Конспект урока по теме: "Культура и быт в XIV - XV вв"
план-конспект урока по истории на тему

Конспект урока по теме: "Культура и быт в  XIV - XV  вв"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tema_uroka_kultura_i_byt_v_14-15_vv.docx44.95 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока:        «Культура и быт в XIV - XV веках»

/урок с использованием компьютерных технологий/

Цель урока:    Углубить знания, умения и навыки учащихся по теме «Культура и быт в XIV - XV веках».

Задачи урока:

Обучающая:  

  • Сформировать представление у учащихся об особенностях русской культуры изучаемого периода.
  • Охарактеризовать главные достижения русской культуры в данный период; показать отражение патриотических чувств людей в произведениях литературы, искусства данного периода.
  • Обратить внимание учащихся, на то, что с возрождением и подъемом Руси развивалась и русская культура, отражая все перемены в жизни государства.

Развивающая:

  • Развивать навыки самостоятельной работы подбора материала на заданную тему.
  • Способствовать развитию у учащихся познавательного интереса к достижениям культуры народа России, творческих способностей учащихся.

Воспитывающая:  Формировать у учащихся чувство любви и интереса к отечественной культуре.

 Тип урока: урок изучения нового материала

Основные понятия: жития, хождения, иконопись, сказания, фреска,«Хронограф». Оборудование: мультимедийный проектор, раздаточный материал

(памятки, тест), карта «Образование Российского централизованного

государства».

 Предварительная подготовка: учащиеся получили предварительное

задание, над которым работали в группах по направлениям - зодчество, живопись, литература, быт, фольклор; подбирали материал на заданную тему, составляли презентации.

План урока:

I.        Организационный момент.

II.        Изучение новой темы.

  1. Фольклор
  2. Литература
  3. Зодчество
  4. Живопись.
  5. Быт.

  1. Выводы по уроку.
  2. Закрепление изученного материала /тест/.

V.        Домашнее задание.
Выставление оценок.

         Ход урока:

I.        Организационный момент.

II. Изучение новой темы.

Вступительное слово учителя.

-- Мы продолжаем изучать историю Руси в 13-15 вв. Тема нашего сегодняшнего урока: «Культура и быт в 14 - 15 вв.» /слайд №1/ . Откройте свои тетради и запишите число и тему урока.

-- Цель нашего сегодняшнего урока - рассмотреть, как развивалась русская культура в 14 - 15 вв., определить какие факторы повлияли на ее развитие; а также рассмотреть какие же изменения произошли в быту русского человека в данный период.

-- Урок провести мне сегодня помогут учащиеся, которые работали в группах по направлениям. План нашего сегодняшнего урока: фольклор, литература, зодчество, живопись, быт. /слайд №2/. Основные понятия нашего сегодняшнего урока перед вами (на доске). А также на уроке вам помогут памятки, которые лежат у вас на партах (см. Приложение). Слушая внимательно материал сегодняшнего урока, вам нужно будет ответить на вопрос урока: «Каковы особенности русской культуры в 14 - 15 вв.?» /слайд №3/.

-- Прежде, чем мы с вами перейдем к изучению нового материала, давайте вспомним, какие же события происходили в нашей стране в 13 - 15 вв. Назовите наиболее важные события в этот период.

Обобщение ответов учащимся: события характерные для данной эпохи: раздробленность, усобицы, ордынское иго, вторжение крестоносцев, победа Дмитрия Донского на Куликовом поле, что значительно укрепляет роль Москвы как центра, стремление к единству, национальный подъем жителей Руси, образование единого государства - России при Иване III.

-- Все эти события, отразились на развитии, русской культуры в 14 - 15 вв.

-- Русская культура чутко отражала все новшества в жизни страны, а главное — изменившееся настроение народа, его патриотический порыв в пору борьбы с Ордой и в период создания единого Русского централизованного государства.

-- Лишь во второй половине 14 века в русских землях начинается новый подъем культуры. Борьба против золотоордынского ига стала главной темой устного народного творчества.

1. -- Первый пункт нашего урока «Фольклор» /слайд 4/ и я представляю слово группе учащихся, которые работали в этом направлении.

                   Сообщения учащихся, сопровождавшиеся показом слайдов.

