Тема урока: "Можно ли считать реформы 60–70-х годов XIX века великими?"
план-конспект урока по истории (10 класс) на тему

Морозова Оксана Владимировна

Разработка урока истории. 10 класс. Работа в группах.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon razrabotka_uroka_reformy_aleksandra2.doc105.5 КБ

Предварительный просмотр:

Открытый урок истории в 10 классе.

Тема урока: "Можно ли считать реформы 60–70-х годов XIX века великими?"

Роль и место темы в курсе: данная тема изучается в течение 3 уроков.

Урок 1: Крестьянская реформа 1861 года.

Урок 2 Либеральные реформы 60-70 х гг.

Урок 3: Социально-экономическое развитие страны

        В ходе изучения темы необходимо разобраться в предпосылках и сути «великих реформ», предпринятых Александром II (1855–1881 гг.) и охвативших три сферы: социально-экономическую (освобождение крестьян и решение аграрного вопроса), политическую (введение местного самоуправления, реформы суда и армии), культурную (университетская, школьная, цензура).

        Изучая собственно либеральные реформы, важно выделить следующие основные моменты: причины реформ, их содержание и осуществление, показать их противоречия и значение для последующего развития страны.

        В заключении следует подчеркнуть, что в «эпоху реформ» осуществлялась модернизация России, проявившаяся в крутом повороте от традиционного аграрного к индустриальному обществу.

Цели урока.

1) Образовательные: сформировать представление у школьников об основных датах, понятиях и личностях, основных процессах и причинно-следственных связях данного периода.

2) Воспитательные: привить детям чувство патриотизма и гордости за своё Отечество,

3) Развивающие: формирование критического мышления.

Ожидаемые результаты обучения. В ходе изучения темы у учащихся:

  • Складывается общее представление о периоде и сущности реформ Александра II, их месте в истории России.
  • Уясняется, что либеральная модернизация общества, проводимая по инициативе самодержавной власти, имеет свои пределы, прежде всего в политической сфере, отсюда противоречивость и непоследовательность в проведении реформ, попытки их консервативной корректировки, что, в свою очередь, вызывало недовольство радикальных слоев общества

Оборудование: мультимедийный проектор, экран.

Парты расставлены так, чтобы учащиеся могли работать в группах (4 группы).

Вид классной доски. Название темы. Основные даты и понятия. Домашнее задание.

Основные даты:

Новый университетский устав – 1863, Земская и судебная реформы – 1864, Реформа школы – 1864, Городская реформа – 1870, Военная реформа – 1874,

Термины и определения:

Земские собрания, Земские управы, Земские гласные, Городские думы, Курии, Состязательность, Гласность, Бессословность, Присяжные заседатели, Мировой суд, Вердикт, Прокурор, Присяжный поверенный, Народные училища, Гимназии и прогимназии, Реальные училища, Всеобщая воинская повинность, Военные гимназии.

Имена: Александр II, А.Ф.Кони, Ф.Н.Плевако, Д.А.Милютин

Межпредметные связи на уроке: обществознание: Суд присяжных, реформа.

Ход урока

1. Фаза вызова осуществляется через вступительное слово учителя и ставится проблемный вопрос (две точки зрения на характер реформ), на который учащиеся отвечают в конце занятий.

Здравствуйте!

Чтобы понять настоящее нужно внимательно вглядеться в наше прошлое.

Сегодня, пожалуй, самое популярное слово в нашей жизни – это реформа. Давайте сформулируем значение этого слова.

Реформа – изменение существующего порядка.

Сегодня в России осуществляется реформирование всех сфер общественной жизни.

Назовите эти реформы: судебная, политическая, образования, военная, местного самоуправления.

Судебная. Существенное расширение сферы судебной юрисдикции, утверждение новых видов судопроизводства — конституционного и арбитражного, расширение демократических принципов правосудия, создание системы правовых гарантий судейской независимости — все это достижения судебной реформы 1991–1995 годов.

Военная. Контрактный принцип комплектования, переоснащение.

Формирование органов местного самоуправления.

Реформа образования.

