Рабочая программа по истории России для 6 класса (ФГОС)
рабочая программа по истории (6 класс) на тему

При составлении рабочей образовательной программы учтены требования Федерального закона об образовании в Российской Федерации и Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования второго поколения. Программа составлена  на основе Фундаментального ядра содержания общего образования, Примерной основной образовательной программы образовательного учреждения и Примерной программы по истории на ступени основного общего образования, а также  программе А.А. Данилова, разработанной к УМК «Сферы» ФГОС по  истории России для 5-9 классов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon istoriya_rossii-6_fgos.doc244 КБ

Предварительный просмотр:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ    ЗАПИСКА

Данная рабочая образовательная программа предназначена для преподавания курса истории России в 6 классах.

При составлении рабочей образовательной программы учтены требования Федерального закона об образовании в Российской Федерации и Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования второго поколения. Программа составлена  на основе Фундаментального ядра содержания общего образования, Примерной основной образовательной программы образовательного учреждения и Примерной программы по истории на ступени основного общего образования, а также  программе А.А. Данилова, разработанной к УМК «Сферы» ФГОС по  истории России для 5-9 классов.

Необходимость изучения истории в школе обусловливается ее познавательными и мировоззренческими свойствами. Главная задача школьного исторического образования — формирование у учащихся исторического мышления как основы гражданской идентичности личности. Основными целями изучения всеобщей истории в основной школе являются:

  • формирование у молодого поколения исторических ориентиров для гражданской, этнонациональной, социальной, культурной самоидентификации в современном мире;
  • овладение учащимися знаниями об основных этапах развития человеческого общества с древности до наших дней в социальной, экономической, политической, духовной и нравственной сферах; выработка в доступной для учащихся форме на основе обобщения фактического материала проблемного, диалектического понимания истории; усвоение интегративной системы знания об истории человечества;
  • воспитание учащихся в духе патриотизма, уважения к своему Отечеству – многонациональному государству, взаимопонимания, толерантности и уважения между народами;
  • развитие способностей учащихся на основе исторического анализа и проблемного подхода осмысливать процессы, события и явления в их динамике, взаимосвязи и взаимообусловленности с учетом принципов научной объективности и историзма;
  • формирование у учащихся общественной системы ценностей на основе осмысления закономерности и прогрессивности общественного развития и осознания приоритета общественного интереса над личностным и уникальности каждой личности, раскрывающейся полностью только в обществе и через общество;
  • выработка современного понимания истории в контексте гуманитарного знания и общественной жизни;
  • развитие навыков исторического анализа и синтеза, формирование понимания взаимовлияния исторических событий и процессов, умения применять исторические знания для осмысления сущности современных общественных явлений, в общении с другими людьми в современном поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном обществе.

Эти знания, умения и ценности создают предпосылки для личностного развития учащихся, выражающегося в осознании ими культурного многообразия мира, в понимании и уважении других людей, народов и культур, а также для дальнейшего изучения  истории России, развития интеллектуальных способностей и умения самостоятельно овладевать историческими знаниями и применять их в разных ситуациях.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРЕДМЕТА «ИСТОРИЯ РОССИИ»,

ЕГО МЕСТО В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

Изучение предмета «История» на ступени основного общего образования основывается на базе учебных компетенций и знаний, полученных учащимися при изучении в начальной школе предметов «Окружающий мир» (тематический блок «Человек и общество») и «Основы духовно-нравственной культуры народов России» и закладывает основу для изучения предмета на двухуровневом (профильном и базовом) на ступени среднего полного образования.

Содержание учебного предмета «История» для 5—9 классов изложено в виде двух курсов — «История России» (занимающего приоритетное место по объему учебного времени) и «Всеобщая история».

Курс «История России» сочетает историю государства, населяющих его народов, историю родного края. Данный курс дает представление об основных этапах исторического пути Отечества, при этом внимание уделяется целостной и выразительной характеристике основных исторических эпох — от прослеживания хода наиболее значительных общественных процессов до описания поворотных, драматических событий и их участников. Важная мировоззренческая задача курса «История России» заключается в раскрытии как своеобразия и неповторимости российской истории, так и ее связи с ведущими процессами мировой истории.

При изучении истории России предполагается обращение учащихся к материалу по региональной истории, в котором представлен пласт исторического знания, богатый наглядной и яркой информацией и потому выразительный и интересный для школьников. Это способствует решению приоритетных образовательных и воспитательных задач — развитию интереса школьников к прошлому и настоящему родной страны, осознанию своей гражданской и социальной идентичности в широком спектре, включающем этнонациональные, религиозные и иные составляющие, развитию исторической памяти и воспитанию патриотизма, гражданственности.

В 6 классе Рабочая программа предполагает изучение  в курсе «История России» раздела «Древняя и средневековая Русь» в объёме не менее 40 часов по 2 часа в неделю.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

№ п/п

Темы

Количество часов

всего

6 кл.

1

Что изучает история Отечества? Древнейшая история России

40

2

2

Древняя Русь в VIII первой половине XII в.

9

3

Русь Удельная в 30-е гг. XIIXIII вв.

9

4

Московская Русь в XIV—XV вв.

10

5

Московское государство в XVI в.

5

6

Культура России IX – XVI в.в.

4

7

Итоговое занятие

1

ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОБУЧЕНИЯ И ОСВОЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ  

ИСТОРИИ РОССИИ В 6 КЛАССЕ 

  1. ФОРМИРОВАНИЕ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ
  1. Личностные универсальные учебные действия

К важнейшим личностным результатам изучения  истории России в основной школе относятся следующие убеждения и качества:

  • осознание своей идентичности как гражданина страны, члена семьи, этнической и религиозной группы, локальной и региональной общности;
  • освоение гуманистических традиций и ценностей современного общества, уважение прав и свобод человека;
  • осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе;

При изучении курса  истории России в рамках когнитивного компонента будут сформированы

  • историко-геополитический образ своей страны, включая представление о территории и границах России, знание основных исторических событий развития государственности и общества; знание истории родного края, его достижений и культурных традиций;
  • знание о своей этнической принадлежности, освоение национальных ценностей, традиций, культуры, знание о народах и этнических группах России;
  • продолжится формирование представлений о системе моральных норм и ценностей, их конвенциональном характере.