Устное народное творчество - песни, пословицы, поговорки, былины, сказки, как и в прошлые века, были составляющей частью русской культуры, и отразило представления русских людей о своем прошлом, об окружающем мире. В фольклоре ярко звучала тема трагедии, пережитой народом в связи с монгольским нашествием. Фольклор пронизан любовью авторов (часто безымянных) к своей многострадальной земле, в нем отражена борьба за освобождение Родины от ордынского ига и гордость за героев этой борьбы.

В былинах /слайд 5/, отражаются факты древнерусской истории, более поздние события, связанные с ордынским нашествием и игом: например, битва на Калке  /слайд 6/, победа на поле Куликовом /слайд 7/ . В былинах /слайд 8/ о Владимире Святославиче и Владимире Мономахе, рассказывается о схватках со степняками. Былины о Василии Буславе и Садко воспевают Новгород /слайд 9/ с его бурной городской жизнью, торговыми караванами, плывущими в заморские страны, отражают идею могущества и величия Новгорода. Складывались былины об Илье Муромце, /слайд 10/ олицетворявшем русскую силушку, и о других богатырях русской земли.

Под городом Киевом, в широкой степи Цицарской стояла богатырская застава. Атаманом на заставе старый Илья Муромец, податаманом Добрыня Никитич, есаулом Алеша Попович. И дружинники у них храбрые...

              Три года стоят богатыри на заставе, не пропускают к Киеву

             ни пешего, ни конного. Мимо них и зверь не проскользнет, и птица

               не пролетит.

 (отрывок из былины «На заставе богатырской»)

К этому периоду относится появление нового жанра фольклора — исторической песни. Герои и события в ней более приближены к реальности, чем в былинном эпосе. В песнях отразился подвиг простых людей, пытавшихся остановить полчища Батыя, песни полны воспоминаний о восстании против Орды. Историческая песня о Щелкане Дудентьевиче

рассказывает о восстании тверичей  против Чол-хана и его отряда. В песне довольно точно изображен ход восстания в Твери (1327 г.), историческая песнь об Авдотье Рязаночке воспевает простую горожанку, которая спасает из полона жителей Рязани и заново возрождает город.

(Дополнительная литература для чтения.)

-- Молодцы! Спасибо.

-- В 14-15 веках русский народ вел борьбу за единство Руси, за освобождение от татарского ига. В это трудное время шло дальнейшее формирование русской национальной культуры. Что и отразилось в устном народном творчестве. Многие народные поэтические произведения на тему: «борьба против ордынского ига», вошли в переработанном виде в письменную литературу.

2.--  Переходим к следующему пункту нашего сегодняшнего урока - «Литература» /слайд 11/. О развитии литературы в данный период нам расскажут учащиеся, которые работали в этом направлении.

                    Сообщения учащихся, сопровождавшиеся показом слайдов.

В литературе большое место заняли героическая и «житийная», или

биографическая, темы. Основная тема нашествие татар, борьба с ними, защита родной земли, бесстрашие а борьбе с ее врагами, захватчиками. Одним из литературных жанров в 14 - 15 веках были «жития» /слайд 12/ - это церковные сочинения о выдающихся русских людях князьях, деятелях церкви. Их героями становились личности, чей жизненный подвиг явился примером для многих поколений русских людей. Многих из них церковь причисляла к лику святых. Большое распространение получают жития святых. В конце 13 века появилось «Житие святого Александра Невского» /слайд 13/ , которое рассказывало о замечательных подвигах князя в борьбе со шведскими и немецкими завоевателями, его дипломатической деятельности и отношениях с Золотой Ордой, о его загадочной смерти. Александр Невский изображен идеальным правителем; храбрым, мужественным, умным, смышленым.

Решил князь Александр пойти к

царю в Орду, и благословил его

епископ Кирилл. И увидел его

царь Батый, и поразился, и

сказал вельможам своим: «Истину мне сказали, что

нет князя, подобного ему».

почтив же его достойно,

он отпустил Александра.

Это фрагмент из сказания о житии Александра Невского.

В житиях митрополитов Петра и Алексея прославляется деятельность этих сторонников Москвы. Они полны описаний подвигов и чудес, связанных с их именами. Любимым чтением русских людей стало «Житие Сергия Радонежского», /слайд 14/ -основателя Троицкого монастыря под Москвой. Сергий Радонежский изображается глубоко религиозным человеком, для которого высшее счастье - вершить благие дела и трудиться во имя благополучия родной земли. Известными писателями «житийной литературы» были Пахомий Логофет и Епифаний Премудрый.

