Разработка урока по теме "Великие реформы 60-70 -х годов XIX века"
план-конспект урока по истории (8 класс) на тему

Каримова Елена Рифовна

 

Великие реформы 60—70-х гг. XIX в. третий урок темы «Эпоха великих реформ».

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_3_reformy_60-70_godov.doc450 КБ

Предварительный просмотр:

Каримова Елена Рифовна,

учитель истории и обществознания

МАОУ СОШ № 5

Тема: «Эпоха великих реформ»

Урок 3. Великие реформы 60—70-х гг. XIX в.

Цели урока:

  • Познакомить учащихся с реформами 60-70 гг., показать их либеральный характер, с одной стороны, и ограниченность, с другой
  • На основе изучения содержания реформ 60—70-х годов подвести учащихся к пониманию того, что эти реформы стали заметным явлением в истории России, несмотря на их непоследовательность, стали шагом на пути приобщении России к общеевропейским процессам.
  • Развивать умения строить аналогии, определять и объяснять понятия, анализировать иллюстративный материал, документы, ставить и разрешать проблемы.

Новые термины: земства, гласные, курия, имущественный ценз, городская дума, всеобщая воинская повинность

Оборудование: АРМ, презентация (портреты Александра  II, Д.А. Милютина, схемы

План урока:

1.  Земская реформа

2.  Городская реформа

3.  Судебная реформа

4.  Военная реформа

5.  Итоги и значение реформ

Ход урока.

Этапы урока

Работа учащихся

Презентация

  1. Оргмомент

II. Проверка домашнего задания

А) Сочинения на тему «Как пошло бы развитие России, если бы победил проект моей группы в 1861г.?» (либеральный, консервативный, радикальный проекты)

Б) Составить предложения с историческими терминами: редакционные комиссии, отрезки, прирезки, Манифест, мировой посредник, гражданские права, личная свобода, «высшая» и «низшая» нормы, перевод на выкуп, капитализация оброка

III. Изучение нового материала

1. Вступительное слово учителя.

Результатом отмены крепостного права стало предоставление личной свободы многомиллионному крестьянству.

Появление огромного числа лично свободных людей изменило социальную структуру общества. Возникла необходимость привести государственный строй

и административное управление в соответствии с новой социальной структурой. Эту задачу были призваны решать земская, городская, судебная, военная и другие реформы 60—70-х годов XIX в., которые явились естественным продолжением отмены крепостного права в России.

2.Самостоятельная работа в группах.

Учитель предлагает учебным подгруппам на основе работы с текстом параграфа подробно охарактеризовать одну из реформ, обратив внимание на поставленные вопросы, и объяснить схему (задание и схемы написаны на карточках)

I группа.    Земская реформа

II группа. Городская реформа

III группа. Судебная реформа

Завершая обсуждение темы, уместно обратить внимание школьников на то, что судебная реформа 1864 г. была серьезным шагом России в сторону гражданского общества,и правового государства и самой последовательной из всех реформ 60—70-х годов XIX в.

IV группа. Военная реформа

V группа.  Реформа образования

В дополнение к тексту учебника можно организовать работу группы учащихся с документами по реформе системы народного образования и обсуждение вопросов к ним.

Подводя итоги обсуждения реформы народного образования, следует указать, что в 60—70-х годах XIX в. произошел поворот в направлении развития и становления женского образования в России.

3. Выступления групп по итогам самостоятельной работы.

Во время выступления групп схемы демонстрируются на экране.

По ходу выступления группы класс  заполняет 2  и  3 колонки таблицы

Вопросы и задания группам.

I группа.    Земская реформа

1.  В каком состоянии находились дворянство, медицинская помощь, народное образование в деревне накануне крестьянской реформы в России?

2.  Почему правительство ввело местное самоуправление?

3.  Для чего учреждалось земское самоуправление?

4.  Назовите земские органы управления.

5.   Как проводились выборы в земские органы управления? Какие сословия и классы участвовали в земских выборах?

6.  Чем занималось земство? Как изменилось с появлением земства соотношение сил русской провинции?

7.  В чем была прогрессивность реформы и в чем ее непоследовательность?

Сформулируйте    основные     группы     российских земств, используя следующий план:

•  сословно-выборный характер земств;

•  органы земств;

•  функции и полномочия земств;

•  роль земств в общественно-политической жизни страны.

•  функции и полномочия земств;

•  роль земств в общественно-политической жизни страны.

II группа. Городская реформа

1.  Каковы основные положения реформы городского самоуправления?

2.    Каковы   были   полномочия   городских   дум   и управ?

3.  Сравните городскую реформу 1870 г. и земскую реформу 1864 г. Что в них общего и в чем различия?

4.  В чем состоит прогрессивность реформы и в чем ее непоследовательность?

III группа. Судебная реформа

1.  Назовите основные положения судебной реформы.

2.  Назовите новые элементы судебной реформы. Какова их роль в развитии гражданского общества в стране?

3.  Как действовал окружной суд с присяжными заседателями? Какова была функция присяжных заседателей?

112

4.  Чем занимался мировой суд?

5.  Чем суд с присяжными заседателями отличался от мирового суда и что у них было общего?

6.  Кто из судебных деятелей и адвокатов пользовался заслуженным авторитетом в российском обществе?

7.  В чем проявилась незавершенность судебной реформы в 1864 г.? Покажите на примере волостного суда.

8.  Какие элементы судопроизводства второй половины XIX в. возвращаются в современную Россию?

IV группа. Военная реформа

1.  Чем были обусловлены военные реформы в России?

2.   Почему рекрутская повинность перестала отвечать потребностям государства?

