Урок по истории 9 класс
план-конспект урока по истории (9 класс) на тему

Цель урока: сформировать представление о том, что в начале XX в. Российская империя вслед за развитыми капиталистическими державами вступила в качественно новый этап своего развития — этап перехода к индустриальному обществу; понять и усвоить особенности российского варианта модернизации, а также основные стартовые параметры процесса индустриализации страны.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_9_klass_rossiyskaya_imperiya_na_rubezhe_vekov.doc114 КБ

Предварительный просмотр:

Тема по истории России 9 класс.

«РОССИЙСКАЯ ИМПЕРИЯ НА РУБЕЖЕ ВЕКОВ

И ЕЕ МЕСТО В МИРЕ».

      Цель урока: сформировать представление о том, что в начале XX в. Российская империя вслед за развитыми капиталистическими державами вступила в качественно новый этап своего развития — этап перехода к индустриальному обществу; понять и усвоить особенности российского варианта модернизации, а также основные стартовые параметры процесса индустриализации страны.

      Основные знания: территориальная структура Российской империи в начале XX в.; количественная и качественная (этническая) характеристика ее населения; количественные и качественные показатели экономического развития Российской империи по сравнению с ведущими мировыми державами; основные показатели уровня индустриализации страны.

      Основные понятия: геостратегическое положение; индустриальное общество; модернизация.

      Оборудование урока: карта* «Российская империя в начале XX в.»; Данилов А. А., Косулина Л. Г. Рабочая тетрадь по истории России. XX век. — М.: Просвещение, 1998. — Вып. 1, § 1, таблица.

План изучения нового материала

      1. Формирование территории Российской империи и ее геостратегическое положение. Количественный и качественный состав населения Российской империи. 2. Особенности российского варианта модернизации. 3. Количественные и качественные показатели уровня индустриального развития.

      1. Изучение нового материала целесообразно начать с повторения пройденного в 8 классе. Вспомните и покажите на карте, какие территории были включены в состав Российской империи в XIX в. Какие народы населяли эти территории?

      Подводя итог ответам учащихся, учитель может обобщить знания о формировании территориальной и национальной структуры Российской империи.

      Россия складывалась и развивалась как многонациональное государство. Ее этническую основу составляла великорусская народность, сформировавшаяся в XIV—XV вв. В середине XVI в. русское подданство добровольно приняли народы Поволжья — чуваши, марийцы, мордва. В это же время Иваном Грозным были завоеваны Казанское и Астраханское ханства, в состав Русского государства вошла Башкирия. В конце XVI в. под власть русских царей перешла Западная Сибирь. К середине XVII в. территория Русского государства простиралась на востоке до Тихого океана и на севере до Ледовитого. Коренные народы Сибири и Севера стали подданными русских царей. Началось активное освоение Сибири и Поволжья русским населением.

      В XIV—XV вв. из той части древнерусской народности, которая оказалась в силу определенных исторических условий разделенной между Литвой, Польшей, Венгрией, Молдавией, шло формирование украинской и белорусской народности. При этом близость языка, культуры, религиозное единство трех братских народов, их общее историческое прошлое обусловливали стремление к объединению, которое постепенно реализовывалось по мере роста могущества Русского государства и усиления национально-освободительной борьбы украинского и белорусского народов. Во второй половине XVII в. к России отошли Левобережная Украина и Киев. Включение в состав России Правобережной Украины и Белоруссии произошло во второй половине XVIII в. в результате разделов территории Польши между Россией, Пруссией и Австрией. При этом Западная Украина (Галиция), а еще раньше Закарпатская Русь оказались в составе Австрийской империи. Длительная государственная обособленность и сильные позиции здесь католической церкви и униатской церкви (эта разновидность христианской церкви появилась в 1596 г., когда на церковном соборе в Бресте часть православных епископов подписали унию с Папой Римским) привели к формированию особого самосознания населения, окрашенного в резкие националистические и антирусские тона.

      Расширение западных границ Российской империи в XVIII вв. в результате Северной войны и разделов Польши привело к включению в состав империи Прибалтики с ее немецко-шведским дворянством, немецким бюргерством, эстонским, латышским и литовским крестьянством, находящимся под влиянием католической и протестантской церквей. Развиваясь длительное время в рамках европейской цивилизации, население Прибалтики считало себя носителем западноевропейских традиций. А у литовской верхушки к тому же проявлялись амбиции, идущие от исторического опыта собственной государственности. В это же время на территории Российской империи оказалось около 676 тыс. евреев. Большинство их жило в сельской местности и городах-местечках, занималось ремеслами, посредническими операциями, мелкой торговлей, содержало трактиры и постоялые дворы. Они говорили на языке идиш, исповедовали собственную религию, имели самоуправляющиеся общины (кагалы). В 1791 г. русское правительство ограничило места их проживания той территорией, которую они уже занимали (черта оседлости).

