Из опыта работы по формированию информационной компетентности студентов на уроках обществознании
статья по обществознанию (10 класс) по теме

Архипова Светлана Леонидовна
Из опыта работы по формированию информационной компетентности студентов на уроках обществознании

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Из опыта преподавания192.5 КБ

Предварительный просмотр:

АУ СПО «Чебоксарский техникум технологии питания и коммерции»

Минобразования Чувашии

Педагогические чтения

Тема выступления:

Из опыта работы по  формированию информационной компетентности студентов на уроках обществознании

Автор: Архипова С.Л., преподаватель  истории и обществознания

Январь 2013 год

Содержание

Введение………………………………………………………………………………………….стр. 3

Основная часть. Формирование информационной компетенции студентов техникума.

1. Педагогическая категория «информационная компетентность», ее структура, свойства и функции……………………………………………………………………………………………стр.4

2. Методы формирования информационной компетенции……………………………………..стр.8

3. Примеры формирования  информационной компетенции на уроках обществознания ….стр.10

Заключение……………………………………………………………………………………….стр.17

Список использованной литературы и Интернет-ресурсов…………………………………   стр.21

Введение

Независимо от уровня развития российского общества, формирование высоко компетентных специалистов рассматривается как один из важнейших показателей благополучия государства. Поэтому подготовка профессиональных кадров для различных сфер деятельности имеет первостепенное значение. Идущий полным ходом процесс модернизации образования обеспечил смещение акцентов с традиционной знаниевой парадигмы образования на компетентностный подход, который, не противопоставляясь традиционному знаниевому или точнее «ЗУНовскому» и принимая необходимость усиления его практико-ориентированности, существенно расширяет его содержание собственно личностными составляющими.

Реализация компетентностного подхода в образовании способствует достижению его основной цели – подготовке конкурентоспособного и квалифицированного специалиста надлежащего уровня и профиля, который свободно владеет своей профессией и ориентируется в смежных областях деятельности, готового к постоянному профессиональному росту, социальной и профессиональной мобильности и способного к высокорезультативной работе по специальности.

Современное общество характеризуется стремительным развитием науки и техники, появлением новых информационных технологий, коренным образом преобразующих жизнь людей. Темпы обновления знаний настолько высоки, что на протяжении жизни человеку приходиться неоднократно переучиваться, овладевать новыми профессиями. Непрерывное образование становиться реальностью и необходимостью. Для успешного образования и в первую очередь самообразования, человек должен владеть целым рядом компетенций, ключевой среди которых и является именно информационная компетенция.

Сегодня существует много различных мнений по вопросу классификации и выделения важнейших компетенций. Информационная компетентность не зависимо от авторов и способов классификации всегда выдвигается как одна из наиболее важных. При анализе исследований PISА было установлено, что российские учащиеся не умеют работать с информацией: сопоставлять разрозненные фрагменты, соотносить общее содержание с его конкретизацией, целенаправленно искать недостающую информацию; не владеют навыками целостного, творческого анализа, целеполагания, постановки гипотез.

Таким образом, вместо простой передачи знаний, умений, навыков от преподавателя к студенту, приоритетной целью образования становится развитие способности обучающегося ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения, работать с разными источниками информации, оценивать их и на этой основе формулировать собственное мнение, суждение, оценку - а именно формирование информационной компетентности.

В данной работе раскрывается опыт работы над формированием информационной компетенции студентов техникума на уроках обществознания.

1.Педагогическая категория «информационная компетентность», ее структура, свойства и функции

Рассмотрим основные понятия, которыми будем оперировать в дальнейшем изложении.

Информация (от лат. informatio, разъяснение, изложение, осведомленность) — сведения о лицах, предметах, фактах, явлениях, процессах, событиях реального мира независимо от их представления.(2)

Компете́нция (от лат. competere — соответствовать, подходить) — способность применять знания, умения, успешно действовать на основе практического опыта при решении задач общего рода, также в определенной широкой области (3)

Информационная компетенция — это способность самостоятельно искать, анализировать, отбирать, обрабатывать и передавать необходимую информацию (4)

Компете́нтность - наличие знаний и опыта, необходимых для эффективной деятельности в заданной предметной области (5)

Компетентность – это обобщенная способность к решению жизненных и профессиональных задач в той или иной области (6)

Компетентность также определяется как характеристика, даваемая человеку в результате оценки эффективности, результативности его действий, направленных на разрешение определенного круга значимых для данного сообщества задач, проблем. При этом, знания, навыки, способности, мотивы, ценности и убеждения рассматриваются как возможные составляющие компетентности и сами по себе еще не делают человека компетентным (7)

Информационная компетентность - это интегративное качество личности, являющееся результатом отражения процессов отбора, усвоения, переработки, трансформации и генерирования информации в особый тип предметно-специфических знаний, позволяющее вырабатывать, принимать, прогнозировать и реализовывать оптимальные решения в различных сферах деятельности (14).

Информационная компетентность в современных условиях становится одной из основных, а ее формирование – неотъемлемой частью современного образования.

В понятие информационной компетентности вкладывается комплексное умение самостоятельно искать, отбирать нужную информацию, анализировать, организовывать, представлять, передавать ее; моделировать и проектировать объекты и процессы, реализовывать проекты, в том числе в сфере индивидуальной и групповой человеческой деятельности.

Чем более человек информационно компетентен, тем он нужнее и востребованнее в информационном обществе. Информационная компетентность может приобретаться и совершенствоваться; необходимым условием этого является соответствующее образование. Без использования всех образовательных возможностей, которые предоставляют нам современные информационно-коммуникативные технологии, нельзя подготовить специалиста, квалификация которого соответствовала бы быстро меняющимся реалиям жизни

В бурно развивающемся информационном обществе информационная компетентность, несомненно, одна из наиболее востребованных и необходимых компетентностей. Большое значение здесь приобретает личность специалиста, так как профессиональные требования всегда рассматриваются через призму индивидуальности специалиста, его опыта и особенностей мотивации для повышения своей информационной компетентности.

