Мастер – класс по теме: Организация проектной деятельности обучающихся в рамках общественных дисциплин
проект по истории (11 класс) на тему

Яценко Наталья Анатольевна

Опыт организации проектной деятельности. Выступление по теме: Организация проектной деятельности обучающихся в рамках общественных дисциплин с представлением созданного  информационного сайта "СССР"  учеником Медведевым Юрием.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Мастер - класс86 КБ
Office presentation icon презентация выступление1.08 МБ

Предварительный просмотр:

Мастер – класс по теме:
Организация проектной деятельности обучающихся в рамках общественных дисциплин.

учитель истории

Яценко Н.А.

слайд 1

«ВСЕ, ЧТО Я ПОЗНАЮ,
Я ЗНАЮ, ДЛЯ ЧЕГО МНЕ ЭТО НАДО
И ГДЕ, И КАК Я МОГУ ЭТИ ЗНАНИЯ ПРИМЕНИТЬ

Вступление.

     Мы хотим  поделиться имеющимся опытом организации проектной деятельности. Вашему вниманию будет представлена работа ученика 10 класса Медведева Юрия по созданию информационного сайта «СССР».

В последнее время мы всё чаще слышим о том, что обучающийся должен обладать современными ключевыми компетенциями, которые определены как универсальные знания, умения, навыки, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности. В нашей школе  проектная деятельность используется как основа формирования ключевых компетенций обучающихся. Проектная деятельность является составной частью образовательного процесса школы и проходит в урочное и внеурочное время в течении учебного года.

Слайд 2.  Из истории

Метод проектов зародился во второй половине ХIХ века в сельскохозяйственных школах США и основывался на теоретических концепциях «прагматической педагогики», основоположником которой был американский философ-идеалист Джон Дьюи (1859—1952). Согласно его воззрениям, истинным и ценным является то, что полезно людям, что дает практический результат и направлено на благо всего общества.

      Проект (от лат. брошенный вперед) — 1) план, замысел, 2) разработанный план, совокупность документов (расчетов, чертежей и др.) для создания какого-либо сооружения или изделия, 3) предварительный текст какого- либо документа. — Советский энциклопедический словарь. — М.: «Советская энциклопедия», 1983. — С. 1061.

Слайд 3. Что такое ученический проект?

Любой проект - это комплекс взаимосвязанных работ, для выполнения которых выделяются соответствующие ресурсы и устанавливаются определенные сроки.

     Проект - это разовая деятельность, которая:

  •   имеет конечную цель и промежуточные задачи;
  •   производит хорошо определенный конечный результат, который может быть оценен;
  •   состоит из последовательности взаимосвязанных работ;
  •   имеет обозначенные временные рамки, т.е. дату начала и окончания;
  •   использует ограниченное количество ресурсов: финансовых, временных, информационных и человеческих.

      Проект-

               это лестница приставная,

                                где нельзя перепрыгивать через  

                                                                                         ступеньки.

Слайд 4 .  Метод проектов

  • педагогическая технология, которая ориентирует не на интеграцию фактических знаний, а на их применение и приобретение новых знаний (порой и путем самообразования) для активного включения в освоение новых способов человеческой деятельности;
  •    система обучения, гибкая модель организации учебного процесса, ориентированная на творческую самореализацию личности учащихся, развития их интеллектуальных и физических возможностей, волевых качеств и творческих способностей в процессе создания нового продукта под контролем учителя.

Слайд 5.  Личностно – ориентированная технология обучения

  • Технология педагогических мастерских
  • Технология обучения как учебного исследования
  • Технология коллективной мыследеятельности (КМД)
  • Технология эвристического обучения
  • Метод проектов
  • Вероятностное образование (А. Лобок)
  • Развивающее обучение - РО (Л.В. Занков, В.В. Давыдов, Д. Б. Эльконин)
  • "Школа диалога культур - " ШДК" (В.С. Библер)
  • Гуманитарно-личностная технология «Школа жизни» (Ш.А. Амонашвили)
  • Преподавание литературы как искусства и как человекоформирующего предмета (Е.Н. Ильин)
  • Дизайн-педагогика

Слайд 6. Проектный метод позволяет

  • научить учащихся самостоятельному, критическому мышлению;
  •  размышлять, опираясь на знание фактов, закономерностей науки, делать обоснованные выводы;
  • принимать самостоятельные аргументированные решения;
  • научить работать в команде, выполняя разные социальные роли.

