Дети и подростки в годы Великой Отечественной войны
материал по истории (8 класс) на тему

Хабибуллина Динара Рабисовна
В этой исследовательской работе рассмотрено жизнь подростков и детей в годы Великой Отечественной войны в Чекмагушевском районе  на основе воспоминаний. Их быт, учеба в школе и работа на колхозном поле.  Дети сумели преодолеть многое из того, что часто бывает не под силу и взрослым.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл issledovatelskaya_rabota.docx36.77 КБ

Предварительный просмотр:

                    Министерство образования Республики Башкортостан

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №1 села Чекмагуш

МР Чекмагушевский район Республики Башкортостан

 

Исследовательская работа

 на тему:

«Дети и подростки в годы Великой Отечественной войны. Воспоминания очевидцев».

                                       

                                                                      Выполнила: ученица 6В класса

                                     Хафизова Арина

Научный руководитель: учитель истории

                                       Хабибуллина Д.Р.

Чекмагуш

2013г.

Содержание

Введение

Дети войны. Рассказ очевидцев.

Заключение

Список использованной литературы

Введение.

   Дети войны и веет холодом,

                                                                          Дети войны и пахнет голодом,

                                                                                          Дети войны и дыбом волосы:

                                                                                   На чёлках детских седые полосы.

     Дети войны, так называют  тех, кому на сегодняшний день от 68 до 87 лет.  И дело здесь  не только  в дате рождение. Их воспитала война.  В тот далекий летний день 22 июня 1941 года люди занимались обычными для себя делами. Школьники готовились к выпускному вечеру. Девчонки строили шалаши и играли в "дочки-матери", непоседливые мальчишки скакали верхом на деревянных лошадках, представляя себя красноармейцами. И никто не подозревал, что и приятные хлопоты, и задорные игры, и многие жизни перечеркнет одно страшное слово – война. У целого поколения, рожденного с 1928 по 1945 год, украли детство.  Сегодня нам не понять, что это  такое когда у тебя в один миг отнимают самое важное: безоблачное небо, спокойствие и радость родителей, тишину рассвета.

Актуальность исследования:

Они уже совсем старые и седые, эти мальчишки и девчонки, выросшие и уцелевшие в военное лихолетье Великой Отечественной. И послевоенная пора была у них суровой, а подчас и жестокой. И пока эти люди живы, мы должны узнать от них самих об их судьбах и жизненной дороге. Это нужно нам, которые сейчас живут, благодаря и их труду, самопожертвованию и огромному человеколюбию. Поэтому моя работа актуальна.

Война в жестокой слепоте своей соединяет  несоединимое: дети и кровь, дети и смерть.

Дети беспощадной волей войны оказались в пекле страданий и невзгод, и осилили, вынесли то, что, казалось бы, и взрослому преодолеть не всегда под силу. Война отбирает у мальчиков и девочек детство – настоящее, солнечное, с книгами и тетрадями, смехом, играми и праздниками.

Самой природой, условиями существования рода человеческого детям предназначено жить в мире!

Что помнят они? Что могут рассказать?

    Должны рассказать.

 Потому что и сейчас где-то тоже рвутся бомбы, свистят пули, рассыпаются от снарядов на крошки, пыль дома и горят детские кроватки. Потому что и сегодня хочется кому-то большой войны, вселенской Хиросимы, в атомном огне которой дети испарялись бы, как капли воды, засыхали бы, как страшные цветы.

          Вот поэтому я и хочу поговорить о   детях войны, рассказать о своих исследованиях в этой области. Хотелось больше узнать о военном времени, о людях, внесших свой бесценный вклад в Победу над фашизмом. О людях, которые живут рядом с нами, об их судьбах, о жизни в довоенные и военные годы мы почти ничего не знаем. Этим было продиктовано мое желание узнать от живых свидетелей того времени о жизни народа в годы Великой Отечественной войны, познакомить со своими исследованиями как можно больше людей. В этом заключается практическое значение моей работы.

   Гипотеза:

Чем отличаются жизненные позиции детей сороковых и сегодняшней молодежи. Считаю, что еще не утрачены моральные принципы самоутверждения, умения сопереживать, любить Родину и  трудиться, создавая  что-то новое и необходимое те только себе, но и всем людям. Не все школьники знают об истории жизни старшего поколения в годы войны, их страшном и жестоком детстве, не все понимают что значит жизнь без детской игры, звонкого смеха .