В рамках ценностного и эмоционального компонентов продолжится формирование:

  • гражданского патриотизма, любви к Родине, чувства гордости за свою страну;
  • уважения к истории, культурным и историческим памятникам;
  • эмоционально положительное принятие своей этнической идентичности;
  • уважение к другим народам России и мира и принятие их, межэтническая толерантность, готовность к равноправному сотрудничеству.
  1. Регулятивные универсальные учебные действия

Обучающиеся продолжат формирование способности к целеполаганию, планированию своей деятельности, анализу условий достижения цели на основе учёта выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале; осуществлению контроля результатов и способов действий.

Обучающиеся получат возможность формировать основы саморегуляции в учебной и познавательной деятельности в форме осознанного управления своим поведением и деятельностью, направленной на достижение поставленных целей; адекватно оценивать свои возможности достижения цели определённой сложности при выполнении заданий разного уровня сложности.

  1. Коммуникативные универсальные учебные действия

Обучающиеся продолжат формирование  навыков

  • формулирования и аргументации собственной позиции;
  • формулирования вопросов по изучаемому материалу;
  • владения устной и письменной речью, осуществления монологического контекстного высказывания.
  1. Познавательные универсальные учебные действия

Обучающиеся продолжат формирование  умения осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета; совершать логические мыслительные операции, такие, как

  • давать определение понятиям;
  • устанавливать причинно-следственные связи;
  • осуществлять логическую операцию установления родовидовых отношений, ограничение понятия;
  • обобщать понятия — осуществлять логическую операцию перехода от видовых признаков к родовому понятию, от понятия с меньшим объёмом к понятию с большим объёмом;
  • осуществлять сравнение и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций;
  • строить классификацию на основе дихотомического деления (на основе отрицания);
  • строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;
  • объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования;
  • основам ознакомительного, изучающего, усваивающего и поискового чтения;
  • структурировать тексты, включая умение выделять главное и второстепенное, главную идею текста, выстраивать последовательность описываемых событий;
  • работать с метафорами — понимать переносный смысл выражений, понимать и употреблять обороты речи, построенные на скрытом уподоблении, образном сближении слов.

Обучающиеся получат возможность научиться:

  • выдвигать гипотезы о связях и закономерностях событий, процессов, объектов;
  • делать умозаключения (индуктивное и по аналогии) и выводы на основе аргументации.
  1. ОСНОВЫ УЧЕБНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ И ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

У обучающихся будут сформированы основы

  • использования методов   получения знаний, характерных для социальных и исторических наук (постановка проблемы, сравнительное историческое описание, интерпретация фактов);
  • умения отличать факты от суждений, мнений и оценок, критически относиться к суждениям, мнениям, оценкам, реконструировать их основания; 
  • видеть и комментировать связь научного знания и ценностных установок, моральных суждений при получении, распространении и применении научного знания.
  1. СТРАТЕГИИ СМЫСЛОВОГО ЧТЕНИЯ И РАБОТА С ТЕКСТОМ
  1. Работа с текстом: поиск информации и понимание прочитанного

Обучающиеся продолжат формирование навыков:

  • ориентироваться в содержании текста и понимать его целостный смысл: (определять главную тему, назначение  текста; составлять план, сопоставлять основные текстовые и внетекстовые компоненты, т.е. обнаруживать соответствие между частью текста и его общей идеей, сформулированной вопросом, объяснять назначение карты, рисунка, пояснять части графика или таблицы и т. д.);
  • находить в тексте требуемую информацию.

  1. Работа с текстом: преобразование и интерпретация информации

Обучающиеся продолжат формирование навыков интерпретации текста (формулирования его главной мысли, обнаружения в тексте доводов в подтверждение выдвинутых тезисов)

  1. Работа с текстом: оценка информации

Обучающиеся продолжат формирование навыков оценки достоверности содержания текста, значимости содержащейся в нём информации.

  1. ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДМЕТНЫХ УЧЕБНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ

Предполагается, что в результате изучения  истории России в 6 классе учащиеся должны овладеть следующими знаниями, представлениями, умениями:

  1. Знание хронологии, работа с хронологией:
  • соотносить год с веком, устанавливать последовательность и длительность исторических событий;
  • указывать  хронологические рамки и периоды ключевых процессов, а также даты важнейших событий  истории России;
  • локализовать во времени  этапы становления и развития Русского государства; соотносить хронологию истории Руси и всеобщей истории.
  1. Знание исторических фактов:
  • характеризовать место, обстоятельства, участников, результаты важнейших исторических событий;
  • раскрывать характерные, существенные черты: а) экономических и социальных отношений и политического строя на Руси; б) ценностей, господствовавших в средневековом российском обществе, религиозных воззрениях.
  1. Работа с историческими источниками:
  • читать историческую карту с опорой на легенду, находить  и  показывать на ней историко-географические объекты,  анализировать и обобщать данные карты;
  • использовать историческую карту как источник информации о территории, об экономических и культурных центрах России, о направлениях крупнейших передвижений людей — походов, завоеваний, колонизаций и др.;
  • проводить поиск необходимой информации в одном или нескольких источниках (материальных, текстовых, изобразительных и др.);
  • сравнивать данные разных источников, выявлять их сходство и различия.
  1. Описание (реконструкция):
  • составлять описание (устно или письменно) образа жизни различных групп населения на Руси, памятников материальной и художественной культуры; рассказывать о значительных событиях средневековой истории;
  • характеризовать условия и образ жизни, занятия людей в различные исторические эпохи;
  • на основе текста и иллюстраций учебника, дополнительной литературы, макетов и т. п. составлять описание исторических объектов, памятников
  • объяснять, в чём заключались назначение и художественные достоинства памятников древнерусской культуры: архитектурных сооружений, предметов быта, произведений искусства.
  1. Анализ, объяснение:
  • различать факт (событие) и его описание (факт источника, факт историка);
  • сопоставлять свидетельства различных исторических источников, выявляя в них общее и различия;
  • классифицировать и группировать исторические факты;
  • соотносить единичные события в отдельных странах  с общими явлениями и процессами;
  • называть характерные, существенные признаки исторических событий и явлений;
  • сопоставлять развитие Руси и других  стран в период Средневековья, показывать общие черты и особенности (в связи с понятиями «политическая раздробленность», «централизованное государство» и др.);
  • объяснять причины и следствия ключевых событий  отечественной истории.
  1. Работа с версиями, оценками:
  • приводить оценки исторических событий и личностей, изложенные в учебной литературе;
  • определять и объяснять (аргументировать) личностную позицию в отношении дискуссионных и морально-этических вопросов далекого прошлого;
  • давать оценку событиям и личностям  отечественной истории.
  • высказывать суждения о значении и месте исторического и культурного наследия Древней Руси в мировой истории.
  1. Применение знаний и умений в общении, социальной среде:
  • применять исторические знания для раскрытия причин и оценки сущности современных событий;
  • использовать знания об истории и культуре своего и других народов в общении с людьми в школе и внешкольной жизни как основу диалога в поликультурной среде;
  • способствовать сохранению памятников истории и культуры (участвовать в создании школьных музеев, учебных и общественных мероприятиях по поиску и охране памятников истории и культуры).