      В результате Русско-шведской войны 1808—1809 гг. к Российской империи была присоединена Финляндия. Главой Великого княжества Финляндского являлся русский император, представителем которого в Финляндии был генерал-губернатор. В княжестве функционировал четырехсословный сейм, в компетенцию которого входило законодательство по внутренним делам. Без согласия сейма царь не мог ввести новый или отменить старый закон, вводить налоги. Военной реформой 1878 г. в Финляндии были созданы национальные воинские части и подразделения, входившие в состав русской армии. Внутренняя административная автономия дополнялась экономической: Финляндия имела свою таможню по торговле с Россией и западноевропейскими странами, доходы княжества не вливались в общеимперскую казну, в 1860—1878 гг. Финляндия получила свою денежную систему.

      В 1807 г. Наполеон, разгромив Пруссию, из части захваченных ею польских земель создал зависимое от Франции Варшавское герцогство. После разгрома Наполеона на Венском конгрессе 1814—1815 гг. последовал новый раздел Польши, по которому Россия получила большую часть бывшего Варшавского герцогства, составившую Королевство Польское (Царство Польское). Еще ранее, в 1807 г., к России был присоединен Белостокский округ. В 1815 г. Александром была подписана относительно либеральная конституция Королевства Польского. Но после подавления Польского восстания 1830—1831 гг. конституция была отменена, ликвидированы сейм, отдельная польская армия, унифицировано административное устройство, закрыты университеты. В 1850 г. была ликвидирована таможенная граница между Королевством и Россией.

      В XVIII—XIX вв. значительно расширились южные рубежи России. В результате русско-турецких войн второй половины XVIII в. Россия получила выход к Черному морю, присоединив земли Северного Причерноморья, в том числе территорию Крымского ханства, а также земли по рекам Кубань и Терек. Началось интенсивное освоение этих малозаселенных степных земель, получивших название Новороссии. Основную массу колонистов составляли русские и украинцы, сюда же переселялись приглашенные русским правительством немцы, греки, сербы, болгары. На Кубань были переселены запорожские казаки, на Терек — часть донского казачества. Значительное число немецких переселенцев осело в Среднем Поволжье.

      В первой трети XIX в. после ряда русско-турецких и русско-иранских войн Россия присоединила к себе все Закавказье: Грузию, азербайджанские ханства, Восточную Армению. После этого Россия значительно активизировала свою политику на Северном Кавказе, где еще в конце XVIII в. российское подданство приняли народы Кабарды и Северной Осетии. Однако в восточной части Северного Кавказа горские народы под предводительством имама Шамиля в течение 25 лет, до 1859 г., оказывали упорное сопротивление царским войскам. Во второй половине XIX в. Россия присоединяет к себе обширные территории Средней Азии и устанавливает протекторат над Хивинским ханством и Бухарским эмиратом. В 1914 г. под протекторат России был принят Урянхайский край (Тува).

      Далее учитель объясняет понятие «геостратегическое положение», предлагает учащимся прочитать соответствующий раздел § 1 и выполнить задание 1 в рабочей тетради (вып. 1, с. 3).

      2. Учитель предлагает учащимся вспомнить, каковы были главные итоги развития российской экономики в XIX в.

      Затем он обосновывает необходимость перехода страны к индустриальному обществу, поясняет суть этого понятия и его связь с проблемой модернизации.

      В классах с более сильным составом учащихся учитель может предложить самим обсудить эту проблему по вопросам: как вы думаете, почему в начале XX в. индустриализация страны рассматривалась передовыми политиками как первейшая государственная задача? Могла ли проблема индустриализации решаться в России так же, как и в ведущих европейских странах? Если нет, то каковы, на ваш взгляд, должны были быть ее особенности?

      3. Проблему основных количественных и качественных показателей индустриального развития России в силу значительной загруженности цифровым материалом целесообразно обобщить в таблице, которую учащиеся заполняют либо в процессе комментированного, либо самостоятельного чтения материала учебника.Основные черты индустриального

общества        Российские

показатели        Место России

в мире

      Можно также предложить учащимся выполнить задание 5 в рабочей тетради (вып. 1, с. 5). На основании анализа обобщенных в таблице данных учащиеся делают вывод об уровне индустриального развития России и ее месте в мире.

      Для закрепления материала учитель может предложить тестовое задание 4 в рабочей тетради (вып. 1, с. 5).

      Задание на дом. § 1 и вопросы к нему. Задания 2, 3, 6 в рабочей тетради (вып. 1, с. 3—7).

Тема по истории России 9 класс.

 «ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ РОССИИ

В НАЧАЛЕ XX в».

      Цель урока: сформировать представление об особенностях экономического развития Российской империи в начале XX в., связанных со спецификой российского типа модернизации.

      Основные знания: причины и формы проявления государственного вмешательства в экономику; влияние иностранного капитала на развитие российской промышленности; особенности российского монополистического капитализма; роль докапиталистических форм производства в российской экономике; особенности развития сельского хозяйства в начале XX в.; причины, обусловливающие низкую рентабельность сельскохозяйственного производства.

      Основные понятия: многоукладная экономика; монополистический капитализм.