Все реформы сегодня воспринимаются неоднозначно.

Но это уже было в истории России. И тогда не утихали споры вокруг реформ. Были сторонники и противники. В конечном итоге, сам Александр 2 был убит в 1881г, когда уже был готов проект Лорис-Меликова. Затем начинается эпоха контрреформ Александра 3. (отказ от реформ).

Поэтому, если мы не хотим повторения, мы должны с вами разобраться в сущности реформ, выявить их сильные и слабые стороны и общие последствия для дальнейшего развития страны.

План урока.

  1. причины реформ
  2. характеристика реформ
  3. достоинства и недостатки реформ
  4. последствия

2. Фаза осмысления.

? Назовите основные причины реформ

1. Причины реформ

1. Необходимость привести судебную систему, органы местного самоуправления, образование, финансы, вооруженные силы в соответствие с изменившимися общественными и экономическими условиями.

2. Рост общественного движения, социальных и национальных конфликтов.

3. Учитывались настроения и пожелания либеральных кругов о введении новых судов и местного самоуправления, тем более, что после освобождения крестьян государство своими силами не могло поднять местное хозяйство.

2. Работа в группах.

Каждый учащийся получает карточку с термином для того, чтобы найти свою группу. На 4 партах названия реформ: судебная, военная, земская, реформа образования.

Список терминов.

Земские собрания.                      

Земские гласные                        

Городские думы                          

Земские управы                          

Земская школа                            

Состязательность.                      

Гласность                                    

Присяжные заседатели              

Кассационная жалоба                

Присяжный поверенный            

Народные училища.                  

Гимназии и прогимназии        

Реальные училища                    

Автономия университетов      

Военный округ.                                  

Всеобщая воинская повинность      

Военные гимназии                            

Перевооружение                                

После распределения в группы все учащиеся получают задание.

Ознакомиться с историческими источниками и подготовить выступление по следующим вопросам:

1) Название реформы.

2) Дата проведения

3) Основные положения

4) Достоинства

5) Недостатки

в группах должно произойти распределение вопросов, чтобы каждый участвовал в работе и подготовил выступление. Для ответа ученикам раздаются листы ответа.

Время работы – 15 мин.

Выступления групп.

3. Фаза обобщения и рефлексии.

А) Обсуждение двух точек зрения на эпоху реформ.

Согласны ли Вы  с тем, что реформы Александра II:

А) способствовали превращению России в современное государство с основами гражданского общества;

Б)  проводились в интересах дворянства и, следовательно, не решили основных проблем России?

В результате у учащихся формируется собственная точка зрения по данному вопросу.

Б) Тестирование.

Домашнее задания

  1. Прочесть параграф учебника.
  2. Повторить даты и определения в тетради.
  3. Завершить заполнение таблицы.

Выставление оценок.

Некоторые итоги урока.

Учащиеся знают:

  • Хронологию событий.
  • Основные элементы и противоречия проводимых реформ.

Учащиеся умеют:

  • Выделять главное во внутриполитической ситуации тех лет.
  • Анализировать происходящие события, выявлять причины социально-политических противоречий.

Учащиеся понимают:

  • - что реформы осуществлялись не моментально, а постепенно, готовились в течение нескольких лет.
  • - что проводимые реформы надо рассматривать в целостной системе, увязав их с главной – крестьянской. Именно такое понимание реформ дает основание именовать 60-70 е. гг. XIX в. «эпохой великих реформ».

Приложение 1.

Лист ответа.

Название реформы.

Дата проведения

Основные положения

Достоинства

Недостатки

Приложение 2.

Материалы для работы в группах.

Из «Положения о губернских и уездных земских учреждениях» (1 января 1864 г.)

Ст. 1. Для заведывания делами, относящимися к местным хозяйственным пользам и нуждам, образуются земские учреждения.

Ст. 2. Дела, подлежащие ведению земских учреждений:

1) Заведывание имуществами, капиталами и денежными сборами земства.

2) Устройство и содержание принадлежащих земству зданий и путей сообщения.

3) Меры обеспечения народного продовольствия.

