Программа по историческому краеведению Ульяновской области для учащихся 7 класса.
календарно-тематическое планирование по истории (7 класс) на тему

Федотова Ольга Николаевна

Данная программа с КТП разработана  для учащихся  7-х классов.  Программа отвечает региональному стандарту исторического и культурологического  образования и представляет базовый уровень краеведческих знаний по истории  Ульяновской области.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_po_kraevedeniyu.docx52.6 КБ

Предварительный просмотр:


Пояснительная записка

Патриотическое воспитание подрастающего поколения – одна из самых важных задач российского общества на современном этапе развития государства. Возрождение чувства патриотизма - любви к Родине, верности нравственным идеалам, семье, друзьям, выбранному на благо общества делу – являются свидетельством успешного воспитания молодого поколения. Краеведение в школе является одним из источников обогащения учащихся знаниями о родном крае, воспитания любви к нему, формирования гражданственности и патриотизма. Школьники в процессе урочной или внеурочной деятельности приобретают знания об отдельном историческом факте, событии, истории края в целом. Эта деятельность может иметь различные уровни по степени сложности: от простого усвоения исторических знаний на уроках или внеклассных занятиях до поиска новых знаний. Участие детей в историко-краеведческой деятельности способствует углубленному изучению истории своей родины, познанию и пониманию законов общественного развития, их реального проявления в истории края. Изучение и осмысление фактов местной истории стимулируют мыслительную деятельность, формируют систему теоретических представлений и понятий и тем самым влияют на формирование научного исторического мышления учащихся, их гражданской зрелости, активной жизненной позиции. Данная программа разработана на основе Образовательной программы «Воспитай патриота» под редакцией Т.Б.  Табардановой (2010 г) и Региональной программы учебного курса «Историческое краеведение» для учащихся YII-IX классов основной школы. Авторы-составители: Табарданова Т.Б., Угольнов В.А. 1997 г.

Главная цель учебного курса "Историческое краеведение" - пробуждение чувства любви к своей малой родине, интереса к ее прошлому и настоящему, ощущения своей кровной связи с этой землей.

Основные задачи курса:

1. дать учащимся общее представление об особенностях исторического и культурного развития нашего края;

Воспитательные задачи:

  1. развитие гражданских качеств, патриотического отношения к России и своему краю, формирование личностно-ценностного отношения к своему родному краю, пробуждение деятельной любви к родному месту жительства;
  2. укрепление семейных связей: заинтересованность содержанием предмета не только учащихся, но и их родителей;

Развивающие задачи:

  1.  развитие стремления знать как можно больше о родном крае, стимулирование самостоятельной познавательной деятельности;
  1. адаптация к реальной действительности, к местной социально-экономической и социокультурной ситуации;
  2. ориентация при решении вопросов дальнейшего образования, выбора профессии и места работы.
  3.  Формирование  навыков краеведческой поисковой и исследовательской работы;

Программа отвечает региональному стандарту содержания исторического и культурологического образования и представляет базовый уровень краеведческих знаний. На изучение курса "Историческое краеведение" в региональном учебном плане отводится 34 часа, т.е. по 1 часу в неделю в YII классе.

Ожидаемые результаты.

Школьники в процессе урочной или внеурочной деятельности приобретают знания об отдельном историческом факте, событии, истории края в целом. Эта деятельность может иметь различные уровни по степени сложности: от простого усвоения исторических знаний на уроках или внеклассных занятиях до поиска новых знаний. Участие детей в историко-краеведческой деятельности способствует углубленному изучению истории своей родины, познанию и пониманию законов общественного развития, их реального проявления в истории края. Изучение и осмысление фактов местной истории стимулируют мыслительную деятельность, формируют систему теоретических представлений и понятий и тем самым влияют на формирование научного исторического мышления учащихся,

знать (понимать Требования к уровню обязательной подготовки учащихся

Учащиеся должны знать:

- время заселения древними людьми Среднего Поволжья;

- места неолитических стоянок людей на территории нашего края;

- основные занятия людей эпохи неолита;

- крупнейшие племена и племенные союзы на территории нашего края в эпоху меди и бронзы (финно-угорские племена, "племена с боевыми топорами", абашевцы, племена срубной культуры, древнемордовские племена);

- время и территорию расселения булгарских племен, особенности их жизни (экономика, общественный уклад, внешние связи, культура, религия);

- территорию расселения буртасов, их занятия,особенности быта и культуры;

- время образования, расцвета и упадка государства Волжская Булгария;

- события монголо-татарского завоевания Симбирского Поволжья;

- время образования Золотой Орды;

- положение народов, попавших под власть Золотой Орды;

- время возникновения Казанского ханства, особенности феодальных отношений в нем;

- основные этапы покорения Казанското ханства Московским государством.

- когда и почему была создана Симбирско-Карсунская засечная черта и основаны города Симбирск и Карсун;

- как был устроен Симбирск в XYII веке, его основную функцию;

- основные события крестьянских войн под предводительством С. Разина и Е. Пугачева на территории Симбирского Поволжья.

- вклад симбирского ополчения в события Отечественной войны 1812 года и заграничных походов 1813-1814 гг.;

- виднейших декабристов-симбирян: Н.И.Тургенева, В.П.Ивашева, Ф.М.Башмакова;

- особенности хозяйства, быта и культуры сословий, населявших Симбирскую губернию в XIX веке;

- события периода подготовки и проведения реформы 1861 года, причины крестьянских волнений в пореформенный период в  Симбирской губернии;

- особенности экономического развития губернии в пореформенный период (вторая половина XIX века), причины отставания в промышленном развитии от передовых губерний Российской империи;

- имена замечательных людей нашего края, их вклад в его культурное развитие (Н.М. Карамзин, Н.М. и А.П. Языковы, С.Т. Аксаков, И.А. Гончаров, И.Н.Ульянов, В.Н. Поливанов и др.).