      Оборудование урока: карта «Экономическое развитие России в начале XX в.»; рабочая тетрадь (вып. 1, § 2).

      Урок начинается с беседы по вопросам домашнего задания. Можно предложить отдельным учащимся выполнить задание 7 из рабочей тетради (вып. 1, с. 6), а также провести проверочное тестирование.         

1.Российская армия была по численности самой большой в мире, так как (выберите правильный ответ):

а) Россия стремилась к новым территориальным захватам;

б) России постоянно угрожали соседние народы;

в) в силу уязвимого геостратегического положения страны.        

2.В Российской империи в начале XX в. доля промышленности в общем объеме национального дохода составляла:

а) 28%; б) 51%; в) 9%.        

3.Какой процент российского населения в начале XX в. проживал в городах?

а) 40%; б) 25%; в) 18%.        

4.В каких из перечисленных ниже городов число жителей в начале XX в. превысило 1 млн человек (возможно несколько вариантов ответа)?

а) Петербург; б) Москва; в) Киев; г) Одесса.

      Подводя итог ответам учащихся, учитель делает вывод о том, что Россия представляла собой среднеразвитую аграрно-промышленную страну, обладающую значительным экономическим потенциалом. При этом ее экономическое развитие имело целый ряд особенностей, о которых и пойдет речь на уроке.

План изучения нового материала

      1. Роль государства в экономике России. 2. Влияние иностранного капитала на развитие российской промышленности. 3. Особенности российского монополистического капитализма. 4. Роль докапиталистических форм производства в российской экономике. 5. Особенности развития сельского хозяйства в начале XX в. 6. Многоукладный характер российской экономики.

      1. Учитель дает классу задание прочитать первый раздел § 2 и ответить на вопросы: почему российское государство активно вмешивалось в экономику? Что включал в себя государственный сектор экономики? В чем была специфика государственных предприятий (чем они отличались от предприятий, принадлежавших частным лицам)? В чем отрицательные и положительные стороны активного вмешательства государства в экономику страны?

      2. Далее учитель говорит, что еще одной особенностью экономического развития России является широкое привлечение иностранного капитала. Как вы думаете, в чем причины этого явления? Выслушав предположения учащихся, учитель суммирует все ответы и рассказывает о том, в каких формах и в какие отрасли шло проникновение в Россию иностранного капитала. Затем он сообщает, что активным сторонником привлечения в страну иностранного капитала был министр финансов С. Ю. Витте. Но у этой идеи было и много противников. Учащимся предлагается прочитать документ, помещенный в конце параграфа, и ответить на вопросы: какие доводы выдвигали противники привлечения иностранного капитала? Какие контрдоводы выдвигал С. Ю. Витте? Какая из этих точек зрения кажется вам наиболее предпочтительной?

      3. Раскрытие данной проблемы целесообразно начать с повторения материала по новой истории, ответив на вопросы: какие новые черты в экономике стран Запада появились в конце XIX — начале XX в.? Что такое монополия? Чем монополистическая стадия капитализма отличалась от его классического образца?

      Затем учитель рассказывает о появлении в России первых монополистических объединений, объясняет особенности российского монополистического и финансового капитализма.

      В классах с более подготовленным составом учащихся данная проблема может быть рассмотрена путем выполнения задания 1 из рабочей тетради (вып. 1, с. 6—7).

      4. Подводя итог первой части урока, учитель замечает, что речь до сих пор шла лишь об одном из секторов российской экономики, который хоть и определял лицо российской модернизации, но не являлся ведущим. Далее он предлагает прочитать раздел «Кустарная Россия» в § 2 и ответить на вопрос 5 в конце параграфа.

      5. Проблема специфики развития сельского хозяйства объясняется учителем, исходя из текста учебника. При этом учащимся предлагается по ходу объяснения выделить и записать в тетрадях характерные особенности развития сельского хозяйства России в начале XX в. Для облегчения выполнения данного задания в объяснении учителя должны быть четко выделены ключевые фразы: «оскудение центра» — понижение уровня товарности крестьянских хозяйств в центральных губерниях России; неэффективное использование помещичьей земли; крестьянское малоземелье; аграрное перенаселение; преобладание общинного землевладения.

      Рассказ об общинном землевладении можно проиллюстрировать выдержкой из официального отчета по итогам работы Землеустроительных Комиссий с 1907 по 1911 г., помещенной в хрестоматии.

      6. Заключительная часть урока должна быть посвящена проблеме многоукладности российской экономики. Учитель подводит итог общему состоянию российской экономики и говорит о том, что часть современных историков характеризуют Россию начала XX в. как страну с многоукладной экономикой. Далее он объясняет термин «экономический уклад». В классах с более подготовленным составом учитель может предложить учащимся самим определить, какие уклады существовали в российской экономике и какое место они в ней занимали. Затем учитель делает общий вывод о неравномерности развития российской экономики и необходимости модернизации ее сельскохозяйственного сектора.

      Для закрепления изученного материала можно предложить тесты 2, 4 из рабочей тетради (вып. 1, с. 8, 10).