Распространенным литературным жанром того времени были исторические повести. В них рассказываюсь о деятельности реальных исторических лиц, о конкретных исторических фактах и событиях. Повесть нередко являлась как бы частью летописного текста. Широкую известность до Куликовской победы получили повесть «о битве на Калке», «Повесть о разорении Рязани Батыем», об Александре Невском и др.

        Победа на поле Куликовом в 1380 г. привела к необычайному подъему в настроениях русских людей, придала уверенность в своих силах, вызвала желание отразить это событие в различных видах творческой деятельности. Под ее воздействием возник так называемый цикл произведений о Куликовской битве. Особую популярность в это время обрели сказания /слайд15/ - это истории, посвященные знаменательным событиям в жизни страны. Подробно рассказывается о Куликовской битве в «Сказании о Мамаевом побоище» /слайд 16/ , которое написано, вероятно, по свидетельствам очевидцев. К концу 14 века относится знаменитая поэма Софония Рязанца «Задонщина», где автор повествует о нашествии Мамая на Русскую землю, о подготовке Дмитрия Донского к отпору врагу, о сборах рати, о ходе и результатах битвы. Автор не раз обращаться мысленно к событиям и образам «Слова о полку Игореве». И это неудивительно, потому что у произведений, разделенных двумя столетиями, был один и тот же смысл - призыв к единению русских княжеств,  для спасения страны от захватчиков. Софоний назвал эту поэму «похвалой и жалостью». Похвала князю Дмитрию и радость победы переплетаются со скорбью по погибшим воинам.

Сойдемся, братья и друзья, сыновья русские,

составим слово к слову и возвеличим

землю Русскую, бросим печаль

на восточную страну, в Симов

жребий, провозгласим над

поганым Мамаем победу, а

великому князю Дмитрию

Ивановичу воздадим похвалу. Говорится в поэме.

Сказания о битве на Калке, о разорении Рязани Батыем, о богатыре Евпатии Коловрате, о защитнике Смоленска - юноше Меркурии, спасшем город от монгольских ратей по велению Богородицы.

Уникальным памятником литературы является «Хождение за три моря» /слайд 17/ тверского купца Афанасия Никитина. За 30 лет до того, как морской путь в Индию был открыт португальским мореплавателем Ваской да Гама, побывавший там русский человек описал свои впечатления о далекой и загадочной стране. Начало описания датировано 1466 г., а последние строки были написаны в 1472 г. Тоска по Родине все чаще охватывает купца, хотя он помнит годы страшной феодальной войны: «Русская земля да будет Богом хранима, -пишет он. - На этом свете нет страны, подобной ей, хотя бояре Русской земли несправедливы». Поздней осенью 1472 г. Афанасий Никитин умер неподалеку от Смоленска в крестьянской избе, немного не дойдя до родной Твери. В его сумке были обнаружены тетради с описанием «Хождения». Данный литературный памятник отражает расширение политических, экономических и культурных связей Московского государства с другими странами.

Особое место в русской средневековой литературе занимает «Хронограф» /слайд 18/ -сборник всемирной истории с включением в нее сведений из русской истории; подготовленный в 1442 г. сербом Пахомием Логофетом, жившим на Руси с 30-х гг. XV  века.

В различных политических центрах Руси продолжает развиваться летописание
/слайд 19/  , после перерыва вызванного Батыевым нашествием. В Новгороде летописание не
прерывалось. Создаются крупные летописные своды. Летописание Владимиро-Суздальской
земли  
/Карта/         представлена например, Лаврентьевской летописью /слайд 20/ , составленной в

1377 г. монахом Лаврентием для ростово-суздальского князя Дмитрия Константиновича.
Составление летописей и других сочинений, переписка рукописей переживает подъем во
второй половине 14 века, а также прослеживается тенденция к появлению общерусских
сводов. Постепенно ведущее место переходит к Москве  
/Карта/.  С 1325 г. летописные записи

стали вестись в Москве. В московских летописных сводах конца 14-15 вв. проводятся идеи единства Руси, ведущей роли Москвы в объединении русских земель в борьбе с Ордой. Они создаются в Троице - Сергиевом монастыре, /слайд 21/  в других московских монастырях. Обин из наиболее древних памятников - Троицкая летопись, которая была составлена в 1408 г. -это первый общерусский летописный свод.

Учащиеся высказывают свое мнение по прочитанной литературе.

