Пояснительная записка
опыты и эксперименты по истории на тему

Каткова Екатерина Валерьевна

Пояснительная записка к электронной презентации для заочного тура конкурса "Учитель года".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konkursnoe_zadanie.docx86.51 КБ

Предварительный просмотр:

                              Конкурсное задание «Методический семинар».

«Использование метода проектов как продуктивной педагогической технологии на уроках истории, обществознания и внеурочной деятельности».

                              Учитель истории и обществознания МБОУ СОШ № 154         промышленного района г. о. Самара

                                        Каткова Екатерина Валерьевна

Пояснительная записка.

    У каждого человека свой путь в профессию. Кто-то мечтает о ней с детства, кто-то идет в профессию наперекор себе, кому-то хочется иметь профессию по легче, кого-то привлекает возможность быстрого успеха, кого-то большой заработок.

    Так уж случилось, что я с детства хотела быть учителем и моя детская мечта осуществилась. В школе моим любимым предметом стала ИСТОРИЯ и именно с ней я и связала свою педагогическую деятельность. Конечно, профессию УЧИТЕЛЬ невозможно назвать легкой, в ней нельзя добиться быстрого успеха и большого заработка, но это замечательная, уникальная и творческая профессия. Как говорил С. Соловейчик в своей книге «Ватага Семи ветров» - учитель должен быть не только всесторонне развитым и образованным человеком, но и, прежде всего, другом по отношению к детям, их помощником, советчиком, союзником… Не ангел, не душа в футляре, не особого рода существо, будто специально рожденное для поучений, - живой, земной, грешный человек, понятный детям и в достоинствах своих, и в пороках; - распахнутый для детей – вот каким должен быть УЧИТЕЛЬ» (слайд 1).

     В современных условиях модернизации российского образования (ФГОС) изменяются цели и задачи, стоящие перед школой (слайд 2).  Изменилась  роль учителя в образовательном процессе. На смену авторитарному педагогу, требовавшему беспрекословного подчинения и строжайшей дисциплины приходит: учитель-наставник, учитель -старший товарищ, учитель - мудрый собеседник, учитель - мастер, способный научить своего воспитанника универсальным действиям, т.е. таким, когда ребенок может принимать решения не только в рамках заданного учебного предмета, но и в различных жизненных ситуациях. Это очень важно, т.к. от современного выпускника требуется мобильность, общительность, креативность, умение нестандартно мыслить (слайд 3).  Изменился и сам урок, теперь в соответствии с ФГОС нужно усилить мотивацию ребенка к познанию окружающего мира, продемонстрировать ему, что знания, полученные в школе это необходимая подготовка к жизни, ее узнавание, поиск полезной информации и навыки ее применения в реальной жизни (слайды 4-5).

     На вооружении современного учителя большое количество педагогических технологий. Из всего этого многообразия мной был выбран МЕТОД  ПРОЕКТОВ  (слайд 6).  Данная  технология была разработана еще во II половине XIX века Дж. Дьюи, Э. Дьюи, Х. Килпатриком. Так же она использовалась и в нашей стране в 20-е гг. XX века, на основе проектной методики была создана комплексная система обучения, по которой учебные предметы заменялись выполнением практических проектов, однако проектная деятельность была осуждена и не заслуженно забыта (слайд 8).

     Сейчас под методом проектов понимают дидактическую категорию, обозначающую систему приемов и способов овладения определенными практическими и теоретическими знаниями, той или иной деятельностью. Разработано и большое количество видов проектов (слайд 9), конечно использовать их всех на уроках не возможно и поэтому мною были выбраны – прикладной проект, исследовательский, информационный.

     Прикладной проект (слайд 13). Не буду останавливаться на особенностях данного вида проекта, хочется рассказать о примерах. В 5 классе при изучении истории Древнего мира, я с учениками разработала прикладной проект «По следам древних цивилизаций». Цель работы было научиться всему, что когда-то открыли древние люди, попробовать все сделать своими рука. Дети лепили горшки из пластилина, с большим интересом пробовали себя в роли египетского писца, выводили тонкой палочкой по пластилину клинописные значки (слайд14), разрабатывали маршруты финикийских мореплавателей. Пятиклассникам понравилось работать над проектом, и как показала практика лучше усвоили соответствующий материал.