Слайд 7.

  • Проект – самостоятельная творческая итоговая работа, выполненная под руководством учителя.
  • Проект - это пакет документов для создания изделия, замысел, план, прообраз какого-либо объекта. 
  • Проект – это результат скоординированных одного человека или  совместных действий, группы или нескольких групп учащихся. 
  • Проект – это пять «П»: проблема, проектирование, поиск информации, продукт, презентация. 
  • Проект – это всегда исследование, поиск, изучение неизвестного, а значит, вы узнаете много нового и научитесь делать то, чего раньше делать не умели.

Слайд 8. Проект по  признаку «предметно – содержательная область»

монопроект

  • проводится в рамках одного предмета,
  • выбираются наиболее сложные разделы или темы

межпредметный

  • выполняются во внеурочное время. Это – либо небольшие проекты, затрагивающие 2-3 предмета, либо достаточно объемные, продолжительные, общешкольные, планирующие решить ту или иную достаточно сложную проблему, значимую для всех участников проекта

слайд 9.  Виды проектов.

1. По характеров контактов проекты бывают региональные и международные.

2. По количеству участников  можно выделить индивидуальные и групповые проекты.

3. По продолжительности  выполнения проекты могут быть краткосрочными (могут быть разработаны на нескольких уроках), средней продолжительности (от недели до месяца), долгосрочными (от месяца до нескольких месяцев).

4. По использованию нескольких  видов – смешанные.

5. По объёму информации -  мини-проекты.

6. По типу деятельности: творческий, исследовательский, игровой, информационный.

Слайд 10. Вы хотите выполнить проект?

Для этого нужно провести тщательное исследование:

  • разработать план,
  • провести наблюдение,
  • проанализировать результаты наблюдения,
  • наглядно оформить.

Результаты вашей работы будут интересны и полезны другим ребятам и учителям. Эта объёмная работа будет успешна, если вы будете знать, как её выполнять.

Слайд 11. Выбор темы проекта.

  • Для того чтобы начать проект, надо найти проблему, которую можно исследовать и которую хотелось бы разрешить. Она-то и подскажет, как сформулировать тему исследования.
  • Темой проекта может стать любой объект, явление, ситуация. Разница лишь в том, с какой целью мы хотим создать проект.
  • Все темы можно разделить на 3 группы:
  • -фантастические (несуществующие) - разрабатываете сами;
  • -эмпирические (основанные на опыте) - проводите собственные наблюдения и эксперименты;
  • -теоретические (научное познание) - проводите работу по изучению и обобщению фактов, материалов, содержащихся в разных источниках (это то, что можно спросить у других людей, или то, что написано в книгах, и т.п.).

Слайд 12. Проблема

Проблема – это противоречия между существующей ситуацией и твоим представлением об идеальной ситуации, которые нужно решить.

  

Проблема обязательно должна быть взята из реальной жизни, знакома и значима для тебя.

Её решение должно быть важно для тебя. (ПОТРЕБНОСТЬ В ЧЕМ-ЛИБО)

Проблема отражает тему проекта. Она легко преобразуется в цель.

Слайд 13. Цель проекта

1) те научные и практические результаты, которые должны быть достигнуты в итоге проведения исследования, изготовления продукта;

2) предмет стремления, то, что надо, желательно осуществить.

Цель в проекте помогает ответить на вопрос «Зачем мы хотим выполнить проект?». Она звучит ёмко и отражает тему проекта:

· написать…

· составить…

· сделать…

· выяснить…

· доказать…

· разработать…

· убедить…

Слайд 14. Задачи проекта

ЗАДАЧИ ПРОЕКТА – то, что требует исполнения, разрешения; это последовательные этапы организации и проведения исследования (изготовления изделия) от начала и до конца.