      Задание на дом. § 2 и вопросы к нему. Задания 3, 5 из рабочей тетради (вып. 1, с. 8—10).

Тема по истории России 9 класс.

 «ПОЛИТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ: НОВЫЕ ВЕЯНИЯ

И СТАРЫЕ ПОДХОДЫ».

      Цель урока: сформировать у учащихся представление об основном противоречии российской политической системы — противоречии между формирующимся гражданским обществом и самодержавной властью; показать, что в начале века происходит раскол между российской бюрократией по вопросу о перспективах развития России (линия Витте — Плеве) и идет формирование европейско-рационалистической ее группировки, пытающейся провести реформирование политической системы страны по либеральному образцу.

      Основные знания: характеристика политической системы Российской империи начала XX в. и необходимость ее реформирования; возможные пути решения назревших политических проблем («сверху» или «снизу»); психологический портрет Николая II и его политические воззрения; национальная политика Николая II; либеральная программа политических преобразований; борьба в высших эшелонах власти по вопросу политических преобразований.

      Основные понятия: политическая система; гражданское общество.

      Оборудование урока: рабочая тетрадь (вып. 1, § 3); Данилов А. А., Косулина Л. Г. Хрестоматия по истории России. XX век. — М.: Просвещение, 1999.

      Урок начинается с беседы по вопросам домашнего задания. Можно предложить отдельным учащимся выполнить задания 2, 4 в рабочей тетради (вып. 1, с. 8—10), а также дать индивидуальные проверочные задания на карточках.

      1. Заполните таблицу «Монополистические объединения России начала XX в.»:Название монополистического

объединения        Форма объединения        Роль в экономике

страны

      2. Напишите термины, соответствующие следующим определениям:

     - Роспись (смета) денежных доходов и расходов государства на определенный период —

     - Доходы, получаемые владельцем акции, часть прибыли акционерного общества —

     - Долгосрочные вложения капитала в отрасли экономики —

      -Деньги одной страны, которые могут быть беспрепятственно обменены на денежные знаки других стран, —

      3. Вычеркните лишний термин и объясните, почему он лишний в данном логическом ряду:

      картель, концерн, синдикат, трест, фабрика.

      Подводя итог ответам учащихся, учитель говорит о том, что в реформировании нуждалась не только экономическая, но и политическая система Российской империи, называет тему урока и его план.

План изучения нового материала

      1. Особенности политической системы Российской империи в начале  века. 2. Николай II: психологический портрет и политические воззрения. 3. Национальная политика Николая II. 4. Борьба в высших эшелонах власти по вопросу политических преобразований в стране.

      1. Изучение первого вопроса целесообразно организовать путем сочетания рассказа учителя с заполнением схемы «Центральное управление Российской империей до 1906 г.» (рабочая тетрадь, вып. 1, задание 1, с. 10). Учитель может зачитать выдержку из «Свода Основных Государственных Законов Российской империи» 1892 г.

      Ст. 1. Император Всероссийский есть Монарх самодержавный и неограниченный. Повиноваться верховной Его власти не токмо за страх, но и за совесть Сам Бог повелевает...

      Ст. 2. Императорский престол есть наследственный в ныне благополучно царствующем Императорском доме...

      Ст. 51. Никакое место или правительство в государстве не может само собой установить нового закона, и никакой закон не может иметь своего совершения без утверждения Самодержавной власти.

      В классах с более сильной подготовкой учащиеся могут заполнить схему самостоятельно. Затем учитель предлагает дать характеристику политической системы Российской империи начала XX в. и определить ее главное противоречие.

      2. При характеристике личности Николая II учитель может воспользоваться материалами книги А. Н. Боханова «Николай II» (М., 1997).

      Переходя к сюжету о первой публичной речи императора, учитель просит вспомнить, когда в России появились земства, каковы были их главные функции, каковы были главные требования земской общественности.

      Учитель может зачитать отрывки из адреса Тверского земства Николаю II (1) и из речи Николая II 17 января 1895 г. (2) и организовать беседу.

      1. Мы ждем, Государь, возможности и права общественных учреждений выражать свое мнение по вопросам, их касающихся; дабы до высоты Престола могло достигать выражение потребностей и мысли не только представителей администрации, но и народа русского.

      2. Мне известно, что в последнее время слышались в некоторых земских собраниях голоса людей, увлекающихся бессмысленными мечтаниями об участии представителей земств в делах внутреннего управления. Пусть все знают, что я, посвящая все силы народному благу, буду охранять начало самодержавия так же твердо и неуклонно, как охранял его мой незабвенный покойный родитель.

      Вопросы к документам: каких реформ ждала от Николая II земская общественность? Могли ли они в случае их принятия кардинальным образом изменить государственные порядки в Российской империи? Почему Николай так упорно отстаивал незыблемость самодержавного строя?

      3. При рассмотрении вопроса о национальной политике Николая II учитель предлагает учащимся прочитать раздел «Национальная политика» в § 3, после чего организует беседу: расскажите об общем направлении национальной политики Николая II; дайте определение понятию «русификация»; приведите конкретные примеры, свидетельствующие о русификаторском курсе правительства Николая II; раскройте суть еврейского вопроса в начале XX в.