- крупнейшие события отечественной истории и их влияние на жизнь наших земляков в XX веке (Февральская и Октябрьская революции 1917г., Гражданская и Великая Отечественная войны, экономические и политические преобразования советского и постсоветского периодов);

- имена выдающихся деятелей науки, культуры, военачальников, политиков и других замечательных людей, чья деятельность была связана с историей нашего края (М.А. Гимов, М.Д. Крымов, М.Н. Тухачевский, Г.Д. Гай, И.С. Полбин, А. Матросов, А.Д. Сахаров, А.А. Любищев, А.А. Пластов и др.);

- основные направления экономического и политического развития нашей области в настоящее время;

- достижения Ульяновской области в сфере художественной культуры (архитектура, живопись, музыка, театр) и образования;

- даты переименования города Симбирска в Ульяновск и образования Ульяновской области.

Учащиеся должны уметь:

- сравнивать  уровень развития экономических и общественных отношений различных племен;

- сравнивать уровни развития и особенности культуры булгар и буртасов;

- определять причины и следствия как отдельных исторических событий, так и процессов, происходивших на территории нашего края (монголо-татарское завоевание, русское продвижение на Восток и основание Симбирска, крестьянские войны);

- делать выводы и обобщения об исторических процессах, проходивших в Волжской Булгарии, Золотой Орде, Казанском ханстве;

- пользоваться историко-географической картой Среднего Поволжья.

- сравнивать положение различных социальных слоев населения Симбирской губернии;

- давать обоснованные оценки конкретным фактам и процессам в истории края;

- делать выводы о причинах, следствиях и взаимосвязи отдельных событий в истории края в XIX-начале XX в. (организация и деятельность Симбирского ополчения, участие симбирских дворян в восстании декабристов, проведение реформы 1861 года в губернии, развитие капиталистических отношений в губернии в пореформенный период, революция 1905-1907гг., влияние Первой мировой войны на положение в губернии, организация и деятельность политических партий и движений).

- показывать на историко-географической карте ход событий гражданской войны на территории края;

- давать характеристику отдельным этапам развития края в XX веке (установление Советской власти в губернии, противостояние в период Гражданской войны, коллективизация и индустриализация, становление командно-административной системы, борьба с фашизмом на фронте и в тылу, послевоенное восстановление, успехи экономического развития в 70-х-80-х гг.);

- определять причинно-следственные связи событий и процессов, происходивших на территории нашего края в XX в., их взаимосвязь с общероссийскими событиями, выделяя  общее и особенное в его развитии.

Перечень нормативно-правовых документов

и инструктивно-методических материалов

по краеведческому образованию

1. Федеральные документы и материалы

1.1. Конституция Российской Федерации.

1.2. Федеральные законы РФ:

- «О днях воинской славы (победных днях) России» от 13.03.1995 г. № 32-ФЗ с последующими изменениями,

- «Об образовании» от 13.01.1996 г. № 12-ФЗ с последующими изменениями.


Тематический план учебного курса "Историческое краеведение"для учащихся VII классов

№ п/п

Наименование темы

Кол-во часов

1

Введение

1

2

Наш край в древности

2

3

В составе Волжской Булгарии

2

4

Период Золотой Орды и Казанского ханства.

1

5

Основание Симбирска и освоение края в XVII-XVIII веках

3

6

Этнография народов Симбирского Поволжья в XVII-XVIII вв.

2

7

 Участие симбирян в Отечественной войне 1812 года

2

8

Декабристы Симбирского края

1

9

Культура и быт симбирских дворян

2

11

 Семья Ульяновых в истории нашего города

2

12

Симбирск второй половине и в конце 19 века

2

13

Симбирская губерния в начале 20 века

1

14

Симбирская губерния в 1917-1921 гг.

2

15

Ульяновская область в 20-30-е годы

2

16

Ульяновская область в годы Великой Отечественной войны (1941-1945 гг.)

3

17

Ульяновская область в послевоенное пятидесятилетие (1945-1995 гг.)

2

18

Культура Ульяновской области в XX веке

2

19

  Итоговое повторение                                                                                                                                                          

1

Всего

34

Содержание программы

1 Введение(1 час).

Необходимость знания истории и культуры края. Что и как изучает историческое краеведение. Источники краеведческих знаний: археологические, музейные, литературные, бытовые и др.

2. Наш край в древности (2 часа).

Понятие "первобытность". Палеолит в Среднем Поволжье. Орудия труда древнейших людей. Мезолит и неолит. Племена с боевыми топорами. Абашевская культура. Срубные племена. Племена и народы Симбирского края в I тысячелетии до н.э. Расселение древнемордовских племен (мордва-мокша, мордва-эрзя). Племена и народы Симбирского края в конце I - начале II тысячелетия н.э.

3. В составе Волжской Булгарии (2 часа).

Булгары, их быт и культура. Буртасы и свидетельства о них арабских историков.  Своеобразие племен. Государства, образованные булгарами. Великий Булгар.

4. Период Золотой Орды и Казанского ханства (1 час).

Монголо-татарское нашествие. Вторжение в Волжскую Булгарию. Организация сопротивления. Наш край в составе Золотой Орды. История образования Казанского ханства.  Наш край в составе ханства. Феодальные отношения в ханстве. Культурное развитие и формирование татарской народности. Отношения с Москвой. Воцарение Крымской династии. Покорение Иваном IV Грозным Казанского ханства. Участие местного населения в борьбе с ханством.

5. Основание Симбирска и освоение края в XVII - XVIII веках (3часа).

Причины освоения края. Строительство сторожевых линий. Симбирско-Карсунская линия. Воевода Богдан Хитрово. Возникновение Симбирска. Симбирский Кремль. Острог. Посад и слободы. Население Симбирска в XVII веке. Штурм Симбирска разинцами.  Борятинский. Атаман Ф. Шелудяк и его поход на Симбирск. Разгром Пугачева. Пугачев в Симбирске. Пребывание в Симбирске А.В. Суворова. Пушкин о Пугачеве.

