Музыкальный фольклор Брянского края
методическая разработка (музыка) по теме

Орлова Галина Игоревна

Внеклассное мероприятие: «Музыкальный фольклор Брянского края» (Сценарий для учащихся 1-2 класса)
 

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Внеклассное мероприятие:

«Музыкальный фольклор Брянского края»

(Сценарий для учащихся 1-2 класса)

Составила сценарий мероприятия

 и провела его учитель музыки

МБОУ «Брянский городской лицей №2

  имени М. В. Ломоносова»

Орлова Галина Игоревна.

Цель: приобщение учащихся к фольклору Брянского края через бережное отношение и сохранение  народных традиций во взаимосвязи с современностью.

Задачи:

  • Воспитывать интерес  и любовь учащихся к народному творчеству;
  • Воспитывать речевую культуру, умение слушать, определять оттенки чувств и настроения, выраженные в фольклорных песнях и играх;
  • Дать понятие о фольклоре Брянского края, научить детей видеть в нем  внутренний мир русского человека и красоту природы;
  • Познакомить учащихся с героями фольклорных игр и песен, с особенностями их интонаций;
  • Развивать художественно-образное мышление учащихся при восприятии фольклорных игр и песен, фантазию, творческие навыки, чувство ритма, интонацию.
  • Развивать вокально-хоровые навыки учащихся.

Сопровождение: хор учащихся 5-7 классов (25 человек поют а-капелла).

Оборудование: Иллюстрации (плакаты) с героями фольклорных песен-игр: Коршун, Коза, Дрема, Уточка, Березка.

 Фонотека, радиоаппаратура, видеоаппаратура.

Ход мероприятия:

Ведущая: Здравствуйте, ребята!

Сегодня мы собрались в нашем зале, чтобы петь, играть, водить хороводы так, как это делали наши далекие предки: прабабушки и прадедушки на нашей славной Брянской земле давным-давно, в старину, когда не было еще музыкальных школ, когда песни, игры танцы сочиняли самоучки, любители петь, танцевать, играть на различных инструментах.

Вы, ребята, наверное, знаете, такие песни как «Во поле береза стояла»? Кто знает –

поднимите руку!

Учащиеся 1-2 класса поднимают руки.

Ведущая: А напеть ее вы сможете?

Учащиеся: Да!

Ведущая: Тогда давайте попробуем!

Учащиеся 1-2 классов хором напевают 1-ый куплет песни «Во поле береза стояла».

Ведущая: Молодцы! А, может, кто-нибудь знает эту песню целиком?

Из зала к микрофону выходят дети, которые знают песню «Во поле береза стояла», поют ее. У кого она лучше получается, получают приз.

Ведущая: А знаете ли вы русскую народную песню «Калинка»?

Учащиеся: Да! (хором)

Ведущая: Давайте споем хором припев этой песни!

Ведущая и учащиеся 1-2 классов хором поют припев песни  «Калинка».

Ведущая: Молодцы какие! А знаете ли вы, ребята, что эти знаменитые сейчас русские народные песни  были популярны и в Брянской губернии (так раньше называлась наша Брянская область). Да, ребята, так оно и было. Откуда же взялись эти песни, кто их сочинил, как это происходило?

Народные песни, потешки, игры, музыкальные считалочки, танцы, игра на различных русских музыкальных инструментах – все это называется одним словом – фольклор. Переводится это слово, как «народная мудрость». Именно так, очень уважительно,  принято во всем мире называть музыкальное и литературное народное творчество. Оно передавалось, ребята, от семьи к семье, от одного человека к другому, из уст в уста, из поколения в поколение. И сегодня  мы будем петь, играть, водить хороводы так, как это делали мальчики и девочки  в те далекие времена на нашей  славной Брянской земле. Ведь на Брянщине  сложились свои фольклорные традиции.

А помогут нам в этом ребята из более старших классов.

Хор учащихся  5-7 классов стоит на сцене в народных костюмах.

Ведущая: Посмотрите, какие они сегодня нарядные, красивые в народных костюмах, девочки с веночками на головах, мальчики-в нарядных рубахах, подпоясанных кушаками (поясками)…

Давайте же поскорее начнем наш праздник. Скажите, умеете ли вы быстро запоминать слова песен?