Задачи – это шаги, которые необходимо сделать, чтобы достичь поставленной цели:

·   изучить…

·   описать…

·   установить…

·   выявить…

·   сформулировать…

·   привлечь…

·   исследовать…

Слайд 15.  Как составить план.

Слайд 16. Этапы проекта.

  • Организационный
  • Поисковый
  • Аналитический
  • Практический
  • Презентационный
  • Контрольный

Слайд 17. Параметры внешней оценки.

  • 1. Значимость и актуальность выдвинутых проблем.
  • 2. Корректность  используемых  методов   исследования  и    методов   обработки
  • получаемых результатов.
  • 3.   Активность каждого участника проекта в соответствии с его индивидуальными
  • возможностями.
  • 4.   Коллективный характер принимаемых решений.
  • 5.   Характер общения и взаимопомощи, взаимодополняемости участников
  • проекта.
  • 6.   Необходимая  и  достаточная глубина проникновения в проблему, привлечение
  • знаний из других областей.
  • 7.  Доказательность  принимаемых решений, умение аргументировать свои
  • заключения, выводы.
  • 8.  Эстетика оформления результатов выполненного проекта.
  • 9.  Умение отвечать на вопросы оппонентов, лаконичность и
  • аргументированность ответов каждого члена группы.

Слайд 18. Защита проекта.

Организационные формы защиты проекта (презентации): выставка, аукцион, спектакль, концерт, видеожурнал, демонстрация видеофильма, дегустация, рекламная акция, демонстрация моделей, праздничная программа и т.д.

                                  Примерная схема защиты:

1. Постановка проблемы, ее актуальность.

2. Высказывание гипотезы, аргументация её положений.

3. Основная часть. Этапы работы над проектом, полученные результаты, их краткий анализ.

4. Выводы. Результаты рефлексивной оценки проекта.

5. Ответы на вопросы других групп (дискуссия).

Слайд 19.

 «Проект есть всякое действие совершаемого от всего сердца и с определённой целью»

 Кагаров Евгений Георгиевич  (этнограф, фольклорист, историк, музеевед)

Методические рекомендации учащимся по выполнению проектных и           исследовательских работ

1. Проект – это твоя самостоятельная творческая разработка. Выполняя его, привлекай к работе родителей, друзей и других людей. Помни, что главное для тебя – развить твои творческие способности.
2. Выполняй проект в следующем порядке:
а) выбери с помощью родителей и учителя тему;
б) подбери информацию (книги, журналы, компьютерные программы, телепередачи и т.д.);
в) планируй весь объем работы и организацию её выполнения с помощью учителя;
г) выполни теоретическую и практическую части проекта;
д) внеси коррективы в теоретическую часть по результатам выполнения изделия;
е) напечатай графическую часть проекта;
ж) подготовься к защите и оценке качества твоей работы, выполни для защиты демонстрационные наглядные материалы;
з) защити проект.
3. Используй в работе справочную литературу: каталоги, словари, журналы, книги и т.п., а также материалы музеев, выставок и Интернет.
4. Старайся применять в работе современную технику: видеокамеру, компьютер, видео- и аудиомагниоофоны, фото- и ксерокопировальные аппараты, Интернет.
5. Думай о том, как твоя работа пригодится тебе в будущем, старайся связать её с выбранной профессией.
6. Учитывай традиции и обычаи округа и города, в котором ты живешь.
7. Всегда помни об экологии родного города и своем здоровье.
8. Используй знания по любым предметам, а также свой бытовой опыт. Проявляя творчество, основывайся только на научных знаниях.
9. Не стесняйся по всем вопросам обращаться к учителю.

                                                   Что же такое проект?

Учебный проект или исследование с точки зрения обучающегося — это возможность максимального раскрытия своего творческого потенциала. Это деятельность, позволит проявить себя индивидуально или в группе, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу, показать публично достигнутый результат. Это деятельность, направленная на решение интересной проблемы, сформулированной зачастую самими учащимися в виде задачи, когда результат этой деятельности — найденный способ решения проблемы — носит практический характер, имеет важное прикладное значение и, что весьма важно, интересен и значим для самих открывателей.

