Олимпиадные задания по истории 10 класс
олимпиадные задания по истории (10 класс) на тему

Новик-Качан Елена Андреевна

Задания с ответами и критериями оценки

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon olimpiadnye_zadaniya_po_istorii_10_klass.zip210.36 КБ

Предварительный просмотр:

История - 10 класс

Школьный этап всероссийской олимпиады школьников

Критериями оценки выполненных заданий являются:

1. Правильные ответы, оцениваемые в баллах.

№  раздела заданий

I

II

III

IV

V

VI

VII

VIII

IX

X

Максимальное кол-во баллов

10

12

10

15

15

8

6

8

6

10

2. Максимальное общее количество балов – 100.

3. Выполнение заданий олимпиады в общее контрольное время - 120 мин.

  1. По какому принципу образованы ряды. Кратко поясните свой ответ.

За каждый правильный ответ 2 б.

  1. Л.Н. Толстой, И.А. Гончаров, А.П. Чехов, Ф.М. Достоевский ________________________________________________________________________________________
  2. 1828-1829 гг., 1877- 1878 гг., 1853-1856 гг., 1877-1878 г.

________________________________________________________________________________________

  1. 907 г., 911 г., 944 г.

________________________________________________________________________________________

  1. Тарутино, Малоярославец, Смоленск, Березина

________________________________________________________________________________________

  1. Кривичи, поляне, вятичи, северяне

________________________________________________________________________________________

II.  Определение и объяснение  лишнего в ряду. Подчеркните в ряду  лишний элемент. Кратко объясните свой ответ. За каждый правильный ответ 3б.

  1. П.А.Строганов, Н.Н.Новосильцев, А.А.Аракчеев, А.А.Чарторыйский, В.П.Кочубей.

_______________________________________________________________________________________

  1. Юрьев день, Соборное Уложение, Новоторговый Устав, Урочные лета

_______________________________________________________________________________________

  1. Ливонская война, опричнина, присоединение Новгорода, взятие Казани

________________________________________________________________________________________

  1. Юрий Долгорукий, Всеволод Большое Гнездо, Андрей Боголюбский, Ярослав Осмомысл

________________________________________________________________________________________

III. Задания на знание исторических фактов, деятелей, дат и т.п. За каждый правильный ответ 2б.

1. Кто из названных лиц принадлежал к художникам–передвижникам:

1. Н.И. Костамаров, В.О. Ключевский

2.  А.К. Саврасов, В.Г. Перов

3.  И.И. Мечников, И.М. Сеченов

4.  Н.А. Добролюбов, Д.И. Писарев

2. Объединение руководителей ряда стран Европы и России, созданное в начале 19 века для поддержки традиционных монархий, называлось:

1. Северный союз

2. Священный союз

3. Тройственный союз

4. Антанта

3. Какое из названных событий нашло отражение в произведении «Задонщина»:

1. нашествие на Русь хана Батыя

2. подвиги князя Александра Невского

3. поход князя Игоря на половцев

4. сражение на поле Куликовом

4. В 1858 г. Россия заключила Айгуньский договор с:

1. Афганистаном

2. Китаем

3. Японией

4. Ираном

5. Кто из названных лиц принадлежал к современникам царя Алексея Михайловича:

1. Иван Болотников

2. Борис Годунов

3. Патриарх Никон

4. Емельян Пугачев

IV. Задания на установление соответствия позиций. За каждое правильное задание 3б.

  1. Соотнесите храмы и их местонахождение:
  1. Десятинная церковь                                                а) Рязань
  2. Храм Покрова на Нерли                                        б) Киев
  3. Храм Покрова на рву                                        в) Владимир

4. Георгиевский собор Юрьева монастыря                        г) Новгород

                                                                                д) Москва

Ответ:

1

2

3

4

2. Соотнесите даты и события:

1.1549                                        а) созыв первого в истории России Земского собора

2.1558                                 б) созыв Стоглавого собора

3.1551                                 в) смерть Ивана Грозного

4.1589                                        г) начало Ливонской войны

                                                д) учреждение патриаршества.

Ответ:

1

2

3

4

3. Соотнести имена князей и отрывки из документов, относящиеся к деятельности этих князей:

1. Святослав Игоревич                        а)  «Высоко ты сидишь на своем златокованном троне»

2. Даниил Галицкий                                    б) «Иду на вы»

3. Ярослав Осмомысл                        в) «Приди ко мне, брат, в Москов»

4. Юрий Долгорукий                         г) «Не погнетши пчел, меду не едать».