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА  «ИСТОРИЯ РОССИИ»

Учебный материал представлен в рабочей программе в несколько большем объёме, чем определяет Примерная программа и Фундаментальное ядро содержания общего образования, что обусловлено  стремлением развить познавательную активность учащихся и ознакомить их с историей родного края.  Дополнительный материал выделен курсивом.

Тема 1. Что изучает история Отечества? Древнейшая история России (2 ч.)

История России — часть всемирной истории. Факторы самобытности российской истории. История региона—часть истории России. Источники по российской истории.

Появление и расселение человека на территории России. Условия жизни, занятия, социальная организация земледельческих и кочевых племён. Верования древних людей. Древние государства Поволжья, Кавказа и Северного Причерноморья. Межэтнические контакты и взаимодействия.

Тема 2. Древняя Русь в VIII первой половине XII в. (9 часов)

Восточные славяне: расселение, занятия, быт, верования, общественное устройство.

Взаимоотношения с соседними народами и государствами.

Образование Древнерусского государства: предпосылки, причины, значение. Новгород и Киев — центры древнерусской государственности. Формирование княжеской власти (князь и дружина, полюдье).

Первые русские князья, их внутренняя и внешняя политика.

Крещение Руси: причины и значение. Владимир Святославич. Христианство и язычество.

Политика Ярослава Мудрого. Международные связи Древней Руси. Древнерусские города, развитие ремёсел и торговли. Русская Правда.

Княжеские усобицы.  Политика Владимира Мономаха. Древняя Русь и её соседи.

Социально-экономический и политический строй Древней Руси. Земельные отношения. Свободное и зависимое население.

Повторительно-обобщающий урок по теме « Древняя Русь в VIII первой половине XII в.» 

Тема 3. Русь Удельная в 30-е гг. XIIXIII вв. (9 часов)

Политическая раздробленность: причины и последствия. Идея единства русских земель в памятниках культуры.

Крупнейшие самостоятельные центры Руси, особенности их географического, социально-политического и культурного развития. Владимиро-Суздальское княжество.

Крупнейшие самостоятельные центры Руси, особенности их географического, социально-политического и культурного развития. Новгород Великий. Галицко-Волынское княжество.

Монгольские завоевания в Азии и на европейских рубежах. Сражение на Калке. Нашествие монголов на Северо-Западную Русь.

Героическая оборона русских городов. Походы монгольских войск на Юго-Западную Русь и страны Центральной Европы. Значение противостояния Руси монгольскому завоеванию.

Русь и Запад; отношения Новгорода с западными соседями. Борьба Руси против экспансии с Запада. Александр Ярославич. Невская битва. Ледовое побоище.

Русь и Золотая Орда. Зависимость русских земель от Орды и её последствия. Борьба населения русских земель против ордынского владычества.

Русь и Литва. Русские земли в составе Великого княжества Литовского. Русь в системе международных связей и отношений: между Востоком и Западом.

Повторительно-обобщающий урок по теме «Русь Удельная в 30-е гг. XIIXIII вв.»

Тема 4. Московская Русь в XIV—XV вв. (10 часов)

Причины и основные этапы объединения русских земель. Москва и Тверь: борьба за великое княжение.

Возвышение Москвы. Московские князья и их политика. Княжеская власть и церковь.

Дмитрий Донской и Сергий Радонежский. Куликовская битва, её значение. Памятники Куликовской битвы на территории Тульского края.

Русь при преемниках Дмитрия Донского. Отношения между Москвой и Ордой, Москвой и Литвой. Образование русской, украинской и белорусской народностей.

Феодальная война второй четверти XV в., её итоги. Становление русской автокефальной церкви.

Иван III. Прекращение зависимости Руси от Золотой Орды. Завершение объединения русских земель.

Экономическое и социальное развитие Руси в XIV—XV вв. Система землевладения. Структура русского средневекового общества. Положение крестьян, ограничение их свободы. Судебник 1497 г. Предпосылки и начало складывания феодально-крепостнической системы.

Образование единого Русского государства и его значение. Становление самодержавия. Строительство Тульского кремля.

Религия и церковь в средневековой Руси. Роль православной церкви в собирании русских земель, укреплении великокняжеской власти, развитии культуры. Возникновение ересей. Иосифляне и нестяжатели. «Москва — Третий Рим».

Повторительно-обобщающий урок по теме «Московская Русь в XIV—XV вв.»

