История Донского края
рабочая программа по истории (6 класс) на тему

Мысливцева Елена Григорьевна

Рабочая программа по Истории Донского края в 6 классе. Составлена на основе учебника Веряскиной., с учетом 1 часа в неделю, всего-35 часов

Скачать:


Предварительный просмотр:

Пояснительная записка.

Рабочая программа по истории Донского края для обучающихся 6 общеобразовательного класса расчитана на 1 час в неделю, 35 часов  в год.

Разработана к учебнику: О.Г.Веряскина. История Донского края (с древнейших времен до конца 16в.) – Ростов н/д «Донской издательский дом».2013г.

   Рабочая программа составлена на основе авторской  программы О.Г. Веряскиной по истории Донского края 5-6 класс для образовательных учреждений  под редакцией О.Г.Веряскиной. – Ростов н/д «Донской издательский дом».2005г.  

Учебно-методический комплекс

УМК учителя:

1.Учебник: О.Г.Веряскина. История Донского края (с древнейших времен до конца 16в.) – Ростов н/д «Донской издательский дом».2013г.

2.О.Г.Веряскина История Донского края (с древнейших времен до конца 16в.) Поурочные разработки–. Ростов н/д «Донской издательский дом».2005г.

 УМК обучающихся:

1.Учебник: О.Г.Веряскина. История Донского края (с древнейших времен до конца 16в.) – Ростов н/д «Донской издательский дом».2013г.

Цель курса: дать школьникам знания о далёком прошлом жителей донского края, которые послужат одной из основ их общей образованности.

Задачи  курса:

- формирование представлений о древней и средневековой истории края как части общемировых  процессов;

- целостное и яркое описание истории региона с особым вниманием к культурной жизни населявших его народов;

- характеристика выдающихся  земляков;

- раскрытие значения культурного наследия народов Дона для современности;

- воспитание патриотизма.

     Особенностью данной рабочей программы является то, что    рабочая программа « История Донского края с древнейших времен до конца 16 века» разработана на основе регионального компонента государственного стандарта общего образования по истории (История Донского края). В основу курса положен комплексный подход в изложении истории Донского края.  В программе и учебнике представлена проблематика: «Наш край глазами древнегреческих, арабских и европейских авторов», «Человек в истории», « Культурно- историческое достояние края».

 Курс истории Донского края синхронизируется с базовым курсом истории. На изучение курса отводиться 35 часов, из расчета -1 час в неделю.

Ключевые умения:

  • Уметь в связной морфологической форме пересказать текст учебника, воспроизвести информацию, содержавшуюся в устном изложении учителя,
  • раскрыть содержание иллюстрации;
  • Уметь сравнивать историческое явление в различных странах, выделяя сходство и различие;
  • Уметь давать самостоятельную оценку историческим явлениям, событиям и личностям, высказывая при этом собственные суждения;
  • Уметь спорить и отстаивать свои взгляды
  • Уметь анализировать исторический источник;
  • Уметь оперировать историческими датами;
  • Уметь читать историческую карту, определять местоположение историко-географических объектов.

Владеть компетенциями:

  • Информационно-поисковой.
  • Учебно-познавательной.
  • Коммуникативной.
  • Рефлексивной.
  • Смыслопоисковой.

Для практической направленности осуществления программы предусмотрены виды деятельности обучающихся: работа с исторической и контурной картой, составление и решение кроссвордов и исторических задач, подготовка презентации учениками продвинутого уровня, изготовление аппликаций, макетов.

Критерии оценивания различных видов работ.

Оценка «Пять» - материал усвоен в полном объёме, изложен логично, без существенных ошибок, не требуется дополнительных вопросов, выводы опираются на теоретические знания, доказательны; применяются умения, необходимые для ответа; речь хорошая. Такая же оценка ставится за краткий точный ответ на особенно сложные вопросы или за подробное исправление и дополнение другого ученика; «Четыре» - в усвоении материала допущены незначительные пробелы и ошибки, изложение, недостаточно систематизированное и последовательное, выводы доказательны, но содержат отдельные неточности, применяются не все требуемые теоретические знания и умения; «Три» - в усвоении материала имеются существенные пробелы, изложение недостаточно самостоятельное, не систематизированное, содержит существенные ошибки; в том числе в выводах, аргументация слабая, умения не проявлены, речь бедная; «Два» - главное содержание не раскрыто.