6. Этнография народов Симбирского Поволжья в XVII - XVIII веках (2 часа).

Многонациональное население нашего края. Основные занятия жителей и народные промыслы. Особенности жилища, домашняя утварь и национальная кухня. Национальная одежда и семейные обряды народов нашего края. Народные праздники: масленица,  сабантуй, аканчуй.

7. Участие симбирян в Отечественной войне 1812 года

(2 часа) Симбирское ополчение. Действия ополчения на Украине. Включение симбирян в корпус Дохтурова. Освобождение Дрездена, Гамбурга. Роспуск ополчения.

8. Декабристы Симбирского края (Н.И.Тургенев, В.П.Ивашев, Ф.М.Башмаков) (1час)

9. Культура и быт симбирских дворян (2 часа) Начало планомерного строительства в городе. Центр города и окраины. Деревянный городской дом-усадьба. Классическая архитектура Симбирска. Здание присутственных мест и здание Дворянского собрания.

10 Отмена крепостного права в Симбирском крае. (1 часа) Дворянские проекты отмены крепостного права. Реформа 1861 года в губернии. Реакция крестьян. Волнения в Сенгилеевском уезде. Наделение крестьян землей. Выкупные платежи. Временнообязанное состояние. Симбирск в пореформенный период. Пожар 1864 года. Расцвет Сборной ярмарки. Облик Симбирска к концу XIX века.

11. Семья Ульяновых в истории нашего края (2 часа).

Приезд в Симбирск. Деятельность И.Н. Ульянова на посту инспектора и директора народных училищ Симбирской губернии. Уклад жизни семьи. Увековечение памяти В.И. Ульянова (Ленина) в нашем городе и области. Ленинские места Ульяновска.

12. Симбирск во второй половине-и в конце 19 века (2 часа).

Творчество симбирских архитекторов А.А. Шодэ и Ф.О. Ливчака. Изобразительное искусство дворянской усадьбы. Усадьбы Ивашевых, Поливановых и их роль в истории художественной культуры края. Творчество крепостного художника Н.Козлова.  Д.И.Архангельский, его жизнь и творчество. Из истории музыкального искусства в крае. Музыкальные вечера в Дворянском собрании. Духовые оркестры на Венце. Симбирский  провинциальный театр в XIX веке. В.Н.Андреев-Бурлак - гордость русского театра.

13. Симбирская губерния в 1900-1917 гг. (1час).

Общественные движения в Симбирске на рубеже XIX-XX веков. Губерния в годы первой русской революции (1905-1907 гг.). Политические партии и их деятельность на  территории губернии (социал-демократы, эсеры, кадеты, черносотенцы и др.). Столыпинская реформа в губернии. П.А.Столыпин, его связь с Симбирским краем. Влияние Первой мировой войны на жизнь в губернии (1914-1917 гг.). События февраля 1917 года. Создание Советов, их объединение. "Дом свободы". Двоевластие в Симбирске.

14. Симбирская губерния в 1917-1921 гг. (2 часа).

Оформление большевистсткой организации в Симбирске, рост ее влияния среди рабочих. Рабочее и крестьянское движение в губернии летом-осенью 1917 года.  Большевизация Советов в губернии. Установление Советской власти в Симбирске и губернии. Роспуск городской Думы. Губерния в 1918 году. Мятеж чехословацкого корпуса. Начало гражданской войны. Захват Самары белочехами. Власть Комуча. Создание Восточного фронта и его 1-й армии. Мятеж Муравьева. М.Н. Тухачевский. Белый террор в Симбирске. Железная дивизия и ее боевой путь под командованием Г.Д. Гая. Освобождение Симбирска 12 сентября 1918 года. Губерния в тылу Красной Армии.

15 Ульяновская область в 20 - 30-е гг. (2 часа).

Крестьянские мятежи в губернии. Введение НЭПа. Засуха и голод 1921 года.  Организация помощи голодающим в губернии. Известие о смерти Ленина. Переименование Симбирской губернии и Симбирска в Ульяновскую губернию и город Ульяновск. Борьба с неграмотностью. Ликбезы. Область в годы индустриализации и коллективизации. Выступления крестьян против Советской власти. Репрессии 20-30-х годов. Уничтожение храмовых архитектурных ансамблей (памятников) в Ульяновске.

16. Ульяновская область в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. (3 часа).

Начало войны. Патриотический подъем в области. Эвакуация предприятий в Ульяновскую область. Перевод промышленности на военный лад. Заводы Ульяновска для фронта (УАЗ, завод им. Володарского и др.). Эвакуация раненых. Госпитали. Жизнь и труд ульяновцев в годы войны. Ульяновцы в боях за Родину. Герои Советского Союза: И. Полбин,  А. Матросов, В. Деев, Г. Карюкин и др. Создание Ульяновской области. Сельское хозяйство области в годы войны.

17. Ульяновская область в послевоенное пятидесятилетие (1945-1995 гг.) (2часа).

Восстановление хозяйства. Засуха 1946 года. Переход на выпуск мирной продукции.  Индустриальное развитие области в 50-е годы. Строительство Волжской ГЭС и затопление земель. Особенности развития сельского хозяйства. Успехи в развитии образования в Ульяновской области. Изменения в политической и экономической жизни Ульяновской области в 90-е годы.

18. Культура Ульяновской области в XX веке (2 часа).

Бурное строительство в Симбирске в начале XX века. Железнодорожный мост через  Волгу. Здание Краеведческого музея имени И.А.Гончарова. Строительство в городе в 60-70-е годы. Ленинский мемориальный комплекс. Современная планировка и застройка города. Изобразительное искусство в крае в советский период. А.А. Пластов - "певец земли Русской". Творчество современных ульяновских художников (по выбору учителя). Народная консерватория в Симбирске. Творчество А.В. Варламова. Музыкальные фестивали вУльяновске в 70-80-е годы. Ульяновская областная филармония. Ульяновский государственный симфонический оркестр. Органная музыка в Ульяновске. История Ульяновского областного драматического театра. Современная афиша театра и творчество ведущих актеров (по выбору учителя).

