7 класс - образование и наука в XVIII веке
учебно-методический материал по истории (7 класс) по теме

Технологическая карта урока

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tekh.karta_uroka_istorii_7b_obrazovanie_i_nauka.doc64 КБ

Предварительный просмотр:

Сальникова Л.А., учитель истории и обществознания

МБОУ СОШ № 122 г.о.Самара

Технологическая карта урока истории открытия нового знания по технологии

системно-деятельностного метода в 7 «Б» классе по теме:

«Образование и наука в  XVIII веке»

(выдающиеся техники и изобретатели)

УМК: Данилов А.А. История России: с древнейших времен до конца XVIII века. Учебник для 7 класса общеобразовательных учреждений (А.А. Данилов, Л.Г.Косулина, М.Просвещение, 2013г)

Тема:   Образование и наука в  XVIII веке: выдающиеся техники и изобретатели

Тип урока:  ОНЗ по технологии системно-деятельностного метода  интегрированный с физикой.

Педагогические технологии:  технология системно-деятельностного метода обучения, здоровьесберегающая, метод проекта, обучение в сотрудничестве.

Оценка педагогической ситуации:   Урок является завершающим по теме «Образование и наука в XVIII в». Проводится вместе с учителем физики. Перенос знания с одного предмета на другой позволяет лучше усвоить материал. Используются различные виды контроля (самоконтроль, взаимоконтроль, учительский контроль), а также различные формы  и методы обобщения  материала. Ученики не просто воспринимают новую для них информацию, а участвуют в ее построении под руководством учителя. Реализация системно-деятельностного метода на уроке истории – необходимое условие для формирования у учащихся способностей, необходимых для успешной самореализации в современном социуме.

Цели урока:

Предметные:

  1. познакомить учащихся с достижениями отечественной науки и техники, деятельностью выдающихся техников и изобретателей.
  2. проанализировать учебный материал и сделать вывод о предпосылках развития науки и техники в XVIII в.
  3. определить влияние государства на развитие науки и техники.

Метапредметные:

  1. научить учащихся воспринимать и анализировать сообщения, тексты, презентации, заполнять таблицу (обобщать учебный материал) и представить его в виде таблицы, презентации.
  2. формировать способность принимать и сохранять учебную цель, задачу, планировать ее реализацию.

Личностные:

  1. формировать способность к самооценке на основе критериев успешной учебной деятельности
  2. формировать коммуникативно-целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместно выполняя задание учителя. (работа в  малой группе)
  3. формировать основы гражданской идентичности личности в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознания своей этнической принадлежности.

Оборудование:   учебник, тетрадь, проектор, таблицы для заполнения и для оценивания работы на уроке

Формы работы учащихся:    индивидуальная, фронтальная, парная.

Этапы урока

задачи

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

УУД:

Л- личностные

П- познавательные

Р- регулятивные

К - коммуникативные

Название используемых ЭОР

1. Мотивация  (самоопределение к учебной деятельности)

2 минуты

Выработать на личностно значимом уровне внутреннюю готовность выполнения нормативов учебной деятельности

Ребята, давайте вспомним тему, которую начали изучать на прошлом уроке

Наука и образование в XVIII в.

Самоопределение к деятельности (Л)

Целеполагание (П)

Какие вопросы мы еще не знаем по  данной теме?

Выдающиеся техники и изобретатели

Учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу (Л)

А как вы думаете, какое отношение к истории имеют техники и изобретатели?

А что вы о них знаете? Хотите узнать больше?

Их изобретения внедрялись в производство страны, способствовали развитию экономики, а, следовательно, развитию государства

Принимать и сохранять учебную задачу (Р)

Какова же цель нашего урока?

Познакомиться с достижениями выдающихся техников и  изобретателей

Но наш урок сегодня не совсем обычный. Ведь многие изобретения связаны с развитием такой науки, как физика. Мы попытаемся увидеть взаимосвязь истории и физики; как развитие физики способствовало техническому прогрессу.

Сегодня у меня будут помощники, которые в своей таблице отметят вашу активность на уроке: ответы на вопросы, дополнения, комментарии, создание презентации и др. (Учитель называет по 1 ученику на каждом ряду).

Учащиеся знакомятся с таблицей и критериями оценивания работы на уроке.

(См. приложение № 1)

2.Актуализация знаний

7-10 минут

Подготовить мышление учащихся к восприятию нового материала. Повторить ранее изученный материал.

Чем вы объясняете усиленное внимание Петра 1 к развитию научных знаний? (При затруднении учащиеся могут обратиться к учебнику стр. 137-138)

Интерес к знаниям сохранялся у Петра 1 на протяжении всей жизни. Проводил много реформ, строились мануфактуры – а для этого требовались грамотные  люди. Школа,  основанная лишь на церковных знаниях, как и посылка талантливых людей за границу для обучения, не могут дать хорошего результата. Необходимость научных знаний объяснялась практическими потребностями государства. Отечественная медицина, государственная горно-разведческая службы, астрономия, научные и технические знания применялись при сооружении каналов и плотин, механизмов на мануфактурах, корабельных верфей.

Мыслительные операции (анализ,  обобщение, синтез (П).

Достаточно полное и точное выражение своих мыслей в соответствии с поставленными вопросами (К).

Устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений (П).

Волевая саморегуляция (Р)

Слайд № 2

Во второй половине  18в продолжалось начавшееся при Петре 1 интенсивное развитие отечественной научной мысли.

Екатерина II  продолжила политику государственной

поддержки отечественной науки.

- Учитель предлагает учащимся вспомнить термины «мануфактура», «пугачевщина»

Учащиеся дают определение этим терминам

Слайд № 3

Слайд № 4

-Ребята, а как вы думаете, существует ли  взаимосвязь между этими понятиями?