 Уроки проводятся с применением на этапе внедрения личностно – ориентированной технологии. Цели технологии: заложить в ребенке механизмы самореализации, саморазвития, адаптации, саморегуляции, самозащиты, самовоспитания, необходимые для становления самобытного личностного  образа  и диалогического воздействия с людьми, природой, культурой, цивилизацией.

 Основные методы  работы на уроке: объяснительно – иллюстративный, репродуктивный, частично-поисковый.

Формы организации деятельности учащихся: индивидуальная работа, групповая, фронтальная.

Ожидаемые результаты:

Создание условий для проявления и развития индивидуальности, самобытности и уникальности учащихся.

 Ориентация на формирование учебной деятельности школьников, а  не передачу учебной информации.

 Ориентация на развитие внутренних мотивов учения, стимулирование и становление собственного (личностного) смысла учения.

Организация развивающего пространства, ориентация на развитие познавательных (интеллектуальных) способностей.

Формирование эмоционально – ценностного отношения к миру, познанию, окружающим, себе.

НОРМАТИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ,

ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ РЕАЛИЗАЦИЮ ПРОГРАММЫ

Нормативные документы

1

Закон «Об образовании в Российской Федерации»

2

Областной закон «Об образовании в Ростовской области»

3

Государственный образовательный стандарт. Федеральный компонент Региональный компонент.

4

Требования к уровню подготовки выпускников основной школы.

5

Обязательный минимум содержания исторического образования.

6

авторская  программа О.Г. Веряскиной по истории Донского края 5-6 класс для образовательных учреждений  под редакцией О.Г.Веряскиной. – Ростов н/д «Донской издательский дом».2005г

СТРУКТУРА КУРСА

Модуль (глава)

Примерное количество часов (по плану/по факту)

1

Хазары

4

2

Дон в X-XIIвв

8

3

Тана. Азов

8

4

Донское казачество на заре своей истории

15/14

итого

35/34

ИНФРМАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКОЕ  ОБЕСПЕЧЕНИЕ

Авторы

Название

Год издания

Издательство

1

История Дона и Северного Кавказа с древнейших времен до 1917 г

2001

Ростовн/Д, РГУ

2

История Дона с древнейших времен до падения крепостного права

1973

Ростовн/Д, РГУ

3

Кияшко В, Косяненко В, Максименко В

Легенда и быль донских курганов

1972

Рост. книж. изд.

Учебно-методическое обеспечение

1. Печатные пособия.

Карты:

----

2.Информационно-коммуникативные средства.

----

3.Электронно-звуковые пособия.

----

4.Технические средства обучения.
Телевизор.

Магнитофон.

Экран проекционный.

5.Учебно-практическое оборудование.

Шкаф для хранения карт.

 6.Специализированная учебная мебель.

Компьютерный стол.

 

               

ПЕРЕЧЕНЬ  ПРОВЕРОЧНЫХ  РАБОТ  ПО МОДУЛЯМ

ТЕМА

1

2

3

4

5

6

7

8

КОМПЛЕКТ  ТЕОРЕТИЧЕСКИХ ВОПРОСОВ  НА  КОНЕЦ  ГОДА

1

Какие науки помогают изучать историю нашего края?

2

Что такое археологический источник?

3

Какие следы древнейшего человека были найдены в нашем крае?

4

О чем может рассказать очажное пятно?

5

Какими орудиями труда пользовался  человек в эпоху палеолита? Из чего они были изготоалены?

6

Каковы были основные занятия человека в эпоху неолита?

7

Что можно рассказать о Ливенцовском поселении?

8

Какую роль играла река Дон в жизни местных племен?

9

Какую территорию занимала Скифская держава?

10

Какую реку греки называли Танаисом?

11

Каковы были главные занятия скифов?

12

Какую ценность представляют находки из курганов «Пять братьев»?

13

Что собой представляет скифский «звериный стиль»?

