Современные образовательные технологии и активные методы обучения на уроках истории.
статья по истории на тему

Ельникова Валентина Борисовна

Статья рассказывает о проектной деятельности учащихся, о технологии проблемно-диологового обучения, о самостоятельной работе учащихся, как активном методе обучения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Современные образовательные технологии и активные методы

обучения на уроках истории.                       

В концепции модернизации, и в новых  стандартах  приоритетной целью образования становится   уже «не передача суммы знаний, а развитие личности» каждого ученика.

 В соответствии с этими идеями требования государственного стандарта по истории впервые сформулированы не виде перечня отдельных знаний, а в виде умений по оперированию этими знаниями. Текст  требований к уровню подготовки выпускников основной школы по истории разделен подзаголовками на три части: «уметь»-67%;  «использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни»-23%; «знать»-10%  требований. Главное теперь не передача суммы знаний, а обучение действиям, развитие умений. Яркий рассказ учителя и пересказ учеником текста больше не могут быть главными средствами на уроке. Вместо пересказа текста необходимо учить детей решать задания и рассказывать о результатах решения.

   Задача современной школы -  формировать способность действовать и быть успешным в ситуации открытого динамично развивающегося современного общества. 

   В современных школах для решения этой задачи применяются многочисленные инновационные технологии, наиболее адекватны из которых метод  проектов,  индивидуальное и  дифференцированное обучение, разноуровневое обучение.

           Применение этих технологий немыслимо без применения новых  информационных компьютерных технологий.

            В настоящее время ресурсы нашей школы для обеспечения процесса обучения школьников следующие:

1. Интернет-класс школы насчитывает 11 компьютеров, объединенных в локальную сеть.

2.  Есть периферийные устройства:  сканер,  чёрно-белый  принтер,-  ксерокс, проекторы,   цифровые фотоаппараты.

        Ученики имеют возможность посещать Интернет класс  не только во время уроков, но и в свободное время  с разными целями:

 -  работать в текстовом редакторе «Word»,

 -  создавать презентации в «Power Point»,

 -  осуществлять поиск информации в локальной сети, в Интернет, используя электронные справочники, энциклопедии, комплексные справочные издания. Педагогу остается лишь помогать, направлять учащихся.

          Над созданием проектов мы работаем уже несколько лет. С уверенностью могу сказать, что участие в проектах у учащихся развивает: исследовательские и творческие способности личности, коммуникативные умения и навыки, способность ориентироваться в информационном пространстве, умение работать с различными типами текстов, умение планировать свою работу и время, навыки анализа, умение представлять результаты своей работы.  

           Уже несколько лет мы работаем над информационными, исследовательскими, прикладными проектами, которые отличает четко обозначенный с самого начала результат деятельности его участников. Проекты такого вида предполагают тщательное продумывание структуры, распределение функций между участниками, оформление итогов деятельности.

         Самый первый проект был написан  по обществознанию с учащимися  9 класса. Он назывался «Права и свободы человека и гражданина». Затем последовали проекты  «Боевой путь односельчан»   «Наркомания – знак беды», проект «Имя России - Суворов А.В.» Это были групповые проекты. Парным был проект «Помещики гоголевской эпохи» (Лебедева И. , Попова Л.) Были мини проекты на уроках. Урок «Александр и его храбрые мужи» : создать макет боя на Чудском озере. Защищала от первой группы Алескерова Даша, от второй Погосян Давид.

          На начальном этапе работы важно было выработать у учащихся мотивацию к исследовательской деятельности в целом и к проектной в частности. Личностный интерес способствовал осознанному подходу к выполняемому проекту.

          Собранный учащимися материал используется мною на  уроках, а учащиеся сделали для себя важные выводы.

         Хочу отметить, что уровень следующих работ стал лучше. Учащиеся более осознанно работают. Оформление стало интереснее. Самостоятельно  делают презентации  Григорян Кристина, Несынова Настя, Ванян Арман и другие учащиеся.

         Необходимо отметить и некоторые ее негативные стороны:

-неравномерность нагрузки учащихся и учителя на разных этапах работы над проектом;

-сложность системы оценивания вклада каждого исполнителя;

-повышение эмоциональной нагрузки и на учащихся, и на учителя.        

        Чтобы более правильно оценить  вклад в работу проекта каждого учащегося  можно завести персональный лист ученика.

Персональный лист ученика.

Я хочу научиться

Я научился

Самоанализ

(самооценка)

Оценка учителя

1

Определять цель проекта

2

Уметь определять главное направление в проекте

3

Уметь составлять план работы над проектом

4

Уметь работать со справочным материалом

5

Уметь ориентироваться в изучаемых вопросах

6

Уметь выбирать главное из источников

7

Логично, точно отвечать на вопросы плана проекта

8

Грамотно, конкретно делать выводы

9

Оформить

   

         Технология проблемно - диологового  обучения  заменяет объяснение материала учителем на самостоятельное открытие нового учениками. Использование этой технологии приводит к полному изменению структуры урока. Учитель вместо объявления темы начинает урок с создания проблемной ситуации – предъявляя, например, ученикам два противоречивых мнения, факта. Осознание противоречия вызывает удивление, а вопросы учителя ориентируют учеников на самостоятельное формулирование учебной проблемы – основного вопроса  урока, вытекающего из противоречия. Это первый и важнейший этап урока – постановка проблемы самими учениками. Учебной проблемой может быть как нерешенный вопрос «Кто является создателем государства Русь – норманны или славяне?»  так и вопрос, актуальный только в процессе изучения материала.  После формулирования учебной проблемы учитель может попросить высказать свои версии, составить план решения и самое главное – предложить ученикам вспомнить, какие имеющиеся у них знания пригодятся для решения нового вопроса.