Да, на мануфактурах были тяжелые условия труда, а это одна из причин восстания под руководством Пугачева

 

Ребята, как вы думаете, почему в 18в пробуждается интерес к технике, ко всему механическому?

Потребности промышленности, стремление облегчить труд народа, политика государственной поддержки отечественной науки (запись в тетрадь)

Слайд № 5

3.Усвоение содержания нового  учебного материала.

20 минут

Помочь учащимся достичь цели урока (познакомиться с выдающимися техниками и изобретателями)  с помощью системно-деятельностного метода. Формировать умение обобщать и систематизировать знания в форме таблицы и презентации

Ребята, вашему вниманию будут представлены фрагменты проекта по данной теме группы учащихся. Ваша задача: слушая выступления одноклассников, заполнить таблицу, лежащую у вас на столе (см.приложение таб.2). Работаете парами, соответственно пишите две фамилии. По 2 балла за каждое правильно выполненное задание. Итого 10 баллов.

Учитель физики проводит эксперимент: «физические основы теплового двигателя»

Пробирка с водой – нагревается – энергия пара переходит в энергию пробки, которая приходит в движение и тележка движется. Энергия пара стала служить человеку. Если говорить о научно-технической революции, то можно увидеть развитие техники на нашем примере: машина паровая – тепловой двигатель – двигатель внутреннего сгорания

- выступления учащихся (см.приложение Нартов, Кулибин, Фролов, Глинков и др)

Работа учащихся по обобщению предложенного материала в виде таблицы. Задания  выполняются в  парах, комментируя их друг другу, анализируя и рассуждая.

Учащиеся принимают участие в анализе и объяснении наблюдаемого эксперимента. Делают вывод о значении создания паровой машины

Осуществлять запись выборочной информации по заданной теме с помощью ИКТ (П)

Осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков (П)

Договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности (К)

Планировать свои действия в соответствии с  поставленной задачей и условиями ее реализации (Р)

Осознание ответственности человека за общее благополучие страны (Л)

Слайды № 6,7,8,9

4.Обеспечение осознанности сформированных знаний

5-7 минут

Включить новый способ действий в систему знаний, при этом проверить и закрепить полученные знания

Учитель  физики проверяет обобщающую таблицу (последнюю колонку – раздел физики)

Учитель истории проверяет значение изобретений для развития  государства и помогает учащимся обобщить знания.

На этом этапе входе фронтальной беседы учителем и самопроверки учащихся осуществляется контроль знаний

Учащиеся проговаривают изобретения и соответствующий раздел физики. Возможна коррекция, как со стороны учащегося, так и со стороны учителя.

Учащиеся проговаривают в обобщенном виде значение изобретений для государства и записывают в тетрадь. В целях экономии времени лучше раздать учащимся схему в готовом виде (вставить в тетрадь)

( приложение №3)

- техническое переоснащение производства

- переход от ручного труда к машинному

- повышение производительности труда

-  подготовят промышленный переворот в 30-80гг 18в.

- русские изобретатели внесли ценный вклад в развитие мировой науки

Осуществлять синтез  составления целого из частей (П)

Использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи (К)

Формулировать собственное мнение и позицию (К)

Различать способ и результат действий (Р)

5.Рефлексия деятельности

3 минуты

Оценить учащимися собственную учебную деятельность, осознать методы получения нового материала и границы его применения

Написать эссе о ученом или изобретателе 18в.

Ребята, что необходимо сделать, прежде чем мы закончим урок?

Какую цель вы поставили в начале урока?

Вы достигли поставленной цели? Докажите. Оцените свою деятельность и дельность своих одноклассников.

На  этапе в подведении итогов помогает учитель физики.

Количество баллов и оценки озвучиваются учителем на следующем уроке.

Подвести итог нашей работы

Соотносят цель и результат учебной деятельности. Фиксируют степень соответствия. Возможно, даже намечают цели, дальнейшей деятельности.

Сдают учителю заполненные таблицы. Помощники учителя выносят на доску в итоговую таблицу листы оценивания работы учащихся на уроке.

Способность к самооценке своих действий (Л)

Осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату (Р)

Оценивать правильность выполнения действий на уровне соответствия результатов требованиям данной задачи (Р)

Адекватно воспринимать оценку учителя и одноклассников. (Р)

Все познавательные УУД


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация на урок истории 7 класс "Народные движения первой четверти XVIII века"

Данная презентация поможет учителю в проведении урока по теме "Народные движения XVIII века". Презентация содержит необходимый минимум информации по теме урока. Презентация содержит карты, на которых ...

кроссворд по теме "Образование и наука в 19 веке"

Кроссворд по теме "Образование и наука" рекомендуется для обучающихся 8 класса. Составлен по учебнику "История России 19 век" авторы: А.А.Данилов Л.Г.Косулина М, "Просвещение" 2010 год...

ТАБЛИЦА УРОКОВ ПО Истории Отечества 8 класс: Великие преобразования России в XVIII веке.

Тематическое  планирование раздела уроков истории (модульная система)  "Великие преобразования России в XVIII веке" для детей с ОВЗ 8 класс...

урок истории 7 класс "Народные движения первой четверти XVIII века"

Разработка урока по истории 7 класс "Народные движения первой четверти XVIII века"...

Образование в России в XVIII веке

Образование в России в XVIII веке...

Петербург как центр просвещения, образования и науки в XIX веке

Презентация на тему Петербург как центр просвещения, образования и науки в XIX веке. Выполнила ученица 8 б класса Виктория Морозова....