесенье, 1995.
  6. Соколов Я.Д. Седая Брянская старина. - Брянск,2000.
  7. Цапенко М.П. По равнинам Десны и Сейма. - М.,1970.
  8. Церкви и приходы Брянска и Брянского уезда. -Брянск, 1990.

                                                      Содержание.

8 класс.

 Брянский край в составе Киевской Руси в IХ-ХII вв.

Древнерусские города на территории Брянщины. Начало распространения христианства. Быт населения на территории края в домонгольский период (конец Х-ХIII вв.) Культура Брянщины в домонгольский период.

Брянское княжество во второй половине ХIV-ХVI вв.

Карачевское княжество в XIV столетии. Стародубское удельное княжество во второй половине XV-нач. XVI вв. Трубчевское княжество во второй половине Х1У-ХУ вв. Население Брянщины во второй половине XIII- нач. XVI вв. Культура Брянского края во второй половине XIII- XVI вв.

Брянский край в составе Московского государства (ХVI-ХVII вв.)

Православные монастыри Брянщины в ХVI-ХVII вв. Храмовое строительство на Брянщине в ХVI-ХVII вв. Архитектура Трубчевска ХVII-ХVII вв. Церковный раскол и старообрядчество. .Быт населения Брянщины вXVI-XVII вв .Князья Трубецкие в ХVI-XVIIвв.

Брянский край в XVIII веке

Светское и духовное воспитание на Брянщине в XVIII веке. Литература на Брянщине в XVIII веке. Брянские музыканты и художники  XVIII века .Архитектура на Брянщине в XVIII веке.

Дворянские усадьбы XVIII века. Быт населения Брянщины в XVIII веке. Князья Трубецкие в XVIII веке.

10 класс.

С древнейших времён до конца XIX в.

Брянский край в древности.

Каменный век на территории Брянщины. Брянский край в эпоху бронзы, раннего железа и "великого переселения народов". Заселение Брянщины славянами.

Брянский край в эпоху Древнерусского государства и феодальной раздробленности

В составе Киевской Руси. Древние города Брянщины. В составе Великого княжества Литовского. Культура Брянского края в X-XIV вв.

Брянщина в ХV-ХVII вв.

Хозяйство, землевладение и население в ХVI-ХVII вв. На защите юго-западных рубежей Российского государства. Край в годы Гражданской войны и иностранной интервенции в нач. XVII в.  Последствия Смуты.  Смоленская война. Укрепление границ. Политические события на Брянщине с 1648 г. До конца 1680-х гг. Быт, культура, духовная жизнь в ХVI-ХVII вв.

Брянский край в XVIII веке.

Административное устройство , население и города в XVIII в.

Край в годы Северной войны. Социальная обстановка в первой четверти XVIII в. Хозяйственная

жизнь Брянщины в XVIII в. Социальное развитие края в середине - во второй половине XVIII в.

Социально-политические события в 1790-х гг. Общественная, культурная жизнь и быть населения

в XVIII в.

Брянщина в первой половине XIX в.

Административное устройство, уезды и города. Участие в Отечественной войне 1812 г. Брянская деревня в первой половине XIX в. Промышленное развитие Брянщины в первой половине XIX в. Брянцы в политической и общественной жизни России в первой половине XIX в.

Брянщина во второй половине XIX в.

Отмени крепостного права. Пореформенная деревня. Развитие промышленности, транспорта и

начало рабочего движения на Брянщине. Общественная и культурная жизнь Брянщины в

пореформенные десятилетия.

Участие брянцев в войнах России второй половины XIX в.

Брянцы в революционном движении 1860-х-1880-х гг. Брянцы в научной и культурной жизни

России второй половины XIX в. Быт и народная культура в XIX в.

Брянский край в XX - начале XXI вв. Брянский край в начале XX века

Административное устройство, население и социально-экономическое развитие края в конце XIX-нач.ХХ вв. 1905 г. на Брянщине. Развитие революции в 1906-1907 гг. Столыпинская аграрная реформа. Промышленное развитие и рабочее движение на Брянщине в 1908-1914 гг.

Культурная жизнь края в нач. XX в. Брянский край в годы Первой мировой войны.

 

В огне революции и Гражданской войны (1917-1920 гг.)

Общественно-политическая жизнь на Брянщине с весны до осени 1917 г. Установление власти Советов. Германская интервенция. Начальный этап Гражданской войны. Гражданская война в 1919-1920 гг. и Брянщина. Хозяйственная и культурная жизнь Брянщины в годы Гражданской войны.

Брянщина в 1920-е-1930-е гг.

Административное устройство и Коллективизация сельского хозяйства на территории Брянщины. население в 1920-е-1930-е гг. Брянщина в годы нэпа. Промышленное развитие в годы первых пятилеток. Социальные процессы и общественная жизнь в 1920-е-1930-е гг. 1937 г. на Брянщине. Здравоохранение, просвещение, наука и культура на Брянщине в 1920-е-1930-е гг. Брянцы в общественно-политической, научной и культурной жизни страны в 1920-е-1930-е гг.

 

Брянщина в годы Великой Отечественной войны

Оборонительные сражения на Брянщине в августе-октябре 1941 г. Фашистский оккупационный режим. Партизанское движение на Брянщине. Освобождение Брянщины 1943 г. Брянцы - герои Великой Отечественной войны. Трудовой подвиг брянцев в годы войны.

Брянская область со времён образования до середины 1980-х гг.

Образование Брянской области. Административное устройство и демографические процессы. Послевоенное восстановление хозяйства. Повседневная жизнь населения после войны. Промышленное развитие Брянщины в 1950-е-1980-е гг. Развитие сельского хозяйства и жизнь сельского населения в 1950-е-1980-е гг. Здравоохранение, образование, наука и культура в Брянской области в послевоенные десятилетия. Брянцы в общественно-политической, научной и культурной жизни СССР в середине - во второй половине XX в.

Брянская область с середины 1980-х гг. до начала XXI века

Активизация общественной жизни во второй половине 1980-х гг. Перестройка. Последствия Чернобыльской катастрофы. Общественно-политические и социально-экономические процессы области в 1990-е гг. Культурная жизнь на Брянщине в конце XX в. Брянщина и современность.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Календарно-тематическое планирование уроков музыки Брянского края

Тема урока, содержание, типу рока, виды контроля, требования к уровню подготовки учащихся...

Музыкальный фольклор Брянского края

Внеклассное мероприятие: «Музыкальный фольклор Брянского края» (Сценарий для учащихся 1-2 класса)...

Презентация. История Брянского края. Первобытный строй на Брянщине.

Урок посвящен истории Брянского края в первобытную эпоху....

Презентация. История Брянского края: Дикоративно-прикладное искусство XV века - крест св. Поликарпа Брянского

Презентация посвящена истории св.Поликарпа Брянского и  его креста как памятника искусства 15 века на Брянщине....

Презентация "Трубчевск - родина певца Бояна" к уроку "Памятные места Брянского края"

Презентацию "Трубчевск - родина певца Бояна" можно использовать в ходе проведения урока по теме: "Памятные места Брянского края"  при изучении курса "Культура родного края" в 4 классе...

рабочая программа по предмету "Брянский край!

Рабочая программа по предмету "Брянский край" для учащихся 10 класса (социально-гуманитарный профиль). Архив содержит календарно-тематическое планирование, пояснительную записку и прочие необходимые э...

Рабочая программа по курсу "Исследовательская деятельность. Брянский край "10 класс

Программа к курсу "Исследовательская деятельность модуль курса Брянский край" для 10 класса...