Элективный курс « Место и роль женщины в обществе и истории»
методическая разработка по истории (10 класс) на тему

Новикович Татьяна Ивановна

а

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon роль женщины в обществе80 КБ

Предварительный просмотр:

Элективный курс «  Место и роль женщины в обществе и истории»

Актуальность курса. Историю всегда писали мужчины, делать ее предпочитали тоже они. Потому так мало женских имен мы находим в исторических источниках. Но они есть, и если пришли к нам сквозь толщу тысячелетий, значит, достойны, чтобы мы их знали, изучали и делали для себя выводы.

Всесторонний анализ жизни и деятельности женщин, начиная с древнейших времен, позволяет вернуться к истокам процесса вхождения женщины в социум, где и произошло осознание важности и необходимости присутствия женщин в жизни общества. Изучение проблемы взаимоотношений женщины и социума обеспечит понимание значимости активной деятельности женщин в становлении правового государства, а также будет содействовать повышению статуса женщины.

За последние двадцать лет история женщин пережила невероятный бум. Историки не только проанализировали судьбы женщин прошлого и исторический опыт отдельных общностей и социальных групп, но и соотнесли эти индивидуальные и групповые истории женщин с общественными сдвигами в экономике, политике, идеологии, культуре.

Цель курса:  дать представления  учащимся о месте и роли женщины в обществе от древнего до современного. Показать на конкретных примерах повышение статуса женщины   в социуме.  

Воспитать уважение к женщине и понимание того, что равенство полов, не являясь абсолютным, может быть достаточно полным и всесторонним.

«Социальный прогресс и смены периодов совершаются пропорционально прогрессу женщин к свободе, а падение социального  строя совершается пропорционально  уменьшению свободы женщин».   Франсуа Мари Шарль Фурье (1808 г.)

Данный курс носит интегративный характер, рассчитан для старшей профильной школы, т.к. опирается на богатый исторический материал,  знания обществоведческого курса, литературы и мировой художественной культуры.     Курс может быть завершён защитой проектных работ учащихся  по избранной теме курса.

Содержание курса

Раздел 1

Положение  женщин в зарубежных странах.

Тема 1.  Место и роль женщины в традиционном обществе.

Образ   «Матери – Прародительницы» на заре истории человеческой; в древних обществах – образ «Женщины – Супруги». Сравнительная характеристика  воспитания,  положения женщины и её роли,   как в западном, так и в восточном обществах. Влияние религии  на положение женщины в социуме.

Тема 2.  Место и роль  женщины в индустриальном обществе.

Формирование  образа «Женщины – Личности» в  Эпоху Возрождения. Положение женщины в индустриальном обществе.  Женское образование. Феминизм.  Эмансипация.

Тема 3. Место и роль  женщины в информационном обществе.

Растущее влияние женщины на жизнь общества. Женщина - политик, женщина-предприниматель, женщина – учёный. Женщина и семья. Сравнительная характеристика положения женщины в западном и в восточном обществах.

Раздел 2

Положение  женщин в  России.

Тема 1. Положение женщины в  Древней и Средневековой Руси (до XVIII в.)   Повседневная жизнь русской женщины.  Христианство и место женщины в обществе. Правовой    статус русской женщины.   Семья и брак. Свадебные обряды. Домострой.  

Тема 2.  Женщины в России (XVIII-XIX вв.)

Перемены в статусе женщины  как результат социальных процессов и динамических изменений жизненного уклада населения. Женское образование в России. Женщины – правительницы. Женское движение в России. Женское образование. Образ женщины в русской литературе и искусстве.

Тема 3.  Женщины в СССР.  

События двадцатого века отечественной истории способствовали быстрому развитию эмансипации со всеми её последствиями.  Женщины- труженицы. Женщины и война.  Политика советского государства по «женскому вопросу».

Тема 4.  Женщина в современном российском обществе

Правовое положение  российской женщины. Значение женщины в семье и в обществе.   Социальное партнерство, соучастие в решении острых социальных проблем. Женщины и власть. Роль женщины в современной российской истории.