19.  Итоговое повторение (1 час)

Календарно- тематическое планирование  по курсу «Историческое краеведение» в 7 классе.

№ урока п\п

Наименование  главы.

Наименование темы урока

Кол-во часов.

Основные факты, понятия, проблемы

Формы контроля

Характеристика основных видов деятельности ученика

Формируемые УУД

Домашнее задание

1.Введение

1

1

Что и как изучает историческое краеведение.

1

Историческое краеведение. Исторические источники, археология, этнография, фольклористика, лингвистика, топонимика.

Участие в обсуждении вопроса о том, для чего нужно знать историю родного края

 Умение выдвигать и обосновывать свою точку зрения, свою позицию,

осуществление собственного выбора

Записи в тетради.

2.Наш край в древности

2

2

Палеолит, мезолит, неолит на территории нашего края

1

100-80 тысяч лет тому назад-

Время           заселения людьми Среднего Поволжья.

Палеолит, мезолит,неолит, кроманьонец, неолитическая революция.

 Почему эпоху неолита называют первой технической революцией в истории человечества.

Устный,

письменный индивидуальный.

Исследование археологической карты Ульяновской области.  Описание изменения в социально-хозяйственной жизни людей с появлением земледелия и скотоводства.

человеком ремесла. Выявление  последствия появления гончарного и ткацкого ремесел в жизни общины. Схематически изобразить и прокомментировать управление родовой общиной и племенем. Охарактеризовать религиозные верования древнего человека.

Умение извлекать из текста  основные факты, относящиеся  к теме неолитической революции.

  П.1-2

* Описать стоянку неолитической культуры  на территории нашего края.

3

Племена и народы Симбирского края в I тысячелетии до н.э.- в       II н.э.

1

III тысячелетие до нашей эры- I тысячелетие нашей эры. Эпоха меди и бронзы, финно-угорские племена,

Племена с боевыми топорами, срубная культура, абашевцы,

древнемордовские племена.

Исторический диктант.

Составление сравнительной таблицы «  Племена и племенные союзы на территории Среднего Поволжья»

Анализ информации текста параграфа, поиск  отличительных   характеристик различных археологических культур

П.3.

*

3.В составе Волжской Булгарии

2

4

Булгары, их быт и культура.

1

VIII-XI вв.

922 г.

булгарский племенной союз.

Какие    народы ведут своё происхождение от древних булгар.

 Тест

«Племена и народы Симбирского края в I тысячелетии до н.э.- в       II н.э.

Работа по группам.

«Географы», Экономисты», «Политики», «Религиоведы»

  Анализ текста параграфа,умение формулировать несложные, уметь выделять главное из ответа учителя и одноклассников

П.4

5

Великий Булгар.

1

VIII-XII вв.

Основной движущей силой  нашего края в  домонгольский период было государство волжских булгар.

Индивидуальный устный (работа по карточкам)

Просмотр презентации

« Волжская Булгария», составление плана просмотренного материала

Анализ письменных и видео материалов, поиск фактов, подтверждающих выдвинутую проблему.

Историческое сочинение «Путешествие в Древнюю Булгарию»

4.Период Золотой Орды и Казанского ханства.

1

Устный индивидуальный

6

Наш край в составе Золотой Орды и Казанского ханства

1

XIII- XV- вв.Золотая Орда, Казанское ханство, баскаки. Шариат. Почему встала задача присоединения Казанского ханства к Москве.

Групповой устный

Работа по группам «Золотая Орда», «Казанское ханство»

Умение составления характеристики положения нашего края  под властью Золотой Орды и Казанского ханства

Записи в тетради

5.Основание Симбирска и освоение края в XVII-XVIII веках

3

7

Основание Симбирска

1

1648

Богдан Хитрово, Алексей Михайлович.

Происхождение названия Симбирска

Тест

«Наш край в составе Золотой Орды и Казанского ханства»

Работа с текстом п 9-10. Описание    устройство и назначение Симбирского кремля

Умение  извлекать информацию из предложенного текста.

П.9-10

8

 Поражение Степана Разина  под Симбирском

1

1670. , Степан Разин, Борятинский, Милославский. Почему С. Разин придавал большое значение взятию Симбирска.

  Письменный.

Исторический кроссворд.

Работа с текстом п.11.

Составление развёрнутого плана по теме «Восстание С.Разина под Симбирском»

Формулирование вопросов к тексту,

выделение главного,

определение своей позиции

П.11

9

События Пугачёвского бунта. Е.Пугачёв в Симбирске.

1

1774.

 Пугачёв, Суворов, Панин, Рычков, Фирс Иванов, Воронов. Какие причины помешали Пугачёву взять Симбирск.

Письменный  опрос по индивидуальным карточкам

Составление сравнительной  таблицы «

Выполнение сравнения  при изучении аналогичных исторических явлений.

П.12

6.Этнография народов Симбирского Поволжья в XVII-XVIII вв.

2

10

Этнография народов Симбирского Поволжья в XVII-XVIII вв.

1

XVII-XVIII вв.

Народы Поволжья: русские,татары, чуваши, мордва.  Процесс взаимопроникновения различных культур и народов.

 

Устный фронтальный.

Составить рассказ о жизни и быте народов Симбирского края, используя дополнительную литературу.

 Умение работать с исторической

литературой, поиск дополнительной информации , отработка исследовательских навыков.

Сообщения, презентации

11

Этнография народов Симбирского Поволжья в XVII-XVIII вв.

1

XVII-XVIII вв. Народы Поволжья: русские, татары, чуваши, мордва. Процесс взаимопроникновения различных культур и народов.

Устный индивидуальный

Составить рассказ о жизни и быте народов Симбирского края, используя дополнительную литературу.