Учащиеся: Да! (хором)

Ведущая: Тогда давайте сейчас поучим с вами припев одной из самых любимых в народе песен – частушки. Любите ли вы частушки?

Учащиеся: Да! (хором)

Ведущая: А знаете ли вы, что это особые песни! Частушки – это быстрая, веселая  песенка, в которой бывает много куплетов. В нем часто высмеиваются лентяи, лежебоки, неряхи. А в нашей Брянской губернии очень любили частушки-нескладушки, в которых поется про то, чего просто не может быть! А если быть не может, то мы с вами будем говорить такие слова: «Чепуха, чепуха, это просто враки, сено косят на печи топорами раки».

Учим несколько раз по строчкам – 2-3 раза строку, «Чепуха, чепуха, это просто враки», затем (2-3 раза) строку «Сено косят на печи топорами раки». После этого повторяем весь припев 2-3 раза. В перерывах  между заучиваниями ведущая подбадривает  детей, говорит: «Кто быстрей, кто лучше запомнит припев этой частушки?».

Ведущая: А теперь поучим мелодию припева.

Учим сначала в медленном темпе, затем – побыстрей.

Ведущая: Молодцы, ребята! А дальше, после каждого куплета частушек, который будет петь наш хор, вы будете петЬ этот припев. А классные руководители нам помогут.

Пение «Частушки-нескладушки».

Текс частушки:

1 куплет:

Вы послушайте, ребята,

Нескладушки будем петь,

На дубу свинья пасется,

В бане парится медведь.

Припев:

Чепуха, чепуха,

Это просто враки,

Сено косят на печи

Топорами раки.

2 куплет:

Кабы, кабы да кабы!

На носу росли грибы,

Сами бы варилися,

Да и в рот катилися.

Припев:

Чепуха, чепуха,

Это просто враки,

Сено косят на печи

Топорами раки.

3 куплет:

На болоте, на снегу

Укусил комар блоху.

Сидит заяц на березе,

Умирает со смеху.

Припев:

Чепуха, чепуха,

Это просто враки,

Сено косят на печи

Топорами раки.

4 куплет:

Сапоги шил из рубахи,

А рубаху из сапог.

Дом построил из опилок,

Вышел славненький домок!

Припев:

Чепуха, чепуха,

Это просто враки,

Сено косят на печи

Топорами раки.

5 куплет:

Девочки-беляночки,

Чем вы набелилися?

Мы вчера коров доили,

Молоком облилися!

Припев:

Чепуха, чепуха,

Это просто враки,

Сено косят на печи

Топорами раки.

Ведущая: Ах, как хорошо мы свами пели! А сейчас давайте поиграем в игру, которая называется «Коза». Ее тоже любили в Брянской губернии. Для этого, давайте, встанем все в круг, возьмемся за руки.  Теперь надо выбрать, кто у нас будет козой, то есть ведущей. Коза должна встать в круг и прикрывать рукой глаза, вытянуть другую руку с указательным пальцем вперед. Затем она будет кружиться под нашу песню на месте. После слов «… искать себе принцессу» коза должна выбрать себе принцессу, а потом вместе с ней делать все те движения, которые будем делать мы, только в кругу. А теперь пошли все по кругу.  Выполнять надо все движения, О которЫХ будут петь ребята из нашего хора.

Хор 5-7 классов поет   фольклорные песни.

Ведущая показывает движения.

Текст песни «Коза»

1 куплет:

Пошла коза по лесу, по лесу, по лесу,

Искать себе принцессу, принцессу, принцессу.

2 куплет:

Давай, коза, попрыгаем, попрыгаем, попрыгаем

И ножками подрыгаем, подрыгаем, подрыгаем.

3 куплет:

И ручками похлопаем, похлопаем, похлопаем

И ножками потопаем, потопаем, потопаем.

4 куплет:

Давай, коза, покружимся, покружимся, покружимся

И навсегда подружимся, подружимся, подружимся.

Во время 4 куплета «коза» и «принцесса», взялись под руки, кружатся друг с другом на месте.

После, «принцесса» становится «козой» и начинает водить.