                                                              Учебный проект

        

Проблема проекта                  «Почему?»                                    Актуальность проблемы –

(это важно для меня лично)               мотивация

Цель проекта                          «Зачем?»                                    Целеполагание

(мы делаем проект)

Задачи проекта                      «Что?»                                        Постановка задач

(для этого мы делаем )

           Методы и способы                «Как?»                                        Выбор способов и методов

                                          (мы это можем делать)                     планирование

Результат                            «Что получится?»                         Ожидаемый результат

(как решение проблемы)

                        

Учитель

Учащиеся

1

2

1-й этап – погружение в проект

Формулирует

осуществляет

1) проблему проекта

1)личностное присвоение проблемы

2)сюжетную ситуацию

2)вживание в ситуацию

3)цель и задачи

3)принятие, уточнение и конкретизация цели и задач

2-й этап – организация деятельности

Организует деятельность – предлагает:

Осуществляют:

4)организовать группы

4)разбивку на группы

5)распределить амплуа в группах

5)распределение ролей в группе

6)спланировать деятельность по решению задач проекта

6)планирование работы

7)возможные формы презентации результатов

7)выбор формы и способа презентации предполагаемых результатов

3-й этап – осуществление деятельности

Не участвует, но:

Работают активно и самостоятельно:

8)консультирует учащихся по необходимости

8)каждый в соответствии со своим амплуа и сообща

9)ненавязчиво контролирует

9)Консультируются  по необходимости

10)дает новые знания, когда у учащихся возникает в этом необходимость

10) «добывают» недостающие знания

11) репетирует с учениками предстоящую презентацию результатов

11)подготавливают презентацию результатов

4-й этап - презентация

Принимает отчет:

Демонстрируют:

12)обобщает и резюмирует полученные результаты

12)понимание проблемы, цели и задачи

13)подводит итоги обучения

13)умение планировать и осуществлять работу

14) оценивает умения: общаться. Слушать, обосновывать свое мнение и др. (по тесту и карте наблюдений)

14)Найденный способ решения проблемы


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

МАСТЕР –КЛАСС ПО ТЕМЕ: ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ В РАМКАХ ОБЩЕСТВЕННЫХ ДИСЦИПЛИН УЧИТЕЛЬ ИСТОРИИ ЯЦЕНКО Н.А. «ВСЕ, ЧТО Я ПОЗНАЮ, Я ЗНАЮ, ДЛЯ ЧЕГО МНЕ ЭТО НАДО И ГДЕ И КАК Я МОГУ ЭТИ ЗНАНИЯ ПРИМЕНИТЬ»

Слайд 2

Метод проектов зародился во второй половине ХIХ века в сельскохозяйственных школах США и основывался на теоретических концепциях «прагматической педагогики», основоположником которой был американский философ-идеалист Джон Дьюи (1859—1952). Согласно его воззрениям, истинным и ценным является то, что полезно людям, что дает практический результат и направлено на благо всего общества. Проект ( от лат. брошенный вперед) — 1) план, замысел, 2) разработанный план, совокупность документов (расчетов, чертежей и др.) для создания какого-либо сооружения или изделия, 3) предварительный текст какого- либо документа. — Советский энциклопедический словарь. — М.: «Советская энциклопедия», 1983. — С. 1061.

Слайд 3

Любой проект - это комплекс взаимосвязанных работ, для выполнения которых выделяются соответствующие ресурсы и устанавливаются определенные сроки. Проект - это разовая деятельность , которая: имеет конечную цель и промежуточные задачи; производит хорошо определенный конечный результат, который может быть оценен; состоит из последовательности взаимосвязанных работ; имеет обозначенные временные рамки, т.е. дату начала и окончания; использует ограниченное количество ресурсов: финансовых, временных, информационных и человеческих. Проект- это лестница приставная, где нельзя перепрыгивать через ступеньки.

Слайд 4

педагогическая технология, которая ориентирует не на интеграцию фактических знаний, а на их применение и приобретение новых знаний (порой и путем самообразования) для активного включения в освоение новых способов человеческой деятельности; система обучения, гибкая модель организации учебного процесса, ориентированная на творческую самореализацию личности учащихся, развития их интеллектуальных и физических возможностей, волевых качеств и творческих способностей в процессе создания нового продукта под контролем учителя, обладающего объективной и субъективной новизной, имеющего практическую значимость.