4) Заведывание земскими благотворительными заведениями; способы прекращения нищенства; попечение о построении церквей.

7) Участие в попечении о народном образовании, о народном здравии и о тюрьмах.

11) Назначение, раскладка, взимание и расходование местных сборов.

Ст. 6. Земские учреждения в кругу вверенных им дел самостоятельны.

Ст. 9. Начальник губернии имеет право остановить исполнение всякого постановления земских учреждений, противного тонам или общим государственным пользам.

Ст. 13. Уездные земские учреждения суть: уездное земское собрание и земская управа.

Ст. 23. В избирательном съезде уездных землевладельцев имеют право голоса:

а) лица, владеющие в уезде на праве собственности пространством земли, определенным для этого уезда.

б) лица, владеющие в уезде другим недвижимым имуществом, ценою не ниже 15 000 руб., а также владеющие промышленным хозяйственным заведением не ниже той же капитальной ценности или имеющие годовой оборот производства не менее 6000 руб.

Из Городового положения 16 июня 1870 г.

§ 1. Попечение о распоряжении по городскому хозяйству и благоустройству предоставляется городскому общественному управлению, а надзор за законным его исполнением — губернатору.

§ 2. К предметам ведомства городского общественного управления принадлежат: меры к обеспечению народного продовольствия; об охране народного здравия, попечение об учреждении и развитии местной торговли и промышленности, устройство на счет города благотворительных заведений и больниц. <...>

§ 15. Учреждения городского общественного управления суть: 1) городские избирательные собрания, 2) городская дума и 3) городская управа.

§ 16. Городские избирательные собрания составляются для избрания гласных городской думы через четыре года.

§ 17. Всякий городской обыватель имеет право голоса в избрании гласных при следующих условиях: 1) если он русский подданный; 2) не менее 25 лет от рождения; 3) если он владеет на праве собственности недвижимым имуществом, или содержит торговое или промышленное заведение, или же, прожив в городе в течение 2 лет сряду, уплачивает в пользу города установленный сбор. <...>

§ 31. Выборы производятся закрытою подачею голосов посредством баллотировки шарами.

§ 35. Число гласных из нехристиан не должно превышать одной трети общего числа гласных. <...>

§ 48. Городская дума составляется под председательством городского головы из гласных, избираемых на четыре года. <...>

§ 55. Городской думе предоставляется:

1) назначение выборных должностных лиц и дела общественного устройства;

2) назначение содержания должностным лицам и определение оного;

3) установление, увеличение и уменьшение городских сборов и налогов.

4) сложение недоимок по городским сборам. <...>

§ 72. На городскую, управу возлагается непосредственное заведывание делами городского хозяйства и общественного управления. <...>

§ 99. Должностным лицам городского общественного управления не присвояется прав государственной службы за исключением лишь городского в губернских городах секретаря.


Об учреждении судебных установлений 1864 г.

Ст. 1. Власть судебная принадлежит:

мировым судьям, съездам мировых судей, судебным палатам, Правительствующему Сенату в качестве верховного кассационного суда.

Ст. 2. Судебная власть распространяется на лица всех сословий и на все дела, как гражданские, так и уголовные.

Ст. 6. Для производства следствий по делам о преступлениях и проступкам состоят судебные следователи.

Ст. 7. Для определения в уголовных делах вины или невиновности подсудимых к составу судебных мест присоединяются присяжные заседатели. По делам о государственных преступлениях присяжные заседатели не участвуют вовсе.

Ст. 10. Мировые судьи избираются всеми сословиями в совокупности и утверждаются правительством. Присяжные заседатели назначаются особым установленным для сего порядком. Все прочие должностные лица судебного ведомства определяются правительством.

Ст. 19. В мировые судьи могут быть избраны те из местных жителей, которые:

- во 1-ых, имеют не менее 25 лет отроду;

- во 2-ых, получили образование в высших или средних учебных заведениях, или выдержали соответствующее сему испытание.

- в 3-их, владеют пространством земли, или другим недвижимым имуществом ценою не ниже 15 000 руб., в столицах не менее 6 000, в прочих же городах не менее 3 000 руб.