Термин «информационная компетентность», появился на официальном уровне в 1992 году в проекте Совета Европы «Среднее образование в Европе», где система универсальных знаний, умений, навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности названы «современными ключевыми компетенциями». Что же касается нашей страны, то наиболее пристальное внимание отечественных ученых к проблеме информационной компетентности наблюдается в связи с вхождением России в Болонский процесс (8)

Для повышения уровня своей информационной компетентности человек информационного общества должен прежде всего уметь систематизировать полученную информацию и знания, выделять действительно важное для себя. Ему необходимо ориентироваться в потоках разнообразной информации, выявлять и отбирать известную и новую, оценивать значимую и второстепенную. Иначе он просто утонет в потоке информационного мусора, «спама» или станет жертвой информационного стресса, пытаясь «объять необъятное». Реализация этого навыка невозможна без повышения общего образовательного уровня.

Конечной целью овладения информационной компетентностью является формирование активной самостоятельной, творческой личности, способной к самореализации и самоактуализации.

Информационная компетентность личности и информационная компетентность общества – объекты взаимно развивающиеся, обогащающие друг друга. Следовательно, личностный уровень информационной компетентности зависит от уровня информационной компетентности общества, который, в свою очередь, определяется информационной компетентностью входящих в него субъектов.

В структуре категории "информационная компетентность"  выделяются следующие компоненты: (8)

  • когнитивный: отражает процессы переработки информации на основе микрокогнитивных актов (анализ поступающей информации, формализация, сравнение, обобщение, синтез с имеющимися базами знаний, разработка вариантов использования информации и прогнозирование последствий реализации решения проблемной ситуации, генерирование и прогнозирование использования новой информации и взаимодействие её с имеющимися базами знаний, организация хранения и восстановления информации в долгосрочной памяти);
  • ценностно-мотивационный: заключается в создании условий, которые способствуют вхождению студента в мир ценностей, оказывающих помощь при выборе важных ценностных ориентаций; характеризует степень мотивационных побуждений человека, влияющих на отношение индивидов к работе и к жизни в целом, выделяются четыре доминирующих типа побуждений - к достижениям, принадлежности к группе, обладанию властью, компетентности;
  • технико-технологический: отражает понимание принципов работы, возможностей и ограничений технических устройств, предназначенных для автоматизированного поиска и обработки информации; знание различий автоматизированного и автоматического выполнения информационных процессов; умение классифицировать задачи по типам с последующим решением и выбором определённого технического средства в зависимости от его основных характеристик; включает: понимание сущности технологического подхода к реализации деятельности; знание особенностей средств информационных технологий по поиску, переработке и хранению информации, а также выявлению, созданию и прогнозированию возможных технологических этапов по переработке информационных потоков; технологические навыки и умения работы с информационными потоками (в частности, с помощью средств информационных технологий);
  • коммуникативный: отражает знание, понимание, применение языков (естественных, формальных) и иных видов знаковых систем, технических средств коммуникаций в процессе передачи информации от одного человека к другому с помощью разнообразных форм и способов общения (вербальных, невербальных);
  • рефлексивный: заключается в осознании собственного уровня саморегуляции личности, при котором жизненная функция самосознания заключается в самоуправлении поведением личности, а также в расширении самосознания, самореализации.

Свойствами категории "информационная компетентность" являются следующие: (8)

  • дуализм - наличие объективной (внешней оценки информационной компетентности) и субъективной (внутренней - самооценки своей информационной компетентности индивидуумом) сторон;
  • относительность - знания и базы знаний быстро устаревают и их можно рассматривать как новые только в условно-определённом пространственно-временном отрезке;
  • структурированность - каждый человек имеет свои особым образом организованные базы знаний;
  • селективность - не вся поступающая информация трансформируется в знания, встраиваемые в имеющиеся организованные базы знаний;
  • аккумулятивность - знания и базы знаний с течением времени имеют тенденцию к "накоплению" - аккумуляции, становятся шире, глубже, объёмнее;
  • самоорганизованность - процесс самопроизвольного возникновения в неравновесных системах новых структур баз знаний.
  • "полифункциональность" - наличие разнообразных предметно- специфических баз знаний (семантическая составляющая баз знаний является полифункциональной)

 Для определения функций информационной компетенции в образовании детально раскроем следующие пункты: (8)

1.1.        Отражением какого социального заказа является данная компетенция:

создание условий для развития члена информационного общества, способного оперативно реагировать на появление новых знаний, использовать информацию для достижения целей, приспосабливаться к динамике информационного пространства.

  1. Условием реализации каких личностных смыслов ученика она является:

- необходимость при получении высшего и профессионального образования

- становление и рост  в  профессиональной сфере, успешность в бизнесе и карьере.

     

1.3.        Какие реальные объекты окружающей действительности входят в круг данной компетенции:

все источники информации: книги, СМИ, аудио-, видео-, копировальная, множительная техника, цифровые носители, Интернет

 

  1.     С какими знаниями связана данная компетенция:

знание языка, особенностей функционирования речи, закономерностей строения текста и расположения в нем информации,

 закономерностей построения графиков, диаграмм, составления таблиц, схем,

 структуры печатных изданий, библиотечных каталогов,

     разновидностей СМИ, возможностей электронной техники

 

  1.    В каких способах деятельности проявляется освоение данной компетенции:

при выполнении заданий поискового характера на уроке и во внеклассной работе, творческих и исследовательских работ, подготовке докладов, выступлений, сообщений.

  1.    На решения каких образовательных задач направлена компетенция:

на формирование информационной и компьютерной грамотности, умения работать с информацией, актуализации знаний по школьным предметам, когда требуется заставить их работать в нестандартных условиях.

  1.   В каких учебных предметах (темах, разделах) имеет проявление:

наиболее интенсивно проявляется на уроках информатики и гуманитарного цикла (практически в любой теме и любом разделе), далее – по степени убывания: естественнонаучные предметы, точные науки, технология и физическая культура.