Слайд 5

Технология педагогических мастерских Технология обучения как учебного исследования Технология коллективной мыследеятельности (КМД) Технология эвристического обучения Метод проектов Вероятностное образование (А. Лобок) Развивающее обучение - РО (Л.В. Занков, В.В. Давыдов, Д. Б. Эльконин) "Школа диалога культур - " ШДК" (В.С. Библер) Гуманитарно-личностная технология «Школа жизни» (Ш.А. Амонашвили) Преподавание литературы как искусства и как человекоформирующего предмета (Е.Н. Ильин) Дизайн-педагогика

Слайд 6

научить учащихся самостоятельному, критическому мышлению; размышлять, опираясь на знание фактов, закономерностей науки, делать обоснованные выводы; принимать самостоятельные аргументированные решения; научить работать в команде, выполняя разные социальные роли.

Слайд 7

Проект – самостоятельная творческая итоговая работа, выполненная под руководством учителя. Проект - это пакет документов для создания изделия, замысел, план, прообраз какого-либо объекта. Проект – это результат скоординированных одного человека или совместных действий, группы или нескольких групп учащихся. Проект – это пять «П» : проблема, проектирование, поиск информации, продукт, презентация. Проект – это всегда исследование, поиск, изучение неизвестного, а значит, вы узнаете много нового и научитесь делать то, чего раньше делать не умели.

Слайд 8

монопроект межпредметный проводится в рамках одного предмета, выбираются наиболее сложные разделы или темы выполняются во внеурочное время. Это – либо небольшие проекты, затрагивающие 2-3 предмета, либо достаточно объемные, продолжительные, общешкольные, планирующие решить ту или иную достаточно сложную проблему, значимую для всех участников проекта Проект по признаку «предметно- содержательная область»

Слайд 9

Виды проектов 1.По характеров контактов проекты бывают региональные и международные. 2.По количеству участников можно выделить индивидуальные и групповые проекты. 3.По продолжительности выполнения проекты могут быть краткосрочными (могут быть разработаны на нескольких уроках), средней продолжительности (от недели до месяца), долгосрочными (от месяца до нескольких месяцев). 4.По использованию нескольких видов – смешанные. 5.По объёму информации - мини-проекты. 6.По типу деятельности: творческий, исследовательский, игровой, информационный.

Слайд 10

Вы хотите выполнить проект? Для этого нужно провести тщательное исследование: разработать план, провести наблюдение, проанализировать результаты наблюдения, наглядно оформить. Результаты вашей работы будут интересны и полезны другим ребятам и учителям. Эта объёмная работа будет успешна, если вы будете знать, как её выполнять.

Слайд 11

Выбор темы проекта. Для того чтобы начать проект, надо найти проблему , которую можно исследовать и которую хотелось бы разрешить. Она-то и подскажет, как сформулировать тему исследования. Темой проекта может стать любой объект, явление, ситуация. Разница лишь в том, с какой целью мы хотим создать проект. Все темы можно разделить на 3 группы: - фантастические (несуществующие) - разрабатываете сами; - эмпирические (основанные на опыте) - проводите собственные наблюдения и эксперименты; - теоретические (научное познание) - проводите работу по изучению и обобщению фактов, материалов, содержащихся в разных источниках (это то, что можно спросить у других людей, или то, что написано в книгах, и т.п.).

Слайд 12

Проблема Проблема – это противоречия между существующей ситуацией и твоим представлением об идеальной ситуации, которые нужно решить. Проблема обязательно должна быть взята из реальной жизни, знакома и значима для тебя. Её решение должно быть важно для тебя. ( ПОТРЕБНОСТЬ В ЧЕМ-ЛИБО ) Проблема отражает тему проекта. Она легко преобразуется в цель.