      На этапе поиска решения проблемы ученики самостоятельно открывают новые знания. Происходит это в ходе выполнения продуктивных заданий к текстам или иллюстрациям. Урок завершается  решением проблемы, применением нового знания, подведением итогов.

Методы проблемного обучения:

-проблемное изложение, рассчитанное на вовлечение ученика в познавательную деятельность в условиях словесного обучения, когда учитель сам ставит проблему, сам показывает пути ее решения, а учащиеся внимательно следят за ходом мысли учителя, размышляют, переживают вместе с ним и включаются в атмосферу научно-доказательного поискового решения.

-частично-поисковые, или эвристические методы, используются для подготовки учащихся к самостоятельному решению познавательных проблем.

-исследовательские методы – способы организации поисковой, творческой деятельности.   

Версия урока.

Проблема урока: почему именно 16-11 века до нашей эры  называют эпохой расцвета Древнего Египта?

-Ребята, придумайте словосочетание со словом «расцвет». (расцвет сил, общества, государства)

С помощью словаря в конце учебника объясните значение слов: государство, общество, граждане.

- Чтобы проверить версии, давайте вспомним , что мы уже знаем.

-Вспомните, когда и как образовалось Египетское царство?

-Какие вам известны достижения египтян? (астрономия, математика, календарь)

-когда и как люди начали использовать первые металлы?  

Работаем с текстом. Выберите из текста (пункт1,с.74) необходимые факты, которые свидетельствуют о расцвете Египта.

В процессе ответа записываем в тетради достижения:

Колесные повозки.

Разведение лошадей.

Бронзовые орудия труда и оружие.

Новые виды ремесел.

Гребные и парусные  суда.

Какую версию доказывают эти факты? (Новые достижения способствовали  расцвету Египта)

Рассмотрите иллюстрацию на с.75. Опишите, что вы видите и подумайте, благодаря             чему египтянам удалось добиться могущества? (У них была своя армия)

-Сейчас мы с вами попробуем выяснить причины и последствия побед египетских армий. Для этого составим небольшую таблицу. В первый столбик будем записывать  причины, а во второй последствия.

Причины:

1.Большая армия

2.Хорошее вооружение.

3.Строгая дисциплина.

Последствия:

1.Расширение территории.

2.Сбор налогов

3.Скопление богатств в Египте.

-Что происходит к 11в.?

Смогли мы             решить проблему?

На следующем  уроке мы с вами познакомимся с цивилизацией, которая называется Междуречье. Как вы думаете, почему эта цивилизация получила такое название?

Я считаю, что эти методы работы и эта технология  помогают развивать компетенции.     

        Самостоятельная работа – активный метод обучения, в процессе которого учащиеся по заданию преподавателя и под его руководством решают учебную задачу.   Чем обусловлена активность? Прежде всего целью, которая в самостоятельной деятельности осознается учеником.

-потребностью расширить свои знания, узнать новое, овладеть каким-либо умением;

-желанием проявить самостоятельность, выполнить задание без посторонней помощи;

-потребностью проверить свои знания и возможности.

       Своеобразие самостоятельной работы как активного метода обучения заключается в том, что его основу составляют действия, которые ученик выполняет без помощи преподавателя, он сам выбирает способы выполнения этих действий, совершает множество операций, контролирует их в соответствии с поставленной целью.  Второй особенностью самостоятельной работы является самоконтроль.

         В практической деятельности преподавания истории  у меня сложилась некоторая система формирования умений учащихся работать самостоятельно:

1.Привитие навыков самостоятельной и коллективной деятельности - 5кл.

2. Привитие навыков представления результатов своей работы, отстаивания (защиты) своих позиций- 6 кл.

3.Развитие навыков самостоятельной поисковой деятельности- 7кл.

4. Выработка способности планировать свою деятельность- 8 кл.

5. Формировать умения убеждать других, самостоятельно принимать решения, формулировать выводы на основе анализа ситуации- 9 кл.

Задание: 1. Прочитайте небольшой фрагмент текста о…(текст может быть взят из газеты, журнала, учебника. Постарайтесь выразить суть содержащейся в нем информации одним-двумя предложениями. Другой вариант: ответьте на вопросы к тексту.

               2.Найдите в Интернете информацию о… На основе этой информации подготовьте:   короткое эссе (не более страницы) по данному вопросу, отражающее, на ваш взгляд, лишь самое главное.

Методы обучения являются инструментом развития учащихся, если:

-способствуют приобретению школьниками прочных ЗУН, а также умений переносить их в новые ситуации;

-формируют у учащихся потребность в новом знании;

-направляют обучение на связь с жизнью, с опытом учащихся;

-ориентируют мышление учащихся на решение общих и частных задач с целью творческой переработки учебной информации.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Применение активных методов обучения на уроках истории

Федеральное государственное казенное общеобразовательное учреждение«Тверское суворовское военное училищеМинистерства обороны Российской Федерации»        Методи...

Применение активных методов обучения на уроках истории

По наблюдениям за обучающимися мы отметили, что серьезные затруднения дети испытывают при переходе к объемному материалу, насыщенному событиями, датами, историческими личностями, когда на основе усвое...

ТЕХНОЛОГИИ АМО (АКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ). Открытый урок по географии для 5 класса "Внутреннее строение Земли" в Технологиях АМО

Открытый урок по географии для 5 класса "Внутреннее строение Земли" в Технологиях  АМО...

Активные методы обучения на уроках истории и обществознания

В статье описываются цели,принципы  и  характеристика активных методов  обучения на  уроках истории и обществознания....

Активные методы обучения на уроках истории и обществознания в свете реализации ФГОС

Современное образование, определяя свои основные задачи при подготовкевыпускника, в приоритет над набором необходимых знаний, умений и качеств, ставитумения применять полученные знания в новых ситуаци...