Плотникова О.Г., учитель истории СОШ № 343 Особенности работы с девочками учителя предметника и классного руководителя.
методическая разработка по истории по теме

Плотникова Оксана Григорьевна

Из материалов педсовета: «Проблема учёта гендерных различий в образовании».

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pedsovet.doc48 КБ

Предварительный просмотр:

Плотникова О.Г., учитель истории ГОУ СОШ № 343

Особенности работы с девочками учителя предметника и классного руководителя.

      Проработав несколько лет в девичьих классах, убедившись, что для эффективного преподавания даже в рамках государственных программ необходим отбор материала, актуального для женского менталитета, мною были внесены изменения в содержание программы на допустимые 20%. В программу были включены темы, которые расширяют кругозор девочек и формируют у них представления о главной социальной роли женщин – материнстве. Это особенно актуально, поскольку в сегодняшнем постиндустриальном обществе женщина, в первую очередь, стремится сделать карьеру, достичь таких же высот, как мужчина, нередко на пределе дyxoвных и физических сил, совмещая профессию с ведением домашнего хозяйства. Это приводит к маскулинизации женщины, девальвации традиционно женственных, семейных ценностей (семья, муж, дети и связанные с ними нравственная чистота) и рост ценностей эгоистических и профессиональных, традиционно мужественных (работа, карьера, личный успех, свобода и независимость).

Как учитель - практик, работая много лет в женских классах, я пришла к выводу, что для решения задач, позволяющих полностью раскрыть потенциал конкретной ученицы и облегчить ей восприятие сложного для ее усвоения учебного материала, требуется:

    - создать условия для творческого осмысления материала, положенного в основу

        креативной деятельности; более всего отвечает этому проектный метод;

- вводить поисковые ситуации в урок;

- формировать самостоятельность в поисках решений через отработку алгоритмов и  уверенность в еro использовании;

      - формировать понятия исторического времени и пространства, исходя из особенностей предмета.

Творческая деятельность учениц от класса к классу усложняется, в сочетании

        Различных видов деятельности, с учетом возрастных особенностей, постепенно

формируются  навыки учебного труда.

        Так в 5-6 классах девочки пишут мини-сочинения на исторические темы, главное эмоциональное приятие их девочками. Естественный интерес обычно вызывают темы: « Один день  из жизни гражданина полиса», «Один день из жизни рабыни»; «Где бы ты хотела жить? В Древней Греции или в Древнем Риме»; «Один день из жизни жены феодала, крестьянки горожанки». Такие работы позволяют девочкам выйти за рамки заданного алгоритма, проявить самостоятельность в отборе материала, воспользоваться анализом и  синтезом как методами аргументации, развивает воображение; позволяет девочкам ощущать историческое пространство и время.

       В 7 классе задача усложняется - опыт предыдущего курса позволяет перейти к описанию не только самой исторической личности, но и его окружения. Работы представляются в форме научного доклада по заранее разработанному плану, например «Образ женщин в творчестве художников эпохи Возрождения (Рафаэль Санти, Сандро Боттичелли)», «Женщины на французском престоле (Екатерина Медичи, Мария Медичи Анна Австрийская)», «Мария Черкасская - жена Ивана Грозного». В 13-14 лет у девочек уже достаточно сформированы навыки диалогической, монологической речи  и они в состоянии проводить обобщение, защиту собранного материала, который способствует пониманию ими социальной и исторической значимости извecтныx миру женщин.

         И только в 8 классе я подвожу девочек к проектным работам по самостоятельному обобщению курса: «История России», «Всеобщая история» (XIX век), через групповые формы: обучения, как наиболее продуктивные, именно, для их пола. Девочки получают набор тем для разработки в группах, из них они выбирают те, которые им интересны, (используется фактор эмоционального приятия), например: «Женщины в Великой Французской революции: Шарлoтта Корде, Мария Антуанетта, Жозефина де Боraрне», «Жены  и спутницы декабристов. Долг и любовь», «Дарья Севастопольская. История рождения Красного Креста», так учитывая положительную мотивацию девочек в изучении истории, я пытаюсь решить как воспитательные, так и развивающие цели.

          На выходе в старшую школу ученицы переходит к разработке индивидуальных

        проектов обществоведческого цикла: истории  (всеобщей или отечественной) обществознанию, москвоведенню - имея сумму организационно-коммуникативных навыков и освоенных алгоритмов.

Стремясь облегчить девочкам,  восприятие представлений об историческом времени и пространстве, я практикую работу по выполнению следующих заданий:

- нахождение соответствия правой и левой стороны;

- группировка информации (письменной и графической);

- исключение лишнего (закономерность последовательности и продолжение ряда);

- определение хронологической последовательности;

       -задания на локализацию исторических фактов по карте (покажите на карте и  

       опишите словами географическое положение);

      - творческие образные задания, способствующие развитию пространственного

     мышления (по контурной карте проведите путь из Киева во Францию Анны  

      Ярославовны).