Ст. 23. Мировые судьи, как почетные, так и участковые, избираются на 3 года.

Ст. 24. Выборы мировых судей производятся на уездных земских собраниях.

Ст. 81. Присяжные заседатели избираются из 3 списков обывателей всех сословий. Списки эти представляются на рассмотрение губернатора. Чтобы быть избранным в присяжные заседатели, надо иметь собственность стоимостью от 200 до 2000 руб.

Ст. 125. При каждом окружном суде и при каждой судебной нате состоит особый прокурор и определенное штатами число товарищей прокурора.

 Ст. 153. Судебные заседания для решения уголовных и гражданских дел происходят публично. Случаи, в которых не должны быть к сим заседаниям допускаемы лица посторонние, определяются в уставах.

Ст. 165. О делах, производившихся в публичных заседаниях судебных мест, дозволяется печать для всеобщего сведения.

Ст. 354. Присяжные поверенные — лица, имеющие аттестат университетов или других высших учебных заведений об окончании курса юридических наук.

Ст. 393. В делах уголовных присяжные поверенные принимают на себя защиту подсудимых.


О реформе народного образования царствование императора Александра II

Из Положения о начальных народных училищах (14 июля 1864 г.)

Ст. I. Начальные народные училища имеют целью утвердить в народе религиозные и нравственные понятия и распространять первоначальные полезные знания.

Ст. 2. К начальным народным училищам относятся:

1) Ведомства Министерства народного просвещения: приходские училища, содержимые на счет местных обществ и частью насчет казны и пожертвований частных лиц; народные училища, учреждаемые и содержимые частными лицами.

2) Ведомства Министерства государственных имуществ, Внутренних дел, Удельного, Горного: сельские училища содержимые на счет общественных сумм.

3) Ведомства духовного церковноприходские училища с пособием и без пособия казны, местных обществ и частных лиц.

4) Все вообще воскресные школы, для образования лиц деленного и рабочего сословий обоего пола, не имеющих возможности пользоваться учением ежедневно.

3. Предметами учебного курса начальных народных училищ служат:

а) Закон Божий (краткий катехизис и священная история);

б) чтение по книгам гражданской и церковной печати;

в) письмо;

г) первые четыре действия арифметики;

д) церковное пение, там где это возможно.

Ст. 4. В начальных народных училищах: преподавание совершается на русском языке. <...>

Ст. 6. В училищах могут быть принимаемы дети всех сословий без различия вероисповедания.

70. Из Устава гимназий и прогимназий (13 ноября 1854 г.)

§ 1. Гимназии имеют целью доставить воспитывающемуся в них юношеству общее образование и вместе с тем служат приготовительными заведениями для поступления в университет и другие высшие специальные заведения.

§ 2. По различию целей гимназического обучения гимназии разделяются на классические и реальные.

§ 3. Семь классов с годичным курсом для каждого класса.

§ 5. Могут быть учреждаемы прогимназии, состоящие только из 4-х низших классов гимназии и разделяющиеся также на классические и реальные. <...>

§ 8. Гимназии и прогимназии содержатся или на счет правительства, или насчет обществ, сословий и частных лиц. <...>

§ 39. Учебный курс классической гимназии составляют следующие предметы:

1) Закон Божий, 2) русский язык с церковно-славянским и словесность, 3) и 4) латинский и греческий языки, 5) математика, 6 и 7) физика и космография, 8) история, 9) география, 10) естественная история, 11 и 12) немецкий и французский языки, 13) чистописание, рисование и черчение.

§ 40. В реальных гимназиях <...> совсем не преподаются латинский и греческий языки. <... >

§ 53. В гимназии и прогимназии обучаются дети (с 10 лет) всех сословий без различия звания и вероисповедания. <...>

§ 59. Все ученики обязаны вносить плату за учение пополугодно вперед.


Из Устава о воинской повинности, января 1874 г.

1. Защита Престола и Отечества есть священная обязанность каждого русского подданного. Мужское население, без различия в состоянии, подлежит воинской повинности.