Цель исследования:

Изучить жизнь людей, чье детство пришлось на годы Великой Отечественной войны.

  Объект исследования:

Чекмагушевский  район  в годы Великой Отечественной войны.

Предмет исследования:

Условия жизни детей нашего  района в 1941-47гг.

Хронологические рамки:

Период Отечественной войны с 1941 по 1945 годы,  а также послевоенные 1945-1947гг.

  Задачи работы:

1.Изучить  художественную литературу  о тыле,  периода Великой Отечественной войны;

2. Провести опрос ветеранов  тыла по сущности проблемы;

3.Рассказать о жизни детей в тылу;

В ходе выполнения исследовательской работы была использована следующая методика:

изучение теории вопроса на основе литературных источников

интервьюирование

описательный  метод

метод сравнительного анализа

 Проблема исследования:

     Сравнивая нашу жизнь с жизнью подростков военной поры, я хочу показать, что война – это страшное зло, прошедшее не только по жизням взрослых россиян, но и лишившее детства самых маленьких жителей страны.

  О чем мечтали дети, которых война лишила всего, даже детства? Ведь быть не по годам взрослым – это очень трудно.  К чему в те далекие сороковые стремились мои сверстники и кем хотели стать? Их вовлекли в ненужную и непонятную «взрослую» игру, которая длилась 4 долгих и нескончаемых года. Они, также как и я    , учились в школе, посещали разные кружки, пели, танцевали. Дети любили жизнь, радуясь запаху полевых цветов, шуму дождя и радуясь лучам  утреннего солнца. Ребята еще не знали, какое испытание их ждет. В своей книге «Герои и судьбы» А. Недогонов пишет:  

Мы книги читали о счастье – они их сжигали в огне;

Мы ставили звезды на елках – они на еврейской спине.

Мы ландыши рвали руками – они их срезали ножом,

Стрижей мы ловили силками- они их сбивали ружьем…

Сколько девчонок и мальчишек взяли в плен, увезли в немецкое рабство, угнали в концлагеря… Некоторым повезло, они наравне со взрослыми шли воевать, чтобы защищать свою родину.

Жизнь детей  тылу, была ничуть не лучше. Они терпели голод и холод, теряли родных и близких, работали наравне со взрослыми.            

О Великой Отечественной войне написано очень много: это и  воспоминания фронтовиков,  литературные произведения, и сухие цифры статистки. Созданы прекрасные художественные и документальные фильмы. Но ни что не может сравниться с подлинными воспоминаниями очевидцев тех далеких событий, когда и голос срывается и слезы на глазах. Именно это я увидела, встретившись с нашими ветеранами. На мой взгляд, история судеб детей войны одновременно похожа и не похожа друг на друга, и каждая заслуживает особого внимания.

Дети войны. Воспоминания очевидцев.

22 июня 1941 года нацистская Германия без объявления войны напала на Советский Союз. Вступление СССР в войну потребовало от государства принятия чрезвычайных мер по мобилизации всех сил и ресурсов государства,  коренной перестройки всей жизни страны на военный лад. Развернутая программа перестройки деятельности страны под лозунгом «Все для фронта, все для победы!» была изложена в директиве СНК СССР и ЦК ВКП(Б) партийным и советским организациям прифронтовых областей от 29 июня 1941г. Башкирская АССР с началом войны стала одной из важнейших тыловых баз страны.

Как узнала о войне? От родителей, отца вызвали в сельсовет,  - так начал свой рассказ Рашида Габдулловна  Мамлеева (Зарипова). Она родилась в 1928 году, в д.Новомуртазино, Кушнаренковского района. Отца забрали на фронт в июле 1941г., мама осталась одна с 6 детьми».

 А вот воспоминания  другой жительницы нашего села Фании Файзелгаяновны Арслановой. Родилась она в 1930 году в селе Чекмагуш.  На начало войны ей было уже 11 лет. «Войну мы встретили  не в Чекмагуше, а в городе Аятка Свердловской области. Моего деда репрессировали как кулака, и отец вынужден был уехать из родной деревни. Но когда началась война, решили  вернуться обратно. По дороге у него украли все документы. По законам военного времени его должны были арестовать как дезертира. Тогда глава сельсовета велел ему записаться в трудовую армию и быстрее уехать из деревни. Так мой отец в ноябре 1941 года попал в трудовую армию.  Вскоре он забрал и старшую сестру. Нас осталось шестеро детей».