    Исследовательский проект. Одним из примеров исследовательского проекта может служить КРОССЕНС (слайд 15). Любую историческую фигуру или явление можно рассмотреть с нескольких сторон. Можно по0разному рассказать о Петре I или Наполеоне Бонапарде – как о личностях, политиках.  Каждая сторона нужна и важна потому что только в комплексе получается целостность, только на пересечении всех смыслов, появляется новый, как следующая ступень понимания. Кроссенс – отличный способ не только найти связи и смыслы в истории, но и углубить понимание уже известных понятий и явлений.

    Кроссенс (пересечение смыслов) – это ассоциативная цепочка, замкнутая в стандартное поле из 9 квадратов. Изображения расставлены таким образом, что каждая картинка имеет связь с предыдущей и последующей, а центральная объединяет по смыслу сразу несколько.

    Вот пример:  кроссенс  по исторической эпохе (слайд 15). Необходимо определить эпоху и найти связи между картинками. Как правило, ученики правильно называют эпоху Дворцовых переворотов и правителей  по очереди с верхней левой картинки по часовой стрелке – Екатерина I, Петр II, Анна Иоановна, Анна Леонольдовна, Иван VI, Елизавета Петровна, Петр III, Екатерина II. Петр I помещен в середину как способствовавший началу этой эпохи, создавший предпосылки для нее своей политикой и указом. Данный кроссенс является примером первого уровня понимания – буквального восприятия изображения.

     А теперь усложним кроссенс. Перед вами еще один кроссенс на тему «Эпоха дворцовых переворотов». Изображения государственных деятелей заменили на символы, олицетворяющие их черты или черты их правления. Для подсказки прежний кроссенс можно оставить. Данный кроссенс требует второго уровня  - символической трактовки. Итак, снова начинаем с верхнего левого угла: 8 марта – Марта Скавронская ( настоящее имя Екатерины I); охота – любимое занятие Петра II; ледяной дом – самая эксцентричная постройка Анны Иоановны; карта Архангельской области (Холмогоры) – место ссылки и смерти Анны Леопольдовны; орех- Шлиссельбургская крепость (бывший Орешек), место заключения Ивана VI; гардемарины – опора Елизаветы Петровны (в фильме ее эпоха); солдатики – хобби Петра III, прусские порядки и дисциплина в армии; двухглавый орел – герб времен Екатерины II, фавориты братья Орловы. Центр – новая столица Петербурга и окно в Европу, открытое Петром I.

      Применение кроссенса в курсах истории и обществознания имеет множество вариантов. Подобранные в определенной логике образы могут быть использованы на любом этапе урока: на стадии вызова для определения темы, для определения и постановки проблемы, на стадии закрепления материала, как способ групповой организации работы, как творческое задание. Последний кроссенс еще полезнее, чем кроссенс созданный учителем. Он отражает глубину понимания темы учеником, способствует развитию логического и образного мышления, повышает мотивацию. Ученики работают с различной информацией, проявляют не стандартное мышление, развивают воображение и креативность.

     Применение метода проектов во внеурочной деятельности. Конечно, этот проект отличается тем, что проводится полностью, а не элементами как на уроках. На подготовку проекта отводиться 3-6 месяцев, Время работы, как положено, делится на этапы. Ученики сами выбирают тему и форму представления проекта. После того как проект готов к представлению начинается подготовка авторов к публичному выступлению, а это достаточно трудно. В ходе защиты, авторы должны уметь обосновать выбор темы, изложить его содержание, аргументированно  сделать выводы и определить перспективы работы (слайд 16-17).

       Применение проективной методики на уроках истории и в процессе внеурочной работы очень перспективно. Так как позволяет решить ряд важных образовательных задач:

  • Выдвигать темы проектов;
  • Вырабатывать самостоятельный взгляд на решение проблемы;
  • Приобретать знания и умения в процессе планирования и выполнения работы.

Опыт, приобретенный в процессе проектной деятельности, базируется на интересах учащихся. Как показывает практика, возрастает интерес к предмету, а с интересов улучшается успеваемость. В старших классах это доказывают результаты ЕГЭ, в младших, главный показатель то как ученики бегут на урок, как светятся их глаза, как они отвечают на перебой и как уходя говорят -  «СПАСИБО ЗА ИНТЕРЕСНЫЙ УРОК»! (слайд 18)

А Вам уважаемая комиссия – «СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ»!!!