Тема 5. Московское государство в XVI в. (5 часов)

Иван IV. Избранная рада. Реформы 1550-х гг. и их значение. Стоглавый собор.

Внешняя политика и международные связи Московского царства в XVI в. Присоединение Казанского и Астраханского ханств, покорение Западной Сибири. Оборона Тулы в 1552 году от войск Девлет-Гирея.

Расширение территории государства, его многонациональный характер. Засечные черты. Освоение Дикого поля. Казачество. Ливонская война, её итоги и последствия.

Опричнина: причины, сущность, последствия.

Повторительно-обобщающий урок по теме «Московское государство в XVI в.» 

Тема 6. Культура России IX – XVI в.в. (4 часа)

Древнерусская культура. Былинный эпос. Возникновение письменности. Летописание. Литература (слово, житие, поучение, хождение). «Слово о полку Игореве». Памятники куликовского цикла. Начало формирования великорусской культуры. Книгопечатание (И. Фёдоров). Публицистика. «Домострой».

Деревянное зодчество. Каменное строительство (храмы, города-крепости) в русских землях. Развитие местных художественных школ и складывание общерусского художественного стиля. Развитие зодчества в XV - XVI вв. Московский Кремль, монастырские комплексы-крепости. Шатровые храмы.

Монументальная живопись (мозаики, фрески). Иконы. Расцвет иконописи (Ф. Грек, А. Рублёв, Дионисий). Декоративно-прикладное искусство.

Быт и образ жизни разных слоёв населения.

Итоговое занятие (1 ч.)

Общее и особенное в развитии средневековой Руси и стран Европы.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КУРСА «ИСТОРИЯ РОССИИ»

(6 КЛАСС)

С ОПРЕДЕЛЕНИЕМ ОСНОВНЫХ ВИДОВ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

№ урока

Тема урока

Характеристика основных видов деятельности обучающихся

Тема 1. Что изучает история Отечества? Древнейшая история России (2 ч.)

1

История России — часть всемирной истории. Факторы самобытности российской истории. История региона—часть истории России. Источники по российской истории.

  1. Сформировать представление об истории России как части всемирного исторического процесса, об истории Тульского края как неотъемлемой части истории нашей страны.
  2. Группировать и классифицировать исторические источники.
  3. Сравнивать геополитические особенности Западной и Восточной Европы.
  4. Излагать суждения о влиянии этих особенностей на историческое развитие России

№ урока

Тема урока

Характеристика основных видов деятельности обучающихся

2

Появление и расселение человека на территории России. Условия жизни, занятия, социальная организация земледельческих и кочевых племён. Верования древних людей. Древние государства Поволжья, Кавказа и Северного Причерноморья. Межэтнические контакты и взаимодействия.

  1. Устанавливать последовательность и длительность событий, соотносить дату и исторический период
  2. Исследовать на исторической карте места стоянок древнейших людей, границы древних государств Северного Причерноморья, Кавказа и Повольжья, территории  обитания народов,  направления их расселения в эпоху Великого переселения.
  3. Называть народы, обитавшие в Северном Причерноморье в эпоху античности, греческие колонии
  4. Сравнивать быт и занятия осёдлых и кочевых народов.
  5. Использовать дополнительные источники для рассказа о древних цивилизациях на территории России.

Тема 2. Древняя Русь в VIII первой половине XII в. (9 часов)

3

Восточные славяне: расселение, занятия, быт, верования, общественное устройство.

  1. Раскрывать значение терминов: «подсечно-огневая»; «переложная»; «вервь», «вече»»
  1. Исследовать на исторической карте расселение славянских племён
  2. Находить характерные признаки родовой и соседской общины, языческой веры в описании общественного устройства и быта славян.
  3. Прослеживать причинно-следственные взаимосвязи между природно-климатическими условиями и особенностями жизни славянских племён.
  4. Группировать и классифицировать занятия славян как относящиеся к производящему и потребляющему типу хозяйства.
  5. Называть и описывать особенности языческого славянского пантеона.

4

Взаимоотношения с соседними народами и государствами.

  1. Раскрывать значение терминов: «каганат»; «дань»
  2. Исследовать на исторической карте расселение восточноевропейских народов, границы государств в VIII-IX в.в., торговые пути.
  3. Прослеживать причинно-следственные взаимосвязи между природно-климатическими условиями и особенностями жизни народов Восточной Европы.
  4. Сформировать представление о мирном характере колонизации славянскими племенами территории Восточно-Европейской равнины.
  5. Излагать суждения об особенностях этногенеза народов России.

5

Образование Древнерусского государства: предпосылки, причины, значение. Новгород и Киев — центры древнерусской государственности. Формирование княжеской власти (князь и дружина, полюдье).

  1. Раскрывать значение терминов: «князь»; «дружина», «варяг», «ряд», «полюдье»
  2. Устанавливать последовательность и длительность событий, соотносить дату и исторический период
  3. Исследовать на исторической карте границы Древнерусского государства
  4. Прослеживать причинно-следственные взаимосвязи между социально-экономическим укладом славянских племён и образованием государственности.
  5. Излагать суждения о роли призвания варягов в образовании государства у восточных славян.
  6. Называть и описывать особенности раннефеодального Древнерусского государства.

6

Первые русские князья, их внутренняя и внешняя политика.

  1. Раскрывать значение терминов «уроки», «погосты», «реформа»
  2. Исследовать на исторической карте направления военных походов Олега, Святослава
  3. Устанавливать последовательность и длительность событий, соотносить дату и исторический период
  4. Сравнивать политику первых киевских князей, выделять общие и особенные черты.
  5. Делать вывод о значении реформы налогообложения, проведённой княгиней Ольгой.
  6. Характеризовать  личность Святослава на основании фактов из его жизни

7

Крещение Руси: причины и значение. Владимир Святославич. Христианство и язычество.