Война поставила перед колхозным крестьянством важную задачу: обеспечивать бесперебойно Советскую Армию и страну продовольствием, а промышленность – сырьем. От состояния сельского хозяйства в значительной степени зависело прочность и мощность советского тыла. Однако сельское хозяйство  республики, как и страны в целом, столкнулось с большими  трудностями. Количество трудоспособных колхозников по сравнению с довоенным временем уменьшилось на 31 процент.  В условиях войны основная тяжесть труда в деревнях и колхозе легла на плечи женщин, подростков и стариков. Тысячи женщин стали выполнять работы, которые до войны считались мужскими. В условиях войны в Закон об обязательном минимуме трудодней были внесены существенные изменения. Постановлением СНК СССР и ЦК ВКП (б) от 13 апреля 1942 г. «О повышении для колхозников обязательного минимума трудодней» установленный минимум был увеличен почти в полтора раза. Подростки 12-16 лет должны были выработать 50 трудодней.  Во время летних каникул работали в колхозах ученики  общеобразовательных школ.

«Мама и старший брат Ульфат работали в колхозе. Работали за трудодни. Я оставалась дома за старшую. Ну что мы ели? В большой котел клали 1-2ложки, муку, туда  пару картофелин, зелень и все это варилось.  Запивали катыком. Была корова и овцы. Корова и была нашей кормилицей.  Мясо, масло  сдавали государству.  Летом в основном траву жевали: крапива, лебеда. Так что к концу лета  наша кожа приобретала зеленоватый оттенок.  Брат,  который остался старшим среди мужской половины нашей семьи, старался, как мог. По ночам воровал  на колхозном поле колосья ржи, овса, но меня с собой не брал. Боялся за меня: «Если поймают, то я парень, в тюрьме выживу, а тебе нельзя. Тебя сломают».  За воровство  с колхозного поля давали 10 лет. Мама уходила по деревням  обменивала свое приданое на хлеб.  Она была очень сильной и  смелой.  Когда к нам в дом пришли из военкомата, чтобы забрать брата в ФЗУ, она схватилась за топор и пригрозила убить  каждого, кто перешагнёт порог. Как же ей, наверное, было нелегко. И ведь никогда не унывала. По ночам вместе с ней мы вязали варежки и шерстяные носки.  Лошадей не было, их заменяла  корова. С коровами солому возили, и картошку сажали.  Мы сажали три огорода картошки.  Бабушка держала пасеку, нам давала мед», -продолжила свой рассказ Фания апа.

Вот что вспоминает Рашида апа: «Мама работала в колхозе. Была птичницей. Все домашнее хозяйство было на нас со старшим братом.  В колхозе тех, кто работал, кормили супом - похлебкой, но там было разделение. Маму  не кормили, как невестку кулака, она и несколько женщин сидели в стороне, и я бегала к ним, приносила еду.  Часто приходилось воровать зерно с полей. Рядом с нами была деревня Илек, их поля находились прямо за нашими огородами. И мы со старшим братом, ранним утром, бегали на это поле и собирали упавшие колосья. Затем возвращались домой, высушивали эти зерна, раскалывали на огне и мололи на деревянной мельнице. И из него затем готовили суп. Тогда я училась в начальной школе у себя в деревне, после учебы мы работали в колхозе. Летом и осенью в поле. Пололи, убирали снопы. Естественно, помогали маме».

9 января 1943 года было принято постановление «О подготовке трактористов, комбайнеров, механиков и бригадиров тракторных бригад для МТС и совхозов». Туда мобилизовалась молодежь из сельской местности. Одним из комбайнеров стала Музипова  Сария Мазитовна, уроженка  д. Новодюмеево: «На начало войны мне было 15 лет. Отца забрали на фронт,  там он и погиб под Ленинградом. Мы остались  вчетвером с мамой. Я была самая старшая в семье. Осенью 1941 года меня забрали в трудовую армию. В Свердловской области  работала на торфянике. По колено в болоте добывали торф. Нам давали хлеб, но его не хватало. Зато избытком были грибы. С тех пор грибы я не люблю. Так как это было болото, было много ягод. В 1942 году я вернулась обратно в деревню. Меня отправили учиться в Илишевский район на комбайнёра. Что такое работа на тех комбайнах? Это работа с утра  до поздней ночи. Комбайны открытые, стекол для защиты от пыли, нет. Зимой ремонтировали технику в холодных ремонтных мастерских. Запчасти часто не хватало. В 1944 году снова набирали девушек на работы в торфяники. Меня тоже забрали.  Перед отправкой нам дали немного конины. Я очень не хотела уезжать. И  придумала хитрость. Взяла кусок мяса сунула в рот и нос. Когда комиссия нас проверяла, они увидели, что из носа и рта идет  кровь. Меня  отправили домой, сказав, что не долго, осталось жить, так как у меня «кан чире». Я вернулась обратно в свой колхоз и уже до конца войны работала там комбайнером. В 1947 году вышла замуж за фронтовика».