      4. Учащиеся уже познакомились с деятельностью С. Ю. Витте, будут встречать его фамилию и в последующих материалах учебника, поэтому можно заслушать заранее подготовленное сообщение о нем (рекомендуем использовать книгу: Россия на рубеже веков: исторические портреты. — М., 1991).

      Учитель может привести биографическую справку оппонента С. Ю. Витте.

      Вячеслав Константинович Плеве (1846—1904) родился в обедневшей польско-немецкой семье, рано осиротел. За свою сравнительно короткую жизнь успел сменить три религии: был лютеранином, католиком и наконец стал православным.

      В 1867 г. Плеве окончил юридический факультет Московского университета со степенью кандидата права. Начав свою деятельность с мелкой чиновничьей должности в Министерстве юстиции, дослужился до прокурора Санкт-Петербургской судебной палаты. Исповедовал довольно либеральные взгляды, был замечен М. Т. Лорис-Меликовым. В 1881 г. был назначен директором Департамента полиции. После убийства Александра II и отставки М. Т. Лорис-Меликова резко изменил свои убеждения, что позволило ему продолжить свою бюрократическую карьеру. В апреле 1902 г., после убийства министра внутренних дел Д. С. Сипягина был назначен на его место. 15 июля 1904 г. Плеве погиб от взрыва бомбы, брошенной Е. С. Созоновым. Операция была тщательно подготовлена тайным агентом полиции Е. Азефом, являвшимся одновременно руководителем Боевой организации партии социалистов-революционеров.

      После объяснения сущности двух подходов к вопросу о перспективах развития страны, имевшихся в верхних эшелонах власти, учитель предлагает учащимся ответить на следующие вопросы: в чем вы видите принципиальное различие во взглядах Витте и Плеве? Что было общего во взглядах этих людей и в их личных качествах? Чем отличались программы Витте и Плеве от программы, предложенной земствами?

      Далее учитель может рассказать о борьбе, которая развернулась в высших эшелонах власти после убийства В. К. Плеве.

      После убийства В. К. Плеве развернулась острая борьба вокруг вакантной должности министра внутренних дел. Круг кандидатур на освободившийся пост был весьма ограничен, но за каждой фигурой стояло столкновение не только личных влияний и интересов, но и различное понимание нового политического курса. Несомненно, что наиболее значительной представлялась кандидатура С. Ю. Витте. Он очень переживал свою отставку и тяготился почетной, но маловлиятельной должностью председателя Комитета министров. Сергей Юльевич предпринял ряд энергичных попыток возглавить Министерство внутренних дел, рассматривая это как этап осуществления задуманного им объединения министров в единый кабинет с ним самим в качестве премьера. Однако неприязнь к нему царской четы была слишком велика.

      Сам Николай II желал видеть на месте покойного Плеве директора Департамента общих дел Министерства внутренних дел Б. В. Штюрмера, он даже подписал указ о его назначении. Но Штюрмер был отвергнут по настоянию вдовствующей императрицы Марии Федоровны, так как пользовался репутацией твердолобого консерватора. Место В. К. Плеве полтора месяца оставалось вакантным.

      Можно также дать небольшую справку о П. Д. Святополк-Мирском:

      Князь Петр Данилович Святополк-Мирский (1857—1914) окончил Пажеский корпус. Участвовал в Русско-турецкой войне 1877—1878 гг., затем окончил Академию Генерального штаба. Занимал должности пензенского и екатеринославского губернаторов. В  1900—1902 гг. был товарищем министра внутренних дел и командующим корпусом жандармов, но, считая излишним проведение некоторых репрессивных мер, добровольно ушел в отставку. В 1902—1904 гг. был виленским, ковенским и гродненским генерал-губернатором. В августе 1904 г. после убийства В. К. Плеве назначен министром внутренних дел.

      Петр Данилович имел высокую личную репутацию. «Честнейший», «благородный», «хороший человек» — такими эпитетами награждали его современники. К тому же он слыл умеренным либералом. По его мнению, следовало проводить различие между подпольными революционерами и теми общественными элементами, которые возражают не против существующего порядка в целом, а лишь против произвола властей, ограничив который можно добиться относительного спокойствия в стране. Именно такая позиция соответствовала в тот момент взглядам Николая II. Однако почти все, кто отдавал должное прекрасным личным качествам князя, соглашались с его политическими воззрениями, почти столь же единодушно отмечали, что этих качеств было совершенно недостаточно для министра внутренних дел такой страны, как Россия, что для претворения в жизнь программы реформ требовались несколько иные качества, которыми Святополк-Мирский, увы, не обладал...