2. Денежный выкуп от воинской повинности и замена охотником не допускаются.

5. Вооруженные силы государства состоят из постоянных войск и ополчения. Сие последнее созывается лишь в чрезвычайных обстоятельствах. <...>

11. Поступление на службу по призывам решается жребием. Лица, по нумеру вынутого ими жребия не подлежащие призыву в постоянные войска, зачисляются в ополчение.

12. Призывается ежегодно только один возраст населения, которым минуло 20 лет от роду. <...>

17. Общий срок службы в сухопутных войсках 15 лет, из коих 6 лет действительной службы и 9 лет в запасе.

18. Общий срок службы во флоте 10 лет, из коих 7 лет действительной службы и 3 года в запасе.

20. Во время войны обязаны оставаться на службе до тех пор, пока того будет требовать государственная надобность. <...>

24. От призыва на службу из запаса освобождаются лица занимающие должности по государственной гражданской или же общественной службе.

26. Принадлежащие к податным сословиям лица освобождаются во время состояния на действительной службе от всех взимаемых подушно государственных, земских и общественных сборов и от натуральных повинностей. <...>

53. Для лиц, достигших нижеуказанных степеней образований, при отбывании ими воинской повинности устанавливаются сокращенные сроки службы:

1) окончившие университеты и другие учебные заведения 1 разряда: на действительной службе — 6 лет и в запасе — 14,5 лет;

2) окончившие курс шести классов гимназий и реальных училищ или других заведений 2 разряда: на действительной службе — 1,5 года и в запасе — 13,5 лет;

3) окончившие курс учебных заведений 3 разряда: на действительной службе — 3 года и в запасе — 12 лет;

4) имеющие свидетельство о знании курса начальных народных училищ или других заведений 4 разряда: на действительной службе — 4 года и в запасе — 11 лет. <...>

62. Освобождаются от воинской повинности: священнослужители всех христианских вероисповеданий и православные псаломщики, окончившие курс в духовных училищах.

“Можно ли считать реформы 60–70-х годов XIX века великим?”

Сторонники. Современники реформ, живших в ту эпоху наградили их званием великих, за великие дела для России. Судите сами. За 10 с небольшим лет 9 важнейших реформ: крестьянская, земская, судебная, университетская, школьная, городская, военная, цензурная, финансовая. Реформы затронули практически все сферы общественной жизни. Часто говорят, что реформы могли быть много лучше. Первая реформа – это крестьянская. Она освободила от рабства 23 миллиона крестьян, а это значит, она освободила их творческую энергию, дала мощный толчок развитию рыночных отношений, позволила России совершить экономический рывок, крестьяне – рабы стали гражданами России. Благодаря земской реформе в России впервые появилось настоящее земское самоуправление, земства обустраивали свою малую родину и добились впечатляющих успехов: дороги, школы, больницы, построенные в конце XIX века, и сегодня напоминают о деятельности земств. Реальной власти земства не имели, главное значение земств не в этом, а в том, что земства были фундаментом, хозяйственным кирпичиком для строительства российского государства сверху вниз. Работа земств – это не просто никчемные споры по хозяйственным вопросам между гласными из дворян, крестьян, купцов, мещан. Они заканчивались определенным решением, т. е. согласием гласных. Год за годом они учились понимать и уважать позиции друг друга, что постепенно, пусть медленно, но ликвидировало разрыв между классами российского общества.

А самая передовая – судебная. Гласность, публичность, равенство перед законами, независимость судей, состязательность и наконец Суд присяжных – это был шаг к гражданскому обществу. Суды присяжных и адвокаты оправдали много невиновных, что было невозможно и немыслимо в Николаевской России. В России появились блестящие адвокаты – ораторы. Среди них: Арсеньев, Урусов, Плевако, Кони.

Необходимо остановиться на главных достоинствах реформы образования. В России появилось среднее образование. Университеты получили самоуправление, уничтоженное в Николаевскую эпоху. Именно с реформ Александра II можно говорить о начале высшего женского образования. Еще один важный факт. Наша школа открылась именно в эпоху великих преобразований и была названа в честь преобразователя Александра II – Александровской женской гимназией.