  1.   Каким должен быть минимальный опыт деятельности ученика, необходимый для освоения компетенции (краткая характеристика этого опыта, его объем):

-  опыт анализа текстов  различных стилей и различного содержания, а также создание собственных текстов учебного и практического характера,

 - поиск необходимой литературы в библиотеке, поиск материала по заданной теме в СМИ,  прослушивание и анализ аудиозаписей, просмотр и анализ видеопрограмм,

  • создание поисковых и исследовательских работ в заданном или произвольно выбранном формате.
  • Опыт работы с картами, схемами, таблицами, графиками, диаграммами  

  1. Укажем минимальный уровень подготовленности выпускников в отношении данной компетенции:

- знание  и понимание особенностей текстов различного стиля, других знаковых систем (таблиц, графиков, диаграмм), компьютера, ресурсов Интернета,

- умение извлекать из перечисленных источников необходимую информацию, выделять главное, критически оценивать достоверность полученной информации, передавать ее содержание в другой знаковой системе,

- владение приемами работы с электронной техникой, элементарными рабочими компьтерными  программами,

  • использование мультимедийных ресурсов и компьютерных технологий для обработки, передачи и систематизации информации, создания баз данных, презентации результатов познавательной и практической деятельности

2. Методы формирования информационной компетенции

В Рабочей программе предъявляются новые требования к результатам обучения и освоения содержания курса по обществознанию:

умение анализировать актуальную информацию о социальных объектах;

умение осуществлять поиск социальной информации;

умение извлекать из неадаптированных оригинальных текстов (правовых, научно-популярных, публицистических и др.) знания по заданным темам»;

умение систематизировать, анализировать и обобщать неупорядоченную социальную информацию;

умение подготавливать устное выступление, творческую работу по социальной проблематике;

-умение применять социально-экономические и гуманитарные знания в процессе решения познавательных задач по актуальным социальным проблемам;

-умения критического восприятия информации, получаемой в межличностном общении и массовой коммуникации: осуществления самостоятельного поиска, анализа и использования собранной социальной информации.

Поэтому задачами преподавателя обществознания  на современном этапе являются:

  • отобрать необходимые для формирования информационной компетенции средства;
  • спланировать и применить в процессе обучения эффективные методы;
  • получить реальный результат формирования информационной компетенции;
  • произвести оценку результативности своей деятельности (рефлексия).

Поскольку информационная компетенция формируется по отношению к информации, ее источникам, носителям и функциям, следует построить работу на основе разнообразных (текстовых, графических, картографических, изобразительных, звуковых) источников на бумажных, магнитных и цифровых носителях.

 Чтобы перейти к обучению, необходимо продумать методы формирования информационной компетенции.

Методы формирования информационной компетенции могут быть сгруппированы в соответствии с основными видами действий по работе с информацией (9).

Поиск и сбор информации:

  • задания на поиск информации в справочной литературе, сети Интернет, путем опросов, интервьюирования, работы с литературными первоисточниками, в музеях, библиотеках и т.д.;
  • задачи с избытком информации (требуется отделить значимую информацию от второстепенной);
  • задачи с недостатком информации (требуется определить, каких именно данных недостает и откуда их можно получить).

Обработка информации:

  • задания на упорядочение информации (выстраивание логических, причинно-следственных связей, хронологическое упорядочение, ранжирование);
  • составление планов к тексту;
  • подготовка вопросов к тексту;
  • составление диаграмм, схем, графиков, таблиц и других форм наглядности к тексту;
  •  задания, связанные с интерпретацией, анализом и обобщением информации, полученной из первоисточников или из учебных материалов;
  • задания по обобщению материалов состоявшейся дискуссии, обсуждения.

Передача информации:

  • подготовка докладов, сообщений по теме;
  •  подготовка плакатов, презентаций MS Power Pointк учебному материалу;
  • подготовка учебных пособий по теме;
  • подготовка стендов, стенгазет, объявлений, пригласительных билетов, программ мероприятий и т.п.

Комплексные методы:

  • составление и защита рефератов, включая составление плана, выводы, оформление библиографии;
  • информационные учебные проекты (индивидуальные и групповые), например проекты типа «Социологический опрос» с последующей интерпретацией и публичным
    представлением результатов;
  • телекоммуникационные проекты, предполагающие работу в тематических Интернет-форумах и обмен информацией по электронной почте;
  • учебно-исследовательская работа, предполагающая различные методы исследования, в том числе лабораторное наблюдение, эксперимент и др., использование математических методов для обработки полученных данных, а также грамотное представление полученных результатов в форме структурированного научного текста, оформление выводов и т.д.;
  • выпуск ученических СМИ — печатных, электронных.

3. Примеры формирования  информационной компетенции на уроках обществознания

Изучение обществознания в техникуме осуществляется по программе О.В. Кишенковой и учебнику под редакцией Л.Н.Боголюбова «Обществознание» 10,11кл.

При выборе заданий, формирующих информационную компетентность студентов техникума, важно отслеживать, какие умения при этом формируются.

В курсе обществознания приоритетными являются следующие умения:

1) умение анализировать актуальную информацию о социальных объектах;

        Определенные текущие события, современные процессы студенты на уроках обществознания анализируют с применением методов социального познания. Так, например, на уроке «Свобода и ответственность», им предлагается выполнить следующее задание: «Как вы знаете из учебников обществознания, истории, произведений литературы, во все века свобода выступала в качестве одной из самых главных личностных и общечеловеческих ценностей. Российские социологи в течение 12 лет проводили социологические опросы населения с целью изучения отношения российских граждан к свободе. В ходе исследования людям задавался один и тот же вопрос: «Что бы вы предпочли: государство, обеспечивающее свободу личности, что может приводить к уменьшению безопасности, или государство, которое обеспечивает больше безопасности, но ограничивает свободу личности?» (результаты ответов россиян даны в таблице в % к опрошенным по годам)

Ценности

1990

1994

1998

2002

Свобода личности

47,2

47,4

19.6

20,1

Личная безопасность

16,9

30,5

50,7

55,5

Постройте график изменения отношения российских граждан к свободе. Раскройте причины изменения этого отношения. Сделайте вывод о связи социальных условий людей и их представлениях о ценностях».