      16 сентября 1904 г., принимая чинов своего ведомства, новый министр произнес знаменитые слова о доверии: «Административный опыт привел меня к глубокому убеждению, что плодотворность правительственного труда основана на искренне благожелательном и истинно доверчивом отношении к общественным и сословным учреждениям и к населению вообще. Лишь при этих условиях работы можно получить, взаимное доверие, без которого невозможно ожидать прочного успеха в деле устроения государства»

      В первые же дни после своего назначения новый министр дал несколько интервью русским и иностранным газетам. Основным рефреном всех его заявлений была мысль о необходимости тесного сотрудничества с земствами. Либеральная печать ликовала. Ей вторили консерваторы. «Разве слова министра — не веяние весны, не явный ее признак?» — вопрошал А. С. Суворин. Период нахождения на посту Святополк-Мирского был назван «весной» или «эрой доверия».

      В качестве закрепления нового материала можно предложить выполнить задание 5 в рабочей тетради (вып. 1, с. 12—13).

      Задание на дом. § 3 и вопросы к нему. Задание 2 в рабочей тетради (вып. 1, с. 11). Творческое задание: составить записку императору с перечнем и обоснованием необходимых в стране реформ от имени одного из предложенных лиц: министра внутренних дел, председателя провинциального дворянства, председателя Союза фабрикантов и заводчиков, председателя университетских профессоров и преподавателей. Спрогнозировать реакцию Николая II на записку.

                  

Тема по истории России 11 класс.

«ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА. РУССКО-ЯПОНСКАЯ ВОЙНА».

      Цель урока: сформировать представление об основных внешнеполитических приоритетах России в начале XX в.: экспансионистские устремления на Дальнем Востоке (выход к незамерзающим морям Тихого океана) при сохранении мира и стабильности в Европе; раскрыть ход Русско-японской войны; выяснить причины поражения России в войне с Японией.

      Основные знания: миротворческая инициатива Николая II; решения международной конференции в Гааге; «большая азиатская программа»; вползание России в дальневосточный конфликт; основные события русско-японской войны, ее итоги, влияние на внутриполитическую ситуацию в стране.

      Основные понятия: агрессия; аннексия; гегемония; контрибуция; эскалация.

      Оборудование урока: карта «Русско-японская война 1904—1905 гг.»;  (вып.1, § 8—9); хрестоматия, таблица.

      Урок начинается с беседы по вопросам домашнего задания. Можно предложить отдельным учащимся выполнить задания 1, 4, 6  (вып. 1, с. 13—17), а также провести проверочное тестирование.        

1.Характерными особенностями положения российского пролетариата в начале XX в. были (возможны несколько вариантов ответа):

а) высокая концентрация рабочих на промышленных предприятиях;

б) низкая продолжительность рабочего дня;

в) продуманная система социальных льгот и гарантий;

г) отсутствие элементарных гражданских прав;

д) «драконовская» система штрафов.                

2.Укажите, какая категория населения являлась основным источником формирования пролетариата в России:

а) крестьяне; б) эмигранты из стран Востока; в) интеллигенция.                 

3.Образуйте из приведенных ниже положений логические пары, связанные между собой как причина и следствие:

а) отсутствие рабочего законодательства;

б) высокая концентрация рабочей силы;

в) слабая техническая оснащенность предприятий;

г) массовое недовольство рабочих.                 

4.Продолжительность рабочего дня для взрослого мужчины на фабриках и заводах России в начале XX в. составляла:

а) 8 часов; б) 10 часов; в) 11,5 часа.                

5.Отвечая отказом на требования рабочих снизить продолжительность рабочего дня, правительство ссылалось на:

а) наличие большого числа выходных дней в году, прежде всего религиозных праздников;

б) низкую производительность труда;

в) сложную международную обстановку.        

6.Главными арендаторами земли в начале XX в. выступали:

а) крестьяне; б) представители буржуазии; в) помещики.

 7.Большинство помещичьих хозяйств к началу XX в. так и не перешло на буржуазные рельсы, потому что:

а) это требовало больших капиталов, а их у помещиков не было;

б) у русских помещиков отсутствовали необходимые психологические установки;

в) в поземельных отношениях сохранялась полуфеодальная эксплуатация крестьян.

План изучения нового материала

      1. Внешняя политика Николая II в первый период его царствования. Гаагская международная конференция. 2. Дальневосточная политика. 3. Русско-японская война.

      1. Первый вопрос учитель излагает, используя в своем рассказе выдержки из ноты МИД России 12 августа 1898 г., помещенные в хрестоматии. Затем он предлагает учащимся выполнить задание 1 из рабочей тетради (вып. 1, с. 33).

      2. Раскрытие проблемы дальневосточной политики России целесообразно начать с повторения материала по новой истории: какие изменения произошли в Японии в результате реформ Мэйдзи; как изменилась внешняя политика Японии в этот период; какую политику проводили европейские государства в Китае; каково было участие России в разделе сфер влияния в Китае. Подводя итог ответам учащихся, учитель поясняет смысл российской дальневосточной политики, рассказывает о существовании в верхних эшелонах власти двух точек зрения на проблему экспансии России в этом регионе, раскрывает суть русско-японских противоречий. В рассказе можно использовать помещенный в хрестоматии отрывок из воспоминаний военного министра А. Н. Куропаткина (1898—1904) о причинах войны с Японией.