Тема 5. Женщина – начало всех начал. Отношение к женщине - один из важнейших критериев в оценке той или иной цивилизации, ибо дарующая на всем жизнь – Женщина.

Проекты по данному курсу.

  1. Женщины-легенды.  
  2. Женщины в России (в дореволюционной России и  в Советской  России)
  3. Женщины в годы Великой Отечественной войны.
  4. Положение современной женщины (на примере родного города, посёлка).

Тематическое планирование курса.

Тема курса

Формы работы

часы

 

Раздел 1

1

Место и роль женщины в традиционном обществе.

Лекция. Семинар.

2

2

 Место и роль  женщины в индустриальном обществе. 

Лекция. Семинар.

2

3

Место и роль  женщины в информационном обществе.

Лекция. Семинар. Презентация.

2

Раздел 2

1

Положение женщины в  Древней и Средневековой Руси (до XVII в.)  

Лекция. Семинар. Практикум.

3

2

Женщины в России (XVIII-XIX вв.)

Лекция. Семинар. Презентация.

2

3

 Женщины в СССР.  

Лекция. Презентация. Семинар.

3

4

Женщина в современном российском обществе.

  Семинар. Презентация.

2

5

Женщина – начало всех начал

 Круглый стол

1

6

 Итоговые уроки.

Защита проектов

3

Тема «Женщина в Древней Руси»

План

 

  1. Брак и семья. Семейное воспитание.  
  2. Правовое положение женщины в семье и обществе.
  3. Повседневная жизнь русской женщины:
  • крестьянки;
  • горожанки;
  • княгини.
  1. Женское образование.
  2. Служение России: великие женщины древней Руси: княгиня Ольга, Марфа Борецкая.
  3. Образ женщины в древних памятниках литературы и искусства.

Цели урока: 1. Дать представление

  • о неравном положение женщины, её подчинении мужчине в древнерусском обществе;
  • об изменении положения женщины с принятием христианства на Руси;
  • о повседневной жизни женщин – представительниц разных слоёв населения.
  1. Показать на примерах из русской истории, из литературы
  • Женщину-мать,
  • Женщину - любящую супругу;
  • Женщину-правительницу

            3.   Воспитать любовь и уважение к женщине как личности, имеющей равное положение в обществе и   играющую немаловажную роль в истории.

Подготовка  к уроку. Учащимся  предварительно даются  вопросы и задания по данной теме:

  • Повторить тему «Образование Древнерусского государства», «Крещение Руси», «Русская Правда».
  • Подготовить сообщения, возможно презентации: «Княгиня Ольга и деятельность»,

«женская одежда» и др.

Оборудование урока:

  • Карты «Древнерусское государство в IX-XII вв.»; «образование единого централизованного русского государства».
  • Тексты «Повести временных лет», «Русской правды», «Слова о полку Игоревом»
  • Кадры  из фильма «Княгиня Ольга».

1. Вступительное слово учителя.   Кто сколько-нибудь знаком с русской историей X- XV вв. по данным источников или по художественным произведениям, имеет собственное представление о месте и роли в ней женщин. Представления эти в той или иной степени полярны.  

 

Древнерусское общество - типично мужская, патриархальная цивилизация, в которой женщины занимают подчиненное положение и подвергаются постоянному угнетению и притеснению. В Европе трудно найти страну, где даже в XVIII-Х1Х веках избиение жены мужем считалось бы нормальным явлением и сами женщины видели бы в этом доказательство супружеской любви.  
В то же время русские женщины всегда играли заметную роль не только в семейной, но и в политической и культурной жизни Древней Руси. Достаточно вспомнить великую княгиню Ольгу, дочерей Ярослава Мудрого , одна из которых -- Анна прославилась в качестве французской королевы, жену Василия I, великую княгиню Московскую Софью Витовтовну , новгородскую посадницу Марфу Борецкую , возглавившую борьбу Новгорода против Москвы, царевну Софью, целую череду императриц XVIII века, княгиню Дашкову и других. В русских сказках присутствуют не только образы воинственных амазонок, но и беспрецедентный, по европейским стандартам, образ Василисы Премудрой. Европейских путешественников и дипломатов XVIII - начала Х1Х в. удивляла высокая степень самостоятельности русских женщин, то, что они имели право владеть собственностью, распоряжаться имениями и т.д. Французский дипломат Шарль-Франсуа Филибер Массон считает такую "гинекократию" противоестественной, русские женщины напоминают ему амазонок, социальная активность которых, включая любовные отношения, кажется ему вызывающей.