Не следует забывать и о военной реформе, в результате которой Россия получила массовую и хорошо вооруженную армию. А отмена телесных наказаний в армии и на флоте? Чем не великое решение. Более ста лет солдат в Российской армии наказывали шпицрутенами. А вот в годы реформ – этому бесчеловечному унижению сказали: “Нет”. Что касается армии, то можно сказать следующее. Именно в результате военной реформы произошло перевооружение армии и флота. Например гладкоствольное оружие заменили нарезным, вместо чугунных пушек появились стальные, вместо парусного флота – паровой. А новые учебные пособия, а новые военные училища. И наконец новый принцип комплектования армии – на основе всеобщей воинской повинности. У России появилась хорошая, боевая, обученная армия плюс героизм солдат и офицеров и грамотное командование. Все это принесло победу в русско – турецкой войне 1877 – 1878 г.

Критики. Никто не оспаривает тот факт, что в России 60–70-х годов не проводились реформы. Но можно ли их назвать великими?. Например Французская революция вошла в историю как великая, потому, что она уничтожила все пережитки мешавшие Франции развиваться.

А что же было в России? Ограничение власти императора, конституция, равные гражданские права населения??? Да ничего не было!

Реформы были поверхностными, они только чуть-чуть подправили опору самодержавной империи, чтобы она вообще не рухнула. Крестьянская реформа сохранила помещичье землевладение, а крестьяне были обложены непосильным выкупом. По словам историка Литвака “Александр II не думал открывать камеры тюрьмы, в которой находилось российское общество, ограничившись только снятием с него наручников”

Не были реализованы все возможности земской реформы. Крестьяне в земствах конечно заседали, но решения принимались дворянами и купцами. Где же столь обещанное сословное равенство. Нужно заметить, что почти 20 губерний вообще не знали, что такое земства, тоже можно сказать и о новой судебной системе. Судебная реформа была несовершенной. Например, для крестьян сохранились волостные суды, чтобы стать судьей нужно было обладать высоким имущественным цензом, что закрывало доступ на эту должность представителям низших классов. А хваленые присяжные заседатели? Среди них не было рабочих и крестьян, т. к. не позволял имущественный ценз. А где же равенство, господа?

А с 70х годов вообще началось наступление на судебную реформу. Так зачем же изменять великое? Что касается армии, то хочется отметить. Да изменения в лучшую сторону были, но господа, Крымская война так опозорила Россию, что всем было понятно, что по одному револьверу на полк – это явно не достаточно. Следует помнить, что с времен Петра I пришло 150 лет, а за 150 лет парусный флот явно устарел. Поэтому время и потребности вынудили Александра II пойти на преобразования в армии.

Что же касается Александра II, то в проведении реформ он и не думал идти до конца, т. к. боялся, что проводимые преобразования приведут к нарушению спокойствия и стабильности. Если бы Александр II завершил реформы созданием представительного законосовещательного учреждения, это и было бы шагом к конституционной монархии. Но царь и не думал идти к такому финишу, т. к. не был либералом по убеждениям и в конечном счете подчинил все реформы интересам самодержавия, отождествляя их с интересами России. Такие реформы вызвали протест радикальной части общества, все закончилось покушением на царя.

Понятно, что в годы правления Александра II в России были проведены великие либеральные реформы, затронувшие все стороны общественной жизни. Благодаря реформам первоначальные навыки управления и общественной работы получили значительные слои российского населения. Реформы закладывали традиции, пусть весьма робкие, гражданского общества и правового государства. Следует отметить, что реформы вышли за пределы обычных измерений, поэтому важно понять, что они дали стране. Они дали мощный толчок развитию России. Россия стала другой. Реформы ускорили экономическое развитие России Историк Эйдельман отмечал “В России сделан пусть первый, но заметный шаг по пути превращения страны в буржуазную монархию. Можно сказать, что тип российской жизни определился на несколько десятилетий.