Учитель: Со второй половины 14 века в русских землях наметился общий подъем, начало восстанавливаться хозяйство. Благодаря хозяйственному подъему увеличить потребности в деловых записях. В 14 веке началось использование бумаги /слайд 22/  вместо дорогого пергамента. Рост потребностей в записях, появление бумаги повлекло за собой ускорение письма,. /слайд 23/ На смену «уставу», когда буквы квадратной формы выписывались с геометрической точностью и торжественностью, приходят полууставы - более беглое и свободное письмо, а с 15 века - скоропись, близкая современному письму. Огромную роль в развитии культуры Руси в эту эпоху сыграли великие духовные пастыри Алексий и преподобный Сергий Радонежский. Более 40 монастырей было основано этими сподвижниками и их учениками. Монастыри стали центрами духовного возрождения России.                     Вопрос к классу: Что такое летопись? /слайд 24/

3. Переходим к третьему пункту урока «Зодчество», /слайд 25/ . И я приглашаю следующую группу учащихся.

                     Сообщения учащихся, сопровождавшиеся показом слайдов.

В конце 13-14 века на Руси возобновляется каменное зодчество. Русская земля украшалась белокаменными храмами. Возводились новые жилые дома и каменные крепости. Их строили там, где опасность вражеских нашествий была наиболее велика. Например, крепость Орешек /слайд 26/  Ранее, чем в других землях, возобновлюсь каменное строительство в Новгороде и Пскове. /карта/    В Новгороде построены небольшие по размерам храмы, украшенные резьбой. К числу таких памятников относятся церковь Спаса на Ильине улице (1374) /слайд 27/  и церковь Федора Стратилата (1360) /слайд 27/ . В Пскове - церковь Василия на Горке (1410). /слайд 28/.  Псковские зодчие достигли больших успехов в крепостном строительстве.

       Ко второй половине 14 века относится начало каменного строительства в Москве. При Иване Калите  /слайд 29/  в Московском Кремле были построены первые не дошедшие до нашего времени каменные сооружения Московского Кремля. Самое старое из сохранившихся зданий в черте современной Москвы - Спасский собор Андроникова монастыря /слайд 30/ . При Дмитрии Донском /слайд 31/ были возведены белокаменные кремлевские стены . В правление Ивана III /слайд 32/ огромное значение обретает развитие московской архитектуры, что напрямую было связано с укреплением великокняжеского могущества. В этот период была развернута широкомасштабная перестройка архитектурного облика Московского Кремля, осуществленная русскими мастерами совместно с приглашенными итальянскими зодчими. Был создан краснокирпичный Московский Кремль. В 1475 - 1479 гг. был сооружен главный собор Московского Кремля - Успенский /слайд 33/ . Храм начали строить еще псковские мастера (1471 г.). Небольшое землетрясение в Москве разрушил стены здания. Возведение Успенского собора поручили итальянцу Аристотелю Фиораванти. Образцом послужил Успенский собор во Владимире,  /слайд 34/.    Однако московский памятник имеет более строгий и торжественный вид. Замысел этого сооружения принадлежал  Ивану III, потребовавшему создать самый внушительный собор на Руси. Величественный пятиглавый Успенский собор являлся крупнейшим общественным зданием того времени. Здесь венчали на царство, собирались Земские соборы, объявляли важнейшие государственные решения. В 1505-1509 гг. на соборной площади под руководством итальянца из Милана Алевиза Нового была сооружена усыпальница московских великих князей - Архангельский собор /слайд 35/ . Однако кирпич не полностью вытеснил белый камень, из которого по-прежнему выкладывали фундаменты и вырезали детали для украшений фасадов зданий. Марко Фрязин и Пьетро Антонио Солари построили в Кремле Грановитую палату /слайд 36/  (1487-1491). Снаружи была выложена белыми граненными камнями, от которых и получила свое название. Палата являлась частью

царского дворца, его тронным залом. Почти квадратный зал, своды которого опираются на

возведенный в центре массивный четырехгранный столб. /Слайд 37/ Грановитая палата предназначалась для торжественных государственных приемов и праздников.

В целом иноземцы - художники, архитекторы, ремесленники оказали значительное влияние на формирование русской культуры в этот период. Но не меньшим мастерством отличались и творения русских мастеров. При Иване III в Кремле работали также русские мастера из Пскова. Они построили Благовещенский собор (1484 -1489) /слайд 38/  - домовую церковь московских государей. Москва принимала облик величавой и царственной столицы.