Изучая тему «Социальная мобильность» студентам дается задание: проанализируйте ситуацию. «После окончания института молодой человек Н. устроился менеджером в коммерческий банк. Спустя некоторое время он закончил курсы повышения квалификации, после чего был назначен исполнительным директором банка. Изменения произошли и в личной жизни Н.: он женился на дочери владельца банка. Иллюстрацией какого социального процесса может служить данная ситуация? Какие факторы сыграли здесь решающую роль? Как они называются в социологии?»

2) умение осуществлять поиск социальной информации;

        Студенты техникума осуществляют поиск информации для написания рефератов, подготовки сообщений, докладов, создания презентаций по темам  уроков.

        Например, по теме «Семья» студентам предлагается написать рефераты: «Основные направления семейной политики в Российской Федерации», «Государственная поддержка семьи в РФ и других странах мира». При изучении темы «Образование» - «Личностная и социальная значимость образования», «Сущность, необходимость, пути непрерывного образования».

        Информационная компетентность учащихся успешно формируется не только при работе с текстами, но и при использовании ИКТ.

При подготовке презентации студент должен провести большую исследовательскую работу, использовать значительное количество источников информации, что позволяет избежать шаблонов и превратить каждую работу в продукт индивидуального творчества. Обучающийся при создании каждого слайда превращается в компьютерного художника (слайд должен быть красивым и отражать внутреннее отношение к излагаемому вопросу). Данный вид учебной деятельности позволяет развивать у ученика логическое мышление, формирует умения и навыки.

Работа над презентацией, ее публичное представление, защита положительно влияет на развитие у студентов навыков общения с помощью информационно-компьютерных технологий, дает дополнительную мотивацию к изучению обществознания, способствует повышению уровня восприятия информации презентаций. Включается элемент соревнования, что позволяет повысить самооценку обучающегося, так как умение работать с компьютером является одним из элементов современной молодежной культуры.

Так, при изучении темы «Религия» студентам предлагается  создать  компьютерные презентации по мировым религиям: «Христианство», «Буддизм», «Ислам».

        На уроках обществознания студенты извлекают необходимую информацию из источников, созданных в различных знаковых системах (текст, таблица, график, диаграмма и др. Так, по теме «Культура» студентам предлагается на основе приведенной таблицы выполнить следующие задания:

1990год

2002 год

Не посещают кинотеатры

20%

35%

Не посещают театры

75%

70%

О каком виде досуга идет речь? Какие изменения произошли в его структуре? Как вы думаете, почему?»

3) умение извлекать из неадаптированных оригинальных текстов (правовых, научно-популярных, публицистических и др.) знания по заданным темам»;

        На занятиях «Обществознания» проводится работа с различными педагогически не адаптированными источниками социальной информации, включая современные средства коммуникации (в том числе ресурсы Интернета).

        Например, на уроке по теме «Социальные взаимодействия», студентам предлагается прочитать следующий текст  современного социолога А.В.Дмитриева  и выполнить задания.

        «Прежде чем вступить в противоборство, и соперники вероятнее всего находились в нейтральных отношениях, а возможно, и сотрудничали (сослуживцы, соседи, члены семьи, общественные организации, государства). Надежный путь предупреждения конфликта-налаживание и укрепление сотрудничества. Конфликтологами разработан ряд принципов и методов поддержания и развития сотрудничества.

        Согласие предполагает вовлечение возможного противника в совместную деятельность…

        Практическая эмпатия предполагает «вхождение» в положение партнера, понимание его трудностей, сочувствие и готовность помочь.

        Сохранение репутации партнера предполагает уважительное отношение к нему, даже если интересы одного партнера расходятся с интересами другого.

        Взаимное дополнение тех качеств партнера, которыми не обладает другой. Развивая и используя эти черты, можно укрепить взаимное уважение и сотрудничество и избежать конфликта.

        Исключение социальной дискриминации предполагает запрещение подчеркивать свое превосходство над партнером (хотя оно, возможно, и имеется). «Даже если вы делаете работу лучше других, не ведите себя как победитель».

        Разделение заслуг. Этим достигается взаимное уважение и снимаются такие негативные эмоции, как зависть, чувство обиды и т.п.

        Психологический настрой предполагает в конкретных проявлениях, например, своевременное информирование партнера о возможных или предстоящих переменах, осуждение с ним их последствий и т.п.

        Психологическое поглаживание (синтон) предполагает поддержание хорошего настроения, положительных эмоций по самым различным поводам, что снимает напряженность, вызывает чувство симпатии к партнеру и тем самым препятствует возникновению конфликтной ситуации.

        Названные методы и принципы поддержания и укрепления сотрудничества, конечно, не являются исчерпывающими. Но все, что может способствовать сохранению нормальных деловых отношений между людьми, укреплению их взаимного доверия и уважения, противодействует развитию конфликта, предупреждает его возникновение, а если он все-таки возникнет, помогает его разрешить»

(Дмитриев А.В. Социальный конфликт: общее и особенное/ А.В.Дмитриев.-М.,2002.-С.323-324.).

Вопросы и задания.

1) Какие виды сотрудничества упомянуты в тексте? Дополните список собственными примерами. 2) Какой путь предупреждения конфликта автор считает самым надежным? Свой ответ объясните».

4) умение систематизировать, анализировать и обобщать неупорядоченную социальную информацию;

        На уроке по теме «Социальная структура общества» студенты выполняют следующее задание: «Какой смысл вкладывают обществоведы в понятие «социальная группа»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения, содержащие информацию о «социальной группе».

По теме «Культура» студентам предлагается на основе приведенной таблицы выполнить следующие задания:

1990год

2002 год

Не посещают кинотеатры

20%

35%

Не посещают театры

75%

70%

О каком виде досуга идет речь? Какие изменения произошли в его структуре? Как вы думаете, почему?»        

При изучении темы «Что такое общество», студенты выполняют задание:

1. Прочитайте приведенный ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.

«Характеристика общества как ______(1) предусматривает изучение его внутренней структуры. Ее основными элементами являются _______(2) общественной жизни и социальные институты. Выделяют экономическую, социальную, политическую и духовную сферы. Все они находятся в тесной взаимосвязи, так как поддерживают необходимую____(3) общества. ____(4) в каждой из сфер решают важные социальные задачи. Они обеспечивают производство и распределение различных видов____(5), а также управление совместной ____(6) людей».

Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово (словосочетание) может быть использовано только один раз. Обратите внимание на  то, что в списке слов больше, чем вам потребуется для заполнения пропусков.

а) целостность

б) система

в) общество

г) социальные блага

д) сфера

е) производство

ж) культура

з) социальные институты

и) деятельность

В данной ниже таблице указаны номера пропусков. Запишите под каждым номером букву, соответствующую выбранному вами слову. Получившуюся последовательность букв перенесите в бланк ответов.

1

2

3

4

5

6

При закреплении темы «Религия» студентам дается следующее задание:  «Установите соответствие названий мировых религий и их характеристик: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите позицию из второго столбца.

Характеристики

Мировые религии

А) ее название переводится как «предание себя», «покорность»

1) буддизм

Б) возникла как религия спасения в Древнем Риме

2) христианство

В) ее приверженцы должны каждый день совершать пятикратную молитву, а перед ней- омовение

3) ислам

Г) основной идеей является положение о том, что жизнь – это страдания, возникающие из желаний и страстей людей

Запишите в таблицу выбранные буквы.

А

Б

В

Г

На уроке «Познание» студенты получают задание, оформленное с помощью схемы.

«Запишите слово, пропущенное в схеме:

5) умение подготавливать устное выступление, творческую работу по социальной проблематике;

        По каждой теме изучаемого предмета студентам предлагается подготовить устное выступление и выполнить творческую работу - написать эссе. Например, по теме «Деятельность» с помощью материалов Интернета подготовить сообщение «Стимулирование труда» и написать эссе «Труд, который нам приятен, излечивает горе» (У.Шекспир).

6)  умение применять социально-экономические и гуманитарные знания в процессе решения познавательных задач по актуальным социальным проблемам;

        На занятиях обществознания студентам предлагаются различные познавательные задачи, например, по теме «Социальное неравенство» предлагается следующее задание: «На улицах города, в общественном транспорте можно встретить людей, просящих подаяние. Благополучные граждане неоднозначно реагируют на таких людей: кто-то подает, кто-то проходит мимо…Один известный артист так прокомментировал свою позицию по отношению к таким людям: «Бог им не дает, как же я могу им дать». Можно ли расценивать его слова как оправдание социального и имущественного неравенства? Свой ответ обоснуйте».

         «В своде законов Киевской Руси «Русской Правде» были предусмотрены различные наказания за убийство. Так, штраф за убийство тиуна (управителя) был огромен: он равнялся стоимости стада в 80 волов или в 400 баранов. Жизнь смерда или холопа ценилась во много раз дешевле. Сделайте возможные выводы о социальных отношениях общества того времени и способах их регулирования».

7) умения критического восприятия информации, получаемой в межличностном общении и массовой коммуникации: осуществления самостоятельного поиска, анализа и использования собранной социальной информации

        Студенты должны уметь критически воспринимать  и осмысливать разнородную социальную информацию, отражающую различные подходы, интерпретации социальных явлений, формулировать на этой основе собственные заключения и оценочные суждения.  С этой на уроке по теме «Социальные нормы» студентам предлагается выполнить следующее задание:

«В понимании одних людей человек- это безусловная ценность, в понимании других- ничтожество. Сопоставьте три точки зрения на человека.

1. «Поистине человек- это грязный поток. Надо быть морем, чтобы принять его в себя и не стать нечистым» (Ф.Ницше).

2. «Все прекрасное на земле - от солнца, и все хорошее- от человека» (М.М.Пришвин).

3. Мы - источник веселья - и скорби

Рудник,

Мы вместилище скверны - и чистый

Родник.

Человек, словно в зеркале мир-

Многолик.

Он ничтожен- он же безмерно велик!

                                        (Омар Хайям)

С какой из приведенных точек зрения вы согласны? Дайте аргументированный ответ.

Развитию критического мышления способствуют вопросы. На формирование умения конструировать вопросы обращается особое внимание. Можно провести игру “Самый внимательный читатель”. Студенты должны составить как можно больше вопросов к тексту. Также проводятся «пресс-конференции», когда по изученной теме студенту задает вопросы вся группа. Вопросы оцениваются: самые сложные, самые интересные, оригинальные.

На уроках обществознания студенты выполняют учебно-исследовательские работы по социальной проблематике. Например, по теме «Социальная мобильность дается задание провести небольшое социологическое исследование. Побеседуйте с пятью работающими родственниками (друзьями, соседями и т.п.). Задайте им следующие вопросы: 1) Каково их занятие (профессия)? 2) Если они уже меняли свое занятие (профессию), то что послужило причиной этих изменений? 3) Каково нынешнее занятие их отца/матери? 4) Каким было первое после окончание школы занятие их матери/отца? 5) Если занятие отца/матери изменилось, то что послужило причиной этих изменений?

Полученную информацию занесите в таблицу и сделайте (на примере этих семей) выводы: а) направлениях межпоколенной и внутрипоколенной мобильности; действующих «социальных лифтах»; б) зависимости выбора профессий детьми от социального статуса и деятельности родителей.

Нынешнее занятие (профессия) сына/дочери

Самое первое занятие (профессия) сына/дочери

«Социальный лифт»

Нынешнее занятие (профессии) отца/матери

Самое первое занятие (профессия) отца/матери

«Социальный лифт»

1.

2.

3.

4.

5.

По теме «Политические партии» студентам предлагается провести учебно-исследовательскую работу по теме «Социальное развитие в программах политических партий России», а при изучении темы «Наука»- «Угрожает ли человеку «искусственный интеллект»?».

        Студенты, работая с информацией, выполняют задания на осмысление прочитанного текста. Для этого им предлагаются такие задания, как:

«Вставь пропущенные слова

1. Прочитайте приведенный ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.