Находить и группировать информацию по данной теме из текстов учебника, дополнительных источников к параграфу, дополнит лит-ры, электронных изданий. Оценивать достижения культуры народов Поволжья.

Сообщения, презентации

7. Участие симбирян в Отечественной войне 1812 года

2

12

История сим бирского ополчения.

1

1812
Долгорукий

Тенишев,Толстой.

Магдебург, Гамбург.


Устный

Составить по тексту учебника хронологическую таблицу боевых операций. в которых принимало участие симбирское ополчение

Умение составлять хронологическую таблицу

П. 14.

13

 Денис Давыдов- гусар,  поэт, партизан.

1

Денис Давыдов. Роль Д.Давыдова в Отечественной войне 1812 года.

Тест «Участие  симбирян в Отечественной войне 1812 года»

Работа с дополнительной литературой (журнал «Мономах»).

 Умение составлять сообщения и презентации в Power Point

Сообщения, презентации

8.Декабристы Симбирского края

1

14

Декабристы Симбирского края

1

 1825 г.

Тургенев, Ивашев, Башмаков. Участие наших земляков в общественно-политической жизни  России  19 века.

Индивидуальный устный

Работа с дополнительной литературой (журнал «Мономах»).

Умение составлять сообщения и презентации в Power Point

Сообщения, презентации

9. Культура и быт симбирских дворян

2

15

Классическая архитектура Симбирска.

1

Достижения художественной культуры  Симбирского края в первой половине   19 веке

Краеведческий диктант.

Работа с дополнительной литературой (журнал «Мономах»).

Умение составлять сообщения и презентации в Power Point

Сообщения, презентации

16

Знаменитые симбиряне

1

Карамзин, Киндяковы, Языков, Минаев, Гончаров. Вклад симбирских дворян в отечественной истории.

Краеведческий кроссворд

Работа с дополнительной литературой (журнал «Мономах»).

Умение составлять сообщения и презентации в Power Point

Сообщения, презентации

10.Отмена крепостного права в Симбирском крае

1

»

17

Отмена крепостного права в Симбирском крае.

.

1

1861 год.

Почему Симбирская губерния потеряла позиции  житницы Поволжья.

Тест

« Симбирская губерния в первой половине 19 века

Работа с текстов п.18.

 Составление сравнительной таблицы по вопросам дворянских проектов.

 Проведения сравнительного анализа исторических процессов, документов.

П.18

11.Семья Ульяновых в истории нашего города

2

18

Семья Ульяновых в истории нашего города

1

70-80- годы 19 века.

 И.Н.Ульянов,

М.А.Ульянова,

А.И.Ульянова, А.И.Ульянов, В.И.Ульянов,

О.И.Ульянова, Д.И.Ульянов, М.И.Ульянова.

 Роль И.Н.Ульянова в развитии народного образования в Симбирской губернии.

 Индивидуальный письменный опрос.  Работа по индивидуальным карточкам.

Работа с дополнительной литературой….

Умение подготавливать сообщения по выбранной теме с использование дополнительной литературы.

Сообщения, презентации

19

Семья Ульяновых в истории нашего города

1

70-80- годы 19 века.

 И.Н.Ульянов,

М.А.Ульянова,

А.И.Ульянова, А.И.Ульянов, В.И.Ульянов,

О.И.Ульянова, Д.И.Ульянов, М.И.Ульянова.

 Какие черты характера  развивали Ульяновы в своих детях.

Устный. Прослушивание сообщений, просмотр презентаций

Работа с дополнительной литературой….

Умение подготавливать сообщения по выбранной теме с использование дополнительной литературы. Умение составлять небольшие по объему презентации.

Умение подготавливать сообщения по выбранной теме с использование дополнительной литературы.

12.Симбирск во второй половине и в конце 19 века

2

20

Торговля и купечество Симбирска во второй половине- и в конце 19 века

1

Сборная ярмарка Почему Симбирск считался центром торговли и купечества.

Тест «Семья Ульяновых в Симбирске»

Работа по группам «Симбирские ярмарки», « Симбирские базары», Симбирские купцы» «Купечество»,

 Умение работать по тексту параграфа, находить информацию, переводить её в иную знаковую систему (сравнительная таблица) Умение проводить сравнительный анализ,

П.19-20

21

 Культура Симбирского края во второй половине- и в конце 19 века

1

Шодэ, Ливчак, Бенземан.

Устный

Виртуальная экскурсия по старому Симбирску.

Умение характеризовать архитектурные памятники по предложенному плану.

Сообщения, презентации

13.Симбирская губерния в начале 20 века

1

22

Симбирская губерния в начале 20 века

1

1900- 1917 год.

Какие процессы социально- экономического и политического характера проходили в нашей губернии в названный период времени.

Тест «Культура Симбирского края во второй половине- и в конце 19 века»

Работа по тексту параграфов. 26-28.Составление опорного конспекта

Умение переводить информацию из одной знаковой системы в другую

Записи в тетради.

14.Симбирская губерния в 1917-1921 гг.

2

23

Симбирская губерния в 1917-1921 гг.

1

1917-1921 гг.

 Дом Свободы.

 Какие факторы повлияли на переход власти в Симбирске в руки большевиков.

Краеведческий  диктант.

Работа по тексту параграфа. Составление развёрнутого плана.

Умение структурировать и озаглавливать текст

П.32-33

24

 Гражданская война на территории нашего края

1918, 12 сентября 1918 г.

 Гай, Муравьев, Тухачевский белочехи, эсеровский мятеж, Железная дивизия.

 Как проходила гражданская война на территории нашего края.

Письменный индивидуальный по карточкам.

Составление хронологической таблицы.

Умение работать по карте, составлять хронологическую таблицу

П.34-35

15.Ульяновская область в 20-30-е годы

2

25

Промышленность Ульяновской области в 20-30-е годы

1

30-е  годы 20 века.