  1. Раскрывать значение терминов «митрополит», «епископ», «ересь»
  2. Исследовать на исторической карте границы Древнерусского государства в период правления Владимира I
  3. Устанавливать последовательность и длительность событий, соотносить дату и исторический период
  4. Прослеживать причинно-следственные взаимосвязи между формированием Древнерусского государства и принятием христианства
  5. Делать вывод о значении  крещения Руси.
  6. Характеризовать  личность Владимира I  на основании фактов из его жизни

№ урока

Тема урока

Характеристика основных видов деятельности обучающихся

8

Политика Ярослава Мудрого. Международные связи Древней Руси. Древнерусские города, развитие ремёсел и торговли. Русская Правда.

  1. Раскрывать значение терминов «наместник», «очередной порядок наследования», «усобицы», «удельный князь», «великий князь».
  2. Исследовать на исторической карте границы Древнерусского государства в период правления Ярослава Мудрого.
  3. Устанавливать последовательность и длительность событий, соотносить дату и исторический период
  4. Прослеживать причинно-следственные взаимосвязи между княжескими усобицами и принятием очередного порядка наследования.
  5. Характеризовать  личность Ярослава Мудрого  на основании фактов из его жизни
  6. Делать вывод о значении  принятия общерусского свода законов «Русская Правда»

9

Княжеские усобицы.  Политика Владимира Мономаха. Древняя Русь и её соседи.

  1. Исследовать на исторической карте границы Древнерусского государства в период правления Владимира Мономаха, крупнейшие города.
  2. Устанавливать последовательность и длительность событий, соотносить дату и исторический период
  3. Делать вывод о значении  Любечского съезда.
  4. Прослеживать причинно-следственные взаимосвязи между усилением угрозы со стороны половцев и укреплением власти великого киевского князя.
  5. Характеризовать  личность Владимира Мономаха  на основании фактов из его жизни

10

Социально-экономический и политический строй Древней Руси. Земельные отношения. Свободное и зависимое население.

  1. Раскрывать значение терминов «вотчина», «боярин», «поместье», «смерд», «рядович», «закуп», «холоп», «челядь», «оброк», «барщина».
  2. Прослеживать причинно-следственные взаимосвязи между формированием раннефеодального государства и появлением феодальной зависимости.
  3. Сравнивать различные категории зависимого населения.

11

Повторительно-обобщающий урок по теме « Древняя Русь в VIII первой половине XII в.»

  1. Составлять на основании текста учебника ленту времени, отражающую основные события истории  Древнерусского государства.
  2. Соотносить исторические события Древней Руси с событиями в средневековой Европе.
  3. Устанавливать последовательность и длительность событий, соотносить между собой исторические события.
  4. Сравнивать  общественный строй и политическую организацию Древнерусского государства и раннефеодальных государств Европы.

Тема 3. Русь Удельная в 30-е гг. XIIXIII вв. (9 часов)

12

Политическая раздробленность: причины и последствия. Идея единства русских земель в памятниках культуры.

  1. Раскрывать значение терминов «эксплуатация»
  2. Прослеживать причинно-следственные взаимосвязи упадка значения Киева как центра русских земель и политической децентрализации Руси.
  3. Исследовать на исторической карте границы русских княжеств в XII в.
  4. Называть характерные проявления политической раздробленности.
  5. Сравнивать проявления политической раздробленности в России и Европе.
  6. Делать вывод о закономерности периода политической раздробленности в истории России.

13

Крупнейшие самостоятельные центры Руси, особенности их географического, социально-политического и культурного развития. Владимиро-Суздальское княжество.

  1. Исследовать на исторической карте границы Владимиро-Суздальского княжества.
  2. Устанавливать последовательность и длительность событий, соотносить дату и исторический период
  3. Прослеживать причинно-следственные взаимосвязи возвышения Владимиро-Суздальского княжества.
  4. Характеризовать  личность Андрея Боголюбского  на основании фактов из его жизни 
  5. Делать вывод об особенностях политического строя Владимиро-Суздальского княжества.

14

Крупнейшие самостоятельные центры Руси, особенности их географического, социально-политического и культурного развития. Новгород Великий. Галицко-Волынское княжество.

  1. Раскрывать значение терминов «боярская республика», «посадник», «тысяцкий», «владыка Новгородский»
  2. Устанавливать последовательность и длительность событий, соотносить дату и исторический период
  3. Исследовать на исторической карте границы Галицко-Волынского княжества и Новгородской Земли.
  4. Называть характерные признаки боярской республики в Новгороде.
  5. Сравнивать  политический строй Новгорода, Владимиро-Суздальского  и Галицко-Волынского княжества княжества.

15

Монгольские завоевания в Азии и на европейских рубежах. Сражение на Калке. Нашествие

  1. Раскрывать значение терминов «курултай», «тумен»
  2. Исследовать на исторической карте направления военных походов монголов.

№ урока

Тема урока

Характеристика основных видов деятельности обучающихся

монголов на Северо-Западную Русь.

  1. Устанавливать последовательность и длительность событий, соотносить дату и исторический период
  2. Использовать дополнительные источники для рассказа о завоеваниях монголов в Азии
  3. Излагать суждения о причинах побед монголов.

16

Героическая оборона русских городов. Походы монгольских войск на Юго-Западную Русь и страны Центральной Европы. Значение противостояния Руси монгольскому завоеванию.

  1. Исследовать на исторической карте направления военных походов монгольских войск на Русь и страны Европы.
  2. Устанавливать последовательность и длительность событий, соотносить дату и исторический период
  3. Излагать суждения о причинах поражения русских князей.
  4. Делать вывод о последствиях монгольского нашествия на Русь, о значении противостояния Руси монгольскому завоеванию.

17

Русь и Запад; отношения Новгорода с западными соседями. Борьба Руси против экспансии с Запада. Александр Ярославич. Невская битва. Ледовое побоище.