      При обсуждении вопроса о степени готовности России и Японии к военному столкновению учитель предлагает прочитать помещенный в хрестоматии документ «Петербург «устал» от войны более, чем армия» и ответить на следующие вопросы: каков был военный потенциал русской армии на Дальнем Востоке? С какими трудностями сталкивалась русская армия? В чем заключались просчеты и ошибки русского командования при оценке японского военного потенциала? Чем можно объяснить тот факт, что Япония была лучше подготовлена к войне?

      3. Учитель предлагает учащимся задание: в ходе изложения нового материала составьте краткий конспект по следующему плану (заранее готовится на доске).

      1. Причины войны.

      2. Характер войны.

      3. Основные события войны.  

      4. Итоги Русско-японской войны.

      В своем рассказе учитель может использовать отрывок из воспоминаний С. Ю. Витте об условиях заключения мирного договора между Россией и Японией, помещенный в учебнике.

      Задание на дом. § 5 и вопросы к нему. Задание 2 в рабочей тетради (вып. 1, с. 34).

Урок по истории России  9 класс.

Тема: Россия в первой мировой войне.

      Цель урока: уяснить, что причинами втягивания России в Мировую войну были нараставшие международные противоречия, которые непосредственно затрагивали интересы России, — это прежде всего проблемы черноморских проливов и традиционной защиты славянских народов на Балканах; раскрыть ход военных действий на Восточном фронте в 1914—1916 гг.; сформировать представление об изменениях, происшедших за этот период в русской армии.

      Основные знания: оформление двух противоборствующих военных блоков; причины Первой мировой войны; цели воюющих сторон; ход военных действий на Восточном фронте в 1914—1916 гг.; итоги двух лет войны.

      Основные понятия: Антанта; Тройственный союз; военные планы; военные операции; Брусиловский прорыв.

      Оборудование урока: карта «Россия в годы Первой мировой войны»; рабочая тетрадь (вып. 1, § 8—9); хрестоматия, таблица.

      Урок начинается с беседы по вопросам домашнего задания. При этом необходимо обратить особое внимание на проверку тех проблем, которые учащиеся должны были изучить самостоятельно: «Развитие кооперативного движения» и «Общественное развитие России в 1912—1914 гг.». Можно предложить следующие вопросы: в чем суть кооперации? Какие формы кооперации были распространены в российской деревне начала века? Почему кооперативное движение получило в это время широкое развитие? Каковы итоги и значение кооперативного движения? Почему, несмотря на то, что по своему составу IV Государственная дума почти не отличалась от III Думы, по своим настроениям она была более оппозиционной?

      Целесообразно организовать взаимопроверку домашних заданий, выполненных в рабочих тетрадях; часть рабочих тетрадей может проверить учитель.

План изучения нового материала

      1. Оформление двух противостоящих военных блоков. Начало Первой мировой войны. 2. Характер войны. Цели и планы воюющих держав. 3. Ход военных действий на Восточном фронте в 1914—1916 гг. 4. Итоги войны.

      1. Учитель излагает первый вопрос, используя материал учебника. В  ходе изложения нового материала учащиеся выполняют задание 3 в рабочей тетради (вып. 1, с. 35).

      2. Второй вопрос также излагается учителем. В ходе изложения нового материала учащиеся выполняют задание 6 в рабочей тетради (вып. 1, с. 38).

      Можно дополнить материал учебника биографической справкой Н. Н. Романова.

      Николай Николаевич Романов (1856—1929) — великий князь, внук императора Николая I. Окончил Николаевское инженерное училище и Академию Генштаба. Участник Русско-турецкой войны. В 1895—1905 гг. — генерал-инспектор кавалерии. В 1905—1914 гг. — командующий войсками гвардии и Петербургским военным округом. С началом войны указом императора назначен Верховным главнокомандующим. Высокого роста, стройный, с тонкими чертами открытого энергичного лица, Николай Николаевич производил весьма внушительное впечатление. Но как военачальник был не вполне подготовлен. Решительный по характеру, он в то же время легко поддавался влиянию близких к нему лиц. Его помощники в Ставке также не имели навыков руководства многомиллионной действующей армией, и поэтому в первые месяцы войны Верховный главнокомандующий принимал решения, не отвечающие реально складывающейся обстановке.

      Успехи русских войск в Галиции и Польше в 1914 г. сделали Николая Николаевича весьма популярным в армии и в широких общественных кругах. Даже неудачи 1915 г. не смогли подорвать его авторитет. Все это раздражало царя и особенно царицу. В конце августа 1915 г. Николай II возложил на себя руководство вооруженными силами, а великого князя отправил на Кавказский фронт.

