11 кл. История. Дискуссионный материал
методическая разработка по истории (11 класс) по теме

Бочарникова Татьяна Александровна

Материал для организации учебных игр проблемного и дискуссионного характера.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 11_kl._ist._diskussion.mat_.doc36 КБ

Предварительный просмотр:

Дискуссионный материал по курсу «История России»,

11 класс, базовый уровень

(учебник Загладина Н.В., Козленко С.И., Минакова С.Т., Петрова Ю.А.)

(может быть использован для организации интерактивного взаимодействия на уроках истории в различных формах:  дискуссии, дебаты, ролевые игры, проектная деятельность)

Тема:  «Российская империя на рубеже 19 -  20 веков» (п.1-2)

   Существуют две точки зрения на уровень развития России в начале 20 века:

   1. Россия – экономически отсталая полуколониальная страна.

   2. Россия – страна всеобщего процветания и благоденствия.

   Какой точки зрения придерживаетесь вы?

( при работе используется материал учебника, энциклопедия, материал фильма «Россия в начале 20 века» из серии «История России. 20 век.»)

Тема: «Социальный состав Российской империи» (п.1-2) Исследовательская работа в группах: крестьяне, дворяне и помещики, буржуазия, пролетариат, интеллигенция.   Алгоритм:

                  1. Экономический статус.

                  2. Правовой статус.

                  3. Социальная динамика.

                  4. Социальные ожидания.

   Вопрос: почему крестьянство, будучи колоссальной, неудовлетворенной социальной силой, оставалось лишь ведомым в революционных событиях 20 века?

Тема: «Первая русская революция» (п.3-4). Персонификация:

    «Гапон – народный герой или провокатор?»

Тема: «Реформы Столыпина П.А.» (п.6). Персонификация:

    «Столыпин – великий реформатор или великий разрушитель?»

Тема: «Серебряный век русской культуры» (п.7).

     «Судьба русской эмиграции: спасение духовности, бегство или уход от борьбы?»

Тема: «Россия между двумя революциями» (п.8-11).

     «Альтернативы 17 года».

     Круглый стол: «История в лицах».

Тема: «Гражданская война» (п.12-13).

     «Была ли неизбежна победа «красных»?»

     Круглый стол: «История в лицах. Красные командармы против белых генералов».

Тема: «НЭП» (п.14).

     «Каковы были бы перспективы развития России, если бы НЭП сохранилась?»

Тема: «Образование СССР» (п.15).

     «Существует ли взаимосвязь  основ национальной политики, заложенной при образовании СССР, с причинами его распада?»

Тема: «Модернизация экономики и оборонной системы» п.(17).

     «Насколько сопоставимы цели, средства и результат?»

Тема: «Коллективизация» (п.18). 

    «Коллективизация: были ли ей альтернативы в 30-е годы?»

Тема: «Культ личности И.В.Сталина, массовые репрессии и создание централизованной системы управления обществом» (п.19)

   «Сталинский тоталитарный режим: тотальное зло или всеобщее благо?»

   (исторический суд)

Тема: «Культура и искусство СССР в предвоенное десятилетие» (п.20)

     «Социалистический реализм: торжество новых идей или тоталитаризм в духовной сфере?»

Тема: «Международные отношения и внешняя политика СССР  в  предвоенные годы»

           (п.21-22)

     «Мог ли  СССР  присоединиться к Тройственному пакту?»

Тема: «Великая Отечественная война», гл.4. Дискуссионным может стать практически любой фрагмент видеохрестоматии «Вторая мировая. Полная версия». Персонификации:

     «Гении и злодеи. Гитлер и Сталин».

Тема: «Холодная война» (п.28)

     «Холодная война: были ли ей альтернативы?»

     «Холодная война: начало Третьей мировой?»

Тема: «Первые попытки реформ и 20 съезд КПСС» (п.30)

     «Кому нужна была правда о сталинском режиме?»

Тема: «Противоречия политики мирного сосуществования» (п.31)

     «Запад и Восток: история и перспективы взаимоотношений»

Обобщающий урок по гл.5 «СССР в  1945 – 1964 гг.».

    «2 политических портрета: Сталин и Хрущев»  (сравнительный анализ личностей, методов управления и политики)

Тема: «Духовная жизнь в СССР середины 60-х – середины 80-х годов» (п.36)

     «Борьба с инакомыслием в Советском государстве (исторический экскурс)» (проектная работа)

Тема: «Углубление кризисных явлений в СССР» (п.37)

     «Мог бы Ю.В.Андропов стать спасителем советской системы?»

Тема: «Кризис и распад советского общества» (п.42)

     «Был ли неизбежен распад СССР?»

     «Подавление путча ГКЧП: победа демократии или крах союзных надежд?»

Обобщающий урок по гл.7  «Перестройка  и распад советского общества»

     «Возможна ли была перестройка без гласности, а гласность без политики перестройки?»

Тема: «Курсом реформ: социально-экономические аспекты» (п.43)

     «Реформы 90-х: за и против»

Тема: «Политическое развитие РФ в начале 1990-х годов» (п.44)

     «Политический кризис 1993 года: борьба за власть или идейное противостояние?»

Итоговый урок. Круглый стол: «Каким будет ближайшее будущее России? Возможные политические, экономические и социальные  перспективы»  (группы: политологи, социологи, экономисты, граждане)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Трудные и дискуссионные вопросы изучения истории России XX века (11 класс)

Программа курса дополнительного образования «Дискуссионные вопросы в изучении истории XX века» разработана в соответствии с задачами модернизации содержания образования и основными ...

Дискуссионные вопросы изучения истории

Рабочая программа элективного курса "Дискуссионные вопрсы изучения истории"...

Программа по истории "Дискуссионные вопросы в изучении истории 20 века".Элективный курс.

Программа курса разработана в соответствиис задачами модернизации содержания образования.Ее особенность заключается в том ,что она предпологает анализ проблемных, дискуссионных вопросов при изучении и...

программа элективного курса для 11 класса по истории "трудные и дискуссионные вопросы истории "

программа элективоного курса по истории для 11 класса "Трудные и дискуссионные вопросы истории" содержит титульный лист, пояснительную записку, системно-деятельностную основу, календарно-тематическое ...

Статья "Урок истории: отбор материала для онлайн и офлайн уроков""

Статья содержит сравнительный анализ онлайн и офлайн уроков, а также несколько методических приемов разных педагогических технологий в качестве примера для использования...

Фантазия "История одной Матери"

Если когда-нибудь ты встретишь слабую женщину, не смейся над ней, эта женщина всю свою силу отдала таким же как ты.Если где-нибудь ты увидишь некрасивую женщину, не отворачивайся от неё, она пожертвов...