«Характеристика общества как ______(1) предусматривает изучение его внутренней структуры. Ее основными элементами являются _______(2) общественной жизни и социальные институты. Выделяют экономическую, социальную, политическую и духовную сферы. Все они находятся в тесной взаимосвязи, так как поддерживают необходимую____(3) общества. ____(4) в каждой из сфер решают важные социальные задачи. Они обеспечивают производство и распределение различных видов____(5), а также управление совместной ____(6) людей».

Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово (словосочетание) может быть использовано только один раз. Обратите внимание на  то, что в списке слов больше, чем вам потребуется для заполнения пропусков.

а) целостность

б) система

в) общество

г) социальные блага

д) сфера

е) производство

ж) культура

з) социальные институты

и) деятельность

В данной ниже таблице указаны номера пропусков. Запишите под каждым номером букву, соответствующую выбранному вами слову. Получившуюся последовательность букв перенесите в бланк ответов.

1

2

3

4

5

6

8) умение определять сущностные характеристики  изучаемого объекта; самостоятельный выбор критериев для сравнения, сопоставления, оценки и классификации объектов

При изучении темы «Религия» студенты выполняют задание:

«В приведенном ниже списке указаны черты сходства религии и науки и их отличия. Выберите и запишите в таблицу сначала порядковые номера черт сходства, а затем- черт отличия.

1) является основой для формирования мировоззрения

2) создает собственную картину мира

3) все подвергает сомнению

4) основана на вере и не требует доказательств

Черты сходства

Черты отличия

В заключении хотелось бы отметить, что применение в практике преподавания  обществознания различных приемов и методов обучения способствуют формированию информационной компетенции студентов. Даже самые пассивные учащиеся включаются в активную деятельность с огромным желанием, у них наблюдается развитие навыков оригинального мышления, творческого подхода к решаемым проблемам.

Очень эффективен при формировании информационной компетенции исследовательский метод. Не всегда просто подготовить исследовательский проект: надо заинтересовать студента (выбрать интересную для него тему), вместе с ним посетить библиотеку и подобрать соответствующую научную литературу, научить работать с книгой, просмотреть в Интернете все материалы по теме. И самое главное – заставить ученика поверить в свои силы, доказать, что его выступление будет самым интересным.

Важно студента научить мыслить самостоятельно, уметь сопоставлять факты и искать информацию. Деятельность студента организуется не только как удовлетворение познавательной потребности, но и целого ряда потребностей развития  личности обучающегося: самоутверждение, самовыражение, самоопределение, самоактуализация. Студент  себя адаптирует к социуму, проходит первые социальные пробы, то есть осуществляет самосовершенствование.

Заключение

Важнейшей задачей современной системы образования является формирование совокупности «универсальных учебных действий», обеспечивающих «умение учиться», способность личности к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта, а не только освоение учащимися конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин. При этом знания, умения и навыки рассматриваются как производные от соответствующих видов целенаправленных действий, т. е. они формируются, применяются и сохраняются в тесной связи с активными действиями самих учащихся. Все это позволяет говорить о системе ключевых компетентностей.

Образование во все времена было направлено на развитие человека. Основная задача образования - научить обучаемого самостоятельно работать, самому выстраивать систему своих знаний, исходя из собственных запросов, возможностей, устремлений, а также обеспечить освоение и воспроизводство им социального опыта.

 Компетентностный подход «выдвигает на первое место не информированность студента, а умения решать проблемы, возникающие в следующих ситуациях: 1) в познании и объяснении явлений действительности; 2) при освоении современной техники и технологии; 3) во взаимоотношениях людей; 4) в практической жизни при выполнении социальных ролей…».

 Целью компетентностного подхода является качество образования, особенностью компетентного обучения является усвоение не «готового знания», а организация учебного процесса, в котором исследовались бы условия происхождения и становления данного знания. Результатом обучения, как отмечено в Стратегии модернизации образования, должен стать набор ключевых компетентностей в интеллектуальной, гражданско-правовой, коммуникационной, информационной и прочих сферах.

Главное изменение в обществе, влияющее на ситуацию в сфере образования - ускорение темпов развития общества. В результате техникум должен готовить своих студентов к жизни, к переменам, развивать у них такие качества, как мобильность, динамизм, конструктивность. Такая подготовка не может быть обеспечена за счёт усвоения определённого количества знаний. На современном этапе требуется другое: выработка умений делать выбор, эффективно использовать ресурсы, сопоставлять теорию с практикой и многие другие способности, необходимые для жизни в быстро меняющемся обществе. В последние годы в развитых странах мира активно обсуждается проблема поворота системы образования к формированию ключевых компетенции. Эта проблема стала актуальной и для отечественного образования. При этом современное образование должно создать условия для формирования у выпускников таких компетенций, которые обеспечили бы им успешность и востребованность в профессиональной деятельности и психологический комфорт в личной жизни. Одной из таких компетенций является информационная компетенция.

При помощи реальных объектов (телевизор, магнитофон, телефон, факс, компьютер, принтер, модем, копир) и информационных технологий (аудио- и видеозапись, электронная почта, СМИ, Интернет) формируются умения самостоятельно искать, анализировать и отбирать необходимую информацию, организовывать, преобразовывать, сохранять и передавать ее. Эта компетенция обеспечивает навыки деятельности ученика с информацией, содержащейся в учебных предметах и образовательных областях, а также в окружающем мире.

Информационная компетентность - это способность человека осмыслить реалии информационного общества и использовать все предоставляемые им возможности, способность всесторонне адаптироваться и самореализоваться в информационном обществе.

  В структуре информационной компетентности специалистов можно выделить следующие компоненты:

  • комплекс приобретенных знаний, необходимых для творческого решения профессиональных задач;
  • совокупность разнообразных способов деятельности, необходимых для самореализации в профессиональной деятельности;
  • личностные качества субъекта, его потребности, мотивации, направленные на повышение компетентности;
  • выбор наиболее значимых ценностных ориентаций.

Исходя из реалий современного информационного общества, очевидно, что для достижения определенного уровня информационной компетентности специалисту необходимо:

  • постоянно приобретать новые знания и умения в сфере информационно-коммуникационных технологий;
  • развивать свои коммуникативные и интеллектуальные способности;
  • осуществлять интерактивный диалог в едином информационном пространстве.