Война наложила тяжелый отпечаток на уровень жизни  населения: ухудшилось питание и трудно стало с одеждой и обувью.

Рашида Габдулловна продолжала вспоминать: «Хлеба конечно не хватало. Сажали картошку. Летом  в основном крапива, лебеда и земляника. Знаешь, какой вкусный суп получался, если все это смешать.

  Из Уфы  к нам в деревню приехал дед, чтобы хоть как то нам помочь. Наверное, благодаря деду мы и не умерли с голоду. В 1932 году моего деда как кулака выгнали из деревни в Пермский край . Через три года он вернулся, но жить в родной деревне ему запретили, и он остался в Уфе.

Через нашу деревню протекала речка Сыйырыш, и дедушка каждый день, ранним утром, спускался к ней ставить мурзу (специальное приспособление для ловли рыбы). Так что рыбы было много, даже давали соседям. У деда была лошадь, дохлая, но благодаря ей мы могла привозить солому для скота. Была корова, было молоко, а масло мы сдавали в налог государству 40 кг в год. Дед  любил охотиться и ставил силки на зайцев. Нечасто, конечно, попадались, но  если попался,  то на несколько недель хватало мяса. А еще у нас были пчелы. Недалеко от речки  ставили бревна, в котором делали дупло, туда заселялись пчелы. Так что мед у нас тоже был. Наверное, благодаря меду и молоке мы тогда и не умерли от страшной болезни «кан чире». Целые семьи косила.

Так как дров не было, а топить надо было.  Из навоза делали  специальные кирпичики, которые потом сжигались в печи. Процесс этот был долгий. Сначала навоз зиму надо держать в одной куче, чтобы он немного высох. Затем весной спускались к речке и его, смешивая с водой, месили. Получалась однородная масса. Эту массу клали в специальные формы и высушивали. После этого их хранили в сухом месте. И это было топливом для печи.

Отец вернулся в  1942 году, инвалидом без руки. После его возвращение жить стало легче. Все-таки мужчина дома. Он часто ездил в Дюртюлинский район,  оттуда привозил хлеб. Отец запрещал мне, своей любимой дочери воровать зерно с полей. Приговаривал: «Если попадешься, то ведь и убить могут».  

В стране вводилась карточная система на товары первой необходимости. В деревнях  товары продавались через сельские магазины при предельном отпуске на человека: хлопчатобумажных и льняных тканей – 6 м, шерстяных – 3 м., обуви – одной пары.  Преимуществом пользовались учителя, врачи, специалисты сельского хозяйства, семьи военнослужащих и эвакуированные.

Амирханова Фануза Миниахметовна, родилась в 1932 году в деревне Чекмагуш.  Ее отец тоже ушел на фронт, и они остались 5 детей вместе с матерью. Мать работала в колхозе, и Фануза апа оставалась старшей в семье.  Одежды  и обуви не было, на ногах лапти.  Лето  проходило в работе на колхозном поле. Осенью за сбор оставшихся колосьев на поле, в пекарне давали  муку. В эту муку добавляли протертый картофель и из него пекли хлеб. Как все сажали картошку, доили корову.  Сейчас, когда она смотрит  на то, как мы выбрасываем одежду, часто говорит: «Эх, вот бы эта красивая одежда попала туда в мое детство. Моей матери приходилось обменивать картошку на одежду. У нас в соседях остановились эвакуированные москвичи, одна из них хорошо жила. Мама давала ей ведро картошки, а они шили нам платья и штаны» .

С первых же дней войны осуществлялась эвакуация людей из западных районов в Башкортостан.    

В деревнях жили эвакуированные из Москвы, Ленинграда и других городов. Например, в д.Старомуртазино жили евреи и казахи. Они жили в опустевших  домах, работали в колхозе, как все, но их положение было намного лучше, чем колхозников.