Какими же были современницы  Владимира Святославовича, Ярослава Мудрого, Александра Невского, Ивана Калиты, Дмитрия Донского и, наконец, великого князя всея Руси Ивана III?

 

Русское общество определяло нравственные и общественные права женской личности ветхим и по преимуществу восточным сознанием, что лицо женщины, каково бы ни было ее положение, не есть половина, а есть величина меньшая: что женщина сравнительно с мужчиною есть малолеток, недоросль, член общества несовершеннолетний. Сама женская природа способствовала развитию такого убеждения. В то время по естественным причинам человек везде в своей деятельности должен был завоевывать себе положение и побеждать природу больше силою плеча, чем силою ума. «Богатырство» было исходным началом его жизни, оно же стало и высшим его идеалом. Не могло быть, чтобы рядом с мужественным, сильным и отважным мужчиной, каким он был в первый век нашей истории, стояла женщина слабая или ослабленная нравственно, умственно и даже физически, как это было впоследствии, при господстве других идей и положений жизни. Не могло быть, чтобы женщина, находясь в сфере, где мужественное дело и отвага составляют стихию жизни, не воспитывалась под сильным влиянием этой стихии, чтобы свобода действий, которая сама собой разумеется в представлении о мужественном деле и отваге, не распространялась и на женщину, несмотря даже на физиологические условия ее пола. Вообще языческий идеал присваивает женской личности существо мифическое. Она обладает даром гаданий, чарований, даром пророчества; она знает тайны естества и потому в ее руках по преимуществу хранится врачеванье от болезней, а следовательно, и колдовство, ведовство, заговоры, заклинания. Она в близких связях с мифическими силами; в ее руках и добро, и зло этих сил. Мифический змей становится спутником ее личности. Чары красоты и любви были очень достаточны, чтобы возвысить идеал женщины до мифического существа и вырастить на этой почве целый культ очарований во всяких смыслах. Все это должно было ставить женскую личность в самостоятельное отношение к языческому обществу, давать ей самостоятельное общественное значение. Но помимо вероятных соображений есть весьма положительные свидетельства о том, что идеальный характер русской женщины-язычницы, как он рисуется в эпической народной поэзии, песнях, обрядах, преданиях, вполне соответствовал тогдашней действительности, т.е. что женщина пользовалась самостоятельным положением в обществе, что ее общественная доля уравновешивалась с долею мужчины.

Свобода совещания о браке, свобода выбора свидетельствует вообще, что в языческое время положение женщины было вольнее, независимее, чем в последующие века. В то же время следует отметить, что в домонгольской Руси женщина обладала целым рядом прав. Она могла стать наследницей имущества отца (до выхода замуж). Самые высокие штрафы платились виновными в «пошибании» (изнасиловании) и оскорблении женщин «срамными словами». Рабыня, жившая с господином, как жена, становилась свободной после смерти господина. Появление подобных правовых норм в древнерусском законодательстве свидетельствовало о широкой распространенности подобных случаев. Принятие Христовой веры должно было изменить положение вещей в древней Руси, изменить характер ее жизненной деятельности, характер ее представителей и героев. И умственный, и нравственный образ русского человека начинает мало-помалу изменяться. Святая вера смягчает языческие нравы и обычаи. С того времени  женская личность по самому смыслу закона уже отстранялась от мира-общества, являлась членом не светского, общественного, а домашнего только мира, который вдобавок усиленно и неутомимо строился оп монастырскому идеалу. Церковь налагала многочисленные запреты в отношении поведения женщины в семье и вне дома.