      3. Рассказ о ходе военных действий в 1914—1916 гг. необходимо сочетать с активной работой с картой. В ходе изложения нового материала учащиеся заполняют таблицу «Основные события Первой мировой войны на Восточном фронте»:Дата        Событие        Итог и значение

      При изложении событий, связанных с Брусиловским прорывом, учитель может использовать следующие документы:

      Из срочной телеграммы главнокомандующего французской армии Ж. Жоффра: «Я просил бы наших русских союзников... перейти в наступление всеми свободными силами, как только климатические условия это позволят, пользуясь отвлечением сил, вызываемым Верденским сражением. Необходимо, следовательно, чтобы подготовка русского наступления продолжалась с крайним напряжением и чтобы она, насколько возможно полно, была закончена ко времени окончания таяния, дабы наступление могло начаться в этот момент».

      Из обращения итальянского командования в Ставку Верховного главнокомандования русских войск: «Единственным средством для предотвращения... опасности является производство сейчас же сильного давления на австрийцев войсками южных русских армий...»

      Из письма офицера Генерального штаба Б. Н. Сергеевского: «Наступление... на Юго-Западном фронте удалось в невиданном размере: проникновение в глубину неприятельского расположения до 90 км, захват 20 000 кв. км территории, до миллиона человек потерь у противника. А через две недели главного удара на севере... не последовало!!! Почему???»

      4. Четвертый вопрос рассматривается путем беседы. Учитель предлагает учащимся прочитать соответствующий раздел § 9.

      В добавление к материалу учебника можно зачитать отрывок из воспоминаний С. Е. Трубецкого: «Качества нашего солдата были и остались прекрасные... Однако в смысле общей подготовки войны наши военные верхи оказались, к несчастью, не на высоте положения... Приходилось считаться с очень тонким мало-мальски образованным слоем русского народа. Благодаря этому либо число наших офицеров запаса было недостаточным, либо культурный уровень их был недостаточно высок... При нашей бедности в кадрах — офицерских и унтер-офицерских — надо было быть особенно бережливыми с ними. Поступали же наоборот. Как безумно расточительно было наше командование в начале войны, когда зачастую запасные унтер-офицеры шли простыми рядовыми!.. В отношении совершенно недостаточной подготовленности в материальной части и всяческого снабжения армии и говорить нечего.

      ...Поражала пестрота нашего командного состава... То встречаешь действительно современного военачальника, то часто очень милых, но совершенно устарелых генералов, годных скорее для помещения в какой-нибудь «ретроспективный музей», чем на командный пост... Крови наше командование не жалело. Причиной этого была, насколько я понимаю, не какая-то «жестокость», а скорее примитивизм стратегических и тактических концепций».

      Затем учитель просит ответить на следующие вопросы: каковы были потери в русской армии? Чем были вызваны столь большие потери? Какие изменения произошли за время войны в офицерском корпусе и какие последствия они имели? Как и почему изменились настроения русских солдат-фронтовиков?

      Задание на дом. § 9 и вопросы к нему. Задания 4, 5, 7 в рабочей тетради (вып. 1, с. 36—38). Творческое задание: написать сочинение-миниатюру «Письмо русского солдата — участника Брусиловского прорыва родным в деревню». Подумайте над вопросом: была ли у России возможность избежать участия в Первой мировой войне? Аргументируйте свою точку зрения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок в 8Б классе (история+математика) «История Московского Кремля от Ю.Долгорукого до Ивана Ⅲ. Решение уравнений и задач с уравнением»

Автономное образовательное учреждение школа №6 г.Долгопрудного    Интегрированный урок в 8Б классе(история+математика)  «История Московского КремляотЮ.Долгорукого до Иван...

Урок Всемирной истории .Разработка урока по истории 8 класс. "Великая Отечественная война в 1812 г." Историческое значение Бородинского сражения .

Разработка урока по истории 8 класс. "Великая Отечественная война в 1812 г." Историческое значение Бородинского сражения ....

Конспект урока по истории. 5 класс. Что такое история? История – наука о прошлом человечества.

Класс 5 Тема: Что такое история? История – наука о прошлом человечества. Цель: дать представление об истории как науке о прошлом человечества. Задачи: Ознакомить учащихся с понятием история, истори...

Открытые уроки по Истории Отечества в 7,8,9 классах специальной (коррекционной) общеобразовательной школе VIII вида. Авторские разработки учителя истории Юрченко Е.Ф. (14 уроков)

Открытые уроки по Истории Отечества в 7, 8, 9 классах специальной (коррекционной) общеобразовательной школе VIII вида....

Конспект урока по истории Класс: 5

Конспект урока по истории  Класс: 5 Тема: Культура Древней Греции эпохи классики. Цели урокаКонспект урока по истории  Класс: 5 Тема: Олимпийские игры в древней Греции Цели урока...

Конспект урока по истории Класс: 11 Тема: «Страны Азии, Африки и Латинской Америки во второй половине XX века»

Конспект урока по историиКласс: 11Тема: «Страны Азии, Африки и Латинской Америки во второй половине XX века»Цель:Образовательная:·         Систематизировать и у...

Технологическая карта урока по истории Класс 5 ТЕМА УРОКА «Возвышение Македонии»

Технологическая карта урока по истории   Класс 5 ТЕМА УРОКА «Возвышение Македонии»...