Слайд 13

Цель проекта: 1) те научные и практические результаты, которые должны быть достигнуты в итоге проведения исследования, изготовления продукта; 2) предмет стремления, то, что надо, желательно осуществить. Цель в проекте помогает ответить на вопрос «Зачем мы хотим выполнить проект?». Она звучит ёмко и отражает тему проекта: · написать… · составить… · сделать… · выяснить… · доказать… · разработать… · убедить…

Слайд 14

ЗАДАЧИ ПРОЕКТА ЗАДАЧИ ПРОЕКТА – то, что требует исполнения, разрешения; это последовательные этапы организации и проведения исследования (изготовления изделия) от начала и до конца. Задачи – это шаги, которые необходимо сделать, чтобы достичь поставленной цели: · изучить… · описать… · установить… · выявить… · сформулировать… · привлечь… · исследовать…

Слайд 15

КАК СОСТАВИТЬ ПЛАН Свои действия запишите в таблицу. № Действия Кому поручено? Необходимое время Отметка о выполнении (+/-) 1 2

Слайд 16

Этапы проекта Организационный Поисковый Аналитический Практический Презентационный Контрольный

Слайд 17

1 . Значимость и актуальность выдвинутых проблем. 2. Корректность используемых методов исследования и методов обработки получаемых результатов. 3. Активность каждого участника проекта в соответствии с его индивидуальными возможностями. 4. Коллективный характер принимаемых решений. 5. Характер общения и взаимопомощи, взаимодополняемости участников проекта. 6. Необходимая и достаточная глубина проникновения в проблему, привлечение знаний из других областей. 7. Доказательность принимаемых решений, умение аргументировать свои заключения, выводы. 8. Эстетика оформления результатов выполненного проекта. 9. Умение отвечать на вопросы оппонентов, лаконичность и аргументированность ответов каждого члена группы.

Слайд 18

Защита проекта Организационные формы защиты проекта (презентации): выставка, аукцион, спектакль, концерт, видеожурнал, демонстрация видеофильма, дегустация, рекламная акция, демонстрация моделей, праздничная программа и т.д. Примерная схема защиты: 1. Постановка проблемы, ее актуальность. 2. Высказывание гипотезы, аргументация её положений. 3. Основная часть. Этапы работы над проектом, полученные результаты, их краткий анализ. 4. Выводы. Результаты рефлексивной оценки проекта. 5. Ответы на вопросы других групп (дискуссия).

Слайд 19

«ПРОЕКТ ЕСТЬ ВСЯКОЕ ДЕЙСТВИЕ СОВЕРШАЕМОГО ОТ ВСЕГО СЕРДЦА И С ОПРЕДЕЛЁННОЙ ЦЕЛЬЮ» Кагаров Евгений Георгиевич


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад. Проектная деятельность обучающихся в рамках научно-практической лаборатории «Экология. Здоровье. Югра»

Проект направлен на создание условий  по развитию экологической деятельности в г.п. Федоровский Сургутского района Ханты-мансийского автономного округа – Югры.Научно-практическая лаборатория «Эко...

Проектная деятельность обучающихся в рамках реализации предметной области «Физическая культура

распространение опыта проектной деятельности в области физкультуры с точки зрения реализации деятельностного подхода в образовании....

Управление индивидуальной учебно-исследовательской и проектной деятельностью обучающихся при изучении естественнонаучных дисциплин

P { margin-bottom: 0.21cm; direction: ltr; color: rgb(0, 0, 10); line-height: 115%; widows: 2; orphans: 2; }P.western { font-family: "Calibri",serif; font-size: 11pt; }P.cjk { font-family: "Arial ...

Мастер-класс на тему "Организация проектной деятельности на уроках музыки и внеурочной деятельности"

Мастер-класс на тему "Организация проектной деятельности на уроках музыки и внеурочной деятельности"...

Организация учебно-проектной деятельности обучающихся в рамках реализации ФГОС

Доклад, представленный на методическом объединении+презентация-сопровождение...

Мастер-класс по теме «Организация проектной деятельности учащихся в условиях введения ФГОС».

          Метод проектов не является принципиально новым в мировой педагогике. Сами того не подозревая, мы, каждый день становимся участниками и руководителями разных п...