 Особенности индустриализации в нашем крае.

Краеведческий кроссворд

Работа по тексту параграфа. Составление развёрнутого плана

Умение структурировать и озаглавливать текст

П.38

26

Коллективизация в Симбирском крае

1

30-е годы 20 века. Особенности коллективизации в нашем крае.

Устный

Работа по тексту параграфа39.

Составление опорного конспекта

Умение переводить информацию из одной знаковой системы в другую

П.39

16.Ульяновская область в годы Великой Отечественной войны

(1941-1945 гг.)

3

27

Ульяновцы на полях сражений

1

1941-1945. Гаген, Максимов, Хазов, Герасимов, Полбин,

Устный

Умение подготавливать сообщения по выбранной теме с использование дополнительной литературы.

П.46-47

28

Ульяновцы на полях сражений

1

1941-1945. Матросов, Тюленев, Герои Свири, Деев.

Устный

Умение подготавливать сообщения по выбранной теме с использование дополнительной литературы.

П.46-47

29

Тыл работает для фронта

1

1941-1945. Патронный завод.

эвакуированные предприятия.

 Каков вклад тыла ульяновской области в победу в ВОВ.

Исторический диктант.

Работа в группах по              краеведческим карточкам.

Умение характеризовать                                        социально-экономические  процессы      

П.42-44.

17.Ульяновская область в послевоенное пятидесятилетие (1945-1995 гг.)

2

30

Развитие промыщленности и сельского хозяйства в послевоенное десятилетие (1945-1995гг.)

1

1945-1995. « Плюсы» и «минусы» развития промышленности в данный период времени.

Тест «Ульяновская область в годы Великой Отечественной войны

(1941-1945 гг.)»

Составление сравнительной таблицы

Умение находить положительные и отрицательные стороны в развитии социльно- экономических процессов.

П.50

31

Развитие промыщленности и сельского хозяйства в послевоенное десятилетие (1945-1995гг.)

1

1945-1995. «Плюсы» и «минусы» развития сельского хозяйства. в данный период времени.

Устный.

Составление сравнительной таблицы

Умение находить положительные и отрицательные стороны в развитии социльно- экономических процессов

П. 51

18.Культура Ульяновской области в XX веке

2

32

Наука, культура, образование в XX веке

1

(1945-1995гг.)

 Каковы достижения Ульяновской области в развитии науку, культуры и образования.

Устный

Работа по тексту параграфа. Составление развёрнутого плана.

Умение структурировать и озаглавливать текст

П.52

33

Наука, культура, образование в XX веке

1

(1945-1995гг.) Каковы достижения Ульяновской области в развитии науку, культуры и образования.

 Краеведческий  диктант

Работа по тексту параграфа. Составление развёрнутого плана.

Умение структурировать и озаглавливать текст

П.52

19.Итоговое повторение

1

34

Итоговое повторение

1

Итоговое тестирование


Тематическое планирование с посещением музеев

п\п

Наименование темы

Предложения музеев (тематика и форма работы с детьми)

Куда повести учащихся

1.

Наш край в древности

“В гости к первобытному человеку”.

(Экскурсия по историческому отделу музея. Рассказ о первых людях на территории края и их занятиях).

Экскурсии с посещением Ундоровского музея

ГУК "Ульяновский областной краеведческий музей им. И.А. Гончарова

Музей-заповедник "Родина В.И. Ленина". "Выставочный зал на Покровской".

2.

В составе Волжской Булгарии

"Северная Мекка".

(Экскурсия по историческому отделу музея. Рассказ о первом раннефеодальном государстве на территории края – Волжской Болгарии. Показ уникального экспонатов, в том числе памятника первой пол. 14 века – Болгарской надгробной плиты).

“В царстве Болгарского князя”.

(Экскурсия по историческому отделу музея. Волжская Болгария – как центр средневековой восточно-европейской цивилизации.)

ГУК "Ульяновский областной краеведческий музей им. И.А. Гончарова

ГУК "Ульяновский областной краеведческий музей им. И.А. Гончарова

3.

Период Золотой Орды и Казанского ханства

4.

Основание Симбирска и освоение края в XVII-XVIII веках

“Из-за острова на стрежень…”.

(Экскурсия по историческому отделу музея. Осада г. Симбирска войсками С.Т. Разина. Показ оружия периода 17 века и исторических документов).

“А ворон-то еще летает…”.

(Экскурсия в историческом отделе. Рассказ о крестьянской войне Е.И. Пугачева, история пребывания Пугачева в Симбирске. Показ его знаменитого портрета и оружия 18 века).

“Прошлое, которое мы теряем”.

(Беседа о дворянских имениях Симбирской губернии).

“Посещение Симбирска особами царского двора”.

(Рассказ о пребывании в городе Петра I, Екатерина II, Николая II).

"Град Симбирск" (основание города).

"Симбирск в 18 веке." Приезд Екатерины II. Регулярное строительство.

Культурно-образовательная программа «История России в лицах».  На занятиях рассказывается о российских самодержцах на фоне исторической эпохи начала 17 – конца 19 вв., их роли в развитии Русского государства 

ГУК "Ульяновский областной краеведческий музей им. И.А. Гончарова

ГУК "Ульяновский областной краеведческий музей им. И.А. Гончарова

ГУК "Ульяновский областной краеведческий музей им. И.А. Гончарова

Музей-заповедник "Родина В.И. Ленина".

Музейный комплекс  “Градостроительство и архитектура Симбирска-Ульяновска”.

Музей-заповедник "Родина В.И. Ленина". Музей “Симбирская классическая гимназия”

5.

Этнография народов Симбирского Поволжья в XVII-XVIII вв.

“Жили-были”.

(Экскурсия по историческому отделу. Рассказ о бытовой жизни крестьян, о их занятиях земледелием, ремеслом, о традициях и обычаях наших предков. Показываются орудия труда земледельцев, интерьер крестьянской избы, и женские национальные костюмы народов Поволжья).