«По возвращении в деревню, мы узнали, что  в нашем доме поселились  эвакуированные москвичи. Выгнать мы их не могли. Тогда мой старший брат придумал хитрость. Он каждую ночь залезал на крышу дома, и через трубу кричал и пугал москвичей. Скоро они сами ушли. Так мы снова вернулись в свой дом» - рассказывает Фания Файзелгаяновна. Несмотря на войну, дети продолжали учиться в школе.  «Конечно, мы и учились. Сначала в начальной школе, по улице Советской, в здании бывшей мечети, а потом  уже перешли в первую школу.  Училась  я хорошо, была старательная».

К ней присоединяется ее  младшая сестра Фануза Файзелгаяновна Зарипова (1934 года рождения).  «В школе нам учительница давала немного хлеба. Я этот хлеб берегла и приносила домой, отдавала братьям Мидхату и Риму. Они были маленькими. В 1942 году мама меня отправила к бабушке в Каргалы. Она осталась одна, дядю забрали на фронт. Работала по дому, в колхозе после школы. В 1945 году вернулась домой».  Условия работы школы в годы войны были крайне тяжелыми. Значительная часть учителей мужчин  ушла на фронт.  Занятия школьников приходилось проводить  в две-три смены, зачастую в малоприспособленных помещениях, при острой нехватке учебного оборудования, учебников и письменной принадлежности. Но было организовано дополнительное питание для детей в школе: давали по 50 г хлеба и 10г сахара к чаю каждый день на каждого ученика.

В 1944г. в республике вспыхнула эпидемия септической ангины. В народе она получила название «кан чире», так как сопровождалось кровохарканием.  Эта болезнь появлялась обычно весной.  Зимой под снегом остаются неубранные колосья ржи или овса. Весной люди их собирали, а затем ели.  Погибали целые семьи. Люди боялись и обычно хоронили в общих могилах. Многих спасало только наличие молочной продукции в семье.

Когда я слушала их рассказы, меня поражала даже не стойкость, ибо это можно было ожидать.  А та бесконечная любовь к своим близким, родным, та дружба и взаимовыручка, какую не часто встретишь сегодня. Как они пытались защитить друг друга, помочь и поддержать. Как они делились своим последним куском хлебом с теми, кто в этом нуждался больше всего. В этом и была их сила: в единстве и человеколюбии, дружбе и взаимовыручке.

Заключение.

Память – наша история. Каким будет взгляд на неё ребёнка, таким будет наш завтрашний день. Стерев прошлое, мы стираем будущее. Каждый человек хранит в памяти какой-то момент своей жизни, который кажется ему вторым рождением, переломом во всей дальнейшей судьбе. С этими воспоминаниями всегда связаны открытия в самом себе и других людях. Война живёт в душе переживших её такими воспоминаниями, и они никогда не смогут забыть её, как не смогут забыть, что родились когда-то.

По-моему, помнить историю своего народа нужно не только потому, что память сохраняет человеческое достоинство, но и чтобы видеть смысл своей жизни, чтобы не быть одиноким и беспомощным. Поэтому войну будут помнить, писать о ней, как стремились сохранить в летописях наши предки все детали древней истории, это необходимо человеку, чтобы оправдать своё существование на земле. Память истории – это самоутверждение человека, поэтому и через сто лет школьники с гордостью и волнением будут писать о своём прадеде, который был фронтовиком. Великая Отечественная война не должна быть забыта не только для того, чтобы не случилось более страшного, но и чтобы люди помнили, что человек способен на многое, и никогда не теряли бы веру в себя…

Сейчас мало кто придаёт значение такому факту, как  лишение детства детей, родившихся до войны. Теперь  они уже глубокие старики. Война узурпировала их детский быт. Росли они, не зная каждодневной ласки родителей. Их мамы постоянно находились  на работе и не имели возможности встречаться с ними ежедневно. Младших детей опекали старшие. Ни о какой радости в те годы и говорить не приходилось. Их детство сопровождалось слезами матерей по погибшим на фронтах войны отцов да щемящим душу переживаниям: как будем дальше жить, чем кормиться, как содержать корову-кормилицу, как учить и во что одевать детей.

Все, что вынесло поколение людей военных лет – это подвиг, самопожертвование во имя Победы правого дела отечественной войны советского народа. Все – от стариков, женщин, подростков до детей военных лет – стяжали себе право называться ветеранами войны. Старшие ковали победу на трудовом фронте, дети пожертвовали своим детством,  а с ним и материнскими ласками и уютом домашнего очага во имя разгрома фашистской Германии.