Играют 2-3 раза.

Ведущая: Устали?

Учащиеся: Нет!

Ведущая: Тогда, давайте, играть дальше. Издавна, у нас, в Брянской губернии сложилась игра «Коршун». В этой игре главные действующие лица: коршун, мама с цыплятами. Правила игры таковы: мы остаемся с вами в круг, выбираем коршуна и маму с цыплятками. Цыплята, во главе с мамой, становятся в нашем кругу паровозиком. Коршун, после последних слов песни: «Цыплят ловить, твоих детушек лупить…», старается прорваться в круг, оторвать цыпленка от паровозика, а мы его не пускаем. Надо поднимать руки вверх или вниз, не пропуская коршуна. Разрывать руки нельзя. Кого коршун поймает, тот выбывает из игры.

Текст песни «Коршун»:

Коршун, коршун! Чего ты роешь?

Коршун, коршун! Чего ты роешь?

- Ямочку!

- Зачем тебе ямочка?

- Денежки ищу.

- Зачем тебе денежки?

- Камушки куплю.

- Зачем тебе камушки?

- Цыплят ловить, твоих детушек лупить!

Во время  всех игр фольклорные песни поет хор учащихся 5-7 классов (а-капелла), а дети 1-2 классов подпевают, как могут, водят хороводы, играют.

Ведущая и ее помощница показывают все движения из игр.

Ведущая: Следующая любимая детьми игра в Брянской губернии была игра в «Дрему». Для этой игры нам понадобится стульчик. Сначала выберем Дрему, которая сядет на стул, будет дремать. После слов нашей песни: «Тот заревит в голосок!», Дрема должна громко закричать и побежать кого-нибудь ловить. Кого поймает, тот и будет Дремой, станет водить. Ребята! Стали в круг! Начинаем водить хоровод!

Текст пени «Дрема»:

Сидит Дрема на стульчике,

Прядет Дрема шелковый лен,

Шелковые пояса,

Все узорчатые,

Перезорчатые,

Кому дам поясок –

Тот заревит в голосок!

Ведущая: Ах, какие мы с вами молодцы! И от коршуна бегали, и от Дремы бегали, с козой вместе плясами, частушки пели. Устали?

Учащиеся: Нет!

Ведущая: Ну, тогда  я расскажу вам правила еще одной интересной песни. Называется она «Как ты, уточка?». Во время ее проведения мы с вами должны  показать все, о чем поется в песне. Я с хором буду петь начало куплетов, а вы  со слов: «Эдак, вот эдак» подпевать последние строчки этих запевов и делать все движения, которые нам предложены в песне. Итак, стали в хоровод, начнем!

Игра в «Уточку»:

Текст песни «Как ты, уточка»

1 куплет:

Как ты, уточка,

 Как ты, молодая,

На море летала?

Эдак, вот эдак,

Эдак, вот эдак,

На море летала,

На море летала.

2 куплет:

Как ты, уточка,

Как, молодая,

Гнездо завивала,

Гнездо завивала?

Эдак, вот  эдак,

Эдак, вот эдак,

Гнездо завивала,

Гнездо завивала.

3 куплет:

Как ты, уточка,

Как, молодая,

На яйца сидела,

На яйцах сидела?

Эдак, вот эдак,

Эдак, вот эдак,

На яйца сидела,

На яйцах сидела.

4 куплет:

Как ты, уточка,

Как, молодая,

Детей выводила,

Детей выводила?

Эдак, вот эдак,

Эдак, вот эдак,

Детей выводила,

Детей выводила.

5 куплет:

Как ты, уточка,

Как, молодая,

На море летала,

На море летала?

Эдак, вот эдак,

Эдак, вот эдак,

На море летала,

На море летала.

6 куплет:

Как ты, уточка,

Как, молодая,

Детей растеряла,

Детей растеряла?

Эдак, вот эдак,

Эдак, вот эдак,

Детей растеряла,

Детей растеряла.

7 куплет:

Как ты, уточка,

Как, молодая,

Детей собирала,

Детей собирала?

Эдак, вот эдак,

Эдак, вот эдак,

Детей собирала,

Детей собирала.