“Что это?”

(Экскурсия-загадка о старинных бытовых предметах 18-20 веков).

“Музей и вещи”.

(Экскурсия по историческому отделу музея. Рассказ о предметах, которые окружали человека в различные временные периоды от глубокой древности до нач. 20 века. Дети совершают путешествия в “Мастерскую ремесленника”, “Крестьянскую избу”, “Купеческую лавку” и узнают, как менялась повседневная жизнь человека).

"Этнографическая экспозиция "Чуваши Симбирского края конца 19 начала 20 века"

(культура, обычаи, традиции, ремесла).

1.Экскурсии по этнографической экспозиции.

2."Свет нового очага" (интерактивное занятие в интерьере крестьянской избы.)

3."Хозяйство вести – не лапти плести". (интерактивное занятие в интерьере крестьянской избы.).

"Костюм народностей Поволжья" (по гравюрам Е.Корнеева)

ГУК "Ульяновский областной краеведческий музей им. И.А. Гончарова

ГУК "Ульяновский областной краеведческий музей им. И.А. Гончарова

ГУК "Ульяновский областной краеведческий музей им. И.А. Гончарова

Музей-заповедник "Родина В.И. Ленина".Музей «Симбирская чувашская школа. Квартира И.Я. Яковлева»

Музей-заповедник "Родина В.И. Ленина". "Выставочный зал на Покровской".

6.

Губерния в XIX веке. Разложение феодального строя и развитие капиталистических отношений

“Гроза 12-го года”.

(Экскурсия по историческому отделу музея. Рассказ о симбирских соединениях, участвовавших в Отечественной войне 1812 года).

"Денис Давыдов – поэт и партизан"

“Во глубине Сибирских руд…”.

(Экскурсия по историческому отделу музея об участии симбирян в декабрьском вооруженном восстании 1825 года).

“Развитие края в пореформенный период”.

(Экскурсия по историческому отделу музея. Социально-экономическое развитие края во второй пол. 19 – нач. 20 века).

Культурно-образовательная программа «Симбирск торговый»

"После хлеба самое важное для народа – школа"

"Воспитательные системы в начальных учебных заведениях в начале 19 века".

"Симбирский семейно-педагогический кружок"

"История метеорологических наблюдений в России и Симбирске". ( Экскурсия по экспозиции музея. Рассказ об ученых-климатологах, знакомство с их трудами, о первой в Симбирске метеостанции. Показ коллекции метеорологических приборов 19-20 вв., таблиц наблюдений).

ГУК "Ульяновский областной краеведческий музей им. И.А. Гончарова

Музей-заповедник "Родина В.И. Ленина". "Выставочный зал на Покровской".

ГУК "Ульяновский областной краеведческий музей им. И.А. Гончарова

ГУК "Ульяновский областной краеведческий музей им. И.А. Гончарова

Музей-заповедник "Родина В.И. Ленина". Музейный комплекс «Предпринимательство и культурная жизнь Симбирска» .

Музей “Симбирское купечество”.

Историко-этнографический комплекс «Торговля и ремёсла Симбирска».

Музеи: «Мелочная лавка», «Столярная мастерская» .

Музей-заповедник "Родина В.И. Ленина".Музей «Народное образование Симбирской губернии в 70-80 гг. XIX века».

Музей-заповедник "Родина В.И. Ленина". Музей «Метеорологическая станция Симбирска. Планетарий».

7.

Семья Ульяновых в истории нашего города

Автобусно-пешеходная экскурсия "Родина Ленина".

Включены: интерактивная программа и презентация в музее “Симбирская классическая гимназия”, экскурсия по мемориальному кварталу Музея-заповедника "Родина В.И. Ленина". Продолжительность 4 часа.

Музей-заповедник "Родина В.И. Ленина".

8.

Культура края в XIX веке

“Избранники муз”.

(Экскурсия по историческому отделу музея. Рассказ о культуре края кон. 18 – нач. 19 веков).

Культурно-образовательная программа «История мировой архитектуры» (Архитектура эпохи классицизма, архитектура 2 половины 19 века, архитектура эпохи модерна..)

"Симбирск православный". Занятие-беседа с элементами итератива об утраченных и действующих храмах и соборах Симбирска. Проводится в образовательном учреждении или в музее. Возможен осмотр церкви Сошествия Святого Духа на Апостолов, расположенный на территории музейного комплекса).

"Вечер русского романса". Литературно-музыкальная композиция.

"Имя твое – птица в руке" (об именинах).

"Час любования усадьбой " (фотографирование в стилизованных костюмах начала 20 века, чаепитие у угольного самовара).

ГУК "Ульяновский областной краеведческий музей им. И.А. Гончарова

Музей-заповедник "Родина В.И. Ленина"Музей “Градостроительство и архитектура Симбирска-Ульяновска”

Музей-заповедник "Родина В.И. Ленина". Музей «Симбирская чувашская школа. Квартира И.Я. Яковлева»

Музей-заповедник "Родина В.И. Ленина". Музей-усадьба городского быта «Симбирск конца XIX – начала XX вв.»

9.

Симбирская губерния в 1900-1917 гг.

"Симбирск начала 20 века" (городская экскурсия)

Музей-заповедник "Родина В.И. Ленина". "Выставочный зал на Покровской".

10.

Симбирская губерния в 1917-1921 гг.

Гражданская война (музейное занятие).

Музея-мемориала В.И.Ленина

11.

Ульяновская область в 20-30-е годы

НЭП. Образование СССР (музейное занятие)

Музея-мемориала В.И.Ленина

12.

Ульяновская область в годы Великой Отечественной войны

(1941-1945 гг.)

“Священная война”.