14

Как называли древние греки Азовское море и реку Дон?

15

С чем новым, неизвестным столкнулись древние греки на новых землях Меотиды?

16

Что собой представляло поселение Кремны?

17

Когда и кем был основан город Танаис?

18

Чем занимались жители Танаиса?

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ  ПЛАН

Тема урока

Элементы обязательного минимума

Требования к уровню подготовки

Формы контроля

Дом

зад.

(стр.)

Дата проведения

план

Факт

Раздел II. Донской край в средневековье (35ч. по плану, по факту -34 часа)

Тема 1. Хазары (4ч.)

1

Дон в IV - VII вв. до н.э.

Хазарский каганат, каган,

 Семендер,

Итиль,

Саркел,

Белая Вежа,

 Ибн-Руст, Святослав,

 Петрона,

 834 год,

965 год.

Основные занятия населения

уметь определять роль кочевых племён в древней истории нашего края;

сравнивать культуру народов проживающих в этот период на Дону; на основе текста и иллюстраций учебника; составлять описание
исторических памятников;

отделять мифические события от исторически достоверных

Групповые формы работы.

05.09

05.09

2

Хазарская  держава

опрос

12.09

12.09

3

Поход князя Святослава

опрос

19.09

19.09

4

Искусство Хозарии

опрос

26.09

26.09

Тема 2. Дон в Х - XII вв. (8ч.)

5

Печенеги. Половцы.

донских степей в X—XII веках;

раскрыть отличительные черты культуры половцев;

показать, что прошлое родного края тесно связано с всеобщей
историей и историей Отечества;

формировать у школьников умение устанавливать внутрикур-совые и межпредметные связи (история России, литература, ИЗО,

МХК);

.

уметь определять роль кочевых племён в древней истории нашего края;

сравнивать культуру народов проживающих в этот период на Дону; на основе текста и иллюстраций учебника; составлять описание
исторических памятников;

характеризовать племена, пришедшие на Дон в эпоху Великого переселения народов.

опрос

03.10

03.10

6

Половецкие каменные «бабы».

опрос

10.10

18.10

7

Половцы и Русь

опрос

17.10

17.10

8

Воинам   Игоревой   рати   -   храбрым русичам.   1185г.   Поэтическая   память народа.

тест

24.11

24.11

9

 Нашествие. Битва на Калке. Поход Батыя.

опрос

07.11

07.11

10

Донской край под властью золотой орды

опрос

14.11

14.11

11

Наш край глазами путешественников XIII - XIV вв. Упадок золотой орды.

опрос

21.11

21.11

12

На поле Куликовом.

тест

28.11

28.11

Тема 4. Тана. Азов (8 ч.)

Тана - торговая фактория (3 ч.)

13

Борьба за торговлю в Приазовье.

Ранние сведения о Taнe.

установить связь с курсом всеобщей истории, актуализировать знания учащихся о средневековой Италии; раскрыть интересы Венеции и Генуи в Северном Причерноморье и Приазовье;

показать значение Таны как крупного торгового центра;

подвести учащихся к пониманию того, что выгоды торговли объединяли представителей разных стран, несмотря на разногласия
и противоречия между ними;

основания Азова и первых сведений о Тане;

уметь соотносить   региональные события с фактами всеобщей и отечественной истории;

опрос

05.12

05.12

14

Яблоко раздора. В средневековой Тане XIV - XV вв.

опрос

12.12

12.12

15

Великий торговый путь в Китай.

тест

19.12

19.12

Азов (5 ч.)

16

Судьба Таны

школьников об Азове — одном
из старинных городов нашего края;

охарактеризовать Азов как крупный центр ремесла и международной торговли в

XIII—XIV веках.;

выявить причины превращения города в турецкую военную крепость и невольничий рынок;

раскрыть значение Алова как важной части историко-культурного наследия края.

основания Азова и первых сведений о Тане;

понимать уникальность Азака (Азова) и Таны как центров
переплетения западноевропейской и

восточной цивилизации

опрос

26.12

26.12

17

Из глубины веков. Азов в XIII - XIV вв.