Учитель: Трудно до конца представить урон, который нанесло монголо-татарское завоевание
русской земле, и без того ослабленной усобицами. Города были сожжены дотла или
разграблены, памятники искусства уничтожены, художники, ремесленники убиты или уведены
в плен. Лишь в Новгороде и Пскове  (карта), которые хотя и не знали самого ига, но

выплачивали посланным туда баскакам дань, еще продолжалась культурная жизнь. Но и им в отрыве от других городов и земель нелегко было сохранять и развивать свои культурные традиции. Возрождение городов, оживление торговли начинается в середине 14 века. Необходимость обороны объединяло русские силы, способствовало объединению русских земель, ускоряло процесс образования русского государства и формирование русской народности. В этом процессе главенствующее место безраздельно перешло к Москве. Разгром Византии усилило значение Московской Руси как центра православия. И тем самым происходит освобождение от Византийского влияния на русскую культуру. Московский Кремль, как парадная резиденция русских великих князей, как бы воплотил в себя и успехи в объединении русских земель, и освобождение от золотоордынского ига, и прогресс русской культуры. Он был своеобразным символом могущества и силы сложившегося вокруг Московского государства.

4. Переходим к четвертому пункту урока «Живопись» /слайд 39                                 Сообщения учащихся, сопровождавшиеся показом слайдов.

Общий подъем духовной жизни Руси в 14-15 вв., бурное развитие зодчества в сильной степени повлияли на становление новой русской живописи. В это время достигают расцвета местные художественные школы. Успешно развивалась новгородская монументальная живопись, опиравшаяся на местные традиции и использовавшая достижения византийского искусства. Большой вклад в ее развитие внес Феофан Грек /слайд 40/ . Он приехал из Византии в 70-х гг. 14 века уже зрелым живописцем и работал сначала в Новгороде, а потом в Москве. Феофаном Греком была создана роспись храма Спаса на Ильине улице в Новгороде, вместе с Даниилом Черным - фрески московской церкви Рождества Богородицы (1395 г.) и Архангельского собора (1399). Лики святых /слайд 41/, Феофана Грека потрясали людей. За счет собственного неповторимого художественного стиля, сочетания красок, самой манеры письма, при помощи которых выражались идеи единения, согласия, гуманности. Его произведения отличались монументальностью, внутренней силой и свободной живописной манерой. Помимо фресковой живописи, им была создана большая икона «Преображение».

В период усиления Московского княжества сложилась и быстро развивалась Московская художественная школа. Высшей степени выразительности, совершенства русская фресковая живопись и иконопись, достигли в творчестве гениального русского художника Андрея Рублева /слайд 42/ . Он родился около 1360 г., стал  монахом Троице -Сергиева монастыря. Вместе с Феофаном Греком Рублев расписывал  фресками еще деревянный Благовещенский собор Московского Кремля. В дальнейшем Андрей Рублев стал наиболее известным. Его вместе с Даниилом Черным пригласили расписывать Успенский собор во Владимире (1408), затем Троицкий собор в Троице - Сергеевом монастыре   и Спасский собор Андроникова монастыря. Творчество Андрея Рублева высоко ценили. По словам

 современников, он «иконописец преизрядный и всех превосходящий в мудрости». Эпоха национального подъема времен Куликовской победы отразилась в творчестве великого художника - мир его образов, идей звал к единению, согласию, гуманности. Его кисти принадлежит шедевр мировой живописи икона «Троица» /слайд 43/ , написанная в 1420-е гг. для иконостаса Троицкого собора в Троице - Сергиевом монастыре, в память о Сергии Радонежском. На иконе изображен рассказ из Ветхого Завета Библии о явлении к праотцу Аврааму и его жене Саре трех путников. Передавая библейский сюжет, византийские художники изображали Аврааму и Сару, пышный стол, уставленный всевозможными яствами. Андрей Рублев максимально упростил композицию, полностью освободив ее от бытовых подробностей. В трех изображенных на иконе ангелах он воплотил богословское учение о Святой Троице. Произведение проникнуто идеей о единстве, согласии и любви. Чаша, вокруг которой сидят ангелы символизирует будущую жертву Христа во имя спасения человечества. Цветовая гамма произведения мягка и гармонична.