Часто пишут, что реформы могли быть и лучше. Осмелимся заметить, что за короткий срок было заделано все же немало: так оценивать велит принцип историзма, меряющий события по законам той эпохи, а не по критериям более поздним”

В 60-70 г.г. в России проводились реформы, но широкие слои общества остались к ним равнодушны, так как особого участия в них не принимали. Реформы уничтожили крепостное право, установили новую судебную систему, наладили местное самоуправление, позволили создать новую армию. Но… Не решили главных проблем Не был решен вопрос о цивилизованном отношении власти и общества, об участии народа в решении государственных проблем, а значит не было прочной опоры власти среди населения. Углубление этой пропасти и приведет к трагической гибели Александра II. Такова неизбежная цена за стремления самодержавия провести реформу “сверху”. Монархия российская показала, что к политическим реформам она не готова, и в этом была опасность. Реформы ускорили экономическое развитие России, но политические проблемы остались. И здесь таились серьезные угрозы. К концу 70-х г. современникам казалось вполне очевидным, что Россия больна. Спорили лишь о том, какова болезнь и чем ее лечить??. Да что же происходило? Вроде все шло чередом. Росли города, крестьяне бунтовали, помещики пили чай на верандах, писатели выпускали романы, и все же с Россией творилось что-то не ладное, какая-то язва точила ее. Всю Россию томило разочарование.

Разочарованы были в реформах, разочарованы были обещанным. Появилось много людей уставших жить. Эта усталость – нерешенность главных проблем: крестьяне устали от безземелья, рабочие от бесправия, общество от отсутствия свобод. Эта усталость будет накапливаться и выльется в мощную революцию 1905г, а ведь все проблемы можно было решить в ходе реформ 60–70 г.г., и тогда бы не было наших дебатов, потому, что реформы были бы действительно великими.

Приложение 3.

Тест.

Либеральные реформы.

1. Органами местного самоуправления, созданными в ходе Великих реформ, были:

1) Земские соборы;          2) земства;                3) соседские общины;               4) городские веча.

2. Участок земли, доставшийся крестьянам в результате земельной реформы второй половины XIX века, назывался:

1) наделом;              2) отрубом;                 3) имением;                4) отрезком.

3. К какой реформе относились понятия – уставные грамоты, мировые посредники?

1) к Столыпинской аграрной реформе;                   3) к Военной реформе Александра II;

2) к Крестьянской реформе 1861 г;                          4) к Судебной реформе Александра II.

4. Развитию капитализма в России во второй половине XIX века способствовало:

1) освобождение крестьян от крепостной зависимости;             3) сохранение барщины;

2) введение отработок;                                                                    4) существование крестьянской общины.

5. Военная реформа была проведена в России в:

1) 1837 г.;            2) 1861 г.;               3) 1874 г.;              4) 1881 г.

Самоанализ урока.

Тема урока: "Можно ли считать реформы 60–70-х годов XIX века великими?»

В 10 классе 18 учеников. Успеваемость – 100%, качество – 77 %, средний балл – 4,2. 

Роль и место темы в курсе: данная тема изучается в течение 3 уроков.

Урок 1: Крестьянская реформа 1861 года.

Урок 2 Либеральные реформы 60-70 х гг.

Урок 3: Социально-экономическое развитие страны

        В ходе изучения темы необходимо разобраться в предпосылках и сути «великих реформ», предпринятых Александром II (1855–1881 гг.) и охвативших три сферы: социально-экономическую (освобождение крестьян и решение аграрного вопроса), политическую (введение местного самоуправления, реформы суда и армии), культурную (университетская, школьная, цензура).

        Изучая собственно либеральные реформы, важно выделить следующие основные моменты: причины реформ, их содержание и осуществление, показать их противоречия и значение для последующего развития страны.

        В заключении следует подчеркнуть, что в «эпоху реформ» осуществлялась модернизация России, проявившаяся в крутом повороте от традиционного аграрного к индустриальному обществу.

Цели урока.

1) Образовательные: сформировать представление у школьников об основных датах, понятиях и личностях, основных процессах и причинно-следственных связях данного периода.