    Людям, чье детство украла война, до сих пор снится то страшное время. Дети войны – самые обыкновенные мальчишки и девчонки. Пришел час – они показали, каким огромным может стать маленькое детское сердце, когда в нем есть любовь к Родине и ненависть к ее врагам. Их повзрослевшее детство наполнено тяжелыми испытаниями, такими, что придумай их даже очень талантливый писатель, в них трудно было бы даже поверить. Но это было, было в истории нашей страны.

     Мне в своей работе хотелось, как можно больше узнать о детях войны, о том, что пришлось пережить в годы войны нашим прабабушкам и прадедушкам, бабушкам и дедушкам, многие из которых были в то время еще детьми. В основу своей  работы  я положила  воспоминания старожилов нашего села. Некоторые факты потрясли меня. Этого не прочитаешь ни в одной книге, не увидишь ни в одном кинофильме.

Несмотря на никакие трудности, ветераны живут. Они для нас являются образцами настоящих сыновей и дочерей нашей Родины.

        В наследство от героев нам досталось неимоверное богатство: мирное небо, радостный детский смех, лучезарные улыбки женщин. В ответ нам необходимо сохранить память и признательность тем, кто сохранил нам нашу историю, наш народ, нашу страну. Ведь тот, кто не помнит своего героического прошлого, не имеет и будущего. А война живет в памяти народа. Это не должно повториться, но и забывать об этом нельзя.

Мы живем в непростое время. И все-таки в душе каждого из нас теплится идеал будущего общества, к которому всегда стремилось человечество — общества гуманного, в котором основными законами будут человеколюбие, доброта, взаимопонимание.        

… Прошла война, прошла страда,

Но боль взвывает к людям:

Давайте, люди, никогда

Об этом не забудем…»                                                                                                                                                                                                                А. Твардовский

Список использованной литературы:

Ахмадиев Т.Х. Башкирская АССР в годы Великой Отечественной войны 1941-1945гг. – Уфа: Башкирское книжное издательство, 1984г.

Документы мужества и героизма. Башкирская АССР в годы Великой Отечественной войны. –Уфа: Башкирское книжное издательство, 1980г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок по курсу «История Владимирского края» в 9 классе. Тема: « Дети села Урванова в годы Великой Отечественной войны»

Открытый урок по теме:"Дети села Урванова в годы Великой Отечественной войны».Пока еще живо поколение людей, переживших войну в детском возрасте и готовых об этом рассказать, мы просто не имеем п...

Советский тыл в годы Великой отечественной войны. Наш край в годы Великой Отечественной войны

Данный материал был составлен к уроку истории в 9 классе "Советский тыл в годы Великой Отечественной войны"...

Социальный проект «Над памятью время не властно.Узловая в годы Великой Отечественной войны», посвященный 70-летию Победы в Великой отечественной войне 1941-1945 г.г.

1.Привлечь внимание общественности и органов местного управления к проблемам патриотического воспитания школьников. 2.Освоение и наследование учащими ценностей родного Отечества в процессе взаимо...

А.Т.Твардовский. «Рассказ танкиста». Патриотические подвиги детей в годы Великой Отечественной войны. Обучение анализу лирического произведения.

Устный журнал.А.Т.Твардовский. «Рассказ танкиста». Патриотические подвиги детей в годы Великой Отечественной войны.Обучение анализу лирического произведения.  Цели: 1) Учить анал...

Буклет "Дети Кубани в годы Великой Отечественной Войны"

В период временной оккупации Кубани гитлеровские захватчики встретили массовое сопротивление всего населения, вылившееся в широкий размах партизанской и подпольной борьбы. И в этой борьбе сумели найти...

«Борисоглебск в годы Великой Отечественной войны» Час Мужества к 75-летию Победы в Великой Отечественной войне (методическая разработка)

Методическая  разработка содержит  малоизвестный  материал о городе Борисоглебске и борисоглебцах в годы Великой Отечественной войны. И хотя в самом городе Борисоглебске боевых действий...

«Дети полка. Неизвестные истории подростков, совершивших подвиги в годы Великой Отечественной войны»

В презентации подобран материал о детях войны. Обездоленных, потерявших родных, изголодавшихся, их находили советские солдаты в разрушенных городах и сёлах. Отогревали у походных кухонь, кормили фронт...