 Таким образом, однородный по полу класс является не однородным по способу осуществления психической деятельности, поэтому при работе в нём необходимо учитывать специфику  функционирования высшей нервной деятельности 1,2,3 групп учащихся, дифференцируя виды деятельности, способы подачи учебного материала и закрепление полученных знаний. На данном этапе я нахожусь в поисках таких форм работы, которые 6ы соответствовали делению класса по нейропсихическим особенностям.

 Взаимодействие учителя и ученика не будет достаточно эффективным без учёта среды, в которой осуществляется формирование личности последнего. Это среда  социума, который сегодня оказывает негативное влияние чаще, чем позитивное, через СМИ, неформальные объединения подростков, молодёжную культуру и систему цeнностей общества потребления. Семья, в силу экономических и социальных проблем, тоже не всегда может быть средой положительно влияющей на ребёнка. Остаётся только школа, вечно ответственная за ребёнка как будущего активного члена общества. Школа может разрушительно влиять на личность ребёнка будучи проекцией самого общества в миниатюре, но может и восполнить то, что ребёнок недополучил в семье, в обществе сверстников, создать культурно-воспитательную среду, построенную на общечеловеческих ценностях.

Элементом такой культурно - воспитательной среды мы для наших школьниц сделали балы - «Осенний», «Рождественский», «Весенний» - как форму погружения в  социально- историческую среду той или иной эпохи. Балы проводятся как в самой школе, так и в стенах Центрального дома офицеров (бывшее Екатерининское училище). При подготовке к историческим балам мы знакомим девочек с особенностями исторического периода, который будет представлен на балу; с традициями поведения, общения, этикета; с историей и деталями костюма, с музыкальным и танцевальным материалом. Всё это позволяет им как бы перенестись в другую эпоху и оторваться от ценностей массовой культуры. Наших воспитанниц охотно приглашают исторические общества, созданные в Москве для взрослых. «Выходы в свет» подтолкнули нас на проведение этих форм работы в параллели, где девочки стали с удовольствием учить мальчиков премудростям усвоенных на исторических балах. Это в корне изменило взаимоотношение полов, пробудило их к уважительному, поддёрнутому романтикой отношению друг к другу, повлияло на объективность оценки молодежной субкультуры.

Воспитательная работа, продолжая образовательные цели по предмету, позволяет расширять интересы девочек и мальчиков, поскольку реализуется в параллели.

На Клубных часах - «Осенняя гостиная», «Вечер памяти С. Есенина», «История создания и существования народных промыслов», «Заочная экскурсия по Лефортoво», «Особенности русского чаепития» - мальчики и девочки чередуются в роли гостей и хозяев, что позволяет дать возможность раскрыться индивидуальности каждого.

Совместные экскурсии: учебные и автобусные; выезды за город - создают благоприятные условия для неформального общения, которое строится на обсуждении культурного наследия, вкусов и предпочтений в области исторического культурного достояния.

Проведение Новогодних праздников дает опыт содержательных форм досуговой деятельности, требуя продолжительной подготовки, отвлекает подростков от бездумного поглощения массовой культуры.

«Педагогическая рефлексия - это критическое осмысление оснований, идей и методов собственной деятельности. Профессионализм педагога во многом определяется его умением познать себя, свой тип восприятия, мышления, эмоций, коммуникаций, свой тип познания. Понимание этого важного момента является составляющей технологической культуры педагога независимо от того, кого и в каких образовательных учреждениях он обучает».

Эти слова доктора наук В.Д.  Еремеевой, я рассматриваю, как критерий своей педагогической деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Современные методики формирования патриотизма и гражданственности в практике работы учителя истории и обществознания. Выступление на МО учителей истории и обществознания.

Воспитание гражданина и патриота – это важная проблема, которая сейчас выдвигается на первый план в нашем обществе. Сегодня перед школой стоит задача становления личности, которая способна ориентирова...

Взаимодействие учителя - предметника и классного руководителя.

Статья содержит рекоендации по выработке стратегии сотрудничества учителя - преметика и классного руководителя....

Циклограмма совместной работы социального педагога с педагогом-психологом, классными руководителями и учителями-предметниками

Документ, помогающий социальному педагогу регламентировать свою ежедневную работу....

Взаимодействие учителя-предметника с классным руководителем в организации учебно-воспитательного процесса.

Для успешного решения задач обучения и воспитания необходимо активное взаимодействие всех участников образовательного процесса, дифференциация, интеграция и координация педагогического труда в едином ...

Программа учителя-предметника и классного руководителя по профилактике неуспеваемости

Программа учителя-предметника и классного руководителя по профилактике детской неуспешности состоит из двух разделов, где содержаться рекомендации по профилактике учебной неуспешности и программа проф...