статья "Современный урок истории"
статья по истории (10 класс) на тему

Мутовина Наталья Ивановна

      Современный урок - это такой урок, когда учащийся может сказать: «Я сам под руководством преподавателя добываю и усваиваю новые знания, сам исследую факты и делаю выводы». Формирование навыков самостоятельной деятельности учащихся является одной из важных задач в повышении эффективности обучения. Используя различные методы и приемы обучения, формы организации деятельности учащихся на уроке, учитывая еще и индивидуальные качества учащихся, можно достичь определенных результатов в обучении истории, которые описаны в статье.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_sovremennyy_urok_istorii.docx19.35 КБ

Предварительный просмотр:

                Министерство образования и науки республики Бурятия

           Муниципальное автономное  общеобразовательное учреждение

                «Средняя общеобразовательная школа № 43» г. Улан-Удэ___________________        

     

Статья:          

 

                                   «Современный урок истории»

                                                                          Выполнила: Мутовина Наталья Ивановна

                                                                                                  учитель истории МАОУ «СОШ № 43»

                                                       2014 г.

      Современный урок - это такой урок, когда учащийся может сказать: «Я сам под руководством преподавателя добываю и усваиваю новые знания, сам исследую факты и делаю выводы». Высокая эффективность занятия достигается, как доказывает педагогическая практика, тогда, когда сливаются воедино активность и творчество педагога и учащегося. Организация высокой плотности урока вызывает устойчивый интерес к учению. Большинство подростков воспринимает материал не по принципу «трудно» или «легко», а «интересно» или «нет», а  для отдельных учащихся не важно активно проявил себя на уроке или пассивно просидел, слушая готовый материал.

      Эффективное обучение – это не просто запоминание, а активная интеллектуальная деятельность учащихся. Вот почему моделирование урока с использованием автоматизированного рабочего места учителя, информационно - коммуникативных технологий, его тщательная подготовка, использование арсенала всех современных методов дают положительный результат.  

      При проведении урока истории в наши дни существует несколько способов обобщения и актуализации знаний учащихся. Приведем несколько из них. Например, использование на уроке интерактивных таблиц. Через медиапроектор на экран выводятся сводные аналитические сведения  по этапам закрепощения крестьян.

Таблица №1: «Этапы закрепощения крестьян».

Период,  дата

Название документа

Содержание документа

                     Значение

  IX в.,

 1050 г.

       ?

Появление категории зависимых крестьян: закупов, рядовичей, холопов.

XII- XIV вв.

      ?

Усиление зависимости крестьян.

 XV в.,

 1497 г.

      ?

Ограничения права перехода крестьян. Крестьянам разрешалось уходить от феодала за неделю до Юрьева дня (26 ноября) и неделю после него при уплате «пожилого» в размере от «полтины» до рубля.

Начало юридического оформления закрепощения крестьян.

XVI в.,

1550 г.

      ?

Подтверждение права перехода крестьян, но ограничение его только Юрьевым днем – 26 ноября. Увеличение платы за «пожилое».

Дальнейшее закрепощение крестьян.

XVI в.,

1581 г.

      ?

Запрещение перехода крестьян к другому помещику даже в Юрьев день.

Дальнейшее закрепощение крестьян.

XVI в.,

1592-1593 гг.

      ?

Бессрочное закрепощение крестьянского выхода.

Дальнейшее закрепощение крестьян.

XVI в.,

1597 г.

      ?

Введение пяти летнего срока сыска беглых крестьян и немедленное их возвращение феодалам.

Расширение прав феодалов на труд крестьян.

Начало XVII в.

       ?

Увеличение срока сыска до 10-15 лет.

Расширение прав феодалов на труд крестьян.

XVII в.,

1649 г.

       ?

Бессрочный сыск беглых крестьян. Объявление их «крепостными» с отчуждением их земли феодалу. Крепостная зависимость стала наследственной.

Завершение формирования системы крепостного права.

   

Закрывается столбец  дат, периодов или названий документов (на усмотрение учителя, в зависимости от уровня подготовки учащихся), а учащимся предлагается воспроизвести недостающую информацию. Время выполнения определяется для всех единое. По истечению времени проводится взаимопроверка – на экран возвращаются столбцы с датами и названиями документов, и учитель комментирует нормы оценок выполнения задания.

Таблица №1: «Этапы закрепощения крестьян» (правильное заполнение).

Период,  дата

Название документа

Содержание документа

                     Значение

  IX в.,

 1050 г.

«Русская правда»

Появление категории зависимых крестьян: закупов, рядовичей, холопов.

XII- XIV вв.

Усиление зависимости крестьян.