                                                                     д) «Ты можешь Волгу веслами расплескать»

Ответ:

1

2

3

4

  1. Соответствие имен ученых и их исследований:

1. И.П.Павлов                а) Исследование атомного ядра 

2. П.Л.Капица                б) Исследования в области микрофизики

3. И.В.Курчатов                 в) Исследования в области физиологии

4. Н.И.Вавилов                 г) Исследования в области генетики

                                д) Исследования в области органической химии

Ответ:

1

2

3

4

5.Соответствие события и даты:

1.начало правления Николая II                                                а) 1897 г.

2.начало реформ П.А. Столыпина                                                б) 1894 г.

3.денежная реформа С.Ю. Витте                                                в) 1906 г.

4. создание партии социалистов-революционеров                        г) 1902 г.

                                                                                д) 1904 г.

V. Определение хронологической последовательности. За каждое правильно выполненное задание  3б.

1)

а) начало операции «Багратион»

б) контрнаступление советских войск под Москвой

в) битва под Прохоровкой

г) контрнаступление советских войск под Сталинградом

Ответ: _________

2)

а) Открытие Царскосельского лицея

б) Открытие славяно-греко-латинской академии

в) Основание Московского университета

г) Основание первого естественнонаучного музея - Кунсткамеры

Ответ: _________

3)

а) Собор Святой Софии в Киеве

б) Храм Покрова на рву

в) Храм Христа Спасителя

г) Исакиевский собор

Ответ: _________

4)

а)  Невская битва

б) стояние на реке Угре

в) битва на реке. Воже

г) битва на реке Калке

Ответ: _________

5)

а)  Крымская война

б) Первая мировая война

в) Отечественная война

г) Русско-японская война

Ответ: _________

VI. Классификация событий, понятий, явлений, дат. Дворцовые перевороты.

Определите, в каких документах говорится о перечисленных событиях. За каждое правильное соотнесение 2б.

а). Воцарение Екатерины I.

б). Воцарение Анны Иоанновны.

в). Воцарение Елизаветы Петровны.

г). Воцарение Екатерины П.

1.  ...Матушка милосердная государыня! Как мне изъяснить, описать, что случилось: не поверишь верному своему рабу; но как пред Бегом скажу истину... Матушка — его нет на свете. Но никто сего не думал, и как нам задумать поднять руки на государя. Но, государыня, свершилась беда. Он заспорил за столом с князем Федором [Борятинским]; не успели мы разнять, а его уже не стало. Сами не помним, что делали; но все до единого виноваты, достойны казни Помилуй меня, хоть для брата...

2.  ...Вышла государыня в залу; стоя под балдахином, впустить просителей  и прошение их прочесть повелела... Потом произнесла краткую речь в такой силе; что хотя весьма тяжелые поданы ей были царствования договоры, однако же, веруя, как ей докладывано, что оный от всех чинов и от всего российского народа требуются, для любви отечества своего подписала. А понеже ныне известно является, что лжею и лестию сделан ей обман, того ради оные договоры, яко сущею неправдою от себя исторженные, уничтожает... И то сказав, тотчас упомянутое письмо, до руки ея поданное, разодрала и на землю бросила...

3.  ...Вси к поздравлению ее величества, в комнату телу умершего государя близкую пришли: куды тогда такожде и государыня изволила выйтить; просили ее величество дабы бремя государственного владения, которое Бог и супруг ей вручили, действительно принять изволила. Но государыня сокрушенно печалию, и неутомимо плачущая, не могла почти словесно ответствовать; только не возбраняя руки целующим, соизволение свое показала…

4….Принцесса прошла прямо в караульную. «Проснитесь, мои дети», сказала она солдатам, «И слушайте меня. Хотите ли вы следовать за дочерью Петра!? Вы знаете, что престол мне принадлежит; несправедливость, причиненная мне, отзывается на всем нашем бедном народе, и он изнывает под игом немцев. Освободимся от наших гонителей!»

VII. Определение правильности и ошибочности утверждений: Укажите напротив утверждения да или нет. За каждый правильный ответ 1б.

  1. Витус Беринг в первой половине 18 века открыл Антарктиду.
  2. Фаворитом Анны Иоановны был Григорий Потемкин.
  3. Архитектором Зимнего дворца является В.В. Растрелли.
  4. Михаил Федорович Романов был сыном патриарха Филарета.
  5. 1-й Съезд РСДРП проходил в Минске.
  6. Ледовое побоище проходило на Ладожском озере.

VIII. Укажите, о  ком идёт речь. За каждый правильный ответ 2б.

1) Она является единственной в мире женщиной, совершившей космический полёт в одиночку.

Её позывной на время полёта — «Чайка»; фраза, которую она произнесла перед стартом: «Эй! Небо, сними шляпу!» (изменённая цитата из поэмы В. Маяковского «Облако в штанах»).