В творчестве Андрея Рублева до совершенства доведена идея сочетания живописного мастерства и религиозно - философского смысла. Особенно это видно в знаменитой «Троице». В конце жизни мастер трудился в Андрониковом монастыре   в Москве, где умер и похоронен /слайд 44/  около 1430 г. Замечательные произведения, созданные Андреем Рублевым, сохранились в Успенском соборе города Владимира, кисти Рублева принадлежат иконы Звенигородского собора и Троицкого собора в Сергиевом посаде. Подлинник «Троицы» хранится в Москве в Третьяковской галерее. В помещении Андроникова монастыря создан музей Андрея Рублева.

Традиции Андрея Рублева продолжал  Дионисий /слайд 45/ - крупнейший представитель московской школы живописи конца 15 начала 16 века был бывший князь, ставший монахом.. Он написан часть икон и фресок Успенского собора Московского Кремля, является автором нескольких сохранившихся икон и росписей Ферапонтова монастыря /слайд 46/  в Вологодской области. Работы Дионисия отличались утонченным рисунком, изысканным и нежным цветом. Они пронизаны настроением праздничности, светлой радости. На иконах Дионисия лики святых обрамлялись рисунками, на которых изображались отдельные эпизоды их жизненного пути.

Учитель: Молодцы! Спасибо.

Вопрос к классу: Что такое фреска? Икона?

-- В конце 14 - начале 15 века а Москве складывается русская национальная школа живописи.

В живописи данного периода как мы сейчас увидели отражались идеи единства, гуманности.

Живописцы обращались к внутреннему миру человека, (пронизывают общечеловеческие идеи)

5. Мы переходим к последнему пункту нашего сегодняшнего урока - «быт», /слайд 47/                      Сообщения учащихся  /слайды 48-50/

Проверка ответа на вопрос урока.       /слайд 51/

Записать в тетрадь «Особенности русской культуры в  XIV - XV вв.»

/слайд 52/

  1. Закрепление изученного материала, /тест/ /слайд  53/  (см. Приложение)
  2. Вывод по уроку.

-- Попробуйте сами сделать вывод к нашему сегодняшнему уроку.

-- Сегодня на уроке мы познакомились с темой «Культура и быт в XIV - XV вв.». Рассмотрели как развивалась русская культура в данный период на примере фольклора, литературы. зодчества, живописи; а так же рассмотрели быт русских людей в 14 - 15 вв. Выделили особенности русской культуры в данный период, познакомились с главными достижениями культуры, с яркими представителями, чьи имена прославились и вошли на страницы истории нашей страны.

Монголо-татарское завоевание затормозило культурное развитие русских земель. Однако уже в 14 веке наблюдается новый подъем в связи с их объединением вокруг Москвы. В 13 - 15 веках происходил процесс складывания великорусской народности. В области русской культуры отчетливо обнаружилось слияние местных художественных школ в общерусскую культуру.

V. Домашнее задание,  /слайд 59/ (см. Приложение)

Выставление оценок.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опорный конспект к уроку по теме "Культура России в 17 веке"

Вспомогательный материал к уроку по русской культуре 17 века...

Урок по теме "Культура русских земель в XII-XIII в.в."

Урок по теме "Культура русских земель в XII-XIII в.в."построен в технологии РКМЧП с использованием стратегии «Зигзаг», приемов "верные и неверные утверждения", "кластер", «еврейская звезда»....

Конспект урока по теме "Культура мяча".Презентация к уроку (теоретический блок)

Вашему вниманию представлена разработка урока физической культуры для обучающихся 2 класса по теме "Культура мяча (от больших к малым)Разработка содержит презентацию к уроку...

Карта урока по теме: "Культура Древней Руси. Страницы истории культуры X - XIII веков"

Карта урока поможет педагогам в создании урока по данной теме....

Конспект урока по теме" Культура- понятие, виды и формы, функции"

Тема: «Культура – понятие, формы,  функции, нормы, элементы» -2 часа Предмет  - ОбществознаниеКласс - 9Тема урока - «Культура – понятие, формы,  функции, нормы, элементы».Место и р...

Конспект урока по теме "Культура второй половины XX - начала XXI в.

Конспект урока составлен по учебнику для 9 класса по новейшей истории авторов О.С. Сороко-Цюпа, А.О. Сороко-Цюпа. В конспекте урока  содержится презентация по параграфу 33 по теме " Культура...

Методическая разработка урока на тему «Культура. Понятие, формы, виды культуры»

Методическая разработка урока на тему «Культура. Понятие, формы, виды культуры» для учащихся средних профессиональных учебных заведений сцелью в рамках урока по предмету Общество...