 XV в.,

 1497 г.

«Судебник Ивана III»

Ограничения права перехода крестьян. Крестьянам разрешалось уходить от феодала за неделю до Юрьева дня (26 ноября) и неделю после него при уплате «пожилого» в размере от «полтины» до рубля.

Начало юридического оформления закрепощения крестьян.

XVI в.,

1550 г.

«Судебник Ивана IV»

Подтверждение права перехода крестьян, но ограничение его только Юрьевым днем – 26 ноября. Увеличение платы за «пожилое».

Дальнейшее закрепощение крестьян.

XVI в.,

1581 г.

Указ Ивана Грозного  «О заповедных летах»

Запрещение перехода крестьян к другому помещику даже в Юрьев день.

Дальнейшее закрепощение крестьян.

XVI в.,

1592-1593 гг.

Бессрочное закрепощение крестьянского выхода.

Дальнейшее закрепощение крестьян.

XVI в.,

1597 г.

Указ Федора Ивановича «Об урочных делах»

Введение пяти летнего срока сыска беглых крестьян и немедленное их возвращение феодалам.

Расширение прав феодалов на труд крестьян.

Начало XVII в.

Указ Василия Шуйского

Увеличение срока сыска до 10-15 лет.

Расширение прав феодалов на труд крестьян.

XVII в.,

1649 г.

«Соборное уложение» Алексея Михайловича

Бессрочный сыск беглых крестьян. Объявление их «крепостными» с отчуждением их земли феодалу. Крепостная зависимость стала наследственной.

Завершение формирования системы крепостного права.

   

Другой способ, который мобилизует ученика для глубокого, прочного запоминания фактов и владения терминологией, понятийным аппаратом является письменный экспресс-опрос. Например, после изучения блока тем по древним славянам можно предложить «разминку» в начале урока: « Кто из русских князей… ?»

  1. Объявил Киев «матерью городов русских»?
  2. Получил прозвище «Александр Македонский Восточной Европы»?
  3. Освободил славян от уплаты дани хазарам?
  4. Упорядочил сбор дани, введя уроки и погосты?
  5. Разгромил Волжскую Булгарию и Хазарский каганат?
  6. Объединил Новгород и Киев?
  7. Повысил престиж Руси не военными походами, а дипломатией?
  8. Обязал Византию платить дань и признать за Русью продвижение к устью Днепра и на Таманский полуостров?
  9. Сжег столицу древлян Искоростень?
  10. В целях защиты рубежей государства от врагов начал ставить города?
  11. Покорил северян, древлян, родимичей?
  12. Перенес резиденцию из Киева в Переяславец?
  13. Получил нарицательное прозвище «вещий»?
  14. Первым принял крещение?
  15. Принял смерть от коня своего?
  16. Был убит при сборе полюдья?
  17. Имел сыновей Добрыню, Владимира, Ярополка?
  18. Перед началом сражения посылал послов с предупреждением: «Хочу идти на вас»?

Ключ: 1-Олег, 2-Святослав, 3-Игорь, 4-Ольга, 5-Святослав, 6- Олег, 7- Ольга, 8- Игорь, 9- Ольга, 10-Олег, 11- Олег, 12- Святослав, 13- Олег, 14- Ольга, 15- Олег, 16- Игорь, 17-Святослав, 18- Святослав.  

Таким образом, формирование навыков самостоятельной деятельности учащихся является одной из важных задач в повышении эффективности обучения. Используя различные методы и приемы обучения, формы организации деятельности учащихся на уроке, учитывая еще и индивидуальные качества учащихся, можно достичь определенных результатов в обучении истории которые были указаны выше.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Бинарный урок истории и обществознания в 11 классе "Тоталитаризм в мировой истории и в истории СССР в 30-е годы XX века"

Бинарный урок разработан мной и коллегой Тихоновой И.А. Сочетает в себе несколько разныйх педагогических стилей - урок-лекция, исследовательский урок, но главное, содержит элементы подготовки к ЕГЭ и ...

Разработка урока и презентации к уроку. Тема программы: Огневая подготовка, тема урока: "История создания АК-47, неполная разборка и сборка автомата", тема презентаций:"История АК - 47" и "АК - 47 составные части"

При создании электронной потемной папки мною был собран материал по теме программы "Огневая подготовка", переработав который у меня получилась разработка урока "История создания АК-47, неполная разбор...

Презентации к уроку истории по учебнику Вигасина А. А. по всеобщей истории. История Древнего мира - 5 класс.

Презентации к уроку истории по учебнику Вигасина А. А. по всеобщей истории. История Древнего мира - 5 класс....