Ответ: _________________________________

2) Его имя переводится «защитник». Он был сыном  великого князя Ярослава Всеволодовича. «И ростом он был выше других людей, и голос его – как труба в народе, лицо же его – как лицо Иосифа…». На плечи 18 летнего князя ложится ответственность за оборону от набегов северных соседей – шведских и немецких рыцарей. С чем он успешно справился «И была сеча жестокая, и стоял треск от ломающихся копий и звон от ударов мечей, и казалось, что двинулось замёрзшее озеро, и не было видно льда, ибо покрылось оно кровью».

Ответ: _________________________________

3) Он был вторым сыном в семье, от роду его звали Варфоломеем. Обучение ему давалось нелегко. Однажды отец послал его искать лошадей. Он увидел некоего старца святого, удивительного и неизвестного, благообразного и подобного ангелу, на поле под дубом стоящего и прилежно со слезами молящегося. И, когда кончил молиться старец и посмотрел на отрока, увидел он духовным взором, что будет отрок сосудом избранным Святого Духа. В седьмой день месяца октября Варфоломей принял постриг, который стал началом иноческой жизни. С этого момента его стали именовать …..

Ответ: _________________________________

4) Племянница великого царя, вдова небогатого курляндского герцога,  ставшая императрицей по приглашению Верховного тайного совета. Десять лет правления этой грозной женщины были отмечены усилением позиций прибалтийских немцев у трона

Ответ: _________________________________

IX. Классификация событий, понятий, явлений. За каждый правильный ответ 3б.

1.  Выберите вариант, в котором исторические личности расставлены в правильном хронологическом порядке (XI —XVII веках):

1) Ярослав Мудрый — Андрей Боголюбский — Дмитрий Донской — Андрей Рублев — Борис Годунов — Михаил Романов — Царевна Софья Алексеевна

2) Ярослав Мудрый — Дмитрий Донской — Андрей Боголюбский — Андрей Рублев — Борис Годунов — Царевна Софья Алексеевна — Михаил Романов

3) Андрей Боголюбский — Ярослав Мудрый — Андрей Рублев — Дмитрий Донской — Борис Годунов — Михаил Романов — Царевна Софья Алексеевна

4) Ярослав Мудрый —        Андрей Боголюбский — Дмитрий Донской – Борис Годунов — Андрей Рублев — Царевна Софья Алексеевна — Михаил Романов

5) Андрей Боголюбский — Ярослав Мудрый — Андрей Рублев — Дмитрий Донской — Борис Годунов — Царевна Софья Алексеевна — Михаил Романов

2. Выберите вариант, в котором социальные институты, существовавшие на территории России, расставлены в хронологическом        порядке        их возникновения (от самого раннего к самому позднему):

1) Боярская Дума — Вече — Земский Собор — Министерство иностранных дел — Сенат — Государственная Дума —        Госплан

2) Вече — Боярская Дума — Земский Собор — Министерство иностранных дел — Сенат — Госплан — Государственная Дума

3) Земский Собор — Вече — Боярская Дума — Сенат — Министерство иностранных дел — Государственная Дума — Госплан

4) Вече — Боярская Дума — Земский Собор — Министерство иностранных дел — Сенат — Государственная Дума — Госплан

5) Вече — Боярская Дума — Земский Собор — Сенат — Министерство иностранных дел — Государственная Дума — Госплан

X. Работа с изображениями. За каждый правильный ответ 2б.

Кто является автором:

  1. Плаката

 Ответ: _________________________

  1. Картины

Ответ: _________________________

  1. Памятника

Ответ: _________________________

  1. Памятника литейного искусства

Ответ: _________________________

  1. Картины

 Ответ: _________________________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Олимпиадные задания по истории для 9 класса (региональный этап)

Олимпиадные задания по истории для 9 класса регионального этапа всероссийской олимпиады 2011 года. Первый тур....

Олимпиадные задания по истории для 10 класса (региональный этап)

Олимпиадные задания по истории для 10 класса регионального этапа всероссийской олимпиады 2011 года. Первый тур....

Олимпиадные задания по истории для 11 класса (школьный тур)

Олимпиадные задания по истории для 11 класса школьного тура....

Олимпиадные задания по истории России (9 класс) для школьного этапа

Олимпиадные задания по истории России предназначены для школьного этапа Всероссийской олимпиады школьников для учащихся 9 класса. Задания в форме тестирования предполагают знание учащимися дат, терм...

Олимпиадные задания для 5 класса по истории Древнего мира.

Олимпиадные задания для 5 класса по истории Древнего мира....

Олимпиадные задания для 7 класса по истории.

Олимпиадные задания для 7 класса по истории....

Олимпиадные задания для 8 класса по истории.

Олимпиадные задания для 8 класса по истории....