Работаем с о статьями из правовых документов: «устава Ярослава», «Русской правды» Домостроя, в которых определяется подчиненное положение женщины в семье, но в тоже время и закрепляются имущественные её права.

В древнерусских учительных сборниках женщина выступала как воспитательница целомудренности и послушания. По мнению авторов церковных сборников, именно ей подобало «нрав детиный исправливати», «блюсти чад своих». Испокон веков внутри семьи складывались такие человеческие отношения, о которых упоминает «Пчела» XV в.: «Матери боле любят сыны, яко же могут помогати им, а отци дщерь, зане потребуют помощи от отец...» '40 В этом постулате добрых семейных отношений матери отводится равная с отцом роль. Церковные поучения требовали от детей уважения к матери: «...вечно матери своей не забудь, вспомяни, яко тою родил еси»; «...не забывай материя труда, еже о ча-дех печаль и болезнь. Можеши о ней поболети, яко же она о тебе. Тем же страхом раболепным послужи ей» (Прологи XIV—XVвв.). Почтение к матери объявлялось делом «богоугодным» («Пчела» XV в.), а пренебрежение и забвение памяти родителей («пакы насмехался отцю и укоряюще старость материю...») резко осуждалось: «...и возплачется тогда, и господь не услышит его...» 141 Обобщением истин, выработанных вековой народной культурой, являются поучения «Пчелы»: «Какы чести принесешь ты своим родителям, такых и ты чаи от своих детии на старость». Требование: «Аще бо охудеет разумом в старости отец ваш или мати ваша, то не безчествуйте их, не укоряйте» — глубоко гуманно в своей сути.

Заслушиваются и обсуждаются сообщения учащихся о свадебных обрядах, о воспитании мальчиков и девочек в семье, об образовании русских женщин (о грамотности, знании нескольких иностранных языков, о  познаниях в медицине на примере дочерей Ярослава Мудрого, Владимира Мономаха).

Служение России. На примере Ольги  Мудрой, дочерей Ярослава Мудрого, а так же Марфы  Борецкой  показать и обсудить возрастающую роль женщины в управлении государством (рассказ сопровождается презентацией).

 Образ женщины в литературе и искусстве (выступление учителей литературы, изо, а также учащихся). Идет презентация.

Итоговая беседа. Обучающиеся делятся мыслями, выводами и приходят к главному выводу о том, что женщина в древней Руси занимала не последнюю роль в обществе. Женщине отводилась главная роль в воспитании детей; женщина была хранительницей домашнего очага, но и возрастала её социальная роль.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа элективного курса "Место, где я живу".

Программа элективного курса "Место, где  я живу". Региональный компонент....

Программа элективного курса «Право и экономика в жизни общества». для 10-х классов

Содержание данного курса представляет собой комплекс знаний о роли права в условиях рыночной экономики. Актуальность проблем, связанных с изучением основ экономики в школе, обусловлена с радикальными ...

Программа элективного курса "Духовный подвиг русской женщины"

Цель курса: приобщение учащихся к ценностям духовной культуры, формирование нравственных ориентиров, развитие познавательной самостоятельности, развитие лингвистической и коммуникативной компетенций.З...

Элективный курс по обществознанию 10-11 класс "Общество, человек, деятельность"

Элективный курс по обществознанию 10-11 класс "Общество, человек, деятельность"...

Программа элективного курса по химии «Роль химических элементов и неорганических веществ в жизнедеятельности организма»

Данный элективный курс предназначен для обучающихся 9 класса, интересующихся вопросами химии и биологии. Содержание элективного курса имеет интегрированный характер....

Место и роль игровых технологий в преподавании истории

Современный учитель истории должен уметь выбирать те формы и методы организации образовательного процесса, которые помогут школьнику не только усвоить новый материал, но и найти средство для самовыраж...