  1. Исследовать на исторической карте владения рыцарских орденов в Прибалтике, места сражений (Невская битва, Ледовое побоище).
  2. Устанавливать последовательность и длительность событий, соотносить дату и исторический период
  3. Прослеживать причинно-следственные взаимосвязи между Крестовыми походами в Передней Азии и в Прибалтике.
  4. Составлять на основании текста учебника схемуЛедового побоища.
  5. Излагать суждения о полководческом таланте Александра Невского.
  6. Делать вывод о значении победы в Ледовом побоище.

18

Русь и Золотая Орда. Зависимость русских земель от Орды и её последствия. Борьба населения русских земель против ордынского владычества.

  1. Раскрывать значение терминов «ярлык», «выход», «баскак», «численник», «вассальная зависимость»
  2. Исследовать на исторической карте территорию государства Золотая Орда.
  3. Называть и описывать проявления зависимости Руси от Золотой Орды.
  4. Сравнивать политику русских князей по отношению к Золотой Орде.
  5. Делать вывод о последствиях зависимости Руси от Золотой Орды.
  1. Характеризовать  личность Александра Невского  на основании фактов из его жизни 

19

Русь и Литва. Русские земли в составе Великого княжества Литовского. Русь в системе международных связей и отношений: между Востоком и Западом.

  1. Исследовать на исторической карте территорию Русско-Литовского государства.
  2. Прослеживать причинно-следственные взаимосвязи вхождения русских княжеств в состав Великого княжества Литовского. 
  3. Называть и описывать характерные черты Русско-Литовского государства.
  4. Использовать дополнительные источники для рассказа о князе Ольгерде

20

Повторительно-обобщающий урок по теме «Русь Удельная в 30-е гг. XIIXIII вв.»

  1. Составлять на основании текста учебника ленту времени, отражающую основные события истории  Руси периода раздробленности.
  2. Соотносить исторические события эпохи политической раздробленности на Руси с событиями в средневековой Европе и Азии.
  3. Устанавливать последовательность и длительность событий, соотносить между собой исторические события.
  4. Сравнивать историческое развитие России в период политической раздробленности и истоическое развитие европейских государств Средневековья.
  5. Излагать суждения о  последствиях периода политической раздробленности в истории России.

Тема 4. Московская Русь в XIV—XV вв. (10 часов)

21

Причины и основные этапы объединения русских земель. Москва и Тверь: борьба за великое княжение.

  1. Раскрывать значение терминов «трёхполье»
  2. Исследовать на исторической карте территорию крупнейших княжеств Северо-Восточной Руси.
  3. Прослеживать причинно-следственные взаимосвязи централизационных процессов Северо-Восточной Руси с вассальной зависимостью от Орды.
  4. Характеризовать социально-экономические предпосылки централизации
  5. Делать вывод о предпосылках возвышения Московского княжества в начале XIV в.

22

Возвышение Москвы. Московские князья и их политика. Княжеская власть и церковь.

  1. Исследовать на исторической карте расширение территории Московского княжества в первой половине XIV в.
  2. Устанавливать последовательность и длительность событий, соотносить дату и исторический период
  3. Характеризовать  личность Ивана I Калиты на основании фактов из его жизни
  4. Делать вывод о влиянии политических решений Ивана I Калиты на возвышение Московского княжества 
  5. Излагать суждения о  влиянии Золотой Орды на централизационные процессы Северо-Восточной Руси.

№ урока

Тема урока

Характеристика основных видов деятельности обучающихся

23

Дмитрий Донской и Сергий Радонежский. Куликовская битва, её значение. Памятники Куликовской битвы на территории Тульского края.

  1. Исследовать на исторической карте место Куликовской битвы
  2. Устанавливать последовательность и длительность событий, соотносить дату и исторический период
  3. Характеризовать социально-политические условия, послужившие предпосылкой формирования союза русских княжеств против Орды.
  4. Составлять на основании текста учебника схему Куликовской битвы
  5. Излагать суждения о полководческом таланте Дмитрия Донского, о роли Русской православной церкви в организации победы над врагом.
  6. Характеризовать  личность Дмитрия Донского на основании фактов из его жизни
  7. Делать вывод о значении Куликовской битвы в процессе объединения Русских земель.
  8. Использовать дополнительные источники для рассказа о памятниках Куликовской битвы на территории Тульского края.

24

Русь при преемниках Дмитрия Донского. Отношения между Москвой и Ордой, Москвой и Литвой. Образование русской, украинской и белорусской народностей.

  1. Раскрывать значение терминов «уния»
  2. Устанавливать последовательность и длительность событий, соотносить дату и исторический период
  3. Исследовать на исторической карте территорию формирующегося Польско-Литовского государства, государств, возникших после распада Золотой Орды.
  4. Излагать суждения о цивилизационном выборе Русско-Литовского государства, его исторических последствиях, о последствиях децентрализации Золотой Орды.
  5. Делать вывод о влиянии политических факторов на процесс формирования русской, украинской и белорусской народностей.

25

Феодальная война второй четверти XV в., её итоги. Становление русской автокефальной церкви.

  1. Раскрывать значение терминов «династический принцип наследования»; «автокефалия».
  2. Устанавливать последовательность и длительность событий, соотносить дату и исторический период
  3. Прослеживать причинно-следственные взаимосвязи событий феодальной войны второй четверти XV в. и процессов централизации.
  4. Излагать суждения о влиянии автокефалии Русской Православной церкви на становление русской культуры.

26

Иван III. Прекращение зависимости Руси от Золотой Орды. Завершение объединения русских земель.

  1. Исследовать на исторической карте территорию формирующегося  Московского государства.
  2. Устанавливать последовательность и длительность событий, соотносить дату и исторический период
  3. Прослеживать причинно-следственные взаимосвязи между завершением объединения русских княжеств вокруг Москвы и окончательным освобождением от вассальной зависимости перед Ордой.
  4. Делать вывод о значении вхождения в состав Московского государства Новгорода и Твери.

27

Экономическое и социальное развитие Руси в XIV—XV вв. Система землевладения. Структура русского средневекового общества. Положение крестьян, ограничение их свободы. Судебник 1497 г. Предпосылки и начало складывания феодально-крепостнической системы.