Функциями категории "информационная компетентность" являются:

  1. познавательная, направленная на систематизацию знаний, на познание и самопознание человеком самого себя;
  2. коммуникативная функция, носителями которой являются семантическая компонента, "бумажные и электронные" носители информации педагогического программного комплекса;
  3. адаптивная функция, позволяющая адаптироваться к условиям жизни и деятельности в информационном обществе;
  4. нормативная функция, проявляющаяся, прежде всего, как система моральных и юридических норм и требований в информационном обществе;
  5. оценочная (информативная) функция, активизирующая умения ориентироваться в потоках разнообразной информации, выявлять и отбирать известную и новую, оценивать значимую и второстепенную;
  6. интерактиавная, которая формирует активную самостоятельную и творческую работу самого субъекта, ведущую к саморазвитию, самореализации.

Для повышения уровня своей информационной компетентности человек информационного

 общества должен прежде всего уметь систематизировать полученную информацию и знания, выделять действительно важное для себя. Ему необходимо ориентироваться в потоках разнообразной информации, выявлять и отбирать известную и новую, оценивать значимую и второстепенную. Иначе он просто утонет в потоке информационного мусора, «спама» или станет жертвой информационного стресса, пытаясь «объять необъятное». Реализация этого навыка невозможна без повышения общего образовательного уровня.

 

                Важнейшим компонентом информационной компетенции является умение студентов работать с учебной литературой. С целью развития данного умения, студенты на уроках обществознания получают различные задания:

 -переписать в тетрадь основные понятия, обществоведческие термины, которые изучаются на уроке;

-прочитать текст параграфа учебника, выделять главное, сократить текст до нескольких строк, не искажая смысл;

-разбить прочитанный текст на части;

-составить план по прочитанному тексту;

-составить тезисы по теме урока;

-найти  в тесте необходимую информацию или ответ на вопрос преподавателя;

-составить конспект по теме урока;

-сделать сообщение, заключение о прочитанном тексте;

-составить тезисы своего выступления:

-подготовить  вопросы к прочитанному тексту параграфа;

-составить диаграмму, схему, таблицу и другие формы наглядности к тексту;

-систематизировать изученный материал с помощью схемы.

При объяснении нового материала постоянно используются  таблицы, схемы, различный дидактический раздаточный материал. Вместе со студентами читаем учебный и  раздаточный материал, решаем кроссворды, сравниваем документы; студенты самостоятельно могут ознакомиться с предложенным теоретическим материалом, выбрать главное, а потом ответить на устные вопросы преподавателя.

Извлечение информации студентами происходит на уроке с использованием таких методов обучения, как рассказ, беседа, лекция, дискуссия. При этом важно помнить факторы успешного восприятия и понимания учебной информации

Деятельность учащихся по обработке информации (предназначение, обращенность информации):

-   студент воспроизводит и излагает информацию в соответствии с заданием (репродуктивное воспроизведение типа подчеркни, выпиши, найди и прочитай, обведи, перерисуй и т.п.),

-   студент воспроизводит информацию и предпринимает попытку объяснения причинно-следственных отношений, порядка следования оснований,

-   студент воспроизводит информацию, самостоятельно выделяет основания для сравнения или классификации и обосновывает предложенные им основания,

-   студент представляет информацию в виде связного устного или письменного текста, объясняя логику выбора и ранжирования оснований,

-   студент представляет информацию в виде связного устного или письменного текста, указывая на суть найденного самостоятельно противоречия,

-   студент представляет в виде связного устного или письменного текста информацию, содержащую выводы, на основе критического анализа разных точек зрения или сопоставления собственного опыта и полученной информации. Этот уровень деятельности предполагает в качестве результата формулирование собственной аргументированной позиции с иллюстрацией собственного опыта или опыта своих товарищей,

-   студент представляет в виде связного устного или письменного текста информацию, содержащую вывод, сделанный на основе информации, подтвержденный собственной аргументацией или данными, полученными в результате обработки информации, причем предъявленной из другой ролевой позиции.

Ориентировка преподавателя на осмысление и первичное обобщение информации учениками значительно уменьшает проявление формализма в учебно-воспитательном процессе. Понимание информации студентом  приходит не сразу, а после попытки проникнуть в ее смысл. Для понимания важна информация об одном и том же объекте познания, но уровень понимания ин формации отличается от другого широтой переноса познанной информации в новые условия, т.е. применением ее. Для этого нужны определенные логические умения (сравнивать, выделять главное, доказывать, опровергать), а также умения работать с информационными источниками (справочной литературой, первоисточниками, научно-популярной и т.д.).

Студенты, выполняя задания преподавателя на уроках обществознания, переводят визуальную информацию в вербальную и наоборот: графически, схематически представляют прочитанную информацию; читают и поясняют схемы и графики; используют таблицы, схемы, графики для систематизации материала.

Для развития умения критически мыслить студенты учатся:

-писать рецензии;

-писать аннотации

-находить ошибки в той или иной информации (в тексте, схемах)

-дополнять неполную информацию;

-критически воспринимать свою и чужую речь.

Студенты должны уметь воспринимать информацию из разных источников, для этого они:

-подбирают заметки из разных источников (документ, учебное пособие, научно-популярная книга, Интернет)

-сравнивают изложение одних и тех же вопросов в различных источниках; выявляют общее и находят различие; сопоставляют различные точки зрения по принципиальным вопросам;

-работают со справочной литературой

-пишут реферат, эссе по заданной теме.

Вывод: В рамках перечисленных  методов наиболее эффективно будет достигнута цель – информационная компетентность учащихся, развиваются их способности (поскольку высок интерес), воспитывается стремление к достижению цели, планирование деятельности, формируются навыки взаимодействия, используются приемы практической деятельности в сочетании с актуализацией знаний по предмету, результаты работы учащихся позволяют гибко оценивать их общеучебные и личностные достижения.

Список использованной литературы и Интернет-ресурсов

1. Обществознание. Практикум. 10 класс. Пособие для учителей общеобразовательных учреждений. Под редакцией Л.Н.Боголюбова. –М.: Просвещение, 2011.-160 с.