опрос

16.01

16.01

18

Азов   -   северный   порт   Османской Империи

тест

23.01

23.01

19

Азак - невольничий рынок Тур

опрос

30.01

30.01

20

Хейердал в Азове

опрос

06.02

06.02

Тема 5. Донское казачество на заре своей истории ( 15 ч./14)

Кто такие донские казаки? (9 ч.)

21

Географическое     понятие     «Донская земля» в середине века.

систематизировать знания учащихся о Донском крае,
политическом положении и природных условиях;

рассмотреть причины складывания донского казачества во всей их многофакторности;

создать условия для высказывания учащимися собственных суждений о проблеме происхождения донского казачества.

знать различные теории происхождения донского

казачества;

уметь обосновывать свои суждения, выводы, отстаивать собственную точку зрения по данной проблеме; на примере конкретных личностей; выявлять роль донского
казачества в защите южнорусских границ.

опрос

13.02

13.02

22

Природные условия

тест

20.02

20.02

23

Путешественники донского казачества

опрос

27.02

27.02

24-25

Почему появились на Дону казаки?

опрос

06.03

06.03

26

Первые казачьи городки Низовые и верховые казаки

раскрыть основные понятия урока;

описать основные занятия и промыслы казаков;

показать отличительные черты устройства внутренней жизни войска Донского;

подвести учащихся к выводу о том, что оно имело демократический характер;

продолжить работу над формированием у учащихся умений работать с историческими документами.

знать различные теории происхождения донского казачества;

уметь обосновывать свои суждения, выводы, отстаивать собственную точку зрения по данной проблеме;

на примере конкретных личностей выявлять роль донского
казачества в защите южнорусских границ;
понимать и объяснять демократический характер устройство
Войска Донского

опрос

13.03

13.03

27

Кто и как управлял казачьим войском.

тест

20.03

20.03

28

Занятия и помыслы донских казаков.

тест

03.04

03.04

29

Вопросы к теме в тексте

10.04

10.04

Донское казачество поступает на службу (6ч.)

30

Русское правительство и казаки.

способствовать
пониманию учащимися характера взаимоотношений между Моековским правительством и Войском Донским; на примере конкретных личностей выявить роль донских казаков в войнах Московского царства XVI века; способствовать формированию личностной позиции учащихся в оценке деятельности Ермака Тимофеевича; подвести учащихся к выводу о причинах побед донских казаков, оценке их боевого искусства.

знать различные теории происхождения донского казачества;

уметь обосновывать свои суждения, выводы, отстаивать собственную точку зрения по данной проблеме; на примере конкретных личностей выявлять роль донского
казачества в защите южнорусских границ.

Опрос

17.04

17.04

31

Боевое искусство донских казаков.

Викторина

24.04

24.04

32

Атаман Черкашенин

Рисунок

01.05

08.05

блок

33

Атаман Ермак

        

опрос

08.05

34

Вопросы к разделу

Итоговый тест

15.05

15.05

35

Повторение

22-29.05

22-29.05


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

История Донского края

Данный материал можно использовать для урока истории или классного часа....

Рабочая программа по истории Донского края

Рабочая программа по истории Донского края для 5 класса. Расчитана на 35 учебных часов, 1 час в неделю....

Программа курса « История Донского края в лицах»

Главная  цель курса состоит в ознакомлении  учащихся с жизнью и  деятельностью наиболее выдающихся  деятелей  Дона. Реализация данной цели  даёт возможность  воспиты...

Презентация к уроку обобщающего повторения по курсу "История Донского края". 5 класс.

Презентация к уроку обобщающего повторения по курсу "История Донского края" содержит основные вопросы по истории края в древний период....

Презентация к уроку обобщающего повторения по истории Донского края (6 класс).

Презентация составлена для повторения и обобщения знаний по курсу История Донского края (6 класс)....

Презентация к уроку Истории Донского края "Управление казачьим войском".

Данная презентация составлена  к уроку Истории Донского края (7класс)  "Управление казачьим войском"....

Тестовая работа по курсу "История Донского края в древности" (5 класс).

Тестовая работа составлена для итоговой проверки знаний учащихся по курсу "История Донского края в древности" (5 класс)....