  1. Раскрывать значение терминов «пожилое», «владельческие», «черносошные», «закрепощение», «Судебник»
  2. Устанавливать последовательность и длительность событий, соотносить дату и исторический период
  3. Находить характерные признаки условной и наследственной форм землевладения, поземельной и личной зависимостей, форм феодальной ренты.
  4. Прослеживать причинно-следственные взаимосвязи между завершением объединения русских княжеств вокруг Москвы и процессом закрепощения крестьян.
  5. Составлять на основании текста учебника схему социальной структуры русского средневекового общества.

28

Образование единого Русского государства и его значение. Становление самодержавия. Строительство Тульского кремля.

  1. Раскрывать значение терминов «самодержец», «скипетр», «держава», «окольничий», «пошлина», «уезд», «волость», «стан», «наместник», «волостель», «кормление», «местничество».
  2. Находить характерные признаки самодержавной власти.
  3. Составлять на основании текста учебника схему управления Московским царством во времена Ивана III
  4. Излагать суждения об ограниченности самодержавной власти московского государя, о влиянии на укрепление самодержавия идеи преемственности власти от Византийской империи.
  5. Использовать дополнительные источники для рассказа о появлении государственных символов Московского царства, о строительстве Тульского Кремля, его роли в обороне южных рубежей Московского государства.

№ урока

Тема урока

Характеристика основных видов деятельности обучающихся

29

Религия и церковь в средневековой Руси. Роль православной церкви в собирании русских земель, укреплении великокняжеской власти, развитии культуры. Возникновение ересей. Иосифляне и нестяжатели. «Москва — Третий Рим».

  1. Раскрывать значение терминов «стригольники», «жидовствующие», «нестяжатели», «иосифляне»
  2. Излагать суждения о причинах появления еретических движений, о влиянии теории «Москва — Третий Рим» на формирование русского миросознания.
  3. Сравнивать идейную основу нестяжателей и иосифлян.
  4. Делать вывод о роли православной церкви в собирании русских земель, укреплении великокняжеской власти, развитии культуры.
  5. Характеризовать  личность  Ивана III на основании фактов из его жизни.

30

Повторительно-обобщающий урок по теме «Московская Русь в XIV—XV вв.»

  1. Составлять на основании текста учебника ленту времени, отражающую основные события истории  Руси периода раздробленности.
  2. Соотносить исторические события эпохи централизации  Руси с событиями в средневековой Европе и Азии.
  3. Устанавливать последовательность и длительность событий, соотносить между собой исторические события.
  4. Сравнивать историческое развитие России в период централизации и истоическое развитие европейских государств Средневековья.
  5. Излагать суждения о  причинах возвышения Московского государства, его лидерстве в объединительных процессах на территории Северо-Восточной Руси.

Тема 5. Московское государство в XVI в. (5 часов)

31

Иван IV. Избранная рада. Реформы 1550-х гг. и их значение. Стоглавый собор.

  1. Раскрывать значение терминов «сословно-представительная монархия», «Земский собор», «приказы», «местное самоуправление»
  2. Устанавливать последовательность и длительность событий, соотносить дату и исторический период
  3. Прослеживать причинно-следственные взаимосвязи между процессом централизации и реформами Избранной Рады.
  4. Называть и описывать сформировавшуюся в результате реформ Избранной Рады систему органов власти
  5. Сравнивать Земские соборы с европейскими сословно-представительными органами.
  6. Делать вывод о значении реформ Избранной Рады в укреплении централизованного государства.

32

Внешняя политика и международные связи Московского царства в XVI в. Присоединение Казанского и Астраханского ханств, покорение Западной Сибири. Оборона Тулы в 1552 году от войск Девлет-Гирея.

  1. Раскрывать значение терминов «регулярная армия», «стрельцы», «дворянское ополчение»
  2. Устанавливать последовательность и длительность событий, соотносить дату и исторический период
  3. Исследовать на исторической карте присоединённые к России территории.
  4. Называть и описывать формирования русской армии, возникшей после военных реформ Ивана IV.
  5. Излагать суждения о причинах проведения военной реформы.
  6. Делать вывод о значении присоединения к Московскому государству Повольжья, Урала и Западной Сибири.
  7. Использовать дополнительные источники для рассказа об обороне Тулы в 1552 году от войск Девлет-Гирея.

33

Расширение территории государства, его многонациональный характер. Засечные черты. Освоение Дикого поля. Казачество. Ливонская война, её итоги и последствия.

  1. Устанавливать последовательность и длительность событий, соотносить дату и исторический период
  2. Исследовать на исторической карте направления походов крымско-татарских войск, территорию театра военных действий Ливонской войны.
  3. Называть и описывать направления внешней политики Московского государства, давать характеристику основным задачам на каждом из направлений.
  4. Делать вывод об итогах и последствиях Ливонской войны.
  5. Использовать дополнительные источники для рассказа о Засечных чертах и тульском казачестве.

34

Опричнина: причины, сущность, последствия.

  1. Раскрывать значение терминов «опричнина», «земщина», «террор», «заповедные годы».
  2. Устанавливать последовательность и длительность событий, соотносить дату и исторический период
  3. Называть и описывать характерные черты опричнины.
  4. Сравнивать положение крестьян в конце XVI в. с положением крестьян в Древнерусском государстве, политику Ивана IV периода реформ Избранной Рады и периода опричнины.
  5. Делать вывод об итогах и последствиях опричнины

№ урока

Тема урока

Характеристика основных видов деятельности обучающихся

35

Повторительно-обобщающий урок по теме «Московское государство в XVI в.»

  1. Составлять на основании текста учебника ленту времени, отражающую основные события истории  Руси периода царствования Ивана IV.
  2. Устанавливать последовательность и длительность событий, соотносить между собой исторические события.
  3. Характеризовать  личность  Ивана IV на основании фактов из его жизни.
  4. Излагать суждения о значении преобразований Ивана IV в истории России.