3.  В чем заключалось основное содержание военной реформы?

4.  В чем проявлялись прогрессивность и непоследовательность военной реформы?

5.   С чьим именем связано проведение военной реформы?

V группа.  Реформа образования

Работа с документом (приложение 1)

Вопросы и задания к документам.                                                                                                              1.  Проанализировать данные документы. В чем заключалась сущность реформы народного образования?

2.  Какие новые типы учебных заведений появились? Сравните учебные предметы второй половины XIX в. с современными учебными курсами. Как вы считаете, нужно ли сейчас изучать Закон Божий и древние языки?

 По ходу выступления группы класс  заполняет 2 и 3 колонки таблицы

Реформы

содержание

значение

Земская

Городская

Военная

Судебная

Образования

        IV. Итоги.

Выставление оценок.

Проведенные преобразования имели прогрессивный характер, Россия в определенной степени приблизилась к передовой для того времени европейской социально-политической модели.

Приложение  1

ДОКУМЕНТ 1(для V группы)

Из Положения о начальных народных училищах (14 июля 1864 г.)

«Ст. 1. Начальные народные училища имеют целью утвердить в народе религиозные и нравственные понятия и распространение полезных первоначальных знаний.

Ст. 2. К начальным народным училищам относят: 1). Ведомства Министерства народного просвещения: а) приходские училища в городах, посадах и селах, содержимые за счет местных обществ и частично за счет казны и пожертвований частных лиц, и б) народные училища, учреждаемые и содержимые частными лицами разного звания. 2). Ведомства Министерства государственных имуществ, Внутренних дел, Удельного, Горного: сельские училища разных наименований, содержимые за счет общественных сумм. 3). Ведомства духовного: церковноприходские училища, открываемые православным духовенством в городах, посадах и селах, с пособием и без пособия казны, местных обществ и частных лиц. 4). Все вообще воскресные школы, учреждаемые как правительством, так и обществами городскими и сельскими и частными лицами для образования лиц ремесленного и рабочего сословий обоего пола, не имеющих возможности пользоваться учением ежедневно.

Ст. 3. Предметами учебного курса начальных народных училищ служат: а) Закон Божий (краткий катехизис и Священная история); б) чтение по книгам гражданской и церковной печати; в) письмо; г) первые четыре действия арифметики и д) церковное пение там, где преподавание его будет возможно...

Ст. 6. В училищах могут быть принимаемы дети всех сословий без различия вероисповедания...»

ДОКУМЕНТ 2

Из Устава гимназий и прогимназий (19 ноября 1864 г.)

«§ 1. Гимназии имеют целью доставить воспитывающемуся в них юношеству общее образование и вместе с тем служат приготовительными заведениями для поступления в университет и другие высшие специальные училища.

§ 2. По различию предметов, содействующих общему образованию, и по различию целей гимназического обучения гимназии подразделяются на классические и реальные.

§ 3. В гимназии полагается семь классов с годичным курсом для каждого класса.

§ 4. Гимназии учреждаются в таких городах и местечках, где по численности и потребностям народонаселения они признаны будут нужными. В каждой губернии полагается, по крайней мере, одна гимназия, но по мере потребности в одной губернии и даже в одном городе может быть несколько гимназий.

§ 5. Кроме гимназий там, где представится надобность и возможность, а также в местах, не имеющих гимназий, могут быть учреждаемы прогимназии, состоящие только из 4-х низших классов гимназии и разделяющиеся также на классические и реальные...

§ 8. Гимназии и прогимназии содержатся или за счет правительства, или на счет обществ, сословий и частных лиц...

§ 39. Учебный курс классических гимназий составляют следующие предметы: 1) Закон Божий, 2) русский язык с церковнославянским и словесность, 3) и 4) латинский и греческий языки, 5) математика, 6) и 7) физика и космография, 8) история, 9) география, 10) естественная история (краткое наглядное объяснение трех царств природы), 11) и 12) немецкий и французский языки и 13) чистописание, рисование и черчение.

§ 40. В реальных гимназиях преподаются: а) в одинаковом объеме с классическими: 1) Закон Божий, 2) русский язык с церковнославянским и словесность, 3) история, 4) география, 5) чистописание; б) в большем объеме сравнительно с классическими: 6) математика, 7) естественная история с присоединением к ней химии, 8) и 9) физика и космография, 10) и 11) немецкий и французский языки (обязательно) и 12) рисование и черчение; в) вовсе не преподаются: латинский и греческий языки».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Реформы 60-70 - х годов XIX века

урок истории для 8 класса...

разработка урока по истории по курсу «История России в XIX веке» Тема «Отечественная война 1812 года»

познакомить учащихся с одним из ярчайших  подвигов российского народа, который останется в памяти на века....

Урок-презентация "Великие реформы 60-70-х гг. XIX века"

Отмена крепостного права и последовавшие за ней реформы-переломный этап истории России. В год 150-летия великих реформ эта тема снова становится актуальной. Реформы Александра II доказали, что раскреп...

Разработка урока 6 класс "Реформы Избранной рады"

Разработка содержит задания, которые выполняются детьми на интерактивной доске....

Контроль уровня знаний понятий по §19-24 "Отмена крепостного права. Либеральные реформы 60-70-х годов XIX века. Социально-экономическое положение России. Либералы и консерваторы

Работа составлена на 2 варианта, содержит 5 заданий - как тестовых, так и с открытым вариантом ответа. Работа применительна как текущий контроль знаний учащихся....

Тема урока: "Можно ли считать реформы 60–70-х годов XIX века великими?"

Разработка урока истории. 10 класс. Работа в группах....