Разработка урока на тему: « Родовые общины охотников и собирателей».
план-конспект урока по истории (5 класс) на тему

Жанжагулова Галия Канатовна

Конспект урока

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razrabotannyy_mnoy_urok.odt18.24 КБ

Предварительный просмотр:

 Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение                                                            

 «Средняя общеобразовательная школа №52 станции Карамыш

Красноармейского района Саратовской области»

Разработка урока

учителя истории и обществознания

Жанжагуловой Галии Канатовны

на тему: « Родовые общины охотников и собирателей».

2014-2015

Тема урока «Родовые общины охотников и собирателей».

Тип урока: овладение новыми знаниями (ОНЗ) с применением проблемной технологии.

Цели урока:

- подвести учащихся к пониманию причин изменения орудий труда и жизни первобытных людей;

- продолжить формирование умений самостоятельно составлять рассказ;

- формулировать несложные выводы, сравнивать и описывать орудия труда, черты первобытного человека.

- выявлять причинно-следственные связи.

Оборудование: мультимедийный комплекс и презентация, подготовленная учителем к изучаемой теме, учебник, тетрадь-тренажер.

План урока:

1. Учебная проблема урока: Что помогло первобытным людям выжить морозными зимами?

2. Поиск решения проблемы.

3. Жизнь в суровых климатических условиях.

4. Охота на диких животных. Изобретение лука и стрел.

5. Родовая община

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Универсальные учебные действия

Результат

I. Постановка проблемной ситуации. Формулирование проблемы.

– Итак, благодаря умению трудиться древнейшие люди смогли выделиться из мира природы и выжить. Прошло сотни тысяч лет. Облик человека постепенно менялся, увеличивался его мозг. Возникла речь. Около ста тысяч лет назад на планете наступило резкое похолодание. С севера на территорию Европы и Азии надвигался ледник-огромный слой льда толщиной около двух километров.

– Какой возникает вопрос?    

 Фиксирует вопрос на доске:Что помогло первобытным людям выжить в новых суровых условиях.

Работают с текстом  с. 10.

Формулируют главный вопрос урока:

Что помогло первобытным людям выжить в новых суровых условиях?

Познавательные, регулятивные.

Метапредметный, предметный

II. Версии.

– Какие у вас есть версии, предположения?

– Первобытным люди научились пользоваться огнем,стали жить в пещерах, рыть землянку, шить одежду.

- Придумали новые охотничьи орудия: копье с каменным наконечником и гарпун с костяным наконечником.

- Продолжали охотиться на мамонтов, пещерных медведей, шерстистых носорогов.

Познавательные, регулятивные, коммуникативные, личностные.

Метапредметный, предметный.

III. Актуализация знаний.

1. Дайте определение понятий «Всемирная история»,  «исторический источник», «человеческое стадо», «орудия труда».

2. Решение творческих задач с классом.

 

Познавательные, регулятивные, коммуникативные, личностные.

Метапредметный, предметный

IV. Планирование деятельности.

– Что нам надо узнать для решения проблемы?

Формулируют пункты плана решения проблемы:

  1. 1. Что давал огонь первобытным людям?

2. Какие были созданы новые орудия труда?

3. Что значит «родовая община»

Познавательные, регулятивные, коммуникативные, личностные.

Метапредметный, предметный

V. Открытие нового знания. Решение проблемы.

1. Выполните задание: опишите по рис.3 на стр.12 учебника Вигасина охоту на диких козлов. В чем ее трудности и опасности?

2. Что значит «родовая община»

3. – Используя текст учебника (параграф 3, ), составьте логическую цепочку, предполагающую установление причинно-следственных связей. Учитель предлагает начальное и конечное звенья этой цепи. Ледниковый период- родовая община.

1. Сообщение учащегося (в объеме учебника). Горные козлы более мелкие животные, в них сложнее попасть. Человек заметил, что согнутое деревце распрямляется с силой. Эти наблюдения помогло сделать величайшее изобретение-охотничий лук и стрелы.

2. Работа с текстом учебника.

3.  Работают с текстом учебника. Ледниковый период-резкое похолодание-необходимость использовать более сложные орудия труда, «приручение» огня человеком-человек становится охотником-потребность в помощи окружающих-родовая община.

Познавательные, регулятивные, коммуникативные, личностные.

Метапредметный, предметный

VI. Выражение решения проблемы.

– Какой вывод по проблеме можем сделать?

Примерный вывод по проблеме урока:

Освоение огня, пещер, строительство новых жилищ, изобретение новых орудий труда: гарпун, лук, стрелы, копье; более тесное объединение людей в родовые общины помогло выжить людям в новых суровых условиях.

Познавательные, регулятивные, коммуникативные, личностные.

Метапредметный, предметный.

VII. Применение нового знания.

– Выполните задания из учебника.

Работают в рабочей тетради (задание 2 на с. 10).

Познавательные, регулятивные, коммуникативные, личностные.

Метапредметный, предметный.

VIII. Домашнее задание.

Прочитайте параграф 3 и ответьте на вопросы из раздела «Вспоминаем то, что знаем».

Познавательные, регулятивные, коммуникативные, личностные.

Метапредметный, предметный.

Рефлексия. Учащиеся самостоятельно оценивают свою деятельность на уроке.  «Что нового я узнал на уроке?», «Что очень заинтересовало и хотелось бы изучить подробнее?», «Что осталось непонятным?».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема урока: "Родовые общины охотников и собирателей".

Цели:Познавательный аспект: сформировать у учащихся представление о жизни первобытных охотников и собирателей, создать условия для осмысления перехода от человеческого стада к родовой общине.Разв...

Конспект урока по истории древнего мира в 5 классе по теме : "Родовые общины охотников и собирателей"

Учитель    Терехова Виктория ПетровнаТема урока: "Родовые общины  охотников и собирателей"Цель урока: сравнить внешний вид, занятия, орудия труда, образ жизни древнейших людей и лю...

Кросворд на тему: "Родовые общины охотников и собирателей".

Кросворд на тему: "Родовые общины охотников и собирателей"....

презентация для уроков истории 5 класса по теме "Родовые общины охотников и собирателей"

Презентация может быть использована для организации работы с обучающимися 5 класса, по учебнику История Древнего мира. 5 класс. Автор(ы): Вигасин А. А., Годер Г. И., Свенцицкая И. С....

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА «РОДОВЫЕ ОБЩИНЫ ОХОТНИКОВ И СОБИРАТЕЛЕЙ» УЧИТЕЛЯ ИСТОРИИ ГБОУ ГИМНАЗИИ №363 ФРУНЗЕНСКОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА ЕМЕЛЬЯНОВОЙ ГАЛИНЫ ПАВЛОВНЫ

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА «РОДОВЫЕ ОБЩИНЫ ОХОТНИКОВ И СОБИРАТЕЛЕЙ»УЧИТЕЛЯ ИСТОРИИ ГБОУ ГИМНАЗИИ №363 ФРУНЗЕНСКОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГАЕМЕЛЬЯНОВОЙ ГАЛИНЫ ПАВЛОВНЫПедагогические цели:...