(Боевой подвиг ульяновцев в годы Великой Отечественной войны. Рассказ о Московской, Сталинградской, Курской битвах, сыгравших решающее значение в ходе войны. О подвигах наших земляков: А.Ф. Наганова – защитника Брестской крепости, летчика-бомбардировщика, дважды Героя Советского Союза И.С. Полбина, Героев Советского Союза А. Матросова, И.Н. Бурмистрова, И.Д. Давыдова и др. Демонстрация фондовой коллекции и мультимедиа презентация).

“Всё для фронта, Всё для победы!”

(Трудовой подвиг ульяновцев в годы Великой отечественной войны. О вкладе тружеников тыла в Великую Победу, о работе патронного завода им. Володарского, суконных фабрик области, о 15ти эвакуированных в Ульяновск предприятиях, о работе эвакогостипалей, военных училищ и детских домов области. Демонстрация фондовой коллекции и мультимедиа презентация).

“Победители!”

Стационарная выставка, посвященная 65-летию Победы.

(Выставка рассказывает о трудовом вкладе ульяновцев в дело Победы и о боевом подвиге земляке на фронтах. На выставке представлены мемориальные комплексы участников войны, образцы военной продукции предприятий области).

"Ульяновцы на фронтах Великой Отечественной войны"

"День Победы" История Великой Отечественной войны в фотографиях. Памятники архитектуры, улице , посвященные ВОВ.

ГУК "Ульяновский областной краеведческий музей им. И.А. Гончарова

ГУК "Ульяновский областной краеведческий музей им. И.А. Гончарова

ГУК "Ульяновский областной краеведческий музей им. И.А. Гончарова

Музей-заповедник "Родина В.И. Ленина":

"Выставочный зал на Покровской";

Музей “Градостроительство и архитектура Симбирска-Ульяновска”

13

Ульяновская область в послевоенное пятидесятилетие (1945-1995 гг.)

“Афганистан - наша память, Афганистан - наша боль”.

(Экскурсия к 30-летию ввода советских войск в Афганистан).

Экспозиция филиала "Конспиративная квартира Симбирской группы РСДРП".

14

Культура Ульяновской области в XX веке

"Рогожное царство в Российском государстве" (материальная культура, ремесла Симбирской губернии в 19-начале 20 вв)

Музей-заповедник "Родина В.И. Ленина". ИЭК "Торговля и ремесла"




ЛИТЕРАТУРА.

  1. Альманах "Памятники Отечества" № 42 (7-8/1998.)
  2. Аржанцев Б.В., Митропольская М.Г. Архитектурная летопись Симбирска: (вторая половина XYII-начало XX вв.).- Ульяновск: Симбирская книга, 1994.
  3. Барашков В.Ф. Русские говоры Ульяновской области. Ульяновск, 1977.
  4. Барашков В.Ф. По следам географических названий Ульяновской области.
  5. Ульяновск, «Симбирская книга», 1994.
  6. Барашков В.Ф. А как у вас говорят. Москва: Просвещение, 1983.
  7. Барашков В.Ф. Лингвистическое краеведение в сельской школе. Ульяновск,Изд. УГПИ, 1979.
  8. Богомолова М.И. Цель воспитания как педагогическая категория в истории зарубежной и отечественной педагогики: Учебное пособие.-Набережные Челны:НГПИ, 1995.- 80 с.
  9. Ванина Э.В. Диагностика результатов обучения истории в школе //Преподавание истории в школе.- 2001, N 4.- с. 20-27
  10. Волошин С.П. Поволжская книга : исторический очерк (книгоиздательство в Поволжье).- Саратов: Приволжское кн.изд-во,1990.
  11. Ефимов Ю.Д. Очерки истории суконной промышленности Симбирской губернии конца XIX - начала XX века.– Ульяновск: "Стрежень", 1993.
  12. Историческое краеведение. /Учебное пособие для 7-9 классов общеобразовательной школы./Под ред. Т.Б.Табардановой.– Ульяновск: КТП ,2000.
  13. Краеведческий музей в школе: Учебное пособие/ Аксенова З.Р. и др.; под ред. Л.П.Шабалиной.- Ульяновск: УлГПУ,1999.-73 с.
  14. Проект федерального компонента государственного образовательного стандарта общего образования.- М.: 2002.- в 2 кн.Родина В.И. Ленина. Экономико-статистический сборник. – М.: Статистика, 1970. – ЦСУ РСФСР.
  15. Симбирская-Ульяновская энциклопедия.- Ульяновск: "Симбирская книга", 2000.- том 1.- 397 с.
  16. Смирнов А. Город Сенгилей.– Саратов: Приволжское кн. издательство, 1977.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа по литературному краеведению Ульяновской области

Программа для 5-11 классов общеобразовательных школ по литературному краеведению Ульяновской области, разработанная УИПК ПРО в 2008 году...

Программа по географическому краеведению Ульяновской области

Авторская программа по географическому краеведению "Ульяновская область - родной край"...

Рабочая программа курса «Историческое краеведение» 9 класс

  Рабочая программа курса «Историческое краеведение» разработана на основе авторской программы  для 9 класса общеобразовательных школ (авторы Булычев М.В. Аристархова Е.В., Самс...

Рабочая программа по историческому краеведению (Оренбургская область)

Рабочая программа составлена с использованием основных элемнтов ФГОС и состоит из пояснительной записки, тематического и календарно-тематического планирования, системы оценивания...

Рабочая программа по историческому краеведению (Оренбургская область)

Рабочая программа для 8 класса содержит основные элементы ФГОС и состоит из пояснительной записки, тематического и календарно-тематического планирования, а так же системы оценивания...

Рабочая программа по историческому краеведению (Оренбургская область)

Рабочая программа составлена с использованием основных элементов ФГОС и состоит из пояснительной записки, тематического и календарно-тематического планирования, системы оценивания...

Рабочая программа по историческому краеведению Тамбовской области для 7 класса

Рабочая программа охватывает  период  с древнейшего времени и до конца 17 века.  Перечень тем, включенных в рабочую программу, позволит обучающимся подробно узнать о возниковении иразви...