2) Воспитательные: привить детям чувство патриотизма и гордости за своё Отечество,

3) Развивающие: формирование критического мышления.

Ожидаемые результаты обучения. В ходе изучения темы у учащихся:

  • Складывается общее представление о периоде и сущности реформ Александра II, их месте в истории России.
  • Уясняется, что либеральная модернизация общества, проводимая по инициативе самодержавной власти, имеет свои пределы, прежде всего в политической сфере, отсюда противоречивость и непоследовательность в проведении реформ, попытки их консервативной корректировки, что, в свою очередь, вызывало недовольство радикальных слоев общества

Оборудование: мультимедийный проектор, экран.

Вид классной доски. Название темы. Основные даты и понятия. Домашнее задание.

Основные даты:

Новый университетский устав – 1863, Земская и судебная реформы – 1864, Реформа школы – 1864, Городская реформа – 1870, Военная реформа – 1874,

Термины и определения:

Земские собрания, Земские управы, Земские гласные, Городские думы, Курии, Состязательность, Гласность, Бессословность, Присяжные заседатели, Мировой суд, Вердикт, Прокурор, Присяжный поверенный, Народные училища, Гимназии и прогимназии, Реальные училища, Всеобщая воинская повинность, Военные гимназии.

Имена: Александр II, А.Ф.Кони, Ф.Н.Плевако, Д.А.Милютин

Межпредметные связи на уроке: обществознание: Суд присяжных, реформа.

Ход урока

1. Фаза вызова осуществляется через вступительное слово учителя и ставится проблемный вопрос (две точки зрения на характер реформ), на который учащиеся отвечают в конце занятий.

2. Фаза осмысления.

а) Причины реформ. Совместное обсуждение и выявление основных причин реформ.

б) Содержание и достоинства и недостатки реформ. Работа с историческими источниками в группах

в) Выступления групп.

г) Фаза обобщения и рефлексии. Учащиеся высказывают собственную точку зрения по поставленной в начале урока проблеме, а также связывают события прошлого и современности, находя общее и отличия.

д) Домашнее задание, объявление оценок.

На уроке использовался проблемный подход, активные и интерактивные стратегии взаимодействия. Формирование рабочих групп осуществлялось через выполнение теста (поиск по термину своей группы), что в свою очередь стало валеологической паузой. Представление двух точек зрения, выбор своей и ее доказательство является наиболее сложным заданием в ЕГЭ. Презентация по данной теме наглядно представила учащимся изучаемый материал. Не удалось провести в конце урока тест по основным вопросам темы. Причина в неправильном распределении рабочего времени – больше времени было отведено на работу в группах. Считаю, что урок прошел хорошо, цели достигнуты.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Реформы 60-70 - х годов XIX века

урок истории для 8 класса...

Презентация по теме "Великие реформы 60-70 годов XIX века"

Презентация по теме "Великие реформы 60-70 годов XIX века" В презентации раскрываются особенности земской, городской, судебной,военной реформ периода правления Александра II....

Разработка урока по теме "Великие реформы 60-70 -х годов XIX века"

Великие реформы 60—70-х гг. XIX в. третий урок темы «Эпоха великих реформ»....

Контроль уровня знаний понятий по §19-24 "Отмена крепостного права. Либеральные реформы 60-70-х годов XIX века. Социально-экономическое положение России. Либералы и консерваторы

Работа составлена на 2 варианта, содержит 5 заданий - как тестовых, так и с открытым вариантом ответа. Работа применительна как текущий контроль знаний учащихся....

презентация к уроку в 5 классе по биологии Тема урока: «Можно ли жить и не дышать?»

презентация к  уроку в 5 классе по биологии   Тема урока:  «Можно ли жить и не дышать?»...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА открытого урока по дисциплине: «ОУД.б.04 История» Тема: « Отмена крепостного права и реформы 60-70 –х годов XIXв.»

В данной методической разработке представлена методика проведения  комбинированного урока     с элементами лабораторной работы, технология проблемного обучения  с элемент...


 

Комментарии

Гармаева Гелена Васильевна

Огромное спасибо за хорошую разработку урока! Очень помогло