2. Обществознание. Практикум. 11 класс. Пособие для учителей общеобразовательных учреждений. Под редакцией Л.Н.Боголюбова. М.-Просвещение, 2010.-160 с.

3. Философский энциклопедический словарь / Гл. редакция: Л.Ф.Ильичёв, П.Н.Федосеев, С.М.Ковалёв, В.Г.Панов - М.: Сов. Энциклопедия, 1983. - 840 с.

 4.  Википедия (Электронный ресурс): Электрон.энциклопедия-Режим доступа: http://ru.wikipedia.org/wiki/%C8%ED%F4%EE%F0%EC%E0%F6%E8%FF- (Дата обращения: 10.01.13).

5. Википедия (Электронный ресурс): Электрон.энциклопедия-Режим доступа: http://ru.wikipedia.org/wiki/%CA%EE%EC%EF%E5%F2%E5%ED%F6%E8%FF – (Дата обращения:11.01.130

6. Википедия (Электронный ресурс): Электрон.энциклопедия-Режим доступа: http://ru.wikipedia.org/wiki/%CA%EE%EC%EF%E5%F2%E5%ED%F6%E8%FF_%28%F3%EF%F0%E0%E2%EB%E5%ED%E8%E5_%EF%E5%F0%F1%EE%ED%E0%EB%EE%EC%29-(Дата обращения:12.01.13)

7.Википедия (Электронный ресурс): Электрон.энциклопедия-Режим доступа: http://ru.wikipedia.org/wiki/%CA%EE%EC%EF%E5%F2%E5%ED%F2%ED%EE%F1%F2%FC (Дата обращения:13.01.13)

8.  Тришина С.В. Информационная компетентность как педагогическая категория (Электронный ресурс)-Режим доступа:http://www.eidos.ru/journal/2005/0910-11.htm)-(Дата обращения: 15.01.13)

9. Тришина С.В., Хуторской А.В. Информационная компетентность специалиста в системе дополнительного профессионального образования // Интернет-журнал «Эйдос». 2004. 22 июня-(Электронный ресурс)-Режим доступа: // URL: http://www.eidos.ru/journal/2004/0622-09.htm -(Дата обращения: 12.02.2012).

7. Формирование информационных компетенций учащихся в процессе обучения физики (Электронный ресурс)- Режим доступа:

http://rudocs.exdat.com/docs/index-231305.html?page=2 -(Дата обращения:20.01.13)

8.Петрова В.Е. Информационная компетентность в образовании как залог успешной адаптации человека в информационном обществе (Электронный ресурс)-Режим доступа: http://emag.iis.ru/arc/infosoc/emag.nsf/BPA/84f004ebcb782acf442579fc0049cd83-(Дата обращения: 18.01.13)

9. Методы формирования комптенций (Электронный ресурс)-Режим досткпа:

 http://school6nojabrsk.narod.ru/metod_kometenz.htm- (Дата обращения: 11.01.13)

10. Тихомиров В.П. Качественное образование в информационном обществе, основанном на знаниях. Стратегическая программа развития для России-Режим доступа: // URL: expert.ustu.ru/doc/seminarmesi/Downloads_GetFile.aspx?id=212 -(Дата обращения 17.02.2012).

11. Интернет-журнал «Эйдос» .Раздел «Методика в школе» (Электронный ресурс)-Режим доступа:  http://www.eidos.ru/journal/2010/0319-7.htm- (Дата обращения: 10.01.13)

12. Лазакова Л.В. Методические аспекты применения информационных технологий на уроках истории  (Электронный ресурс)-Режим доступа: http://www.eidos.ru/journal/2010/0319-7.htm- (Дата обращения: 15.01.13)

13.Одинец К.А. Оценивание уровня сформированности компетентностей на уроках историко-обществоведческого цикла. // Интернет-журнал "Эйдос". - 2010. - 30 сентября.(Электронный ресурс)-Режим доступа:
http://www.eidos.ru/journal/2010/0930-05.htm. - В надзаг: Центр дистанционного образования "Эйдос", e-mail: list@eidos.ru. –(Дата обращения:14.01.13)
 

14.Информационная компетентность учащихся. Сайт Рабсаловой Т.Б. (Электронный ресурс)-Режим доступа:http://eaysyenglishrtb.ucoz.ru/publ/informacionnaja_kompetentnost_uchashhikhsja/1-1-0-1- (Дата обращения: 17.01.13)

15. Киселева Т.Г. Диагностика и формирование информационной компетентности средствами учебного предмета. - (Электронный ресурс)-Режим доступа: http://122.72.0.3www.openclass.ru/node/62780- (Дата обращения:19.01.13)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

обобщение инновационного педагогического опыта работы «Использование информационных технологий на уроках математики»

в данной статье я обощаю опыт своей работы, которая развивается с внедрением новых технологий. Начинала я работу с создания презентаций к урокам, с привлечением учащихся к данной работе. Учениками соз...

Статья "ВОСПИТАНИЕ ПАТРИОТА СЕГОДНЯ (ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ ПО ПАТРИОТИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ СТУДЕНТОВ В УЧРЕЖДЕНИИ СПО)"

Сегодня очень много говорят о патриотизме. На современном этапе развития нашей страны это чувство должно стать, наверное, тем стержнем в жизни каждого человека, который поможет нам построить новое общ...

Формирование информационной компетентности школьников на уроках математики. (Из опыта работы).

 Сегодня я хочу поделиться опытом формирования у школьников ключевых компетентностей, приемов и методов, направленных на воспитание творческого, самостоятельного, ответственного, коммуника...

Из опыта работы "Использование информационно-коммуникативной технологии на уроках истории и обществоззнания, как средство активизации познавательной деятельности обучающихся"

Из опыта работы "Использование иформационно-коммуникативной технологии на уроках истории и обществознания, как средство активизации познавательной деятельности обучающихся"...

Обобщение опыта работы «Совершенствование профессиональной компетентности педагогов в условиях реализации ФГОС»

Совершенствование профессиональной  компетентности педагогов в условиях реализации ФГОС...