Тема 6. Культура России IX – XVI в.в. (4 часа)

36

Древнерусская культура. Былинный эпос. Возникновение письменности. Летописание. Литература (слово, житие, поучение, хождение). «Слово о полку Игореве». Памятники куликовского цикла. Начало формирования великорусской культуры. Книгопечатание (И. Фёдоров). Публицистика. «Домострой».

  1. Раскрывать значение терминов «культура», «поучение», «житие», «хождение», «слово», «летопись», «фольклор», «боян», «эпос», «былина», «публицистика», «сказание», «хронограф»
  2. Называть и описывать жанры древнерусской литературы
  3. Классифицировать произведения древнерусской литературы по жанрам
  4. Делать вывод о значении возникновения славянской письменности, начала книгопечатания.

37

Деревянное зодчество. Каменное строительство (храмы, города-крепости) в русских землях. Развитие местных художественных школ и складывание общерусского художественного стиля. Развитие зодчества в XV - XVI вв. Московский Кремль, монастырские комплексы-крепости. Шатровые храмы.

  1. Раскрывать значение терминов «зодчество», «архитектурный ансамбль», «крестово-купольный храм», «барабан», «портал», «апсида», «гульбище», «шатровый стиль»
  2. Называть и описывать выдающиеся памятники древнерусской архитектуры.
  3. Классифицировать памятники древнерусской архитектуры по эпохам создания и стилю архитектуры.

38

Монументальная живопись (мозаики, фрески). Иконы. Расцвет иконописи (Ф. Грек, А. Рублёв, Дионисий). Декоративно-прикладное искусство.

  1. Раскрывать значение терминов «фреска», «мозаика», «зернь», «скань», «икона»
  2. Излагать суждения о роли византийского влиянии на русскую культуру, о языческих корнях, о влиянии на развитие культуры политической раздробленности и монгольского нашествия.
  3. Сравнивать периоды развития древнерусской культуры, выделять характерные черты каждого периода.

39

Быт и образ жизни разных слоёв населения.

  1. Раскрывать значение терминов «рубаха», «порты», «зипун», «кожух», «понёва», «кокошник», «летник»,  «сарафан», «душегрея», «опашень», «кафтан», «посад», «слобода»
  2. Называть и описывать детали русского национального костюма, устройство русской избы, блюда национальной кухни.
  3. Сравнивать образ жизни знати и простолюдинов, горожан и крестьян.

Итоговое занятие (1 ч.)

40

Общее и особенное в развитии средневековой Руси и стран Европы.

  1. Составлять на основании текста учебника ленту времени, отражающую основные события истории  России
  2. Исследовать на исторической карте значимые географические объекты, связанные с событиями истории России
  3. Формулировать определения важнейших  понятий 
  4. Характеризовать наиболее значительных деятелей истории России.
  5. Сравнивать исторические процессы, происходившие в России, с процессами, происходившими в средневековой Европе и Азии, выделять общее и различное.
  6.  Прослеживать причинно-следственные взаимосвязи перехода от раннефеодального Древнерусского государства к централизованному Московскому государству.
  7. Высказывать суждения о значении и месте исторического и культурного наследия России в мировой истории

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

  1. Фундаментальное ядро содержания общего образования /Рос. академия наук, Рос. Академия образования; под ред. В.В. Козлова, А.М.Кондакова. – М.: Просвещение, 2011
  2. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа / сост. Е. С. Савинов. — М. : Просвещение, 2011.
  3. Примерные программы по учебным предметам. История. 5-9 классы. - М. : Просвещение, 2010
  4. Данилов А.А. Рабочая программа. История России. 6-9 класс. Предметная линия учебников «Сферы». ФГОС. - М.: Просвещение, 2012.
  5. Данилов А.А. История. Россия с древнейших времён до конца XVI в. 6 класс: учебник для общеобразовательных организаций с приложением на электронном носителе - М.: Просвещение, 2014.
  6. Данилов А.А., Лукутин А.В., Артасов И.А. История. Россия с древнейших времён до конца XVI в.6 класс. Тетрадь-тренажёр. –  М.: Просвещение, 2014.
  7. Артасов И.А. История. Россия с древнейших времён до конца XVI в.6 класс. Тетрадь-экзаменатор. –

М.: Просвещение, 2014.

  1. Иллюстрированный атлас. История. Россия с древнейших времен до конца XVI века. 6 класс. –

М.: Просвещение, 2014.

  1. Данилов А.А. Рассказы по истории. История. Россия с древнейших времен до конца XVI века. 6 класс. – М.: Просвещение, 2014
  2. Поурочное тематическое планирование. УМК "История. Россия с древнейших времен до конца XVI века. 6 класс. История. Средние века. 6 класс. –  М.: Просвещение, 2013
  3. Лукутин А.В., Тороп В.В. Поурочные методические рекомендации. История. Россия с древнейших времен до конца XVI века. 6 класс – М.: Просвещение, 2013


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по истории 5 класс (ФГОС)

Содержание учебного курса по истории 5 класса (ФГОС)...

Рабочая программа по истории 5 класс ФГОС

Данная рабочая программа к учебнику  Ф.А. Михайловского будет опробирована в 2015 году. Прошу коллег дать оценку. указать на недостатки....

Рабочая программа по истории 6 класса ФГОС

Рабочая программа по истории для 6 класса в соответствии с новыми общеобразовательными стандартами....

рабочая программа по истории 7 класс (ФГОС)

рабочая программа по истории 7 класс (ФГОС)...

рабочая программа по истории 7 класс (ФГОС)

рабочая программа по истории 7 класс (ФГОС)...

Рабочая программа по истории 6 класс (ФГОС) с КТП

Данная рабочая программа  по истории за 6 класс составлена со всеми требованиями ФГОС.Она включает в себя пояснительную записку и календарно-тематическое планирвание по Истории России до конца XV...

Рабочая программа по истории 6 класс ФГОС

Рабочая программа по истории 6 класс ФГОС: подробная пояснительная записка, календарно-тематическое планирование с описанием УУД...