Ведущая: Ребята, мы с вами хорошо играли, а теперь давайте немного потанцуем в хороводе под песню «Во поле береза стояла». Для этого станем в круг, как обычно, взявшись за руки. Идем вправо, начинаем петь песню. Затем идем влево, потом в круг, поднимая руки, затем назад, опуская руки и кружась вокруг себя. Повторяем эти движения еще раз.

Итак, ребята, мы свами сегодня попели, поиграли, поводили хороводы и немного потанцевали. Скажите, понравились вам русские народные и, в том числе, наши родные, Брянские фольклорные песни и потешки?

Учащиеся: Да!

Ведущая: Вы их запомнили?

Учащиеся: Да!

Ведущая: Ну вот, теперь вы можете играть в эти игры летом на улице, в оздоровительном лагере, передавая тем самым фольклорные традиции нашего края другим ребятам. Все вы молодцы! А закончить наш сегодняшний праздник я хотела бы строчками одного стихотворения:

Ты откуда русская

Зародилась музыка?

То ли в чистом поле,

То ли в лесе мглистом?

В радости ли? В боли?

Или в птичьем свисте?

Ты, скажи, откуда грусть в тебе и удаль?

В  чьем ты сердце билось

С самого начала?

Как же ты явилась,

Как ты зазвучала?

Пролетели утки -  уронили дудки,

Пролетели гуси -  уронили гусли.

Их порою вешней нашли, не удивились.

Ну а песня - с песней

На Руси родились.

(Г.Серебряков)                                

Ведущая: До свидания ребята, до новых встреч!

Список использованной литературы:

  1. «Нам нельзя без песен» - Смоленск: Русич, 2004г. 448с (книга-помощница)
  2. Гилярова Н.Н. «Хрестоматия по русскому народному творчеству» (1-2 год обучения). Москва, ООО «Издательство Родник», 1996г., 58с.
  3. Г. Науменко «Жаворонушки: русские песни, прибаутки, скороговорки, сказки, игры». Вып. 4 Москва, изд. «Советский композитор», 1986г., 104 с
  4. Такун Ф.И. «Жемчужины  России»: «Современная музыка», 2005г., 480с.
  5. Т.С. Максимова. Музыка. 4класс. Поурочные планы. Изд. «Учитель», г. Волгоград, 2003 г.,140с
  6. Т. Крошилина. «Мы – птицы» игровые упражнения и детские фольклорные игры. «Советский композитор», 1984г., 130с
  7. М.А.Балакирев «Русские народные песни», Москва, 1957 г., 375с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Календарно-тематическое планирование уроков музыки Брянского края

Тема урока, содержание, типу рока, виды контроля, требования к уровню подготовки учащихся...

Презентация. История Брянского края. Первобытный строй на Брянщине.

Урок посвящен истории Брянского края в первобытную эпоху....

Презентация. История Брянского края: Дикоративно-прикладное искусство XV века - крест св. Поликарпа Брянского

Презентация посвящена истории св.Поликарпа Брянского и  его креста как памятника искусства 15 века на Брянщине....

Презентация "Трубчевск - родина певца Бояна" к уроку "Памятные места Брянского края"

Презентацию "Трубчевск - родина певца Бояна" можно использовать в ходе проведения урока по теме: "Памятные места Брянского края"  при изучении курса "Культура родного края" в 4 классе...

рабочая программа по предмету "Брянский край!

Рабочая программа по предмету "Брянский край" для учащихся 10 класса (социально-гуманитарный профиль). Архив содержит календарно-тематическое планирование, пояснительную записку и прочие необходимые э...

Программа факультативного курса "История Брянского края"

В настоящее время краеведение является одним из важнейших направлений в деятельности специальных (коррекционных) образовательных учреждений. Наряду с решением такой важнейшей задачи как воспитание пат...

КРАЕВОЙ КРАЕВЕДЧЕСКИЙ КОНКУРС « КУБАНЬ – КРАЙ 100 НАРОДОВ «Культура и фольклор народов края»

Я живу в красивом живописном месте в городе Тимашевске Краснодарского края (см. Приложение 1) Я здесь родилась, но корни моей семьи из Армении. Мои родители родились в Армении. Отец мой из Кировакана ...